22.1.19

Дедал и Икар





Афинянин Дедал (Δαίδα­λος), внук афинского царя Эрехтея и сын Метиона (Plat. Jon. 533 a), по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона (Apollod. III 15. 8). По первой версии происходил из греческого рода Эрехтидов — потомков Эрехтея, сына Гефеста и Афины. Он был самый искусный человек своего времени; он был в одно и то же время и строитель, и скульптор, и резчик по камню. Ремеслу Дедала обучила сама Афина. В каждом городе были произведения, сделанные его рукой; про его статуи говорили, что они живут. 
Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Слава о нем распространялась по всей Греции.
У него был племянник по имени Талос (у Гигина - имя племянника Пердикс), сын его сестры Пердики, которого он посвятил в свои искусства и который проявил еще большие способности, чем его учитель. Почти еще ребенком, он изобрел гончарный станок, сделал первую пилу из змеиных зубов и еще многие другие инструменты, и все это вполне самостоятельно, без малейшей помощи учителей. Таким образом, еще в юности, он приобрел большую славу, что сделало его гордым и самонадеянным.
Дедал все более и более завидовал своему воспитаннику; он боялся быть превзойденным. Зависть овладела им. 
Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было видно кругом. И в этот момент Дедал решил убить Талоса, и столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Талос естественно разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял его тело и хотел уже тайно зарыть его в землю, но его застали афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.
Он тотчас скрылся на остров Крит, где получил выгодное место художника у царя Миноса. Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Король предложил ему построить для Минотавра, сына своей жены Пасифаи, чудовища с телом человека и головой быка, жилище, в котором оно было бы скрыто от глаз людей.
Находчивый Дедал построил лабиринт, состоящий из целой сети запутанных, извилистых коридоров, в которых терялся глаз, и путник, попадая в них, сбивался с пути. Все эти коридоры вели то вперед, то назад, так что выбраться не было почти никакой возможности. Внутри этого строения и должен был поселиться Минотавр.
Пищей для чудовища служили семь юношей и семь красивых девушек, которых афиняне должны были через каждые девять лет отдавать царю Крита для жертвы. Но Дедала пугали эти жертвы. Дедалу как художнику было тяжело пребывание на этом одиноком острове, среди моря, со строгим своенравным царем, и он стремился вернуться на родину. Но Минос категорически не хотел отпускать его  с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите.
По другой версии Дедал помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток . Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Дедала вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Именно после этого случая Дедал принимает решение бежать...

Существует и более подробная версия. Супруга царя Миноса Пасифая вдруг влюбилась в лучшего царского быка. Чтобы утолить свою страсть, она позвала на помощь Дедала, и тот соорудил ей полую корову, забравшись в которую, царица сумела удовлетворить быка. После этого ужасного адюльтера (проклятия богов, между прочим) родился у царицы сын с головой быка, Минотавр. Тогда раскрылась вся правда и участие в этом Дедала. Его вместе с сыном заточили в построенном им же лабиринте.

Дедал долго думал, как ему покинуть Крит, и, наконец, нашел способ освободиться от неволи. Его изобретательный ум скоро отыскал возможность бежать.
- Если не могу я, - воскликнул Дедал, - спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

С неутомимым усердием начал он связывать всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно прикрепляя к ним более длинные, так что казалось, что это были настоящие крылья. Перья он скреплял посредине льняными шнурками, а снизу воском, потом делал едва заметный изгиб.

Борис Стародубцев, "Дедал и Икар".


У Дедала был маленький сын Икар, рожденный от рабыни Навкраты, который повсюду следовал за отцом и с любопытством следил за его работой над изготовлением крыльев. Потом он и сам активно включился в процесс и стал помогать ему. После того как все было закончено, Дедал прикрепил крылья к своему телу и легко, как птица, взлетел на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Когда он снова спустился на землю, сын начал настойчиво просить его сделать и ему такие же крылья и брать его с собой в воздушные путешествия. Дедал сначала сердился, но потом уступил и скоро приготовил новые крылья для сына.

- Слушай, что я скажу тебе, мой сын, - обратился он затем к мальчику, - лети осторожно, потому что, если ты спустишься слишком низко, твои крылья могут промокнуть в морской воде и ты упадешь в волны. Но ты должен также беречься и от солнца и не залетать слишком высоко, так как его лучи могут растопить воск, скрепляющий крылья. Лети же между морем и солнцем, прямо за мной и внимательно следи за моим полетом.
С такими наставлениями снаряжал он сына, но рука его дрожала, когда он прикреплял крылья, и тяжелая слеза скатилась из его глаз.
Вот как видел это Овидий:

…На крыльях поднявшись,
Он впереди полетел и боится за спутника, словно
Птица, что малых птенцов выпускает на волю.
Следовать сыну велит, наставляет в опасном искусстве,
Крыльями машет и сам и на крылья сыновние смотрит.

Вот оба они взлетели на воздух. Сначала все шло прекрасно. Далеко остались за ними острова Самос, Делос и Парос, и уже был виден вдали берег Греции... Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забывает наставления отца и уже не летит следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу, один, мужественно и безропотно направляясь ввысь.
Близкое солнце растопило своими горячими лучами скреплявший крылья воск; распавшиеся, они бессильно повисли на плечах мальчика, и не могли больше сопротивляться ветру, и несчастный стремительно полетел вниз. Он хотел крикнуть отцу; но волны уже поглотили его... Когда Дедал обернулся, он не увидел сына. Напрасно звал он его, никто не откликался.

Начал тут отрок Икар веселиться отважным полетом,
От вожака отлетел; стремлением к небу влекомый,
Выше все правит свой путь.
Соседство палящего Солнца
Крыльев скрепление — воск благовонный —
огнем размягчило;
Воск, растопившись, потек; и голыми машет руками
Юноша, крыльев лишен, не может захватывать воздух.
Приняты были уста, что отца призывали на помощь,

Наконец, внимательным взглядом Дедал окинул землю. И вдруг заметил на гребнях морских волн крылья сына. Тотчас спустился он на землю и долго бродил по берегу моря, ища мальчика.

Морем лазурным, с тех пор от него
получившим названье.
В горе отец — уже не отец! — повторяет: «Икар мой!
Где ты, Икар? — говорит, — в каком я найду тебя крае?»
Все повторял он: «Икар!» — но перья увидел на водах;
Проклял искусство свое, погребенью сыновнее тело
Предал, и оный предел сохранил погребенного имя .

По другой версии, волны выкинули труп Икара на берег острова, на котором и похоронил его отец, назвав его Икария, в память сына. А часть Средиземья  куда упал Икар получило название Икарова моря (Овидий, Метаморфозы, VIII, 145).


«Падение Икара»  ; рельеф XVII века с изображением лабиринта Минотавра


Дедал и Икар ; фреска в Помпеях ; I век н.э (?)


______________________________________

Историческая справка.

Икария (Ίκαρία), остров близ малоазиатского берега, причисляемый к Спорадам, в 12 километрах к западу от Самоса. На северо-восточном мысе Дрепанон лежал носивший то же имя главный город острова; два других городка назывались Иноя и Исти. На Икарии находился известный в античные времена храм Артемиды Таврополы.
Самос (Samos), в древности один из главных островов Эгейского моря. Город Самос, расположенный амфитеатром над прекрасной гаванью с укрепленной цитаделью Астиполеей, обладал многочисленными и богатыми храмами, среди которых выделялся знаменитый храм Геры, по Геродоту — величайшее из всех древних святилищ, построенное зодчими Ройком и Феодором около 650 года до нашей эры на месте древнейшего святилища, сооружение которого приписывалось аргонавтам или лелегам. Славился также упоминаемый Геродотом водопровод, сооруженный мегарцем Евполином. Древнейшими обитателями Самоса считались лелеги и карийцы, царем которых был Анкей, сын Посейдона, а затем Самос, который по позднейшим греческим преданиям был незваным пришельцем, и от которого остров и получил свое имя.
______________________________________

После того как Дедал похоронил сына, он полетел на Сицилию. Здесь он был гостеприимно встречен королем Кокалом. Многие поколения указывали потом на устроенное им прекрасное озеро, из которого вытекала большая и широкая река. А на высокой скале, где не могло удержаться ни одно дерево, он построил замок, к которому вела красивая извилистая дорога, искусно пробитая между камнями. Кокал избрал этот уголок своим местопребыванием и хранилищем своих сокровищ.
Третье произведение Дедала была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.
Кроме того, он воздвиг храм Афродиты и посвятил богине золотые соты, так хорошо сделанные, что, казалось, они были наполнены настоящим медом.

Когда Минос узнал, что строитель Дедал бежал на Сицилию, он решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его. 
Когда Минос узнал, что строитель Дедал бежал на Сицилию, он решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его. Минос собрал большой флот и отправился на поиски Дедала. Он взял с собой раковину тритона и, куда бы ни приплывал, обещал наградить всякого, кто сможет продеть сквозь раковину нитку, зная наперед, что на это способен только Дедал. Прибыв на Сицилию, Минос предложил эту задачу Кокалу, и тот позарился на награду. Когда Кокал вернул раковину с продетой нитью, Минос убедился, что Дедал скрывается у него и стал настаивать на выдаче беглеца. Царь сиканов не мог оказать открытое сопротивление могущественному критскому царю, однако дочери Кокала не хотели расставаться с Дедалом, который делал для них забавные механические куклы, и вступили с ним в сговор. Дедал провел трубу через крышу бани, и, когда Минос наслаждался купанием в ней, дочери Кокала вылили на него через эту трубу кипяток. Кокал, который, скорее всего, тоже был посвящен в этот заговор, вернул труп царя критянам, заявив, что Минос споткнулся о коврик и упал в котел с кипящей водой.
Кокал похоронил его с большими почестями, а над его могилой около Агригента рукой Дедала был построен открытый храм Афродиты.
В продолжение всей своей жизни Дедал оставался у Кокала, и под его руководством воспитывались многие знаменитые мастера. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив и, несмотря на то, что своими произведениями делал страну веселой и красивой, сам доживал старость в скорби. Он был похоронен в Сицилии.

*

Древние греки классического и более поздних периодов думали, что в форме мифа об Икаре и Дедале сохранилось воспоминание об изобретении косых парусов — по распространенной интерпретации, Дедал и Икар спаслись с Крита просто на корабле с косыми парусами, позволяющими использовать не только попутный, но и боковой и даже встречный ветер. До этого изобретения использовались только прямые паруса. Икар во время плавания стал проявлять излишнее любопытство,  упал за борт и утонул.
Также миф о Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.
Героизм осмысляется в мифах с разных сторон. Герои – исполнители божественных замыслов. Но они же – борцы за человека, самостоятельные творцы и мыслители. Путь героизма обещает славу, но нередко толкает на дерзкие поступки и даже преступления, которые влекут за собой проклятие богов. Боги часто помогают героям, но постепенно герои становятся все более самостоятельными. Своих целей они достигают с помощью разума, без применения силы и кровопролития. В развитии героизма заметно возрастание любви к профессии, мастерству.
Так и Дедал, внук афинского царя, отличался особой изобретательностью. Но не все хорошо продумал , видимо не учел молодость и неопытность сына, и не сумел удержать, когда тот рвался подняться слишком высоко к солнцу.
По этой причине, Дедал – фигура драматическая. Его ум и мастерство служат злым целям властителей, а когда он пытается освободиться от них, то теряет самое дорогое - собственного сына.

Данный миф рассматривается и с немного другой стороны – это аспект непослушного ребенка. В данном случае Икара. Настойчивые наставления  отца игнорируются, молодая кровь играет, отсутствие осознания опасности делает свое дело и Икар погибает.
Здесь мы сталкиваемся с таким понятием как «инфляция».

Эд Эдингер в своей книге «Эго и Архетип» пишет следующее, упоминая в частности историю Икара :

В словаре приводится следующее определение слова инфляция: «преувеличенный, наполненный воздухом, нереально большой и неправдоподобно важный, пребывающий за пределами своих собственных размеров; отсюда такие значения, как тщеславный, самовлюбленный, гордый и самонадеянный». Термин «инфляция» можно употребить для описания психологической установки и состояния, которое сопровождает идентификацию эго с Самостью. В этом состоянии нечто малое (эго) присваивает себе качества чего-то большого (Самости) и в результате настолько увеличивается, что выходит за пределы своих размеров.

Дедал предупредил сына: не летай слишком высоко, иначе солнце расплавит воск на твоих крыльях, и ты упадешь. Делай так, как я. Не следуй своим курсом. Но Икар так обрадовался своей способности летать, что забыл о предупреждении и последовал своим курсом. Он взлетел слишком высоко, воск расплавился, и он упал в море. В этом мифе выделяется опасная сторона инфляции. Хотя и существуют моменты, когда инфляционный акт необходим для достижения нового уровня сознания, тем не менее, существуют моменты, когда любое действие в сторону инфляции является безрассудным и гибельным. С уверенностью можно отправиться своим путем только тогда, когда знаешь, что ты делаешь. Доверие к высшей мудрости других нередко позволяет точнее оценить реальную ситуацию. Как сказал Ницше: «Не раз человек отказывался от своего достоинства, когда отказывался от своего рабства».  Это как необходимое преступлении инфляции, но это действительно преступление, и оно все-таки приводит к реальным последствиям. При неправильной оценке ситуации человеку уготована судьба Икара.

Возможно, что все сны о полетах в какой-то мере соотносятся с мифом об Икаре. В-первую очередь это относится к снам о полетах, не обеспеченных механическими средствами поддержки. Оторвавшись от земли, всегда подвергаешься опасности упасть на землю. Неожиданное столкновение с реальностью, символом которой является земля, способно вызвать опасное потрясение. Сновидения и симптоматические образы, связанные с авиакатастрофами, падением с высоты и боязнью высоты проистекают из основной психической установки, представленной в мифе об Икаре.
Вот пример сновидения на тему Икара. Этот сон приснился молодому человеку, который идентифицировал себя со знаменитым родственником. Он позаимствовал крылья, изготовленные другим человеком, и с их помощью полетел:
«Вместе с другими людьми я стою на краю высокого утеса. Они прыгают с утеса и ныряют в мелководье. Я уверен, что они гибнут. Еще не проснувшись, или сразу по пробуждении, я вспомнил картину Брейгеля «Падение Икара».


На картине Брейгеля «Падение Икара» изображена сельская местность в Италии. Слева крестьяне занимаются пахотой и своими повседневными делами. Справа изображено море с несколькими суденышками. В нижнем углу видны ноги Икара в тот момент, когда он исчезает в воде. Одна из замечательных особенностей этой картины состоит в том, что персонажи, изображенные в левой части картины, совершенно не обращают внимания на то, что происходит с Икаром (в правой части картины). Они не сознают, что перед их глазами происходит архетипическое событие. Сновидец высказал несколько замечаний по поводу этой особенности картины, отметив, что он сам не сознает происходящее с ним. Он находился в процессе падения с высот нереальности, но это понимание пришло к нему позже.

Может ли трагический конец Икара в чем то перекликаться и со сценарием жизни самого Дедала ? Вполне.
Стремление к совершенному, своему, сделанному своими «руками» (Я),  часто перекрывает разум, перестают работать защитные механизмы сознания. Убийство Дедалом Талоса и последующее бегство, как символическое нравственное падение и последующая смерть сына, – вот истинное наказание. В этой истории мы уже видим не только творческое мастерство, не только склонность к всплескам агрессии и насилия, но и достаточно нередкий этап изгнания или бегства из привычного окружения. Это тип творческого и эмоционально непредсказуемого мужчины.
В этом мифе сказано о том, что инфляция неизбежно приводит к падению и весь его «сок» завязан на трагическом падении Икара, который как бы служит инструментом в руках  Высших сил, которые толкают это молодое создание на необдуманный поступок.
Во многом, история Икара перекликается и с историей Фаэтона. Миф о Фаэтоне также относится к инфляции : «Мать рассказала Фаэтону, что его отцом был бог солнца Гелиос. Чтобы убедиться в этом, Фаэтон отправился к жилищу солнца и спросил Гелиоса: «Ты действительно мой отец?» Гелиос подтвердил, что так оно и есть, и допустил оплошность, сказав: «Чтобы доказать это, я дам тебе все, что ты попросишь». Фаэтон попросил позволить ему прокатиться по небу, управляя колесницей солнца. Гелиос тотчас пожалел о своем необдуманном обещании. Но Фаэтон настаивал, и, вопреки здравому смыслу, отец уступил ему.  Фаэтон поехал на колеснице солнца, но поскольку он был слишком молод, ему не удалось справиться с управлением, и он рухнул на землю, объятый пламенем и погиб».
В этом мифе сказано о том, что инфляция неизбежно приводит к падению. И Фаэтон и Икар служат прообразом современных «лихачей». Быть может, оба этих мифа говорят о чем-то снисходительном со стороны отцов, которые, вопреки здравому смыслу, слишком рано дают свободу своим сыновьям, скажем, в пользовании семейным автомобилем или в области самоопределения, без компенсации этой свободы за счет чувства ответственности. В мифе о Фаэтоне это проступает слишком явно и конкретно, но в мифе об Икаре, все же, тень Судьбы (рока) следует по пятам...

Про Фаэтона читать ЗДЕСЬ

*

Стоит отметить, что в современной психологии и психиатрии существует такое определение как «комплекс Икара».
Еще в начале прошлого века «комплексы» описывались К.Г. Юнгом как «эмоционально заряженная группа идей или образов, сгруппированных вокруг сердцевины-архетипа и накладывающих отпечаток на поведение человека как личности в целом». К подобного рода образованиям относится, в частности, описанный Г.А. Мюрреем в 1936 году «комплекс Икара». Этот термин использовался автором для обозначения синдрома, включающего такие признаки, как «зачарованность огнем», нарциссизм, асценсионизм, высокие, но хрупкие амбиции. В 1978 г. N. Wiklund на основании наблюдения за лицами с высокой амбициозностью, стремлением к достижениям, высокой творческой активностью определил у некоторых из них «синдром Икара». Этот синдром идентифицировался в случае наличия у обследуемых лиц дополнительно к указанным признакам таких проявлений, как «очарование огнем», энурез и сновидений с полетами.
У Н.Виклунда ставится акцент на  «высокой творческой активности со стремлением к достижениям». Комплекс Икара также связывается с эмоциональной нестабильностью и биполярными расстройствами а также причудливой или надуманной манерой воображаемого познания.
Анализ антисоциальных детей и подростков показывает наличие у них ряда признаков, характерных для «височного» типа личности, одного из признаков синдрома Икара который включает:
– очарование огнем у людей с височной акцентуацией, которое сопровождается стремлением смотреть на огонь, камин, горящие угли ;
– полеты во сне, парение в воздухе (эти сновидения сопровождаются не страхом, а приятным чувством);
– хорошо развитая способность воспринимать запахи (пациенты / пациентки не только тонко улавливают запахи, но и придают им большое, особое значение, поскольку со многими из них увязываются значимые эмоциональные события в жизни ; запахи стимулируют появление приятных эмоциональных состояний );
– стремление добиться чего-то, какой-то цели, вдохновения.

В мифе не говорится о том, почему Икар не послушался отца. Был ли он искателем острых ощущений, склонным к неоправданному риску, и сделал это от скуки? Или, скорее, он был непослушным ребенком, которому нравилось бунтовать? Может быть, он просто решил подразнить царя Миноса, но слишком большое самомнение обмануло его? Был ли он нарциссом, который достиг вершины самолюбия? Этого мы не знаем.


Можно предположить, что фигуры Дедала и его сына Икара – есть одно. Один архетипический образ. Это вечный внутренний ребенок, который живет во многих мужчинах и который никак не желает взрослеть. Отец и сын (как ОДНО), улетают на самодельных крыльях, как будто они — сами боги. Не желая подчиняться обстоятельствам, подобно энергичному ветру они отрываются от земли и по сути, ОБА, так или иначе погибают.  Внутренний голос более зрелого Дедала, заглушается мальчишеской тягой к приключениям.
Потеря Дедалом сына и переживание его смерти может символически означать опыт утраты своих произведений, детищ своего творчества. Многие мастера прошлого, да и настоящего, сталкивались с разрушением того, что они лелеяли и взращивали, мастерили и создавали. Это трагедия, которую невозможно предугадать и предотвратить.
Смерть царя Миноса на Сицилии, за которым также стоит фигура Дедала, добавляет Дедалу неоднозначности. По сути случилось еще одно преступление, которыми почему-то полным-полна история Дедала. Сам мастер тут остался за кадром, но это вновь дело его рук, косвенно. Но в любом случае, все замыкается на нем. Он способен совершать спонтанные действия, хитрые и разрушительные, даже преступления, но скрывать это и от других, и от себя самого. Может быть, этот короткий сюжет о латентной агрессии и болезненном честолюбии ? Замкнутом и внешне не примечательном человеке, временами дающем выход своей страсти, а потом вновь таящемся и скрывающемся.

Дошли немногие произведения античного искусства: сцены «Дедал и Икар», изображающие приготовления к полету (рельефы эллинистического времени из Виллы Альбани, фреска в Помпеях и др.). В XIV -XV вв. миф нашел воплощение в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию) и в пластике (рельеф «Дедал привязывает крылья Икару» работы учеников Донателло), позднее и в живописи получили распространение сюжеты: «падение Икара» (в картинах Себастьяно дель Пьомбо, X. Хольбейна Младшего, Я. Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, X. Боля, П. П. Рубенса и др.) и «Дедал и Икар» (Джулио Романс, Д. Фети, А. ван Дейка, Ш. Лебрена и других), в пластике («Дедал и Икар» А. Кановы; «Падение Икара» О. Родена). Миф нашел отражение в поэзии (И. В. Гёте – «Фауст», ч. 2, акт 3; В. Я. Брюсов – «Дедал и Икар» и др.), в драматургии (драма X. Эйленберга «Икар и Дедал»). Среди музыкально-драматических произведений 20 в. балеты «Полет Икара» И. Маркевича и «Икар» Ж. Шифера, кантата П. Санкана «Легенда об Икаре».


авторство ?


Хендрик Гольциус, Икар из серии "Четыре позора"


Antonio Tempesta, "Падение Икара" 


Charles Le Brun, "Дедал и Икар"


 Albrecht Durer, 1493, "Икар и его отец Дедал"


Jacob Peter Gowy, "Полет Икара"


Marc Chagall, "Падение Икара"


Merry-Joseph Blondel, "Солнце или падение Икара", 1818, ротонда в Лувре


Henri Matisse, "Jazz Icarus", 1943


Herbert Draper, "Плач по Икару"