Мерлин (Merlin) – в мифологии
валлийских кельтов – волшебник, играющий
важную роль в легендах Артуровского цикла. Валлийский вариант его имени звучит
как Мирддин (Myrddin), и персонаж, носивший это имя, упоминался в валлийской
мифологии задолго до появления на исторической сцене Артура и его рыцарей.
Легенды о Мерлине существуют как в английской и валлийской, так и во
французской мифологии.
Первое упоминание о Мерлине содержится в поэме VI в.
авторства валлийского поэта Талиесина, где он фигурирует только в одной строке
и называется «вождем чародеев» Мерлином Амвросием.
Жизнь Мерлина-Мирддина больше
всего известна по рукописи «Пророчества Мерлина» (Prophetiae Merlini, до 1135) Гальфрида
Монмутского (Galfridus Monemutensis, (ок. 1100 – 1154/1155). Основным
источником текста множества средневековых историй Артуровского цикла послужила его
«Historia Regum Britanniae», «История правителей (королей) Британии». Этот автор называет Мерлина «королем и пророком», утверждая, что жизнеописание
данного мага – перевод другого древнего текста,
которого, как полагают историки, никогда не существовало.
Между 1149 и 1151 годом Гальфрид написал «Жизнь Мерлина» (Vita Merlini).
Это эпическое повествование, написанное гекзаметром, является пересказом
валлийских традиций о Мерлине (точнее, о «дикаре Мерлине», Myrddin Wyllt). Здесь
он упоминает родню Мерлина : у него есть жена Гвендолин, сестра Ганеида и т.д..
Работы Гальфрида периодически подвергаются критике со стороны современных
историков, но тем не менее, созданные им заново образы Мерлина и Артура оказали
огромное воздействие на распространение этих персонажей в валлийской и
общеевропейской традиции. Можно считать, что именно с него начинается
артуровский канон. Кельтская мифология оказала огромное влияние на
всемирную литературу и со временем цикл, акцентирующийся на короле бриттов
Артуре и рыцарях Круглого стола, стали называть Артуровскими легендами,
Артуровским циклом, Артурианой.
К образу Артура обращались Марк Твен, Альфред Теннисон, Теренс Уайт, Мэри
Стюарт. Мотивы кельтской мифологии стали использоваться многими писателями
фантастами. В XX веке происходит своеобразный «артуровский бум». Легенда
получает различные трактовки в киноискусстве, появляются новые литературные
тексты о легендарном короле, переосмысляющие сюжеты и образы главных героев. Артуровский
эпос оказал огромное влияние на развитие литературы в жанре фэнтези, в
частности, на произведения Джона Р. Р. Толкина, Стивена Кинга. Наиболее
привлекательными для писателей являются образы короля Артура, Гвеневры, рыцаря
Ланселота, волшебника Мерлина, а также волшебный меч Экскалибур и Священный
Грааль. Большинство произведений, в основу которых легла кельтская легенда,
повествуют о восшествии Артура на трон, завоеваниях короля, любовном треугольнике
Артура, Гвеневры и Ланцелота, о поисках Священного Грааля и о приключениях
рыцарей Круглого стола. Главным героем во многих литературных произведениях
выступает король Артур, а Мэри Стюарт и Рене Баржавель делают главным героем
своих произведений волшебника Мерлина.
Справка : король Артур (Arthur, Artúr) – по преданиям, правитель
королевства Логрес (или Логрия, по сути – территория нынешней Англии),
легендарный вождь бриттов V-VI веков, разгромивший завоевателей-саксов. Имя
Артур имеет достаточно много различных интерпретаций, но самая распространенная
из них – «мужская сила, внушающая ужас в сердца», которая исходит из кельтского
слова artos – «медведь». Он самый знаменитый из кельтских героев, центральный
герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов. Согласно легенде,
Артур собрал при своем дворе в Камелоте доблестнейших и благороднейших рыцарей
Круглого стола. Многие историки допускают существование исторического прототипа
Артура. Первое упоминание имени Артура содержится в валлийской поэме Y Gododdin,
традиционно приписываемой барду Анейрину и датируемой около 600 года. В поэме
описывается битва при Катраэте между англосаксами и королями «Древнего Севера»
(Yr Hen Ogledd) из рода Койля Старого. В строфе CII, описывая предводителя
бриттов, поэт сравнивает его с Артуром.
Но речь сейчас не о нем…
Итак, особое место в ряду персонажей артуровского цикла занимает Мерлин,
воспитатель и наставник короля Артура, со временем превратившийся в магического
опекуна Логрии – артуровской Британии. Если образ Артура – архетипическое
воплощение воинского начала в британской культуре, то Мерлин – жреческое. Некоторые
считают, что воинский (во многом хаотичный) характер Артура уравновешивается
характером Мерлина (хранителя сверхъестественного, недоступного простым
смертным, знания), который является не только отдельным индивидом, но и
персонификацией духовной стороны самого Артура.
Из текстов кельтского мифотворчества мало что известно о происхождении
Мерлина. Скорее всего, – это типичный пример того, что кое-что стоит оставить недоговоренным
и напустить «мистического флера».
Читатель знакомится с ним в детстве, когда «жестокий барон Вортигерн»,
желая построить крепкий замок, искал юношу, «рожденного от бессмертного отца»,
чтобы укрепить стены замка его кровью. И нашел. Мерлина.
Да, самая распространенная версия гласит, что его отцом был либо некий
«дух-суккуб», либо сам дьявол.
По одной из версий, его мать была
одной из чистейших и добрейших девушек, душа которой никак не соприкасалась со злом и
«злой дух» или сам Дьявол постоянно искал путей к ней, но не находил. Однако однажды, девушка
разгневалась (на кого?), открыв тем самым свою
душу злу, и «злой дух» овладел ею. Таким образом был зачат Мерлин. Сразу после рождения Мерлин был
крещен, тем самым «всё его темное наследие» было уничтожено, однако, у Мерлина остались необычайные «способности мудреца и провидца». Здесь присутствует явная
отсылка к противостоянию архаического «темного-магического-языческого» и
христианского.
Все версии о его происхождении в этом смысле схожи : еще по одной, – мать
Мерлина, – монахиня, которой овладел «злой дух» (клюнул её в ухо и она забеременела).
Мерлин родился весь покрытый шерстью, но после крестин – сбросил её.
Также упоминается его происхождение от простой деревенской девушки и некоего
«местного» друида.
В дохристианской версии говорится, что Мерлин был внебрачным сыном одного из королей,
зачатым от ведьмы ; в легенде также упомянуто кровное
родство Мерлина и Морганы , являвшейся
его младшей сестрой. Моргана – волшебница, целительница, которая рассматривается по одной
версии как единоутробная сестра короля Артура, а по другой – как сводная. Таким образом, прослеживается и некая
родственная связь между Артуром и Мерлином.
Короче говоря, суть одна, – по мифу, Мерлин – порождение связи смертного
(человека в обычном его понимании) с «потусторонним». Таким образом, необыкновенная
мудрость Мерлина и его пророческий дар начали проявляться уже в детстве.
Итак, маленький Мерлин «взятый» жестоким бароном Вортигенром, смог избежать
смерти, благодаря своим пробуждающимся силам: он убедил Вортигерна, что
крепость его неустойчива по очень простой причине – под ней находится подземное
озеро, которое и лишает камни опоры. Слова юноши подтвердились.
Молодой Мерлин и король Вортигерн. Из манускрипта XIII
в.
Тогда же в своем видении
Мерлин (и еще кто-то ?) увидел (увидели) двух драконов, красного и белого,
которые затеяли битву. Красный одержал победу – это, согласно пророчеству
Мерлина, символизировало схватку бриттов с саксами и победу первых над вторыми.
Вортигерн, впечатленный
способностями Мерлина, попросил предсказать и свою судьбу, на что молодой чародей ответил, что ему грозит большая опасность с
двух сторон: от саксов и от сыновей римского императора Константина, которого
тот предал. Уже на следующий день двое детей последнего, Амвросий Аврелиан и
Утер Пендрагон высадились на остров с войском. Вортигерн спрятался в башне,
которую Амвросий поджег. Король умер, а бритты признали над собой власть
захватчика.
Пророчество Мерлина о двух драконах, манускрипт Historia Regum Britanniae, XV в.
Позже Амвросий, чье войско
сразило саксов и их правителя, повелел соорудить гигантское сооружение, которое
должно было стать местом скорби по павшим товарищам, воевавшим вместе с ним за
власть. Новому королю ответили, что только один человек способен взяться за
постройку такого масштаба, никто иной, как волшебник Мерлин. Мага, который в
тот момент отшельничал в лесах, привели к Амвросию. Тот убедил короля, что для
сооружения необходимо набрать гигантских валунов, но не простых, а обладавших
особыми свойствами. Такие камни, как утверждал Мерлин, можно было добыть только
в королевстве Иберния (Ирландия). Амвросий отправил отряд воинов в Ибернию,
чтобы подавить протесты местного населения, если те откажутся отдать волшебные
валуны. Перебив жителей королевства, бритты поднялись на гору Килларао и с
помощью магии Мерлина сумели переместить гигантские глыбы на свои корабли.
Сооружение, якобы воздвигнутое из этих камней,
как считается, сейчас известно как Стоунхендж.
Но ученые считают по-другому : Стоунхендж был сооружен во II тысячелетии до н. э.,
древнейшими, еще докельтскими, обитателями острова. Вероятнее всего, это был храм,
посвященный Солнцу (круг – символ Солнца). Кроме того, Стоунхендж использовался
в качестве обсерватории. Его камни расположены таким образом, что, наблюдая
положение небесных светил по отношению к ним, можно предсказывать солнечные и
лунные затмения.
Далее, по легенде, Амвросий
пал от руки сакса, подосланного сыном Вортигерна, Пасцением. Тот притворился
лекарем и сумел расположить к себе короля, после чего был допущен в покои.
Амвросий, потерявший здоровье в битвах, попросил врача дать ему снадобье,
способное исцелить от недуга. Сакс, который прикидывался бриттом, с радостью
согласился и напоил короля ядом: тот скончался в своей постели. Мерлина гибель
Амвросия привела в отчаяние, однако он тут же напророчил королевский венец его
брату, Утеру. И действительно: сразив Пасцения и обратив в бегство его
сторонников, тот взошел на престол и стал править Британией. Таким образом Мерлин стал помощником
короля Утера Пендрагона.
Собственно, далее начинается
история Артура...
Согласно рукописи Гальфрида
Монмутского, Утер был влюблен в Ингерну – жену одного из своих наместников,
Горлоя. Он спросил у Мерлина совета, как ему избавиться от этого наваждения, и тот сварил ему зелье, с
помощью которого Утер принял облик Горлоя. Ингерна, отправленная мужем в один
из его наделов, не заметила подмены и провела с Утером-Горлоем несколько ночей,
в одну из которых и был зачат Артур. Позже, Горлой был убит и Утер смог взять
Ингерну в жены.
Теперь Мерлин предстает уже как реальный волшебник, мудрый старик с длинной белой бородой.
Изображение Мерлина из «Нюрнбергской хроники» (Liber Chronicarum, нем. Die Schedelsche Weltchronik) – инкунабулы 1493 года издания, содержащей иллюстрированную хронику библейской истории от сотворения мира и написанной на латинском
языке Харманом Шеделем.
Дальнейшая легенда о Мерлине известна в основном по трактовке английского
писателя сэра Томаса Мэлори (Sir Thomas Malory; ок. 1405-1471), оставившего
после себя труды о жизни и свершениях Артура. Он пишет, что Мерлин, еще до
того, как исполнить просьбу Утера по отношению к Ингерне, взял с короля слово,
что в награду тот отдаст своего первенца ему на воспитание. Утер выполняет
просьбу и передает сына Артура Мерлину, который уже позже наложил на мальчика
чары, придавшие ему особого рода силу и отвагу. После смерти Утера (он был
отравлен саксами) Артур 15-ти лет от роду, наследует престол. Мерлин становится верным
советником Артура и заслуживает уважение у
жителей королевства.
Одна из самых известных историй о Мерлине и Артуре связана с началом
«истинного царствования» Артура.
Извлечение меча из камня –
один из самых важных эпизодов в артуровском эпосе. Это, на первый взгляд,
простое действие открыло королевскую принадлежность юного Артура. В
повествовании Мэлори «Смерть Артура» Мерлин, заранее зная о победителе, придумал испытание, способное выявить законного
короля. В первый день Нового года устраивался турнир, и на него должны были
являться все бароны и рыцари королевства. Сэр Эктор взял с собой на состязание
приемыша Артура и родного сына Кея, которому предстояло посвящение в рыцари. По
дороге на турнир Кей обнаружил, что забыл свой меч, и послал за ним Артура.
Артур вернулся, но нашел дом запертым, юноша поскакал обратно и возле одной
церкви увидел меч, воткнутый в камень. Посчитав, что клинок вполне подойдет
Кею, Артур выдернул его из камня и помчался на турнир. Кей, принимая меч от
молочного брата, заметил надпись, выгравированную на лезвии: «Кто вытащит сей
меч из камня, тот и есть по праву рождения король над всей землей Английской».
Кей показал клинок отцу и заявил, что сам извлек оружие из камня. Сэр Эктор не
поверил сыну и потребовал сказать правду, и Кей с неохотой признался, что меч
дал ему Артур. Все участники турнира поскакали к церкви, где Артур с легкостью
вонзил клинок в камень. Кей попытался выдернуть его из каменной глыбы, но это
ему не удалось. Собравшиеся вокруг бароны и рыцари, посмотрев, как Артур без
труда извлекает меч, сразу же объявили его королем.
Новой столицей Артур назначает Камелот, где приветствует самых
прославленных и могущественных воинов королевства и получает в подарок от
Мерлина Круглый стол, за которым собираются его лучшие рыцари. Мерлин решает, что стол должен быть непременно круглым, чтобы не посеять вражду между
мужами относительно неравенства, предполагавшегося иной формой.
В одной из битв, меч вынутый Артуром из камня ломается (либо он его теряет)
и Мерлин рассказывает ему пророчество. Якобы новый меч ему предстоит получить
от некоей Владычицы Озера. Тот меч представляется волшебным – самым мощным, способным
молниеносно поражать врагов, поражать без промаха, а ножны его служат вместо
щита. Вместе с Мерлином Артур плывет по водам озера и получает от его хозяйки
легендарный меч Экскалибур с условием, что обнажать его он будет только во имя
правого дела, а перед смертью вернет его Владычице.
Далее, по легенде, Мерлин еще какое-то время служит Артуру, и,
удостоверившись в стабильности его положения, уходит в леса. По одной из
версий, Мерлин покинул королевский двор, когда Артур женился на Гвиневере. В
это время, как свидетельствует легенда, волшебник сам был в неё влюблен. То
есть, «обычное человеческое» ему было не чуждо.
По версии, Мерлин решительно советовал Артуру не жениться на ней.
*
В «Vita Merlini» Гальфрида
Монмутского Мерлин описывается как царственный
вещий старец который удаляется от людей на волю,
где особенно любит пребывать у источников. Лето он проводит в лесах, зиму в
хоромах, которые там соорудила по его просьбе сестра его Ганеида. Там он
наблюдает ночное течение звезд, читает в них судьбы народа и царства, поминая
время, когда он также пророчествовал Вортигерну, сидя с ним на берегу озера и
истолковывая мистическую борьбу драконов. После смерти мужа, короля Родарха, Ганеида
окончательно поселяется с братом в лесной тиши, и вместе с ними тот самый мудрый поэт Талиэсин
(Telgesinus), с которым Мерлин беседует о космогонии, о стихиях, об ангелах и
злых духах, о море и его жителях, об островах, реках и источниках, о птицах…
Мерлин дает свободу своей жене Гвендолин перед уходом в леса. Впрочем,
отпустил он её довольно странно. С одной стороны разрешил выбрать нового мужа,
но с другой пообещал, что любой позарившийся на его Гвендолин узнает его меч.
Вернувшись в лесную чащу, Мерлин продолжал пророчествовать. Он читал по
звездам о событиях, которые должны произойти, и таким образом однажды он узнал
о предстоящей свадьбе Гвендолин. Тогда Мерлин оседлал оленя и, гоня перед собой
стадо оленей, ланей и косуль, направился в город. Прибыв к дому, где должна
была состояться свадьба, он вызвал Гвендолин, чтобы вручить ей свадебный
подарок. Гвендолин подошла к окну, но, к несчастью, ее жених, забыв об
осторожности, показался в окне вместе с ней. Тотчас Мерлин вырвал рога оленя,
на котором ехал верхом, бросил их в жениха и разбил ему череп. После этого
Мерлин опять вернулся в лес.
Многочисленные рассказы описывают его, то возвращение к «цивилизации», то
уход от неё…
Кончина Мерлина загадочна. По
наиболее распространенной версии легенды, он был усыплен чародейкой, в которую
влюбился без памяти и которой раскрыл тайны своего могущества, и она заточила
его в пещере или в стволе дерева. Существует также предание, что однажды Мерлин
по рассеянности занял за Круглым столом Погибельное сиденье, на котором мог
усидеть лишь сэр Галахад, и чародея поглотила земля.
Но все же основная версия – первая (сherchez la femme – ищите женщину).
Якобы та самая Владычица Озера – и была возлюбленной чародея. Согласно одним легендам, именно эта дева послужила
причиной гибели Мерлина (в других – это две разные
женщины). В разных источниках её называют то Нимуэ, то Нинан, то Вивиан. Она была одной из учениц
чародея, как и сестра Артура Моргана. Будучи дочерью короля Нортумберленда,
Нимуэ гостила в замке Артура у его жены Гвиневры. Мерлин влюбился в девушку, но
та опасалась, что он воспользуется своими чарами и возьмет над ней верх без ее
желания. Тогда Нимуэ обещает волшебнику, что наградит его любовью только в том
случае, если он обучит её своему
мастерству. Мерлин соглашается не сразу, так как опасается, что прекрасная леди
применит чары против него самого.
Однажды Нимуэ и Мерлин были
вынуждены заночевать вместе в пещере. Здесь Нимуэ и применяет
заклинание и заточает волшебника с этой пещере (по другой версии – в колонну), не оставляя ему возможности выбраться. Там и
оканчивает свои дни этот старец.
Мерлин и Владычица Озера. Гравюра
Гюстава Доре из книги "Королевские идиллии" (1868)
По другой версии, смерть Мерлина описывается
в эпизоде с Морганой – уже злой колдуньей, извечной
противницей рыцарей Круглого Стола. Она околдовывает Мерлина, погружая его в
вечный сон, выведав его тайны с помощью Нимуэ. Согласно легенде, Мерлин спит
где-то под холмом вечным сном, но еще может проснуться.
По другой легенде, злая колдунья Моргана заточила Мерлина в могучий дуб, где он
и умер.
*
Некоторые историки полагают, что все сказание о Мерлине основано на
соломоновском апокрифе, так как оно и является впервые под его влиянием и
развивается далее, заимствуя из него же сказочный материал.
Например, описывается история, где Мерлин попытался сбежать в лес, но его
снова поймали, привели к королю Родарху и заковали в цепи, ну а чтобы узник не
особо скучал разрешили гулять среди народа. Так однажды, выходя под конвоем,
прорицатель увидел нищего слугу, сидящего у ворот и просящего милостыню на
новую одежду. Увидев его, Мерлин засмеялся, а потом его разобрал смех и при
виде юноши купившего себе обувь. Стража доложила обо всем Родарху и одолеваемый
любопытством повелитель опять обратился за толкованием, пообещав в награду
свободу. Мерлин охотно объяснил причины своего веселья. Он рассказал, что
рассмеялся над нищим, сидящим у двери, потому что он просит милостыню, в то
время как прямо под ним закопан богатый клад. А юноша купивший обувь и заплаты
к ней, знать не знал, что ему предстоит сегодня же утонуть даже не надев свою
обнову.
Родарх тут же послал к реке и убедился, что там действительно был выловлен
утопленник. Потом король приказал раскопать то место, где сидел нищий. Там действительно
оказался клад.
Эта история повторяет один отдельно взятый сюжет в контексте мифа об
отношениях демона Асмодея и царя Соломона. Подробнее читать ЗДЕСЬ.
То есть, демонические (вообще, двойственные) черты Мерлина – вполне закономерны.
*
Если у Мерлина и был реальный
прототип, то здесь нет единого мнения. Кто-то видит в нем черты короля
Амвросия, другие утверждают, что он был поэтом, потерявшим разум и скрывавшимся
в лесах, третьи полагают, что образ Мерлина мог быть срисован с одного из
друидов.
По одной из версий, реальный Мерлин
очень сильно отличался от героя, воспетого в сказаниях. Он был сыном военачальника
Моркена, а не «злого духа», как утверждается в
легендах, и был уроженцем Шотландии, а не
Британии, как было принято считать ранее.
Мерлин не несет никакой
ответственности за строительство мегалитических сооружений в предместьях
Лондона и не имеет ни малейшего отношения к истории с мечом в камне. Он был
ученым и политиком, возглавлявшим шотландское сопротивление англичанам, и не
обладал волшебной силой. Реальный Мерлин погиб от рук
врагов, а вовсе не был заточен, согласно легендам, в волшебную колонну до конца
времен.
Существует некий глобальный
индоевропейский миф о политическом управлении. Согласно ему, идеальное
состояние власти – это власть царя и жреца в содружестве.
Сага о короле Артуре и
Мерлине является кельтской версией этого индоевропейского архетипа. Схожие
легенды можно обнаружить в культурах других народов. Например, в монгольских
эпосах присутствует история Чингисхана и его мудрого жреца, который предрек
полководцу великую судьбу. Поэтому никогда не поймешь, где искать исторический
прототип мифа.
Здесь же появляется и фигура Марддина Выллта или Мирддина Виллта (валл.
Myrddin Wyllt, Лалойкен Laloiken, Дикий Мерлин, Mad/Wild Merlin, Мерлин
Каледонский, Merlinus Caledonensis или Мерлин Сильвестрис, Merlin Sylvestris;
ок. 540- ок.603) – легендарного
шотландского предсказателя. Он также – один (и скорее всего –достоверный) из
возможных прототипов образа Мерлина. В хрониках называется принцем из потомков
Коэля Старого, родственником короля Регеда Уриена.
Мирддин Вилт – реально существовавшее лицо, жившее в конце VI века, родился
ок. 540 г., был сыном Мэдога Морфрина (Madog Morvryn), имел сестру-близнеца по
имени Гвендидд, был известен и под именем Лайлокен.
В кельтском тексте «Cyfoesi Myrddin a Gwenddydd ei Chwaer» («Беседа
Мирддина и Гвенддидд, его сестры») сестра называет Мирддина Llallawg и
уменьшительно Llallogan.
Форму имени Лалойкен производят от староваллийского (валл. Luailach) –
подвижный, вертлявый.
Традиционно происхождение имени Мирддин связывают с Moridunon, однако
реконструкция раннекельтского языка позволяет вывести имя из *merV-
(сумасшедший) or *mero- (безумный) and *godonyo- (человек [откуда совр. валл.
dyn (человек, мужчина)]). Таким образом, «Мирддин» можно трактовать как
«безумец».
Согласно «Шотландской хронике» Боуэра, Мирддин Виллт сошел с ума после
битвы при Арфдерридде (Артурете) между христианским правителем Ридерхом Щедрым
(Ридерх из Алт Клуита) и языческим королем одного из бриттских королевств
Гвенддолеу ап Кейдио в 573 году. Он бежал в лес, где обрел дар предвидения. Он
предсказал свою смерть, как «сбит с ног, удар, утопление». Это произошло, когда
группа пастухов, насмехавшаяся над ним, загнала его на берег реки, где Мирддин
Виллт случайно напоролся на деревянный кол, забытый рыбаком, и, потеряв
сознание, упал головой в воду и захлебнулся.
Похоронен Мирддин Виллт на берегу реки Твидд в деревне Друммелльер (Drumelzier)
близ города Селкерк. До настоящего времени могила не сохранилась.
Под именем Лалойцен
(Laloicen) Мирддин упоминается в «Анналах Стратклайда» в связи со смертью
святого Кентигерна в записи за 601 г. В отличие от поэмы «Лайлокен и
Кентигерн», в хронике бард пережил епископа и обитал не в лесу, а при дворе
короля Ридериха (тот же Родарх) в роли шута. Король
обеспечивал Лайлокена всем необходимым. После смерти Кентигерна Лайллокен был
безутешен, на вопрос о причине столь глубокого горя он ответил, что после
смерти епископа вскоре последует смерть короля Ридериха и вельможи Мортека.
Действительно, оба умерли до конца года и были похоронены в Глазго. Житие
святого Кентингерна почти дословно повторяет информацию «Анналов Стратклайда»,
разбавляя нравоучительными размышлениями.
В средневековой валлийской
поэме (ранее XII века) Мирддин Виллт предстает несчастным сумасшедшим, влачащим жалкое существование в Каледонском
лесу. Он размышляет о своем бедствии – гибели его
повелителя короля Гвенддолеу ап Седио, при котором он служил бардом. Поэма
содержит намек на битву при Артурете, в которой
Ридерх Алт Клуитский сломил войска Гвенддолея, после чего Мирддин и сошел с ума.
Рукопись конца XV века,
озаглавленная «Лайлокен и Кентигерн», содержит изложение событий августа 584
г., произошедших после того, как Мирддин завершил запись пророчеств в июле.
Святой Кентигерн в пустынном месте встречает голого обросшего безумца, который
называется Лайлокен, хотя упоминается, что некоторые его называют Мерлинум или
Мерлин. Сумасшедший говорит, что он наказан за грехи жить среди зверей, и
добавляет, что он виноват в гибели павших в битве на равнине между Лидделом и
Карванноком. После этого безумец скрывается в лесу. Он еще несколько раз встречается со святым и наконец просит его о причастии,
предсказывая, что ему суждено умереть тройной смертью. Святой после колебаний
соглашается. В тот же день пастухи короля Мелдреда убивают безумца.
Образ дикаря был очень популярен в средние века. Это были волосатые
человекоподобные существа, которые жили в отдаленных лесах в суровых условиях,
питясь кореньями, ягодами и сырым мясом диких животных. Они были мощными и
агрессивными, имели повышенный сексуальный аппетит, а их речь находилась в
зачаточном состоянии. Неудивительно, что дикарей часто отождествляли с безумцами.
Мерлин Гальфрида Монмутского после гибели своих друзей в бою сошел с ума и
укрылся в лесах. Мирддин уже реальный, в равной степени пережил нечто подобное.
Сокрушенный в битве, он созерцает в небе видение и уходит в лес, где им
овладевает безумие.
В диких местах и лесах, где скитается безумец, его посещает поэтическое
вдохновение или открывается пророческий дар – и в этом нет ничего
удивительного.
*
Как бы там ни было, уже мифологический образ Мерлина идеально воплощает в
себе архетип «волшебника в колпаке». Мага.
По легенде, Артур одалживает у Мерлина его колпак. Артур взял у Мерлина волшебный колпак, надев
который он выглядел простым непрезентабельным вилланом, и поступил садовником в
замок отца Гвиневры. Но периодически он ходил без маскировки. Девушка сначала
пыталась выяснить, кто этот загадочный неизвестный рыцарь, появляющийся в её
владениях, потом выяснила, что это «садовник» и влюбилась. Через некоторое
время этот неизвестный рыцарь спас замок от врагов, а потом открылось, что это
король.
Возможно, самым знаменитым магом в западной культуре как раз и является
Мерлин, который предсказывал потенциальные возможности для Камелота. Зная о
велениях рока, он тем не менее использовал всю свою энергию для того, чтобы
обеспечить наиболее желаемый исход событий.
В определенной степени Мерлин добивался этого, рассказывая о своих видениях
мирного и справедливого общества. В процессе своих занятий он изучает
астрономию, естественные науки и инженерное дело.
Собственно и удаляется он периодически в лесную чащу, в свою условную «пещеру»,
чтобы предаться размышлениям или заняться волшебством. А еще «таланты и
мастерство зреют в одиночестве». Уже позже, в романах, прохладные, темные
интерьеры домов в тюдоровском стиле или построенных из необожженного кирпича
также служат волшебникам-магам современным эквивалентом пещеры.
Мерлина можно представать и в образе трикстера.
Возможно, именно смешанное происхождение Мерлина является причиной его
эксцентричного поведения, в котором странным образом сочетаются черты провидца-мудреца
и дикаря. Это объясняет качества трикстера, которые всегда присущи его образу.
Американская писательница Вида Даттон Скаддер, описывая тексты о Мерлине,
замечает :
Этот персонаж сбивает с толку...
Временами в нем проявляется «кельтская половина», как тогда, когда он привозит
из Ирландии камни Стоунхенджа. И он же подшучивает над рыцарями, заставляя их
покатываться со смеха. Благодаря своим грубым шуткам он имеет репутацию
потрясающего парня, к тому же вызывает страх и восторг применением загадочных
приборов и своей способностью к оборотничеству. Теперь он бежит от суда,
движимый отцовской кровью, чтобы укрыться в диких лесах вдали от
преследователей. Он снова появляется в качестве наставника, предсказателя
бедствий.
Мерлин у Мэлори любит подшутить над королем, часто маскируясь под
кого-нибудь другого. Когда Артур отдыхает после погони за оленем, Мерлин
подходит к королю в облике юноши и говорит о его истинном происхождении. Затем
он выходит и возвращается на сцену под видом старика.
Мерлин также связывается с Кернунном, рогатым кельтским божеством.
С такими характеристиками Мерлин напоминает Трикстера.
В итоге, однако, Мерлин сам попадается на обман со стороны чародейки. Это
также – частый сценарий судьбы Трикстера. Мерлин учит Нимуэ заклинаниям,
которые она использует, чтобы перехитрить его.
Символика усилий трикстера, который бесполезно пытается избавиться от своей
грубой животной натуры – это борьба с самим собой, когда левая рука борется с
правой. Часто он одурачивает сам себя, скажем, когда застревает в расщелине
дерева, которое пытался перехитрить. Трагический конец Мерлина, попавшего в
магическую тюрьму собственного изобретения, точно отражает этот шаблон.
Мерлин – противоречив. Он подобен кельтскому Хозяину Зверей, Рогатому
Кернунну, пребывающему в густой чаще леса, тому, кто повелевает животными и сам
является животным. Тут он – дикарь и вероломный дух, сын «дьявола». Но в своей
двойственной роли трикстера он также является воплощением «молодого бога»,
рожденного от девы, мастера всех искусств и ремесел, пророка.
С точки зрения истории, он представляет борьбу между язычеством и
христианством. С точки зрения психологии, он представляет борьбу между
рациональным разумом и темными силами подсознания.