5.8.20

Вуду

 

Вуду (англ. Voodoo) – общее условное наименование синкретических культов, распространенных в странах Западной Африки, Карибского бассейна, а также в США среди значительной части афроамериканцев. Вуду представляет собой конгломерат из всевозможных анимистических культов, который включает в себя традиционные верования африканской диаспоры в Новом свете, как, например, гаитянская вуду, кандомбле в Бразилии, винти в Суринаме, луизианская (новоорлеанская) вуду и сантерия на Кубе и в Доминиканской республике. Все эти направления имеют синкретическую природу, соединяя с народным католицизмом африканские традиционные религии, зародившиеся в среде народа конго на территории современных Республики Конго, Демократической республики Конго и Анголы. Сейчас Вуду в основном описывается как «народная религия Гаити» и «национальная религия» Гаити. Многие гаитяне считают, что быть гаитяниномзначит практиковать Вуду. Вудуодна из самых сложных афро-американских традиций; ученый Ина Дж. Фандрих назвала это «неоафриканской религией». На языке фон вуду означает дух.

Современная массовая культура на удивление часто поминает культ вуду, не говоря уж о теме зомби, взятой оттуда. При этом описания самого культа колеблются от таинственно-пугающих до откровенно садистически мрачных. Одновременно с этим можно встретить диаметрально противоположную оценку, где вудуедва ли не самая мирная и жизнелюбивая религиозная система. Достаточно сложно дать четкую дефиницию и определить место этого религиозного направления в классификации религиозных представлений народов мира. Массовое представление о Вуду ограничивается его ассоциациями с зомби, куклами для магических ритуалов, а также различными «приворотами Вуду». В ряде современных источников вудуизм определяется весьма негативно вплоть до отнесения его к антихристианским религиозным направлениям. В частности, в литературе можно встретить следующее определение: «различные группы культа Вуду (языческий культ вест-индского происхождения)» принадлежат к «наиболее известным объединениям сатанистов». Некоторые североамериканские протестантские религиозные организации (пятидесятники и баптисты) также склонны  рассматривать это религиозное направление как разновидность дьяволопоклонства. Называют Вуду и «всего лишь эклектическим народным культом». В некоторых других источниках можно найти и совсем уже фантастическое утверждение о том, что Вуду «официально считается одной из ветвей католицизма», зародившись при этом несколько тысяч лет назад в центральной Африке, где «и по сей день половина населения является ее приверженцами» (!). Приведенные примеры позволяют предположить, что существует значительное количество стереотипов, не отражающих реальных процессов и явлений. Большая часть этих стереотипов имеет внешнее происхождение.

Происхождение этого религиозного феномена связано с западноафриканской религией Водан (Vodun или Vudun), распространенной в Бенине, Того, Гане и Нигерии. Являясь основой гаитянской и других версий вуду, африканская религия лишена любых связей с христианством. Ее главной особенностью является вера во множественность духов, управляющих миром и человечеством. Умершие предки пополняют этот мир духов. Все боги имеют две ипостаси – женскую и мужскую, и часто изображаются с двумя головами соответственно. Религиозным лидером является Мама (Mama или Queen Mother), избираемая из наиболее старых представительниц племени или клана. На выбор Мамы могут влиять здоровье, образование и другие факторы. Все существующее, включая растения и животных, имеет в себе божественную силу. Важное место в религиозном культе занимают талисманы-фетиши, имеющие вид статуэток или высушенных частей животных. Животные также часто приносятся в жертву в качестве благодарности духам. Резюмируя сказанное, можно определить это религиозное направление как политеизм с ярко выраженными элементами фетишизма, анимизма и, отчасти, тотемизма.

Собственно термин «Воду» (Vodou) применяется к различным религиозным направлениям, имеющим свои корни на Гаити. Евро-американцы используют также название «вуду» (woodoo), обозначающее (причем в негативной интерпретации) целый комплекс взаимосвязанных религий центральноафриканского и карибского регионов. Интересно, что в английском языке возникает термин «худу» (hoodoo), обозначающий колдовство в виде черной магии, направленной на нанесение вреда и очевидно связанный с рассматриваемым феноменом.

Распространенное в других регионах мира влияние воду носит вторичный характер и в значительной степени является новообразованием, что позволяет рассматривать его под самостоятельным названием «вуду». Однако, сами гаитяне практически не употребляют эти термины, предпочитая нейтральное «служение духам».

Большинство источников датирует появление этого религиозного направления XVI столетием, связывая с развитием среди завозимых сюда с 1512 года африканских рабов, номинально крещенных и исповедующих католицизм, традиционных африканских культов. Многие термины этого религиозного направления происходят из языков фон и дагомейского.

 

Основные особенности гаитянского воду:

 

1. Наличие как мужского, так и женского священства (унган (oungan) и манбо или мамбо (manbo) соответственно). Однако присутствие религиозного профессионала не обязательно для совершения церемоний, это могут делать отдельные лица или семьи.

2. Отсутствие единых и общепризнанных ритуалов и т.д. Это объясняется исключительно устной традицией передачи учения на протяжении XVI-XIX столетий и во многом до сих пор.

3. Вера в множественность окружающих людей духов – лоа (lwa). Каждый lwa имеет свое собственное имя, символ (veve – геметрический узор), песню, барабанный ритм, танцевальное движение, характерную одежду.

4. Стремление задобрить духов путем принесения им различных даров. Служение духам не имеет недельной периодичности, а совершается три или четыре раза в год. Церемония включает принесение даров в виде цветов или пищи духам. В качестве приносимых в жертву животных можно отметить куриц, реже – козлов и коров. Одна из самых важных церемоний проходит 16 июля в честь Ezili (девы Марии) в центральной части Гаити, поскольку, именно там, по преданию, она показалась на верхушке пальмового дерева. Паломничество к водопаду, возле которого это случилось, является одним из двух важных ежегодных обязательных для воду. Другим важным днем является День всех святых (ночь с 31 октября на 1 ноября), когда чествуют Геде (Папа Геде), короля мертвых и живых. Соответственно атрибутами этого божества являются череп с костями и фаллос, символизирующие смерть и жизнь. Королевство Gede называется Ginen (от африканского Гвинея) и представляет древний мир предков. По представлениям верующих оно находится в прибрежных водах Африки под землей, отсюда отправляются через порталы живущие здесь lwa. Интересно, что духи относятся к разным религиозным группам, требующим различных форм и видов богослужений. Происхождение этих групп – Рада, Ибо, Наго, Конго, Петво отражает этническое происхождение верующих («nanchon» – nations). Духи группы Рада спокойные и мудрые, Петво – горячие и требующие более энергичных танца и барабанного боя. В отличие от католических святых, каждый дух имеет свою историю, особенности, пищевые и музыкальные предпочтения.

5. В теле каждого человека содержится божественный дух с тремя составляющими. Это «большой хороший ангел», ассоциируемый с жизненной силой, «маленький хороший ангел», представляющий душу, и «мастер головы», являющийся охранником и защитником. Голова играет большую роль в человеке, поскольку именно через макушку в него входят и выходят духи. После смерти большой хороший ангел и мастер головы отправляются в Гинен (царство мертвых), а маленький хороший ангел в католический рай. Тело же разлагается в земле и никогда не поднимается вновь. Религиозный ритуал в честь умершего совершается только по истечении 1 года и 1 дня после смерти.

6. Широкое использование магических ритуалов. Среди прочих следует отметить вызывание духов с целью предсказания будущего или поиска скрытой правды. Духи свидетельствуют через медиумов. К слову, предсказания могут совершаться через интерпретацию неожиданных явлений, таких внезапное затмение, появление животных и т.д. Другие ритуалы должны принести любовь или другие блага. К примеру, на Рождество или новый год для принесения удачи необходимо принять цветочную ванну.

Использование в религиозных ритуалах барабанов, песней и танцев. Их целью является вызвать определенного духа во впавшего в транс адепта, который рассматривается как его (духа) лошадь (chwal). Пользуясь телом человека, дух поет, танцует и ест вместе с вызвавшими его людьми.

Среди магических ритуалов необходимо отметить явление, которое гаитяне в массе своей отвергают и называют «работой левой руки». Сюда относится достижение могущества и здоровья путем приобретения власти над т.н. зомби. По представлениям некоторых гаитян зомби представляют собой или души умерших и лишенных тела людей, или лишенные души тела умерших, поднятые из могилы. Согласно мнения Уэйда Девиса, речь идет об использовании вещества под названием тетродотоксин, попадание которого на кожу приводит к онемению и параличу. К категории левой руки относятся существующие на Гаити секретные общества Зобоп, Бизанго и др.

Происхождение самого понятия «зомби» остается до конца неясным. По одной версии – это искаженное «нзамби», что на африканских языках банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой – это видоизмененное западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного черного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости. Название же восходит к западноафриканским религиозным культам вуду, культивирующим представления о могущественных колдунах, способных воскрешать умерших людей и обращать их в рабство

7. Очевидная синкретичность, обусловленная наличием различных африканских, римско-католического, французского, и, в меньшей степени, англо-саксонского влияний. Французский компонент выразился во многих именах божеств. Кроме этого, из французской оккультной традиции приходят Красный дракон, карты Таро, использование кристаллов и многое другое. Ряд авторов, к примеру Дональд Косентино (Donald Cosentino), указывает на связь гаитянского вудуизма с такими религиозными феноменами, как Тайно (религиозные представления аборигенов) и масонскими ритуалами. Среди заимствованной масонской символики – всевидящее око, череп и кости, масонское рукопожатие для унганов (священники-мужчины).

8. Отсутствие стремления проповедовать свою религию среди иноверцев, принадлежность к вуду является фамильной привилегией. Каждая семья имеет персонального lwa, заключая с ним подобие контракта. Со стороны семьи предусматривается почитание духа, включая обязательное ежегодное празднование в его честь. Дух, в свою очередь, обязуется защищать семью от других враждебных lwa, оберегать в период болезни. В случае пренебрежения обязанностями по своему чествованию дух может насылать болезни на своих протеже.

Для того, чтобы стать частью воду, адепт должен пройти ряд иниционных ритуалов. Первым является ритуал канзо (kanzo), когда посвящаемый берет погремушку из тыквы, символизирующую священство воду. Другими ритуалами являются «обжигание горшков» (bule zen), «разрезание пальмовых листьев» (chire ayzan).

9. Кладбища как важные ритуальные центры. В центре каждого кладбища стоит крест в честь первого похороненного здесь мужчины, имеющего прозвище Бавон (или Барон) Самеди – Суббота (первая похороненная женщина рассматривается как его жена или сестра и зовется Гран Бриджит). Этот крест (крест Бавона) является границей и воротами между миром живых и миром мертвых. Для получения удачи, здоровья или любви к кресту приносят еду и зажигают у подножия свечи. Для верующих существуют серьезные различия между мертвыми и духами (lwa).

10. Наличие серьезных различий между сельским и городским вариантами гаитянского воду. Среди отличий можно отметить указанные выше влияния Тайно и масонов – соответственно для сельского и городского населения. Городское воду более институциализировано, а его ритуалы более детально разработаны.

11. Очевидное многобожие. Среди основных духов можно отметить верховное божество Бонди, близнецов Эзили Данто и Фреду (Freda), Данбаллу, Геде, Огуна. Часть пантеона связывает воду с африканским регионом, однако божества в значительной степени видоизменяются. У племен йоруба в Африке покровителем кузнечного дела и охоты был Огун, а на Гаити в силу специфики экономической и политической жизни он становится Ого – божеством военных. Геде может восприниматься как отдельный бог, но может быть и группой духов во главе с Бавоном, причем пополняющейся извне. Назначение Геде состоит, в том числе, в приспособлении к новой социальной реальности, когда при помощи юмора осваиваются и даже изображаются в танце, к примеру, автомеханики.

 

*

 

Весьма противоречиво складывались отношения между адептами воду и христианством. В период французского влияния все рабы подвергались крещению, были обязаны посещать мессу и исповедоваться. Однако, формально являясь католиками, они продолжали тайно исповедовать привезенные из Африки культы. При этом они соотносили своих духов с католическими святыми, и эта традиция продолжается и в настоящее время. В итоге произошло нечто нетипичное: чернокожие рабы, происходившие из разных племен, приняли единого Бога, но наполнили лакуны непонятного им христианства собственными представлениями о мироздании. Христианство всегда в новых землях обрастало народной мифологией с элементами язычества, но в вуду это произошло в очень грубых и гротескных формах. При этом богов завоевателей народы либо принимали полностью, либо яростно отвергали, чего также не произошло в вуду. Весьма вероятно, что чернокожим пленникам нужно было как-то осмыслить превосходство белых, – и они нашли объяснения в представлении о том, что те через поклонение более сильному богу получили власть.

Например, Данбалла – змееподобное божество народа Фон одновременно является св. Патриком. Очевидно, это связано с одной из легенд о св. Патрике, в которой он изгоняет из Ирландии змей. Католические хромолитографии этого святого со змеей в руках дали основу для подобного сопоставления. Из католицизма проникают некоторые молитвы, ритуалы, образ претсавана (pretsavan) – «лесного священника». В основу празднования дней наиболее почитаемых божеств (Ого, Геде) закладывается католический литургический календарь. Имя верховного божества Бонди производно от французского bon Dieu (хороший Бог).

В 1860 году Папа Римский Пий IX признал гаитянское вуду ответвлением католицизма; впрочем, ни к каким последующим шагам это не привело.

Как католическая церковь, так и многие правительства предпринимали активные попытки бороться с религией воду. Наиболее активной были кампании 1920-40 годов, когда в результате т.н. «кампаний против суеверий», инициированной властями и поддержанной армией США, были разрушены многие храмы воду, а по отношению к практикующим применялось насилие. Несмотря на симпатии к этой религии президентов Дюмарсе, Дювалье и Аристида, официальное признание воду произошло только в Конституции 1987 года. Приобретение реальных равных прав по отношению к другим религиям на Гаити для воду датируется 5 апреля 2003 года.

Исходя из указанных черт, можно характеризовать гаитянский вудуизм как эклектичную религиозную политеистическую систему с выраженным магическим элементом. Можно увидеть определенную преемственность и связь с западноафриканским Водан, однако, налицо и множество новых черт.

 

Подборка ритуальных предметов используемых в практике Вуду, выставлена ​​в Канадском музее цивилизации

Ритуальные фигуры Вуду в натуральную величину

Ритуальная фигура Вуду из Гаити, сконструированная вокруг настоящего человеческого черепа


Следует отметить, что восприятие современными гаитянами этой религии и ее жрецов достаточно противоречиво. Так, в конце 2010 года в этом государстве отмечался всплеск насилия по отношению к жрецам вуду. Жители Гаити посчитали их причастными к распространению холеры на острове, в результате чего было убито по меньшей мере 45 человек.

Очевидно отличие ее от христианства, однако сложно найти подтверждение версии о служении адептов этой религии сатане. Почему же в оценках этой религии можно встретить такие негативные характеристики? Вероятнее всего, это связано с политической историей Гаити.

Это государство было первым (и единственным афроамериканским) в западном полушарии, которое образовалось в результате революции рабов в 1804 году. При этом, вытеснив войска непобедимого в Европе Наполеона, и устроив резню белого населения. Это настолько шокировало европейцев, что повлекло, в том числе, отзыв всего католического духовенства и разрыв отношений с Римом до 1860 года.

Другой аспект возникшего негативного восприятия нового государства и, соответственно, его религии, тесно связан с экономической сферой. Экономика большинства западных государств, и прежде всего США, основывалась на рабском труде. Очевидно, что в начале XIX столетия Соединенные Штаты было сложно упрекнуть в религиозной и расовой толерантности. Выходцы из Африки были в Западном полушарии исключительно рабочей силой и возникновение гаитянского государства ставило под сомнение легитимность использования черных рабов в США. Возможные протесты среди североамериканских рабов могли привести к краху всей экономической системы, особенно южных штатов.

Однако существуют и другие причины негативного восприятия вудуизма. В 1884 (или в 1889 по данным Британской энциклопедии) году была опубликована книга английского автора S.St. John «Haiti or the Black Republic», создавшего весьма непривлекательный образ примитивной религии с каннибализмом и ритуальными убийствами козлов и куриц. В отсутствии других источников этот образ начал формировать устойчивый стереотип достаточно негативного характера.

В середине XIX столетия гаитянское вуду распространяется через миграции в ряд других регионов западного полушария, наиболее крупным центром становится, очевидно, в силу своей франкофонности, Новый Орлеан. На материке рассматриваемая религия несколько видоизменяется, из нее исчезает ряд черт, к примеру, использование в культе барабанов. Единственным животным, используемым для жертвоприношения, остаются курицы. Здесь возникает понятие «королева вуду» (Voodoo queen). Результатом объединения местных традиций и представлений воду становятся такие правила, как, например, запрет одалживать или занимать соль, поскольку это может привести к плохой удаче. Или, для того, чтобы мужчина оставался только со своей женой и не смотрел на других женщин, ему в кофе необходимо добавить немного ее крови. Активное применение в новоорлеанском вуду получают т.н. куклы вуду (Voodoo dolls), применяемые для благословления и достижения любви, власти, удачи и т.д.

Из Нового Орлеана вудуизм распространяется в другие части США. Здесь рассматриваемое религиозное направление значительно эволюционирует и приобретает ряд новых черт. Интересно, что ряд изменений имеет своих авторов, которым становится практикующая манбо и, одновременно, католичка Мари Лаво (Marie Laveau), гаитянский философ Мило Риго (Milo Rigaud). Последний в середине XX столетия объединил традиции воду с неорелигиозным движением New Age. В водуизм включаются такие идеи, как универсальная солнечная мифология, гнозис, алхимия, секретный язык. Традиционным водуистским духам (lwa) находятся соответствия в картах Таро, Каббале, Ведах... В популяризацию вуду значительный вклад внесли этнограф и кинопродюсер Майя Дерен (Maya Deren), этнограф Альфред Метро (Alfred Metraux). Среди современных апологетов вудуизма вызывает интерес физик Реджинальд Кросли (Reginald Crosley), автор работы «Квантовый скачок вуду» (2000). В ней он проводит параллель между видением мира глазами воду (разделение реальности на видимый и невидимый миры) и квантовой физикой. Параллельно с процессами появления новых элементов можно зафиксировать и процессы, сопоставимые с явлением фундаментализма в других религиях. Так, современный священник воду Рональд Деренкур выступает за очищение религии от синкретических элементов, таких, как литографии католических святых.

Во многом негативные стереотипы о вуду и его распространение его известности в целом связаны именно с этим периодом. Теоретически можно выделить новоорлеанскую версию вуду в отдельную религию, поскольку именно здесь начинается его коммерциализация. В дальнейшем этот образ был расширен и популяризован в массовой культуре Голливудом, когда в 1930-х годах возникла мода на первые фильмы ужасов. Фильм 1932 года «Белый зомби» явился первым в целой серии зомби-фильмов, породив поток туристов в Новый Орлеан и их уверенность в том, что непременным элементом вуду является протыкание кукол иглами. В итоге часть практикующих вуду перестает демонстрировать свою принадлежность к этой религии, а часть начинает зарабатывать деньги на суевериях, продавая поддельные настойки и амулеты гри-гри. Важным замечанием будет констатация факта, что традиционные верующие культа воду никогда не использовали свою религию для того, чтобы зарабатывать деньги. Из Америки куклы вуду попадают в магазины Гаити, где пользуются спросом исключительно среди увлекающихся местной экзотикой туристов. Вуду становится своеобразной торговой маркой, позволяющей людям достичь успеха с помощью несложных магических ритуалов. В качестве примера можно привести популярную книгу С. Джейсона Блэка и Кристофера С. Хайятт «Вуду в мегаполисе» (1998). Написанная для жителя крупного города, она позволяет без особых усилий решить волнующие его вопросы. К примеру, для решения проблемы безответной любви нужно предложить духам Таэбо и Каинде пирожных, описать им приметы объекта, а через день посыпать смолотыми в пыль конфетами землю, где ходит выбранный человек. Помимо собственно вуду, в книге масса ссылок на Алистера Кроули, трикстеров и прочие оккультные традиции.

 

Возникший интерес к вуду делает его частью современной массовой культуры. К теме вуду постоянно обращаются кинорежиссеры, писатели, музыканты, в творчестве которых это явление приобретает весьма причудливые и гротескные формы. Из чисто религиозного явления вуду становится важным элементом современной массовой североамериканской, а затем и мировой культуры. Однако изображенные в фильмах ужасов зомби или протыкаемые иглами в триллерах куклы имеют весьма отдаленное отношение к своей первоначальной основе. Например, хорошо известен легендарный сингл «Voodoo People» от британцев The Prodigy, а клип, снятый на эту композицию содержит видеовставки реальных церемоний вуду.



Таким образом, можно подвести следующие итоги.

1. Религия воду является синкретичным религиозным явлением, включающим в себя часть религиозных представлений коренных жителей Африки и острова Гаити, а также католические, масонские и, отчасти, нью-эйдж компоненты. Однако она является самостоятельным религиозным феноменом и не может быть отождествлена ни с одним из этих компонентов.

2. Локализована религия воду исключительно на Гаити и среди этнических выходцев с этого острова, проживающих в основном в Новом Орлеане, Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Передача традиции носит наследственный характер, прозелитизм исключается.

3. Очевидны значительные изменения, внесенные в рассматриваемое религиозное явление в период его распространения вне Гаити, особенно это касается новоорлеанского направления. Поэтому к нему целесообразно применение названия вуду.

4. Представление о вуду как разновидности черной магии, направленной на нанесение вреда людям и создание зомби, не нашло подтверждения. Негативные стереотипы обусловлены рядом политических, экономических и культурных факторов.

5. Ряд элементов вуду заимствован новыми религиозными движениями, такими, как Нью Эйдж. Более широко это явление используется в современной массовой культуре, однако создаваемый образ имеет весьма отдаленное отношение к первоначальной основе.

 

*

 

Божества, лоа Вуду.

 

 

Бонди или Бондьё (Bondye) – всемогущий бог в религии Вуду. В переводе с французского – «добрый бог». Его сопоставляют с христианским Богом. Но концепция Вуду отличается тем, что Бонди отстранился и не вмешивается в дела людей. Приверженцам верования не подобает обращаться к нему. Они этого и не делают, потому что смысла в таких манипуляциях нет – они не будут услышаны. Образ этого бога сопоставляют с питоном, который является священным животным. Он любит отдыхать в воде в полной тишине. Иногда поднимается на дерево.

Лоа (lwa)божественные духи более низкого порядка, с которыми в силу отстраненности Бонди от мирских дел и имеют дело последователи вуду. Именно с обращением к Лоа связаны молитвы и ритуалы, проводимые последователями вуду. Происхождение слова «лоа» более спорное, но, вероятно, оно означает «закон» (от фр. la loi –  закон). Именно к ним и обращаются жрецы, колдуны и иногда сами верующие. При этом в образе лоа перемешались африканские духи, христианские ангелы, апостолы и святые, а также новопридуманные фигуры, очень похожие на персонажей современных городских страшилок и легенд.

Лоа наделены огромной силой и почти неограниченными возможностями. Лоа играют важную роль в ритуалах вуду и часто связаны с таким понятием, как одержимость. Образ лоа, скорее всего, происходит из анимистических религий Западной Африки, где их название означает «духовные наставники». В Америке представления ввозимых из Африки рабов о лоа претерпели синкретическое влияние других религий (главным образом католицизма), поэтому впоследствии им часто поклонялись в виде Иисуса, Марии и католических святых. Каждый лоа имеет свой спектр деятельности и атрибуты, свой знак (веве), имя и предназначение. Согласно представлениям приверженцев религии, лоа неисчислимы, как песок на морском берегу. Последователи вуду преподносят лоа кровавые жертвоприношения в виде убийства животных, а также фрукты, овощи, деньги, ром и сигары. Считается, что лоа принимает только дух животного в жертву, а тело, лишенное духа, как правило, последователи вуду съедают во время праздничного ритуала. Каждому ритуалу предшествует рисунок мелом на земле – символ культа лоа, известный как веве, который представляет собой основные характеристики лоа и сферу его деятельности, являясь отражением источника духовной силы (некоторые из них показаны ниже рядом с описанием того или иного лоа).

 

Типичный, современный алтарь посвященный множеству лоа



Лоа.

 

Айда (Ayida): женский аналог Дамбаллы. Она фигура матери. Она радуга. Вместе они представляют собой единые силы человеческой сексуальности. Ее символ – змей. Она довольно покорная и очень деликатная. Говорят, что тому, кто «схватится за диадему Айды, гарантировано богатство». Также известна как Айда Ведо: ее работа – удерживать землю.

 

Аджасу (Adjasou): характеризуется выпученными глазами и плохим настроением, живет под деревом момбин рядом с родником и очень любит вермут, ром и коньяк.

 

Агассу (Agassu): дагомейский по происхождению и принадлежащий к племенам фон и яруба. Когда человек одержим Агассу, его руки становятся кривыми и жесткими, поэтому напоминают когти. В Дагомее он является результатом союза между пантерой и женщиной. Он связан с водными божествами и иногда принимает форму краба. Он является одним из мифических существ, которые когда-то оказали помощь Предку. Он считается одним из масонов лоа.

 

Агау (Agau): довольно свирепый бог. Подземные толчки и пугающие звуки, связанные с бурями, происходят из-за Агау. Связан со смертью. Когда человек садится на лошадь, он пытается имитировать звуки грома и толчков. Одержимый человек продолжает повторять: «Это Я – стрелок бога; когда я реву, земля дрожит». Говорят, что когда земля дрожит, Агау сердится. Те, кто достаточно силен, чтобы удержать его в своих телах, пыхтят изо всех сил и брызгают слюной. Нужно быть очень сильным, чтобы питать этот дух. Когда Согбо и Баде (лоа света и ветра) действуют вместе и призывают Агау, возникает гроза. Агау – неразлучный спутник Согбо. Баде и Агау выполняют одни и те же функции, лоа ветров.


Агве (Agwe, Agive): его называют «Раковиной моря», «Угрем» и «Головастиком Пруда». Владыка моря. Один из супругов Эрзули. Под его юрисдикцию подпадает не только вся флора и фауна моря, но и все корабли, которые плавают по морю. Он дух воды, покровитель моряков и путешествующих по воде. Его символы – крошечные лодки, ярко раскрашенные весла и раковины, а иногда и маленькие металлические рыбки. Он любит военную форму и стрельбу. Он – защитник моряков. Раковина используется, чтобы вызвать его во время ритуала вуду. Плавучий барк собирается из всех любимых блюд Агве, включая шампанское. Затем этот барк сплавляют над тем местом, где, как считается, существует священный подводный мир. Если барк затонет, значит, Агве принял жертву и будет защищать интересы тех, кто приготовил подношение (чаще всего это моряки). Если бы барк вернулся на берег, в покровительстве было бы отказано, и пришлось бы придумать другой способ умиротворения Агве. В жертву ему также приносятся две белые овцы. Мыслится как мулат со светлой кожей и зелеными глазами. Службы проходят возле морей, рек или озер. Нужно быть осторожным, чтобы одержимые не прыгнули в воду. Двойник Агве – Ла Сирин, сирин морей. С приходом христианства Агве позаимствовал черты святого Ульриха, которого часто изображают с рыбой в руке.


Айизан (Ayezan, Aizan, Ayizan): супруга Легбы. Она защищает рынки, общественные места, двери, «переходы» и обладает глубокими знаниями о тонкостях духовного мира. Выбирает и инструктирует некоторых начинающих хунганов. При кормлении ее или ее мужа предлагается черная или белая коза или бык красновато-коричневого цвета. Ее любимое дерево – пальма. Айизан символизируется насыпями земли сдобренными маслом и окруженными бахромой из пальмовых веток. Имеет дагомейское происхождение и нередко представляется как старуха. Она является одним из старейших богов и поэтому имеет право на первые подношения на богослужениях. Она является и партнером Локо (Loko). Айизан, как известно, имеет много детей (преданных); она очень заботится о потомстве; у нее доброе, любящее сердце. Она наказывает тех, кто совершил ошибки не потому, что она жестока, а для того, чтобы исправить их поведение в будущем. Она наказывает тех, которые используют в своих интересах детей, бедных и слабых. Считается, что она обладает способностью очищать свое окружение и изгонять злых духов.

 

Азакка или Зака (Azacca, Zaka): это лоа земледелия и труда (вообще), но обычно считается братом Геде. По этой причине Геде часто приходит на церемонии посвященные Зака. Зака мыслится как кроткий простак, но крестьяне его очень уважают, так как он очень трудолюбивый. К нему обращаются как к «двоюродному брату». Его можно найти везде, где существует условная «деревня». Обычно он ходит босиком, при нем мешок макутов, на голове он носит соломенную шляпу и держит трубку во рту. По натуре он подозрителен, иногда стремится наживаться, любит придираться и питает страх и ненависть к горожанам. Его вокальная стилизация состоит из почти неразборчивых козлиных звуков. Он известен сплетнями, которые распространяет, и погонями за молодыми девушками. Он молод и любит играть, когда не работает.

Есть интересное сходство между изощренным Геде и более неуклюжим Закой, как если бы младший, менее искушенный брат подражал более надежному старшему брату. Как и Геде, Зака любит свою еду. Но, в отличие от Геде, он груб и прожорлив, часто убегает, чтобы спрятать еду и быстро ее съесть. Его любимые блюда – те, которыми питаются крестьяне, – вареная кукуруза, пропитанный маслом хлеб и жареные кусочки тонкой кишки с нерафинированным сахаром. Его любимый напиток – белый ром, а его дерево – авокадо. Зака контролирует поля и, как и сами фермеры, очень внимательно относится к деталям. Он отмечает, кто с кем и каким образом обращается, кто с кем флиртует, кто кому что говорит и т. д.  Когда он входит в контакт с человеком, он часто рассказывает все местные сплетни, вызывая всеобщее смущение и забаву. Ходят слухи, что Зака часто появляется в конкретных формах. Например, он может принимать хромоту и облачаться в оборванный крестьянский костюм. Затем он просит ром или дыню. Те, кто отказывается дать ему что-либо, наказываются. Зака – многоженец. Он стоит за табу на инцест.

 

Баде (Bade) : лоа ветра. Он – неразлучный спутник Согбо, бога молний. Он также разделяет свои функции с Агау, другим штормовым духом.

 

Бакулу или Бакулу-бака (Bakulu, Bakulu-baka): тащит за собой цепи и является таким ужасным духом, что никто не осмеливается призвать его. Его место обитания – лес, где ему приносят подношения.

 

Босу Кобламин (Bosou Koblamin): жестокий лоа, способный побеждать своих врагов. Он очень популярен во время войн. Он защищает своих последователей, когда они путешествуют ночью. Внешность Босу похожа на человеческую, но с тремя рогами; у каждого рога есть значение – физическая сила, дикость и насилие. Иногда Босо приходит на помощь своим последователям, но он не очень надежный лоа. Когда проводится служба, появляется Босу, разрывая цепи, которыми он скован. Сразу после появления ему дают свинью, его любимую еду. Церемония в честь Босу всегда нравится прихожанам, потому что позволяет им вдоволь наесться. Обычно такую службу посещает большое количество людей.

 

Бриз (Brise): лоа холмов. Он хозяин леса. У него очень свирепый вид. Он черный как смоль и имеет большие пропорции. Но это внешне, а на самом деле Бриз – нежная душа и любит детей. Бриз живет на дереве шардетт и иногда принимает форму совы. Бриз – протекторат. Он силен и требователен, принимает в жертву пятнистых кур.

 

Конго Саванн (Congo Savanne): свирепый петво-лоа. Он злой, жестокий и сильный. Саванн ест людей. Он перемалывает их, как люди перемалывают кукурузу. Его цвет белый. Он лоа, с которым нельзя связываться.

 

Динклюсен и Шалотт (Dinclusin & Chalotte): эти два лоа входят в число французских «загадок». Люди, приручившие этих богов, прекрасно говорят по-французски и, кажется, не могут нормально или правильно говорить на креольском. Шалотт часто требует самых определенных форм ритуального протокола. Динклюсена можно узнать по его привычке класть в карман все, что ему дается.



Дамбалла (Dumballah, Dumballah Wedo, Damballah)
: известный как бог-змей, он является одним из самых популярных. Видимо, единственный лоа, к которому можно обращаться напрямую, без посредников. Считается творцом всего живого. Дамбалла – фигура отца. Он доброжелательный, любящий отец. Он неохотно общается, как будто его мудрость не для всех и каждого. Дамбалла –  это змей. Он ныряет в водоемы, построенные для него, или забирается на дерево. Дамбалла управляет разумом, интеллектом и космическим равновесием. Он также покровительствует инвалидам, калекам, альбиносам и маленьким детям.

Будучи одновременно змеем и водным божеством, он часто посещает реки, озера и болота. Опять же, как змея, он довольно необщительный. Дамбалла не передает точных сообщений, но, кажется, излучает успокаивающее присутствие, которое как бы посылает общий дух оптимизма всем присутствующим. Из-за этого его часто призывают во время церемоний. Когда Дамбалла входит в контакт с кем-нибудь, особым подношением ему становится яйцо, которое он раздавливает зубами. Дамбалла – также бог молний. Он приносит дождь; это необходимость для хороших урожаев. В культуре вуду змей – символ плодородия. Он один из старейших предков и настолько священен, что не говорит, а выражает себя посредством шипящих звуков, как у змеи. Люди, одержимые им, высовывают языки, скользят по земле, карабкаются по деревьям или балкам крыши.

Дамбалла является отцом всех лоа, а все Духи являются его воплощениями. Согласно вудуистскому мифу о творении, Данбалла создал все воды Земли. Движение его семи тысяч колец образовало горы и долины Земли, а также звезды и планеты неба. Данбалла выплавил металлы и послал на Землю стрелы-молнии, от ударов которых возникли священные камни и скалы. Когда Данбалла сбросил свою кожу под солнцем, излив при этом воды на Землю, солнце засияло в воде и создало Айда-Ведо (Радугу). Дамбалла полюбил Радугу за ее красоту и сделал ее своей женой. Дамбалла также женат на Эрзули Фреда.

Его особый день – четверг, и его любимое дерево – бугенвиллея. Белый – его цвет. Он отвечает за белый металл (серебро), и его нужно кормить белой пищей и прозрачным питьем. Он дарует богатство и позволяет отыскивать сокровища. Дамбалла поддерживает мир и предотвращает его распад. Дамбалла и его жена Айда представляют человеческую сексуальность. В религии вуду Дамбалла тесно связан с католическим Святым Патриком. По происхождению он дагомеец. Его любимая еда – яйца, кукурузная мука, дыни, рис, бананы и виноград. Обычное подношение ему – курица и петух. Считается, что если супружеская пара окажет ему уважение, он сделает их счастливыми до конца дней.

 

Damballah La Flambeau гаитянского художника Гектора Хипполите



Эрзули или Эзили (Erzulie, Ezili): в традиции Вуду нет самостоятельного женского божества олицетворяющего плодородие. Фертильность рассматривается как единый принцип, в равной степени поддерживаемый мужской и женской энергиями. Таким образом, Дамбалла соединяется со своей Айдой. У Агве есть аналог – Ла Сирен ; близнецы – противоречивые и взаимодополняющие силы природы и так далее. Эрзули – женская энергия Легбы (не путать с ролью жены).

У нее огромная сила, и ее боятся не меньше, чем любят. Также у нее есть несколько разных ролей: богиня слова, любви, помощи, доброй воли, здоровья, красоты и удачи, а также богиня ревности, мести и раздора. Она обычно представляется как змея, которая свернулась кольцом и питается водой и бананами. Между легкостью ее цвета и богатством существует связь, потому что только светлокожая элита обладает богатством на Гаити.

Но в Вуду есть особое место для Эрзули, лоа красоты, лоа, который является уникальным, поскольку является силой между человеком и всеми остальными творениями. Она – это способность к осмыслению, способность мечтать, а также – художественная способность творить. Она – лоа идеальности. Она самая красивая и чувственная в пантеоне вуду. Она уважаема и богата; носит длинные волосы; очень ревнива и требует от любовников выделить комнату для ее ритуальных занятий любовью. Эрзули – не лоа стихийных сил, а лоа мечтаний, надежд и стремлений. Таким образом, она – одна из любимых лоа. Она бледна; почти белая, хотя по происхождению она дагомейка. Она известна как мать-земля, богиня любви. Иногда изображается в виде женщины, обитающей в воде. В каждом святилище есть комната или угол комнаты, посвященный ей. Все самое лучшее, что есть у хунгана или манбо, принадлежит Эрзули. Ее священные дни – вторник и четверг. Она носит красные и синие платья и украшения. Она «светская женщина» и любит сладкие напитки. Ее сравнивают с Афродитой. Она любит удовольствие, экстравагантна, любит дарить и получать подарки. Она любит мужчин, но не доверяет женщинам как соперницам. Она придерживается этикета, но она и мастер кокетства. Она может посещать трапезы своих слуг, а может есть и пить с большой деликатностью. Она любит танцевать и самая изящная из всех лоа.

Тем не менее, она тесно связана с Пресвятой Девой Марией (Erzuli Freda – Дева Мария), и ее символ – сердце, обычно пронзенное стрелой, во многом аналогично, как и на доминирующих католических изображениях Марии.

Эрзули носит три обручальных кольца, так как она была (или является) женой Дамбаллы, Огуна и Агве. Она часто флиртовала с Зака, но полностью отвергла его более грубого брата Геде как недостойного (так как он черный, а она мулатка). Тем не менее, Эрзули может взять любого присутствующего слугу в качестве своего любовника на день, если она того пожелает. Несмотря на флирт и любовь, Эрзули остается девственницей. Она полная противоположность грубой сексуальности Папы Геде. Она может и не быть девственницей в физическом смысле, но в том смысле, что ее любовь превосходит чисто земную, это любовь высших сил. Она принадлежит к семейству морских духов, но полностью оторвалась от своего происхождения и теперь является почти исключительно олицетворением женской грации и красоты.

В некоторых источниках Эрзули описывается как очень прихотливая особа, которая творит не только добро, но и зло, иногда даже ее описывают как суккубадемона в женском обличии, лишающего мужчин сил. Таким образом, представление об Эрзули распадается на две ипостаси: в одной она черная брутальная женщина, бывшая рабыня, покровительствующая лесбиянкам (Святая Барбара), в другойбелая состоятельная женщина, помогающая влюбленным. Нередко одержимые духом Эрзулипохотливы и плодовиты.

 

Геде или Папа Геде (Ghede, Papa Ghede): фигура в черном, контролирующая «вечный перекресток», который все должны когда-нибудь пересечь. Его символ – крест на могиле. Другие духи, известные как духи смерти, боятся его и стараются избегать его. Когда он появляется (вступает в контакт на церемонии призыва), он носит пару темных очков, из которых выбивает правую линзу: правым глазом он наблюдает за присутствующими, чтобы никто не украл его еду и не задумал чего лишнего... Вступившие с ним в контакт лишаются всякого самоощущения, теряют свое «я», а когда приходят в себя, то ничего не помнят о том, что они сделали или сказали.

Папа Геде – лоа смерти и воскресения, сексуальности и хранитель кладбищ. Он влюблен в женщин, постоянно употребляет непристойные слова, поет непристойные песни, исполняет непристойные танцы. Известен тем, что посылает других новоприбывших мертвецов делать его работу, а сам в этом время играет в карты, танцует и посещает игры в кости. На ритуальных служениях человек в образе Геде надевает черное пальто гробовщика, черный цилиндр и набивает ватой уши и нос, что символизирует мертвого человека. После этого исполняется танец банда, эротический танец, в котором имитируются движения совокупления. Геде живет на кладбищах, а по ночам ходит в католические церкви. 2 ноября верующие посещают кладбища и зажигают свечи в честь Геде.

При этом, Папа Геде – любим народом, потому что его внешний вид как правило всегда приносит смех и радость, пение и танцы; обычно он последний появляется на церемонии. Он не добрый и не злой, но люди его забавляют, и поэтому он так много шутит. Он курит сигары и пьет ром. Любит ездить верхом на молодых девушках. Когда он доволен, он настоящий веселый клоун, но с ним трудно справиться, когда он злится.

Еще одна великая сила Геде – защита детей. Геде вообще не любит, когда умирают дети. Им нужна полноценная жизнь. Таким образом, он – тот лоа, к которому следует обратиться за помощью в случае болезни ребенка.

Геде для подземного мира или загробной жизни – это то же самое, что Легба для жизни – тот, кто контролирует доступ. Геде контролирует доступ ко всему в загробной жизни. Он напоминает людям, что их знания о смерти и жизни ограничены, и что и то и другое находится за пределами их полного понимания.

Геде также является богом эротизма. Во всяком случае, Геде забавляет повсеместное присутствие эротизма и постоянная потребность людей притворяться, что это не то, что есть на самом деле. Суббота – его день, и цвет его – черный. Его любимая еда – соленая сельдь, острый перец, жареная кукуруза и жареные бананы. Он известен тем, что крадет еду и прячет ее, а затем требует большего. Черные козы и куры – это животные, которых ему приносят в жертву во время ритуалов. Когда Геде решает вступить в контакт с кем-нибудь, он часто выбирает людей, которые притворяются, отстраняются от эротического аспекта жизни. Он высмеивает их, смущает их, выставляет напоказ (разными способами) их глубокие тайные желания. Он особенно суров с белыми, поскольку у них часто пуританские взгляды на эротизм и секс, характерные для западной культуры.

Другое его имя – Геде Нибо (Guede Nibo), либо это его порождение, либо усыновленный лоа; дух-предводитель мертвых. Нередко мыслятся как одно целое. В прошлом был симпатичным молодым человеком, который был жестоко убит, поэтому является покровителем умерших насильственной и преждевременной смертью. Изображается как женоподобный гнусавый денди. Носит черное пальто для верховой езды, либо женскую одежду. Когда он вселяется в людей, они наполняются похотливой сексуальностью всех видов. Часто он носит жезл и тоже курит сигару. Нибо является особым покровителем тех, кто умирает молодым, поэтому его часто отождествляют с католическим святым Герардо Майеллой, изображенным с черепом. Он психопомп, посредник между живыми и мертвыми. Он дает голос духам мертвых, которые не были извлечены из воды. Он является хранителем могил тех, кто умер преждевременно, особенно тех, чье место последнего упокоения неизвестно. В доминиканской вуду Геде Нибо ассоциируется со святым Экспедитом. Он носит рубашку в черно-белую шахматную клетку, черные штаны с подвернутой штаниной, макуто (соломенную сумку) на груди, солнцезащитные очки без одного стекла и соломенную шляпу. Обычно его можно увидеть на кладбище, копающим новые могилы, иногда в больнице, ожидающим смерти людей, или в церкви после похорон.

Геде также часто называют Барон Суббота (Baron Samedi). Вернее, Барон Суббота представляет собой смертоносный аспект Геде. Он тоже гнусавит, циничен, весел и без конца язвит и «по-черному» шутит. Его лексикон полон неожиданных оборотов. Его инструменты – кирка, мотыга и лопата. Он – сила, стоящая за магией, которая убивает. Он контролирует души тех, кто встретил смерть в результате магического воздействия. Он хранитель кладбищ и отвечает за контакт с мертвыми. Любой, кто хочет связаться с мертвыми, должен сначала связаться и попросить Геде / Барона Субботу. Он боится огня и разделяет характерный гнусавый голос с зомби. Как хранитель кладбищ он знает, каковы были планы уже мертвых людей при жизни, что происходило в их семьях, каковы связи между ними. И он довольно щедр на эту информацию. Даже когда он шутит или проделывает свои эротические выходки, если вы сможете отвести его в сторону и задать серьезный вопрос, вы получите серьезный и надежный ответ. Барон Суббота обитает на перекрестке между мирами мертвых и живых и приветствует души умерших, сопровождая их в подземный мир.

У него есть супруга – Мама Бриджит – символ единства жизни и смерти, но он постоянно изменяет ей со смертными женщинами. Мама Бриджит, возможно, появилась благодаря ирландской святой Бригитте (на некоторых островах селились католики выходцы из Ирландии и Шотландии). Ее описывают как щедрую хозяйку, обладающую белой кожей и русыми волосами. Также к ней обращаются за защитой детей и животных. При этом обращение к Маме Бриджит часто содержит сквернословиетак слова лучше доносятся до нее, а затем и до Барона.

Праздник Дня мертвых на Гаити – это прежде всего праздник Барона Субботы. В этот день толпы паломников собираются у его могилы. Накануне они всю ночь празднуют и поют в его честь. Все курят и пьют ром, сдобренный жгучим перцем, ромом обрызгивают толпу и ждут нисхождения духа Барона Субботы.

Геде / Барон Суббота имеет власть над зомби и решает, можно ли превращать людей в животных. Любой черный маг вуду, должен обратиться за помощью к нему, преследуя эти задачи.

Наконец, поскольку Геде / Барон Суббота – повелитель смерти, он также является последним средством исцеления, поскольку он должен решить, принять ли больного человека в царство мертвых, или позволить ему выздороветь. Барон Суббота также считается покровителем всех мошенников, воров и головорезов (тем, кто полагается на удачу и силу).

Считается, что его имя «Суббота» связано прежде всего с христианством. Согласно Писанию, Бог отдыхал в субботу, однако христиане Нового завета сделали праздничным днем первый день творения, воскресенье. Вероятно, для черных гаитянских рабов суббота – это самый тяжелый день, так как они уже трудились всю неделю, и лишь в воскресенье, в связи с воскресной проповедью в церкви (к которой приучали французские плантаторы своих рабов), давались некоторые поблажки или даже отдых. Таким образом Барон Суббота – тот, кто может себе позволить быть праздным в этот день, а также тот, кто символически оканчивает неделю (как жизнь заканчивается смертью).

 

Крест Барона Субботы на кладбище в Порт-о-Пренсе, Гаити. Крест был разрушен во время землетрясения 2010 года, но был реконструирован перед религиозными праздниками Геде.

Гаитянская фигура Барона Субботы представлена в виде скелета в Историческом музее вуду в Новом Орлеане.


Гран Боа (Gran Boa): живет в глухом лесу где дикая буйная растительность. Он защитник дикой природы и не любит, что бы его видели. Он ест фрукты и овощи весь день в своей чаще, и, когда его вызывают на церемонию, он обычно не голоден, но у людей всегда наготове для него подношения. Он – лоа, которого нужно призвать, прежде чем человек будет посвящен в священство вуду.

 

Ибо Леле (Ibo Lele): он независим и полон ненависти, горд собой и честолюбив. Он любит, чтобы обслуживали исключительно его, и не любит связываться с другим лоа. Он сильно полагается на людей в своей еде, но люди никогда не уверены, какую пищу он, вероятно, будет есть.

 

Кальфу, Карфур, Калфу (Kalfu, Carrefour, Kalfou): собственно, если бы не он, мир был бы более рациональным, лучшим местом. Калфу управляет злыми силами духовного мира. Он ведает невезением, умышленным разрушением, несчастьями, несправедливостью. Он контролирует вход и выход злых духов через врата на перекрестках. Описывается как сильный и высокий, мускулистый. Люди не разговаривают в его присутствии. Когда он вступает в контакт с человеком, все присутствующие на службе перестают говорить, потому что он позволяет злым лоа прийти на церемонию. Он утверждает, что большинство важных лоа знают его, и он сотрудничает с ними. Калфу говорит, что некоторые люди утверждают, что он демон, но он отрицает это. Он великий мастер чар и колдовства и тесно связан с черной магией. Церемонии часто проходят на перекрестках. Он персонификация тьмы. Луна – его символ. Его можно умиротворить, но он очень жестокий и опасный. В то же самое время он в курсе всех событий жизни человека и может оказывать помощь. Калфу – волшебник и любит использовать листья деревьев в своей магии. У него есть способность превращать людей в животных, а затем контролировать их разум.

 

Легба или Папа Легба (Legba): старик, охраняющий священный перекресток. Легба контролирует стороны света на перекрестках. Он – источник жизни, поэтому его нужно приветствовать каждый раз, когда начинается служба или любая другая деятельность с лоа. Легба контролирует переход из одного мира в другой. Он – «мост-контакт» между мирами духа и плоти. Он может передавать послания богов на человеческом языке и интерпретировать их волю. Он бог судьбы, а также является посредником между всеми лоа и людьми, охраняя ворота небесной сферы Ле Гвинеи, которая является домом для всех лоа. Во время ритуала призывов лоа первым всегда призывают Легбу. Затем через песни и звуки барабанов призывают других лоа, однако есть и те, чьи имена не называют. Ни один лоа не осмеливается показаться без разрешения Легбы. Тот, кто обидел его, обнаруживает, что не может обратиться к своему лоа и лишается их защиты. Вудуисты верят, что если Легба исполнит их желание, они смогут связаться с силами вселенной. Он хранитель храмов вуду, внутренних дворов, плантаций и перекрестков. Он защищает дом. Собираясь в путешествие, считается, что вы молитесь Легбе о защите от вреда и благополучном возвращении домой. Как «Хозяин Перекрестков» он является богом каждого отрезка пути – излюбленным пристанищем злых духов и благосклонен к магическим действиям; именно на перекрестке он принимает почтение колдунов и руководит их заклинаниями. Он также является хранителем poto mitan – центрального поста – поста в центре перистиля, считающегося проходом для духов.

Легба ходит босиком, потому что находится в постоянном контакте с землей. Часто представляется как небольшого роста старичок. Маленькая трубка с небольшим количеством табака, немного еды в его мешочке для макутов – вот его скромная провизия. Иногда представляется дряблым и с язвами на теле. Такая его жалкая и обманчивая внешность принесла ему прозвище Легба-сломанная нога, но скрывает потрясающую силу, которая проявляется в одержимости, вызванной им. Внешний вид Легбы скрывает невероятную мощь. Его любимая еда – овощи и мясо приготовленные на огне. Эти продукты будут предложены ему, чтобы он открыл врата. Его символы –  солнце, вообще дневной свет и любые вещи несущие позитив и тепло. Если Легба контролирует позитивное настроение дня, то его противопоставление – лоа Калфу управляет злыми духами ночи.

Его священный день – вторник. Его любимое дерево – медикинье-беби. Он представлен деревянным или железным фаллосом, установленным в небольшой насыпи земли перед каждым домом.

Животным, посвященным ему, является собака. Ввиду своего положения в качестве «привратника» между мирами живых и лоа он часто отождествляется со Святым Петром, который играет подобную роль в католицизме. На Гаити он также иногда изображается в образе Святого Лазаря или Святого Антония. Цвета Легбы – зеленый, розовый и красный. У народа йоруба в Нигерии, а также у его потомков в Бразилии и на Кубе дух по имени Элегба выполняет ту же роль привратника между мирами, но изображается обычно в виде ребенка-трикстера.

 

Локо (Loko): дух растительности и хранитель святилищ. В основном связан с деревьями – мыслится как их олицетворение. Он придает листьям целебные свойства; бог исцеления и покровитель врачей, которые всегда обращаются к нему перед лечением. Подношения помещаются в соломенные мешки, которые затем вешаются на ветви (конечности Локо). Его любимые цвета – красный и белый. Животные, которых чаще всего приносят в жертву этому лоа, – черные или белые козы или рыжие быки. Изображенный в форме бабочки, Локо обладает обширными знаниями в области фармацевтического использования трав. Говорят, что хунганы и манбо получают свои знания от него. Он славен своим здравомыслием; часто во время конфликтов его вызывают как Судью. Он известен своей нетерпимостью к несправедливости. Говорят, что он превращается в ветер и слушает людей, а они не знают, что он рядом...У Локо много молодых и красивых жен и подруг повсюду, где встречается буйная растительность.

Локо сравнивают с невидимым хунганом, имеющим власть над всеми святилищами Гаити. Поклонение Локо очень похоже на поклонение деревьям – в основном Сейбе. Дерево Сейба – это шелковисто-хлопковое дерево Антильских островов и самый высокий вид на Гаити. Локо также является лоа-посланником и лоа-посредником, но все же его основные обязанности – растительность в лесах. Он также следит за сельскохозяйственными орудиями, которые крестьяне используют в своей повседневной деятельности. Жрецы-лекари вуду поклоняются ему, получая от него дельные советы.

 

Большой расшитый блестками «драпо» или флаг Вуду, созданный художником Джорджем Валрисом, изображающий веве Локо.


Марасса (Marassa): духи-близнецы, умершие в раннем детстве, невинные, но при этом капризные. Считается, что они сироты, но недисциплинированные с точки зрения хороших привычек в еде. Они едят с двух тарелок и едят сразу все, что им предлагают, всегда приходят на церемонии очень голодными. Их нужно кормить до тех пор, пока они не останутся довольны, и только тогда они могут исполнять просьбы людей. Они причиняют вред тем, кто забыл обеспечить свою семью едой или не сдержал своих обещаний, а также отказывается брать на себя ответственность за любые неправильные поступки.

 

Маринетт-Бва-Чеч (Marinette-Bwa-Chech) : буквально «Маринетта из сухих рук». Это петво-лоа или злой дух. Поклонение ей не распространено по всему Гаити, наблюдается в основном в южных районах. Ее церемонии проходят под шатром и освещаются огромным костром, в который бросают соль. Ее больше всего боятся; она – дьяволица, слуга зла. Ее уважают оборотни, которые проводят в ее честь службы. Она является агентом тайных дел Киты, которая сама является выдающейся волшебницей лоа. Визжащая сова – это эмблема Маринетт. Когда она входит в контакт с людьми, они ведут себя как совы, сцепляя пальцы, опуская головы и почесываясь. После этого, она вещает о поедании людей и признается в других ужасных деяниях. В конце концов, хунган и одержимые прыгают в огонь и топчут его. В жертву ей приносят ощипанных заживо цыплят, коз и свиноматок. Однако никто не может прикасаться к этим животным, готовя их; они также должны быть похоронены.

 

Обатала (Obatala): небесный лоа. Он – лоа, ответственный за формирование детей в утробе матери. Таким образом, Обатала несет ответственность за врожденные дефекты. Его также называют королем белой ткани, и все его последователи носят белое. Любимая еда Обаталы – съедобные улитки.

 

Огун или Огорин или Огу (Ogoun, Ogorin, Ogu-badagri): традиционный лоа-воин. Огун – могучий, триумфальный. В последнее время Огун приобрел новое лицо, не совсем связанное с его африканскими корнями. Это хитрый и мощный политический лидер. Тем не менее, этот лидер-воин в большей степени представляет собой образ борьбы в современном Гаити. Первоначально он был богом кузнечного дела; однако теперь, когда кузнечное дело вышло из употребления, он стал лоа-воином. В религии йоруба он бог войны и железа, покровитель мест стихийных бедствий, также выступает в роли защитника униженных, покровителя военных конфликтов и воинов. Он – кузнец, воин, тот, кто своим мачете срезает все препятствия на своем пути. Все, кто пользуются металлическими инструментами (например, механики, таксисты, кузнецы, мясники, парикмахеры и т. д.) являются частью царства Огуна. Как создатель инструментов, Огун является покровителем самых разных областей деятельности человека: от техники до хирургии. Согласно мифу, когда боги впервые пришли на землю, путь им преградил густой кустарник, но Огун своим знаменитым тесаком быстро прорубил дорогу. По преданиям, Огуна стрельбе из лука и метанию дротиков учил сам Осайе – хозяин леса и природы. Огун – «прямой», не ищущий дипломатии и обходных путей. Иногда его прямота приводит к тому, что его энтузиазм не знает границ. В гневе Огун не раз убивал даже своих собственных союзников. Огун также является покровителем этики и правосудия. В Африке клялись и присягали именем Огуна на куске железа или на лезвии ножа, при этом обычно прикасались языком к лезвию ножа. Он – соперник и противник своего брата Шанго.

Он может дать силу через пророчество и магию. Говорят, что именно Огун (Огу) заложил идею и привел и дал рабам силу к восстанию 1804 года и свободе. Сейчас он призван помочь людям добиться того, чтобы правительство более ответственно относилось к их нуждам.

Этот лоа любит шум битвы, и, скорее всего, именно поэтому он является повелителем молний и штормов в религии вуду. Его символ – сабля, воткнутая в землю перед алтарем. Иногда лоа Огу интерпретирует послания Дамбаллы. Огун приходит к людям в разных аспектах своего характера, но люди хорошо знакомы с каждым из них. Например, Огун – раненый воин. Здесь он даже принимает позу распятого Христа. В роли Огуна Фераля он дает силу сервиторам (созданный дух помощник, выполняющий определенную функцию), хлопая их по бедрам или спине. Как Огун Бадагрис, он может поднимать человека и носить его, чтобы показать свое особое внимание и покровительство. Но во всех аспектах Огуна доминирует тема силы и воинственности. Он олицетворяет ветерана «времени штыков».

«Приручившие» его во время ритуалов, как известно, моют руки горящим ромом, не страдая от этого позже. Им никогда не дают воды; это больше походит на то, что их «дразнят» водой. Они одеваются в красный долман и французский кепи, машут саблей или мачете, жуют сигару и требуют ром. Если его как следует убедить, он защитит своих просителей от пуль, огнестрельных ранений. Он сам покрыт железом и невосприимчив к огню и пулям. Символ Огуна – кусок железа, которым он сражается со своими врагами. Огун – божество огня и « Великий металлург», а красный – его цвет. Поэтому ему нравятся красные животные, которых ему предлагают; например, красные или рыжие свиньи или петухи. Ему нравится, когда его приветствуют ромом, а не более традиционной водой. Часто этот ром выливают на землю, затем поджигают. Его оружием является меч или, что еще чаще, мачете. Огуна отождествляют с Сен-Жаком, генералом, и часто он принимает облик этого героя революционной войны. Его любимое дерево – манговое. Его любимый день – среда.

В Сантерии Огун отождествляется со Св. Петром, Иоанном Крестителем (из-за смерти от меча), архангелом Михаилом (его оружие – меч) и Св. Павлом. Огун был отождествлен с этими святыми по ассоциации c их изображениями с металлическими орудиями, от которых приняли смерть.

 

Симби или Симба (Simba, Simbe, Simbi Andezo)
: хранитель пресных источников, не может обойтись без свежести воды. Ритуалы ему проводятся возле источников. В нескольких песнях упоминаются такие места. Он очень знающий лоа, потому что тратит много времени на изучение природы болезней сверхъестественного происхождения и способов их лечения. Он либо с вами, либо против вас, защищая тех, у кого с ним хорошие отношения, и поворачиваясь спиной к тем, у кого их нет. В составе армии Ого он является начальником береговой охраны и перемкщается туда, куда ему заблагорассудится. Он живет в источниках и реках. Он не может стоять вдали от воды; дети, которые идут за водой к источникам, рискуют – особенно если они светлокожие – быть похищенными, чтобы работать на него под водой в течение нескольких лет, но он дает им сверх-зрение в качестве компенсации.

 

Собо (Sobo, Sobo Kessou): лоа стойкости, выдержки и силы. Собо – очень могущественный лоа, известный своей воинской храбростью; дух в виде французского генерала. Когда он овладевает человеком, – тот облачается как армейский генерал. Когда он обращается к прихожанам во время своей экзальтации, это похоже на обращение генерала к своим войскам. Собо считается важной фигурой в мифологии вуду. Он является символом силы, идеалом жрецов вуду, которые хотят, чтобы их уважали в своих общинах. Из-за силы, которую он обеспечивает своим последователям, присутствие Собо постоянно требуется для обеспечения безопасности и защиты общины. Тот, кто с Собо, защищен от ярости диких духов. Говорят, что Собо обладает целительной силой, и его часто призывают как лекаря от болезней сверхъестественного происхождения. Он питается козлятиной и бараниной и обитает в корнях деревьев. Его слуги носят платки его любимых белого и лимонного цветов.

 

Согбо или Сойбо (Sogbo, Soybo): бог молнии и защитник флагов. Согбо – брат трехрогого Босу. Согбо всегда сопровождает его спутник Баде, лоа ветров. Эти лоа разделяют функции с Агау, который также является штормовым лоа. Одержимый Согбо, человек швыряет вниз со склона отполированные камни, которые благочестиво собирают и используют в качестве символов лоа. Несмотря на свое божественное происхождение, громовые камни не редкость на Гаити. Дух метает молнию, ударяя в выступ скалы и бросая камни в центр долины. Там они должны пролежать год и один день, прежде чем хунган сможет прикоснуться к ним.

 

Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro): персонификация черной магии или петво-лоа, который изображается в виде карлика с одной ногой. Несмотря на то, что у Ти-Жан-Петро французское имя, его корни родом с африканского континента. Его легко сравнить с духом, бродящим по кустам, разным зарослям. Этот лоа часто защищает и помогает колдунам черной магии. Ти-Жан-Петро также известен под именами Петро-э-Руж, Ти-Жан-Пье-Фин, Принц Зандор и Ти-Жан-Зандор. У него жестокий и страстный характер, что становится очевидным, когда он входит в контакт с людьми.

 

*

 

 

Материалы:

С.Н. Осиповский, Влияние современного общества на религиозные процессы на примере эволюции религии Вуду;

Cosentino D. Haiti / D. Cosentino, T. Riggs, Worldmark Encyclopedia of Religious Practices;

А.Л. Дворкин, Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования;

Lovell N. Togo / N. Lovell, T. Riggs // Worldmark Encyclopedia of Religious Practices ;

Desmangles L. Vodan / L. Desmangles, F. Salamone // Encyclopedia of religious rites, rituals, and Festivals;

WIKI.