1.1.19

Арктур и Волопас





АрктурАльрамехАзимехКоланца (α Boo / α Волопаса / Альфа Волопаса) — самая яркая звезда в созвездии Волопаса и северном полушариии четвертая по яркости звезда ночного неба после  Сириуса, Канопуса и системы Альфа Центавра.
Красные супергиганты, такие как Арктур, являются предшественниками суперновых, нейтронных звезд и черных дыр. Таким образом, Арктур находится в последних стадиях своей жизни, как его можно воспринять с точки зрения трехмерной реальности.
Арктур виден в любой точке земного шара к северу от 71° южной широты, вследствие своего небольшого северного склонения. В южном полушарии виден в северной части неба осенью, в конце лета и начале зимы; в северной Африке и в Центральной Америке он проходит близ зенита; в Европе и Северной Америке Арктур всходит на северо-востоке, проходит верхнюю кульминацию в южной части неба, и заходит на северо-западе.
Чтобы найти Арктур на небе, нужно проложить дугу через три звезды ручки ковша Большой Медведицы — АлиотМицарБенетнаш (Алькаид). Если продолжить дугу дальше, можно найти Спику — ярчайшую звезду созвездия Девы. Продолжение дуги в низких широтах указывает на созвездие Центавра.


Если сравнивать яркость свечения Арктура со свечением Солнца, то звезда Арктур будет ярче нашего светила в 110 раз. Чрезвычайная яркость Арктура является важным, но не главным достоинством этого небесного тела. Помимо яркости, к достоинствам Арктура астрономы относят большое собственное движение этой звезды, а также ее внегалактическое происхождение.Что касается физических параметров звезды, то они весьма внушительны. Арктур имеет небольшую массу, которая примерно равна массе нашего Солнца, однако его радиус превышает радиус Солнца примерно в 27 раз. Это говорит о чрезвычайной легкости данной звезды, вызванной низким процентом содержания в ней тяжелых металлов.

Собственное движение звезды – это способность небесного тела перемещаться в системе координат космической сферы за единицу времени. Проще говоря, это способность звезды изменять свое положение на ночном небе. У звезды Арктур собственное движение в координатах небесной сферы очень огромно. Угловое расстояние длинной 30′ Арктур проходит всего за восемьсот лет, что является значительным показателем в космических масштабах. Впервые движение Арктура обнаружил и наблюдал в 1917 году великий английский математик и астроном Эдмонд Галлей.

Наблюдая за главной звездой созвездия Волопаса – звездой Арктур, астрономы обнаружили, что данное космическое тело перемещается на небесной сфере не самостоятельно. Его сопровождает своеобразная «свита», состоящая из других, более мелких звезд, которых насчитывается свыше 50 штук. Ученые заметили, что величина и направление собственного движения у этих звезд примерно одинакова, поэтому решили объединить их в один астеризм, который назвали Потоком Арктура. Поток Арктура, кроме своего основного небесного тела – звезды Арктур, насчитывает такие известные звезды, как Ню Девы, Альфа Лисички, 27 Рака и другие.Ученые считают, что данные космические светила, в том числе и звезда Арктур, не имеют никакого отношения к галактике Млечный Путь и объединены внегалактическим происхождением.
Арктур был первой звездой, которую удалось увидеть днем с помощью телескопа. Сделал это в 1635 году французский астроном и астролог Морен.
Ее насыщенный цвет, в отличие от белой Спики, темно-красного Антареса и сапфировой Веги, очень выделяется, когда все эти звезды можно видеть одновременно, в середине летнего вечера.


*


Имя звезды происходит от древнегреческого Αρκτούρος (Арктурус), «Страж Медведицы». По одной из версий древнегреческой легенды, Арктур отождествляется с Аркадом, который был помещен на небо Зевсом чтобы охранять свою мать — нимфу Каллисто, превращенную Герой в медведицу (созвездие Большой Медведицы). По другой версии Аркад — это созвездие Волопаса, ярчайшей звездой которого является Арктур.
Полагают, что эта звезда одной из первых получила свое название у древних наблюдателей, вероятно, потому, что это 4-я по яркости звезда в небе после Сириуса, Канопуса и Альфы Центавра. Арктур переводится как «Страж Медведицы», вследствие нашей близости к небесным Медведицам: Большой Медведице и Малой Медведице. Когда-то название Арктур было применимо ко всему созвездию Волопас.

Древние египтяне называли Волопас «Смат», что означало «тот, кто правит, подчиняет и управляет», а также «Бау», что значит «приходящий». Арктуру поклонялись в храмах Нила, как это было в Храме Венеры в Анконе, Италия. В Индии 13-го века Арктур называли «Свати», «Хорошим Ходоком». Древнее арабское название Арктура звучало как «Эль Харис эль Сэма», «Хранитель Небес». Халдеи отождествляли Арктур с Папсукалем, «Послом и Привратником». На Евфрате Арктур был «Пастухом Небесного Стада», или «Пастухом Жизни Небес».


По-арабски Арктур называется Харис-ас-сама', «хранитель небес».

Арктур: «Высший избранный», «Отважный», «Смелый», «Владыка Смерти» и «Податель бессмертия», «Охрана Медведя», «Медвежий наблюдатель» и «Пастух».


Арктур с древнейших времен приковывал к себе пристальное внимание и был объектом восхищения человечества и, вне всякого сомнения, был одной из первых звезд, получившей собственное имя; ибо со времен Гесиода и до настоящего времени он обозначается так всюду в литературе, хотя и часто смешивается с Большой Медведицей. В самом деле, Гесиод использовал это слово, скорее всего, для обозначения созвездия в целом, за исключением двух случаев, где он, вне всякого сомнения, говорит о звезде, упоминая о ее восхождении спустя 50 дней после зимнего солнцестояния, первая аллюзия, которую мы имеем относительно этой небесной точки. Также предполагается, что Арктур упоминается в Книге Иова XXXVIII. 32; но там это просто одно из ранних названий Большой Медведицы.

Подобно другим известным звездам, зачастую "деливших" название с созвездием, в котором они находится, - изначально и до времен Плиния носила название созвездия. Байер использует Bootes для обозначения звезды; в более поздние времена, однако, она получила имя, которым называется до нынешнего дня.

Морякам она была известна с самых первых дней, возможно даже, от периода Эвандера из Аркадии, и определяла их ежегодные торжества своим движением относительно Солнца. Но влияние этой звезды всегда считалось неблагоприятным, что видно из Арата  и Плиния – horridum sidus; в то же время Демосфен в своих речах Против Лакриция (341 г. до н.э.), рассказывает о договоре фрахта судов, заключенных Афинами относительно плаваний по реке Борисфену - современный Днепр - до Херсонеса Таврического - Крым - и обратно, который предусматривает 22 1/2 процента выплаты, если судно прибывает в Босфор "перед Арктуром", то есть до его гелиакического восхождения примерно в середине сентября; после этого периода он должен быть увеличен до 30 процентов. Его восхождение после захода солнца определяет дату проведения виноградарями Lustratio frugum (церемонии очищения); Вергилий дважды делает намек (в первой Георгике) на ее влияние, неблагоприятное для земледельческих работ. Другие авторы согласны с ее дурным влиянием; все календари классического периода дают даты ее восхождения и захождения.

Гиппократ, 460 г. до н.э., говоря о влиянии Арктура на человеческое тело, пишет, например, в одном месте, что при наступлении сухого сезона, после его восхождения,

Если же осень будет северная и сухая и не будет дождливой ни во время Пса, ни во время Арктура, то это полезно в особенности флегматикам и влажным по природе и женщинам; желчным же это наиболее вредно, ибо они очень иссушаются...

и далее

ибо в эти дни болезни преимущественно впадают в кризис...

В Прологе к Канату Плавта, где Арктур выступает в качестве действующего лица, "отражающего мнение о нем как о невидимо блуждающем среди людей", заявляет о себе, что он считается весьма влиятельным знаком во время своего восхождения и захождения, - в оригинале:
Арктур звезда я, самая суровая:
Восход мой бурен, но еще бурней закат.

Или вот место в Одах Горация:

Когда свирепый вихрь нагонит
Гед, восходя, иль Арктур, склоняясь;

Это же представление дожило до наших дней и нашло отражение в строках Поупа:

Когда Арктур скрывает небо облаками.

В астрологии, однако, эта звезда сулит богатство и почести всем, под ней родившимся.
Египетский астрономический календарь 15-го века до нашей эры, расшифрованный Ренуфом, связывает эту звезду с Антаресом в единую огромную фигуру на небе, именуемую Menat.
Китайцы называли его Ta Ki, Большой Рог, четыре маленькие звезды поблизости Kang Che, Высохшее Озеро; Эткинс так пишет о нем:

Арктур являет собой дворец императора, две группы звезд, по три в каждой, справа и слева , называются She ti, Указующими, ибо они направлены на хвост Медведицы, который, при своем вращении, указывает на двенадцать часов горизонта.

Китайцам она также известна как Chaou Yaou, или Teaou, слова, означающие "манить, возбуждать" или "двигаться", а также Heuen Ko, Небесное Копье.

Арабам Арктур был известен как Хранитель Небес, однако, более правильнее, может быть, Копьеносец. Хранитель Небес, возможно, происходит от раннего вечернего появления звезды из-за большой величины склонения к северу, так что она подобна надзирателю, наблюдающему за поведением своих менее ярких звездных соседей, нечто вроде "Патриарха-наставника обучающихся". От арабского названия произошли различные измененные формы: Al Ramec, Aramec, Aremeah, Ascimec, Azimech, и Azimeth, которые мы находим в списке звезд Альфонсин и Альмагеста (1515 г. изд.).

Названия, связанные с оружием, снова появляются как Копьеносец, Греко-Персидских таблиц; у Байера - Gladius, Kolanza, и Pugio, все применительно к Арктуру, которые, вероятно, на некоторых ранних рисунках изображают меч, копье или кинжал в руке охотника. Сходным образом название Alkameluz используется для созвездия в целом.

Ал-Бируни называет Арктур - Вторая добыча льва, раннее Asad (Жаркое); Спика была - Первая добыча.

У халдеев звезда носила название Papsukal, Сторожевой Вестник, божество 10 месяца их календаря Tibitu; Смит и Сайс утверждают, что на Евфрате она была известна как Пастух Небесного стада или Пастух Жизни Небес.

Эту звезду отличали во все времена, и ей одной из немногих Птолемей дает имя, однако положение менялось от карты к карте, более того, на самых ранних она расположена вне основной фигуры и именно так описана в Syntaxis. Ее помещали на груди; на поясе, откуда, возможно, происходит Байерова Arctuzona; на ноге, между коленями; Роберт Рекорд, первый английский писатель-астроном, в 1556 году упоминает в Castle of Knowledge "очень яркую звезду, именуемую Арктур, располагающуюся между коленей Волопаса"; и даже, как на некоторых изображениях, она символизирует оружие в его руке. Впрочем, со времен Дюрера она обычно помещается на край туники.

Интересный случай связан с появлением кометы Донати 1858 года, 5 октября, когда ее было видно всего лишь в 20' от ядра, "была намного ярче ядра" и наблюдалась так в течение нескольких часов. Этот случай примечателен еще и тем, что то же самое происходило на 240 лет ранее, при появлении кометы 1618 года; по крайней мере, так свидетельствует Иоанн Бейнбридж, который пишет в "Doctor of Physicke":

27 ноября, поутру, хвост кометы простерся над яркой звездой Арктур, что между коленей Артофилакса, или Волопаса.
Интересен тот факт, что первая фотография кометы Донати, вблизи звезды, была сделана 28 сентября 1858 года.


В Германии ее знали как Arctur; в Италии и Испании как Arturo.

Шиллер пишет в Смерти Валленштейна:

...Не каждый задаст вопрос
Далеко ли Арктур...


Манилий называет ее prona Lycaonia, "находящаяся внизу, или перед Ликаоном", имея в виду Большую Медведицу, поскольку звезда символизирует собой левое плечо Волопас, находящееся рядом с этим созвездием; Еврипид пишет (около 420 г. до н.э.): Выше, Арктур склонился к золотому полюсу.

Фламмарион именует ее Alkalurops.   


Вслед за Геликой идет, угрожая ей посохом, старец.
Может быть, то Волопас, иль Икарий, себе на погибель
Взявший от Вакха дары, и взамен утраченной жизни
В звездный одетый наряд. Очертания ярки на небе,
Но лишь один получил при рождении светоч названье –
Издавна звали Арктур звезду, что на поясе блещет.
Ниже – Девы найдешь очертанья. [...]
[...]  оставила мир навсегда справедливая Дева
И обрела в небесах то место, где с ней по соседству
Вслед за Возами идет Волопас, заходящий под утро.

Цезарь Германик (15–19 гг. н.э.). Явления.


Волопас (лат. Boötes от греч. Βοώτης, «пахарь (на волах)»; Boo) — созвездие северного полушария неба. Созвездие формируется большим астеризмом, определяющим его визуальный облик. Встречаются различные названия астеризма — Эскимо, Воздушный Змей или Парашют. 
Древнее созвездие. Альтернативное название в Древней Греции — Арктофилакс («Страж медведицы», имеется в виду созвездие Большая Медведица). Включено в каталог звездного неба Клавдия Птолемея  «Альмагест».

Волопас – пахарь, правящий Медведицами, Большой и Малой, вокруг Полярной звезды, Поляриса. Медведицы, привязанные к Полярной Оси, тянут за собой плуг, возделывая небесные поля, «чтобы вращение небес никогда не прекращалось». Арктур легко найти, приняв во внимание, что дуга ручки ковша Большой Медведицы – часть круга, или арка, затем проследите за аркой до Арктура. В северном полушарии Арктур виден по вечерам с марта до раннего лета. 

У итальянцев - Boote, у французов - Bouvier. Вырожденными формами были Bootis и Bootres. О его происхождении высказывают различные мнения: некоторые говорят, что оно произошло от, вол, и , заставлять двигаться, а также от Погонщик волов; Клавдий пишет [III Cons. Hon. 170]:

Волопас с волами поворачивает на север;

или Пахарь с Трионами (семь звезд Большой Медведицы - СТ), который, как Arator, известен благодаря Нигидию и Варрону за сто лет до нашей эры. Но в более поздние времена созвездие изображало Водителя Астериона и Хара (гончих псов), преследующих Медведицу вокруг полюса, что подвигло Карлайла на такую аллюзию в Sartor Resartus (Перекроенный портной):

Что думает о них Волопас, когда устремляет в зенит своих Гончих Псов на поводке звездного огня?

Другие, возможно, более правильно, полагают, что слово, Окликающий, транскрибируется как Boetes, из Погонщика, окликающего Волов - Трионов, - или Охотника, травящего медведя; Гевелий предполагает, что крик означал науськивание на охоте. В переводе Syntaxis эта идея Окликающего отражена в Vociferator, Vociferans, Clamans, Clamator, Plorans, Громко Рыдающий, и даже, вероятно, Canis latrans, Лай Собак, что Абен Эзра применяет к этим звездам, используя еврейские слова Kelebh hannabah.

Довольно часто встречающееся Herdsman, Пастух, от французского Bouvier, также является уместным, не только потому что ассоциируется с Волами Телеги, но и потому, что у арабов околополярные звезды, не исчезающие за горизонтом, представлялись как Fold (букв. кошара, сонм) с его добрыми и злыми обитателями. Другими названиями были «Медвежий смотритель», «медвежий охранник». Но, не смотря на то, что эти названия часто были взаимозаменяемыми, обычно они использовались для обозначения всего созвездия, а позднее его ярчайшей, как в Явлениях, у Гемина и Птолемея. Тем не менее, поэты не всегда различали их, в стихотворениях Арата эти названия смешиваются, несмотря на отличные значения; даже Цицерон в одном из мест [Phaen. Arat. 96] пишет со всей ясностью:

Arctophylax, как обычно именуют Волопаса.

Транслитерации эти - и Artophilaxe, и Arcturus, как название созвездия встречаются у писателей и астрономов даже в 18 столетии; Чосер пишет "звезды Арктура". 

Стаций также именует его Portitor Ursae; Витрувий - Custos и Custos Arcti, Медвежий Хранитель; Овидий - Custos Erymanthidos Ursae; в Альфонсинах - Arcturi Custos; в то же время у ранних английских писателей часто встречается Bear-driver.

Хотя Манилий и знает о связи этого созвездия с Медведицей, он, тем не менее, употребляет другое сравнение:

помнящий повозку Возничий и телегу Волопас;

а Арат задолго до него объединяет оба названия и представления:

Арктофилак - у людей именуется он Волопасом,
Ибо, как кажется им, он правит Медведицей-Возом...

Plaustri Custos, Хранитель Телеги (Большой Медведицы), было другим именем, дающим иную характеристику Волопасу; Овидий пишет:

Тут и Медведицы страж, лентяй Волопас...

Гесиод, около 370 до н.э., именует его Орионом, но это кажется непонятным, если только не происходит от неправильно понятого выражения Гомера, в переводе лорда Дерби:

Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона...

....как если бы они находились в непосредственной близости. Или же название это может происходить из-за некоторой путаницы с Orus, или Horus (Гор), у египтян, который был связано как с Орионом, так и с Волопасом. Лаланд имеет это в виду, когда пишет:

Philomelus есть еще одно название, как если бы он был сыном соседней Virgo Ceres; раннее наименование Venator Ursae, Охотник на медведя, снова появляется как Nimrod, зверолов сильный пред Господом, библейской школы второго или третьего столетия перед тем, хотя обычно оно применялось для нашего Ориона.

Еще одно имя - Pastor, Овчарка, предположительно, от арабской идеи кошары вокруг полюса, или из стада на соседнем пастбище в направлении к юго-востоку, на месте наших Геркулеса и Змееносца; возможно, здесь есть некоторая путаница с Цефеем, который также изображался как Пастух с Собакой.
Как календарный знак впервые упоминается Гесиодом, в переводе Томаса Кука:

Уж начинает Заря розоперстая видеть Арктура:
Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья.
и снова, но уже для другого времени года:
Только лишь царственный Зевс шестьдесят после солнцоворота
Зимних отмеряет дней, как выходит с вечерней зарею
Из океанских священных течений Арктур светоносный
И в продолжение ночи все время сверкает на небе.
Следом за ним, с наступившей весною, является к людям
Ласточка-Пандионида с звенящею, громкою песнью;
Лозы подрезывать лучше всего до ее появленья.


У Колумеллы, Палладия, Плиния, Вергилия и других встречаются аналогичные ссылки на Волопас, или Арктур, которые указывают на различные сезонные полевые работы, подобно указанию в 1-ой Георгике:

Ясные знаки тебе ниспосланы будут Боотом.

Icarus, или Icarius, также использовалось для обозначения созвездия, по имени того несчастного афинянина, который принес в мир столько неприятностей практическим применением идей Бахуса, а именно надлежащим использованием винограда, и который за это совершенно не по заслугам был вознесен на небо вместе с дочерью своей Эригоной как Девой, и верной собакой Мерой как Проционом или Сириусом. Из этой истории возник Icarii boves, соотносимый с Трионами (созвездиями Медведиц) Проперция.

Ceginus, Seginus, и Chegninus, а также Cheguius из арабо-латинского Альмагеста, возможно, возникли из странным образом претерпевшего изменения названия соседнего Цефея; хотя Буттман утверждает, что они произошли, вероятно, из длительного ошибочного и неправильного изменения Kheturus, арабского написания Арктура.


Волопас. Рукопись XV века Pergamenthandschrift M II 141, копия издания 964 года


Лаланд приводит имя - Custos Boum, Хранитель Волов, а также Bubulus, или Bubulcus, Крестьянская Телега, запряженная Волами, хотя Иделер утверждает, что последнее никогда не использовалось для обозначения Волопаса. Ювенал, однако, пользуется им, и Миншу определяет Волопаса как Bubulcus coelestis. 

Клавдиан, Ювенал и Овидий используют tardus, медленный, piger, вялый...И все это потому, что когда созвездие располагается вертикально и в течение восьми часов постепенно скрывается за горизонтом, оно никогда не исчезает целиком – остается видимой его рука, факт, на который в ранние времена обращали больше внимания, чем сегодня. Обратная картина наблюдается при его восхождении и принятии "горизонтального" положения; тогда он появляется, "сразу весь", как пишет Арат.

Евсевий, цитируя древнего оракула, который дает явное указание на это созвездие в соответствии с древними представлениями, пишет -

Таинственный погонщик - нагорный пастух медвежий.

Браун говорит, что он был известен в Ассирии как Riu-but-same, "что превратилось в греческое Волопас", и что идея быка, погоняемого пахарем или пастухом, применительно к созвездию, имеет свои корни на берегах Евфрата.

Среди арабских названий встречается Nekkar, часто в форме Al Naḳḳār, Копатель или Разрыватель, по аналогии с классическим Копателем канав в винограднике; но Иделер показал, что это ошибочная форма от Al Baḳḳār, Пастух, найденная им у Ибн Юнуса (или Юниса).

Alkalurops, который обозначает Волопаса в Альфонсинах как Incalurus, от, пастуший посох, с арабским артиклем в начале; теперь это название относится к звезде. Посох, принявший в окончательном виде Копье, породило название Al Rāmiḥ, которое получило широкое распространение среди арабов, но затем превратилось в ранних астрономических работах в Aramech, Ariamech, как для обозначения самого созвездия, так и для его самой крупной звезды.

В Польше Волопас представлялся как Ogka, или Оглобля, часть того, что в этой стране было Woz Niebeski, или Небесной Телегой; в старом чешском языке встречается Przyczck, настолько же непонятное, насколько трудно произносимое.
Ранние католики знали его как Святого Сильвестра; Цезиус говорит, что оно может являть собой пророка Amos, Пастуха, или Пастыря с фиговым листом, из Текоа.


На рисунках Хейса, а впоследствии Дюрера, он изображается человеком в летах, с пастушьим посохом, с собаками на поводке; но ранние представления связаны с молодым человеком, впрочем, в любом случае держащим в руке орудия охоты или хозяйства; одним из них, может быть, был тирс Бахуса.



Венецианское издание Гигина 1488 г. показывает Сноп Пшеницы, Волосы Вероники, у его ног; Аргеландер в Uranometria Nova помещает различные изображения на двух плитах - одно древнее, другое более позднее, с собакой на поводке, преследующим Медведя.

Это созвездие, а также Медведица, Орион, Гиады, Плеяды и Псы были единственными фигурами из звезд, упоминаемых у Гомера и Гесиода; позднейший автор, Томас Кук, так объясняет причину - "имена, которые естественно вписываются в стихи, написанные гекзаметром"; однако предположение, что эти великие поэты не знали других созвездий, не кажется разумным, хотя следует отметить, что все они идентичны у различных авторов.


*

Созвездие Волопаса очень напоминает по форме раскрытый парашют. Согласно греко-римской мифологии, это созвездие связано с любовью верховного Зевса-Юпитера к Каллисто, любимой нимфе богини охоты Дианы. Чтобы соблазнить красавицу, Юпитер принял образ Дианы. От Каллисто у него родился сын Аркас (Аркад), которого называли и Боотес (Bootes - Волопас). 

Когда Каллисто была беременна Аркадом, Зевс превратил её в медведицу — то ли чтобы утаить от своей ревнивой супруги Геры, то ли чтобы скрыть от Артемиды, которая была госпожой Каллисто и разгневалась бы на неё за нарушение обета целомудрия. По другой версии, увидев однажды во время купания, что Каллисто беременна, Артемида превратила её в медведицу.
После смерти матери Аркад был унесен Зевсом в Аркадию, где был отдан на воспитание одной из плеяд Майе. Либо воспитан неким этолийцем. Воспитан козопасом. По одной из версий, когда он вырос, он вторгся в Ликей и вступил в связь с матерью. Местные жители хотели принести их в жертву, но Зевс поместил их среди созвездий. По одной из версий Аркас был превращён Зевсом в звезду Арктур, по другой — в созвездие Малая Медведица. Или, собственно, стал созвездием Волопаса (Арктофилака). В этой версии Аркад погибает в юности, и она противоречит другим преданиям, согласно которым Аркад стал родоначальником аркадских царей.

Созвездие Волопаса ассоциировалось у древних греков и с легендой о землепашце Триптолеме. Согласно легенде, бессмертная богиня земледелия и плодородия Деметра передала Триптолему волю земли. Научив искусству земледелия, богиня вручила сыну Метиниры колос, серп и плуг и послала исполнять волю земли. Так Триптолем начал свое путешествие по миру, посвящая людей в тайны земледелия. Чтобы быстрее распространять знания, Деметра наградила сына Келея золотой возницей, запряженной драконами. Всю свою жизнь Триптолем посвятил богине Деметре и воле земли. А за свое усердие, после своей смерти сын Келея был назначен первым пахарем неба в качестве созвездия Волопаса.

По еще одной версии Волопас - имя, полученное гигантом Алкионеем за то, что он дважды похищал священное стадо быков Гелиоса.

Другая версия уводит нас к легенде про Икария-винодела и его дочь Эригону. 
Не было на Земле места, где бы ни появлялся бог Дионис. Он шествовал в венке из виноградных лоз, а за ним постоянно следовали в каком-то безумном танце пьяные сатиры и веселые, шумные менады (или, иначе, вакханки). Замыкал шествие, едва удерживаясь на осле, вечно пьяный, но весьма мудрый учитель Диониса – старик Силен. С песнями и музыкой вся эта шумная компания бродила по лесам и горам, при этом не забывая заглядывать даже в самые отдаленные селения.
Те, кто радушно принимал веселого бога и его свиту, всегда получал от Диониса щедрые награды. Первым в Аттике такую награду получил Икарий. Он гостеприимно встретил Диониса и его друзей в своем доме и угостил их от всего сердца. Прощаясь с хозяином, Дионис подарил ему мехи с вином, виноградную лозу, а также рассказал ему, как выращивать виноград и что делать с гроздьями. Икарий воспользовался советами Диониса и начал выращивать виноград. Вскоре его просторные поля зазеленели от лозы, благословляемой богом Дионисом. Гроздья на ней были тяжелыми и сочными, из них Икарий приготовил вино, как его научил Дионис. Вино получилось отменным - таким прекрасным, что всякий, кто его пробовал, становился веселым и забывал свои заботы и тревоги.
Как-то вечером, когда вернулись с полей пастухи Икария, он угостил их своим вином. Пастухи, не знавшие до сих пор силы хмеля, подумали, что хозяин отравил их. В отместку они схватили Икария и убили его, потом отнесли его тело в горы и там спрятали в глубокой расщелине. Эригона, дочь Икария, дни и ночи напролет, обливаясь слезами, искала исчезнувшего отца. Однажды она взяла с собой на поиски собаку по кличке Майра. Как ни странно, собака завела ее в горы, и там Эригона обнаружила убитого отца. Отчаяние ее было столь велико, что она повесилась. Бог Дионис покарал Аттику чумой и смилостивился лишь тогда, когда погибших стали чтить как героев. Икария, Эригону и ее собаку Майру Дионис поместил на небо. Теперь они сияют по ночам в виде созвездий Волопаса, Девы и Большого Пса.


Культурный герой Сицилии Филомел, нищий изобретатель повозки и плуга, тоже кандидат на прототип созвездия, запечатленный в нем матерью его Деметрой.


Изображение Волопаса [Regiomontanus, 1512].