14.6.19

Бушмены и их мифотворчество





Бушмены (сан, са, сонква, масарва, басарва, кунг, жуцъоан) – собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность на 2018 год – около 70 тысяч человек. Койсанские народы, включающие охотников-бушменов (сан) и родственных им кочевников-готтентотов (кой), говорящие на так называемых «щелкающих» языках, являются наследниками самого, по всей видимости, раннего расового разделения в истории человечества, случившегося более 100 тысяч лет назад – задолго до того, как предки современных людей начали мигрировать из Африки в Евразию. Южноафриканские бушмены и народ кой являются древнейшими племенами на Земле, согласно данным самой масштабной ДНК-расшифровки, реализованной в рамках международного междисциплинарного проекта по изучению человеческих геномов. Огромное количество человеческих костей и артефактов было найдено в Пограничной пещере (Border Cave, в настоящее время в Свазиленде), они были датированы возрастом как раз приблизительно в сотню тысяч лет – морфология этих костных останков указывает на то, что эти люди являлись гибридами африканцев и бушменов.

Бушмены одно из самых загадочных и необычных племен на Земле – они сохранили уклад давних веков, архаичные формы жизни древней Африки. Они кочуют по пустыне в поисках плодов и корешков, охотятся за антилопами и никогда не задерживаются долго на одном месте. По вечерам они выбирают место для стоянки, роют небольшую яму, укрывают ее сверху хворостом и травой и укладываются спать. Обычно это происходит в кустарниках – поэтому европейцы и назвали их бушменами – людьми из кустов. Иногда они устраивают более оборудованные стойбища – когда находят обильное пищей место. Но как только еда скудеет, они отправляются дальше.



Современная стоянка охотников бушменов


Часто бушмены представляются как примитивные охотники и собиратели и не более того. Но это не совсем так. Они развили некоторые особые прикладные навыки, чтобы выжить в самых неблагоприятных условиях пустыни и саванны. Бушмены придумали способы для длительного сохранения органических материалов, таких как кожа. Они начали использовать лук и стрелы в качестве нового охотничьего оружия. Использование рифленых камней для заточки инструментов и фиксация каменных лезвий мастикой на рукоятках – также было их идеей. Кроме того, они искусные полировщики костей для производства украшений и не только.

Устроившись на новом месте, женщины совершают большие переходы в поисках страусовых яиц. Их содержимое аккуратно выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а скорлупу оплетают травой. Из страусового яйца изготовляются прочные фляги для воды, без которой ни один бушмен не отправится в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц, тщательно их шлифуют, придавая овальную форму, острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Таким образом изготовляются бусы, серьги, подвески и мониста.

У бушменов отсутствует такое понятие как «частная собственность», также это единственное африканское племя, в котором нет вождей. Они кочуют по пустыне, останавливаются там, где придется, едят, что придется, и отправляются дальше. И видимо им вовсе не требуется руководитель для этих занятий. Но в каждой группе в обязательном порядке присутствует шаман/знахарь, которому приписывается умение общаться с духами, вызывать дождь, лечить болезни. Однако он не имеет особых привилегий или власти. В частности, относительно капских бушменов известно, что в их языке нет слова для обозначения «вождя».

У бушменов развита взаимовыручка. Любая добыча делится на всех – как в большой и дружной семье. За двумя довольно жестокими исключениями. Одно из них – нежелание возиться со стариками. Перед большими переходами они нередко просто остаются умирать на месте стоянки…И еще один обычай, дикий для европейцев. Бушменка убивает своего ребенка, если он родился раньше, чем через три года после предыдущего. Делается это потому, что мать не может прокормить и вырастить сразу двух младенцев. Зато те дети, что выжили в суровых условиях, уже становятся практически неуязвимыми к любого рода испытаниям и боли. У бушменов столь низкий болевой порог, что они могут спокойно разговаривать и улыбаться в то время, когда им, например, накладывают шов без наркоза. Обычно в семье бушмена можно встретить 2-3 детей, и соответственно разница в возрасте между ними значительная.

Бушмены обладают уникальным чутьем, улавливая множество «нюансов» дикой среды. Любая сломанная ветка, откатившийся камешек ясно рисуют им картину событий, случившихся на этом месте какое-то время назад. Они никогда не теряют друг друга в самых отдаленных местах – умение ориентироваться у них также поистине уникально.
Существует мнение, что бушмены понимают язык животных и умеют получить все, что хотят… У бушменов существует странная дружба с одним из источников их пищи – антилопами. Иногда они подходят к обычно пугливым антилопам и сосут их молоко вместе с телятами, а те безропотно позволяют это делать. Сами бушмены это объясняют тем, что антилопа понимает, когда ее хотят убить, а когда – просто просят у нее немного молока.
Охотясь на страусов, антилоп, зебр, бушмены всегда используют соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов они используют их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, охотник входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы.

Бушмены считаются отличными знахарями и «алхимиками» и знают тайные снадобья против укусов змей и скорпионов. Интересно, что у них существует нечто вроде прививки – некоторые бушмены глотают яд в небольших количествах, чтобы выработался иммунитет. Яды помогают им в охоте – они смазывают им наконечники стрел. Причем яд может быть и смертельным и просто усыпляющим жертву – они точно рассчитывают дозировку и состав.
Это способности бушменов хорошо известны жителям Африки, и к ним часто обращаются за помощью даже вполне образованные и просвещенные врачи, которые в свою очередь помогают бушменам тогда, когда они сами бессильны справиться с болезнью.

Бушмены живут в пустыне. Их жизнь очень сложная, и охота в таких условиях довольно затруднительна. Это потому, что у них почти нет древесины для создания мощных, массивных луков. Бушмены охотятся с очень маленькими луками, полет стрелы которых – не более тридцати метров. Стрела не может глубоко пронзить тело животного. Она едва царапает его кожу. Вот почему бушмены пропитывают стрелы ядом, поэтому антилопы, эти чрезвычайно красивые животные, умирают мучительно, а их агония иногда продолжается полтора дня. После того как раненая антилопа мучительно умерла от яда, охотники обязаны соблюдать определенные табу, то есть не совершать определенные действия, что является своеобразным актом сопричастности к смерти животного, которая была вызвана человеком, а плоть животного обеспечит жизнь человеку. То есть имеет место идентификация, мифологическая идентификация охотника с добычей. Убийство – это не просто резня, а ритуал, как и прием пищи, сопровождаемый молитвой. Это ритуал признания зависимости охотника от добровольной жертвы добычи, которая умирает, чтобы человек мог прокормить себя. Охота – это ритуал. Ритуал отсылает к духовному содержанию и он показывает, что охота происходит по законам природы, а не по личной прихоти. Когда бушмены рассказывают истории о животных, они подражают звукам, произнося каждое слово так, как будто его издают животные. Бушмены знают этих животных очень хорошо, потому что они живут с ними в дружеских, добрососедских отношениях. 




Антропологически бушмены довольно сильно отличаются от других негроидов, поскольку имеют более светлую кожу и некоторые другие характерные особенности. Представители этой народности имеют очень низкий рост, до 150 сантиметров. Кожа имеет красноватый оттенок. Лицо имеет монголоидные черты. Волосы на голове скручиваются в узкие спиральные пучки, между которыми видна кожа. Отличительной особенностью бушменов также является стеатопигия – очень большие ягодицы у женщин. Ее адаптивное значение, вероятно, в сохранении питательных веществ и воды во время голода и недостатка воды.



Современная бушменка с дитем 


Бушмены – чистоплотны. Вокруг хижины соблюдается чистота, обглоданные кости собирают в кучи, а затем женщины выносят их за пределы временного поселения; хижины подметают ветвями, а пол хижины устилают травой, которую периодически меняют; иногда поверх травы кладут циновку. 


*

Много тысяч лет бушмены были единственными обитателями Южной Африки. Полторы тысячи лет назад с севера пришли чернокожие скотоводы, народ банту, те, кого мы сегодня называем африканцами, неграми. Коренное население было постепенно вытеснено со своих мест охоты и оказалось в пустыне Калахари. Хотя противостояние с африканцами у бушменов было довольно острым, но по сравнению с тем, что началось, когда с юга появились европейцы, оно кажется настоящей гармонией. Бушмены подвергались жестоким репрессиям со стороны завоевателей-европейцев. В те кровавые времена бушмены были практически истреблены, учитывая, что до колонизации они обитали повсеместно на юге Африканского континента. Европейцы стремительно изгоняли бушменов с их земель, отстреливали дичь, спровоцировав голод. В результате из многомиллионного народа осталось несколько десятков тысяч человек.

Сегодня состояние этого народа, по крайней мере той части, что проживает в Ботсване – ничуть не лучше. В Калахари в резервации бушменов нашли алмазы. А на экспорте алмазов существует государство Ботсвана. Бушменов выживают из резервации уже много лет и даже переходят к грубым насильственным действиям. Широко применяются не только запугивания и травля, но и избиения и пытки. Бушменов переселяют в лагеря и якобы обучают их новому цивилизованному образу жизни. На самом деле условия там ужасные: голод, грязь, жажда.
Охотой и собиранием им не дают жить. А они не способны изменить своего стиля жизни.

Бушмены говорят на койсанских языках, на которых также говорят готтентоты. Эти языки отличаются от всех остальных языков мира тем, что в них широко распространены щёлкающие согласные.
Для обозначения щелкающих звуков, свойственных койсанским языкам, лингвистами приняты условные значки: дентальное щелканье обозначается /; альвеолярное ≠ церебральное !; латеральное //; характерный для южной группы бушменских языков билабиальный щелкающий звук 0; отмеченное в языках северной группы (кунг) палатальное щелканье обозначается ///; гортанное + .

Письменности до прихода европейцев не существовало. Сказки, легенды, песни и своды правил передавались устно из поколения в поколение.

Говоря об исследованиях, посвященных бушменам, прежде всего следует назвать имя Вильгельма Блика, ставшего основателем «семейной» традиции бушменоведения, которую продолжили его золовка и помощница Люси Ллойд и его дочь Доротея Блик. Вильгельм Генрих Иммануил Блик (W. H. I. Bleek) родился в 1827 г. в Берлине. Получив образование филолога-востоковеда, В. Блик был направлен в 1851 г. в Западную Африку, а в 1852 г. приехал в Южную Африку, в Кейптаун, где и прожил до конца жизни. С 1857 г. В. Блик занялся изучением бушменских языков, начав свои исследования с южной группы бушменов – с языка капских бушменов. В. Блик – автор исследований по бушменским языкам банту, работал над составлением сравнительного словаря бушменских языков, опубликовал материалы по готтентотскому фольклору и фольклору зулу, собрал и обработал уникальный материал по фольклору капских бушменов, лишь частично изданный (собрание В. Блика составляет 84 тома, 3600 страниц двухколонного текста).
Из более современных исследователей бушменских племен следует упомянуть датского этнографа Йенса Бьерре, совершившего в 1958 г. экспедицию в Калахари, французского исследователя, уроженца Лесото (прежнее наззание - Басутоленд), Виктора Элленбергера, изучавшего этнографию бушменов Лесото и их наскальное искусство, и немецкую исследовательницу Зигрид Шмидт и ее работы по мифологии и фольклору бушменов и готтентотов.



*

Стоит отметить, что Южная Африка является домом для одной из самых интересных и в то же время наименее известных художественных традиций в мире. Наскальные рисунки встречаются по всему этому региону, но они особенно сосредоточены по мере кочевых передвижений бушменов.
Бушмен жил в эгалитарном сообществе с сильной верой в ритуалы и их влияние на повседневную жизнь. Они верили в два порядка существования, человека и животных. Поэтому их изображения наскальных рисунков тесно связаны с этими их убеждениями. По мнению бушменов, животные были созданы путем трансформации людей.

В горных районах Южной Африки – в Драконовых горах, Намибии и др. было обнаружено множество изображений – на стенах и потолках неглубоких пещер, расщелин и гротов, периодически использовавшихся местными жителями в качестве жилищ. Эти многослойные красочные изображения создавались на протяжении столетий. Точное время их создания не установлено, и расхождение в их датировке теми или другими исследователями достаточно велико: древнейшие слои изображений датируются от VII тыс. до н. э.- до середины II тыс. н. э.

Некоторые фрески, изображающие людей с головами животных, – людей-антилоп, людей-лягушек и т. п., по сюжету сопоставимы с соответствующими сюжетами бушменской мифологии и фольклора настолько, что могли бы рассматриваться как «иллюстрации» к ним. Наиболее распространенными среди полихромных рисунков являются изображения антилоп (которым и в мифологии бушменов отводится очень большое место). Это и одиночные изображения – от двухметровых фигур в натуральную величину до фигурок размером около двадцати сантиметров, и живописные группы, часто – длинные шеренги шагающих друг за другом животных, вытянутые по горизонтали.
В более поздних слоях живописи впервые появляются изображения домашних животных, которым сопутствуют фигуры высоких, широкоплечих чернокожих людей (скотоводов банту). Иногда это сцены сражения между низкорослыми вооруженными луками и стрелами бушменами и их высокими, широкоплечими противниками, держащими круглые щиты и копья. На некоторых рисунках обозначена и причина сражения – часть бушменов сражается, а часть угоняет стадо быков.

Стоит обратить внимание на то, что изображения отличаются большой реалистичностью, динамизмом и выразительностью, даны в смелых неожиданных ракурсах, рисунок передает точно подмеченное движение или характерную линию силуэта ; такую же верность и внимание к деталям, точность в описании животных, показывает и бушменский фольклор.




Среди изображений встречаются также, хотя и сравнительно редко, растения, деревья. Наряду с реалистическими формами довольно часты геометрические фигуры, орнаменты, различные знаки - круги и овалы, заполненные рядами черточек, широкие мазки краски разного цвета и т. п.


Наполовину человек наполовину животное 



Красиво нарисованная зебра с человеком-бушменом 


Шаман с шапкой животного и множеством стрел в теле, указывающих на его огромную духовную силу


Огромная панель размером 210 х 1070 см, разделенная на шесть уровней, Лесото 


Бушменский шаманский танец 


Собственно, наскальная живопись – это один из главных источников, откуда черпается информация о мифотворчестве бушменов.




Большой архив изображений ЗДЕСЬ


*

У бушменских племен, живших самостоятельными «локальными» группами, не было ни единого языка, ни обрядов, ни единых мифологических представлений. Однако в мифологии и фольклоре различных бушменских племен намечаются типологически сопоставимые, а в ряде случаев – идентичные мифологические персонажи и сюжеты. У бушменских племен, отмеченных значительным влиянием бантуязычных народов и готтентотов, встречаются заимствованные представления и мифологические образы, имена персонажей и т. п., что приводит к отличию их мифологических представлений от мифологии бушменов "чистого типа".
Бушменское мифотворчество – это сказки и легенды и они выделяются среди всех остальных сказок и по своей форме, и по содержанию: это не столько сказки, сколько басни и мифы. Действующими лицами в них выступают животные, и прежде всего кузнечик или богомол, которому приписывается создание Солнца, Луны и многих животных. Небесные светила бушмены также наделяют именами животных.



Возможно, что так они себе его и представляли (ют)


Вселенная бушменов состоит из трех миров. В середине находится мир живых, а сверху и снизу – миры духов. Между мирами возможны путешествия, а события в оном из них оказывают самое прямое влияние на остальные.
Люди, обладающие особыми силам, могли путешествовать в верхнее или небесное царство, либо отправляться в нижнее царство, расположенное под землей и водой.
В большинстве бушменских племен считают, что в верхнем мире живет создатель вселенной бог-трикстер. С верховным божеством соседствует его многочисленная родня, охотничьи животные, а также души умерших. Причем среди мертвых есть и представители Древней Расы – полу-людей полу-животных, обладавших умением изменять и создавать форму и содержание вещей. Бушмены верят, что Древняя Раса населяла Землю до людей.

Основной мифологический персонаж бушменской мифологии и фольклора – демиург и мифологический трикстер.У южных бушменов и племен, обитающих западнее, это Кагн, Цагн. У северных бушменов аналогичный мифологический персонаж носит имена Хуве, Уве, Тсуе, Гцуба, Хише и др. У северо-восточных бушменов наряду с Хуве известны имена – Тора, также Дзимо. Кроме Хуве бушмены севера знают Цгаунва, Цгаува, Гануа. Считается что Хуве и Цгаунва – это персонификация природы: Хуве – дух леса, Цгаунва – олицетворение дождя. Ветер, гром и молния – проявления Цгаунва: Цгаунва сверкает, Цгаунва грохочет громом; звезды – огонь Цгаунва и т. п. Иногда говорят, что Цгаунва – это Хише или что Цгаунва – младший брат Хише. У бушменов /кам образу Цгаунва соответствует представление о быке-дожде.

Эти мифологические персонажи не являются объектом культа, однако с ними связаны некоторые обряды, церемонии и ритуальные танцы, а также магия и колдовство. Согласно представлениям южных бушменов, Цагн научил людей танцевать мокома и дал им песню. Этот танец исполняется в честь Цагна в серьезных случаях – во время войны, голода, болезни (когда человек болен, вокруг него мужчины и женщины танцуют мокома). Цагн сказал, что люди будут умирать от мокома, и дал им магические средства, чтобы они вновь оживали. Танец длится всю ночь, и те, чья магия была недостаточно сильной, падают, слабеют, некоторые становятся одержимыми, заболевают – кровь течет у них из носу, отчего танец и получил свое название «танец крови». Тогда люди прибегают к магическим снадобьям – и оживают. А о тех, кто лишился здоровья, говорят, что они "испорчены" мокома – они были наказаны Цагном, который уносит их в потайное место под водой, где превращает в животных.

У нарон и ау//эн Хише (переодетый колдун) появляется среди танцующих во время танца, посвященного инициации мальчиков. У кунг Анголы во время этой церемонии фигурирует Хуве, а в танце инициации девочек – Цгаунва. С Цгаунва бушмены Калахари – ау//эн, //аикве связывают появление гадания, магии.

Наиболее богат и разнообразен, судя по имеющимся материалам, фольклор южных бушменов. Обширный цикл посвящен центральному мифологическому персонажу этого фольклора – Цагну (богомолу - Mantis religiosa) и его семье (жена Даман, также Кауру, дочь, сыновья Гхауну-тсацау и Цагн-младший, сестра Голубая журавлиха, приемная дочь Дикобраз с мужем Квамманга, их сыновья – Квамманга-младший и Ихневмон). Цагна и Квамманга видят в радуге: в верхней, желтой части радуги – Цагн, так как он желтый, а пониже, в красной части – Квамманга, именем которого называют радугу (на рисунках радугу изображают двумя цветами – желтой и красной полосками).




Цагн – демиург, он создал антилопу канна, антилопу каама, сернобыка и др. и дал им окраску, он сделал тьму и луну. Цагн обладает магической силой, он воскрешает своего сына, сестру – Голубую журавлиху, убитых антилоп и др. В минуту опасности Цагн спасается, надев перья, и улетает (магическое бегство), он может превращаться и превращать. Цагн обладает даром всеведения, он видит вещие, магические сны, предвосхищающие развитие событий или объясняющие уже свершившееся. Благодаря своим снам он узнает о том, что случилось с его сыном и с длинноносыми мышами, и о том, что птица кваи-кваи собирается забрать детей. Наконец Цагн завладевает в магическом сне чужим имуществом – он переносит к себе дома, овец и все вещи: кароссы, дубинки, ножи, горшки, принадлежавшие клещам.

Но Цагн не только участвует в создании и устроении мира, небесных светил, животных, он характеризуется также как трикстер, совершающий различные проделки, нарушающий (или не знающий) нормы поведения и правила обращения с тем или иным своим партнером по охоте или противником и часто попадающий в затруднительное положение, из которого его выручают члены его семьи. Зять Цагна – Квамманга и внук Ихневмон, а также его приемная дочь Дикобраз и жена Даман поучают Цагна, упрекая его за жадность и озорство, глупость и лживость, указывают ему на неправильное поведение, послужившее причиной его неудач, и объясняют, как следовало поступить с магической птицей, коротвитеном, Тску-тен-гхауа, протелом, Всепожирающим и другими. Благодаря их советам Цагну удается побороть Неуловимого, глаза у которого были на ногах, кота, прятавшего голову в землю и оставлявшего снаружи хвост, и т. п.

И созидательная деятельность Цагна тоже нередко носит трикстерский характер: так, чтобы наказать Квамманга, Дикобраза и Ихневмона, выследивших и убивших без позволения Цагна созданную им антилопу канна, Цагн прокалывает желчный пузырь антилопы – и тьма накрывает солнце. Тогда Цагн подбрасывает вверх свою сандалию и велит ей стать луной, которая светила бы для него, а все остальные должны светить себе факелом. Вот почему луна сияет ночью. Она холодная, так как это кожаная сандалия Цагна. Она красная, так как на нее налипла земля, по которой ходил Цагн.



Нечто похожее на персонажа-триктера с наскальной живописи бушменов (Драконовые горы)


Трикстерские проделки Цагна, его озорство и "неправильность" поведения могут иметь своим следствием деяния мифологического характера. Так, Цагн отправляется в дом клещей – "чернокожих" (вероятно, банту), застает там лишь маленького ребенка и собирается, воспользовавшись отсутствием взрослых, убить его и наесться досыта. Но ему это не удается. Потом внук Цагна Ихневмон объясняет ему, что не следует ходить в дома чернокожих, так как это сердитые люди и они забивают до смерти тех, кто берет их овец (отголосок взаимоотношений бушменов со скотоводческими племенами банту). Цагн был там избит, но спасся благодаря своим магическим способностям.

Когда домашние стали упрекать его, Цагн рассердился. Он говорит своему внуку Ихневмону: "Ты не должен поучать меня, я стар. А ты всегда бранишь меня. Я не хочу тебя слушать!" Цагн как бы сбрасывает личину смешного, жадного, лживого и глупого старика, которого поучает ребенок, и расправляется со своими обидчиками, превращая их в овечьих клещей: больше эти сердитые люди не будут греться у своего очага. У них не будет огня, и они будут отныне высасывать кровь, прокусывая кожу людей и кусая овец и уши зайцев. Они станут кровососами, а люди будут выискивать их в овечьей шерсти и давить их. Впоследствии мы тоже лишимся огня и будем есть что придется. Ты, Ихневмон, должен жить на холмах и есть мед, а твоя мать превратится в дикобраза. Твоя бабушка будет жить в горном логовище и станет даманом – так как имя ее означает "даман". У меня появятся крылья, и я буду летать, я стану маленьким зеленым существом.

Кагн бушменов гор Малути очень близок к Цагну. Кагн был первым и создал все: солнце, луну, звезды, ветер, горы и животных-антилоп, куропаток, мышей и др.. Кагн может вызвать град, устроить потоп, ему приписывают введение ритуальных танцев. В созидании мира участвуют также и члены семьи Кагна – его жена Коти, с которой связывают происхождение антилоп канна, сын Гцви (он делает змей, антилоп каама), дочь Кагна (которая превратилась в созвездие Южного Креста).

Кагн наделен могущественной магией, он, как и Цагн, узнает обо всем, что происходит, в частности, магический зуб Кагна подсказывает ему, что случается и как поступить в связи с этим. Зуб Кагна делает могущественным того, у кого он находится,- оберегает его сына Когаца от опасности и делает его неуязвимым, зуб может вырастать, и тогда его обладатель, взобравшись на него, становится недосягаемым для врагов.

Кагн умеет передвигаться под землей (погружается и вновь выходит на поверхность в другом месте), он может превращаться (в антилопу канна) и превращать (превратить в собак разрезанные на куски каросс и сандалии; :превратить в бабуинов убийц своего сына Когаца). Он воскрешает умерших и воскресает сам.

Но при всем своем могуществе Кагн (подобно Цагну) может оказаться и в трудном или смешном положении, и тогда ему на помощь приходит его жена и главным образом его сын (и помощник) Когац: он помог исцелиться убитому и воскресшему Кагну, он дает Кагну советы, помогая победить врагов, с которыми тот не смог сам справиться, дает Кагну магическое средство, чтобы тот смог спуститься с отвесной скалы, и советует, как освободиться от таинственного существа, схватившего его в воде.

Тсуе (также Уве, Хуве), основной мифологический персонаж кунг, отличают те же черты, что и Цагна (Кагна). Как демиург Тсуе создает (и убивает) людей - бушменов, гереро – и дает им в пищу плоды и животных ; он создал много других вещей. Тсуе "делает" (и останавливает) дождь, он разводит огонь, обогревающий всю страну. Как и Цагн, Тсуе может выступать в смешном виде, его поучает ребенок – его сын (который, так же как и сын Цагна вторит мифологическим деяниям отца), сын Тсуе отчитывает его за трусость.

Тсуе может превращаться в деревья, растения, воду, животных, птиц, насекомых, в других людей - гереро, макоба и устраивает бесчисленные проделки, причем отнюдь не безобидные – он убивает сына, его жена умирает.

Распространенный в фольклоре многих бушменских племен (а также готтентотских и некоторых банту) мотив о происхождении смерти, связанный с луной и зайцем, в текстах кунг связывается и с Тсуе. Тсуе разбивает зайцу голову дубинкой за то, что тот спорит с луной: луна говорит, что люди должны умирать и воскресать снова, а заяц не соглашается, потому что мертвые бушмены "плохо пахнут". Заяц, согласно текстам кунг, вмешивается и в другие дела устроения и созидания мира: так, он прячет дичь от людей, не хочет давать бушменам пищи, так как они "плохо пахнут", и Тсуе наказывает его: он велит людям убивать зайцев и дает им лук и колчан со стрелами.

Наконец и сам Тсуе некоторым образом связывается (отождествляется?) с луной: луна умирает и воскресает в виде луны-ребенка и снова умирает и воскресает как Тсуе, и эта луна-Тсуе снова умирает и воскресает как луна. По-видимому, возможность такого уподобления – в бессмертной, как и у луны, природе Тсуе: ведь Тсуе не умирает навсегда, он умирает и воскресает снова - в любом другом облике – и снова становится Тсуе.

Аналогичную характеристику имеет Кауха (также Цаиха, Хейше, Цгаунва, Цгаува, Гануа) в фольклоре кунг Ботсваны. Кауха причастен к делам устроения и созидания мира: он создал все – людей и разные вещи – и дал всему имена, он устроил так, чтобы повсюду водились зайцы-прыгуны и люди охотились на них, извлекая их из нор с помощью крючьев ; благодаря Кауха у всех людей есть огонь ; наконец, Кауха дал людям магический колчан и стрелы, магические снадобья и научил их магическому танцу.
Трикстерская природа этого мифологического персонажа очерчена также достаточно ясно: он превращается в плоды гхнгдуа и китва, в мертвую антилопу – чтобы обмануть своих жен, овладеть девушкой, которая отказывалась стать его женой. Так же как Тсуе, он фигурирует в некоторых сюжетах, типичных для животного трикстера. 



Наряду с названными выше персонажами мифологические деяния в бушменском фольклоре приписываются также часто безымянным людям «древнего народа», во времена первотворения.
Согласно мифам, явления природы, небесные светила, животные – все некогда были людьми «древнего народа», населявшего страну до бушменов. Нередко в бушменском мифотворчестве сотворение мира наряду с Цагном связывается с людьми этого «древнего народа». Согласно одному мифу, солнце было человеком, у которого светились подмышки. Если он поднимал руку, земля озарялась солнечным светом, ложился спать – всё погружалось во тьму. Тогда люди «древнего народа» забросили его на небо. По другому варианту мифа, когда-то жил человек-огонь, голова которого светилась. Он приносил удачу на охоте, но требовал себе самый лучший кусок мяса. Люди убили его и каменными ножами отрезали ему голову. Один охотник насадил голову на палку и швырнул ее вверх. Так на небе появилось солнце. Каждый день оно проходит путь с востока на запад, но не может найти на земле свое тело. Солнце в одном из мифов преследует своего соперника – луну, отрезая у нее куски мяса; когда луне удается вырваться, она понемногу опять обрастает мясом. В другом сюжете луна – сандалия человека «древнего народа». Однажды его дочь положила мокрые сандалии отца слишком близко к огню, от одной остался лишь пепел, а другая сгорела наполовину. Рассердившись, отец кинул вверх полусгоревшую сандалию, которая стала луной. Брошенный девушкой вверх пепел другой сандалии превратился в звезды и Млечный путь. С луной бушмены связывают происхождение смерти. Луна никогда не умирает до конца, у нее остается спинной хребет, и она снова вырастает и возвращается к жизни. Когда-то люди также возвращались к жизни, как и луна. Но однажды ребенок, оплакивавший свою умершую мать, не поверил луне, которая уверяла, что его мать вернется. Разгневанная луна ударила его по лицу, разбила верхнюю губу и сказала, что отныне он будет зайцем, а люди теперь будут умирать навсегда. Согласно одному из астральных мифов, Млечный путь, красные и белые звезды – это древесная зола, зрелые и молодые коренья хуин, которые подбросила в небо девушка, рассердившись на мать за то, что та дала ей мало кореньев. От заброшенной в небо ею кожуры корня куисси возникла саранча. Согласно другому варианту, одна девушка, обладавшая магической силой, при наступлении половой зрелости взглянула на львов, и они превратились в звезды.

Существует миф о Юпитере, называемом бушменами «Сердце утренней зари». Он женился на рыси, а гиена околдовала и отравила его жену, заняв её место. Младшая сестра рыси разоблачила гиену, и «Сердце утренней зари» прогнал ее. С тех пор он ходит в ночи, его огромные глаза горят, как огонь, и отпугивают гиен и шакалов.




Другая известная фигура из мифотворчества бушменов – это Гцонцемдима – женский полусказочный-полумифологический персонаж фольклора кунг (Ботсвана, Намибия). Она часто связывалась с луной. Однако образ Гцонцемдима сближается и с мифологическими персонажами типа Цагна, Тсуе: способность воскресать, превращать и превращаться, наделение магическими способностями и знанием магии, наконец, отдельные совпадающие детали, мотивы и характеристики.

Гцонцемдима умирает и вновь возрождается – кровь из сердца убитой Гцонцемдима вылетает и летит к бабушке Гцонцемдима, а та прячет ее в мешок, где втайне от всех из нее сначала вырастают два маленьких зуба нижней челюсти, потом появляется вся челюсть целиком. Это существо росло-росло и стало ползать, а потом ребенок вырос, и девочка превратилась в красивую взрослую женщину – она была прекрасна, ведь она была Гцонцемдима!

Чтобы уничтожить трупы мужа и матери, Гцонцемдима создает грифов – она подбрасывает в небо сандалии убитых, и те превращаются в грифов (Цагн подбрасывает в небо сандалию (или перо) и велит ей стать луной; Цагн бросает в воду кусок сандалии Квамманга, а потом кормит ее медом – и из нее вырастает антилопа канна).
Чтобы спастись от преследования младших братьев убитого ею мужа, Гцонцемдима просит тучу обрушить на них ливень с градом, а сама убегает в становище своих родственников; ливень чуть не убил ее преследователей и смыл ее следы.

Гцонцемдима при помощи магии убила недоброжелателей – братьев мужа и всю их родню – она стала дуть в свой магический рог, и все люди упали замертво.
В другой истории Гцонцемдима связывается с мифологическим персонажем Цгаунва, в другой версии в историю приключений Гцонцемдима включен сюжет о появлении у людей воды, претерпевший, однако, известную демифологизацию.

В текстах Гцонцемдима, женщина «древнего народа», может отождествляться с животными: она предстает как жена гиены, а ее братья и отец – львы или как питон, жена кори-дрофы и сестра шакала, ее дочь – цесарка и т. п. Согласно одному из вариантов, Гцонцемдима превращается в антилопу штейнбок – каменного козла (эта антилопа была когда-то сердцем человека, сердцем Гцонцемдима).

Группы сказочных текстов, объединенные общим именем героини, в действительности единства не представляют. Характер Гцонцемдима – героини сюжета в одних текстах, имеет мало общего с Гцонцемдима – питоном, пассивным действующим лицом других сюжетов. Возможно, имеет место чисто внешняя циклизация популярных сюжетов вокруг имени Гцонцемдима или простое совпадение имени. Однако располагая сравнительно небольшим по объему материалом, с уверенностью этого утверждать нельзя.

Вот одна из типичных историй про Гцонцемдиму в которой она ведет себя как типичный трикстер :

…Гцонцемдима, увели к себе слоны. А потом ее взяла в жены гиена. И Гцонцемдима стала жить вместе с мужем в его становище. Но слоны взяли с гиены обещание, что та приведет Гцонцемдима навестить их. И вот вскоре она с мужем пустилась в путь к становищу слона.
Когда они подошли к становищу, то увидели множество следов.
— Кто бы это мог бродить здесь, оставляя такие следы, следы, похожие на львиные — спросил муж-гиена свою жену.
— Это не львиные следы, а следы моих братьев. Не говори так!
— Здесь повсюду вокруг львиные следы. Разве ты не думаешь, что нам следует вернуться и отправиться домой? — спросил муж-гиена, повизгивая от страха.
— Не беспокойся. Это следы моего отца и его сыновей. Они ушли на охоту. Ну, давай пойдем в становище. Перестань говорить глупости! Лев? Какой еще лев? Это всего лишь мои маленькие братья и сестры, — сказала Гцонцемдима.
И они пошли дальше. Шли-шли и наконец добрались до становища. Там они сели и стали беседовать с женщинами. Поговорив немного с ними, Гцонцемдима и гиена пошли устраиваться на ночлег, как вдруг послышался львиный рык. Это были братья Гцонцемдима, они свирепо рычали.
— Ку-ку-ку! — сказал муж-гиена. — Сюда идут львы?
— О-о! — ответила Гцонцемдима. — Да ты же прекрасно знаешь, что это идут домой мои братья, плоть и кровь моего отца. Так зачем же тогда ты называешь их львами?
— Нет, это львы! Ну, давай же…
Но братья уже входили в становище.
Они были хищниками, и они лаяли. Они лаяли, как обычно лают собаки. Они уже давно не виделись со своей старшей сестрой, поэтому они вновь и вновь приветствовали ее. Она побежала им навстречу, и они стали обниматься.
— Видишь, вот мои братья, как я тебе и говорила! А ты что вообразил себе?! — сказала она гиене. — И с самого начала это были мои братья! Так что замолчи и сиди себе спокойно!
— Да?! — сказал муж-гиена. — Я в становище, полном львов, а ты говоришь, чтобы я не боялся?
— Оо-оо, да это же всего-навсего мои братья, глупец! О каких львах ты говоришь?
Ну а отец Гцонцемдима еще не вернулся домой. Приближаясь к становищу, он так заревел, что все вокруг содрогнулось и деревья чуть не повалились.
— Коо! Не жить мне больше! — воскликнул муж-гиена. — И почему я не остался дома? Что я наделал? Попал в дом слона, который ревет так ужасно!
— Да нет же! — сказала Гцонцемдима. — Это просто идет мой отец! Ну, сядь же и терпеливо жди.
И она снова усадила его.
— Вот, поешь нга. 

Муж-гиена задрожал от ужаса. Он трясся и дрожал.
Тогда Гцонцемдима пошла за коробочкой из панциря черепахи с порошком са. Она сделала вид, что хочет успокоить его порошком са. Но вместо этого она схватила его за нос и оторвала его! Она оторвала нос своему мужу!
— Я сказала, чтобы ты сидел спокойно и дожидался моего отца, но ты не послушался. Вот я и оторвала тебе нос. 



У бушменов-жуцъоан, Гцонцемдима соотносится с трудно выговариваемым именем Гкъкунлъ'хомдима ( Gǃkúnǁʼhòmdímà), а если проще без специфики выговора, то – Гкунхомдима (Gkunhomdima) – это прекрасная девушка-трубкозуб.

Жуцъоан (самоназвание: Juǀʼhoan, Zhuǀʼhõasi, Dzuǀʼoasi, Zû-ǀhoa или JuǀʼHoansi, также известен как юго-восточный къхунг) – один из языков жу, на котором говорят на северо-востоке Намибии и в северо-западном районе Ботсваны.

Гкунхомдима также как и Гцонцемдима появляется в рассказах как питон или слон. Помимо этого она также защищает своих людей и наказывает правонарушителей, используя колючки растения гамигами, дождевое облако полное града, и волшебный рог орикса.

Из чего же состоит Гкунхомдима ?

Название «Гкунхомдима – Gkunhomdima» состоит из «gkun», что означает «трубкозуб»; «hom ma», что означает «молодая женщина» ; и женского суффикса «di». Гкъо'э Къху – это волшебный рог Гкунхомдимы, её главный атрибут с помощью которого она борется со злом : Гкъо'э «goe» означает «Орикс», а Къху «hu» означает «Рог» – видимо, мыслиться чем то вроде и боевого «оружия» и духового инструмента одновременно.

Орикс или сернобык – вид саблерогих антилоп, обитающий в Восточной и Южной Африке. Орикс является олицетворением выносливости и непритязательности. Поэтому он изображен на гербе Намибии. Во многих регионах Африки эти ориксы и сегодня существуют в больших количествах. Испокон веков на них охотились местные жители и использовали их шкуры для одежды, а также рога как острия копий. Длинные и острые рога орикса достигают 1,5 метра в длину. Интересно, что бои между двумя самцами следуют определенным ритуальным движениям и не переходят в неконтролируемую конфронтацию, так как при ней они могли бы нанести друг другу серьезные увечья.




Основной ипостасью предка у некоторых бушменских родов выступает Луна, символизирующая его бессмертную сущность: он умирает и воскресает подобно ночному светилу. Вот и у племени кунг первопредком является земное воплощение ночного светила – мифическая женщина Гцонцемдима, которая способна к перевоплощению в гиену, горную козу и Луну. У жуцъоан Гцонцемдима-Гкунхомдима также связана с луной. И при этом – она перевоплощается в трубкозуба.

Собственно, Гкунхомдима представляет функции этого животного в том числе.

Трубкозуб, или африканский трубкозуб, или капский трубкозуб – уникальное млекопитающее, единственный современный представитель отряда трубкозубых. Живет только в Африке. Голландские колонисты дали трубкозубу название «аард-варк», что значит «земляной поросенок» (это же название перешло и в английский язык), за внешнее сходство со свиньей и рытье нор. Африканские племена долгое время именовали трубкозуба «абу-делаф» – «отец когтей», из-за его массивных прямых когтей, которыми он роет землю и яростно отбивается от хищников. Трубкозуб прекрасно роет норы, его считают одним из лучших «землекопов» в мире. Это скрытное, малозаметное животное активно только ночью. Изредка трубкозуба можно увидеть, когда он греется на солнце у норы.




Даже в твердом, сухом грунте он быстро роет норы своими сильными передними лапами; в мягком выкапывает ямы быстрее, чем несколько человек с лопатами. Способен легко проламывать прочные стенки термитников. Трубкозуб довольно медлителен и неуклюж. При малейшем подозрительном шорохе он прячется в нору или закапывается. Застигнутый врасплох, обороняется мощными передними лапами, либо падает на спину и защищается всеми лапами и мускулистым хвостом. Хорошо плавает. У трубкозуба – исключительно острое обоняние.
Коренные африканцы охотились на трубкозубов ради кожаных браслетов и амулетов-когтей, якобы приносивших удачу и счастье. Это животное считается умным и хитрым.
Трубкозуб питается муравьями и термитами, также и у бушменов, основное «блюдо» – каша из семян, которые скапливаются в муравейниках.
Интересно, что древнеегипетский бог пустыни и разрушения Сет иногда изображался с головой трубкозуба.

Еще один атрибут Гкунхомдимы и заодно, оружие – это растение «gamigami» – Tríbulus terréstris ; плоды у него дробные, состоят из пяти звездчато расположенных плодиков (мерикарпиев) с очень острыми шипами.




При этом, растение это обладает массой полезных лечебных свойств, а также работает как мощный стимулятор (повышение уровня тестостерона).





Еще парочка интересных мифологических персонажей принадлежит фольклору народности Цъхам (|Xam). Цъхам – вымерший койсанский язык, на котором в прошлом говорили в ЮАР. Входил в языковую группу къви. Тесно связан с языком нцъу, который еще имеет несколько носителей, и близок к языку сероа, который также вымер.

Это история о Гхагара (ǂKá̦gára) и Кхауну или Гхауну (ǃHãunu), которые боролись друг с другом молниями.

В давние времена дождь был человеком – Кхауну. Его женой была младшая сестра птицы Гхагара. И вот Гхагара решил забрать свою младшую сестру у ее мужа Кхауну и отправился за ней, чтобы отвести ее обратно к родителям.
А Кхауну стал преследовать своего шурина, и они увидели, как он прошел возле них, за холмом,- заклубились облака и исчезли.
Гхагара стал торопить сестру:
- Надо идти дальше, до дома еще далеко!
Кхауну прошел возле них – появились облака и снова исчезли.
Гхагара сказал своей младшей сестре:
- Ну, иди дальше, ведь ты же видишь, это Кхауну!
И она шла дальше с тяжелой ношей – она несла вещи мужа. Они были подобны воде и давили ей на спину, пригибая ее к земле, и становились все тяжелее.
Кхауну опять прошел мимо них, за холмом,- они увидели, как снова появились облака и исчезли.
Их дом был уже неподалеку.
Гхагара подождал, пока сестра его нагонит, и воскликнул:
- Да что там за тяжесть ты тащишь с таким трудом?!
Услышав, как Гхагара говорит о его вещах, Кхауну разгневался. Он чихнул, так что кровь брызнула из его ноздрей, и метнул в Гхагара молнию. Но Гхагара, подняв руку, тут же отбил удар и метнул молнию в Кхауну. И они стали метать друг в друга молниями.
Гхагара сказал сестре:
- Не отставай, иди рядом со мной, ты же видишь, что твой муж не дает нам передохнуть и мечет молнии одну за другой.
Так Гхагара и Кхауну, сердитые друг па друга, всю дорогу метали друг в друга молнии. Кхауну думал, что отгонит Гхагара молниями, но Гхагара не боялся их огня и, в свою очередь, отгонял мужа своей младшей сестры Кхауну. А муж его младшей сестры все метал молнии в своего шурина.
А потом Гхагара метнул в мужа своей младшей сестры черную молнию, и эта смертоносная молния отогнала Кхауну. Он упал и лежал в агонии, громыхая громом.
А Гхагара обвязал голову сетью, так как она у него раскалывалась от боли, и вернулся домой. Гхагара натерся бушу* и натер бушу также свою младшую сестру. Он лег в своей хижине.
А Кхауну лежал там, где его сразила молния, громыхая громом.
Мои бабушки говорили: когда на востоке скапливаются тяжелые облака, которые громоздятся друг на друга, как горы, и сверкает молния,- это Гхагара и Кхауну борются друг с другом.

* (Бушу (бушм. tsa, sa) – ароматические растения и порошок из них, используемый для церемониальных целей и при совершении туалета: натирают лицо и тело жиром и припудривают бушу (в Сандфонтейне, как указывает Д. Блик, около дюжины ароматических растений называют готтентотским словом "Buchu").)

Доротея Блик в своих сносках к записи мифа поясняет что : «Черная молния – это молния, которая убивает» и её персонификацией является Гхагара. Всякий раз, когда на востоке появлялись штормы, тяжелые тучи и молнии – это явление Гхагары.
Эта история уместна в контексте мифов и верований о молниях в Южной Африке в том смысле, что она относится к существам, способным управлять молнией. Одна из причин, почему этот исследовательский проект является актуальным, заключается в том, что до сих пор в Южной Африке коренное население верит, что некоторые шаманы имеют власть контролировать молнию так, что бы она избирательно убивала или ранила скот и людей или разрушала дома.
По сути Гхагара – влиятельный бог-громовик, но с разрушительными функциями.
Здесь интересна связь с птицами, ведь Гхагара – птица по мифу.
Из мифов о громе и молнии стоит вспомнить легенду о Птице-молнии (в мифологии зулусов). Племя базиба тоже считает, что гром и молнию порождает ослепительно яркая стая птиц, которых посылает на землю дух бурь –  Кайюранкуба. Гром – это шум их крыльев.
Аналогия Гхагары – это Нгаи (Энгай) – бог дождя, грома и молнии у масаев, камба и кикуйю в Кении,  и бог Шанго в мифах йоруба.
У масаев Нгаи является покровителем неба, громовержцем и одновременно племенным богом войны, к которому масаи обращались за помощью во время своих военных походов. По представлениям масаев раскаты грома – это голос Нгаи. Они верили, что бог живет на небесах, и в зависимости от настроения, может возникать в двух ипостасях – Энга-Нарок («Чёрный Нгаи»), который является хорошим и покровительствовать воинам и простым людям, или Энга-Наньокье («Красный Нгаи»), является злым воплощением, который способен своим оружием-молнией нанести увечья и даже убивать людей.
Шанго – бог грома и молнии, а также бог охоты и грабежа. Шанго обычно изображали стоящим с луком и мечом в окружении трех жен, держащих ладони сложенными перед грудью.
По мифам, Шанго жил в облаках – в огромном медном дворце. Из этого дворца он бросает раскаленные камни в тех, кто вызывает его гнев. У йоруба считалось, что за нарушение клятвы и ложь Шанго наказывает провинившегося молнией. Поэтому дома, в которые ударяла молния, немедленно подвергались грабежу жрецами и почитателями бога Шанго, а хозяев домов еще и штрафовали за то, что они разгневали бога. Людей, потерявших сознание от удара молнии, убивали и не хоронили, так как полагали, что они нужны богу Шанго.

*


У некоторых кланов бушменов в среднем течении Оранжевой реки есть миф, объясняющий происхождение людей и животных, их раннюю дружбу и то, как это было в итоге утеряно. Эти люди рассказывают, что их далекие предки вышли из ямы в земле у корней огромного дерева, покрывающего обширную территорию страны. Сразу после этого за ними стали появляться всевозможные животные, некоторые по двое, трое и четверо, другие поодиночке или целыми стадами.
Они давили и толкали друг друга, так велико было их число. Они становились все гуще до тех пор, пока не стали перемещаться даже на ветви деревьев. Но когда солнце садилось, животные перестали появляться. Те, кто уже был на поверхности, мирно отдыхали вокруг нижней части дерева. Как и люди, все эти животные были наделены даром речи.
Когда наступила ночь, люди, которые сидели с ними, стали замерзать и решили развести огонь, чтобы согреться, но божественный голос велел им не разводить огонь, а ждать, пока солнце не взойдет, чтобы согреть их утром.Так проходили часы – спали животные и спали люди с ними вместе. Но ночь становилась темнее, а холод все более жестоким и люди больше не могли этого выносить. Несмотря на предупреждение, которое им было дано, они все таки развели огонь.
Как только пламя начало мерцать, животные вскочили в ужасе и помчались прочь. Охваченные паникой полчища бежали в горы и равнины, теряя в страхе свою силу речи, и таким образом навсегда убегали от господства человека. Только очень немногие животные остались с людьми, и эти люди одомашнили и оставили их для собственного использования. Но великая семья людей и зверей была разбита, и никогда больше не была объединена.

Этот миф очень напоминает миф о Прометее, который принес людям огонь с Олимпа ; с этого момента было положено начало цивилизации и прогресса, но что то важное было утеряно и это явно – прямая связь человека с природой.




***