Мани – в скандинавской мифологии персонификация месяца (Луны), персонифицированное олицетворение Луны как ночного светила. Почитается как божество Луны наряду с Соль (др.-исл. Sól, «Солнце»). Примечательно, что Луна в древнеисландской традиции и языке мужского рода, а Солнце – женского. Бог Мани, луна, в скандинавской мифологии заведует движением луны и звёзд на небе. Также от него зависят фазы луны. Его сестра, Соль, управляет движением солнца. Мани не похож на свою сестру: он гораздо более тихий, мечтательный и задумчивый. Говорят, иногда он сходит со своего пути, чтобы позаботиться о живущих на земле (в особенности — о людях Мидгарда).
Создание луны описано в
истории сотворения мира.В ней рассказывается, как все началось. До того, как
существовало что-либо еще, на севере был холодный Нифльхейм , а на юге —
раскаленный Муспельхейм . Между ними находилась большая пропасть, Гиннунгагап ,
в которой был создан первобытный великан Имер . От него произошла вся жизнь в
мире. Три бога Один , Виле и Ве убили Имера и создали из его тела сам мир:
землю, горы, песок, море и т. д. Они установили его череп как небосвод над
землей и на него бросали угли из Муспельхейма в виде звезд. Двум самым большим
частям Муспельхейма были отведены особые места как солнцу и луне соответственно.
И солнце, и луна тянутся по небу на колесницах, запряженных лошадьми.
Имя Мани (др.-исл. Máni
"Месяц") происходит от др.-исл. máni ['mɑ:ne] "месяц, луна
(поэт.)", использовавшееся наряду с др.-исл. tungl [tungl] "месяц,
луна", встречающееся также в прозаическом контексте - в частности, в
прозаическом тексте "Языка поэзии" (Младшая Эдда).
Далее происходит от
протоскандинавского (рунического) *ᛗᚨᚾᛟ (*mano), далее - от прагерм. *mēnô, что, в свою
очередь, выводят из праиндоевропейской лексемы *mḗh₁n̥s "луна, месяц (в том числе календарный)".
Древнескандинавское др.-сканд. máni родственно англ. moon, нем. monde, дат.,
швед., норв. måne, нидерл. maan "луна, месяц (как небесное тело)".
Примечательно, что др.-исл. máni "луна" относилось к мужскому роду, а
tungl "луна" - к среднему, что закрепилось также в народной традиции.
В традиции наименования дней
недели Луне (др.-исл. Máni) в германской традиции был посвящен понедельник
(др.-исл. Mánadagr). Данная традиция прослеживается и в современных германских
языках: англ. monday, нем. der Montag, датск., норв. mandag, швед. måndag,
нидерл. maandag "понедельник".
Мани как персонификация Луны
(обычно вместе с сестрой, Соль) упоминается в Старшей Эдде, составленной около
XIII века на основе более ранних языческих источников и, возможно, устной
традиции, а также в Младшей Эдде, составленной С. Стурлусоном в XIII веке.
Учёные выдвигали теории о
происхождении Мани как персонификации Луны и соотносили с представлениями о
Человеке на Луне, истории, возникшей и развивавшейся в Средневековье и
содержащей значительный христианский элемент (в частности, о появлении Человека
на Луне как результата наказания за нарушение христианских традиций).
Старшая Эдда.
Мани и Соль упоминаются как в
"Старшей Эдде", так и в "Младшей Эдде", а также в ряде кеннингов
и скальдической поэзии. В "Старшей Эдде", в первой песни
"Прорицание вёльвы" (др.-исл. Völuspá), описывающей происхождение
мира и являющейся ценным источникам по эсхатологическим мифам, провидица вёльва
рассказывает о первых днях мира следующим образом, упоминая Солнце, Луну и
звёзды как основные светила на небе (при этом повествование вкладывается в
диалог бога Одина и самой вёльвы, которую он поднял из мёртвых, чтобы
расспросить):
Солнце, друг месяца
правую руку
до края небес
простирало с юга;
солнце не ведало,
где его дом,
звёзды не ведали,
где им сиять,
месяц не ведал
мощи своей.
При этом в оригинальной рукописи Солнце (др.-исл. Sól) упоминается как спутник (или родич, собеседник) Месяца Мани (др.-исл. sinni). Обычно данные строки толкуют как описание полярной ночи, характерной для северных районов Норвегии и Скандинавии.
Далее Мани как персонификация
Луны упоминается в "Речах Вафтруднира" (др.-исл. Vafþrúðnismál), где
йотун Вафтруднир (с др.-исл. "Сильный в запутывании") отвечает на
вопрос Одина о происхождении Солнца и Луны, рассказывая, что они являются
детьми великана Мундильфари (др.-исл. Mundilfari "Движущийся в
определённые сроки", также Mundilfari, Mundilföri и Mundilfœri) и
"небо обходят они каждый день, то времени мера".
Волки преследуют Мани и Соль. 1909 г. Дж. Доллман.
В следующей поэтической песни, "Речи Гримнира" (др.-исл. Grímnismál), миф о Солнце и Луне приводится с новыми подробностями. Один (назвавший себя именем Гримнир, др.-исл. Grímnir "Скрывающийся под маской") рассказывает, что за Солнцем и Луной неустанно бегут два волка, Сколь (др.-исл. Skoll, Skøll, Skjøl "Предатель") и Хати (др.-исл. Hati "Ненавистник"): Сколь – за Солнцем, а Хати – за Луной. При этом в некоторых источниках упоминается, что Солнце и Луна едут на колесницах, и их тянут кони (имена коней Солнца, Арвак и Альсвинн, приводятся в той же песни). В "Речах Гримнира" упоминается, что два волка – Сколь и Хати – являются детьми волка Фенрира, сына Локи (названного именем Хродвитнир). Эсхатологические предания приводят сведения, что во время Рагнарёка Солнце и Луна будут настигнуты и съедены волками Сколем и Хати; в "Прорицании Вёльвы" роль похитителя Солнца отводится самому Фенриру, их отцу.
В песни "Речи
Альвиса" (др.-исл. Alvíssmál), в обмене загадками между Тором и гномом
Альвисом (др.-исл. Alvíss "Всезнающий"; вероятно, шуточное имя,
подчёркивающее центральный смысл песни, заключающийся в хвастовстве Альвиса и
соревновании в загадках), приводятся некоторые поэтические наименования Луны
(месяца) как спутника Земли: Альвис отвечает, как Луна называется в разных
мифических мирах. Так, у людей она зовётся Месяцем (собств. Мани - др.-исл.
Máni), у богов – Луной, в Хель – Колесо, у гномов – Светоч, у великанов-турсов
– Спешащий, у альвов – Счёт Лет).
Младшая Эдда.
Более подробные сведения о
происхождении Мани приводится в "Младшей Эдде". В "Видении
Гюльви" (др.-исл. Gylfaginning) рассказывается более полная история
происхождения Солнца и Луны в мифологическом ключе. Соль и Мани, персонификация
Солнца и Луны, описываются как дети некоего человека (в других версиях - ётуна)
по имени Мундильфари. Возгордившись красотой своих детей, он назвал сына
Месяцем, а дочь – Солнцем. Богов прогневала его гордыня, и они переместили
брата с сестрою на небо, где они стали освещать мир. Отмечается, что самих
светил до этого ещё не было: боги создали их из искр, вылетающих из
Муспелльхейма. Данная история представлена в "Младшей Эдде" следующим
образом:
Тогда спросил Ганглери: «А как правит он ходом солнца и звёзд?» Высокий говорит: «Одного человека звали Мундильфари. У него было двое детей. Они были так светлы и прекрасны, что он назвал Месяцем сына своего, а дочь — Солнцем. И отдал он дочь в жёны человеку по имени Глен. Но богов прогневала их гордыня, и они водворили брата с сестрою на небо, повелев Солнцу править конями, впряжёнными в колесницу солнца: а солнце боги сделали, чтобы освещать мир, из тех искр, что вылетали из Муспелльсхейма. Эти кони зовутся Ранний и Проворный. Под дугами же у коней повесили боги по кузнечному меху, чтобы была им прохлада. В некоторых преданиях это называют кузнечным горном. Месяц управляет ходом звёзд, и ему подчиняются новолуние и полнолуние. Он взял с земли двух детей, Биля и Хьюки, в то время как они шли от источника Бюргир и несли на плечах коромысло Симуль с ведром Сэг. Имя отца их — Видфинн. Дети всегда следуют за месяцем, и это видно с земли».
Отмечается, что, по-видимому,
во втором абзаце рассказывается загадка: Биль и Хьюки («месяц на ущербе» и
«молодой месяц»), несущие ведро Сэг («море» с его приливом и отливом) на
коромысле Симуль («лунном луче»), — это пятна, видные на луне. Далее
упоминается о преследователе Луны - волке Хати:
...Есть два волка, и того, что бежит за нею [Солью,
Солнцем], зовут Обман. Его-то она и страшится, и он настигнет ее. Имя другого
волка — Ненавистник, он сын Хродвитнира. Он бежит впереди неё и хочет схватить
месяц. Так оно и будет.
В "Младшей Эдде"
приводится описание происхождения двух волков, Сколя и Хати. Определяется, что
волки являются сыновьями некоей великанши, соотносимой с ведьмой автором
"Эдды" С. Стурлусоном и исследованиями – великаншей Ангрбодой,
живущей в Железном лесу. Та великанша породила многих сыновей-великанов, и все
они видом были волками. Сильнейшим из этого племени будет волк по имени Лунный
Пёс (др.-исл. Mánagarmr). Так об этом рассказывается в "Младшей Эдде":
Высокий говорит: «Есть великанша, что живет к востоку от Мидгарда в лесу, прозванном Железный Лес. В этом лесу селятся ведьмы, которых так и называют: ведьмы Железного Леса. Старая великанша породила многих сыновей-великанов, все они видом волки. Отсюда появились и эти волки. Говорят, что того же племени будет и сильнейший из волков, по имени Лунный Пес. Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц и обрызжет кровью все небо и воздух. Тогда солнце погасит свой свет, обезумеют ветры, и далеко разнесется их завыванье.
Лунный Пёс – это чудовищный
волк Фенрир, и он же – Хродвитнир. Здесь приводится версия "Прорицания
Вёльвы", несколько расширенная С. Стурлусоном. Строго говоря, существует
две версии уничтожения Солнца и Луны во время Рагнарёка: по одной их должен
проглотить волк Фенрир ("Прорицание вёльвы"), по другой - Сколь и
Хати или же Фенрир и Хати ("Младшая Эдда"):
И тогда свершится великое событие: Волк поглотит солнце,
и люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит месяц, сотворив тем
не меньшее зло.
Исследователи отмечают, что
миф о Рагнарёке, приводящийся в "Младшей Эдде", заметно отличается от
такового в "Старшей Эдде" и содержит значительные христианские
элементы.
"Язык поэзии"
("Младшая Эдда")
В "Языке поэзии"
(др.-исл. Skáldskaparmál, Младшая Эдда) приводятся поэтические обозначения и
хейти Луны, используемые в скальдической поэзии. В главе 34 "Кеннинги
солнца" солнце упоминается как "сестра Месяца", в главе 69
"Хейти неба, солнца и луны" приводятся следующие обозначения Луны:
«месяц», «полумесяц», «ущербная», «счёт лет», «светило», «светоч», «призрак», «спешащая»,
«серп», «светлая». Некоторые из них, очевидно, были почерпнуты из "Речей
Альвиса" (Старшая Эдда), в особенности "счёт лет" (др.-исл.
ártali, наименование Луны у альвов в "Речах Альвиса"),
"спешащая" (др.-исл. skyndir, наименование Луны у турсов в
"Речах Альвиса") и "светило" (др.-исл. mylinn и mulinn,
наименование Луны у богов в "Речах Альвиса").
Некоторые исследователи отмечают, что у Мани могла быть супруга из рода великанш, приводя в подтверждение этому некоторые древнеисландские кеннинги (в частности, в поэзии Гуторма Синдри).
Научные исследования и
интерпретации.
Мани представляется как традиционное лунное божество, олицетворяющее природные процессы, связанные с Луной. М.И. Стеблин-Каменский отмечает, что Солнце принадлежит к женскому роду, в то время как Луна – мужского. Однако не отмечается никаких супружеских отношений между данными персонажами или традиций, связанных с ними (хотя бы из числа сохранившихся); напротив, исследователь Дж. Линдоу утверждает, что есть вероятность существования истории романтических отношений между Мани и некоей женщиной-великаншей, но она, во всяком случае, не оставила следа в дошедшей до нас мифологии. К тому же, в самой Младшей Эдде упоминается, что Соль была выдана замуж за человека по имени Глен (др.-исл. Glenr), однако никакой романтической традиции с Мани не связано среди сохранившихся преданий.
В подтверждение данной теории исследователи приводят некоторые кеннинги X века, встречающиеся в скальдической поэзии для обозначения женщин-великанов: к примеру, кеннинг "желанная женщина Мани", используемый скальдом Гутормом Синдри (известным как автор драпы в честь Хакона Доброго), что, возможно, свидетельствует о существовании некоей древней традиции, соотносимой с данным мифом. Однако пока недостаточно данных, чтобы утверждать о чём-то однозначном и определённом.
Дж. Линдоу рассматривает Мани
в контексте мифа о Рагнарёке как часть космического творения богов. Он,
согласно Старшей и Младшей Эддам, должен быть уничтожен во время событий
Рагнарёка, но исследователь отмечает, что об этом практически нигде прямо не
говорится, за исключением, возможно, короткой фразы "Так и будет" из
"Видения Гюльви", которое относится к предсказанию о судьбе Солнца и
Луны, и следующей цитаты из той же главы "Младшей Эдды":
И тогда свершится великое событие: Волк поглотит солнце, и люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит месяц, сотворив тем не меньшее зло.
Однако даже данные фразы не
позволяют с полной уверенностью говорить, что именно случится с Месяцем, и
какой из волков (Фенрир или же Хати) уничтожит его. С. Стурлусон, отмечает Дж.
Линдоу, говорит о том, что Лунный Пёс, упоминаемый в Младшей Эдде, во времена
Рагнарёка проглотит некое небесное тело, которое может быть Луной, но обычно
соотносится с Солнцем. Но в любом случае упоминается, что Солнце и Луна будут
проглочены волками и уничтожены.
Мани нередко сопоставляют с другими лунными божествами и персонажами мифологии, связанными с Луной, в особенности с европейскими. В древнескандинавской традиции не упоминается о каких-либо спутниках Мани из числа людей или других мифических существ или о существах, проживающих на поверхности Луны, как это описывается в восточноазиатской традиции (в частности, в японской, китайской и индийской) о существовании либо Лунного зайца, либо целых народов, проживающих на поверхности Луны (лунные жители из "Такэтори-моногатари" и их столица Цуки-но-Мияко). Нередко в других культурах Луна соотносится с женским началом: к примеру, в древнекитайской натурфилософии тёмное, пассивное и женственное начало инь соотносится с Луной, а активное, светлое и мужественное Ян – с Солнцем. Аналогично в греко-римской мифологии. Также отмечается, что в близкой по территориальному расположению к Скандинавии карело-финской мифологии Луна (вернее, её персонификация Куутар, фин. Kuutar "Лунная дева") также представлена мифологическим персонажем женского пола.
Некоторые современные
исследователи связывают предание о Мани с легендой о Человеке на Луне,
встречающейся преимущественно на территории Западной и отчасти Северной Европы
в народной традиции. Народное воображение усматривало в пятнах на поверхности
Луны человека с вязанкой хвороста за спиной, собаку и куст. Записанная в
Германии, эта история выглядит следующим образом. Один дровосек пошёл в лес за
дровами (или хворостом) в воскресенье, тем самым нарушив христианское правило,
которое гласило, что в воскресенье человек должен отдыхать от трудов. Нарубив
целую охапку дров, он пошёл домой и по дороге встретил человека, шедшего в
церковь. Он напомнил дровосеку о христианском обычае, но человек ответил:
«Воскресенье на земле или понедельник на луне, мне все равно!» После этого
незнакомый человек сказал, что отправится дровосек за этот проступок на Луну, и
останется там навечно. Так и произошло, и человек со своей вязанкой хвороста так
и живёт по сей день на Луне.
В некоторых регионах
встречается легенда, рассказывающая о живущих на Луне мужчине и женщине.
Мужчина – по-прежнему в наказание за труд в день отдыха, а женщина – за то, что
она сбивала в этот день масло. В любом случае, легенда рассказывает о некоем
человеке, нарушившем библейскую заповедь о дне отдыха и собиравшем хворост в
воскресенье, который в наказание за это был отправлен на Луну.
Также упоминания о Человеке с Луны можно найти в пьесах У. Шекспира. В комедии "Сон в летнюю ночь" плотник, давая пояснения к пьесе «Пирам и Фисба», говорит: «Кто-нибудь должен войти с кустом и с фонарем и объяснить, что он фигурирует, то есть изображает лунный свет». И далее исполнитель этой роли произносит: «Все, что я должен сказать, это вот что: только объяснить вам, что фонарь – это луна, а я – человек на луне; этот терновый куст – мой терновый куст, а эта собака – моя собака».
Рудольф Зимек также отмечает,
что имеется возможность того, что в образе Мани сохранились некие реликтовые
остатки древней системы исчисления времени древних скандинавов и, возможно,
вообще древних германцев. В "Прорицании вёльвы" о месяце говорится,
что он предоставляет людям возможность отсчитывать годы; схожее упоминание
приводится в "Речах Альвиса", где месяц назван "Счётом
лет". Вполне возможно, что это указывает на существование у древних
германских системы исчисления времени, ориентированном на Луну, а не на Солнце.
Об этом также упоминает М.И. Стеблин-Каменский, отмечая также, что древние
скандинавы верили, что Луна древнее Солнца.
В современной культуре.
Вполне возможно, что Тилион, персонаж "Сильмариллиона" Дж.Р.Р. Толкина, майа, которому поручили управлять Луной, отчасти основан на фигуре Мани. Интересно, что и Тилион, и Мани – персонажи мужского пола, а Соль и Ариэн (персонификация Солнца в древнескандинавской традиции и майа, управляющая Солнцем в Легендариуме Дж.Р.Р. Толкина соответственно) – персонажи женского пола.
+++