Чибча (исп. Chibcha), Муиска
или Моска — одна из высокоразвитых цивилизаций Южной Америки в XII—XVI вв.
Среди культур древней Америки чибча стоят в одном ряду с майя, ацтеками,
сапотеками и инками. Сами чибча называли себя муисками, то есть «людьми».
Говорили на одном из чибчанских языков. Многие слова из языка чибча были впитаны или
«заимствованы» в колумбийский испанский язык.
Чибча занимали значительную
часть территории нынешней Колумбии. Центром их земель было высокогорное плато
Восточных Кордильер и находящиеся к северу от Боготы долины рек Тунья и
Согамосо. Кроме этого, чибча занимали также южные от Боготы долины и восточные
склоны Кордильер до льяносов реки Меты, притока Ориноко. К моменту прихода
европейцев территории чибча составляли более 25 тысяч квадратных километров, а
население насчитывало порядка миллиона человек.
Народ муисков был организован
в конфедерацию, представлявшую собой свободный союз политических образований,
каждое из которых сохраняло суверенитет. Конфедерация не была королевством,
поскольку не существовало абсолютного монарха, и не была империей, поскольку не
господствовала над другими этническими группами или народами. Трудно сравнивать
Конфедерацию муисков с другими американскими цивилизациями, такими как империи
ацтеков или инков, поскольку она была больше похожа на конфедерацию государств,
например, Ахейский союз. Экономика и общество муисков считались одними из самых
могущественных в постклассический период Америки , главным образом благодаря
драгоценным ресурсам региона: золоту и изумрудам. Когда испанцы прибыли на
территорию муисков, они обнаружили процветающее государство, где Конфедерация
муисков контролировала добычу многих полезных ископаемых.
Муискская антропоморфная фигурка, золото. Музей
истории им. Филда, Чикаго.
Культура расписной керамики,
вероятно, связанная с муисками, появляется на плоскогорье в конце 1-го тыс. Земледелие
являлось основой экономики чибча. К моменту вторжения европейцев чибча
выращивали довольно большое количество культурных растений: картофель, киноа и
кукурузу — на горных склонах, батат, маниоку, томаты, тыкву, фасоль, ананасы и
авокадо — в долинах. Кроме этого выращивался хлопок, а также используемые в
ритуальных целях табак и кустарник кока. Обработка земли велась примитивными
мотыгами. Из животных чибча одомашили только собаку. Хорошо было развито
рыболовство.
Единственным источником
мясной пищи для чибча служила охота. Но так как охота на крупную дичь (кабанов,
оленей) считалась привилегией знати, рядовые члены племени могли с разрешения
знатной части племени охотиться лишь на кроликов и птицу.
У чибча были широко развиты
ремесла, в особенности ювелирное дело. Кроме этого были распространены
ткачество, гончарное дело и оружейное дело, добыча изумрудов и каменного угля,
выпаривание соли. Орудия труда — такие, как топоры, ножи, жернова чибча изготавливали
из твердых пород камня. В качестве оружия использовались копья с наконечниками
из обожженного дерева, деревянные палицы и пращи.
Больших успехов чибча достигли в ткацком деле. Из хлопкового волокна они пряли нити и ткали полотно с ровной и плотной структурой. При помощи метода набойки полотна раскрашивали. В качестве одежды использовались плащи — полотнища из ткани.
Золотой нагрудник
Техника обработки металлов у
чибча составляет большой вклад в самобытную металлургию народов Америки. Из
металлов чибча знали золото, а также его сплавы с медью и серебром. Ими
применялись многие способы обработки золота: массивная отливка, штамповка,
плющение, накладка листами.
Строили круглые жилища для малой семьи столбовой конструкции с помостами для сна.
Реконструкция домов чибча в Археологическом музее
Согамосо.
В XVI в. у муисков
существовали два крупных вождества: Бакатá в районе современной Боготы
(возглавлялось правителями – сипа; список правителей с 1450 г.) и Хунса на
месте современного г. Тунха (правители саке; список правителей с 1490 г.);
население центров вождеств было многотысячным. Существовали и мелкие
независимые вождества – Дуитама, Согамосо и др. Муиски вели постоянные войны с
панче (долина р. Магдалена) в т. ч. из-за соляных источников. Оружие – копьё с
копьеметалкой, праща, палица. На границе находились гарнизоны (геча).
Отличившиеся воины носили золотые вставки и подвески в носу, ушах и губах,
число которых зависело от числа убитых врагов. Верховным вождям подчинялись
местные вожди двух рангов.
В культуре муисков существовали определенные виды спорта, которые были частью их ритуалов. Игра турмеке, также известная как техо, сохранилась и стала популярным видом спорта в Колумбии. Также важными были состязания по борьбе. Победитель получал от вождя тонкое хлопковое одеяло и становился воином гуэча.
Чибча (также Плот муиска) — вотивное произведение
искусства, созданное между 1295 и 1410 годами. Вероятно, относится к церемонии
подношения золота, описанной в легенде об Эльдорадо, которая происходила на
озере Гуатавита в Колумбии.
Тумбага, сплав золота и меди, используемый для
подношений и ремесел.
Тискесуза был четвертым и последним независимым
правителем (психипкуа) Муйкиты, главного поселения южных муисков между 1514
годом и своей смертью в 1537 году. Испанское произношение его имени привело к
названию столицы Колумбии Боготы.
Общинники обрабатывали поля знати и жрецов, получая взамен украшения и наркотики и участвуя в пиршествах. Статус вождя наследовал сын сестры, личное имущество – собственный сын. Молодой наследник вождя на протяжении шести лет находился в ритуальной изоляции в храме. Верховные вожди передвигались на носилках, перед ними расстилали ткани и бросали цветы. Сипа совершал ежегодный ритуал, во время которого осыпал себя золотой пылью и смывал её на плоту посреди озера Гуатавита, что послужило основой для возникновения легенды об Эльдорадо. При строительстве дома вождя в яму для столба закапывали девочку из знатной семьи. Устная традиция гласит, что каждая семья приносила в жертву одного мальчика; о них заботились до 15 лет, после чего их жизни приносились в жертву богу Солнца Суэ. Это была великая честь для семьи и жертв. Жертвоприношения совершались путем вырывания сердца из тела или прокалывания его копьями.
Керамическая фигура. 600 – 1600 г.г
Руины астрономического храма муисков в Эль-Инфьернито
(«маленький ад») недалеко от Вилья-де-Лейва. Это астрономическое место, где во
время солнцестояний Солнце точно выстраивает тени каменных столбов в линию со
священным озером Игуаке, где, согласно религии муисков, родилась богиня-мать
Бачуэ. Кроме того, это место было местом паломничества, где муиски собирались и
обменивались товарами.
Система накопления и демонстрации престижных ценностей, видимо, отсутствовала, с чем может быть связано отсутствие в захоронениях элитарных вещей. Строили деревянные храмы. Обладали знаниями в области астрономии. Астрономия играла важную роль в организации муисков, как с точки зрения циклов сбора урожая и сева, так и в строительстве их архитектуры. Храмы и дома строились с ориентацией на восток-запад, в соответствии с восходом и заходом Солнца, Луны и Венеры. Символы Солнца и Луны также можно увидеть в текстильных изделиях этого народа. Муиски активно использовали золото в своем искусстве и ритуалах, считая его «Семенем Солнца».
Жрецы муисков получали
образование с детства и руководили основными религиозными церемониями. Только
они могли входить в храмы. Помимо религиозной деятельности, жрецы оказывали
большое влияние на жизнь народа, давая советы по вопросам земледелия и войны.
Изначально религия включала человеческие жертвоприношения, но к моменту
испанского завоевания эта практика исчезла, поскольку нет никаких свидетельств
об этом из первых рук.
После испанского завоевания (1536–1538) высшая знать и жречество муисков были уничтожены. В 1770 г. было запрещено употребление языка муисков, и к началу XIX в. они в основном были ассимилированы. Отдельные слова языка муисков вошли в местные говоры департаментов Кундинамарка и Бояка. После 1810 г. за муисками были оставлены резервации. Ныне чистокровными муисками считают себя около 10 тыс. человек (2006). По итогам переписи 2018 г., муисками себя назвали 11,3 тыс. человек. В 1989 г. в 5 индейских общинах были образованы советы, в 2002 г. состоялся первый Общий конгресс народа муисков.
*
Сведения о религии и мифологии муисков на сегодняшний день вызывают споры среди историков-исследователей культуры чибча. Это, во-первых, связано с тем, что к тому времени, как испанцы пришли в Южную Америку, пантеон муисков ещё не сформировался в окончательном виде. Во-вторых, испанское завоевание стало причиной гибели народа и его мифологии. Отдельные знания о богах, служителях культа и церемониях дошли из рассказов, записанных хронистами. Знания о религии Муиска были принесены в Европу конкистадором Гонсало Хименесом де Кесада и солдатом Хуаном де Кастельяносом в XVI в., а также епископом Лукасом Фернандесом де Пьедраита и монахом Педро Симоном в XVII в. Современные исследователи религии Муиска, - это Хавьер Окампо Лопес и Эдуард Лондоньо.
Муиски были глубоко
религиозными людьми, и их правители играли двойную роль: как политические и как
религиозные лидеры. Муиски имели множество божеств, храмов и ритуалов,
включенных в их культуру. Они поклонялись своим богам в священных местах, как
природных, таких как озеро Гуатавита, озёра Сиеча и озеро Тота, так и в рукотворных
храмах Солнца и Луны в Суамоксе («Рим» или «Мекка» муисков) и Чиа, городе Луны.
Во время этих ритуалов жрецы, обгуэс, совершали жертвоприношения, иногда
человеческие. Последняя публичная религиозная церемония муисков состоялась в Убаке
27 декабря 1563 года.
Религия муисков включала в
себя различных божеств, которые были основаны на космологических и
экологических факторах (Кучавира – радуга, Чибчакум – дождь, Ненкатакоа – плодородие).
Верховное существо муисков, Чиминигагуа, представляло рождение Вселенной. Его
детьми были бог Солнца – Суэ и его жена, богиня Луны – Чиа. Оба божества служили
основой для сложного лунно-солнечного календаря муисков, имеющего различные
деления на синодические и сидерические месяцы. Дни были равны дням
григорианского календаря, а три разных года состояли из наборов разных месяцев:
сельские годы из 12 или 13 месяцев, обычные годы из 20 месяцев и священные годы
из 37 месяцев.
Украшенные золотые пластины использовались в
религиозных ритуалах для вдыхания измельченных семян дерева йопо. Муиски
использовали полые трубки для вдыхания психоактивного порошка.
Эпоха, предшествовавшая
испанскому завоеванию Конфедерации муисков, полна мифологии. Считается, что
первые правители двух столиц, Хунзы и Бакаты, произошли от мифических существ.
Кроме того, существуют и другие мифы муисков, например, о легендарном Эльдорадо
и чудовище озера Тота.
Летописцы описывали множество божеств.
Чиминигагуа,
Чиминичагуа или Чимичагуа (произношение реконструировано как * [ʂiminiɣaɣua] Chiminigagua)
– верховное, всемогущее божество и создатель мира в религии муисков.
Чиминигагуа – универсально
доброе божество. По верованиям
чибча-муисков была лишь тьма и не было мира, свет был заключен в нечто
огромное, что называлось Чиминигагуа. Постепенно он стал излучать свет и
творить мир. Первыми он создал больших черных птиц, которые стаями разлетелись
по всему миру. В своих клювах они несли свет, и так мир обрел рассвет и вообще
вся Вселенная озарилась. В освещенном мире Чиминигагуа создает все вещи,
растения, животных, людей, а из самых прекрасных людей – мужчины и женщины – он
сделал солнце и луну.
Согамосо считался священным городом в восточных отрогах Колумбийских Анд и был известен как «Город Солнца». Именно здесь собирались паломники, чтобы поклониться Чиминигагуа в главном храме. Храм был уничтожен пожаром в 1537 году, устроенным испанскими конкистадорами во главе с Гонсало Хименесом де Кесадой, которые жаждали найти легендарное Эльдорадо.
В 1942 году археолог Элиесер Сильва Селис обнаружил кладбище муисков в Согамосо. На кладбище находились захоронения коренных муисков с сохранившимися мумиями. Основываясь на своих археологических находках, он смог определить место первоначального расположения храма и решил его реконструировать. Копия храма имеет высоту 18 метров (59 футов). Символы на куполе рассказывают историю сотворения Земли Чиминигагуа. Небольшие отверстия по бокам служат календарем ; каждый год 22 декабря солнечный свет падает прямо на центральную колонну. Вокруг храма реконструировано кладбище с мумиями, которые изначально находились внутри храма. Сегодня храм является частью Археологического музея Согамосо , находящегося в ведении Педагогического и технологического университета Колумбии, базирующегося в Тунхе.
Тунхо матери с ребенком на руках, выполненное в золоте. Эти предметы бросали в водоёмы во время церемоний в честь Чиминичагуа. Музей золота, Богота.
Верховное существо муисков Чиминигагуа считалось скорее существом неопределенного пола, божеством без тела (хотя во многих современных изображениях показывается как мужская фигура), правившим всеми остальными богами. Чиминигагуа никогда не восхваляли напрямую, а через его меньших помощников – богов Солнца, Луны и плодородия: Чиа, Суэ и Чакен.
Посланником Чиминигагуа на земле был Бочика (Bochica). Этот бог соединяет в себе черты солярного божества, культурного героя, у некоторых племен – покровителя охоты. Образ его сходен с образами Кетсалькоатля у тольтсков, Великого Маниту у североамериканских индейцев, Виракоче у инков – тем, что тоже неожиданно появляется с Востока, тоже имеет облик старца с длинной седой бородой и также обучает людей искусствам, ремеслам, земледелию и добрым нравам. Как и Кетсалькоатль, он соединяет в себе "ипостаси" и бога, и жреца, и правителя, и учителя мудрости. У муисков он еще и ткач-пришелец, принесший ремесло ткачества; чтобы рисунки для украшения тканей не были забыты, Бочика выбивал орнаменты на камнях и скалах. По одному из мифов, Бочика превратил в скалу огромного орла, угнетавшего индейцев; в другом мифе повествуется о том, как он спасает людей от наводнения, причем является им верхом на радуге. У Бочики много имен: Ненкетеба, Нентеректетеба, Садигуа, Сукунсуа, Сукумонсе.
Памятник Бочике в Куитиве.
Богиня Бачуэ (на языке чибча : «та, у которой обнажённая грудь», Bachué) – богиня-мать, которая, согласно религии муиска , является прародительницей человечества. Она вышла из вод озера Игуаке с младенцем на руках… Когда сын вырос, Бачуэ взяла его в мужья и рождала ему каждый раз по 4–6 близнецов. Они обошли всю землю, заселяя ее своими детьми. В старости они вернулись к озеру Игуаке, и Бачуэ заповедала людям блюсти обычаи и хранить мир; после этого она и ее муж-сын превратились в двух больших змей и скрылись в водах озера. Ей поклонялись в храме, расположенном на территории нынешнего муниципалитета Чикиса, ранее называвшегося Сан-Педро-де-Игуаке.
Историю Бачуэ упоминает испанский летописец Педро Симон в своей книге
«Исторические заметки», где он пишет, что коренные народы также называли её
«Фурачогуа» (на языке чибча означает «добрая женщина») и поклонялись ей как
одному из своих главных божеств. Симон также упоминает, что муиски верили, что
Бачуэ иногда возвращается из подземного мира, чтобы направлять свой народ.
Чибчакум (Chibchacum)
или Чичебачун — бог дождя и грома.
По мифу, первые люди, потомки богини Бачуэ, отказались верить в богов. Это разгневало бога Чибчакума, посланного небом для поддержки чибча-муисков, и он устроил великое наводнение. Лишь немногим удалось спастись на вершинах самых высоких гор, они молили богов о пощаде и прощении. Тогда и явился людям Бочика верхом на радуге, с золотым жезлом в руке. По мановению его руки раскрылась горловина водопада Текендама, и со 130-метровой высоты воды из долины Боготы ринулись в реку Магдалена. После этого Бочика вступил в схватку с Чибчакуном, победил его и заставил держать на своих плечах землю, опорой которой прежде были деревья гуайяко. Когда Чибчакун от усталости меняет положение, происходит землетрясение.
Водопад Текендама, созданный Бочика
В память о страшном наводнении чибча стали обожествлять стоячую воду. Поклоняясь озерам, они приносили им богатые дары, бросая их в воду. С озерной водой был связан ритуал посвящения в вожди: тело правителя натирали смолой, а потом покрывали золотым порошком. Правитель в сопровождении процессии соплеменников достигал озера Гуатавита и нырял в него, смывая позолоту, – тем самым совершалось чудо превращения. Испанский хронист Педро Симон писал, что индейцы так почитали это озеро, что с появлением испанцев бросили в него все свои драгоценности, доверив ему их на хранение.
Озеро Гуатавита на плато Кундибоякан, которое,
согласно Золотой церемонии Муиска, вдохновило легенду об Эльдорадо. Говорили,
что король этого города был настолько богат, что покрывал себя с головы до ног
золотой пылью – ежедневно или по определенным церемониальным случаям, — прежде
чем смыть ее в священном озере. Легенда была впервые записана в XVI веке
испанскими колонистами в Америке ; они называли короля Эльдорадо, «Золотым», —
имя, которое впоследствии стало применяться к самому городу. Каждый раз, когда
короновался новый вождь, или Зипа, его тело покрывали золотой пылью, а
подношения переносили в глубины озера, призывая богиню, обитавшую в озере
Гуатавита. Этот ритуал известен как «Золотая церемония муисков».
Вотивные предметы, найденные на дне озера Гуатавита.
Британский музей.
Богиня Чиа (от языка чибча * [ʂia] «та, что подобна луне», Chía) —
тройственное лунное божество в религии муисков. Она имеет центральное значение
в пантеоне и почиталась на разных землях муисков.
В одной из своих
многочисленных функций Чиа считалась божеством-покровителем правителя династии
Сипа, правившего территорией, охватывающей нынешнюю Боготу . Её церемониальный
центр располагался в городе Чиа, Кундинамарка, или вокруг него, который был
назван в честь богини. Чикуисы — жрецы священного календаря — отвечали за
церемонии, посвященные богине, которые включали подношения золота и
керамических изделий.
Суэ, Сюэ,
Суа, Зухэ или Сухэ (от слова на языке чибча * [sua] «солнце», Sué) был богом
Солнца в религии муисков. В то время как
Чиа была связана с племенами сипа южной Конфедерации муисков, Суэ управлял
племенами закес северной Конфедерации муисков. Суэ почитали в Храме Солнца в
Сугамуши, который сейчас известен как Согамосо, Город Солнца. Другие храмы,
приписываемые Суэ, находились в Бакате и Гуатавите. В день летнего
солнцестояния знать муисков отправлялась в процессию к храмам, где приносила
жертвы, прося благословения годового урожая. Этот день отмечался пышными
празднествами: люди раскрашивали тела и пили чичу . Они также почитали
собственную тень, веря, что Суэ дал им своего личного бога, которого они носили
с собой весь день.
Чиа и Суэ были первым
поколением божеств, созданным Чиминигагуа, в котором они оба освещали светом землю.
Чиа и Суэ женаты, но большую часть времени находятся раздельно на небе, пока
Чиа не соединяется со своим мужем, создавая лунное затмение.
Уитака (Huitaca)
или Ксубчасгагуа (Xubchasgagua) была богиней искусств, танцев и музыки,
колдовства, сексуального освобождения и Луны. Воплощение легкости бытия и
свободы. Согласно легендам муисков, Уитака была богиней необычайной красоты,
которая восхваляла жизнь, полную радости, игр, удовольствий и пьянства, которая
восстала против патриархального Бочика, за что он превратил ее в белую сову.
Некоторые летописцы
утверждают, что Уитака было другим именем богини Луны Чиа или Бачуэ,
богини-матери муисков.
Кучавира (Cuchavira)
или Кучавива — божество радуги, покровитель работающих женщин и больных в
религии муисков. Дождь и солнце были
очень важны для их сельского хозяйства. Более того, в те времена саванна Боготы
состояла из множества болот, и наводнения были регулярными.
Кучавира, что означает
«сияющий воздух», предстал перед муисками, когда Бочика, посланник верховного
существа Чиминигагуа, был послан на равнины муисков. Также, когда бог дождя
Чибчакум разгневался, он послал на равнины сильные дожди, вызвав разливы рек,
уничтожив сельскохозяйственные угодья и дома (бохиос) муисков. Когда дожди
закончились и снова засияло солнце, вызвав появление Кучавиры, люди принесли
ему в благодарность низкопробное золото или золотомедные сплавы (тумбага), морских
улиток и мелкие изумруды.
Чакен (Chaquén)
был богом спорта и плодородия в религии муисков, и поскольку они были воинами,
спорт был очень важен для подготовки бойцов к столконовениям, которые велись в
основном между зипасго и закасго, но также и против других коренных народов,
таких как панчес, мусо и другие. Когда испанцы прибыли в высокогорье
центральной Колумбии они столкнулись с сопротивлением воинов гуэча, якобы обученных
Чакеном.
По функциям чем-то схож с
римским Марсом.
По мифу, Чакен пролетает над
границами плодородных сельскохозяйственных угодий муисков. Он также проявлял
себя во время состязаний и праздников народа муисков. Хронист XVII века Педро
Симон писал о Чакене: «Муиски устраивали скачки по праздникам, где вассалы
касиков соревновались во многих видах спорта, а также в танцах и музыке с
использованием флейт, рожков и барабанов. Люди устраивали забавные
представления, облачаясь в «униформу», и многие из них носили звериные шкуры с
диадемами из чистого золота. В качестве призов победителям вручали богато
украшенные мантии, а праздники сопровождались обильным употреблением чичи».
В первые месяцы года люди
отмечали сельскохозяйственные праздники на окраинах своих полей, почитая
Чакена, чтобы обеспечить хороший урожай. Играя на флейтах и рожках, мужчины
танцевали, держась за руки с женщинами, и пели как веселые, так и грустные
песни. В руках они держали глиняные чаши, наполненные чичей . Эти праздники
служили не только для получения хорошего урожая, но и для обретения партнеров.
Почитание Чакена было праздником плодородия, не только для сельского хозяйства, но и для самих людей. Сексуальные обряды сопровождались костюмами с множеством перьев, которые также использовались в военном деле муиска.
Скульптура Чакена в Турмеке
Чакен был не только богом
спорта и плодородия, он также следил за тем, чтобы те, кто совершил прелюбодеяние,
были наказаны, как это случилось с Тинтоа и Сунубой. Молодой и храбрый воин
геча Тинтоа влюбился в прекрасную Сунубу, главную жену принца (у муисков было
широко распространено многоженство). Когда муж Сунубы отправился на войну, он
назначил свою жену опекуном. Когда воин-принц вернулся с битвы и узнал об
измене своей жены с Тинтоа, он решил наказать их обоих. Влюбленные сбежали и
скрылись от закона. Когда Чакен узнал, где они находятся, он наказал их,
превратив в овощи: прекрасную Сунубу в разновидность тростника или камыша,
осужденного жить рядом с водами различных болот саванны Боготы, а Тинтоа в
сухой сорняк, растущий только в засушливых районах, разделив их навсегда.
Ненкатакоа,
или Нем-катакоа (Nencatacoa), был богом и покровителем изготовителей масок и мантий,
художников вообще в религии муисков. Подобно
ацтекам, майя и инкам, но в отличие от трёх других, они не возводили
грандиозных архитектурных сооружений. Однако их золотое дело было широко
известно и почитаемо, что сделало Ненкатакоа важным божеством и защитником.
Ненкатакоа изображался в виде
лесного зверя, сделанного из золота и покрытого плащом. Ненкатакоа больше всего
походил на лису или медведя, одетого в золото, поскольку, как отмечал Педро
Симон, «животное в таком облике появлялось многократно».
Он был богом-покровителем
ткачей, ремесла, которое было очень важным среди муисков, которые использовали
самые разные материалы, но в основном хлопок и волокно.
Ненкатакоа также был
покровителем художников и живописцев, которые создавали свои прекрасные
творения на тканях, в керамике, в золотых изделиях, в скульптурах и наскальных
рисунках с различными антропоморфными, зооморфными и идеограмматическими фигурами.
Также он почитался как
покровитель строительства жилищ.
Церемониальная маска.
Более того, Ненкатакоа был
богом празднеств, пьянства и танцев. Предания гласят, что он веселился вместе с
людьми, не заботясь ни о чем другом. Муиски пили чичу – алкогольный напиток,
получаемый путем ферментации и варки кукурузы. Когда коренные народы строили
свои дома, он помогал им поднимать тяжелые столбы. Даже во время строительства
своих домов (бохиос) и храмов муиски пили много чичи. Во время сева и сбора
урожая они праздновали с танцами, пением, музыкой (с барабанами и флейтами) и
воздавали почести богам, в частности Ненкатакоа.
Таким образом, Ненкатакоа,
по-видимому, по стилю и ассоциациям похож на греческого бога Диониса и римского
Вакха. Летописец Педро Симон описывал муисков так: когда они веселились и
танцевали вокруг костра, а ветер дул, это было знаком того, что Ненкатакоа
участвует в этом вместе с ними…
***