Звезда – один из древнейших общечеловеческих символов, астральный знак, символ вечности, в европейской традиции с XVIII столетия – символ высоких стремлений, с конца того же столетия – эмблема счастья (выражение «родиться под счастливой звездой»). Как астрономический объект, звезды – неотъемлемый элемент небосвода, представляющий собой, согласно мифам, воплощение земных животных, мифологических героев или их следов.
Так, неоплатоник Ориген утверждал, что звезды – «существа одушевленные и разумные, так как в движениях их виден такой порядок и такой разум, что было бы нелепо приписывать такую способность существам неразумным». Подобные воззрения, оказавшиеся очень живучими, существовали в течение многих веков. Французский философ и публицист Жозеф де Местр (1753— 1821), явно перекликаясь с Оригеном и другими философами древности, яростно защищал учение о личной воле в движениях звезд и теорию одушевленности планет.
Круговое движение вокруг Полярной звезды (ось мира) служит зримым образом неизменного космического порядка. Благодаря этому во многих культурах выступает:
• идеограммой понятий Бог и Небо;
• атрибутом Небесных Цариц — часто, корона звезд;
• планетарных богов — звезда на лбу или над головой.
• синонимом мудрости.
В строго монотеистических учениях звезды рассматриваются лишь как символы самого Творца.
В небесной символике различаются неподвижные звезды, планеты – «блуждающие звезды», кометы и падающие звезды. Термином «неподвижные (фиксированные) звезды» эзотерическая (оккультная) традиция называет вообще звезды, в отличие от планет – «блуждающих звезд». Еще с самых древних времен им присваиваются разные свойства в зависимости от положения, цвета и других особенностей, которые различным образом якобы могут проявляться и влиять на наши судьбы.
Корни эзотерического учения о «неподвижных» звездах начали формироваться около 6 тысяч лет назад. На Востоке. Понятно по какой причине, – родина астрономии как и астрологии – Месопотамия. Шумерам принадлежит один из первых опытов по систематизации положений звезд, наблюдаемых на небе в разные времена года. Им также принадлежит авторство знаменитого учебника-справочника «Мул апин» (MUL.APIN), включающего большей частью древние сведения по астрономии. Он широко использовался в астрономических и астрологических школах, которых было немало в Ниневии и Вавилоне. Их выпускники «работали» по всему Ближнему Востоку и очень гордились своей ученостью, полученной при дворе Ашшурбанипала.
Именно после походов Александра Македонского в IV веке до н.э. пошла волна интереса к восточному научному знанию и греки увлеченно переняли эти знания, затем дополнив и отчасти переработав их.
Доподлинно известно, что древние месопотамцы наблюдали и фиксировали положение (и движение) Сириуса,Спики, Альтаира, Полярной звезды и т.д…
Имена
«неподвижных» звезд у месопотамцев :
AB.SIN – Спика.
A mušen – Альтаир.
AN.TA.SUR.RA – вар. чтения: AN.TA.
ŠUR.RA; = sāriru «Сверкающая (вспыхивающая) звезда»; термин для обозначения
метеоров или «падающих звезд». AN.TA. ŠUR.RA = kakkab eliš sāriru «Звезда
наверху вспыхивающая».
BAL.TEŠ.A – «Звезда Жизненной Силы»; группа
звезд в Северной Короне (Corona Borealis)(?).
MUL.MUL – вар. чтения: MUL; = zappu; шум.
«Звезды», акк. «Щетина»; 1) Плеяды (Pleiades), 2) обозначение знака зодиака
Телец в поздних текстах, 3) «нормальная звезда» .
MUL ne-bu-u-ša GABA- šu – Толиман.
SI =pelū «Красный»(?); сокращение от
LI.SI «Лиси», = звезда, красный гигант Антарес (a Scorpii); сокращение, как
видим, имеет астрономический смысл.
GAŠAN.TIN – Вега. Ее появления наблюдали
регулярно в новоассирийский период: «(звезды) Сириус, Антарес, Вега – те, что
первыми стали уже видны». В связи с лунным затмением перед Вегой наряду с
другими светилами совершали ритуал «Воздевания рук» .
GAM – Капелла.
BIR – Канопус.
IBILA.E.MAH – Полярная звезда.
ŠU.PA – Арктур. Арктур, самая яркая
звезда северного неба, несомненно,
пользовался большим почитанием в Месопотамии как божество. Конкретных
свидетельств, однако, не так уж много. Большинство из них указывает на особую
связь Шупы с Энлилем. Эпитет «царица Игигов», зафиксированный в астролябии и
других текстах, возможно, указывает на связь с Иштар. Имя Шупы иногда
записывалось с детерминативом d.
KAK.BAN – вар. чтения: KAK.PAN, GAG.BAN;
= šukūdu «Стрела»; = Сириус . KAK. BAN (как правило, без детерминатива) –
стандартное обозначение Сириуса. В Дневниках регулярно фиксировались даты трех
явлений, связанных с движением Сириуса относительно Солнца: гелиакический
восход, гелиакический заход и акронический восход (последний восход звезды,
видимый после захода Солнца); даты этих явлений первоначально наблюдались, а
затем вычислялись по простой схеме, связанной с 19-летним циклом.
KAK.SI.SA
= sukitdu «Стрела» = Сириус,
Бетельгейзе и близлежащие звезды. Сюда же – KAK.U.TAG.GA.
LUGAL = «Царь» = Регул = «Звезда,
которая стоит на груди Льва, Царь».
MAŠ.TAB.BA.TUR.TUR – Процион
MAŠ.TAB.BA.GAL.GAL – Кастор и Поллукс.
MUL.MEŠ – «Постоянные звезды»; редко
используемое название для «нормальных звезд»(?) в астрологических текстах.
miših
PA.BIL.SAG – букв. «Сияние Пабилсага»; часть созвездия Пабилсаг, известная уже
из ранних списков звезд и включавшая, по-видимому, звезды с большим блеском в
Стрельце (Sagittarius) и, возможно, Скорпионе (Scorpius).
NE.GI. IZI.GAR – букв. «Факел Гирры» ; =
Альдебаран.
Pagru = AD = adda «Мертвец»; звезда или
созвездие в области Антиноя или Дельфина.
MUL.SID.MEŠ = kakkabū mināti «Звезды
(для) счета». Около 40 звезд в зодиакальном поясе, относительно которых в
«Дневниках наблюдений» фиксировались положения Луны и планет в определенные
моменты времени. В современной литературе известны под названием «нормальные
звезды» (Normal Stars, Normalsteme).
СПИСОК
НОРМАЛЬНЫХ ЗВЕЗД :
1.
MUL
KUR ša DUR “Блестящая звезда
ленты Рыб” (η Piscium).
2.
MUL
IGI ša SAG HUN “Передняя
звезда головы Наемника”( β Arietis).
3.
MUL ar ša SAG HUN “Задняя звезда головы Наемника” (a Arietis).
4.
MUL.MUL “Звезды” (η Tauri)
5. Is le “Челюсть Быка” (a
Tauri).
6. ŠUR GIGIR ša SI “Северная вожжа Колесницы”
(β
Tauri).
7. ŠUR GIGIR ša ULU “Южная вожжа Колесницы”
(ζ
Tauri).
8. MUL IGI ša a
še-pit MAŠ.MAŠ “Передняя звезды ног Близнецов”
(η
Geminorum).
9. MUL аr
ša a še-pit MAŠ.MAŠ
“Задняя звезда ног Близнецов”
(μ
Geminorum).
10. MAŠ.MAŠ
ša SIPA “(Звезда)
Близнецов около Пастуха”
(γ
Geminorum).
11. MAŠ.MAŠ
IGI “Передняя звезда Близнецов”
(a Geminorum).
12. MAŠ.MAŠ
аr
“Задняя звезда Близнецов”
(β
Geminorum).
13. MUL IGI ša
ALLA ša SI “Передняя звезда Краба к северу”
(η Саnсrі).
14. MUL IGI ša
ALLA ša ULU “Передняя звезда Краба к югу”
(θ Саnсrі).
15. MUL ar ša
ALLA ša SI “Задняя звезда Краба к северу”
(γ Саnсrі).
16. MUL, ar ša
ALLA ša ULU “Задняя звезда Краба к югу”
(δ Саnсrі).
17.
SAG А “Голова Льва” (ε Leonis).
18.
LUGAL “Царь” (a Leonis).
19. MUL TUR ša KUŠ, ar LUGAL “Маленькая звезда в 4 локтях позади Царя” (ρ
Leonis).
20.
GIŠ.KUN А “Бедро Льва” (θ Leonis).
21.
GIR ar ša А “Задняя лапа Льва” (β Virginis).
22.
DELE ša
IGI ABSIN “Отдельная звезда
впереди Борозды” (γ Virginis).
23.
SA ša ABSIN “Блестящая (звезда) Борозды” (a Virginis).
24.
ERIN ša ULU “Южная часть Весов” (a Librae).
25.
ERIN ša SI “Северная часть Весов” (β Librae).
26.
MUL, MURUB ša SAG GIR.TAB “Средняя звезда головы Скорпиона” (δ
Scorpii).
27.
MUL e ša SAG GIR.TAB “Верхняя звезда головы Скорпиона” (β
Scorpii).
28.
MUL SIG ša SAG GIR.TAB “Нижняя звезда головы Скорпиона” (π Scorpii).
29.
SI
“Лиси” (a Scorpii).
30.
MUL KUR ša KIR sil PA “Блестящая звезда на конце стрелы Пабилсага”
(θ Ophiuchi).
31.
АМ IGI ša РА “4 передние звезды Пабилсага” (μ (13), 14, 15
и 16 Sagittarii).
32.
АМ ar ša РА “4 задние звезды Пабилсага” (ν1, ν2, и ξ1, ξ2
Sagittarii).
33.
SI MAŠ “Рог Козы-Рыбы” (β Capricomi).
34.
MUL IGI ša SUHUR.MAŠ “Передняя звезда Козы- Рыбы” (γ Capricomi).
35.
MUL ar ša SUHUR.MAŠ “Задняя звезда Козы-Рыбы” (δ Capricomi).
36.
qup-pu IGI ša GU “Передняя емкость Великана” (вероятно, ψ1 +
ψ2 + ψ3 Aquarii).
37.
qup-pu ar ša GU “Задняя
емкость Великана” (отождествление не установлено).
38.
DUR SIM.MAH “Лента Ласточки” (вероятно, ε Piscium или
группа звезд, включающая эту звезду).
Дополнительно
:
mišhu – букв, «сияние, свечение»;
термин, употреблявшийся для обозначения явлений, связанных с особым свечением
различного рода небесных объектов. В том числе: 1) метеоров, метеоритов
(болидов); 2) комет; иногда более конкретно mišhu — это метеорный или кометный
след; 3) планет; 4) созвездий; 5) отдельных частей созвездий; 6) Луны; 7)
сияний, не связанных с какими- либо светилами; в последнем случае речь идет,
по-видимому, о миражах.
unnutu – термин, употреблявшийся для
обозначения слабого блеска (тусклости) звезд, планет или Луны в астрологических
и наблюдательных текстах ; согласно фон
Зодену, слово unnutu использовалось также как термин для обозначения явления
наблюдаемого сплющивания диска Луны при ее появлении на линии горизонта.
ziqpu – стандартный термин для
обозначения кульминаций звезд и планет, употреблявшийся со времени Саргонидов.
LU.MAŠ – вар. записи: =Lumašu;
обозначение знаков зодиака, а также, возможно, зодиакальных созвездий в поздних
астрономических и астрологических текстах .
Lumasu : 1) поэтический термин для
обозначения созвездий, встречающийся в Еnuma eliš и других мифологических,
астрологических и литературных текстах.
В шумеро-семитской традиции четыре звездных бога отождествляются с четырьмя сторонами света и служат точками отсчета календаря (например, вавилонского названного астрологами «Царским»). Востоку соответствует звезда Альдебаран (эмблема - глаз); Западу – Антарес (кинжал или меч); Северу – Регул (Сердце или корона). В Месопотамии – пагубая, «уничтожительница караванов». Югу – Фомальгаут (Сфинкс или сноп). В шумерской клинописи знак, изображавший звезду, приобрел значение «небо», «бог» (читалось an, dingir; ср. шумер, бог неба Ан).
В Месопотамии примечательно то, что с самого начала – насколько можно судить по письменным следам – знаком Бога была «звезда». Ту же идею мы находим и в Египте : в некоторых иероглифических текстах три звезды означают «боги».
Вообще во многих мифологиях «неподвижные» звезды понимались не только как божества но и как поднявшиеся на небо души умерших. В частности в египетской мифологии их считали местом упокоения душ фараонов, которые и сами могли становиться звездами на небе. Считалось, что именно туда после смерти уходят фараоны. В Древнем Египте звезды считались веслами на корабле бога Солнца — Ра. Изида как Царица Небесная носит корону из звезд. Звездно-небесные орнаменты украшают потолки древнеегипетских склепов. Звезды в своей совокупности в Египте как правило олицетворяла богиня по имени Сешат. Звезды – «обитатели Дуата», нижнего мира, царств мертвых. По этой причине они называются «свитой Озириса». Древние верования о жизни умерших на звездах, видимо, породило украшение гробниц звездами. Особо почитались звезды вблизи Полярной звезды: они считались «вечными», поскольку не опускаются на запад. Фараон после смерти как правило идентифицировался с Полярной звездой. Главная звезда южного неба – Орион, носит название Сах и издревле отождествлялась с Озирисом. В религиозных текстах говорится, что опечаленная Изида в образе Сириуса (егип. Сопдет, греч. иск. Софис) следует за Орионом, «прекрасной душой Озириса». Жесткая планировка пирамид оформилась во времена четвертой-пятой династий и предполагает ориентацию северного коридора на «неизменные» звезды, окружающие Полярную звезду, под которыми хотел бы жить умерший в потустороннем мире.
В своих эзотерических наставлениях египтяне различали три состояния, или аспекта, которые в совокупности они называли «Трижды Глубокой Тьмой». Высшая область представляет Океан Вечности, который пронизывает все пространство и по которому рассеяны неисчислимые массы не вызванных к жизни звезд. Эта область и есть тот самый Шамайим каббалистов – небо огненной воды. Средняя область – это Млечный Путь, почва, подготовленная для посева семян душ; и, наконец, последняя область, состоящая из 1122 неподвижных звезд, которую сирийские мистики символически изображали в виде хоровода херувимов, заполненного внутри множеством глаз. Эти три области эмпирея соответствуют трем отделам ЭЙН СОФА в каббале и трем ипостасям Атмана в восточной метафизике. Именно из этого тройного небесного свода заимствованы три божественные составляющие души. Самое нижнее кольцо этого небесного свода образует стену небес, которую греки называли горой Олимп, а индусы – горой Меру.
Первые достоверные факты, имеющие особое отношение к древнеегипетским созвездиям, были найдены в храме Дендеры, куда путешественник, двигаясь вдоль Нила, попадает перед Фивами. В этом храме был найден квадратный Зодиак после расшифровки которого стало понятно что древние египтяне как и месопотамцы были народом с очень четкими астрономическими идеями и что астрономия очень тесно связана с их религией. Египетскую и шумерскую/вавилонскую мифологии невозможно отделить от астрономии. Некоторые храмы в древнем Египте были ориентированы строго по звездам. И не только в Египте, – Храм Афины в Афинах ориентирован на Плеяды.
Например надпись в храме Хатхор в Дендере утверждает, что царь, натягивая веревку, направлял взгляд на «ак» созвездия Бедра – древнее название созвездия, которое теперь мы зовем Большой Медведицей, – и вдоль этой линии был построен новый храм, «как делалось здесь и прежде». Сама надпись переведена следующим образом: «Живой бог, прекрасный сын Асти [имя Тота], вскормленный великой богиней в храме, правитель страны, с радостью натягивает веревку. Направив свой взгляд к ак [середине?] созвездия Бедра Быка, он основывает храм – дом владычицы Дендеры, как делалось здесь и прежде». В другом месте царь говорит: «Глядя на небо во время восхода звезд [и] различая «к созвездия Бедра Быка, я размечаю углы храма ее величества». Здесь у нас не только доказательство натягивания веревки по звезде; называется даже само созвездие. Некоторые египтологи предполагают что «ак», на который смотрел царь, скорее относится к Дубхе (альфа Большой Медведицы), самой яркой звезде в группе, или «средней точке» созвездия, которую могла представлять звезда b, находящаяся почти в центре современного созвездия Большой Медведицы, при условии, что в прошлом в созвездие входили те же звезды. Как бы то ни было, даже без точной ссылки на конкретную часть созвездия очевидно, что растянутая веревка могла иметь какое угодно направление. (Протягивание веревки – это один из ритуалов при закладке храмов ; царь направлялся к месту строительства храма в мифическом сопровождении богини Сешат, которая звалась «госпожой закладки краеугольного камня». У обоих были колышки. Два колышка соединялись веревкой. Затем веревку протягивали в направлении солнца или звезды; выровняв как следует, оба колышка вбивали в землю деревянным молотком. Вдоль линии, отмеченной этой веревкой, строили наружную стену, параллельную основной оси храма).
В Древнем Китае за звездами велось точное наблюдение (их численность во 2 в. определялась в 11 520), и они играли большую роль в народных обычаях и легендах; каждый человек приносил к Новому году жертву «своей звезде». Тронный зал Императорского дворца в Пекине представляет собой Северный полюс, откуда Полярная звезда смотрит на Юг. Планеты классифицируются как Шао инь – малое Негативное Влияние; Фиксированные(неподвижные) звезды как Шао Ян – малое Позитивное Влияние; Солнце Тай Ян – Большое Позитивное Влияние; Луна Тай инь – Большое Негативное Влияние; Их сила варьируется в зависимости от расположения в зодиаке из 28 созвездий и двенадцати разделах эклиптики. Эти двенадцать разделов или обителей отмечают двенадцать мест, в которых Солнце и Луна приходят в соединение.
Индейцы перуанского государства инков принимали звезды за «служанок Луны» и поэтому помещали их (в храме Куско) рядом с их госпожой для того, чтобы звезды имели возможность ей прислуживать; поскольку звезды путешествуют по небу вместе с Луной как ее служанки, а не с Солнцем, их можно видеть лишь ночью, а не днем. В мексиканском государстве ацтеков звезды рассматривались как явления павших или принесенных в жертву воинов на небесном своде, и поэтому в изобразительном искусстве воспроизводились в виде мертвых голов. В Индии бог неба Варуна разделил обширную твердь : он поднял ввысь сверкающие и величественные небеса, он расстелил звездное небо и землю.
Звезды складывались в созвездия и были в древние времена в первую очередь средством ориентации в морских (и не только) путешествиях и находили отражение только лишь в сказаниях и мифах (например астральные божества). Особенно важными были те, которые при круговом движении созвездий по вечернему небу исчезали по очереди в лучах заходящего Солнца, с тем чтобы через некоторое время появиться на утреннем небе. Они составили дуодецимальную (или двенадцатеричную) систему и обозначали двенадцать секторов, образуя таким образом зримый солнечный путь в этих «двенадцати». Часть этих названий была обычна уже в древних культурах Месопотамии и в несколько измененной форме принята в Египте, и в Греции.
Для греков и римлян изначально звезды были также исключительно божествами – верование, пришедшее как раз из древних религий Персии и Вавилона. Небесные тела буквально идентифицировались с богами, чтобы можно было им поклоняться и умиротворять их, согласно предписаниям астрологов (в Персии - волхвов). Боги в качестве планетарных фигур могут изображаться со звездой на лбу. Звезды имеют свой порядок и удел в созвездиях в зависимости от расположения и местонахождения (согласно Гораполлону). Согласно Гесиоду, звезды – это капли крови Урана.
У мусульман звезда символизирует божественность и верховенство.
Культ звезд, отождествленных с богами, воспринят христианством сугубо символически как знак божественного водительства и благорасположения. Наибольшей известностью пользуется Вифлеемская (рождественская) звезда, приведшая волхвов к яслям с новорожденным Иисусом. В связи с этим, «звезда Иакова» — имя, которым в своем пророчестве нарекает грядущего Мессию Валаам, рассматривается как подтверждение мессианства Иисуса. В еврейских космологических построениях каждая звезда управляется своим ангелом-хранителем. Созвездия понимаются как гармонически сотрудничающие группы небесных духов. В своей массе звезды выступают символом неисчислимости потомков Авраама.
В легенде о рождении Будды говорится, что звезду (Сириус ???) увидела во сне его мать.
В индуистских брачных ритуалах звезда — символ постоянства. Агастья в ряде индуистских текстов отождествляется со звездой Канопус.
В митраизме звезды – всевидящие глаза Митры.
У народов Океании звезды — дети Матери-Солнца и Отца-Луны. У маори звезда – водительство к победе добра над злом. В австралийской мифологии (аранда и лоритья) Плеяды – это девушки из тотема бандикута, ставшие свидетельницами церемонии посвящения юношей и потому превратились в камни, а затем в звезды.
«Медицинские колеса» в прериях Северной Америки имеют груды камней на периферии, которые помечают на летнем небе точки восхода звезд Альдебаран, Ригель и Сириус.
По общеславянским, представлениям, звезды неразрывно связаны с судьбой человека:
• звезд на небе столько, сколько людей на Земле;
• с рождением человека «зажигается» звезда (или Бог, ангелы зажигают «свечку»);
• она растет вместе с человеком, а затем падает на землю или гаснет, как свеча, когда он умирает;
• если звезда человека «сильная», то он справляется со своими бедами, если «слабая», то и он слаб.
Вообще, для типологически ранних астральных мифов характерно придание большего значения именно «неподвижным» звездам – в отличие от планет. В значительном числе архаических мифологий звезды (созвездия) описаны как предметы, попавшие на небо или принадлежащие верхнему миру. У ненцев звезды – озера на «земле», которая служит для людей небосводом (эта «земля» – самое нижнее из семи небес). В мифологиях кетов и селькупов звезды считаются корнями деревьев, растущих на «верхнем небе» (кет. kon – звезды, корни; сельку. konti - корень. Термин «астральный» употребляется уже некоторыми неоплатониками, несмотря на утверждения об изобретении этого слова мартинистами. Порфирий описывает небесное тело, которое всегда соединено с душою, как «бессмертное, лучистое и звездоподобное». Слово, возможно, восходит к скифскому Aistaer – звезда, или ассир. Istar с тем же значением (согласно Бюрнуфу, «Разоблаченная Изида»). Один из полюсов полярной противоположности «Земля – Небеса» (вероятно, самая важная и широко распространенная из всех символических дуалистических систем). Возможно, она коренится уже в психике человека, «научившегося» прямохождению. Человек, чьи ноги опускаются в «прах земной», «поднимает свою голову к звездам» и ощущает грязь земли. Он не может от нее освободиться, как «земной остаток для несения мук», из которого он желал бы вырваться. Зона неба и светил, несущая свет и оплодотворяющий дождь, настойчиво приписывается «высшим силам», богам или ангелам, а земля остается сферой смертного человечества, под которой, усиливая полярность верха/низа, размещается царство ада. В древности звезды воспринимаются как разумные существа, оказывающие постоянное влияние на наш Мир (так звезды стали синонимом мудрости). Согласно древним поверьям, у каждого человека есть своя звезда, которая появляется при его рождении, и гаснет в момент его смерти.
Пророчество «Эдды» из скандинавской мифологии среди прочего содержит предзнаменование о затмении Солнца, а затем и о гибели космоса, когда закатится Солнце и упадут с неба звезды.
Любая древняя религия, это, по сути, и есть оккультизм – от символов до церемоний. Это говорит нам о том, что базис астрономии как и астрологии, которые были раньше фактически одним целым, абсолютно религиозно-оккультный.
Например имя древнеегипетской богини Исиды(Изиды) стало фактически нарицательным в оккультных кругах как средневековой традиции так и нового времени. В среде масонов и тарологов нового времени большое значение имела карта Таро «Верховная жрица» (аркан II), изображавшая богиню Изиду, сидящую между двух колон Храма Соломона (символов масонства), чье лицо или фигура в сюжете карты прикрыты вуалью. Снятие покрова (англ. Parting of the Veil) – открытие тайн Изиды, вид эзотерического откровения, по-гречески «апокалипсис». Покрывало Изиды (также покрывало над Изидой; вуаль, пелена) – устаревшее выражение, означающее «покров, скрывающий тайну, неизвестную истину», вошедшее в употребление благодаря стихотворению Ф. Шиллера «Истукан Изиды» (1795) о статуе, закрытой покрывалом. «Покрывало Изиды» (фр. Le Voile d'Isis; 1890—1935) – французский эзотерический журнал основанный Папюсом, самой яркой фигурой эзотерического сообщества 19 века. «Изида» (издавался в 1909—1916 годах, Санкт-Петербург) – «журнал оккультных наук», официальный печатный орган русских мартинистов и масонов, издававшийся в Российской империи. В масонской символике вообще большое значение имеет «пламенеющая звезда» — символ озаряющего весь мир духовного света (не единственное толкование). Обычно изображается как пятилучевая, окруженная лучистым сиянием, звезда с литерой «G» в ее средоточии — рассматривается как знак Бога, геометрии, творения, знания.
Доподлинно известно, что персонификацией Исиды в египетской религии считалась звезда Сириус.
Исида и Хатхор – одна и та же богиня, во всяком случае во времена позднего Египта. Она [то есть ее величество Исида] освещает свой храм в день нового года, и она смешивает свой свет со светом своего отца Ра на горизонте» (одна из надписей в храме Исиды). Здесь мы видим не что иное, как ясное и совершенно четкое заявление о космическом восходе звезды, вернее, одновременном восходе звезды и солнца. Далее, в надписях явно говорится о «восходе Хатхор». «La grande deesse Sefekh [Sesheta] apporte les ecrits qui se rapportent a ton lever, o Hathor, et au lever de Ra». Всем известно, что «Ра» означает солнце, и потому «восход Ра» сразу же понимается как очевидный восход солнца. Но если «Хатхор» рассматривается в одном ряду с солнцем, то, значит, Хатхор должна быть неким небесным телом, которое восходит как солнце. Но Хатхор, согласно надписям, также была объектом поклонения под именем Сотис. Сейчас известно, вполне независимо от мифологии, что Сотис – это всего лишь греческая форма египетского названия (Сепд) звезды Сириус. Взяв все надписи вместе, мы получаем абсолютную астрономическую демонстрацию того факта, что «восход Хатхор»,— это восход Сириуса; что звезда, которая «освещала храм и чей свет смешивался со светом ее отца Ра», на самом деле звезда Сириус. Мы видим наглядное доказательство того, что мифологически звезда Сириус — это Хатхор или, иначе, Исида. Другими словами, мы встречаемся с персонификацией звезды; Сириус персонифицируется как Хатхор или Исида.
Есть способ определить положение Сириуса в прошлом и, следовательно, определить, падал ли когда- нибудь свет этой звезды по оси храма. В случае Сириуса условия таковы, что из- за прецессии расстояние звезды от экватора постепенно уменьшалось с древнейших времен. Ее склонение в 8000 году до н. э. составляло —50°; в 1000 году н. э. оно стало чуть больше —17°. Зная склонение, легко определить амплитуду, и в условиях храма Исиды в Дендере, а именно имея дело практически с морским горизонтом, мы находим, что храм на самом деле указывал на Сириус примерно в 700 году до н. э..Сириус в то время восходил одновременно с солнцем в день египетского Нового года ; говоря на языке мифологии, он смешивал свой свет со светом его отца Ра в великий день года. Поскольку это первый пример такой персонификации, нужно досконально его изучить. Почему звезду Сириус персонифицировали и поклонялись ей?
Летнее солнцестояние – то есть 20 июня, самый длинный день в году, — было самым важным временем египетского года, потому что оно отмечало оплодотворяющий разлив Нила. Это и был египетский Новый год. Уже много раз говорилось о том, что, как надписи указывают, самым важным астрономическим событием египетской истории был восход звезды Сириус точно в этот момент.
Чему же тогда удивляться, если восход солнца был главным временем молений и благодарностей? Но молитва богу солнца означала и жертвоприношение; и здесь возникает одна практическая деталь и, видимо, нотка диссонанса, но на самом деле истинное происхождение наших сегодняшних знаний о звездах в окружающих нас небесах.
Чтобы принести жертву в момент восхода, была необходима подготовка, нужно было убить животных и соблюсти ритуал; на это требовалось определенное время. Чтобы отмерить нужное время, единственным способом было наблюдать за восходом звезды, первые лучи которой, как показали бы прошлые наблюдения, предшествует восходу солнца как раз на столько, сколько требовал ритуал на разные действия, связанные с жертвоприношением восходящему солнцу.
Возможно, это происходило каждое утро, но, безусловно, самый торжественный подобный ритуал во всем году имел место в утро дня нового года или в великий праздник разлива Нила и летнего солнцестояния, 1-й день месяца тота. Кроме утреннего ритуала, в течение дня проходили процессии богов.
Как долго продолжались эти утренние и особые ежегодные церемонии в доисторическое время, неизвестно. Да и какие использовались звезды, также. Разумеется, подошла бы любая звезда, которая всходила в нужное время перед солнцем, будь то на северном или на южном небосклоне. Но нет сомнений в том, какая звезда использовалась в историческое время. Звездой-провозвестником, за которой наблюдали египтяне в Фивах, в 3000 году до н. э., был Сириус, самая яркая из звезд, и есть убедительные данные в пользу того, что Сириус не первым использовался в подобной роли. Очень важно помнить, что звезды главным образом наблюдались во время восхода на рассвете и что мифологически такое событие египтяне представляли в виде Исиды кормящей Хора (бог – восходящее солнце). Считалось, что солнце утром совсем юное, то есть младенец в момент восхода, и что богиня Исида вскармливает его. Многие богини изображаются в таком виде.
В Месопотамии (Вавилон) божества Ану и Бел считались двумя членами триады с начала семитского периода, а третьим членом, скорее всего, была южная звезда; и только в поздние времена в Вавилоне складывается триада из солнца, луны и Венеры, причем в Вавилоне Венеру заменяет Сириус. Двум северным божествам строили храмы; в одном храме в Вавилоне поклонялись сразу обоим, поэтому он должен был быть ориентирован ровно на север; и, вероятно, в нем должен был быть каким-то образом указан полюс экватора (высота которого равна широте места).
*
На Востоке некоторые «неподвижные» звезды были на особом счету и рассматривались соответственно. Это так называемые «Стражи неба» или «Королевские звезды» – четыре яркие звезды неба, играющие особую роль в древней астрономической(логической) традиции. Это:
Альдебаран - Страж Востока (Телец),
Фомальгаут - Страж Юга (Южная Рыба),
Антарес - Страж Запада (Скорпион),
Регул - Страж Севера (Лев).
Считается, что на заре астрономии, эти звезды находились в точках равноденствий (осеннего и весеннего) и солнцестояний (летнего и зимнего). Они «сторожили» стороны света и, соответственно, времена года.
Альдебаран как точка весеннего равноденствия имел зловредное влияние. Фомальгаут как точка зимнего солнцестояния имел благотворное влияние. Антарес как точка осеннего равноденствия имел зловредное влияние. Регул как точка летнего солнцестояния имел благотворное влияние. То есть, уже позже, в астрологической традиции сложились такие понятия как «ось катастроф» (ось зла) и «ось творчества». Альдебаран и Антарес разделяют ровно 180 градусов по долготе, они лежат почти точно друг напротив друга. Так как в классической астрологии эти звезды считаются крайне зловредными ввиду своего красного цвета (что ассоциировалось с кровью), то и говорят, что через них проходит «ось зла» гороскопа. Соответственно ось Фомальгаут – Регул считалась благостной (хотя конкретно об этой паре вы найдете материала в разы меньше, эзотериков как правило всегда тянет на зловещее в первую очередь).
С течением времени в результате прецессии «углы гороскопа» (то есть точки равноденствий и солнцестояний) «уехали» от своих звезд, но звезды свои функции и прозвища как «стражи», сохранили.
Так как существует явление прецессии, то координаты звезд действительно меняются и это дает нам возможность определить, когда описанная конфигурация имела место. Стоит отметить, что Фомальгаут («Страж Юга») имеет эклиптическую широту больше 20 градусов к югу, то есть довольно далеко от эклиптики. Это, в общем, не страшно, поскольку в астрологии, особенно в древней, использовались в качестве реперных объекты достаточно удаленные от эклиптики, лишь бы они были характерными, чем-то особенными. Остальные три звезды находятся недалеко от главного координатного круга, а Регул с 0º широты висит практически на нем. Действительно, Телец, Скорпион и Лев – зодиакальные созвездия, а Южная Рыба со своим Фомальгаутом – нет.
Вернемся к прецессии. Расчеты показывают, что Королевские звезды лучше всего «садятся» на углы гороскопа в начале третьего тысячелетия до нашей эры, примерно в XXVIII веке или в эпоху -2700.То есть это как раз время расцвета астрономии/астрологии на Востоке.
Итак, действительно, примерно в XXVIII веке до нашей эры, Стражи неба занимали углы гороскопа. С точки зрения астрономии все корректно.
Конечно, древние народы всего мира видели огромную разницу между днем и ночью. У них не было искусственного освещения, как у нас, и непроглядная ночь олицетворяла не столько отдых, сколько смерть; поэтому наступление утра в тропическом или субтропическом регионе казалось возрождением всех радостей, восторгов и занятий жизни. Вполне понятно, что тьма в уме народа с мифологическим складом мышления считалась происками врага, и так, со временем, их естественные враги стали изображаться друзьями тьмы. Здесь мы подходим к одному очень интересному астрономическому моменту. Учитывая эти идеи, древние должны были совсем по-разному относиться к звездам, которые видны всегда, и звездам, которые встают и садятся. Кажется весьма вероятным, что околополярные звезды довольно рано стали считаться представителями сил тьмы, потому что они всегда были видны во тьме, всегда исчезали на рассвете и никогда не появлялись вместе с солнцем. Если это так, то, безусловно, их приходилось умилостивлять молитвами, так же как и более благосклонных богов.
В «Пикатриксе» – одном их самых главных магических трактатов-гримуаров встречается довольно зловещее заклинание, обращенное к астральному звездному божеству, как раз к приполярной звезде Бенетнаш – одной из самых ярких на ночном небе. Корни астрального оккультизма лежат на востоке и традиция следовала из века в век, а трактат был написан на арабском языке и его первоначальное имя «Гаят аль-Хаким», которое с подачи первых издателей стали переводить как «Цель мудреца». Книга была хорошо известна среди определенного круга лиц, и часто упоминалась и цитировалась оккультными писателями, например, Пьетро д’Абано, Марсилио Фичино, Аббатом Тритемием и др. Вот это заклинание :
Чтобы отомстить врагу, древние мудрецы совершали этот ритуал так называемыми звёздами мщения, находящимся возле полюса, т.е. Алькаид (Бенетнаш), теми звёздами, которые располагаются в созвездии Медведицы. Молитвы же составляли таким способом. Когда есть враг, причиняющий тебе зло, или желающий причинить его, и ты захочешь навлечь на него наказание или беду, чтобы он больше и не помышлял о тебе, или чтобы ты смог отомстить ему за себя. То войдёшь в дом, который для этого ритуала построишь, и обратишь лицо своё к той части неба, в которой тогда будет Бенетнаш. И бросишь на горящие угли кадила курение, которое будет описано ниже. И пока дым будет подниматься вверх, скажешь:
Да благословит [salve] тебя Бог, великий Бенетнаш, ты, высокий по своему положению и прекрасный на тверди. Тебя прошу и заклинаю властью, которую в тебя вложил Бог, создатель всего, - да пошлёшь такому-то дух, который да войдёт в его тело, да так, что тело его свяжет и перевяжет, так, чтобы все его члены повредились. И все его чувства бы притупились, как зрение, слух и всякое осязание, походка, речь, вкушение, питие, наслаждение всякими вещами, и да не будет ему никакой жизни, и чтобы вы, звёзды Бенетнаш, привели бы его к смерти, и наслали бы на него всяческие беды со всех сторон. И да видит своими глазами лишь страдание и горе, и гнев и ярость царя, и победы врагов, зверей и скотов; и заставьте его войти в немилость к соседям и родным. И совершите над ним отмщение жестокое и явное всем, и разорите его тело и его дом, и разорите его, низвергнув его с высоких мест. Да выдавите ему глаза, руки его и ноги да поотрываете, и все его члены да повредите, и нашлите на него сильные и чрезвычайные беды и сильные наказания, какие только могут случаться с людьми. И отверните его от милости и жалости Бога, да не проявите к нему никакой жалости, и да не покроете его тяготы; и что для него у вас прошу, сделай те то быстро.
И к вам расположена моя воля, из-за великой беды, которую претерпеваю от него, и из-за того, что делает и желает делать мне зло без всякой разумной причины. Вы - звёзды, которые действенно исполняют, обращённые к вам прошения и мольбы, и кто к вам прибегает, того защищаете и успокаиваете. Поэтому прошу вас, излейте в упомянутого человека вашу силу и дух с великой яростью и гневом, и быстро пошлите на него все вышеперечисленные кары. Да получит он наказания, беды и великие страдания, и пусть с ним дурно обходятся все, кто его видят, и великие болезни и страдания вселите во все его члены, и приведите его в такое движение, чтобы впал в те бедствия, которые вам назвал. Я же вас заклинаю вашей силой и духом, да запомните моё прошение, и сжальтесь над моими слезами, и даруйте мне силу и разум вашего духа, дабы и смог узнать, что вы точно презрели на моё прошение. Я же вас заклинаю Богом великой тверди и высокой власти, и Им, тем, кто имеет власть и господство над всякой тварью мира и небес, кто есть сам Бог. Да исполните моё прошение, и что ныне прошу - в точности сделайте имени ради того всевышнего господа, который есть Бог, и его властью и его силою да исполните это моё прошение, и презрите на мои слова и выражения.
Когда же всё это скажешь, таким образом, падёшь ниц на землю; многократно повторишь эти слова. И пусть постоянно поднимается из кадила дым курения, а курение делается так:
Возьми стиракс, фимиам, мускат, жёлуди, древовидное алоэ - по 1 унции, нардовое масло, мастика - по 1 унции. Всё перетирается и смешивается с лучшим вином, и делаются окатыши. И когда захочешь работать через эти полярные звёзды, используй их.
Помимо Пикатрикса, неподвижные звезды упоминаются в еще нескольких довольно занятных оккультных текстах. Что это за тексты и откуда они пошли не имеет большого значения в принципе (хотя ради галочки уточнить все же стоит), потому как приводимую из них (довольно часто) информацию стоит отнести скорее к разряду курьёзов.
Самый известный и чаще всего цитируемый текст – это трактат « Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris» (Начало книги Гермеса о 15 неподвижных звездах, 15 растениях, 15 камнях и 15 фигурах) авторство которого приписывается Гермесу Трисмегисту. Отдельно стоит отметить, что Гермес Трисмегист – это мифологический персонаж, однако вплоть до первой половины XVIII века он рассматривался как реальное историческое лицо. Это курьёз номер раз. Курьёз номер два заключается в том, что многие современные астрологи все еще подразумевают под этим образом реально существовавшего человека. Но не в этом дело, дело в самом анонимном трактате, который интересен с точки зрения истории оккультизма вообще. В нем называются пятнадцать особенно важных звезд, указываются камни и амулеты, связанные с ними, а также рецепты приготовления снадобий из соответствующих растений.
Название звезды / Камень / Трава / Символ (Сигила) / Применение
1. Oculi Tauri, Глаз Быка, Альдебаран / Карбункул или рубин / Чертополох (Sílybum mariánum)
Семена молочного чертополоха помещаются под карбункул с выгравированным на нем символом. Соединение Альдебарана с Луной, асцендентом или Серединой Неба увеличивает богатство и приносит большие почести.
2. Плеяды / Горный хрусталь / Фенхель (Foenīculum)
Семена фенхеля перемешанные с ладаном и ртутью помещаются под кристалл с выгравированным на нем символом. Плеяды в соединении с Луной, или Серединой Неба помогают сохранить ясное зрение, способствуют вызыванию демонов и духов мертвых. Призывают ветра, показывают тайны и указывают на вещи, которые были утеряны.
3. Caput Algol, Алголь / Алмаз / Черный морозник (Helléborus níger)
Сок черного морозника с равным количеством полыни помещается под алмаз или графит с нарисованным на нем символом. Приносит ненависть в бою и отвагу. Охраняет тело от повреждений и способствует исполнению задуманной мести.
4. Alhayhoch, Капелла / Сапфир / Шандра (Marrubium vulgare)
Семена шандры смешанные с равными частями мяты, полыни и мандрагоры, помещаются под сапфир с выгравированным на нем символом. Дает почести, благосклонность и покровительство сильных мира сего, исцеляет зубную боль, оказывает сильный медикаментозный эффект.
5. Canis Major, Звезда большой собаки, Сириус / Берилл / Можжевельник (Juníperus)
Одна часть сока можжевельника с равными частями полыни и змеевика и змеиным языком помещается под золотой берилл с выгравированным на нем символом. Дает благосклонность духов воздуха и людей на земле, приносит мир и согласие между царями, между мужьями и женами.
6. Canis Minor, Звезда маленькой собаки, Процион / Агат / Гелиотроп (Heliotropium)
Распустившиеся соцветия гелиотропа помещаются под агат с выгравированным на нем символом. Дает помощь от Бога и людей. Помощь духов воздуха. Дает магическую силу и укрепляет здоровье.
7. Cor Leonis, Сердце Льва, Регул / Гранит / Чистотел (Chelidonium)
Сок чистотела перемешивается с полынью и мастикой и помещается под гранит с выгравированным на нем символом. Забирает гнев и меланхолию, делает буйный мужской темперамент умеренным и приносящим пользу.
8. Ala Corvis, Крыло Ворона, либо Gienah, но скорее всего Альгораб / Оникс / Репейник (Arctium láppa)
Семена, листья и корень репейника и высушенный язык лягушки, помещаются под камень оникс с выгравированным на нем символом. Заставляет людей сердиться, ненавидеть, браниться, порождает жестокие мысли. Изгоняет демонов, защищает людей от демонов и злых духов и ветров.
9. Спика / Изумруд / Шалфей (Salvia)
Сок шалфея перемешивается с трилистником, цветами барвинка, полынью и мандрагорой и помещается под изумруд с выгравированным на нем символом. Помогает накапливать богатство, золотой запас, приносит победу в судебных процессах и освобождает от любых злоключений.
10. Арктур / Яшма / Подорожник (Plantágo)
Сок подорожника перемешивается с семенами или корнем и укладывается под зеленую яшму с выгравированным на нем символом. Излечивает от лихорадки, останавливает кровотечения.
11. Хвост Великой Медведицы, иногда неправильно дается как Хвост Маленького Медведя или Поларис, но скорее всего Alkaid (Бенетнаш) / Магнетит / Цикорий (Cichórium)
Сок цикория перемешивается с полынью и цветком барвинка и помещается под камень магнетит с выгравированным на нем символом. Обладает силой против чар и против ссыхания. Обеспечивает безопасность в путешествиях, и если используется с зубом волка, то это делает охотника опытным.
12. Corona Borealis, Северная Корона, Гемма (Альфекка) / Топаз / Розмарин (Rosmarinus)
Сок травы, называемый розмарином с равными частями трилистника и плюща помещается под топаз с выгравированным на нем символом. Делает мужчин целомудренными и дает дружбу и честь с Богом и человеком.
13. Cor Scorpionis, Сердце Скорпиона, Антарес / Сардоникс и аметист / Кирказон (Aristolóchia clematítis)
Сок кирказона перемешивается с небольшим количеством тиса и помещается под сардоникс или аметист с выгравированным на нем символом. Дает мужчинам здоровый цвет лица, хорошую память и интеллект, делает их мудрыми. Изгоняет демонов.
14. Падающий гриф, Вега / Хризолит / Чабер (Satureja)
Сок чабера перемешивается с равным количеством травы, называемой дымянка (Species plantarum ) и с небольшим количеством камня под названием туронсо (?) и укладывается под хризолит с выгравированным на нем символом. Дает защиту животного мира, защищает от чесотки, против демонов, ночных фантомов и страхов.
15. Cauda Capricornis, Хвост Козерога, Денеб Альгеди (Шедди) / Халцедон / Майоран (Orīganum majorāna)
Соком майорана натирается нижняя часть халцедона с выгравированным на верхней части символом. Луна в соединении с Денеб Альгеди дает успех в судебных процессах, улучшает обстановку в доме в котором хранится оберег, сохраняет его [дом] в безопасности и увеличивает всевозможные богатства.
Последователи «трисмегистова учения», которые называли себя герметистами, считали, что над семью планетарными сферами, образующими лестницу мира, простирается небесный свод с неподвижными звездами.
Естественно, трактат «от Гермеса» не был первым (и не стал последним)) ; одним из первых «раскрученных» до сегодняшнего дня стал «мыслеформ» от Клавдия Птолемея – довольно способного позднеэллинистического компилятора и по совместительству астронома, астролога, математика и механика, поднятого на знамена как раз современными астрологами, но никак не представителями академической науки. Птолемей очень любил астрологию, и очень сочно фантазировал в этой области ( свидетельство тому – его «Тетрабиблос» и отчасти «Альмагест»). Естественно, он не обошел стороной и тему неподвижных звезд. Вот отрывок :
«Математический трактат в четырёх книгах». Книга I. Глава 9
О влиянии неподвижных звёзд.
Поскольку далее по порядку речь пойдёт о природе звёзд в соответствии с их влияниями, мы опишем их наблюдающиеся свойства, истолковывая их в соответствии с природой планет и, в первую очередь, свойства тех звёзд, которые составляют фигуры самого Зодиака.
Звёзды в голове Овна действуют как силы Марса и Сатурна, если их смешать; звёзды во рту Овна — как сила Меркурия и, в меньшей степени, — как сила Сатурна; звёзды в его задней ноге — как сила Марса, а звёзды в хвосте — как сила Венеры.
Из звёзд в Тельце те, что находятся на линии, перерезающей его туловище, имеют такую же температуру, как Венера и, в меньшей степени, — Сатурн; те, что находятся в Плеядах, уравниваются по температуре с Луной и Юпитером; одна из Гиад в голове Тельца — яркая и несколько красноватая — называется Факелом и имеет такую же температуру, как и Марс; температура остальных — как у Сатурна и, в меньшей степени, — как у Меркурия; те [звёзды], что на кончиках рогов, равны по температуре Марсу.
Из звёзд в Близнецах те, что в ступнях, разделяют свойства с Меркурием и, в меньшей степени, с Венерой; яркие звёзды на бёдрах [Близнецов] схожи с Сатурном; из двух ярких звёзд, расположенных в головах [Близнецов], та, что в передней голове, [имеет сходство] с Меркурием, её называют также звездой Аполлона; звезда в следующей за ней голове [имеет сходство] с Марсом, её называют также звездой Геркулеса.
Из звёзд в Раке две в глазах оказывают то же влияние, что и Меркурий и, в меньшей степени, Марс; те, что в клешнях, воздействуют как Сатурн и Меркурий; похожее на облако скопление звезд в груди [Рака], называемое Яслями, — как Марс и Луна, и две звёзды по бокам от него, называемые Ослами, — как Марс и Солнце.
Из звёзд во Льве две в голове действуют подобным Сатурну образом и, в меньшей степени, подобно Марсу; три на горле — как Сатурн и, в меньшей степени, как Меркурий; яркая звезда на сердце, которая называется Регул, воздействует как Марс и Юпитер; звёзды в задней части и яркая звезда на хвосте [действуют] как Сатурн и Венера; звезды на бёдрах — как Венера и, в меньшей степени, как Меркурий.
Из звёзд в Деве те, что в голове, и одна на конце южного крыла оказывают такое же действие, как Меркурий и, в меньшей степени, как Марс; другие яркие звезды в крыле и на поясе воздействуют как Меркурий и, в меньшей степени, как Венера; яркая звезда в северном крыле, называемая Виноградарь, [действует так же,] как Сатурн и Меркурий; так называемый Колос — как Венера и, в меньшей степени, Марс; звёзды на кончиках ступней и на шлейфе — как Меркурий и, в меньшей степени, Марс.
Из звезд в Скорпионе звёзды на самых кончиках клешней оказывают такое же действие, как Юпитер и Меркурий, а те, что находятся в средних частях его клешней, — как Сатурн и, в меньшей степени, Марс. Яркие звёзды на лбу [Скорпиона] действуют так же, как Марс и, в меньшей степени, как Сатурн; три звезды на теле, средняя из которых является красноватой и весьма яркой и называется Антаресом, действуют как Марс и, в какой-то степени, как Юпитер; звёзды в сочленениях воздействуют как Сатурн и, в какой-то степени, как Венера; звезды в жале [Скорпиона] близки по природе Меркурию и Марсу; наконец, так называемое туманное скопление имеет природу Марса и Луны.
Из звёзд в Стрельце звёзды, находящиеся на острие стрелы, оказывают такое же действие, как Марс и Луна; звёзды на луке и удерживающей его руке воздействуют как Юпитер и Марс; скопление на лбу — как Солнце и Марс; звёзды на плаще и спине — как Юпитер и, в меньшей степени, Меркурий; звёзды на ногах — как Юпитер и Сатурн; четырёхугольник [звёзд на хвосте] — как Венера и, в меньшей степени, Сатурн.
Из звёзд в Козероге звёзды, находящиеся в рогах, действуют как Венера и, в известной степени, как Марс; те, что во рту, воздействуют как Сатурн и, в некоторой степени, как Венера; те, что на ногах и животе, — как Марс и Меркурий; и те, что на хвосте, — как Сатурн и Юпитер.
Из звёзд в Водолее, как Сатурн и Меркурий воздействуют те, что на плечах, вместе со звёздами на левой руке и плаще; звёзды на бёдрах в большей степени напоминают по природе Меркурий и в меньшей — Сатурн; те [звёзды], что находятся на струе воды, оказывают влияние, подобное Сатурну и, в какой-то степени, Юпитеру.
Из звёзд в Рыбах те, что находятся в голове южной рыбы, действуют так же, как Меркурий и, в какой-то степени, как Сатурн; звёзды на теле [этой рыбы] — как Юпитер и Меркурий; звёзды на хвосте и южной части вервия — как Сатурн и, в какой-то степени, как Меркурий. Те [звёзды], что на теле и хребте северной рыбы, воздействуют как Юпитер и, в какой-то степени, как Венера; те, что на северной части вервия — как Сатурн и Юпитер; а яркая звезда на вервии — как Марс и, в какой-то степени, как Меркурий.
В созвездиях, расположенных к северу от Зодиака, яркие звёзды в Малой Медведице имеют такое же качество, как и Сатурн и, в меньшей степени, как Венера; звёзды в Большой Медведице — как Марс; скопление звёзд Волосы Вероники, находящееся чуть ниже хвоста Большой Медведицы — как Луна и Венера; яркие звёзды в Драконе — как Сатурн, Марс и Юпитер; те, что в Цефее, воздействуют как Сатурн и Юпитер; те, что в Волопасе — как Меркурий и Сатурн; яркая красноватая звезда, называемая Арктуром, — как Юпитер и Марс; звезда в Северной Короне — как Венера и Меркурий; звёзды в Бугристочленном — как Меркурий; звёзды в Лире — как Венера и Меркурий; то же самое можно сказать и о звёздах в Лебеде. Звёзды в Кассиопее обладают действием Сатурна и Венеры; звёзды в Персее — Юпитера и Сатурна, скопление в рукоятке меча [Персея] — Марса и Меркурия; самые яркие звёзды в Возничем воздействуют как Марс и Меркурий; те, что в Змееносце, — как Сатурн и, в некоторой степени, Венера; те, что в его змее, — как Сатурн и Марс; те, что в Стреле, обладают действием Марса и, в какой-то степени, Венеры; те, что в Орле — Марса и Юпитера; те, что в Дельфине — Сатурна и Марса; яркие звезды в Коне — Марса и Меркурия; те, что в Андромеде — Венеры; те, что в Треугольнике — Меркурия.
В созвездиях к югу от Зодиака яркая звезда во рту Южной Рыбы обладает влиянием Венеры и Меркурия; звёзды в Ките — влиянием Сатурна; звёзды на плечах Ориона сходны с Марсом и Меркурием, а остальные яркие звёзды [этого же созвездия] — с Юпитером и Сатурном; среди звёзд Эридана последняя яркая звезда оказывает влияние, подобное Юпитеру, а остальные — подобное Сатурну; звезда в Зайце подобна Сатурну и Меркурию; из звёзд в [Большом] Псе яркая звезда во рту воздействует как Юпитер и, в меньшей степени, Марс, а все остальные — как Венера; яркая звезда Процион подобна Меркурию и, в меньшей степени, Марсу; яркие звезды Гидры воздействуют как Сатурн и Венера; те, что в Чаше — как Венера и, в меньшей степени, как Меркурий; звёзды Ворона — как Марс и Сатурн; яркие звезды в [Корабле] Арго — как Сатурн и Юпитер; звёзды, относящиеся к человеческой части тела Кентавра, воздействуют как Венера и Меркурий, а яркие звёзды на конской части его тела, — как Венера и Юпитер; яркие звезды Волка подобны Сатурну и, в меньшей степени, Марсу; те, что в Жертвеннике, подобны Венере и, в меньшей степени, Меркурию; наконец, яркие звезды в Южной Короне подобны Сатурну и Меркурию.
Вот такая феерическая и одновременно забавная белиберда, не лишенная, однако, «литературной читабельности», не правда ли?
А вот отрывок, еще более ранний, уже от легендарного Пифагора, в своей некой «поэтической» составляющей действительно прекрасный:
«Прекрасно зрелище небосвода и движущихся по нему светил для тех, кто способен усмотреть порядок в этом движении, причастность к первосущему и умопостигаемому — числам и пропорциям».
Пифагор открыл, что движение и обращение светил, слагающееся из их шумов, скоростей, величин, положений в созвездии, упорядочены в отношении друг друга определенной музыкальной пропорцией. Он же учил, что десять сфер движущихся тел (Стильбон, Фосфор, Пироент, Фаэтон, Файнон, Селена-Мена, Антимена, Хтон и Антихтон, сфера неподвижных звезд) отделены друг от друга гармоническими интервалами, скорость движения которых... пропорциональна расстояниям между ними и центральным очагом (Солнцем), причем движущиеся быстрей издают более высокие звуки, а движущиеся медленнее — более низкие. Будучи подчинены гармоническим пропорциям, эти звуки сливаются в музыкальной гармонии звучания, доступной слуху Пифагора.
Пифагор утверждал, что собственным движением обладают не только планеты, но и неподвижные звезды, однако они движутся и совершают собственное круговращение таким же образом, как Вселенная, т. е. не поступательно, а крутясь на месте подобно бураву. Пифагор учил, что Солнце и другие звезды — боги, и в них преобладает тепло — причина жизни.
Пифагор мыслил спокойно и в правильном направлении, пока умы не затмила птолемеевская дурость в контексте геоцентрической модели.
Шагнем в эпоху Возрождения. Отгремел своим анонимным трактатом мифический Гермес Трисмегист, а принял эстафетную палочку уже вполне реальный Корнелиус Агриппа (Агриппа Неттесгеймский) – немецкий гуманист, врач, алхимик, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат. На самом деле имя Агриппы также «поднято на знамена» уже оккультистами – эзотериками нового времени. А ведь на самом деле ничего особо выдающегося этот «философ» на свет так и не произвел. В самом своем раскрученном трактате «Оккультная философия», в книге третьей, Агриппа рассказывает о «неподвижных» звездах. Вот что он там изложил, обращаясь по большому счету все к тому же Трисмегисту :
Глава 32. «О вещах, которые зависят от знаков зодиака и неподвижных звезд ; об их фигурах и сходствах».
…следуя доктрине Гермеса я упомяну несколько самых значительных звезд, из которых первая называется предводителем, есть Алгал, руководящий камнями и алмазами; а из растений — черемицей черной. Далее — Плеяды, которые руководят из камней хрусталем, из растений ладаном и укропом; кроме того, они желают доминировать над ртутью. Третья, Альдебаран, имеет в подчинении все камни карбункулы и рубины, а из растений молочай и жимолость. Четвертая называется Козел, она имеет из камней сапфир, а из растений — шандру (конскую мяту), мяту, мандрагору. Пятая — Большой Пес, которая управляет среди камней бериллами, а из растений — змеевиком, а из животных — языком ужа. Шестая — Малый Пес, он имеет из камней — агат, из растений — подсолнечник, из цветов — полей. Седьмая — Сердце Льва, который среди камней имеет гранат, из растений — чистотел и мастику. Восьмая — хвост Большой Медведицы, которая из камней имеет магнит, из растений — цикорий, цветы и листья которого поворачиваются к северу, а из животных — волчий зуб. Девятая называется Крылом Ворона, имеющая из камней — сердолик, из растений — шалфей, барвинок и мандрагору. Одиннадцатая называется Alckameile, руководящая среди камней — яшмой, среди растений — подорожником. Двенадцатая — Elphera, имеющая из камней, — топаз, из трав — розмарин, клевер, плющ. Тринадцатая называется Сердцем Скорпиона, доминирующая из камней сардониксы и аметисты, а из растений — гречиху и шафран. Четырнадцатая — Падающий Ястреб, который среди камней управляет хризолитом, а среди растений — чабером и дымянкой. Пятнадцатая — Хвост Козерога, владеющая из камней халцедоном, а из растений — майораном,котовиком (шанта, степная мята) и корнем мандрагоры. Кроме того, следует знать, что камни, растения, животные или иные вещи не управляются только одной звездой, но что многие получают влияния многих, оставляя в стороне соединение. Так из камней халцедон является объектом Сатурна и Меркурия, с хвостом Скорпиона и Козерога; сапфир — Юпитер и Сатурна, со звездой Alhoyif; latutie копоть — Юпитера, Солнца и Луны, изумруд Юпитера, Венеры и Меркурия со звездой Lepic; аметист, следуя мнению Гермеса, есть объект Марса, Юпитера и Сердца Скорпиона; яшма многих видов — Марса, Юпитера и звезды Альхамет; хризолит — Солнца, Венеры, Меркурия со звездой, называемой Падающий Ястреб; топаз — Солнца и Эльфейя; алмаз — Марса и предводителя Алголь. Также среди растений трава сетенера подчинена Сатурну и небесному сетенеру; мастика и мята — Юпитеру и Солнцу, но мастика связана еще с сердцем Льва, а мята — с Козлом. Также, чемерица — с Марсом и предводителем Алголь. Мускус и сандал — с Солнцем, Венерой; кориандр — с Венерой и Сатурном. Среди животных подобно тому, нерпа есть предмет Солнца и Юпитера; лисы и обезьяны — Сатурна и Меркурия, а собаки домашние — Меркурия и Луны. Мы забыли про десятую звезду, она называется — l'epic, имеет в подчинении изумруды из камней, а из растений — шалфей, барвинок.
Веком ранее, известный в то время английский поэт Джон Гауэр издал поэму «Исповеди влюбленного» («Confessio Amantis»), в которой он также обращается к главным 15-ти неподвижным звездам в их традиционной трактовке (по сути, очередной пересказ из трактатаТрисмегиста) :
Эта книга посвящена учению Нектанбуса, который просвещал молодого Алесандро о 15 неподвижных звездах, их камнях и травах, которые помогают в искусстве естественной магии.
Во всем разнообразии творений, существует разнообразие управлений – один делает одно, другой делает другое. В характере огня быть горячим и сжигать то, что он может.
В характере Воды сдерживать огонь и увлажнять и охлаждать. Так элементы воздействуют на Землю и на нас здесь.
И в Небесах люди могут обнаружить существование звезд различного рода и различных предназначений, что ответственны за то, что ниже них стоит.
И рассказал о пятнадцати [звездах] Нектанбус, и какие травы и камни принадлежали каждой и как работать с ними и что делать как.
Первая звезда была названа Альдебараном, чей [камень] - карбункул. Это характер Марса и цвет лица Венеры. Его трава называется Ананбулла, провозглашенная великой добродетелью.
Вторая звезда называется Клота или Плеяды, чей камень – Хрусталь и трава – Фенхель. У нее характер Луны [природы].Имеет цвет лица Марса и подобна звезда этому состоянию.
Третья звезда называется Алгол, чей камень - Алмаз и трава черный Хеллебор. Является жарким – Алгол ясный красный, является звездой Сатурна. Он также имеет характер Юпитера для тех, кто ниже Его.
Четвертая звезда называется Альхайот, чей камень – Сапфир и природа его от Сатурна и Юпитера. Мабиум - его трава.
Пятую звезду называют Звездой Собаки, чей камень - Берилл и трава Савин. Пятая звезда имеет волшебство природы Венеры. Существует трава, называемая Савин, и тот, кто ее получит, ускорит достижение своей цели
Шестая звезда называется Звездой малой собаки, чей камень - Агат. Шестой звездой называют Canis Minor, чья природа Martial (Марса). Его цвет лица - Марс. Его трава называется Примулой.
Седьмая звезда называется Arial, чей камень Gorgonza а его трава - Целадина свежая и зеленая.
Восьмая звезда называется Крыло Ворона, камень которого - Оникс и трава Соррель. Какую-то из своей натуры она должна выполнять по воле Марса и Сатурна. А вызвано все большой экстравагантностью.
Девятую звезду называют Алазель, чей камень - Изумруд и Трава Мудрец. Девятая звезда честная и добрая, чья природа подходит как для Меркурия, так и для Венеры.
Десятая звезда называется Almareth, чей камень Яшма и трава подорожник. Десятая звезда на протяжении всей жизни и смерти имеет характер Юпитера и Марса и делает то, что ей подходит.
Одиннадцатая звезда называется Вененас, чей камень - Адамант и трава Цикорий,чья природа Венеры и Луны. Адамант - это драгоценность и работа мастера.
Двенадцатая звезда называется Альфекка, чей камень - Топаз и трава Розмарин. И по своей природе я научился и обладаю своей добродетелью в камне под названием Топаз.
Тринадцатую звезду называют Сердцем Скорпиона, чей камень - Сардис и трава Аристолохия, чья природа принадлежит Марсу и Юпитеру. Его трава - это астрология, которая следует за астрономией [каламбур на латыни для Birthwort - Аристолохия].Камень этой звезды - Сардис [сердолик]
Четырнадцатая звезда называется Ботеркадент (или падший стервятник), чей камень - хризолит и трава Савори, чья природа Меркурия и Венеры.
Пятнадцатую звезду называют хвостом Скорпиона, чей камень - Халцедон и трава Майоран. Последний из всех «Хвост Скорпиона» называют «Ключом природы Меркурия и Сатурна».
Так я рассказал о каждой звезде, и в частности о том, что его трава и камень. Гермес – свидетель тому, что я здесь сказал.
А вот выдержки из трактата «О жизни» Марсилио Фичино (1433 –1499) – итальянского философа, гуманиста, астролога, католического священника.
Глава VIII
О свойствах и применении неподвижных звезд
По мнению астрологов, наибольшей силой обладают некоторые яркие звезды, открытые Меркурием (D76 : имеется ввиду Гермес Трисмегист). Так, в двадцать втором градусе Овна находится Пуп Андромеды (Umbilicus Andromedae), имеющий природу Меркурия и Венеры. В восемнадцатом градусе Тельца располагается Голова Алголь (Caput Algol), имеющая природу Сатурна и Юпитера. С этой звездой соотносят алмаз (adamas) и полынь (artemisia) и полагают, что она дарует отвагу и приносит победу. В двадцать втором градусе Тельца — Плеяды (Pleiades), созвездие, по природе родственное Луне и Марсу; с ним соотносят горный хрусталь (crystallum), траву диацедон (diacedon) и укропное семя (semen feniculi). Полагают, что это созвездие обостряет зрение. Некоторые также утверждают, что оно помогает созывать демонов, но это я считаю выдумкой. В первом или третьем градусе Близнецов — Альдебаран (Aldeboran), по природе родственный Марсу и Венере. В тринадцатом градусе Близнецов — Козел (Hircus), по природе родственный Юпитеру и Сатурну. Ему ставят в соответствие сапфир (sapphirus), шандру (prassium), мяту (menta), полынь (artemisia), мандрагору (mandragora). Полагают, что он помогает добиться почестей и милости государей, — если только это не обман воображения. Альдебарану же ставят в соответствие рубин (rubinus), молочай (titimallus) и ясменник (matrisilva) и полагают, что он приумножает богатство и славу. В шестом или седьмом градусе Рака — Большой Пес (Canis Maior), имеющий природу Венеры; ему подчинены берилл (beryllos), можжевельник (savina), полынь (artemisia) и драчун-трава (dracontea); он дарует милости. В семнадцатом градусе того же знака — Малый Пес (Canis Minor), звезда Меркурия и Марса; полагают, что ему подвластны агат (achates), трава гелиотроп (solsequium) и болотная мята (puleium) и что он ниспосылает милости. В двадцать первом градусе Льва — Сердце Льва (Cor Leonis), царственная звезда Юпитера и Марса, к которой относят гранат (granatus), чистотел (chelidonium) и мастику (masticum). Полагают, что эта звезда избавляет от уныния и делает человека уравновешенным и приятным.
В девятнадцатом градусе Девы — Хвост Большой Медведицы (Cauda Ursae Maioris), по влиянию подобный Венере и Луне. Полагают, что из камней этой звезде подвластен магнит (magnes), а из растений — цикорий (cichoreum) и полынь (artemisia) и что она дает защиту от разбойников и отравлений. В седьмом градусе Весов — правое Крыло Ворона (Ala Corvi dextra), а в двенадцатом или, возможно, тринадцатом градусе Весов — левое Крыло Ворона (Ala [Corvi] sinistra), подобное Сатурну и Марсу. К нему относят щавель (lapathium) и белену (iusquiamus), а также лягушачий язык (lingua ranae); полагают, что оно придает людям храбрость и толкает на преступления. В пятнадцатом или шестнадцатом градусе Весов — Спика (Spica), подобная Венере и Меркурию; ей соответствуют изумруд (smaragdus), шалфей (salvia), клевер (trifolium), «промарулла» (promarulla), полынь (artemisia) и мандрагора (mandragora); она приумножает богатство, дарует победу и спасает от бедности. Далее, в семнадцатом или восемнадцатом градусе Весов, — Альхамет (Alchameth). С этой звездой соотносят яшму (iaspis) и подорожник (plantago). Верят, что она укрепляет кровь и изгоняет любую лихорадку. В четвертом градусе Скорпиона — Эльфейя (Elpheia), подобная Венере и Марсу; согласно другим расчетам, в пятом градусе Скорпиона располагается Корнея (Cornea), но, возможно, это одна и та же звезда, владычествующая над топазом (topazius), розмарином (rorimarinus), клевером (trifolium) и плющом (hedera). Полагают, что она приумножает милосердие, целомудрие и славу. В третьем градусе Стрельца — Сердце Скорпиона (Cor Scorpionis), подобное Марсу и Юпитеру и властвующее над сардониксом (sardonyx), аметистом (amethystus), кирказоном длинным (aristolochia longa) и шафраном (crocus). Полагают, что эта звезда придает хороший цвет [лицу], влагает в душу счастье и мудрость и изгоняет демонов. В седьмом градусе Козерога — Падающий Коршун (Vultur Cadens), которому соответствуют хризолит (chrysolitus), чабер (satureia) и дымянка (fumus terrae). Эта звезда умеренна и по природе родственна Меркурию и Венере. На асценденте и в середине неба она действует благотворно. Но веру в то, что она способна изгонять демонов, я не разделяю. В шестнадцатом градусе Водолея — Хвост Козерога (Cauda Capricorni), имеющий природу Сатурна и Меркурия; ему соответствуют халцедон (chalcidonius), майоран (maiorana), котовник (nepita), полынь (artemisia) и мандрагора (mandragora). Полагают, что эта звезда дает удачу в судебных тяжбах, приумножает богатство и защищает человека и его дом от опасностей. В третьем градусе Рыб — Плечо Коня (Humerus Equi), подобное Юпитеру и Марсу.
По учению философа Тебита, чтобы уловить силу любой из перечисленных звезд, нужно взять ее камень и растение, изготовить перстень из золота или серебра, вставив в оправу камень и подложив под него растение, и носить так, чтобы он касался [кожи]. Это следует сделать тогда, когда Луна будет проходить по звезде или образует с ней тригон или секстиль, а сама звезда будет проходить через середину неба или асцендент. Сам я, по правде говоря, скорее смешал бы средства, соответствующие звезде, и изготовил из них не перстень, а некое снадобье для внутреннего или наружного употребления, — дождавшись, разумеется, вышеуказанного времени. Однако древние были высокого мнения о перстнях. Так, Дамид и Филострат рассказывают, что Иарх, предводитель индийских мудрецов, изготовил схожим образом семь перстней, поименованных по семи звездам, и вручил их Аполлонию Тианскому, который впоследствии носил эти перстни поочередно в соименные им дни [недели]. По словам Иарха, его дед, один из мудрецов, прожил сто тридцать лет, — возможно, ему помог в этом подобный небесный дар. Пользуясь последним, сам Аполлоний, как говорят, сохранял молодость до ста лет. Но, коротко говоря, если перстни такого рода и впрямь обладают некоей силой свыше, то она, по моему мнению, влияет не столько на душу или плотное тело, сколько на дух: перстень, понемногу нагреваясь [у нас на руке], воздействует на него тем или иным образом, и дух наш становится тверже или чище, крепче или мягче, строже или веселее. И уж затем эти влияния передаются телу и, до некоторой степени, чувственной части души, которая часто повинуется велениям тела. Однако все посулы о том, что подобные перстни защищают от демонов или помогают добиться милости владык, — это всего лишь выдумки или же выводы из того факта, что перстни эти наделяют дух бесстрашием и твердостью в одних случаях или делают его кротким, услужливым и покладистым — в других.
Если я заявлю теперь, что небесные тела влияют не только на телесное здравие человека, но и на ум, мастерство и удачу, то не разойдусь во мнениях с Фомой нашим Аквинатом, который в своей третьей книге «Против язычников» доказывает: небесные тела запечатлевают в теле человеческом нечто такое, что нередко склоняет нас выбирать лучшее, даже если причины или исход нашего выбора нам неизвестны. Более того, людей, отмеченных этим даром, он называет «баловнями удачи» и, опираясь на Аристотеля, «удачливыми от природы». И к этому он добавляет, что небесные силы предрасполагают некоторых людей к успеху в тех или иных занятиях, как-то, по его словам, воителя делают удачливым в победах, земледельца — в посевах, а лекаря — во врачевании. Ибо, говорит он, как травы и камни получают от небес различные чудесные свойства, не сводимые к их стихийной природе, так и некоторые люди получают удачу в каких-либо искусствах. Однако с меня довольно было бы и того, чтобы небесные тела могли поддерживать нас в добром здравии посредством снадобий, применяемых внутренне или внешне, — при условии, что поиски телесного здравия (salutem corporis) не принудят нас отказаться от спасения души (salutis animae). Итак, не будем же предпринимать ничего из того, что запрещает наша святая вера. И, сверх того, во всяком деле будем чаять и искать, чтобы плоды трудов наших снисходили превыше всего от Того, кто сотворил и сами небеса, и все сущее в них, и наделил тела небесные их силами, и вечно движет и хранит их.
Уже позже, Уильям Лилли – знаменитый оккультист 17 века, на которого денно и нощно молятся все хорарные астрологи, первым стал использовать краткие, лаконичные и видимо ничем необоснованные характеристики для «неподвижных» звезд. Несколько примеров :
Альферац : Честь, благосостояние, удача; возможна насильственная смерть, самоубийство;
Батен Каитос :Изоляция, уныние, несчастные случаи, эмиграция, сексуальные проблемы, кораблекрушения;
Шаратан : Насилие, поражение, несчастные случаи, ранения, опасности; почести и удачи;
Хамаль : Несчастливая звезда; насилие, жестокость, повреждение головы; Страдания в любви;
Шедир : Благоприятно для астрологии, мистицизма, писательского труда;
Альмах : Успех в искусстве, удача, популярность;
Алголь : Злотворная; потеря головы в прямом и переносном смысле ; повреждение шеи
и горла; болезни, насилия, убийства, преступность; чаще остальных звезд фигурирует при пожарах;
Альциона : 0 чем-то придется плакать; печаль, изгнание, страдания;
Гиады : Скандалы, насилия, позор, заключения; умственная несбалансированность, злопамятность; убийства, экстремизм, кораблекрушения;
….и так далее и тому подобное.
Образ «звезды с неба» перешел и в другую плоскость. Это многолучевые звезды оккультной традиции. Все это воплощается в начертанных символах – талисманах. Традиционно основные талисманы были круглыми или квадратными, так как на них больше места, чтобы написать текст или нарисовать сигилы. Но для усиления эффекта всего это воплощалось в полиграммах-звездах (например пентаграмма), которые распространяют энергию вокруг.
Начертание композитной полиграммы и специальных символов и прочтение над ней определенной инкантации (инициирующего заклятья), запускает процесс аккумуляции магической энергии в области полиграммы и последующей трансляции этой энергии магу.
*
Также использовалась литература :
Холл Мэнли Палмер, «Феникс или возрожденный оккультизм» ;
Д.Н.Локьер, «Рассвет астрономии».