Овен – древнее зодиакальное созвездие. Древние греки называли это созвездие Κριός (Овен) ; также использовалось название Ἀιγόκερως (рогатый или козерог), не путать с созвездием Козерога (Козлорыба). Созвездие входит в состав каталога Птолемея «Альмагест».
Созвездие Овен из атласа Яна Гавелия
Ariete в
Италии, Bélier во Франции, Widder в Германии – у Байера Wider; на
англо-саксонском языке Ramm, в англо-норманнском 12-го столетия, Multuns.
У греков именовалось Κριός,
иногда Ἀιγόκερως, хотя последнее название обычно использовалось для Козерога.
У римлян всегда именовался Aries;
но Овидий называет его Phrixea Ovis; Колумелла – Pecus Athamantidos
Helles и Phrixeum Pecus (скотина Фрикса и Геллы), Phrixus, и Portitor
Phrixi; у других встречается Phrixi Vector : Фрикс был сыном
Афаманта, который бежал вместе со своей сестрой Геллой на спине овна в Колхиду,
чтобы избежать гнева своей мачехи Ино. Следует упомянуть, что по дороге Гелла
упала в море, которое впоследствии стало называться Геллепонтом, как пишет Манилий:
Во главе их летит златорунный Овен (который утратил
Часть драгоценного груза, давшего название морю);
и Лонгфелло, в своем переводе
Tristia (Скорби) Овидия: Овен, что
нес на спине несчастную Геллу.
Достигнув цели своего
путешествия, Фрикс принес животное в жертву, а его руно повесил в роще Ареса,
где оно было обращено в золотое и, впоследствии, стало объектом поисков
аргонавтов. С того времени появились другие названия Овна: Ovis aurea и auratus
(Золотой баран), Chrysomallus и Chrysovellus (производное от «золотое
руно»). Athamas, встречающееся у Колумеллы, есть классическое
воспроизводство евфратского Таммуз, Думузи, Единственный Сын Жизни, которого
Овен, в свое время, символизировал на небе, как прежде него Орион, вероятно,
когда в нем отмечали весеннее равноденствие (4500 г. до н.э.).
Также
названия – Cornus (рогатый), Laniger и Vervex (баран), Dux opulenti gregis; Caput arietinum; и, намекая на его расположение, Aequinoctialis.
Астрономический знак созвездия (♈) используется для обозначения точки весеннего
равноденствия, находившейся в Овне более 2000 лет тому назад, когда в Древней
Греции складывалась астрономическая терминология. Соответственно и в Риме его
связывали с этим явлением и называли – Aequinoctialis (равноденственный),
Vernus Portitor (приносящий весну). Начиная с
приблизительно 1730 года до н.э. он назывался Princeps signorum coelestium,
Princeps zodiaci, и Ductor exercitus zodiaci (первичный,
начальный или – Глава Зодиака), и это
продолжалось до времен Гиппарха; Манилий пишет:
Овен, пересекший море, светит безмятежно,
Открывая год; он начало всем знакам.
Иудейский Nīsān, наш март-апрель, ассоциировался с Овном: про
Иосифа сказано, что, когда солнце находилось в этом секторе неба, в этом
месяце, его соплеменники были освобождены из египетского рабства; также
ассоциировался с месяцем Nisanu в Ассирии, где Овен символизировал Алтарь и
Жертву, а баран был обычной жертвой. Поэтому древние придавали этому знаку
первостепенное значение еще до того, как созвездие стало началом зодиака; хотя
Берос и Макробий объясняют это древним верованием в то, что Земля была создана,
когда солнце находилось в его границах.
Многие полагают, что это созвездие было сформировано, чтобы
представлять египетского царя богов, чье изображение в Фивах имеет бараньи
рога, или же с покрывалом и увенчанного перьями, известному под различными
именами: Амон, Аммон, Хаммон, Амен, или Амун, которому отправлялись большие
культовые праздники в оазисе Аммониум, ныне Сива, к западу от Каира, на
северной границе Ливийской пустыни. Кирхер говорит, что Овна здесь именовали Ταμετοῦρο
Αμοῦν, Regum Ammonis. Есть, однако, сомнения в том, что египетский Баран
совпадал с
«западным» Овном.
Как бог, Амон был
тождественен Зевсу и Юпитеру греков и римлян, а также и Овну, хотя такое
популярное представление связано с историей о том, что верховное божество приняло обличье барана, когда все обитатели Олимпа бежали в
Египет от гигантов, предводительствуемых Тифоном. Отсюда происходят названия
созвездия Jupiter Ammon; Jovis Sidus; Minervae Sidus, в
честь богини, дочери Юпитера; Jupiter Libycus Проперция, Deus Libycus
Дионисия и Ammon Libycus Нонна.
Евреям он был известен как Telī, и изображался на
знаменах Гада или Нафтали; Сирийцы знали его как Amru или Emru; Персы как Bara,
Bere, или Berre; Турки как Kuzi; у Парсов в Bundehesh
он именуется Varak; все эти названия являются синонимами Овна. Также
встречаются искаженные наименования Arabib, или Aribib. У древних Индусов он
назывался Aja и Mesha, у Тамилов Mesham;
Как один из двенадцати
китайских знаков Зодиака носил название Собаки, известной в древности как Heang
Low, или Kiang Leu; позднее, под влиянием иезуитов, как Pih Yang,
Белая Овца; вместе с Тельцом и Близнецами составлял западного Белого Тигра,
одну из четырех больших зодиакальных групп Китая; был также известен как Озеро
Обилия, Пять Небесных Водоемов, и Дом Пяти Императоров.
Скорее
всего, идею о «рабочем баране» греки заимствовали с востока : в Вавилоне это –
«Наемный работник» (LU.HUN.GA), позже UDU «Баран» : созвездие по весне
«восходило» и соотносилось с началом масштабных посевных работ. Но это еще не
всё : созвездие восходило в период весеннего равноденствия, когда избирался
новый царь. Согласно традиции избранник должен был быть добровольцем, который
хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Поэтому это
созвездие также называли – «Доброволец». Это жертвующий собой юноша, который
знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на
поединке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого
же претендента. С жертвой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву
Новому году ягнят-первинок. Когда клинописные обозначения созвездий начинают
сокращать, название лу-хунга редуцируется до лу, причем сперва его пишут знаком
LU — «человек», а затем знаком LU, который представляет собой стилизованное
изображение барана. Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый
образ весенней новогодней жертвы.
Но греки «облагородили» этот образ. У греков Овен – это
Крий, сын Посейдона и Феофаны, золоторунный баран, который уберег
мифологических Фрикса и Галлу от их мачехи Ино, – их хотели принести в жертву в
контексте очередных семейно-родовых перипетий, коих в древнегреческой мифологии
– немерено. На этом баране брат и сестра добирались до Колхиды по воздуху, но
сестра, испугавшись высоты, упала и утонула в проливе. Фриксу удалось добраться
до места назначения, тогда он принес Крия (по версии) в жертву богу Аресу, а
его руно подарил Зевсу. По Эратосфену, Крий сам снял с себя золотую шкуру,
отдал Фриксу и вознесся на небо, став созвездием.
Овидий в «Фастах» упоминает Овна:
23 марта.
Очищение труб
Можешь
теперь ты поднять взоры к солнцу с такими словами:
"Ты
подстелила вчера фриксова овна руно".
20 апреля
Солнце
покинет вождя руноносного стада, что предал
Геллу, и
Солнцу вослед тучные жертвы несут.
25
апреля. Робигалии
Только
неделя одна до конца остается апреля,
На
середине уже вешнего времени бег.
Овна уже
не ищи, Афамантовой смертного Гелле:
Дождь в
эту пору идет, в небе является Пес.
Альбумасар, в IX веке, в своем труде Revolution of Years пишет об имевшем место
Творении, когда «семь планет» – Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и
Сатурн – находились в этой области,
и предсказал гибель мира, когда те же самые семь планет окажутся в точно таком
же расположении в созвездии Рыб.
*
Материалы :
Richard Hinckley Allen, «Star Names.
Their Lore and Meaning»,
и др.