21.6.20

Сянлиу



Сянлиу (англ. Xiangliu) – относительно большой и единственный известный на 2020 г. естественный спутник пятой по величине карликовой планеты Гунгун (2007 OR10). Он был обнаружен группой астрономов в 2016 году, во время анализа архивных снимков космического телескопа Хаббл: исследовательская группа заподозрила, что медленное вращение Гун-гуна было вызвано приливными силами, создаваемыми орбитальным спутником. Назван в честь Сянлиу, девятиглавого монстра-змея из китайской мифологии.

Последовательность изображений Гун-гуна и Сянлиу.


Сянлиу, как полагают, приливно привязан к Гун-гуну и вращается на расстоянии ~ 24 000 км. от него. Орбита Сянлю достаточно эксцентрична (~ 0,30). Состав поверхности – неизвестен, предполагается, что это смесь водяного льда с толинами.

*

В Китае (как и во всех странах Дальнего Востока) не делается различия в символике змея и дракона. Считается, что у греков эти термины были также взаимозаменяемынапример, Гесиод в своей «Теогонии» дважды употреблял словосочетание «змей-дракон».
Но сам по себе змей нередко несет негативную символику: входит в группу пяти ядовитых существ; считается очень хитрым, лживым и опасным – змеиным сердцем народная молва наделяет «двурушников»; служит воплощением злобы и насмешливости. Стоит также отметить, что мифологический облик змея может служить личиной для персонифицированных злых сил, являться символом злой и греховной стороны природы. Змей, естественно, ассоциируется прежде всего с водной стихией. Тогда энергия как таковая (в чистом виде) здесь – крайне динамическая, природная; воплощает в себе неконтролируемые и недифференцированные водные силы/потоки и процессы эти, как правило, разрушительного характера.
Подобный образ опасного змея-дракона можно встретить повсюду, в большинстве мировых мифологий. Мифы об огромных рептилиях – летающих, плавающих, дышащих огнем или изрыгающих воду и т.д... – встречаются почти у каждого народа. Их очень сложно обобщить, потому что под определение «змей-драконов» в целом попадает огромное количество вымышленных существ : это и вавилонская змея Тиамат и египетский Апофис; греческие Тифон и лирнейская Гидра; славянский Чудо-юдо и скандинавский Ёрмунганд ; японский змей Ямата-но Орочи и персидский Ажи-Дахака… У татар, скажем, была фольклорная змея-оборотень, юха-елань, которая оборачивалась девушкой, и залюбливала татар до смерти.
Многоголовость змея – непременная его черта. Число голов обычно кратно трем, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, Но встречается и 7 и 8 (Ямато-но Орочи, например).

В Китае драконы и змеи развили водные черты своей родословной и стали практически божествами, пускай и меньшими, чем небожители. Но местные драконы-водяные божества здесь гораздо менее добродушны характером и величественны обликом, чем подобные из других культур. Они насылают болезни, у них головы змей, ящериц, рыб, лягушек и даже людей и всё те же змееобразные телану, водяные демоны, да и только!
В китайском мифотворчестве такой многоголовый змей-дракон хорошо известен под именем Сянлиу (Санлю) (кит. трад. 相柳 (相栁)).
Сянлиу – приближенный (или слуга) грозного бога разливов Гун-Гуна, изгнанного Юем, был ненасытным чудовищем с змеиным туловищем зеленого цвета и девятью головами. Девятью головами он хватал землю с девяти гор – он был настолько прожорлив, что все девять голов кормились одной и той же пищей одновременно и без остановки от каждой из гор, которые образовывали центры из девяти провинций, что указывает на то, что Сянлиу сеял свой хаос по всему пространству Китая. Говорят, что Сянлиу также пожирает людей, но все же его любимая едаэто земля.
В одной легенде говорится, что там, где Сянлиу ударился [о гору], образовалось горное озеро.
Сянлиу– ядовитый, приносящий наводнения и разрушения.
Самым ужасным было то, что, как только он чихал, появлялось большое озеро. Вода в нем была неприятной и горькой. Люди, выпившие эту воду, могли умереть, звери и птицы не могли жить поблизости. Вообще всюду, где он отдыхал или дышал (или к чему прикасался его язык, в зависимости от рассказа), вода становилась ядовито горькой, лишенной человеческой и животной жизни. В этом смысле, Сянлиу – напрямую связан с темами смерти. Там где прошел Сянлиу – жизнь земная прерывается. Современным языком, Сянлиу – разрушитель экосистем, где бы он ни оказался и к чему не прикоснулся. Сянлиу – также антагонист различных цивилизационных преобразований : например, – он рушит дамбы, пристани и т.п...В некоторых рассказах предстает как дух заболоченных мест, низин.
Сянлиу часто изображали с телом, свернутым в кольцо. Девять голов с человеческими лицами расположены по-разному в разных представлениях. Современные изображения напоминают гидру, с каждой из голов на отдельной шее. Более старые изображения показывают головы, сгруппированные на одной шее, либо бок о бок три на три, обращенном в трех направлениях. 





Когда Гунн-Гун решил погрузить мир в водный поток, насылая наводнения воплощая себя в них, Сянлиу с гордостью внес свой вклад в это дело.
В конце концов Сянлиу был повержен : в некоторых версиях истории, после усмирения потопа Юй Великий, один из древних мифических государей в Китае, пользуясь своей чудесной силой, убил Сянлиу.
В трактате Шань хай цзин («Книга гор и морей»), написано, что кровь поверженного Сянлиу воняла до такой степени, что  невозможно было выращивать зерно в земле, которую она пропитала, и вся область в округе была затоплена, сделав её непригодной для жизни. Юй забросал её землей. Он делал это три раза, но все три раза она снова просачивалась. Тогда Юй сделал алтари всем Предкам севернее Куньлуня, к востоку от [царства] Мягкотелых. 
По другой версии кровавое озеро Юй Великий был вынужден сдерживать, над которым небесные Владыки построили свои шатры. Либо, в ознаменование своего триумфа Юй вновь утверждает власть высот, воздвигая башни (башню), чтобы придавить (максимально отделить от небес) скверну Сянлиу. Он строит эти башни используя «цемент», сделанный из смеси земли и крови его побежденного врага. Эти башни (башня) находились на северном склоне горы Куньлунь.
Как бы там ни было – разрушительная сила Сянлиу была нивелирована. Здесь Сянлиу и через него Гун-Гун изображены как мятежники, которые растворяют мир в бесформенной, водянистой массе. Их поражение и сдерживание воды, которую они выпустили, отмечено возведением башни или башен.
Четырехугольное капище расположено к востоку от него. В [каждом] углу головой на юг лежит свирепого вида змея.
Некоторые видят в этом объяснении рационализацию мифа.

Юй убивает Сянлиу



Иногда Сянлиу описывают как угря. Это интересно, потому как угриодни из немногих рыб, которые способны существовать на суше. Не очень долго, и в основном только по ночам, в сырую погоду, но передвигаются они в среднем с большей скоростью чем другие подобные рыбы, и вдобавок – у них змеиная форма тела.
Очень много общего у Сянлиу с Лирнейской гидрой из греческой мифологии – у той также было 9 голов, кровь её была исключительно ядовита и победил её в жаркой схватке Герой эпоса.  
Также Сянлиу рассматривался и как существо, способное влиять на мысли человека.




***