14.6.19

(90377) СЕДНА





Мифологему читать ЗДЕСЬ 


Астрономическая справка:

(90377) Седна – один из крупнейших транснептуновых объектов, карликовая планета. Был открыт 14 ноября 2003 г. Главная особенность Седны – её гигантский орбитальный период – примерно 11 400 лет : перигелий Седны в два с половиной раза дальше от Солнца, чем орбита Нептуна, а большая часть орбиты расположена еще дальше (афелий примерно равен 960 а. е., что превышает расстояние Солнце – Нептун в 32 раза). Это делает Седну одним из наиболее удаленных известных объектов Солнечной системы, за исключением долгопериодических комет. Имеется мнение, что Седну стоит скорее всего считать первым известным представителем внутренней части облака Оорта. Кроме того, имеется предположение, что орбита Седны была изменена под действием гравитации проходящей рядом с Солнечной системой звезды из рассеянного звёздного скопления или даже, что она была захвачена из другой звёздной системы. Перигелий Седна пройдет в 2076 году.
Эксцентриситет один из самых высоких из всех известных крупных объектов нашей Солнечной системы – 0,86. Наклонение – 11,92°. Альбедо – 0,32.  Поверхность Седны – одна из самых красных в Солнечной системе.

Орбита Седны (красная) в сравнении с орбитами Юпитера (оранжевая), Сатурна (жёлтая), Урана (зелёная), Нептуна (синяя) и Плутона (сиреневая). 

Снимок Седны сделанный телескопом Хаббл.

(90377) Седна в представлении художника



(90377) СЕДНА был обнаружен в созвездии Кит. Пр.восхождение – 3ч. 15.мин. Склонение – 5’39.


Глиф




Из книги Майкла Брауна «Как я убил Плутон и почему это было неизбежно» (2010)


...Знаете, в преподавании такой сложной темы, как «Формирование и развитие планетарных систем», есть свои положительные стороны и преимущества. Одним из преимуществ является то, что, пока вы изучаете эту тему сами и готовитесь к лекциям, вы успеваете выучить все, что касается этого предмета. Большую часть времени в течение дня (да, впрочем, и поздней ночи, и раннего утра) я прокручивал в мозгу, что я буду говорить студентам. Ка-ждый раз, когда я лежу в кровати, веду машину, готовлю ужин или завтракаю, я снова и снова мысленно составляю новый план моей следующей лекции. В голове я прокручиваю, как связать одно с другим, рационализирую и провожу вычисления, чтобы убедиться в том, что мои лекции понятны и имеют смысл.
В тот самый день, когда я понял, что Голландец уникален, я как раз обдумывал свою следующую лекцию, которая касалась происхождения комет. Орбита Голландца очень похожа на орбиту кометы. Кометы представляют собой небольшие шары, состоящие из грязного льда, которые прилетают из далеких уголков Солнечной системы и при сближении с Солнцем разворачиваются и двигаются по своей орбите дальше. С Голландцем дело обстоя-ло точно так же, вот только он никогда не приближается к Солнцу так близко, как комета, и удаляется очень далеко от него. Как правило, кометы имеют такие непохожие на другие объекты орбиты благодаря их сложному «танцу» с планетами-гигантами и звездами. Таким образом, мне сразу стало ясно, что Голландец никогда не подходил близко к любой из таких планет, избежав участи партнера в таком замысловатом «танце». Однако, в то время когда я готовился к предстоящей лекции, я тут же осознал, что Голландец может двигаться по такой орбите в том случае, если четыре с половиной миллиарда лет назад, когда появилось Солнце, оно было не единственным во Вселенной, а скорее одной из появившихся звезд. Перед тем как все остальные звезды стали двигаться каждая по своей траектории, они могли оттолкнуть Голландца, и он бы двигался по своей орбите, пока не оказался в том месте, где находится сейчас. На протяжении многих десятилетий астрономы размышляли над такими вопросами и спорили о том, что же на самом деле правда. И вот сейчас я понял, что даст ответ на все вечные вопросы.
Открытие – это всегда волнующе, и совсем не имеет значения, какое оно: важное или не очень, близко ли находится обнаруженный вами объект или далеко. Тем не менее в конечном счете ничего не может быть лучше, когда вы находите что-то, что может изменить ваше представление о Солнце и Солнечной системе. Летучий голландец был не просто куском льда или горой на самом краю Солнечной системы. Он был древним, древним как Солнце. Как палеонтолог по окаменелой кости древнего Ти-Рекса может определить, как выглядела Земля семьдесят миллионов лет назад, точно так же и я был совершенно уверен в том, что мы способны досконально изучить эту древность, блуждающую в космосе, – объект, который появился в небе в момент зарождения Солнца, а также узнать как можно больше о жизни Солнца.
Та лекция была самой удивительной и необычной из всех, которые мне довелось когда-либо читать. Я подробно объяснил и подтвердил свои слова расчетами, почему кометы имеют такую необычную орбиту, и почему что-то вроде Голландца, о чьем существовании мои аспиранты еще не знают, возможно, даже не может существовать, по крайней мере согласно стандартному представлению о формировании Солнечной системы.
Потом я показал им Летучего голландца. В конце лекции я привел те же самые расчеты, только в этот раз я рассказывал о немного других обстоятельствах, которые имели место четыре с половиной миллиарда лет назад, а также показал, что все это могло привести к появлению именно таких объектов, как Голландец. Что и требовалось доказать. Студенты покорно конспектировали мою лекцию, наверняка думая больше о том, будет ли эта тема выноситься на экзамен. Разумеется, да.

После Кваоара я хорошо усвоил одну вещь. Имена должны легко произноситься и хорошо звучать. И вот когда в конце концов пришло время дать название Голландцу, я остановился на имени Седна. Седна просто и легко произносится, в нем есть что-то мелодичное.
Имя Седна происходит из иннуитской мифологии. Поскольку Голландец находился так далеко от Солнца и был самым холодным объектом Солнечной системы, я подыскивал для него имя в соответствующем холодном краю. Недолго думая, я сразу же остановился на иннуитах, так как этот народ из всех полярных народов проживал ближе всего к Пасадене, моему дому. Седна – это богиня моря. По преданиям, она живет в ледяной пещере на дне океана. Для меня это слишком холодно. Вдобавок ко всему в этом названии всего две гласные, тем более что они стоят не одна за другой, а разделены согласными. Само собой, у этого имени не очень приятная предыстория.
Имя моего открытия произвело фурор. Я был удивлен, узнав, что удачно выбранное имя вкупе с интересной предысторией может вызвать у людей какие-то чувства, связанные с совершенно невидимым объектом в космосе, хотя что тут удивительного, ведь я же прекрасно знал, как люди обожают Плутон. Кваоар не зацепил людей, а вот Седна по-настоящему задела их за живое. Заголовки газет в один голос кричали: «Добро пожаловать, Седна!» Мой электронный почтовый ящик тонул под наплывом огромного количества рисунков, присланных школьниками, на которых Седна была изображена в ярко-красном цвете позади Плутона. Астрологи сразу же придумали новую историю и предсказывали, что Седна станет предвестником нового женского движения по контролю над окружающей средой или движением, выступающим против детского насилия. Поскольку астрологи не могли прийти к согласию, они нашли название и историю о Седне вполне убедительными.

Итак, Седна осталась Седной. Со всеми теми рисунками, на которых она занимала правильное место в Солнечной системе, Седна была планетой, ведь так? Да, я возражал против того, что Кваоар и Плутон были планетами – ведь они находятся среди множества подобных им объектов. С таким же успехом я бы мог выделить один или даже несколько объектов из множества подобных и заявить, что это не просто объекты, а что-то большее. Седна была тем, чем являлась на самом деле. Там, где она находилась, не было никаких посторонних объектов. Могло ли так случиться, что это была вовсе не планета? Это предположение также бессмысленно. В конечном счете могло случиться так, что Седна вдруг окажется частью этого множества. Если мы объявим, что Седна является планетой, в тот момент, когда обнаружены практически все объекты группы, которая называется поясом Койпера, мы заново войдем в череду дискуссий по поводу того, что же все-таки такое планета. Чтобы было с чего начать, нужно найти для Седны подходящее место. Это казалось наиболее разумным решением в тот момент.
Кроме того, Седна была меньше Плутона, хотя в самом начале мы были практически уверены в том, что она больше. Она была такой яркой! Однако когда мы взглянули на нее с телескопа «Хаббл», предполагая, что увидим крохотный диск, мы увидели только маленькую точку света, а это значит, что Седна составляла две или три  четверти размера Плутона. Как такое могло случиться? Ответ всегда один и тот же: альбедо. Дело в том, что поверхность Седны еще более отражала свет, чем Кваоар. Таким образом, одна из причин, почему она такая яркая, заключается в отражательной способности ее поверхности. Все же две или три четверти размера Плутона – это очень много! Никто из живущих в настоящее время ученых не находил ничего столь большого. Но найти очень яркий объект, будучи уверенным, что он точно больше Плутона, только для того, чтобы потом понять, что на самом-то деле он меньше, становится какой-то дурной традицией.
Я сначала не думал об этом, однако с тех пор, как я поспорил, что кто-то в течение следующих пяти лет найдет объект достаточно яркий, чтобы он был достоин называться планетой, прошло уже четыре года. Много чего произошло за это время: мы нашли Кваоар, который был в два раза меньше Плутона, Седну, которая находится там, где, как думали люди на протяжении долгого времени, заканчивается Солнечная система, а также десятки небольших объектов, которые вопреки всему находились в том месте, где раньше их никто не видел. Но до сих пор мы так и не нашли такого объекта, который мог бы по достоинству называться планетой, чтобы выиграть пари.
Мы рассказали о Седне в феврале 2004 года. Спор заканчивался 31 декабря. В моем распоряжении было чуть меньше года, чтобы успеть найти что-то достаточно больших размеров, или я проиграю.
Ненавижу проигрывать.
А еще больше, чем проигрывать, я ненавижу выглядеть глупым.