Дева – крупнейшее экваториальное зодиакальное созвездие. В созвездии Девы в современную эпоху расположена точка осеннего равноденствия.
Созвездие Дева из Атласа "Uranographia" Яна Гевелия (1690)
У англо-саксов – Mæden, у англо-норманнов – Pulcele, во Франции –Vierge, в Италии – Virgine, у Байера – Junckfraw, и в современной Германии Jungfrau, – везде означает одно и то
же, – обычно изображается с пальмовой ветвью в правой руке и колосом, или
снопом, в левой. На аттическом диалекте ее название было Κόρη, Дева, символизирующая Персефону,
римскую Прозерпину, дочь Деметры, римской Цереры; на ионическом диалекте, у
Нонна, в 5 в. н.э. σταχυώδης Κούρη,
Дева, Несущая Сноп Пшеницы; spicifera
Virgo Cereris, Virgo spicea
munera gestans – у Манилия. Как Прозерпина, была похищена Плутоном в его
колеснице, соседних Весах; созвездие было также собственно Деметрой (Церерой), Demeter, Ceres splendifera dea, каковое название астрологи изменили на Arista, Урожай, покровителем которого
считалась Церера. У Цезиуса Arista
Puellae, но более правильным кажется Aristae Puella, Дева Урожая.
Те, кто считает, что зодиакальные созвездия начали «мыслиться» людьми в глубокой древности, утверждают, что идея этого знака возникла, когда
Солнце располагалось в Деве в день весеннего равноденствия, времени сбора
урожая в Древнем Египте. Это, однако, было около 15000 лет назад, в то время
как Арат пишет [Phaen. 147], что первый месяц
сбора урожая символизировал Лев; придавая слову σταχυώδη другое значение. Некоторые источники
утверждают, что: до «Потопа» и среди
восточных народов она представлялась в виде загорелой девушке, с колосьями в
руках, подобно жнице в поле…
…и, подобно многим персонажам,
различные классические авторы повторяют этот
характер. Например,
аналогична её история как Девы Урожая, верования в которую распространены в Северной Англии и Южной
Шотландии и связаны с обрядом Kern-baby, или Kernababy, - Дитя Колоса или
Снопа, - как это описывает Лэнгвич в своей книге Custom and Myth. Последние колоски на сжатом поле связываются в грубую
имитацию человека, и одеваются в подобающие наряды. Дети аккуратно срезают
сноп, после чего Дева Урожая,
считающаяся доброй богиней, с серпом и снопом в руках, на последней телеге, в
сопровождении жнецов, с музыкой, доставлялась в деревню.
Достаточно необычно, что Дева является почти точным переводом
старинного сицилийского имени дочери Деметры (Kora). «Дева» со временем утратило смысл, став у тех же британцев – первобытным Kernababy. Кстати, даже в древнем Перу была своя «Дева», их богиня жатвы.
В Вандее (Франция), жена фермера, как Мать Хлеба, заворачивается в
одеяло вместе с последним снопом и протаскивается под молотилкой, чтобы
принести удачу при обмолоте. Возможно, нечто подобное имел в виду Цезиус, когда
отождествлял эту небесную фигуру Девы с Руфью, Моавитянкой, собиравшей колоски на поле
Вооза.
Дева также была Эригоной, – может быть, от гомеровского
Ἐριγένεια, Рожденная Рано, из-за древности происхождения созвездия, - это
звездное название появляется в апофеозе Вергилия своему покровителю Августу
[Георг. I.33]. Эригона была молодой девушкой, покончившей с собой при известии
о смерти ее отца, Икария, и взята на небо вместе с отцом (созвездие Волопаса),
и их верным псом Майрой (Процион или Сириус); это подтверждает Гигин [Fab. 130]
и Овидий [Amor. II.16.4].
Возможно, история Икария
послужила источником для строк Китса в Lines on the Mermaid Tavern:
Пили весело гуляки
Здравье Девы в Зодиаке.
Иногда она изображалась с
весами в руках, -
Весы Астреи отмеряют
время
И очередность зодиака, -
и по этой причине
отождествлялась с Δίκη,
божественной Юстицией, римской Justa
или Justitia; Astraea, звездная дочь Фемиды, последняя из небожителей оставила землю,
вместе со своей скромной сестрой Пудицитией [Juv. Sat. VI.9 ff.], в начале
медного века. Овидий пишет об этом [Met. I.149 f.]:
...и дева Астрея
С влажной от крови земли ушла – из бессмертных последней.
Согласно Арату, она:
Тут уж оставила мир навсегда справедливая Дева
И обрела в небесах то место, где с ней по соседству
Вслед за Возами идет Волопас, заходящий под утро.
Таким образом, она является древнейшим аллегорическим
символом невинности и добродетели. Эта легенда впервые, как кажется, появляется
у Гесиода и в полном объеме приводится у Арата, в пространном описании этого
созвездия в его Явлениях. Другие авторы пишут о ней как об Εἰρήνη, Irene, Эйрене, сестре Астреи, и римской Pax с оливковой ветвью в руке; как Concordia; как Παρθένος Δίος, богине-девственнице; как Σίβυλλα, поющей сивилле, провожающей умерших в Аид; и как Τύχη, римской Fortuna, поскольку она была созвездием "без головы" (закрытые глаза) –
звезды, находящиеся на месте головы очень тусклые.
Классические латинские авторы
иногда именуют ее Ano, Atargatis, и Derceto, Syrorum Dea
– перешло на это созвездие от Рыб; Cybele в колеснице, запряженной
львами, и Лев, ей предшествующий; Diana;
Minerva; Panda и Pantica; и
даже Medusa. Посидипп, в 289 г.
до н.э., приводит Thesbia или Thespia, дочь Феспия, или фиванского
Асопа; некоторые считали ее одной из Муз, Urania, взятой на небо Аполлоном.
Ἄσπολια
у Кирхера, взявшего это название у коптов
Египта, Statio amoris, quem in incremento Nili dii ostendebant (состояние
любви, которое обнаруживают боги в разливах Нила). Это, впрочем, равно как Ἡ Πολιάς, относящееся к Минерве как
покровительнице городов и государств, нам уже встречалось, в качестве названия
этого созвездия; у коптов Asphulia – лунная стоянка в соседнем Льве.
В Египте Дева была изображена
на зодиаках Дендера и Фив, непропорциональная, без крыльев, и держащая в руках
некий предмет, который считается прялкой и отмечает звезды созвездия Волосы Вероники; в то же
время Эратосфен и Руф Фест Авиен отождествляют ее с Isis, Исидой, богиней, имеющей тысячу имен, с колосьями пшеницы в
руках, которые она впоследствии использовала для образования Млечного Пути, или
держащей на руках молодого Гора, юного южного бога солнца, и древнего земного
царя. Это очень древнее изображение снова появляется в Средние века как
Дева Мария с младенцем Иисусом, о чем Шекспир делает намек в Titus
Andronicus как
Good Boy in Virgo's lap (В лоно Девы ты угодил).
В Ассирии Дева была представлена как Baaltis, Belat, Belit, и Beltis, женой Бела.
В Индии Дева была Kanya, у тамилов Kauni, Дева, - в транскрипции Гайда, Kannae, - мать великого Кришны,
изображавшаяся как богиня, сидящая перед огнем, или как Gūl; в сингалезском зодиаке как Женщина на Корабле, с пшеничным стеблем в руке. Аль Бируни
полагает, что корабль представляют звезды β, η, γ, δ, и ε
Девы как напоминающие корабельный киль.
Варахамихира заимствует греческое название, превращая его в Parthena, Partina, or Pathona.
В Персии оно было Khosha, или Khusāk, Колос Пшеницы, и Secdeidos
de Darzama, это последнее часто переводится как "Дева
Мастерица"; но Иделер, сомневающийся в этом, приводит гипотезу Бейгеля о
том, что это персидский перевод слова Stachys,
одного из греческих наименований звезды Спика. У Байера – Seclenidos de Darzama.
У древних арабов некоторые
звезды этого созвездия входили в состав огромного небесного Льва; другие – в Псарню, с собаками, лающими на Льва. В более позднее
время они приняли греческое изображение и назвали его Al ʽAdhrā᾽ al Naṭhīfah, Девушка, каковое сохранилось в
средневековых именах Eladari, Eleadari, Adrendesa, и в
Adrenedesa Альбумасара. Но, не
показывая человеческую фигуру, они изображали эти звезды в виде снопа пшеницы, Al Sunbulah, или как разрозненные
пшеничные колосья, от римского Spica, его ярчайшей звезды. Казвини приводит оба
этих арабских названия, последнее выродилось в Sunbala, имеющееся у Байера, и Sumbela, иногда встречающееся у разных писателей. В Almagest
1515 года издания говорится – Virgo est Spica.
Туркменам это созвездие известно как Dufhiza Pakhiza, Чистая Дева; китайцам как She Sang Neu, Белоснежная Дева; но прежде чем они познакомились с
учением иезуитов, оно было Shun Wei, каковое часто переводится как Змея.
В Иудее Дева была Bethūlah, и всегда ассоциировалась с
представлением об обильном урожае, назначена раввинами племени Асира, а Иаков
говорит: слишком тучен хлеб его. В Сирии была Bethulta.
Таким образом, подобно Исиде, одного из множества её
прототипов, Дева всегда имела множество названий и соответствующих им небесных
изображений; Ландсир говорит, что она "подверглась таким изменениям со
стороны греков, что, глядя на нее, мы в буквальном смысле не знаем, что
видим".
Скорее всего, древними греками заимствовано от шумеров. У
шумеров этот сегмент неба назывался AB.SIN «Нива», «Колос» (изображается дева с пшеничным колосом). Дева – название,
связанное с обрядом очищения шумерской богини Инанны, вернувшейся на землю из
подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи) ;
статуэтки Инанны-Иштар омывались в Реке священных ордалий (напаивание мертвецов
водой и их изгнание, снятие греха).
Греки, как уже говорилось выше, видели в этом созвездии самых разных богинь и
героинь. Например, афиняне – Эригону, персонажа
древнегреческой мифологии, которая стала
жрицей Артемиды в Аттике. Она привлекла
к суду Ореста за убийство матери, тяжбу выиграл Орест при равном числе голосов.
По версии, проиграв дело, повесилась. По другой версии –
дочь Икария ; когда Икария убили, Эригона повесилась от горя.
Деву также связывали богинями справедливости, правосудия,
судьбы, хотя не все они – девы.
Это и Фемида – дочь Урана и Геи, богиня правосудия. Либо
это её дочь, богиня справедливости Астрея. Во времена Золотого века Астрея жила
на земле, среди людей. Однако с пришествием железного века люди стали жить
грабежом и даже приязнь между братьями стала редкостью. Видя это, Астрея
последней из божеств покинула землю и вознеслась на небо, где с ней связывается
созвездие Девы. Или это богиня Дике («справедливость» – одна из Ор), которая
часто ассоциировалась с Астреей. Согласно Арату, некогда Дике жила на земле, но
в медном веке также покинула людей и вознеслась на небо. Стала созвездием Девы,
которое содержит и звезды Виноградарь и Колос. После вознесения на небо, её
весы, служившие символическим инструментом мирового равновесия, стали
созвездием Весов (следующее после Девы).
Однако наиболее распространена версия, что в созвездии Дева воплощен образ Деметры
(Церера в Риме), дочери
Кроноса и Реи, олимпийской богини плодородия и земледелия,
матери Персефоны. Атрибуты Деметры – колос и
серп. На изображениях чаще всего Дева
также держит колос, по расположению
соответствующий звезде Спика. Другая яркая звезда созвездия – Виндемиатрикс, (Vindemiatrix – лат.
«винодельница»). Считали, что это – превращенный в звезду юноша Ампел, возлюбленный Диониса, бога
плодоносящих сил земли и виноделия.
В символике Девы всегда участвуют пещеры, и не случайно
христиане в Риме избирали местом своих собраний катакомбы. До этого Деметра
считалась покровительницей мистерий Элевсиса, где перед мистами разыгрывалась
драма похищения Коры. Как покровительница мистерий, Деметра изображалась так,
что в одной руке она держала светящий факел, а в другой колосья пшеницы.
Понятно, что когда Ветхий Завет говорит о манне небесной, а Новый о «хлебе,
сошедшем с небес», то подразумеваются опять же мистерии.
Дева имеет так же отношения к так называемому «Дому
хлеба» .
Вифлеем (ивр. בית לחם, Бейт-Лехем) – в переводе
так же означает «дом хлеба», что так же указывает на созвездие Девы. То есть
это место на небосклоне, а не на Земле. Колосья в руках Девы при толковании
термина «Дом хлеба» обозначают время жатвы август и сентябрь.
Не исключено, что под Девой подразумевали деву Афину – олимпийскую богиню мудрости, военной стратегии и тактики,
знаний, искусств и ремесел.
Деву принимали за Атаргатис, западносимитское божество,
богиню-покровительницу плодородия и вообще благополучия. У греков она
ассоциировалась и с Афродитой.
Считали Деву (еще раз) и
изображением египетской Исиды.
Джон Скелтон, придворный поэт короля Генриха VII, пишет:
Осенью,
когда Солнце находится в знаке Девы, потоки тепла согревают налитые зерном
колосья.
На монетах Сардиса, столицы королевства Ливия, она
изображена с пшеничным колосом в левой руке и посохом в правой; на статирах
Македонии имеется такое же изображение. В Alfonsine Tables она показана в виде
молодой девушки с крыльями; в Leyden Manuscript и Hyginus 1488 года издания,
как молодая женщина с ветвью и кадуцеем; в Albumasar 1489 года издания, как
женщина, несущая сноп. На старинных немецких рисунках она также имеет крылья,
но одета в платье со шлейфом и высоким воротником; Дюрер изображает ее в виде
прекрасного ангела с крыльями.
Юлиус Шиллер использует эти звезды для своего созвездия Святого Иакова младшего, а
Вейгель – для
Семи Португальских Башен.
*
Спика (α Vir / α Девы /
Альфа Девы) – самая яркая звезда в созвездии Девы, и шестнадцатая по
яркости звезда неба с видимой звёздной величиной+1,04m.
Эта звезда называется Спика, «колос в руке Девы», символ
плодородия, успеха и результативности, а также строительства. Спика состоит из
двух голубоватых звезд. В древней Греции именно эта звездная система придавала
идентичность образу Небесной Девы. Вот что писали о Спике эзотерики того
времени:
«Когда восходит косматая Спика, несущая колосья с зерном,
пришедшие в мир получают любовь к полям и изучению земли. Им назначено бросать
семя в возделанную ниву, взращивать плоды и собирать обильные урожаи, так что
не хватит амбаров для его хранения. Если же силы изменят сыну Спики, он
займется тем, без чего нет ни Цереры, ни пользы от зерна: он положит зерно
между нижним и верхним жерновами и, вращая их, получит муку, испечет хлеб,
приготовит еду для людей, придавая разные формы изделиям из того же продукта.
И, так как колос – дом зерна с умело устроенными внутри жилищами для семян,
дети Спики будут украшать потолки храмов, создавая Юпитеру еще одно небо.
Когда-то такое делали только для богов, теперь это часть роскоши».
Название Спика происходит от латинского «Spicum» и означает
всплеск или пшеничный колос — колос пшеницы Девы. Это название произошло
от древних аллегорических рисунков богини, чья фигура так или иначе
прослеживается в фантазиях примитивных звездочетов.
Во многих частях античного мира, она является
«Несущей-пшеницу-девой» или «Дочерью Урожая». Богиня изображалась держащей
несколько колосьев пшеницы в каждой руке и Спика находится в одном из
колосьев в её левой руке, видимо, представляя время сбора урожая.
В Китае звезда Спика играла гораздо более весомую роль в
астрономии и астрологии. С нее начинался отсчет созвездий на пути планет и
Луны. Спику и маленькую звездочку над ней считали неким небесным Рогом. И
иногда считают, что речь идет о рогатом драконе – широко распространенном
персонаже китайской мифологии.
Южная звезда (Спика) управляет законами, а северная –
войсками. Если Марс задерживается в этом сё, быть войне. Рог –
символ мужского начала или силы самца. Он также может означать рог изобилия,
поток порождающей энергии. Созвездие Рог иногда называют
Верховным Князем или Предком созвездий, так как с него начинали отсчет
небесного круга превращений.
Рог покровительствует всякому
росту и начинанию, первому почину, закладке фундамента, переезду, зачатию
ребенка, творчеству и любой инициативе. Считается, что одна звезда этого
созвездия заведует восстановлением порядка и наказанием, а другая отвечает за
активные боевые действия на территории врага. Дух-покровитель созвездия
способен парализовать змей и ползающих по земле опасных существ. Дожди и ветры,
как проявление мужской силы Ян, тоже связывались с этим сё.
Другое, не используемое ныне название звезды — Ацимех.
Название восходит к арабскому as-simak al-a'zal, что означает
«симак безоружный». Имя «симак» — производное от арабского самака,
«высота» и применялось к двум достаточно близким друг от друга ярким звёздам,
поднимающимся высоко на небе: Спике и Арктуру («симак-копьеносец»).
Spica - сноп колосьев в левой руке Девы - Арат пишет "в
ее руках"; Витрувий и Гигин, "в ее правой руке" — когда она
символизировала Цереру. Все римляне называли ее так. Цицерон пишет — Spicum,
равно как и их потомки, современные итальянцы, Spiga; во Франции — l'Epi. В
древней Англии она была Virgin's Spike, и даже Флемстид именует ее именно так.
Это название используется по крайней мере двадцать пять веков среди
цивилизованных народов, либо латинское, либо производные от него.
Говорят, что она была в свое время известна в Египте как Носильщик Лютни, и, видимо, имела важное значение, поскольку
другим её названием было «Владыка»; Локьер полагает, что Спика могла
символизировать великого Мену, поскольку с этой звездой связано поклонение ему.
Согласно некоторым авторам, один из храмов в Фивах, посвященный, вероятно Mena,
Menat, Menes, Min, или Khem, был ориентирован на Спику во время его
строительства в 3200 г. до н.э.; храм Солнца в Телль аль Амарне, был
ориентирован таким же образом около 2000 г. до н.э., или, возможно, несколько
позднее.
Аналогичное значение придается Спике в Греции, где два храма,
обнаруженные в Рамнусе, расположенные так, что почти касаются один другого, оба
ориентированы (в соответствии с датами постройки) на Спику, - они построены в
1092 и 747 г. до н.э.; а также еще два храма в Тигее. Аналогичным образом храмы
были ориентированы в Олимпии, в 1445 г. до н.э.; в Аргосе и Агридженто; Ники
Аптерос в Афинах, 1130 г. до н.э., и Великой Артемиды Эфесской, 715
г. до н.э.
Сравнивая результаты наблюдений этой звезды, а также Регула
около 300 г. до н.э., записанные Тимохаром в Александрии, со своими
собственными, проделанными спустя 150 лет, Гиппарх совершил великое открытие -
прецессию равноденствий; хотя вавилонские таблички и храмы Египта и Греции,
ориентированные соответствующим образом, могут указывать на знание и
практическое применение этого явления.
В Персии она была Mashaha, в Согдиане - Fastashat, в Хорезме
- Afsasat, у коптов - Abukia, все имеющие значение, аналогично арабскому.
Римляне называли ее Porrima, или Antevorta, иногда Postvorta, имена двух древних богинь-прорицательниц, сестер и помощниц Carmenta или Carmentis, которой поклонялись, а женщины время от времени устраивали в честь нее празднества.
Римляне называли ее Porrima, или Antevorta, иногда Postvorta, имена двух древних богинь-прорицательниц, сестер и помощниц Carmenta или Carmentis, которой поклонялись, а женщины время от времени устраивали в честь нее празднества.
В то время, когда формировался зодиак (около 2100 г. до
н.э.), эта звезда наблюдалась в Вавилоне перед восходом солнца, примерно 20
августа, или, так как тому имеются некоторые свидетельства, будучи ярче, чем
сейчас, неделей раньше. Как кажется, это слишком поздняя дата для начала сбора
винограда, поэтому возможно, что название старше зодиака. В Вавилоне, возможно,
она была Kakkab Mulu-izi, Звезда Человека Огня, предположительно
символизирующая бога Laterak, Божественного Короля Пустыни; но это название
могло относиться также к Деве.
*
Материалы :
Richard Hinckley Allen, «Star Names.
Their Lore and Meaning»,
и др…