9.6.19

ГУН-ГУН



Гун-гун или просто Гунгун (кит. 共工) – китайский бог воды, изображающийся с телом змеи, лицом человека и красными волосами на голове. В некоторых рассказах он описывается как человек с хвостом змеи вместо ног. 




Гун-гун чаще всего упоминается как бог разрушитель, и во многих легендах именно он становится причиной катастроф. Большинство преданий с ним заканчивается тем, что Гун-гуна убивают или отправляют в изгнание, обычно после поражения в битве с другим крупным божеством-правителем. Одни говорят, что Гун-гун был амбициозным, жестоким и злобным, но в то же время глупым и недальновидным. Другие – несколько расширенно рассматривают его функции.

Роль Гун-гуна часто полярно меняется, смешиваясь с теми или иными персонажами.

Во-первых, Гун-гун – это мифологический герой укротивший наводнения. Он напрямую связан с водой как стихией.
При этом, Гун-гун – потомок богов огня.

Некоторые связывают его происхождение с «тремя августейшими».
В Пекине существует основанный во времена империи Мин храм Древних Императоров. В нем хранятся в качестве объектов поклонения таблички с именами всех императоров Китая, начиная с Трёх Августейших (они же – три властителя). Трое Августейших считаются наиболее влиятельными вождями племен, живших на территории Китая. Только один из них (третий) считается более-менее достоверно существовавшей личностью, так как о первых двух не могло существовать письменных источников.

Тайхао (Taihao), имевший прозвище Фэн (Feng) и получивший титул Фуси (Fuxi). Легендарный предводитель ранних восточных племён, проживавших на территории Китая. Был первым, кто научил людей ловить рыбу, охотиться, разводить скот. Также был тем, кто изобрел знаменитые 8 триграмм, ставшие впоследствии основой «Книги Перемен» (И-цзин).
Янь Ди (Янь-ди, Yandi), имевший прозвище Цзян (Jiang) и получивший титул Шэньнун (Shennong) – «божественный земледелец». Также его называют «Красный Император» или «Император Огня».
Хуан Ди (Хуан-ди, Huangdi), по прозвищу Цзи (Ji), получивший титул Сюаньюань (Xuanyuan). Ему поклоняются как «Отцу человеческой культуры», так как считается, что он изобрел письменность, музыку, ввел в культуру использование колеса и телег и изобрел арифметику и медицину. Он же – «Желтый Император», это дословный перевод имени Хуан («жёлтый») Ди («император»).

Согласно мифам, Янь Ди был верховным божеством, богом Солнца. При этом он никогда не отождествлялся со светилом. Говорилось, что он обладал «силой Солнца». Впоследствии он уступил место верховного божества прибывшему на огненном драконе новому богу – Хуан Ди. При этом Хуан Ди назначил Янь Ди управителем Юга. По одной из версий, Хуан Ди гораздо активнее взаимодействовал с людьми, чем Янь Ди, и передал им множество знаний (музыка, арифметика, письменность, транспорт). Позднее Янь Ди попытался отвоевать верховный трон у Хуан Ди, но безуспешно, так как в войне он побоялся применять силу Солнца, чтобы не испепелить всю землю. Впоследствии Ян Ди удалился куда-то на север и потерялся там. Согласно мифам, Хуан Ди жил в богатом дворце, который он построил там, куда принес его дракон – на горе Куньлунь. Хуан Ди правил порядка 300 лет и его правление закончилось, когда за ним прилетел ещё один огнедышащий дракон и унёс его на небеса при множестве свидетелей.

Согласно книге «Шанхайцзин» (Shanhaijing 山海經) Гун-гун был потомком Янь Ди. Он родился в реке Янцзы и имел человеческое лицо, но как говорилось, тело змеи и рыжие-огненные волосы.
То есть, чисто внешне, Гун-гун представляет симбиоз «огня» и «воды», что в отношении стихий – диссонирует.

Гун-гун в китайской мифологии становится связанным с реками : он вел учет всех вод, путешествовал по их направлениям и давал им имена. Вместе со своим сыном Хоу-ту (Hou Tu 后土), Владыкой Земли, он позаботился о всех гидравлических работах в районе рек Yi 伊 и Luo 洛.
Во времена мифологического императора Шунь 舜, Гун-гун приручил наводнения, которые угрожали затопить королевство. Он изобрел способ строительства дамб для хранения воды.
То есть, он не всегда рассматривается как «деструктор». Однако почти всегда как носитель буйной стихийности в характере.



Гун-гун известен с конца периода Воюющих Государств (до 221 г. до н. э.). Но во многих мифах Гун-гун является виновником потопов и с ним часто появляется Сянлиу - дракон с девятью головами. Подробнее читать ЗДЕСЬ



Однако, главная легенда в которой Гун-гун является одним из ключевых участников, несколько о другом.

Гун-гун появляется в древней поэме Чу Ци «Небесные вопросы», где его обвиняют в том, что он сбил ось Земли, заставив её наклониться на юго-восток, а небо – на северо-запад. Этот осевой наклон используется для объяснения того, почему реки Китая обычно текут на юго-восток, в частности реки Янцзы и Хуанхэ, и почему солнце, луна и звезды движутся в направлении северо-запада.

Этим событиям предшествовало следующее. Гун-гун начинает воевать с правителем Чжуань Сюй (Zhuan Xu 顓頊). По наиболее распространённой версии, отцом Чжуань-сюя был Чан-и, сын Жёлтого императора Хуан-ди, по другой версии – Чжуань-сюй являлся правнуком Жёлтого императора. Гун-гун, наряду с некоторыми другими богами, сформировал некую «коалицию» для восстания в попытке узурпировать трон и сбросить Чжуань-сюя с престола. Началась долгая и жаркая война, и армия Гун-гуна начала терять все больше и больше воинов. В конце концов, Гун-гун был вынужден признать свое поражение и отправиться в северо-западный конец света, где возвышалась гора Бучжоу.
Гун-гуну было стыдно за то, что он проиграл эту битву за небесный трон. В порыве ярости он ударился головой о гору Бучжоу, которая была одним из восьми столбов (Тяньчжу 天柱), что удерживали небо.


Гун-Гун швыряет себя об гору Бучжоу


В итоге крушения горы небо наклонилось к северо-западу, а земля сдвинулась на юго-восток. Начался потоп. Богиня Нюй Ва (Nü Wa, 女媧)отрезала лапы гигантской черепахи Ао и использовала их вместо упавшего столба, положив конец наводнениям и страданиям; однако она не смогла полностью вернуть небо и землю на место.


Нюй Ва устраняет нарушение на небесах




Нюй Ва в китайской мифологии была божеством – женщиной, она создательница человечества, избавительница мира от потопа, богиня сватовства и брака. Также иногда упоминается в контексте «трех августейших», поэтому ее иногда называют Nü Huang 女皇 «Женский Император».У нее было тело змеи, но голова женщины, и она могла трансформироваться в разные формы семьдесят раз в день.

Войну Гун-гуна с Чжуань Сюй можно рассматривать как возобновление войны между Желтым Императором – Хуан Ди, предком Чжуань Сюй, и Красным Императором – Янь Ди, предком Гун-гуна.
Гун-гун также как и Янь Ди – отправляется в «изгнание». Но в этой версии, в отличии от Янь Ди, он устраивает «вселенский хаос» в порыве ярости от проигрыша.

Другой легендарный противник Гун-гуна – Гао Синь (辛), один из «пяти императоров» в китайской мифологии. Другое его имя Ди-ку (帝嚳), получивший титул Гаосинь (Gaoxin). Он также был предком Хуан Ди. Часто его называют «Белым императором». При нём расцвела культура и, в частности, музыка. Считается, что он изобрёл многие из музыкальных инструментов.
Битва с Ди-ку имела те же последствия, что и с Чжуань Сюй. Гун-гун проиграл, но в контексте этой истории, он якобы спрятался в глубоком колодце, и его семейная линия была прервана. Хотя по другим источникам Гун-Гун родил Хоу-ту.

Враги Гун-гуна меняются от истории к истории. Например, помимо Чжуань Сюй и Ди-ко также упоминается и еще один персонаж, но уже связанный родственными связями с самим Гун-гуном ! Это Чжу Жун (祝融), также называемый Чжу Мин (朱明) «Красный Яркий» или еще один «Красный Император», потомок Янь Ди. Иногда его отождествляют с самим Янь Ди. То есть, Гун-гун вступает в битву со своим прородителем. Это описано в трактате «Шань хай цзин» («Канон гор и морей»), где Чжу Жун называется отцом Гун-гуна. Бой завершился победой Чжу Жуна. Чжу Жун, которого прозвали Ши-ди («красный император»), правил больше двух сотен лет и обрел бессмертие. Якобы его потомки, до сих пор живущие на юге, считаются потомками повелителя Огня.


Чжу Жун на двух драконах, изображенный в «Книге гор и морей» , издание 1597 года 


В более позднее время Гун-гун упоминается в связи с противостоянием с великим Ю. Ю (Юй) Великий ( 大禹) – один из древних мифических государей в Китае. Свои дарования и энергию он проявил при императоре Яо, когда ему удалось вернуть воды, затопившие землю, в прежние их границы (Китайский миф о Потопе). Гун-гун мешает ему это сделать. Но в каком контексте, мы выяснить не удалось : как предок «богов огня» или как другой «бог воды» решающий вернуть себе позицию «главного» ?
Его многоликость несколько озадачивает.

Однозначно одно – Гун-гун любит воевать, но постоянно проигрывает. История Гун-гуна – во многом типичный сценарий богоборчества. Борьба эта, как правило, ведется молодым божеством с одним из более старших. И истоки истории Гун-гуна лежат в противоборстве двух божественных династий начатых Хуан Ди и Янь Ди.

Например, в одной истории Ю убил Сян Лю (相 柳), сторонника/соратника Гун-гуна, что также отражает борьбу между линией Желтого императора (Хуан Ди) и линией Красного императора (Янь Ди).

В китайской мифологии верховным властителем был Хуан Ди. Но этого поста он достиг не сразу. Хуан Ди был всего лишь Владыкой, «всего лишь» потому, что он не создавал ни гор, ни морей, ни людей подобно Нюй Ва, но он занял этот пост, вероятно, из-за возвышения одного из китайских субэтносов. До этого верховный пост занимал Янь Ди – именно он появляется после смерти Нюй Ва и считается солярным божеством.
Некоторые считают, что Янь Ди мог быть китайским верховным божеством до династии Шан (примерно 1500 -1028 г. до н.э.) и позже его сменил Хуан Ди, бывший верховным божеством иной субэтнической группы.

Миф в противостоянии Желтого Императора Хуан Ди и Красного Императора Янь Ди вполне вписывается в картину противостояния либо богов отца и сына, либо двух братьев-божеств. К последнему можно отнести мотив убийства Авеля Каином, где земледелец проливает кровь животновода.
То есть, в этой роли Гун-гун являясь предком Янь Ди, по сути, символически смешивается с его ролью продолжая его дело борьбы с потомками Хуан Ди.
Но источники о Янь Ди, также как и об Гун-гуне, дают противоречивую информацию: «...в древнекитайской мифологии: бог Солнца, повелитель Юга, пламени, бог лета. В некоторых текстах он назван единоутробным братом Хуан Ди, с которым они поделили пополам Поднебесную. В древних сочинениях упоминается миф о жестокой борьбе Янь Ди и Хуан Ди, победителем в которой вышел Хуан Ди (можно предположить, что в основе мифа лежит представление о борьбе огня и земли (и воды ?), о борьбе огня и «материи» (земля и вода), связанной с подсечным и огневым земледелием. С древних времен известно понимание взаимоотношений элементов – «вода и огонь несовместимы». Однако, как уже говорилось выше, Гун-Гун связывается с обеими стихиями.

Сохранился также сюжет, который приписывает богу огня и начало земледелия: при Янь Ди появилась красная птица с девятью колосками злаков в клюве, которая роняла их в землю, а Янь Ди подбирал зернышки и сажал в землю; вкусивший выросшие злаки становился бессмертным. Образ Янь Ди рано контаминировался с образом божества земледелия Шэнь-нуном, и мифы о них крайне трудно поддаются разграничению. Янь Ди правил южными землями совместно со своим потомком, богом огня Чжу Жуном – отцом Гун-гуна.
Не исключено, что Янь Ди изначально был богом плодородия, которого почитали земледельцы. Можно было бы предположить, что Хуан Ди был богом если не кочевых племен Китая, то, вероятнее всего, божеством воинов.

По одной из версий, именно Янь Ди был очень милосердным, и если уж говорить о его «гуманных деяниях», то он, пожалуй, сделал больше, чем Хуан Ди. Хотя по другой версии – Хуан Ди более благосклонен к людям.
Когда Янь Ди появился на земле, людей уже было много, а пищи, доставляемой природой, не хватало. Милосердный Янь Ди научил людей сеять злаки и своим трудом добывать средства к жизни. В те времена люди трудились сообща, помогая друг другу, не было ни рабов, ни хозяев, урожай делили поровну, и отношения между людьми были такие же, как между братьями и сестрами. Чтобы злаки росли, Янь Ди заставил солнце давать достаточно света и тепла, и с этих пор люди не беспокоились об одежде и пище. Все с благодарностью вспоминали его заслуги и почтительно называли Шэнь-нуном – Божественным земледельцем. По преданию, он имел голову быка и туловище человека. Это, вероятно, означало его особые заслуги в земледелии: он в течение тысячелетий подобно буйволу помогал людям пахать землю».

И здесь опять начинаются «непонятности». В одной истории говориться, что Гун-гун вступает в войну с Шэнь-нуном. То есть, будучи предком Янь Ди он либо идет против «своих», либо, «звание Шэнь-нун», также относилось и к Хуан Ди.

По одной из версий, война с Чжуань Сюй (предком Хуан Ди), о которой говорилось выше, имела следующие предпосылки : якобы Чжуан Сюй был не очень хорошим правителем, и люди (народ) были в глубоком кризисе от такого правления, и Гун-гун решил его «заменить» собой. В этом случае – Гун-гун продолжает свою роль наследника традиции Янь Ди, своего предка...И некая его роль «богоборца» здесь также очевидна.
Также стоит отметить, что как предок Гун-гуна Янь Ди ассоциировался с солнцем, так и Хуан Ди в последствии стал также ассоциироваться с солнцем. Произошло это тогда, когда Хуан Ди решил подчинить себе четырех властителей Сторон Света:

«Вначале Хуан Ди , заботясь о жизни народа, не любил войн, но боги, титуловавшиеся цветами стран света, совместно строили против него козни, так что пограничные города жили в постоянной тревоге и жители их не расставались с кольчугами. Хуан Ди вздохнул и сказал: „Когда государь в опасности, народ неспокоен; когда властитель теряет государство и у подданных новый хозяин, причина бед заключается не в чем ином, как в попустительстве разбойникам. Ныне я поставлен править народом, но четыре разбойника противятся, то и дело собирают войска". Тогда он поднял свое войско, чтобы уничтожить четырех владык».
(Юань Кэ «Мифы Древнего Китая»).

Юань Кэ справедливо отмечает, что эта цитата может показаться исторической хроникой, в то время как это всего лишь миф, в изложении официального стиля. Здесь характерно, что прямо не утверждается о Хуан Ди как боге войны, его вынуждают стать таковым. Возможно, это всего лишь эвфемизм, чтобы приукрасить величие божества, скрыв его изначальную воинственность, а может это естественный процесс переквалификации бога из одной области специализации в другую. Так, например, по всей видимости, переквалифицировался греческий бог Посейдон из покровителя коневодства и плодородия (в том числе) в покровителя мореплавателей и грозного бога морей вообще. Остатки этой специализации можно увидеть у Гомера в Иллиаде, где Посейдону «в жертву» приносят деревянную статую именно лошади, которую троянцы и забирают себе.

Здесь прослеживаются некоторые аналогии и с мифологемой Гун-гуна. Если изначально он (возможно) был связан с плодородием как носитель традиции/рода Янь Ди, то позже уже стал грозным божеством водных потоков, как «замыкающий» этот род.
Китай – «страна потопов» : самые крупные и разрушительные наводнения известные с древних времен происходили именно там. Гун-гун как один из символических «управляющих» водными потоками, начинает ассоциироваться с исключительно разрушительной их силой.

Борьба между Хуан Ди и Янь Ди – одна из самых больших войн в китайской мифологии, не меньшая по значению, чем воспетая Гомером Троянская война. Описывается «оружие» для боя – это вода и огонь. Хуан Ди использует и огонь и воду. При этом, «Хуан Ди удалось схватить Янь Ди благодаря пожару» ( Ю Кэ «Мифы древнего Китая»). Здесь присутствует некое противоречие, учитывая что Янь Ди и его потомок Чжу Жун упоминаются как божества огня.
Затем потомки Янь Ди желая мести возвращаются на «поле битвы».

Хотя в «Книге гор и морей» четко показана родословная Гун-гуна ( «Янь-ди родил Янь-цзюя, Янь-цзюй родил Цзе-бина, Цзе-бин родил Си-ци, Си-ци родил Чжу-жуна, Чжу-жун родил Гун-гуна, Гун-гун родил Хоу-ту»), его «трансформации» и назначения в контексте мифа – несколько озадачивают.
Ю Кэ в своей «Мифология древнего Китая» пишет коротко и ясно : «все потомки Янь Ди один за другим поднимались в бой с потомками Хуан Ди», упоминая в этой связи и Гун-гуна.
Так кто он : «продолжатель» династии богов огня, или яростный разрушитель в чьих руках – водная стихия ? Или и то и другое – вместе взятое ? Где «настоящий» Гун-Гун, а где нет ?

Например, в некоторых источниках пишут о том, что предполагаемый отец Гун-гуна, «огненный» Чжу Жун – послал «растопку» с небес и научил людей пользоваться огнем. И это четко перекликается с ролью того же греческого Прометея, который был также богоборцем при этом принеся людям огонь. А в богоборческой роли, как минимум в трех сюжетах замечен Гун-гун. Но не Чжу Жун. Согласно другим источникам, Чжу Жун вообще был «чиновником», ответственным за огонь при Желтом Императоре (Хуан Ди). Здесь важно отметить, что существует два источника о происхождении Чжу Жуна : в одном он ведет своё происхождение от Желтого Императора (Хуан Ди), а в другом – от Красного Императора (Янь Ди).

Однако живучей и видимо более привлекательной стала версия, что будучи предком Янь Ди, Чжу Жун переметнулся во вражеский лагерь. Собственно его сын, Гун-Гун пошел на отца защищая честь рода. Таким образом, война между сыном и отцом на самом деле является глобальной войной между Хуан Ди и Янь Ди как воплощением двух центров в мире, двух сторон, двух стилей и концепций в управлении, – поэтому они находятся в состоянии перманентной войны.

В любом случае, мифологический образ Гун-гуна (как и Чжу Жуна) и в контексте его родословной и вообще – неоднозначный ; в подобных «хитросплетениях» сам черт ногу сломит. Но образ, безусловно – интересный.
Есть в нем что то и от богоборца Прометея, который пошел против своего двоюродного брата Зевса, и от грозного Посейдона, который не желал второй роли и часто вступал в конфликты со своим братом Зевсом, и демонические темные силы враждебные человеку в нем тоже присутствуют ; участие Гун-гуна в глобальных процессах « трансформации окружающего мира» также заметно. Разные периоды мифотворчества в Китае, видимо по-разному рассматривали роль Гун-гуна.

В китайской WIKI так и пишут : «люди считали его «хозяином воды» (богом всей воды), а его сын, считался богом долин (богом земли ). Хотя мастерство Гун-гуна часто жестокое и злое, он всегда удивителен своей божественной силой и своей тесной связью с жизнью первых людей.
На другом ресурсе мы читаем такую информацию : Gonggong (Гун-гун) и Zhurong (Чжу Жун) – два диаметрально противоположных «человека», а также два разных племенных лидера. И Gonggong и Zhurong внесли большой вклад в выживание и развитие человечества. Гун-гун сыграл жизненно важную роль в развитии Китая, поэтому сегодня Гун-Гун любим и уважаем людьми.

При ознакомлении с китайской мифологией, также, надо иметь в виду, что она, во многом, является фактической записью некоторых исторических фактов. Это также верно в случае с Zhurong (Чжу Жун) : Чжу Жун упоминается и как историческая личность, занимавшая правительственную должность «министра огня».
Это справедливо и для Гун-гуна : в ещё более поздних исторических сочинениях Гун-гун представлен как порочный и злой сановник, выступавший против мудрого правителя Шуня (упоминался выше). Само имя «Гун-гун» тут истолковывается как название должности чиновника, наблюдавшего за водами («общественные работы»), что, по-видимому, есть поздняя интерпретация иероглифической записи его имени. У Гун-гуна было несколько помощников: жестокий и жадный Сянлиу – с телом змеи и девятью человечьими головами (тот же самый дракон с 9 головами), и злой Фую, превратившийся после смерти в медведя, а также двое сыновей, один из которых после смерти превратился в злого демона, а второй – Сю был добрым. Видимо, реальность и миф, как это часто случается – тесно переплетаются.

В современном китайском поп-творчестве образ Гун-гуна также популярен : он показан как представитель стихии воды с яркими бойцовскими качествами, где противопоставляются силы Гун-гуна и Чжу Жуна (огонь). Но и в этой связи Чжу Жун все еще рассматривается как отец Гун-гуна, и ни о какой родовой сепарации речь не идет… У них разные качества, они всегда любят сражаться, и таким образом создают некую насыщенную «комиксную» канву повествования.