1.1.19

Сириус и Большой Пёс




Сириус (лат. Sirius), также α Большого Пса (лат. α Canis Majoris) – ярчайшая звезда ночного неба. Сириус можно наблюдать из любого региона Земли, за исключением самых северных её областей. Сириус удален на 8,6 св. лет от Солнечной системы и является одной из ближайших к нам звезд.
Сириус – шестой по яркости объект на земном небе. Ярче него только Солнце, Луна, а также планеты Венера, Юпитер и Марс в период наилучшей видимости. Главный ориентир для наблюдения –  пояс Ориона.Сириус имеет видимый блеск −1,47m и является самой яркой звездой созвездия Большого Пса, а также самой яркой звездой всего ночного неба.

Сириус, как самая яркая звезда неба, которая издавна привлекала внимание людей, часто упоминается во всех областях человеческой деятельности.

Многие древние культуры придавали особое значение Сириусу. Жители долины реки  Нила поклонялись ему задолго до времени основания Рима. По наблюдениям гелиакического восхода Сириуса египетские жрецы точно предсказывали начало разлива Нила. Календарным годом в Древнем Египте считался период между двумя гелиакическими восходами Сириуса. Богиня Исида плачет по убитому мужу Осирису – богу земледелия и слезы богини переполняют Нил вызывая его разлив и наводнение. В другом варианте это была не Исида, а богиня Сопт – богиня звезды Сириус. Кстати, кажущееся родственным созвучие Осирис и Сириус является совпадением. Слово «сириус» в переводе с греческого означает «яркий», «блестящий».
В Египте на эту звезду были ориентированы некоторые храмы. Изображение пятилучевой звезды считалось символом Сириуса –  богини Сотис (Сопт), богини нового года и разливов Нила. «Когда великая Сотис блистает на небе, Нил выходит из своих берегов», — гласит надпись на фронтоне одного из храмов. Сириус — «предвестник нового года и наводнения».  Дело в том, что разлив Нила совпадал с гелиакическим восходом Сириуса, то есть его первым утренним восходом после 70-дневного периода невидимости (связанного с тем, что звезда поднимается над горизонтом после восхода Солнца). В этот момент Солнце, Земля и Сириус выстраиваются в одну линию. Во времена Древнего царства в Египте гелиакический восход звезды совпадал с днем летнего солнцестояния (22 июня по современному календарю). Календарный год в Древнем Египте – это период между двумя гелиакическими восходами Сириуса.

В античном мире Сириус называли также «собачья» или «песья звезда». Дело в том, что Сириус возглявляет созвездие Большого Пса, которое связывалось у древних греков и римлян с охотником-Орионом, расположенным на небе поблизости. Гомер в «Илиаде» называет Сириус «псом Ориона». Как и в Египте, в Греции и Риме первый восход Сириуса в утренних лучах Солнца приходился на конец июня – начало июля и отмечал наступление самого жаркого времени года. Но здесь зной не приносил с собой ничего хорошего. В этот период лучше всего было отдыхать; в Риме наступали «песьи дни», dies caniculares (от слова “canis” – «пес»), или просто каникулы.

Сириус был известен и в Месопотамии. Так, надпись на монументе царя Ассирии Тиглатпаласара I (XI в. до н. э.) описывает акронический восход Сириуса (то есть последний восход звезды после захода Солнца), который в средне- и новоассирийский периоды приходился на дни зимнего солнцестояния: «в дни холода, мороза, льда, в дни появления звезды Стрела, которая огненно-красная, как медь…». 
В шумеро-аккадской астрономии звезду называли Стрела и связывали с богом Нинуртой – «владыкой земли», богом счастливой войны, верховным судьей Вселенной, который выносил приговоры смертным.
В мифах маори почиталось священное существо, которое живёт на небе и на самом высшем небе – десятом небе. Называлось оно Рехуа. Рехуа ассоциировался с некоторыми звёздами, причём у каждого народа была разная звезда, которая связывалась с этим мифическим существом. 
Для народа Тухое, на Северном острове Новой Зеландии это был Антарес, однако у многих народов этой звездой считался Сириус, ярчайшая и мудрейшая звезда неба. Поскольку Рехуа живёт на самом высоком небе, ему не грозила смерть, Рехуа мог оживить мёртвых и излечить любую болезнь. Многие маори верили, что видя Сириус, они видели Рехуа – мудрейшее из существ, которое только существует во Вселенной.

На юге Турции стоит старейший в мире храм – Гёбекли-Тепе. Археологи предполагают, что он был построен для поклонения звезде Сириусу. Комплекс возрастом 11 тысяч лет состоит не менее чем из 20 участков. Каждый представляет собой кольцо из огромных Т-образных каменных столбов, часть из которых украшена резьбой, изображающей свирепых животных. Ещё два мегалита стоят параллельно друг другу в центре каждого кольца. Эта находка доказала, что религия возникла раньше земледелия и скотоводства, потому что в окрестностях храма нет каких-либо свидетельств сельского хозяйства.

Интересно, что предания африканского племени догонов, живущих на юго-востоке Мали гласят, что вокруг этой звезды вращается другая – очень старая и очень маленького размера.
В научном мире предположение о том, что Сириус –  двойная звезда, впервые высказал немецкий математик и астроном Фридрих Вильгельм Бессель в 1844 году. В 1862 году Альван Кларк обнаружил звезду-компаньона, получившую название  Сириус  B  (здесь латинская буква B, поскольку компоненты звезд именуются заглавными латинскими буквами; в просторечии эту звезду часто называют Сириус Б). Видимую звезду иногда называют Сириусом A. Две звезды вращаются вокруг общего центра масс на расстоянии примерно в 20 а. е. с периодом оборота, близким к 50 годам. В 1915 году астрономами из обсерватории Маунт-Вильсон было установлено, что Сириус B является белым карликом (это был первый из обнаруженных белых карликов). Интересно, что из этого следует, что Сириус B в прошлом должен был быть гораздо массивнее Сириуса A, так как он уже покинул главную последовательность в процессе эволюции.
Откуда у примитивного племени такие обширные сведения в области астрономии, неизвестно.

Итак, современное название Сириуса происходит от написания Sirius — латинской транскрипции греческого Σείριος («яркий», «блестящий»). С древности Сириус называли Пёсьей звездой (как и Процион). Процион и Сириус издавна считались двумя «собачьими» звёздами.
Латинское название Сириуса — «Каникула» — означает «маленькая собачка»; в Древнем Риме период летней жары, совпадавший с началом утренней видимости Сириуса, называли «dies caniculares»— «собачьи дни», отсюда и происходит слово «каникулы». Именно перевод латинского названия — «псица» — приводимый в книге «Назиратель» XVI века, является ранним названием (или одним из названий) Сириуса на русском языке.
Известный древнеримский философ Сенека и знаменитый основоположник системы мира Клавдий Птолемей считали Сириус не голубой, а ярко-красной звездой. Сенека утверждал, что «в небе явлены самые разные цвета: Пёс ярко-красный, Марс – тусклее, Юпитер вовсе лишен цвета, испуская чистый свет». Птолемей характеризовал Сириус как «красноватую, самую яркую [из всех неподвижных звезд] звезду во рту [фигуры созвездия], называемую Псом». Упоминания о красном Сириусе встречаются и в легендах некоторых других народов.

В китайской астрономии звезду называли Лан («Волк») или Тяньлан («Небесный волк»). По словам Сыма Цяня, «когда планета Тай-бо [Венера] белого цвета, она сравнима с звездой Лан [Сириус], когда планета красноватого цвета, она сравнима с звездой Синь [Антарес]». «Когда пучки лучей этой звезды [Сириуса] меняют цвет, [на земле] появляется множество воров и разбойников». Впрочем, у Сыма Цяня вообще немало указаний на то, что звезды постоянно меняют свой цвет, что заставляет относиться к его словам с осторожностью.

Возможность того, что эволюционные процессы на одной из двух звезд изменили цвет Сириуса, отвергается астрономами на том основании, что несколько тысяч лет — это слишком малый промежуток времени и в системе не наблюдается никакой туманности, которая должна была бы появиться, если бы такое радикальное изменение все же произошло.
Возможным альтернативным объяснением является то, что эпитет «красный» — это всего лишь поэтическая метафора, связанная с плохими знамениями звезды. Возможно также, что сильное мерцание звезды, когда она восходит или заходит у горизонта, оставляли у наблюдавших её впечатление красного цвета.
Римский астролог Манилий сообщает, что жрецы в области Тавра использовали наблюдение восхода Сириус, производившемуся с вершины горы, и на их основе предсказывали погоду, болезни, союзы, войну и мир. О воздействии этой звезды Манилий пишет: "Когда брошенные её ликом лучи пронзают землю, мир провидит свой рок, свою гибель в огне... такое пламя изливает эта звезда, что превосходит все остальные, вместе взятые". Рожденные в момент восхода Сириус "будут обладать неукротимым духом и буйным нравом".

Восьмиконечная звезда в азербайджанской мифологии обозначала Сириус – звезду всех путников, светило, организующее великое пространство и время.
Сириус в персидской мифологии считалась звездой, вызывающей дождь.
В ведической литературе Сириус назван Вождем Звезд, древние персы называли его Стрелой, народы Океании – Орлом, Небесной Межой, китайцы – Небесным Волком.
Арабы дали Сириусу имя, означавшее "ярчайшая звезда того, кто пересек (Млечный Путь)" и связанное с легендой, в которой фигурировала также звезда Процион (aльфа Малого Пса).

В древнеиндийской мифологии: название звезды Сириус - Тишья (Tisya) или Кали-юга. Дважды упоминается в "Ригведе". Ведийский Тишья восходит к индоевропейскому tri-striios, Тишьяе, "относящийся к созвездию из трёх светил" и может быть сопоставлен с авестийским Тиштрйа - в зороастризме (в "Младшей Авесте") божество, олицетворение звезды Сириус, предводитель всех созвездий ночного неба. Эпитет Тишья - aurusa - переводят либо как "белый", либо как "красный". Главная функция Тишья - низведение на иссушенную летним зноем землю благодетельных вод.

Указания на то, что восход Сириус (Тиштрйа) соотносится каким-то образом с урожаем, встречаются и в "Авесте". О значении этой звезды в зороастризме можно судить по свидетельству Плутарха ("Об Исиде и Осирисе"): "После этого Хормазд (Horomazes), увеличив свои размеры в три раза, поместил себя на таком расстоянии от Солнца, на каком от Солнца находится Земля, и украсил небо звездами. Одну звезду, Сириус, он поставил выше всех остальных, как стража и надсмотрщика".

Древние германцы назвали Сириус "Lokis Brand" - "Огонь Локи" (Локи – коварное божество скандинавской мифологии). 
Лэмб  полагает, что Сириус финикийского происхождения и означает Первенствующая, и что сначала так называли только Солнце; Иаков Брайант, специалист по мифологии, считает, что оно происходит от египетского Cahen Sihor; Браун производит его от хорошо известного Hesiri, греческое Osiris; Дюпюи полагает, что оно восходит к кельтскому Syr.
Плутарх называет его Главенствующий, что хорошо отражает место его среди звезд, и является почти точным переводом его названий на берегах Евфрата, в Персии, Финикии и Ведах;   Гомер упоминает о нем в Илиаде как о Осенней звезде; однако ее появление характерно для последних дней июля, всего августа и части сентября - окончания лета - начала осени.
Римские земледельцы приносили ему в жертву рыжую собаку на трех фестивалях, когда в мае Солнце начинало сближаться с Сириусом. Учрежденные в 238 г. до н.э., это были Robigalia, с целью обрести благосклонность богини Robigo к своим полям и отвратить от них порчу и милдь; а также Floralia и Vinalia, для цветения, созревания фруктов и винограда.

У римлян он, естественно, носил одинаковое название с созвездием, и, вероятно, оно перешло к нему от него; иногда его называли Canicula; даже в конце 1420 г. Palladium of Husbandry (Сельский палладий) указывал земледельцам о производстве некоторых работ "Er the caniculere, the hounde ascende"; а более столетия спустя, Иден, в Historie of the Vyage to Moscovie and Cathay (История путешествия в Московию и Китай), пишет: "Serius, иначе именуемый Canicula, есть собака, от которой жаркие дни получили свое название".
Существует мнение, что Овидий и Вергилий называют Сириус Latrator Anubis, производя от шакала или собаки, одного из высших египетских божеств, хранителя видимого горизонта и превратившегося в Риме в богиню охоты; но нет согласия в том, имели ли они в виду звезду или созвездие целиком.

Его наименование сильно напоминает египетские, персидские, финикийские, греческие и римские эквиваленты и, как полагает Иделер, возможно, имеют общее происхождение от какого-то древнего источника: предположительно от санскритского Surya, - Сияющий, - Солнце.
Доктор К. Эдуард Захау при переводе Хронологии ал-Бируни использует Sirius Jemenicus. Риччоли - Halabor, что в Альмагесте 1515 соответствует всему созвездию; у Чилмеда Gabbar, Ecber, и Habor; в то время как Shaari lobur, еще одна сильно искаженная форма, встречается у Эберса в Принцессе Египта. В Alfonsine Tables старое название изменено на Asceher и Aschere Aliemini; Байер использует Aschere и Elscheere как отдельно для звезды, так и для всего созвездия в целом. В  Аравии назывался Suhail, общее обозначение ярких звезд.
Поздний финский поэт Закариус Топелиус связывает необычайный блеск Сириуса с тем фактом, что влюбленные Суламифь Смелая и Салми Эльф, после тысячелетней разлуки и строительства звездного моста, Млечного Пути, наконец встретились по его завершении:
"Бросившись друг к другу, они слились воедино, и стали самой яркой звездой на небосводе, - Великим Сириусом, величайшим солнцем ниже Пояса Ориона".

Австралийским аборигенам он был известен как Eagle, название, относящееся, собственно, ко всему созвездию; жители островов Кука называли его Mere, ассоциировавшееся в их фольклоре с Альдебараном и Плеядами.

Санскритские названия были Deer-slayer и Hunter, Охотник и Убийца Оленей, в Ведах также встречаются Tishiya или Tishiga, Tistrija, Tishtrya, Tistar, или Chieftain's, Star (Звезда). То же самое мы находим в Персии, а также Sira. Поздее персидское и пехлеви было Tir, Стрела. Эдкинс, однако, считает, Сириус, или Процион - Vanand, а Арктур - Tistar.
Хьюитт видит в Сириусе Пса, Ригведы, пробуждающего Ribhus (Рибху), бога воздуха, который "таким образом вызывает его пролить на землю дождь", весьма отличное предназначение от приписывавшегося этой звезде в Риме. Тем не менее, этот бог, филологически, имеет связь с римским пантеоном; профессор Фридрих Максимилиан Мюллер, записывая это слово как Arbhu, видит здесь римского Орфея. Хьюитт также пишет, что у древних индусов Сириус был Sukra, Бог дождя, позднее известный как Индра; и что в Авесте он знаменовал одну из Четырех Четвертей Небес.
Хотя идентификация созвездий и звезд, как они представлялись на берегах Евфрата, далеко не закончена, в особенности относительно таких выдающихся, различные авторы отыскивают их названия с большей или меньшей степенью достоверности.


Это единственная звезда, которую мы можем определить с абсолютной достоверностью в египетских записях – ее иероглиф, собака, часто появляется на памятниках и стенах храмов по всему течению Нила. Ему поклонялись, в основном, на севере, однако культ этот возник не ранее примерно 3285 г. до н.э., когда его гелиакический восход в день летнего солнцестояния знаменовал в Египте Новый год, и начало паводка, хотя сегодня, в результате прецессии, сейчас он приходится на 10 августа. В те далекие времена, согласно Локьеру, Сириус стал (вместо ? Дракона) самым главным ориентиром, особенно в Фивах, и, в частности, в большом храме царицы Хатшепсут. Здесь он изображался, под именем Isis Hathor, в виде коровы с диском и рогами, видимой над западными холмами. Под тем же названием в виде Ее Величества Дендера мы видим звезду в небольшом храме Исиды, возведенном около 700 г. до н.э. и ориентированным на него, а также на стенах великого Мемнониума, или Рамсессума. Локьер полагает, что ему удалось обнаружить семь храмов, ориентированных на восход Сириуса. Он также изображен на стенах обнаруженного храма в Саккаре, датируемого примерно 2700 г. до н.э., и, предположительно, возведенного в его честь.

Ему придавалось большое значение, если судить по отведенной ему площади на Дендерском зодиаке, где он изображается как корова, лежащая в лодке, с головой, увенчанной звездой; и снова, рядом, в виде богини Sothis, Сотис, сопровождаемой богиней Anget, с двумя урнами, из которых течет вода, символизирующими наводнение при восхождении этой звезды. Однако в ранних храмах Дендера это была Isis Sothis, в Филах Isis Sati, или Satit, и длительное время в мифологии Египта, место отдыха души этой богини, благоприятствующая звезда. Плутарх в разных местах ссылается на нее ; однако следует отметить, что иногда слово Isis означает нечто светящееся на востоке, предвозвещающее восход солнца. Позднее он был Osiris, Осирисом, братом и мужем Исиды, однако это слово также использовалось для обозначения любого небесного объекта, становившегося невидимым после его захождения. Таким образом, его названия существенно изменялись за длительный период истории Египта.
Как Thoth, Тот, и самая известная из звезд, служивших объектами поклонения в этой стране, - имел гелиакический восход в месяц Тота, - и был некоторым образом связан с изображениями священного ибиса, символизировавшим Исиду и Тота, в различных видах, звезды и птицы, появлявшимся на стенах храмов по берегам Нила и на зодиаках.
Сириусу поклонялись также, как Sihor, Звезде Нила, и, в более широком смысле, как Sothi и Sothis, это распространенное греко-египетское название, означающее Brightly Radiating One, Fair Star of the Waters, Сияющий Бриллиантом, Прекрасная Звезда, Покровительствующая Водам, но на египетском она была Sept, Sepet, Sopet, и Sopdit; Sed, и Sot, - соответствует Веттия Валента.
При этом звезда означала начало знойного, Sothic, или Sothiac, периода, названного в ее честь, что привлекает внимание и вызывает недоумение в умах историков, исследователей древности и хронологии. Локьер посвятил этому любопытные рассуждения в своем Dawn of Astronomy.
Сэр Эдвин Арнольд так пишет о ней в своей Egyptian Princess:

И даже когда звезда Кнеф приносит тепло окрест,
И Нил разливается, питая истомленную жаждой землю...

Поскольку для египтян с Сириусом всегда было связано благотворное влияние разлива Нила, которое начиналось в день летнего солнцестояния; более того, некоторые считают, что Нил, протекающий по Эфиопии, называется Siris от Сириуса, хотя другие исследователи предпочитают видеть обратное. Миншу, который много лет жил здесь, так объясняет это: "Некоторые думают, что Собачья Звезда иначе именуется Сириус, поскольку царствует во время разлива Нила, словно бы это воды возвели ее на царство". На самом же деле, он считает это объяснение фантастическим потому, что это имя первоначально возникло в Египте, "поскольку за его восхождениями наблюдал земледелец; ибо восхождение его отмечало начало разлива Нила".

Цезий именует его Solechin, от названия, означающего в этой стране Звездный Пес, и производит от греко-египетского.
Возможно, это популярное имя Собаки Нила для звезды, очень важной для древних, произошло из Egyptian X, фигуры, включающей Процион и Бетельгейзе, Naos и Phaet, с Сириусом в центре, на пересечении двух углов. На наших звездных картах Сириус обозначает нос Собаки.
Финикийцам он был известен как Hannabeah, Зазывала.
Астрономы Китая, как кажется, не придавали Сириусу столь большого значения, как в других странах; иногда он упоминается вместе с прочими звездами созвездия Большого Пса, как Lang Hoo; Ривз именует его Tseen Lang, Небесный Волк. Китайские астрологи связывали его необычайную яркость с числом краж.

Полночная кульминация этой звезды отмечалась в большом храме Цереры в Элевсине, вероятно, в начале Элевсинских мистерий; а на острове Кеос (Киклады) по его блеску во время гелиакического восхождения, предсказывали, будет ли следующий год удачным или нет. В Аравии он также был объектом поклонения, особенно у племени Кайс, хотя Мухаммед прямо запрещает поклонение этой звезде своим последователям. Впрочем, он сам "воздает должное" некоторым звездам, и эта звезда, может быть, относится к их числу.
В ранней астрологии и поэтике нет числа неблагоприятным воздействиям, приписываемым Сириусу.
Гомер пишет, в переводе лорда Дерби:

The brightest he, but sign to mortal man
Of evil augury.

У Поупа весьма вольная версия тех же строк:

Terrific glory! for his burning breath
Taints the red air with fevers, plagues and death,--

кажется, взята из соответствующего места Shepheard's Kalendar на июль:

Словно звезда, что под осень с лучами огнистыми всходит
И, между звезд неисчетных горящая в сумраках ночи
(Псом Ориона ее нарицают сыны человеков),
Всех светозарнее блещет, но знаменьем грозным бывает;
Злые она огневицы наносит смертным несчастным...

Свирепый Лев, неутомимый охотник, чье смертоносное дыхание
И зловещий рык предвещают засуху, язвы и мор.

Спенсер, впрочем, также заимствует это мнение, которое мы обнаруживаем в Энеиде:

Собачья звезда, ярчайшая в созвездии, приносит засуху, мор и болезни смертным, восходит и пылает в небесах гибельным светом;

и в 4-ой Георгике:

Сириус знойный уже, опаляя жаждущих индов,
В небе пылал...

...передаваемое Оуэн Мередит в ее Paraphrase Вергилиевских Пчел Аристея:
Swift Sirius, scorching thirsty Ind,
Was hot in heaven.

Гесиод рекомендует жителям соседних стран "когда Сириус иссушает голову и колени, а тело сохнет по причине тепла, сидеть в тени и пить больше воды", - универсальный совет, которому следуют и поныне, хотя и не вспоминают при этом о Сириусе. Гиппократ много говорит об этой звезде, в своих Epidemics и Aphorisms, о ее влиянии на погоду, и как следствие на физическое состояние человека, и некоторые из этих положений бытовали в Италии еще в середине 17 века; вместе с представлениями о влиянии положения солнца в знаках зодиака на физическое самочувствие. Манилий пишет о Сириусе:

по причине его изменчивой природы, силы, заключенные в теле, убывают.

Впрочем, эти характеристики, приписывающие Собачьей звезде дурные качества, возможно, отчасти определялись плохой репутацией собак на Востоке вообще.
Его гелиакическое восхождение, за 400 лет до начала нашей эры, совпадал с вхождением Солнца в созвездие Льва, что знаменовало собой наступление самого жаркого времени года; это наблюдение, первоначально сделанное в Египте, приняли на веру римляне, которые не были столь же опытными наблюдателями, и без поправок, которые требовалось внести, учитывая время и страну, произвели отсюда свои caniculariae, собачьи дни, и связывали Пса и Льва с жарой в середине лета. Начало и продолжительность этого периода, согласованные в древности не более, чем в наши дни, обычно считались с 3 июля по 11 августа, т.е. наиболее неблагоприятный период, характерный для Италии, и весь он проходил под знаком Сириуса. Тем не менее, даже тогда имелся правильный взгляд на вещи, так, например, Гемин пишет:

Полагают, что Сириус производит тепло, присущее Собачьим дням, но это ошибка, поскольку данная звезда всего лишь обозначает время года, когда тепло, даваемое Солнцем, максимально.
Но он был астрономом...

У остальных же преобладал иной взгляд, например, Данте видит в ней "великий бич каникулярных дней"; а Мильтон, в Lycidas, пишет о ней как о "черной звезде". Эти воззрения и по сей день кое где распространены. На глобусе Фарнезе, например, изображение головы собаки увенчано солнечными лучами.

Однако Плиний приписывает этой звезде доброе влияние, в XII главе XI книги естественной истории, как подательнице меда:
Он производится влиянием большинства восходящих звезд, но в особенности при восхождении Сириуса, и не прежде восхождения Виргилиад (которые есть семь звезд именуемые Плеядами) в предрассветные часы; хотя он, кажется, сомневается, получается ли мед из цветочного сока, доставляемого пчелами в ульи, или же является "очищением звезд". Эта идея впервые появляется у Аристотеля в Истории животных. Также, в поздней астрологии, Собачья звезда приносит богатство и славу всем, родившимся под ее влиянием. Современный поэт Уиллис так пишет в Scholar of Thebet ben Khorat:

Нежный Сириус, каплей росы на фиалке,
Сверкает, подобный цветку на груди Евы.

Сириус в оппозиции к Солнцу предвещал холодную зиму.

Знаменитый философ Кант считал Сириус центральным светилом Млечного Пути; за восемнадцать веков до него, поэт Манилий, говорит, что это "далекое солнце светит незначительным людям", показывая тем самым, что даже в те далекие времена существовало правильное представление об истинном характере влияния звезд.

У арабов, во-первых, имя главной звезды Сириус проецировалось на все созвездие, а во-вторых, было два "Сириуса" - южный, Сириус в Большом Псе и "южный", Процион в Малом Псе. Процион назвался "Сирийским Сириусом", а ярчайшая звезда Большого Пса - Йеменским, Al Shīʽrā al ‘Abur al Yamaniyyah, "яркая звезда Йемена" (эти эпитеты связаны с расположением соответствующих стран, Сирии на севере и Йемена на юге). Так вот, это исходное имя звезды произвело названия созвездия, употреблявшиеся как арабами, так иногда позже и в Европе: AsehereAlahabor AliemeniaElscheereElseiriElsereScearaSceraScheerelieminiAlsahare AliemalijaElchabar.


Рукопись XV века Pergamenthandschrift M II 141, копия издания 964 года


Большой Пёс – древнее созвездие, конфигурацией ярких звезд действительно напоминающее собаку, сформировалось вокруг главной звезды Сириус. Мифы о происхождении звезды переносятся и на все созвездие. Так, древнегреческие мифы называют прототипом небесного Пса собаку Ориона (созвездие находится рядом) или Икария. Созвездие включено в каталог звездного неба Клавдия Птолемея «Альмагест» под названием «Пёс».

В Италии носит название Cane Maggiore; Grand Chien во Франции; и Grosse Hund в Германии. Первоначально именовался просто Canis, символизируя Laelaps, собаку Актеона, или нимфы Прокрис, сопровождавшей Диану, или одну из подаренных Цефалусом Авроре и славился необычайной скоростью бега, так что даже Юпитер, удивленный, поместил его в число созвездий. Однако с тех же давних времен сохранилось Dog of Orion, Собака Ориона, на которую Арат намекает в Prognostica, и так пишет в Phainomena, описывая Зайца:

Пристально пахарь следит за звездой, восходящей  на  небе.
Зайца ушастого Пес преследует, тот убегает:
Вместе созвездья встают и вместе спускаются в волны.
Под Орионом -- взгляни -- находится маленький Заяц.
Хвост где кончается Пса, отмеченный тусклой звездою...

Римляне позаимствовали свое Canis от греков, и почти всегда использовали это название, иногда даже в уменьшительной форме Canicula (от прилагательного candens, сияющий), Erigonaeus, и Icarius; последние два от повести о собаке Maera (Майре), - что собственно и означает Сияющий; ее  хозяйка Эригона была превращена в созвездие Девы, а хозяин Икарий - в Волопаса. Овидий намекает на это своим Icarii stella proterva canis (Пусть Икарийского пса злобная блещет звезда ); Стаций упоминает Icarium astrum, в то время как Гигин относит его к Малому Псу.
Sirion и Syrius обычны для наиболее известных латинских авторов; в Alfonsine Tables 1521 г. встречаем Canis Syrius.
Вергилий упоминает о нем в 1-ой Георгике [Georg. I.217] как о календарном знаке, -
Пес уступит звезде супротивной...

...связывая посев фасоли, люцерны и проса при его гелиакальном восхождении 1 мая; под словом супротивной здесь подразумевается хорошо известное созвездие Тельца, и, возможно, намекает на враждебность Тельца и Большого Пса, который его атакует.
Custos Europae содержит намек на историю быка, который, не смотря на бдительного стража – собаку, похитил девушку; Janitor Lethaeus, Страж Преисподней, превращает его в южного Цербера, сторожа низших небес, которые в мифологии считались обителью демонов: в данном случае более уместное название, чем для нынешнего в северной, или верней части, неба.
Байер ошибочно приводит как собственные названия Dexter, Magnus, и Secundus, вместе с другими, Alter и Sequens; но они изначально предназначались только для указания позиции Пса, размера и очередности восхождения по причине наличия его малого "собрата".
Aestifer Цицерона и Вергилия относится к его ярчайшей Сириусу, как причине тепла летом, что также перекликается с invidum agricolis Горация.
Арабские астрономы называют его Al Kalb al Akbar, Большой Пес, вслед за римлянами, Чилмед пишет это как Alcheleb Alachbar; у ал-Бируни встречается Al Kalb al Jabbаr, Пес больших размеров, отталкиваясь от которого греки изобразили фигуру созвездия. У персов обычным названием было Kelbo Gavoro.

Это созвездие играло важную роль в астрономии на берегах Евфрата, как показывают раскопки курганов и храмов, изображаемое различно, но по большей части так, как оно описано у Арата и как изображается на звездных картах и по сей день, - поднявшимся на задних лапах, готовым к прыжку или погоне за зайцем. Профессор Янг описывает фигуру как "сидящую, наблюдающую за своим хозяином Орионом, но одновременно не теряя из виду Зайца".
Байер и Флемстид единственные, кто изображают его на своих картах как типичного бульдога.

Собака, и по-видимому, рядом с ней еще одна, показаны на диске из слоновой кости, найденном Шлиманом на месте предполагаемых руин Трои; на этрусском зеркале неизвестного периода мы видим Ориона, Зайца, обоих Псов, лунный серп, и правильное расположение соседних звезд, в то же время оба Пса, Дракон, Рыбы, Лебедь, Персей, Близнецы, Орион и Заяц описываются изображенными на щите Геркулеса в старинной поэме, обычно приписываемой Гесиоду.
Индусам он известен как  Истребитель Оленей, и как Lubdhaka, Охотник, стреляющий из лука, наш Пояс Ориона, в Праджапати, и поразивший его стрелою; а еще раньше, в доисторические времена, это был Saram, один из Сторожевых Псов-близнецов Млечного Пути.
Среди северных народов распространено название Greip, собака из мифа о Сигурде. Все эти названия, вне всякого сомнения, относятся исключительно к Сириусу.
Новидиус, который каждую группу звезд соотносил с библейскими персонажами, говорит, что это Dog of Tobias из Книги Товита, V.16, по утверждению Моксона, "потому что у нее есть хвост", и только поэтому; Юлий Шиллер, другой представитель той же школы, видит здесь Saint David.

*

Легенда: Похитив Европу, Зевс перенес ее на Крит. Затем он поручил псу стеречь девушку. В честь этого пса и образовано созвездие.
Другие утверждают, что имеется в виду собака Актеона.
По третьей версии, имеется в виду пес Прокриды, одной из нимф Артемиды; некоторые источники указывают на пса, которого Эос подарила Кефалу, или, наконец, на одну из гончих Ориона.

Другие легенды  говорят, что Большой Пёс – это пёс сына Меркурия, Цефала. Пёс сумел поймать очень быструю и хитрую лисицу, вредившую людям. В благодарность за это Зевс поместил собаку на небо. Ещё одна легенда гласит, что Большой Пёс и Малый Пёс – это собаки Близнецов. Собаки сидят под столом, а звёзды, расположенные между Близнецами и Псами – это еда, которую близнецы бросают им. В общем, легенд о происхождении Большого Пса древние люди придумали очень много  одна другой интереснее. Так же существует версия относительно легенды об Икарии (ее можно прочесть в заметке посвященной звезде Арктур).

Одна из легенд о возникновении созвездия Большого Пса :

Итак, жил когда-то в Аттике охотник Кефал. Был он сыном бога Гермеса и отличался особенной красотой. Хотя Кефал был верным супругом, молодая жена Прокрида подчас ревновала его к другим женщинам – ведь он был столь прекрасен. Со спокойной душой отпускала она его только на охоту. Знала бы Прокрида, что именно здесь подстерегает мужа опасность!
Однажды Кефала, с собаками рыщущего по лесу, застала утренняя заря. Неутомимый охотник прервал свой бег и залюбовался рассветом. Но не только Кефал засмотрелся на зарю – богиня зари Эос тоже приметила статного охотника. И конечно, влюбилась: страсть в сердце Зари загоралась мгновенно. Не медля ни мгновения, Эос подхватила Кефала в колесницу и умчала в свой дворец на остров Делос – там охотник стал возлюбленным и пленником богини. Однако Кефал не смог полюбить Эос –  он думал лишь об оставленной Прокриде.
Разгневанная пренебрежением Эос наконец отпустила Кефала, но предложила ему испытать супругу. Богиня изменила внешность охотника, и он неузнанным явился к жене. Прокрида казалась безутешной – так она горевала о Кефале, но постепенно учтивый чужестранец сумел завоевать ее сердце. Она согласилась стать его супругой, и думать забыв о некогда любимом муже.
Разгневанный Кефал вернул себе прежний облик, и Прокрида в страхе бежала из дома. Она взошла на корабль, отправлявшийся на далекий остров Крит, и вскоре предстала перед критским царем Миносом. Царь был тяжело болен, казалось, не было средства облегчить его страдания, но гречанка была искусной врачевательницей, и ей удалось исцелить царя. В награду Минос подарил ей чудесное, не знающее промаха копье и быстроногую собаку по имени Лелапа (по-гречески это значит «вихрь»).
Лелапу Зевс когда-то приставил сторожить похищенную Европу, и Минос – сын Зевса и Европы – унаследовал собаку от матери. Обрадованная Прокрида решила вернуться домой, она верила, что муж, страстный охотник, получив чудесные дары Миноса, простит ее. Так оно и вышло. Теперь Кефал никогда не знал промаха. Вот только на заре он больше в лес не выходил – не хотел попадаться на глаза Эос.

До Прокриды дошли слухи, что в лесной чаще ее муж встречается с какой- то незнакомкой. Кто она? Нимфа? Или вспомнила о старой любви богиня Эос? Терзаясь подозрениями, Прокрида решила проследить за мужем и тайно последовала за ним на охоту. Она увидела, как Кефал улегся отдохнуть под раскидистым деревом, и поняла, что напрасно сомневалась в его верности. Счастливая Прокрида поспешила выйти из скрывавших ее зарослей кустарника, но увы! Кефал заметил, как зашевелились ветки, и решил, что в кустах таится дикий зверь. Метнув не знавшее промаха копье, он отправился посмотреть на добычу – и увидел смертельно раненную Прокриду...
Похоронив жену, Кефал оставил родные места. Он узнал, что жители Беотии страдают от ужасной лисицы, которую боги наслали на них в наказание за преступления. Каждый месяц этой лисице отдавали на съедение юношу. Беотийцы призвали всех лучших охотников Греции и обещали огромную награду тому, кто освободит их от ужасного зверя. Кефал отправился на охоту к этой горе. Охотникам удалось выследить лисицу, и Кефал пустил по ее следу Лелапу. Казалось, быстроногая собака вот-вот настигнет зверя... Но не только охотники наблюдали за состязанием Лелапы с лисицей: с неба на них смотрел сам Зевс. Он не знал, кому из бегунов отдать предпочтение. Было два пророчества: о лисице – что ее никто не сможет догнать, и о Лелапе – что от нее никто не уйдет. Нельзя было нарушить ни того, ни другого. И тогда Зевс придумал вот что: лисицу он обратил в камень, а Лелапу взял на небо и превратил в созвездие Большого Пса.

***