11.4.20

Мерлин - Мирддин





Мерлин (Merlin) – в мифологии валлийских кельтов –  волшебник, играющий важную роль в легендах Артуровского цикла. Валлийский вариант его имени звучит как Мирддин (Myrddin), и персонаж, носивший это имя, упоминался в валлийской мифологии задолго до появления на исторической сцене Артура и его рыцарей.
Легенды о Мерлине существуют как в английской и валлийской, так и во французской мифологии.

Первое упоминание о Мерлине содержится в поэме VI в. авторства валлийского поэта Талиесина, где он фигурирует только в одной строке и называется «вождем чародеев» Мерлином Амвросием.
Жизнь Мерлина-Мирддина больше всего известна по рукописи «Пророчества Мерлина» (Prophetiae Merlini, до 1135) Гальфрида Монмутского (Galfridus Monemutensis, (ок. 1100 – 1154/1155). Основным источником текста множества средневековых историй Артуровского цикла послужила его «Historia Regum Britanniae», «История правителей (королей) Британии». Этот автор называет Мерлина «королем и пророком», утверждая, что жизнеописание данного магаперевод другого древнего текста, которого, как полагают историки, никогда не существовало.
Между 1149 и 1151 годом Гальфрид написал «Жизнь Мерлина» (Vita Merlini). Это эпическое повествование, написанное гекзаметром, является пересказом валлийских традиций о Мерлине (точнее, о «дикаре Мерлине», Myrddin Wyllt). Здесь он упоминает родню Мерлина : у него есть жена Гвендолин, сестра Ганеида и т.д..

Работы Гальфрида периодически подвергаются критике со стороны современных историков, но тем не менее, созданные им заново образы Мерлина и Артура оказали огромное воздействие на распространение этих персонажей в валлийской и общеевропейской традиции. Можно считать, что именно с него начинается артуровский канон. Кельтская мифология оказала огромное влияние на всемирную литературу и со временем цикл, акцентирующийся на короле бриттов Артуре и рыцарях Круглого стола, стали называть Артуровскими легендами, Артуровским циклом, Артурианой.
К образу Артура обращались Марк Твен, Альфред Теннисон, Теренс Уайт, Мэри Стюарт. Мотивы кельтской мифологии стали использоваться многими писателями фантастами. В XX веке происходит своеобразный «артуровский бум». Легенда получает различные трактовки в киноискусстве, появляются новые литературные тексты о легендарном короле, переосмысляющие сюжеты и образы главных героев. Артуровский эпос оказал огромное влияние на развитие литературы в жанре фэнтези, в частности, на произведения Джона Р. Р. Толкина, Стивена Кинга. Наиболее привлекательными для писателей являются образы короля Артура, Гвеневры, рыцаря Ланселота, волшебника Мерлина, а также волшебный меч Экскалибур и Священный Грааль. Большинство произведений, в основу которых легла кельтская легенда, повествуют о восшествии Артура на трон, завоеваниях короля, любовном треугольнике Артура, Гвеневры и Ланцелота, о поисках Священного Грааля и о приключениях рыцарей Круглого стола. Главным героем во многих литературных произведениях выступает король Артур, а Мэри Стюарт и Рене Баржавель делают главным героем своих произведений волшебника Мерлина.

Справка : король Артур (Arthur, Artúr) – по преданиям, правитель королевства Логрес (или Логрия, по сути – территория нынешней Англии), легендарный вождь бриттов V-VI веков, разгромивший завоевателей-саксов. Имя Артур имеет достаточно много различных интерпретаций, но самая распространенная из них – «мужская сила, внушающая ужас в сердца», которая исходит из кельтского слова artos – «медведь». Он самый знаменитый из кельтских героев, центральный герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов. Согласно легенде, Артур собрал при своем дворе в Камелоте доблестнейших и благороднейших рыцарей Круглого стола. Многие историки допускают существование исторического прототипа Артура. Первое упоминание имени Артура содержится в валлийской поэме Y Gododdin, традиционно приписываемой барду Анейрину и датируемой около 600 года. В поэме описывается битва при Катраэте между англосаксами и королями «Древнего Севера» (Yr Hen Ogledd) из рода Койля Старого. В строфе CII, описывая предводителя бриттов, поэт сравнивает его с Артуром.
Но речь сейчас не о нем…

Итак, особое место в ряду персонажей артуровского цикла занимает Мерлин, воспитатель и наставник короля Артура, со временем превратившийся в магического опекуна Логрии – артуровской Британии. Если образ Артура – архетипическое воплощение воинского начала в британской культуре, то Мерлин – жреческое. Некоторые считают, что воинский (во многом хаотичный) характер Артура уравновешивается характером Мерлина (хранителя сверхъестественного, недоступного простым смертным, знания), который является не только отдельным индивидом, но и персонификацией духовной стороны самого Артура.

Из текстов кельтского мифотворчества мало что известно о происхождении Мерлина. Скорее всего, – это типичный пример того, что кое-что стоит оставить недоговоренным и напустить «мистического флера».
Читатель знакомится с ним в детстве, когда «жестокий барон Вортигерн», желая построить крепкий замок, искал юношу, «рожденного от бессмертного отца», чтобы укрепить стены замка его кровью. И нашел. Мерлина.
Да, самая распространенная версия гласит, что его отцом был либо некий «дух-суккуб», либо сам дьявол.
По одной из версий, его мать была одной из чистейших и добрейших девушек, душа которой никак не соприкасалась со злом и «злой дух» или сам Дьявол постоянно искал путей к ней, но не находил. Однако однажды, девушка разгневалась (на кого?), открыв тем самым свою душу злу, и «злой дух» овладел ею. Таким образом был зачат Мерлин. Сразу после рождения Мерлин был крещен, тем самым «всё его темное наследие» было уничтожено, однако, у Мерлина остались необычайные «способности мудреца и провидца». Здесь присутствует явная отсылка к противостоянию архаического «темного-магического-языческого» и христианского.
Все версии о его происхождении в этом смысле схожи : еще по одной, – мать Мерлина, – монахиня, которой овладел «злой дух» (клюнул её в ухо и она забеременела). Мерлин родился весь покрытый шерстью, но после крестин – сбросил её.
Также упоминается его происхождение от простой деревенской девушки и некоего «местного» друида.
В дохристианской версии говорится, что Мерлин был внебрачным сыном одного из королей, зачатым от ведьмы ; в легенде также упомянуто кровное родство Мерлина и Морганы , являвшейся его младшей сестрой. Моргана – волшебница, целительница, которая рассматривается по одной версии как единоутробная сестра короля Артура, а по другой – как сводная. Таким образом, прослеживается и некая родственная связь между Артуром и Мерлином.
Короче говоря, суть одна, – по мифу, Мерлин – порождение связи смертного (человека в обычном его понимании) с «потусторонним». Таким образом, необыкновенная мудрость Мерлина и его пророческий дар начали проявляться уже в детстве.

Итак, маленький Мерлин «взятый» жестоким бароном Вортигенром, смог избежать смерти, благодаря своим пробуждающимся силам: он убедил Вортигерна, что крепость его неустойчива по очень простой причине – под ней находится подземное озеро, которое и лишает камни опоры. Слова юноши подтвердились.

Молодой Мерлин и король Вортигерн. Из манускрипта XIII в.


Тогда же в своем видении Мерлин (и еще кто-то ?) увидел (увидели) двух драконов, красного и белого, которые затеяли битву. Красный одержал победу – это, согласно пророчеству Мерлина, символизировало схватку бриттов с саксами и победу первых над вторыми.
Вортигерн, впечатленный способностями Мерлина, попросил предсказать и свою судьбу, на что молодой чародей ответил, что ему грозит большая опасность с двух сторон: от саксов и от сыновей римского императора Константина, которого тот предал. Уже на следующий день двое детей последнего, Амвросий Аврелиан и Утер Пендрагон высадились на остров с войском. Вортигерн спрятался в башне, которую Амвросий поджег. Король умер, а бритты признали над собой власть захватчика.

Пророчество Мерлина о двух драконах, манускрипт Historia Regum Britanniae, XV в.


Позже Амвросий, чье войско сразило саксов и их правителя, повелел соорудить гигантское сооружение, которое должно было стать местом скорби по павшим товарищам, воевавшим вместе с ним за власть. Новому королю ответили, что только один человек способен взяться за постройку такого масштаба, никто иной, как волшебник Мерлин. Мага, который в тот момент отшельничал в лесах, привели к Амвросию. Тот убедил короля, что для сооружения необходимо набрать гигантских валунов, но не простых, а обладавших особыми свойствами. Такие камни, как утверждал Мерлин, можно было добыть только в королевстве Иберния (Ирландия). Амвросий отправил отряд воинов в Ибернию, чтобы подавить протесты местного населения, если те откажутся отдать волшебные валуны. Перебив жителей королевства, бритты поднялись на гору Килларао и с помощью магии Мерлина сумели переместить гигантские глыбы на свои корабли. Сооружение, якобы воздвигнутое из этих камней, как считается, сейчас известно как Стоунхендж.
Но ученые считают по-другому : Стоунхендж был сооружен во II тысячелетии до н. э., древнейшими, еще докельтскими, обитателями острова. Вероятнее всего, это был храм, посвященный Солнцу (круг – символ Солнца). Кроме того, Стоунхендж использовался в качестве обсерватории. Его камни расположены таким образом, что, наблюдая положение небесных светил по отношению к ним, можно предсказывать солнечные и лунные затмения.



Далее, по легенде, Амвросий пал от руки сакса, подосланного сыном Вортигерна, Пасцением. Тот притворился лекарем и сумел расположить к себе короля, после чего был допущен в покои. Амвросий, потерявший здоровье в битвах, попросил врача дать ему снадобье, способное исцелить от недуга. Сакс, который прикидывался бриттом, с радостью согласился и напоил короля ядом: тот скончался в своей постели. Мерлина гибель Амвросия привела в отчаяние, однако он тут же напророчил королевский венец его брату, Утеру. И действительно: сразив Пасцения и обратив в бегство его сторонников, тот взошел на престол и стал править Британией. Таким образом Мерлин стал помощником короля Утера Пендрагона.

Собственно, далее начинается история Артура...
Согласно рукописи Гальфрида Монмутского, Утер был влюблен в Ингерну – жену одного из своих наместников, Горлоя. Он спросил у Мерлина совета, как ему избавиться от этого наваждения, и тот сварил ему зелье, с помощью которого Утер принял облик Горлоя. Ингерна, отправленная мужем в один из его наделов, не заметила подмены и провела с Утером-Горлоем несколько ночей, в одну из которых и был зачат Артур. Позже, Горлой был убит и Утер смог взять Ингерну в жены.
Теперь Мерлин предстает уже как реальный волшебник, мудрый старик с длинной белой бородой.

Изображение Мерлина из «Нюрнбергской хроники» (Liber Chronicarum, нем. Die Schedelsche Weltchronik)инкунабулы 1493 года издания, содержащей иллюстрированную хронику библейской истории от сотворения мира и написанной на латинском языке Харманом Шеделем.



Дальнейшая легенда о Мерлине известна в основном по трактовке английского писателя сэра Томаса Мэлори (Sir Thomas Malory; ок. 1405-1471), оставившего после себя труды о жизни и свершениях Артура. Он пишет, что Мерлин, еще до того, как исполнить просьбу Утера по отношению к Ингерне, взял с короля слово, что в награду тот отдаст своего первенца ему на воспитание. Утер выполняет просьбу и передает сына Артура Мерлину, который уже позже наложил на мальчика чары, придавшие ему особого рода силу и отвагу. После смерти Утера (он был отравлен саксами) Артур 15-ти лет от роду, наследует престол. Мерлин становится верным советником Артура и заслуживает уважение у жителей королевства.

Одна из самых известных историй о Мерлине и Артуре связана с началом «истинного царствования» Артура.
Извлечение меча из камня – один из самых важных эпизодов в артуровском эпосе. Это, на первый взгляд, простое действие открыло королевскую принадлежность юного Артура. В повествовании Мэлори «Смерть Артура» Мерлин, заранее зная о победителе, придумал испытание, способное выявить законного короля. В первый день Нового года устраивался турнир, и на него должны были являться все бароны и рыцари королевства. Сэр Эктор взял с собой на состязание приемыша Артура и родного сына Кея, которому предстояло посвящение в рыцари. По дороге на турнир Кей обнаружил, что забыл свой меч, и послал за ним Артура. Артур вернулся, но нашел дом запертым, юноша поскакал обратно и возле одной церкви увидел меч, воткнутый в камень. Посчитав, что клинок вполне подойдет Кею, Артур выдернул его из камня и помчался на турнир. Кей, принимая меч от молочного брата, заметил надпись, выгравированную на лезвии: «Кто вытащит сей меч из камня, тот и есть по праву рождения король над всей землей Английской». Кей показал клинок отцу и заявил, что сам извлек оружие из камня. Сэр Эктор не поверил сыну и потребовал сказать правду, и Кей с неохотой признался, что меч дал ему Артур. Все участники турнира поскакали к церкви, где Артур с легкостью вонзил клинок в камень. Кей попытался выдернуть его из каменной глыбы, но это ему не удалось. Собравшиеся вокруг бароны и рыцари, посмотрев, как Артур без труда извлекает меч, сразу же объявили его королем.
Новой столицей Артур назначает Камелот, где приветствует самых прославленных и могущественных воинов королевства и получает в подарок от Мерлина Круглый стол, за которым собираются его лучшие рыцари. Мерлин решает, что стол должен быть непременно круглым, чтобы не посеять вражду между мужами относительно неравенства, предполагавшегося иной формой.

В одной из битв, меч вынутый Артуром из камня ломается (либо он его теряет) и Мерлин рассказывает ему пророчество. Якобы новый меч ему предстоит получить от некоей Владычицы Озера. Тот меч представляется волшебным – самым мощным, способным молниеносно поражать врагов, поражать без промаха, а ножны его служат вместо щита. Вместе с Мерлином Артур плывет по водам озера и получает от его хозяйки легендарный меч Экскалибур с условием, что обнажать его он будет только во имя правого дела, а перед смертью вернет его Владычице.

Далее, по легенде, Мерлин еще какое-то время служит Артуру, и, удостоверившись в стабильности его положения, уходит в леса. По одной из версий, Мерлин покинул королевский двор, когда Артур женился на Гвиневере. В это время, как свидетельствует легенда, волшебник сам был в неё влюблен. То есть, «обычное человеческое» ему было не чуждо.
По версии, Мерлин решительно советовал Артуру не жениться на ней.

*

В «Vita Merlini» Гальфрида Монмутского Мерлин описывается как царственный вещий старец который удаляется от людей на волю, где особенно любит пребывать у источников. Лето он проводит в лесах, зиму в хоромах, которые там соорудила по его просьбе сестра его Ганеида. Там он наблюдает ночное течение звезд, читает в них судьбы народа и царства, поминая время, когда он также пророчествовал Вортигерну, сидя с ним на берегу озера и истолковывая мистическую борьбу драконов. После смерти мужа, короля Родарха, Ганеида окончательно поселяется с братом в лесной тиши, и вместе с ними тот самый мудрый поэт Талиэсин (Telgesinus), с которым Мерлин беседует о космогонии, о стихиях, об ангелах и злых духах, о море и его жителях, об островах, реках и источниках, о птицах
Мерлин дает свободу своей жене Гвендолин перед уходом в леса. Впрочем, отпустил он её довольно странно. С одной стороны разрешил выбрать нового мужа, но с другой пообещал, что любой позарившийся на его Гвендолин узнает его меч.
Вернувшись в лесную чащу, Мерлин продолжал пророчествовать. Он читал по звездам о событиях, которые должны произойти, и таким образом однажды он узнал о предстоящей свадьбе Гвендолин. Тогда Мерлин оседлал оленя и, гоня перед собой стадо оленей, ланей и косуль, направился в город. Прибыв к дому, где должна была состояться свадьба, он вызвал Гвендолин, чтобы вручить ей свадебный подарок. Гвендолин подошла к окну, но, к несчастью, ее жених, забыв об осторожности, показался в окне вместе с ней. Тотчас Мерлин вырвал рога оленя, на котором ехал верхом, бросил их в жениха и разбил ему череп. После этого Мерлин опять вернулся в лес.
Многочисленные рассказы описывают его, то возвращение к «цивилизации», то уход от неё…

Кончина Мерлина загадочна. По наиболее распространенной версии легенды, он был усыплен чародейкой, в которую влюбился без памяти и которой раскрыл тайны своего могущества, и она заточила его в пещере или в стволе дерева. Существует также предание, что однажды Мерлин по рассеянности занял за Круглым столом Погибельное сиденье, на котором мог усидеть лишь сэр Галахад, и чародея поглотила земля.
Но все же основная версия – первая (сherchez la femme – ищите женщину).
Якобы та самая Владычица Озера – и была возлюбленной чародея. Согласно одним легендам, именно эта дева послужила причиной гибели Мерлина (в другихэто две разные женщины). В разных источниках её называют то Нимуэ, то Нинан, то Вивиан. Она была одной из учениц чародея, как и сестра Артура Моргана. Будучи дочерью короля Нортумберленда, Нимуэ гостила в замке Артура у его жены Гвиневры. Мерлин влюбился в девушку, но та опасалась, что он воспользуется своими чарами и возьмет над ней верх без ее желания. Тогда Нимуэ обещает волшебнику, что наградит его любовью только в том случае, если он обучит её своему мастерству. Мерлин соглашается не сразу, так как опасается, что прекрасная леди применит чары против него самого.
Однажды Нимуэ и Мерлин были вынуждены заночевать вместе в пещере. Здесь Нимуэ и применяет заклинание и заточает волшебника с этой пещере (по другой версии – в колонну), не оставляя ему возможности выбраться. Там и оканчивает свои дни этот старец.

Мерлин и Владычица Озера. Гравюра Гюстава Доре из книги "Королевские идиллии" (1868)



По другой версии, смерть Мерлина описывается в эпизоде с Морганой – уже злой колдуньей, извечной противницей рыцарей Круглого Стола. Она околдовывает Мерлина, погружая его в вечный сон, выведав его тайны с помощью Нимуэ. Согласно легенде, Мерлин спит где-то под холмом вечным сном, но еще может проснуться. По другой легенде, злая колдунья Моргана заточила Мерлина в могучий дуб, где он и умер.

*

Некоторые историки полагают, что все сказание о Мерлине основано на соломоновском апокрифе, так как оно и является впервые под его влиянием и развивается далее, заимствуя из него же сказочный материал.
Например, описывается история, где Мерлин попытался сбежать в лес, но его снова поймали, привели к королю Родарху и заковали в цепи, ну а чтобы узник не особо скучал разрешили гулять среди народа. Так однажды, выходя под конвоем, прорицатель увидел нищего слугу, сидящего у ворот и просящего милостыню на новую одежду. Увидев его, Мерлин засмеялся, а потом его разобрал смех и при виде юноши купившего себе обувь. Стража доложила обо всем Родарху и одолеваемый любопытством повелитель опять обратился за толкованием, пообещав в награду свободу. Мерлин охотно объяснил причины своего веселья. Он рассказал, что рассмеялся над нищим, сидящим у двери, потому что он просит милостыню, в то время как прямо под ним закопан богатый клад. А юноша купивший обувь и заплаты к ней, знать не знал, что ему предстоит сегодня же утонуть даже не надев свою обнову.
Родарх тут же послал к реке и убедился, что там действительно был выловлен утопленник. Потом король приказал раскопать то место, где сидел нищий. Там действительно оказался клад.
Эта история повторяет один отдельно взятый сюжет в контексте мифа об отношениях демона Асмодея и царя Соломона. Подробнее читать ЗДЕСЬ.
То есть, демонические (вообще, двойственные) черты Мерлина – вполне закономерны.

*

Если у Мерлина и был реальный прототип, то здесь нет единого мнения. Кто-то видит в нем черты короля Амвросия, другие утверждают, что он был поэтом, потерявшим разум и скрывавшимся в лесах, третьи полагают, что образ Мерлина мог быть срисован с одного из друидов.
По одной из версий, реальный Мерлин очень сильно отличался от героя, воспетого в сказаниях. Он был сыном военачальника Моркена, а не «злого духа», как утверждается в легендах, и был уроженцем Шотландии, а не Британии, как было принято считать ранее.
Мерлин не несет никакой ответственности за строительство мегалитических сооружений в предместьях Лондона и не имеет ни малейшего отношения к истории с мечом в камне. Он был ученым и политиком, возглавлявшим шотландское сопротивление англичанам, и не обладал волшебной силой. Реальный Мерлин погиб от рук врагов, а вовсе не был заточен, согласно легендам, в волшебную колонну до конца времен.
Существует некий глобальный индоевропейский миф о политическом управлении. Согласно ему, идеальное состояние властиэто власть царя и жреца в содружестве.
Сага о короле Артуре и Мерлине является кельтской версией этого индоевропейского архетипа. Схожие легенды можно обнаружить в культурах других народов. Например, в монгольских эпосах присутствует история Чингисхана и его мудрого жреца, который предрек полководцу великую судьбу. Поэтому никогда не поймешь, где искать исторический прототип мифа.

Здесь же появляется и фигура Марддина Выллта или Мирддина Виллта (валл. Myrddin Wyllt, Лалойкен Laloiken, Дикий Мерлин, Mad/Wild Merlin, Мерлин Каледонский, Merlinus Caledonensis или Мерлин Сильвестрис, Merlin Sylvestris; ок. 540- ок.603) –  легендарного шотландского предсказателя. Он также – один (и скорее всего –достоверный) из возможных прототипов образа Мерлина. В хрониках называется принцем из потомков Коэля Старого, родственником короля Регеда Уриена.
Мирддин Вилт – реально существовавшее лицо, жившее в конце VI века, родился ок. 540 г., был сыном Мэдога Морфрина (Madog Morvryn), имел сестру-близнеца по имени Гвендидд, был известен и под именем Лайлокен.
В кельтском тексте «Cyfoesi Myrddin a Gwenddydd ei Chwaer» («Беседа Мирддина и Гвенддидд, его сестры») сестра называет Мирддина Llallawg и уменьшительно Llallogan.
Форму имени Лалойкен производят от староваллийского (валл. Luailach) – подвижный, вертлявый.
Традиционно происхождение имени Мирддин связывают с Moridunon, однако реконструкция раннекельтского языка позволяет вывести имя из *merV- (сумасшедший) or *mero- (безумный) and *godonyo- (человек [откуда совр. валл. dyn (человек, мужчина)]). Таким образом, «Мирддин» можно трактовать как «безумец».
Согласно «Шотландской хронике» Боуэра, Мирддин Виллт сошел с ума после битвы при Арфдерридде (Артурете) между христианским правителем Ридерхом Щедрым (Ридерх из Алт Клуита) и языческим королем одного из бриттских королевств Гвенддолеу ап Кейдио в 573 году. Он бежал в лес, где обрел дар предвидения. Он предсказал свою смерть, как «сбит с ног, удар, утопление». Это произошло, когда группа пастухов, насмехавшаяся над ним, загнала его на берег реки, где Мирддин Виллт случайно напоролся на деревянный кол, забытый рыбаком, и, потеряв сознание, упал головой в воду и захлебнулся.
Похоронен Мирддин Виллт на берегу реки Твидд в деревне Друммелльер (Drumelzier) близ города Селкерк. До настоящего времени могила не сохранилась.

Под именем Лалойцен (Laloicen) Мирддин упоминается в «Анналах Стратклайда» в связи со смертью святого Кентигерна в записи за 601 г. В отличие от поэмы «Лайлокен и Кентигерн», в хронике бард пережил епископа и обитал не в лесу, а при дворе короля Ридериха (тот же Родарх) в роли шута. Король обеспечивал Лайлокена всем необходимым. После смерти Кентигерна Лайллокен был безутешен, на вопрос о причине столь глубокого горя он ответил, что после смерти епископа вскоре последует смерть короля Ридериха и вельможи Мортека. Действительно, оба умерли до конца года и были похоронены в Глазго. Житие святого Кентингерна почти дословно повторяет информацию «Анналов Стратклайда», разбавляя нравоучительными размышлениями.

В средневековой валлийской поэме (ранее XII века) Мирддин Виллт предстает несчастным сумасшедшим, влачащим жалкое существование в Каледонском лесу. Он размышляет о своем бедствиигибели его повелителя короля Гвенддолеу ап Седио, при котором он служил бардом. Поэма содержит намек на битву при Артурете, в которой Ридерх Алт Клуитский сломил войска Гвенддолея, после чего Мирддин и сошел с ума.

Рукопись конца XV века, озаглавленная «Лайлокен и Кентигерн», содержит изложение событий августа 584 г., произошедших после того, как Мирддин завершил запись пророчеств в июле. Святой Кентигерн в пустынном месте встречает голого обросшего безумца, который называется Лайлокен, хотя упоминается, что некоторые его называют Мерлинум или Мерлин. Сумасшедший говорит, что он наказан за грехи жить среди зверей, и добавляет, что он виноват в гибели павших в битве на равнине между Лидделом и Карванноком. После этого безумец скрывается в лесу. Он еще несколько раз встречается со святым и наконец просит его о причастии, предсказывая, что ему суждено умереть тройной смертью. Святой после колебаний соглашается. В тот же день пастухи короля Мелдреда убивают безумца.

Образ дикаря был очень популярен в средние века. Это были волосатые человекоподобные существа, которые жили в отдаленных лесах в суровых условиях, питясь кореньями, ягодами и сырым мясом диких животных. Они были мощными и агрессивными, имели повышенный сексуальный аппетит, а их речь находилась в зачаточном состоянии. Неудивительно, что дикарей часто отождествляли с безумцами. Мерлин Гальфрида Монмутского после гибели своих друзей в бою сошел с ума и укрылся в лесах. Мирддин уже реальный, в равной степени пережил нечто подобное. Сокрушенный в битве, он созерцает в небе видение и уходит в лес, где им овладевает безумие.
В диких местах и лесах, где скитается безумец, его посещает поэтическое вдохновение или открывается пророческий дар – и в этом нет ничего удивительного.

*

Как бы там ни было, уже мифологический образ Мерлина идеально воплощает в себе архетип «волшебника в колпаке». Мага.
По легенде, Артур одалживает у Мерлина его колпак.  Артур взял у Мерлина волшебный колпак, надев который он выглядел простым непрезентабельным вилланом, и поступил садовником в замок отца Гвиневры. Но периодически он ходил без маскировки. Девушка сначала пыталась выяснить, кто этот загадочный неизвестный рыцарь, появляющийся в её владениях, потом выяснила, что это «садовник» и влюбилась. Через некоторое время этот неизвестный рыцарь спас замок от врагов, а потом открылось, что это король.
Возможно, самым знаменитым магом в западной культуре как раз и является Мерлин, который предсказывал потенциальные возможности для Камелота. Зная о велениях рока, он тем не менее использовал всю свою энергию для того, чтобы обеспечить наиболее желаемый исход событий.

В определенной степени Мерлин добивался этого, рассказывая о своих видениях мирного и справедливого общества. В процессе своих занятий он изучает астрономию, естественные науки и инженерное дело.
Собственно и удаляется он периодически в лесную чащу, в свою условную «пещеру», чтобы предаться размышлениям или заняться волшебством. А еще «таланты и мастерство зреют в одиночестве». Уже позже, в романах, прохладные, темные интерьеры домов в тюдоровском стиле или построенных из необожженного кирпича также служат волшебникам-магам современным эквивалентом пещеры.

Мерлина можно представать и в образе трикстера.
Возможно, именно смешанное происхождение Мерлина является причиной его эксцентричного поведения, в котором странным образом сочетаются черты провидца-мудреца и дикаря. Это объясняет качества трикстера, которые всегда присущи его образу.
Американская писательница Вида Даттон Скаддер, описывая тексты о Мерлине, замечает :
Этот персонаж сбивает с толку... Временами в нем проявляется «кельтская половина», как тогда, когда он привозит из Ирландии камни Стоунхенджа. И он же подшучивает над рыцарями, заставляя их покатываться со смеха. Благодаря своим грубым шуткам он имеет репутацию потрясающего парня, к тому же вызывает страх и восторг применением загадочных приборов и своей способностью к оборотничеству. Теперь он бежит от суда, движимый отцовской кровью, чтобы укрыться в диких лесах вдали от преследователей. Он снова появляется в качестве наставника, предсказателя бедствий.

Мерлин у Мэлори любит подшутить над королем, часто маскируясь под кого-нибудь другого. Когда Артур отдыхает после погони за оленем, Мерлин подходит к королю в облике юноши и говорит о его истинном происхождении. Затем он выходит и возвращается на сцену под видом старика.
Мерлин также связывается с Кернунном, рогатым кельтским божеством.
С такими характеристиками Мерлин напоминает Трикстера.
В итоге, однако, Мерлин сам попадается на обман со стороны чародейки. Это также – частый сценарий судьбы Трикстера. Мерлин учит Нимуэ заклинаниям, которые она использует, чтобы перехитрить его.
Символика усилий трикстера, который бесполезно пытается избавиться от своей грубой животной натуры – это борьба с самим собой, когда левая рука борется с правой. Часто он одурачивает сам себя, скажем, когда застревает в расщелине дерева, которое пытался перехитрить. Трагический конец Мерлина, попавшего в магическую тюрьму собственного изобретения, точно отражает этот шаблон.
Мерлин – противоречив. Он подобен кельтскому Хозяину Зверей, Рогатому Кернунну, пребывающему в густой чаще леса, тому, кто повелевает животными и сам является животным. Тут он – дикарь и вероломный дух, сын «дьявола». Но в своей двойственной роли трикстера он также является воплощением «молодого бога», рожденного от девы, мастера всех искусств и ремесел, пророка.
С точки зрения истории, он представляет борьбу между язычеством и христианством. С точки зрения психологии, он представляет борьбу между рациональным разумом и темными силами подсознания.