Вазописец Несса – анонимный
греческий вазописец, первый представитель аттической чернофигурной вазописи. Он
считается первым афинским мастером, что воспринял коринфский стиль и
одновременно развивал собственную технику и осуществил нововведения.
Самой известной работой
мастера является так называемая «Амфора Несса», ныне хранится в Национальном
археологическом музее в Афинах и на котором изображена борьба Геракла с
кентавром Нессом. Эта ваза подписана именем Νέτος, то есть Нет – также один из вариантов написания имени этого кентавра
в Аттике. Впрочем, британский археолог Джон Бизли назвал и вазописца Нессом.
Позже, после новых находок в Афинах и на кладбище за городом, изображения
химеры были идентифицированы как работа этого художника и сам Бизли пытался в дальнейшем
использовать название «вазописец Химер», однако это имя так и не нашло поддержки и не вошло в общее
употребление.
Ранние работы художника
особенно напоминают протокоринфский стиль, с использованием орнаментов,
заполняющих пространство, аналогичных манере Берлинского вазописца. Однако своей «Амфорой Несса» он
продемонстрировал новый стиль, отличный от коринфского, который на данном этапе
(в конце VII века до н. э.) отличался наличием свободного пространства и
контурным рисованием. Это различие породило новую технику чернофигурной
вазописи.
Большинство его работ
приходится на последнюю четверть VII века до н. э. – в период перехода от
протокоринфского стиля к раннему коринфскому. Впрочем Несс не отказался
полностью от контурного рисунка, но он представил новую остроту и новое
представление формы, рисуя такие детали, как локоны, перья и т. д. Другой
характерной чертой художника Несса была масштабность некоторых его работ,
высота которых превышала 1 метр.
Многими исследователями
вазописец Несс рассматривается как необходимое переходное звено между
коринфским стилем и классической аттической вазописью. Он часто использовал
красный пигмент, чтобы усилить красный цвет глины. Возможно, под влиянием
египетской манеры изображения человеческих фигур, Несс выработал традицию, по
которой белое лицо обозначало в живописи женщин, в то время как мужчины
изображались с красным лицом. Действительно до конца чернофигурного периода
белый цвет использовался для обозначения женских фигур.