1.1.19

Овен



Овен – древнее зодиакальное созвездие. Древние греки называли это созвездие Κριός (Овен) ; также использовалось название Ἀιγόκερως (рогатый или козерог), не путать с созвездием Козерога (Козлорыба). Созвездие входит в состав каталога Птолемея «Альмагест». 


Созвездие Овен из атласа Яна Гавелия


Ariete в Италии, Bélier во Франции, Widder в Германии – у Байера Wider; на англо-саксонском языке Ramm, в англо-норманнском 12-го столетия, Multuns.
У греков именовалось Κριός, иногда Ἀιγόκερως, хотя последнее название обычно использовалось для Козерога.
У римлян всегда именовался Aries; но Овидий называет его Phrixea Ovis; Колумелла – Pecus Athamantidos Helles и Phrixeum Pecus (скотина Фрикса и Геллы), Phrixus, и Portitor Phrixi; у других встречается Phrixi Vector : Фрикс был сыном Афаманта, который бежал вместе со своей сестрой Геллой на спине овна в Колхиду, чтобы избежать гнева своей мачехи Ино. Следует упомянуть, что по дороге Гелла упала в море, которое впоследствии стало называться Геллепонтом, как пишет Манилий:
Во главе их летит златорунный Овен (который утратил
Часть драгоценного груза, давшего название морю);

и Лонгфелло, в своем переводе Tristia (Скорби) Овидия: Овен, что нес на спине несчастную Геллу.
Достигнув цели своего путешествия, Фрикс принес животное в жертву, а его руно повесил в роще Ареса, где оно было обращено в золотое и, впоследствии, стало объектом поисков аргонавтов. С того времени появились другие названия Овна: Ovis aurea и auratus (Золотой баран), Chrysomallus и Chrysovellus (производное от «золотое руно»). Athamas, встречающееся у Колумеллы, есть классическое воспроизводство евфратского Таммуз, Думузи, Единственный Сын Жизни, которого Овен, в свое время, символизировал на небе, как прежде него Орион, вероятно, когда в нем отмечали весеннее равноденствие (4500 г. до н.э.).
Также названия – Cornus (рогатый), Laniger и Vervex (баран), Dux opulenti gregis; Caput arietinum; и, намекая на его расположение, Aequinoctialis.


Астрономический знак созвездия () используется для обозначения точки весеннего равноденствия, находившейся в Овне более 2000 лет тому назад, когда в Древней Греции складывалась астрономическая терминология. Соответственно и в Риме его связывали с этим явлением и называли – Aequinoctialis (равноденственный), Vernus Portitor (приносящий весну). Начиная с приблизительно 1730 года до н.э. он назывался Princeps signorum coelestium, Princeps zodiaci, и Ductor exercitus zodiaci (первичный, начальный или – Глава Зодиака), и это продолжалось до времен Гиппарха; Манилий пишет:
Овен, пересекший море, светит безмятежно,
Открывая год; он начало всем знакам.

Иудейский Nīsān, наш март-апрель, ассоциировался с Овном: про Иосифа сказано, что, когда солнце находилось в этом секторе неба, в этом месяце, его соплеменники были освобождены из египетского рабства; также ассоциировался с месяцем Nisanu в Ассирии, где Овен символизировал Алтарь и Жертву, а баран был обычной жертвой. Поэтому древние придавали этому знаку первостепенное значение еще до того, как созвездие стало началом зодиака; хотя Берос и Макробий объясняют это древним верованием в то, что Земля была создана, когда солнце находилось в его границах.
Многие полагают, что это созвездие было сформировано, чтобы представлять египетского царя богов, чье изображение в Фивах имеет бараньи рога, или же с покрывалом и увенчанного перьями, известному под различными именами: Амон, Аммон, Хаммон, Амен, или Амун, которому отправлялись большие культовые праздники в оазисе Аммониум, ныне Сива, к западу от Каира, на северной границе Ливийской пустыни. Кирхер говорит, что Овна здесь именовали Ταμετοῦρο Αμοῦν, Regum Ammonis. Есть, однако, сомнения в том, что египетский Баран совпадал с «западным» Овном.
Как бог, Амон был тождественен Зевсу и Юпитеру греков и римлян, а также и Овну, хотя такое популярное представление связано с историей о том, что верховное божество приняло обличье барана, когда все обитатели Олимпа бежали в Египет от гигантов, предводительствуемых Тифоном. Отсюда происходят названия созвездия Jupiter Ammon; Jovis Sidus; Minervae Sidus, в честь богини, дочери Юпитера; Jupiter Libycus Проперция, Deus Libycus Дионисия и Ammon Libycus Нонна.
Евреям он был известен как Telī, и изображался на знаменах Гада или Нафтали; Сирийцы знали его как Amru или Emru; Персы как Bara, Bere, или Berre; Турки как Kuzi; у Парсов в Bundehesh он именуется Varak; все эти названия являются синонимами Овна. Также встречаются искаженные наименования Arabib, или Aribib. У древних Индусов он назывался Aja и Mesha, у Тамилов Mesham;
Как один из двенадцати китайских знаков Зодиака носил название Собаки, известной в древности как Heang Low, или Kiang Leu; позднее, под влиянием иезуитов, как Pih Yang, Белая Овца; вместе с Тельцом и Близнецами составлял западного Белого Тигра, одну из четырех больших зодиакальных групп Китая; был также известен как Озеро Обилия, Пять Небесных Водоемов, и Дом Пяти Императоров.


Скорее всего, идею о «рабочем баране» греки заимствовали с востока : в Вавилоне это – «Наемный работник» (LU.HUN.GA), позже UDU «Баран» : созвездие по весне «восходило» и соотносилось с началом масштабных посевных работ. Но это еще не всё : созвездие восходило в период весеннего равноденствия, когда избирался новый царь. Согласно традиции избранник должен был быть добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Поэтому это созвездие также называли – «Доброволец». Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на поединке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жертвой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Когда клинописные обозначения созвездий начинают сокращать, название лу-хунга редуцируется до лу, причем сперва его пишут знаком LU — «человек», а затем знаком LU, который представляет собой стилизованное изображение барана. Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый образ весенней новогодней жертвы.
Но греки «облагородили» этот образ. У греков Овен – это Крий, сын Посейдона и Феофаны,  золоторунный баран, который уберег мифологических Фрикса и Галлу от их мачехи Ино, – их хотели принести в жертву в контексте очередных семейно-родовых перипетий, коих в древнегреческой мифологии – немерено. На этом баране брат и сестра добирались до Колхиды по воздуху, но сестра, испугавшись высоты, упала и утонула в проливе. Фриксу удалось добраться до места назначения, тогда он принес Крия (по версии) в жертву богу Аресу, а его руно подарил Зевсу. По Эратосфену, Крий сам снял с себя золотую шкуру, отдал Фриксу и вознесся на небо, став созвездием.

Овидий в «Фастах» упоминает Овна:

23 марта. Очищение труб
Можешь теперь ты поднять взоры к солнцу с такими словами:
"Ты подстелила вчера фриксова овна руно".

20 апреля
Солнце покинет вождя руноносного стада, что предал
Геллу, и Солнцу вослед тучные жертвы несут.

25 апреля. Робигалии
Только неделя одна до конца остается апреля,
На середине уже вешнего времени бег.
Овна уже не ищи, Афамантовой смертного Гелле:
Дождь в эту пору идет, в небе является Пес.


Альбумасар, в IX веке, в своем труде Revolution of Years пишет об имевшем место Творении, когда «семь планет» – Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурннаходились в этой области, и предсказал гибель мира, когда те же самые семь планет окажутся в точно таком же расположении в созвездии Рыб. 

*


Материалы :

Richard Hinckley Allen, «Star Names. Their Lore and Meaning»,
и др.