Фомальгаут (альфа Южной Рыбы /α PsA) – самая яркая звезда в созвездии Южной Рыбы и одна из самых ярких звезд на ночном небе. Фомальгаут – единственная двойная звезда в своем созвездии, которое расположено южнее Водолея и Козерога.
Фомальгаут считается относительно молодой звездой, его возраст составляет от 200 до 300 миллионов лет, предполагаемая продолжительность жизни – миллиард лет. Хотя Солнце значительно превосходит Фомальгаут в такой категории как возраст, Фомальгаут превосходит нашу главную в ряде других параметров, например, в массе. Благодаря современной астрономической аппаратуре доказано, что Фомальгаут более чем в 2 раза превосходит наше Солнце по весу. Кроме того, звезда Фомальгаут в 16 раз ярче Солнца, а его радиус в 1,85 раза больше радиуса нашей звезды. Температура Фомальгаута достигает 8,5 тысяч градусов по Кельвину.
Фомальгаут окружен диском космической пыли тороидальной формы с хорошо различимой внутренней границей на радиальном расстоянии 133 а. е., наклоненном под углом в 24 градуса. Эта космическая пыль расположена, как пояс, имеет ширину 25 а. е.; геометрический центр этого пылевого пояса располагается на расстоянии приблизительно в 15 а. е. от самого Фомальгаута. Этот пылевой диск также иногда называют «Поясом Койпера Фомальгаута».
Фомальгаут является звездой
первой величины, видной осенью в северных широтах, его распознавали многие
народы, населяющие северное полушарие, в том числе арабы, персы и китайцы. За
всю историю Фомальгаут сменил множество названий. Впервые Фомальгаут был
идентифицирован буквально в доисторический период – существуют археологические
находки, доказывающие «участие» звезды в определенных ритуалах около 2500 г. до
н. э., проводимых в Персии, где Фомальгауту отводилась роль одной из четырех
королевских звезд. В средневековых ведьминских ритуалах Фомальгаут считался
«падшим ангелом» и «четвертым стражем северных ворот».
Благодаря своей яркости, это
небесное тело было замечено еще древними народами, проживающим в южных регионах
Северного полушария. В частности, Фомальгаут наблюдали жители территорий
современного Китая, Индии, Ирана и других стран. Есть даже исторические
свидетельства, подтверждающие тот факт, что звезда Фомальгаут играла важную
роль во множестве ритуальных обрядов, совершаемых населением территорий этих
стран в древние времена.
Поскольку звезда Фомальгаут
находится в созвездии Южная Рыба, а первые наблюдения этого небесного тела
происходили в Азии, нет ничего удивительного в том, что эта звезда носит
арабское наименование «fum al-ḥūt», которое переводится на русский язык, как
«рот рыбы» или «рот кита» - старинное общепринятое наименование для этой
звезды, Смит говорит, что Fom Alhout Algenubi является переводом Os Piscis Meridiani,
в сохранившемся рукописном альманахе 1340 года.
Арат говорит о ней: Под ногами Струящего влагу, светит другая
звезда
Нет ни одной другой звезды,
как кажется, написание собственного имени которой было бы столь различно.
Alfonsine Tables 1521 года
издания помещают ее в Водолее с именем Fomahant и присваивают 1-ю звездную
величину, но они же описывают ее в Piscis Meridionalis, как принадлежащую этому
созвездию, опуская название и "делая" 4-й звездной величины. Другое
издание этих Tables, а также Казвини, ничего не говорят об этом созвездии,
оставляя ее в Водолее; Буллиальд, в своей редакции Rudolphine Tables, а также в
его издании Persian Tables Хрисокоссы, называет ее Os Piscis notii и Fumahaud.
Astronomica Danica Лонгомонтана помещает ее в Водолее, как ultima in effusione
Fomahant, ничего не говоря о Рыбе; в Rudolphine Tables Тихо, в редакции Кеплера
1627 года, то же самое, здесь же помещает ее и Гевелий, называя Fomahandt.
Байер помещает ее в Piscis Notius (Южная Рыба) с именем as Fumahant, Fumahaut
rectius Fumalhaut; Чилмед - Phom Ahut; Цезиус - Fomahand и Fontabant; у Риччоли
- Fomauth, Phomaut, Phomault, Phomant, Phomaant, Phomhaut, Phomelhaut; у
Лакайля - Phomalhaut; у Лаланда - Fumalhant, Fomahaut, and Phomahant; у Шикарда
- Fomalcuti. Костард называет ее Fomahout; сэр Уильям Гершель, в письме к
сестре, Fomalhout, -
Лина, прошлой ночью я наблюдал комету...рядом с Fomalhou .
Самое правильное название – у
Гайда, который пишет Pham Alhut. В Atlas Бурритта показано Fomalhaut, на в его
же Planisphere, Fomalhani. Обычно, хотя и неправильно, произносится Fomalo, как
это принято у французов.
В Harleian Manuscript
(рукописи Харли) Цицерона Aratos имеются слова Stella Canopus во рту Рыбы, что
является либо ошибочным названием, либо использованием этих слов по отношению к
другой яркой звезде.
У древних арабов Фомальгаут
была Al Difdi al Awwal, Первая Лягушка.
Фламмарион говорит, что она
была Hastorang в Персии в 3000 году до н.э., когда находилась рядом с точкой
зимнего солнцестояния, и Царской звездой, одной из Четырех Стражей Неба,
наблюдавших за остальными звездами; она же в 500 году до н.э. была объектом
поклонения в храме Деметры в Элевсине; в астрологии, с тех пор до наших дней,
она предвещает возвышение, богатство и власть.
В Китае ее знали как Pi Lo
Sze Mun.
На востоке Фольмагаут часто
ассоциировался с верховным божеством Залом.
Зал – у лакцев, цахуров
(Гыниш), рутульцев (Ийниш), аварцев (Бечед), татов (Офирогор) верховный бог.
Зал обитает на небе (верхний мир). Он – вечный, всевидящий, всемогущий,
всепобеждающий и милостивый властелин неба и земли. Устроитель мирового
порядка. От него зависит плодородие, изобилие на земле. В одном из мифов он
одаривает честных и добрых людей, делая их богатыми, а бессердечных, жадных
ввергает в нищету, лишает рассудка. В другом мифе Зал из пасти чудовища
вызволяет обессилившее небесное светило, возвращая ему лучезарную силу. С распространением
ислама Зал стал отождествляться с Аллахом.
Исследователи творчества
Данте полагают, что в "Чистилище" (8,89-92), в строках...
Три этих ярких света,
Зажегшие вкруг остья небосвод.
Те, что ты видел до рассвета,
Склонились, все четыре, в должный срок;
На смену им взошло трехзвездье это.
...поэт мог иметь в виду под «трехзвездьем» три
звезды: Канопус, Ахернар и Фомальгаут. Но возможно это Южный Треугольник.
Соотносится с образом
Матери-Рыбы. Бело-голубой цвет этой звезды перекликается с голубой одеждой и
жемчужным ожерельем Морской Богини, множество имен которой означают мировые
океаны: Мария, Марина, Марианна, Мариамна, Миррина, Мирра, Мира-Ямм, Мари-Эль и
Стела Марис, звезда морей.
Южная Рыба (лат. Piscis Austrinus, PsA) — созвездие южного полушария неба. Латинское название: Piscis Austrinus.
В Италии Pesce Australe; во Франции Poisson Austral; в Германии Sedliche Fisch. Она расположена непосредственно к югу от Козерога и Водолея, в той части неба, которая прежде была известна как Вода; Арат так описывает это созвездие:
Где извивается хвост Чудовища, там, где сияет
Рыба своею главой,-- повсюду рассеяны в небе
Без названий огни -- к чему названия, если
Столь неярок их свет, что почти исчезает в пространстве.
Его современное изображение сильно отличается от древнего. Довольно странно было видеть Рыбу, плавающей в воде, вытекающей из кувшина Водолея, вниз спиной. Однако, это древнее представление, возможно, стало причиной названия Piscis aquosus, имеющегося у Овидия в 4-ой Георгике, и обычно отождествляемого с этим созвездием; Вергилий упоминает о нем в связи с наступлением сезона сбора меда; но правильное отождествление это названия затруднительно. Профессора Риджуэй и Уилкинс в своей замечательной статье Астрономия в Dictionary of Greek and Roman Antiquities доктора Смита пишут:
Вопрос о Piscis остается нерешенным; это может быть одна из Рыб в зодиаке - Южная Рыба - Гидра - Дельфин - или даже Скорпион.
Смит говорит, что ...в раннем венецианском издании Гигина, под ним (Водолеем - СТ) изображена малая рыба, что-то вроде remora (прилипалы), плавающая в потоке, которую астрономы, из-за ее уединенной позиции, обозначают Piscis Notius.
Согласно изданию 1488 года, это были Pisces, Рыбы, и в немецкой рукописи 15 века здесь изображено две рыбы - большая и маленькая.
Ее изображение по непонятной причине отсутствует на глобусе Фарнезе, поток воды из кувшина Водолея оканчивается у хвоста Кита.
В древности Южная Рыба имела зодиакального двойника, и всегда была известна под этим специфическим именем, которому, в зависимости от прилагательного, придавалось различное значение austrinus, meridionalis, и notius.
По словам Лаланда, Дюпюи доказал, что она является небесным символом сирийского бога Dagon, почитаемого в Египте как Phagre и Oxyrinque; а также была связана с великим Oannes.
Оно также было и Piscis magnus и Piscis solitarius; Piscis Capricorni, исходя из ее положения; и упомянута у Руфа Феста Авена как Greater Fish. Лонгфелло, в примечаниях к своему переводу Божественной Комедии, называет его Golden Fish, вероятно потому, что оно более заметно, чем его северный "двойник".
Когда арабы переняли греческое созвездие, они стали называть его Большая Южная Рыба, искаженная в конце Средневековья в Haut elgenubi, которое приводится у Чилмеда в виде Ahaut Algenubi; но их фигура простиралась далее в южном направлении, чем наша, и, таким образом, включала звезды современного Журавля. Смит пишет о нем:
Составители мозаик представляли это созвездие в виде Barrel of Meal, Кадки с Мукой, принадлежащей вдове из Сарепты; но Шикард видит здесь Fish, Рыбу, с монетой во рту, пойманную Петром.
Также некоторые мифографы к этому созвездию относят миф о нападении Тифона на Афродиту (при этом Эрос не упоминается), обычно связываемый с созвездием Рыбы. В этом случае Рыбы - потомство Южной Рыбы.
Также некоторые мифографы к этому созвездию относят миф о нападении Тифона на Афродиту (при этом Эрос не упоминается), обычно связываемый с созвездием Рыбы. В этом случае Рыбы - потомство Южной Рыбы.
Одно из древних верований повествует что Южная Рыба поглощает воду которую Водолей выливает на землю. Этим она спасает Землю и всех людей от нового всемирного потопа.
В земной астрономии — это созвездие имеет достаточно древнее происхождение и действительно своими очертаниями напоминает рыбу. Еще во II веке Птолемей включил его в свой список небесных образований. Но в тот период времени в его составе было существенно больше звезд. После того как Петер Планциус на рубеже XVI и XVII веков выделил Микроскоп и Журавля, размеры Южной Рыбы заметно сократились и небесное образование приобрело современный облик.
Южную Рыбу иногда называют Великой. Порождения великой рыбы стали созвездием Рыб . Мифология, связанная с происхождением ее, то подразумевает в качестве произведенного потомства зодиакальных Рыб, то повествует историю про сирийскую богиню Деркето, упавшую ночью в озеро и спасенную рыбой, которая за это была удостоена чести вознесения в звездный океан.
Атаргатис (Атаргатида), также Деркето (Δερκετώ) — греческое искажение арамейского имени Астарты — Атаргата (ивр. עתרעתה Ъатраъа́та) или Тарата. Согласно Страбону, её настоящее имя Афара, хотя Ктесий называет ее Деркето. Атаргатис — это сирийская богиня, которую почитают в Бамбике (Эдессе) в Месопотамии.
Деркетия (Деркето)— «Дочь Вавилона». Почиталась в Северной Сирии, отчасти у хананеев и финикиян, но особенно у филистимлян, где она была женской формой Дагона и, подобно ему, изображалась с нижней частью тела рыбы. С этим связывались легенды о превращении её в рыбу в Иераполе, а также представление о ней, как о божестве плодотворной влаги. Важным центром поклонения ей был Аскалон (ныне Ашкелон).
Лукиан дает в своем трактате «О сирийской богине» описание такого храма и его культов. Его «Сирийская богиня», будучи тождественной с Деркето, в общем, является, однако, с чертами, заимствованными и от фригийской Кибелы, и от греческих божеств, равно как и культы её носят печать синкретизма.
При храмах богини были священные озера с рыбами.
По истолкованию, ее имя произошло от сирийской царицы Гатиды, которая запрещала подданным есть рыб. Согласно Ксанфу Лидийскому, лидиец Мопс бросил ее с сыном Ихтием за жестокость в Аскалонское озеро, где ее съели рыбы. По другим, Атарата — жена царя Дамаска, чья могила в Дамаскe.
Эратосфен, ссылаясь на Ктесия, утверждает, что огромная рыба жила в озере близ Бамбики (город в Сирии: по-сирийски Мабог, у греков Бамбика, затем Иераполь или Иераполис). Когда ночью в озеро свалилась местная богиня Деркето (ее ассоциируют с Астартой/Иштар), эта рыба ее спасла.
В этом образе слились черты Анат и Астарты. Египетскую Хатхор отождествляли с библосской Астартой уже в эпоху Среднего Царства, а через Хатхор с Астартой была ассимилирована Исида. Чисто сирийской традиции следует в своем рассказе Диодор, который передает легенду о том, как некогда богиня Афродита внушила Деркето страсть к одному сирийскому юноше. Деркето родила от него ребенка, которого оставила в пустынном месте, сама же она от стыда и печали бросилась в озеро, и превратилась в рыбу. С тех пор сирийцы почитают рыб как богов и не едят рыбу. Богиня Деркето изображалась с человеческим лицом, но телом рыбы. Подобный же рассказ встречается в “Хилиадах” Иоанна Цеца, который говорит, что некая царица ассирийцев, по имени Деркето, совершила прелюбодеяние с юношей-сирийцем. Она родила младенца, и оставила его в деревне, а сама, стыдясь молвы, бросилась в озеро Мерида и утонула (но в “сирийских письменах” рассказывается, что она стала рыбой, поэтому сирийцы и не едят рыбу). Своеобразный вариант этой легенды был известен еще Ксанфу Лидийскому: по его словам, Атаргатис была взята в плен Мопсом Лидийским, брошена вместе с сыном Ихтюсом в озеро близ Аскалона, и проглочена рыбами.
Эратосфен, ссылаясь на Ктесия, утверждает, что огромная рыба жила в озере близ Бамбики (город в Сирии: по-сирийски Мабог, у греков Бамбика, затем Иераполь или Иераполис). Когда ночью в озеро свалилась местная богиня Деркето (ее ассоциируют с Астартой/Иштар), эта рыба ее спасла.
В этом образе слились черты Анат и Астарты. Египетскую Хатхор отождествляли с библосской Астартой уже в эпоху Среднего Царства, а через Хатхор с Астартой была ассимилирована Исида. Чисто сирийской традиции следует в своем рассказе Диодор, который передает легенду о том, как некогда богиня Афродита внушила Деркето страсть к одному сирийскому юноше. Деркето родила от него ребенка, которого оставила в пустынном месте, сама же она от стыда и печали бросилась в озеро, и превратилась в рыбу. С тех пор сирийцы почитают рыб как богов и не едят рыбу. Богиня Деркето изображалась с человеческим лицом, но телом рыбы. Подобный же рассказ встречается в “Хилиадах” Иоанна Цеца, который говорит, что некая царица ассирийцев, по имени Деркето, совершила прелюбодеяние с юношей-сирийцем. Она родила младенца, и оставила его в деревне, а сама, стыдясь молвы, бросилась в озеро Мерида и утонула (но в “сирийских письменах” рассказывается, что она стала рыбой, поэтому сирийцы и не едят рыбу). Своеобразный вариант этой легенды был известен еще Ксанфу Лидийскому: по его словам, Атаргатис была взята в плен Мопсом Лидийским, брошена вместе с сыном Ихтюсом в озеро близ Аскалона, и проглочена рыбами.
Центральный мотив этого мифа связан с самооскоплением. В трактате Лукиана "О Сирийской богине", прекрасный юноша Комбабос оскопляет себя, а действие происходит в Гиераполе, где почиталась Деркето-Атаргатис. В ряде вариантов фаллос бросается в воду и проглатывается рыбой.
*
Древняя праиндоевропейская богиня - Рыба, из многочисленных имен которой у индоевропейцев сохранились имена Салация, Пелагия и Дельфина - последнее буквально означает «чрево» и «дельфин», - богиня плодородия и мудрости (ср. ирландский "лосось мудрости"), это - Мать, дающая, хранящая и забирающая жизнь. Этот образ, воплощенный в каменных изваяниях языческого периода Армении - вишапах, запечатленный в виде гигантских рыб и тюленей в наскальных изображениях онежско-беломорского ареала, образ, сложившийся еще в период ностратической общности народов, пережил тысячелетия, дойдя до наших времен в мифах, сказках и легендах. А. Голан замечает, что "коль скоро земные воды связывались с богиней", то не удивительно, "если рыба ассоциировалась с женским образом. Ностратическое *kala означает не только 'сосуд', но и 'рыба'. В археологических материалах эпохи неолита есть идолы полуженщины-полурыбы. Славянская Мокошь, или Берегиня, и греческая Артемида, имеющие черты неолитической богини, изображались с рыбьим хвостом". И, хотя образ женского божества воды имеет мужского двойника с чертами рыбы, но подавляющая часть материалов по этой теме относится к женскому божеству.
Образ рыбы играет одну из главных ролей в мифологии догонов. Рыба - это первоначальная форма божеств воды, близнецов Номмо. После того, как оскверненная инцестом с Йуругу земля стала бесплодной и сухой, Амма приносит в жертву на небе одного из Номмо, чтобы исправить положение. Амма разбрасывает куски его тела в 4-х частях света, а потом воскрешает Номмо, собрав куски его тела в человеческом образе. Номмо спускается в ковчеге, сделанном из его плаценты, на землю вместе с предками людей, животными, минералами, принимает свою первоначальную форму рыбы и остается жить в воде. Первые деревья на земле и небе вырастают из зерен, высыпавшихся из ключиц расчлененного Номмо. Спуск ковчега совпадает с появлением солнца и пролитием очищающего и животворящего дождя. 4 сына Номмо вместе со своими женами-близнецами становятся предками племен догонов.
В мифах бразильского племени тупари о происхождении людей их вылавливают из воды, где они плавали в виде рыб. У санема только женщин вылавливают в реке, а мужчин вырезают из дерева; у муисков считается, что мужчины вылеплены из глины, а женщины вырезаны из стеблей тростника.
В мифологии сапотеков, проживающих в Мексике, начало всем вещам дала божественная пара Косаана, соотносящийся с солнцем и небом, и Уичаана, соотносящаяся с водой и землей. Уичаана дала жизнь человеку и рыбам.
В мифах индейцев тукуна (Бразилия, Перу, Колумбия) люди сотворены из рыб, пойманных братьями-близнецами Дьяй и Эпи. Дьяй добыл дневной свет, огонь и культурные растения, установил все племенные нормы и обычаи. Его брат-близнец Эпи – лжец, часто попадающий в неприятные ситуации, из которых его выручает Дьяй. Затем братья разделились, Дьяй поселился на востоке, а Эпи – на западе.
В мифах санема (Венесуэла) братья-близнецы Омао и Соао были спасены и воспитаны жабой, вынувшей детей из чрева их матери, убитой и съеденной ягуаром. Когда братья выросли, они убили ягуара и изготовили людей, вырезая их из дерева. Затем братья поймали рыбу, которая превратилась в женщину и стала женой Омао. Он поручает брату стеречь свою жену, чтобы она не сбежала, но бестолковый Соао не уследил и дал ей убежать. Рассердившись на брата, Омао удалился на небо.
В мифологии астеков Тескатлипока с Кецалькоатлем, изловив чудовище Сипактли, имевшее вид аллигатора или рыбы, создали из ее тела землю. Тескатлипока, превратив себя в солнце, населил землю людьми, сотворенными из пепла. Остальные боги сделали так, что все было смыто водой, и люди превратились в рыб. Другим олицетворением земли был Тлальтекутли, имевший облик полужабы-полуаллигатора.
И, наконец, знаменитый Дельфиний - одна из ипостасей Аполлона. В прежние времена Аполлон-Дельфиний признавался изначальным покровителем мореходства, как об этом сказано в гомеровском гимне: «...так как впервые из моря туманного в виде дельфина близ корабля быстроходного я поднялся перед вами, то и молитесь мне впредь как Дельфинию».(I, 493-496) Современными исследователями были приведены убедительные соображения в пользу того, что "Дельфиний был восточным по происхождению божеством, и его функции заключались в покровительстве растительному и морскому живому миру», и что его имя является отражением "имени хеттского бога плодородия Телепинуса на греческой почве". Окончательное подтверждение тождества Телепинуса и Дельфиния основывается на анализе лингвистического материала. "Таким образом, историческое развитие культа Дельфиния в Греции заключалось в том, что первоначально это было божество растительного и животного мира, заимствованное греками из хеттской среды где-то в микенскую эпоху. ...Первоначальная хтоническая сущность Дельфиния на греческой почве видна из того обстоятельства, что места его культа известны не только в прибрежных, но и внутренних местностях (в Кноссе, Дреросе, Афинах, Спарте). В реликтном состоянии эта функция прослеживается в историческое время в Дельфах, где Аполлон (здесь он превоначально был Дельфинием, что видно из названия города) почитался под эпиклесой Ситалка в качестве покровителя злаков».
Delphos в переводе означает "материнская утроба" и "матка", что соотносит сам образ мужского божества-дельфина с Матерью-дельфином: сын Матери-Рыбы или вышедший из чрева рыбы. Не случайно Аполлон выбирает местом своего святилища Дельфы - ущелье древней Греции, название которого - delphi «означает на самом деле женский детородный орган». Оракул в Дельфах, называвшийся Гай ("расщелина земли"), в давние времена принадлежал Гее, затем, Фемиде и перешел к Аполлону после его победы над драконом. В честь этого события каждые восемь лет устраивалось музыкально-драматическое представление, сюжетом которого было сражение Аполлона с драконом, очищение Аполлона в Темпейской долине и его возвращение в Дельфы.
Отдельные виды рыб почитались в Древнем Египте как божественные и сакральные, например, угорь бога города Гелиополиса и окунь богини Нейт. Жители III нома Верхнего Египта поклонялись священной рыбе Лато, по причине чего греки называли Эсну, столицу нома, Латополисом. Там были обнаружены многочисленные мумии этой рыбы. В номе Оксиринха почитался оксиринх, и, по словам Страбона, почитание этой рыбы было распространено и у других египтян". По свидетельству александрийского епископа Афанасия, с культом рыб дело обстояло так: "Рыбу, которую в одном месте чтут, в другом вылавливают и употребляют в пищу". Рыбьи культы существовали еще в Тинисском номе, а по сообщению Элиана, "в римское время в Бубасте было священное озеро, в котором разводили и кормили сомов. От позднего времени сохранились амулеты в виде рыб и даже небольшие гробики для умерших рыб".
Богу Шу и богине Тефнут были посвящены рыбы, которых Сет, по позднему варианту мифа – времен завоевания Египта персами – в бесчинствах своих поймал (вероятно, подразумевается "и съел").
Священным животным Хатмехит, богини города Мендес, тоже была рыба. Эпитет этой богини – "первая среди рыб". Изображалась она женщиной с рыбой на голове. Мифы, связанные с сакральными рыбами не дошли до наших дней, только Хатмехит упоминается помощницей Исиды в собирании частей тела Осириса. Известны упоминания о рыбах Абту и Ант, плывших перед ладьей Ра и указывающих ей путь.
В главе текста об укусах, высеченном на стеле Меттерниха, Исида говорит, обращаясь к укушенному скорпионом Гору: "Никакое зло не может напасть на тебя, [ибо] в тебе сущность (или флюид) того, что сотворило вещи. Ты сын страны Мескет, ты вышел из небесных вод Нун… Ты брат рыбы Абту, которая предрешает то, что будет, и ты питомец Кота, который живет в Доме Нейт".
В главе текста об укусах, высеченном на стеле Меттерниха, Исида говорит, обращаясь к укушенному скорпионом Гору: "Никакое зло не может напасть на тебя, [ибо] в тебе сущность (или флюид) того, что сотворило вещи. Ты сын страны Мескет, ты вышел из небесных вод Нун… Ты брат рыбы Абту, которая предрешает то, что будет, и ты питомец Кота, который живет в Доме Нейт".
В Абидосе, на западном берегу среднего Нила, находилась священная могила Осириса. Постепенно вокруг нее множились царские могилы, совсем не похожие на те роскошные постройки, которые возводились в более поздние времена. "Земной фараон заменил небесного бога Осириса, который перевоплощался то в быка, то в рыбу или змею. Согласно позднейшей надписи Рамсеса IV в Абидосе, Осирис был луной, Нилом и таинственным богом мертвых на западе". К началу исторического периода Египта Осирис представлялся "ущербной луной, которая один раз в году показывалась у берега небесного Нила (Млечного пути, который выступал также и в виде небесного дерева). Именно тогда кончался старый и начинался новый год. Умирающий Осирис, погибая, давал Нилу воду.
Мумию мертвеца из царского рода, которого отождествляли с Осирисом, иногда изображали в виде спеленутой рыбы-Абидос; ее пеленали с помощью кусков материи. 'Братом' этой рыбы был Гор – утренняя звезда. Он сопровождал рыбу-Абидос на тот свет, суля ей воскресение".
Мумию мертвеца из царского рода, которого отождествляли с Осирисом, иногда изображали в виде спеленутой рыбы-Абидос; ее пеленали с помощью кусков материи. 'Братом' этой рыбы был Гор – утренняя звезда. Он сопровождал рыбу-Абидос на тот свет, суля ей воскресение".
То, что плодородие связывалось с рыбой, видно из истории с Осирисом, хотя зависимости плодородия от этого обитателя нильских вод была придана отрицательная окраска. Один из вариантов мифа гласит, что разрубленное на куски тело Осириса Сет разбросал по земле Египта. Исида нашла все части его тела, кроме фаллоса, который проглотила рыба. Вот как описывает это Плутарх: "Из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фалл, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры, которыми гнушаются больше, чем всякой другой рыбой. Исида же, по рассказам, вместо него сделала его изображение и освятила фалл; в честь него и сейчас египтяне устраивают празднества".
Фараону на стол никогда не подавали рыбы. Использовать в пищу определенный вид рыбы отказывались почитатели их, жрецы не ели никакой рыбы: "… сиэниты избегают фагра, потому что считается, что он приходит одновременно с подъемом Нила и, являясь взорам как добровольный глашатай, возвещает радостным людям о разливе. Жрецы же воздерживаются от всякой рыбы. В девятый день первого месяца, когда все остальные египтяне едят жареную рыбу у своих наружных дверей, жрецы, не отведав блюда, жгут ее у ворот...".
***