10.12.19

Жертвенник




Жертвенник – созвездие южного полушария неба. Древнее созвездие.

Жертвенник, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий



Жертвенник – это созвездие, сохранившее известность еще с античных времен. Исторические следы, подтверждающие его существование в астрономической практике, имеются у многих народов.
На латинском – Ara. Altar в Германии, Altare в Италии, Autel и Encensoir во Франции.
В античные времена связывался с Центавром и Волком, с которыми граничил на западе, пока не было образовано созвездие Наугольника.
Латиняне знали его под нашим нынешним названием, часто обозначая как Ara Centauri, Ara Thymiamatis, и как Thymele, алтарь Диониса; иногда, уменьшительно, Arula. Также встречается Altare, Apta Altaria, Altarium; Sacrarium и Sacris; Acerra, небольшой жертвенник, на котором перед мертвыми возжигали фимиам; Batillus, жертвенник, на котором возжигали фимиам Пану; Prunarum Conceptaculum, Мангал; Focus, Lar, и Ignitabulum, все слова означают Очаг; Гестия или Веста богиня домашнего очага.
Thuribulum и Turribulum, Курильница, точнее Turibulum, так это созвездие обычно называли вплоть до 18-го века.
Также встречается название Pharus, поскольку жертвенники часто устанавливали на возвышенных местах и они служили древним как бы маяками, чему примером служит Александрийский маяк. Таблицы Альфонсо добавляют названия Puteus, Яма; Sacrarius, и Templum, Священное место; но представляют его как типичный алтарь. Лейденский манускрипт изображает курительницу-мангал с благовонными курениями; иллюстрированные издания Hyginus 1488 и 1535 гг. показывают жертвенник с вздымающимся пламенем и фигурами демонов по сторонам; иллюстрированные немецкие манускрипты 15-го века дают картину ямы, в которую большие демоны сталкивают меньших по размеру.

Согласно Псевдо-Эратосфену, Жертвенник – это жертвенный камень, на котором Зевс, Посейдон и Аид совершили совместную жертву прежде, чем Зевс начал десятилетнюю войну со своим отцом Кроносом. Либо он (Зевс), согласно Манилию, воздвиг звездный Алтарь, как величайший сияющий ныне, в честь победы над титанами, над которым боги приносят взаимные клятвы. Поэт пишет также : ara ferens turris, stellis imitantibus ignem, указывая, по всей видимости, что пламя должно было простираться к северу сквозь Млечный путь, или что последний сам должен был олицетворять дым и пламя; и то, что древние думали так и представляли себе именно такую картину, свидетельством тому арабские и средневековые рукописи. Однако, начиная с Байера и до наших дней, он изображается в перевернутом виде, что более уместно для южных созвездий.

Арат называет его Θυτήριον; другие – Θυσιαστήριον, оба слова означают алтарь; у Прокла и Птолемея Θυμιατήριον, Курительница; Байер приводит название Έχάρα, по всей видимости, Έσχάρα, Мангал; Πυράμνη, неизвестное слово; Λιβανωτίς, подразумевается –  Λιβανωτρίς, алтарь, на котором сжигали благовонные растения. У Эратосфена Νέκταρ ἡ Θυτήριον, что, однако не принимают Иделер и Шаубах, считая эти названия непонятными и поврежденными.
Разнообразие классических названий соответствует различию изображений, но, одновременно, хорошее знание составляющих его звезд древними наблюдателями, для которых они имели важное значение как предсказатели изменений погоды и направления ветра.
Древние греки считали (по версии), что этот священный предмет-алтарь принадлежит кентавру Хирону, а моряки полагали, что его появление на небе предвещает скорый шторм.
Арат отводит ему двадцать восемь строк – очень большой фрагмент – в Явлениях, описывая природу Жертвенника [Явлен. 402 ; пер. К.А.Богданова].

Там же, где ярко горит Скорпиона ужасного жало,
ниже его, чуть южнее, вращается Жертвенник в небе.
Хоть и на малое время, его в высоте ты заметить
сможешь — он вверх поднимается прямо напротив Арктура.
Путь той звезды пролегает почти по вершине
небесной и, обгоняя ее, он уходит на Западе в море.
Жертвенник между созвездьями древняя Ночь
водрузила, участи скорбной людей соболезнуя.
Стал он им верным знаком в ненастьях морских.
Корабли, что разметаны бурей, душу печалят ее, потому 
и другие знаменья в жалости к людям являет она, среди волн окруженным.
Если на море ты будешь, молись, чтоб безоблачно
Было это созвездие в небе и ясно виднелось средь прочих,
ибо само по себе оно ярко, покуда не скрыло
грудой его облаков, омрачающих небо, как часто
осенью то происходит, вздымающей ветры над морем.
Южного ветра приход знаменуя созвездием этим,
Ночь так сама помогает терпящим невзгоды морские.
Если внимают они ее предначертаниям вещим, легче им будет 
и станет во всем ремесло их надежней, менее тягостным труд будет их.
Ведь когда на корабль сверху, неистов и страшен, обрушится
шквал ураганный, будучи непредсказуем, и рвет парусину
на мачтах, то среди вспученных волн они часто уходят
под воду, то, если только им Зевс, их моленья услышав,
поможет в бурю спастись и Борей направление ветра изменит, 
смогут они, испытав очень многое, снова увидеть вместе друг друга.
Когда при созвездии том южный ветер, 
будь осторожен и жди грозового дыханья Борея.


Исследования на берегах Евфрата в Месопотамии, как кажется, показывают различное расположение Жертвенника, что, по мнению Брауна, может свидетельствовать об утраченном зодиакальном созвездии, впоследствии представленном Клешней, а затем Весами; он ассоциирует его с 7-м месяцем аккадского календаря и знаком Tul-Ku, Святой Жертвенник, или Знаменитая Возвышенность, возможный намек на возвышенное основание Вавилонской башни. Шумеры считали, что оно олицетворяет древний жертвенный огонь, называли его «созвездием древнего жертвенного огня».
Впоследствии, в связи с изменениями созвездий, первоначальный зодиакальный Жертвенник был смещен относительно своего первоначального положения, а его различные формы жертвенника-алтаря ведут свое начало от Евфратского изображения.
Такая память о первоначальном жертвеннике, вероятно, может объяснить странную важность, придававшуюся в древности в общем-то малоинтересному в наши дни созвездию, которое Манилий именует Mundi Templum (Храм Мира); это последнее слово также используется для другого звездного обозначения, котором Варрон пользуется при делении небесной сферы.

В Аравии его называли Al Mijmarah, Курительница, каковое название, будучи единственным в этой стране, показывает, что оно не было хорошо известно до проникновения сюда греческой астрономии. Видоизменения этого названия мы находим в Almegramith у Риччиоли и в Almugamra у Цезиуса.
Этот последний автор считает, что жертвенник представляет собой один из алтарей, воздвигнутых Моисеем, или же золотой алтарь главного храма в Иерусалиме; другая библейская школа считает его алтарем, возведенным Ноем после потопа.
В общем, народы древнего мира придавали этому жертвеннику различный смысл. Встречались даже рассуждения, что это именно тот жертвенник, на который Авраам положил своего сына Исаака, чтобы принести в жертву Богу.

*