Астрофизик Карл Саган о вере в инопланетный разум.
«Все жизненные процессы на планете Земля взаимосвязаны — у нас общая органическая химия и общее эволюционное наследие. Поэтому наши ученые сильно ограничены, они изучают лишь один вид биологии, единственную мелодию музыки жизни. Так ли одинок этот голос на тысячи световых лет или всё же звучит космическая фуга из миллиарда разных голосов, исполняющих музыку жизни всей галактики?» — вопрошал Карл Саган в научно-популярном сериале «Космос», познакомившем в 1980 году рядового американца с тем, как устроена наша Вселенная. Его действительно не на шутку беспокоил этот, чего уж, не без пафоса сформулированный вопрос. Ему он посвятил всю свою научную и просветительскую карьеру.
Будь то изучение Венеры (Саган первым выдвинул теорию о том, что эта планета сухая и очень горячая), наблюдение за спутниками Урана и Нептуна, разработка нескольких космических зондов или создание первого послания внеземным цивилизациям (пластины из анодированного алюминия, прикреплённой к беспилотному летательному аппарату «Пионер-10») — везде просвечивает этот вопрос.
В то же время Саган прекрасно понимал, что слепая вера в инопланетный разум — ничто без веских и сугубо научных доказательств. Именно о необходимости этих доказательств он и написал свою последнюю книгу «Мир, полный демонов», изданную уже после его смерти в 1996 году. На ее страницах ученый развернул настоящую войну против человеческой глупости и лженауки — досталось уфологам, магам, астрологам, креационизму, астрологии и даже снежному человеку.
Словосочетание «летающая тарелка» появилось, когда я учился в старших классах. Газеты заполнились рассказами об инопланетных кораблях, бороздящих околоземную орбиту. Тогда мне это казалось вполне правдоподобным. Из огромного множества звезд какие-то должны же иметь систему планет, схожую с нашей. Есть звезды, такие же древние, как Солнце, или старше, а значит, на их планетах успела бы развиться разумная жизнь. Ракетная лаборатория Калифорнийского технологического университета только что запустила в космос двухступенчатую ракету. Человечество готовилось к путешествию на Луну и другие планеты. Иная, более древняя и развитая цивилизация вполне могла добраться из своей системы в нашу. Почему бы и нет?
Словосочетание «летающая тарелка» появилось, когда я учился в старших классах. Газеты заполнились рассказами об инопланетных кораблях, бороздящих околоземную орбиту. Тогда мне это казалось вполне правдоподобным. Из огромного множества звезд какие-то должны же иметь систему планет, схожую с нашей. Есть звезды, такие же древние, как Солнце, или старше, а значит, на их планетах успела бы развиться разумная жизнь. Ракетная лаборатория Калифорнийского технологического университета только что запустила в космос двухступенчатую ракету. Человечество готовилось к путешествию на Луну и другие планеты. Иная, более древняя и развитая цивилизация вполне могла добраться из своей системы в нашу. Почему бы и нет?
Совсем недавно атомные бомбы упали на Хиросиму и Нагасаки. Может быть, пилоты НЛО беспокоились за судьбы человечества и хотели нам помочь? Или же хотели убедиться, что мы со своим ядерным оружием не представляем угрозы для них? Кому только не являлись летающие тарелки, в том числе самым уважаемым членам общества, полицейским, пилотам коммерческих авиалиний, военным. И я не видел никаких доводов против, похмыкивания и смешки не в счет. Неужели все свидетели ошибались? И ведь радары тоже фиксировали странные летающие объекты, их фотографировали. Снимки печатались в газетах и глянцевых журналах. Появлялись даже сообщения об авариях, находили обломки летающих тарелок, щуплые тела инопланетян (зубы у них просто идеальные) хранились в холодильниках на базе ВВС где-то на юго-западе.
Царившее тогда настроение прекрасно передает статья, опубликованная чуть позже в журнале Life: «Современная наука не может объяснить эти явления как природные — это могут быть только искусственные аппараты, созданные и управляемые высокоразвитым разумом».
И все же никто из взрослых вокруг меня не интересовался НЛО. Я не понимал такого равнодушия. Их волновал коммунистический Китай, ядерное оружие, маккартизм и рост квартирной платы. Странные у взрослых приоритеты.
В университете, в начале 1950-х гг., я начал постепенно понимать, как работает наука, в чем секрет ее великих открытий и насколько строгими должны быть требования к свидетельствам и доказательствам, чтобы мы смогли выявить истину. Я узнал, как часто человеческий разум совершает фальстарт или заходит в тупик, понял, как наши предрассудки влияют на истолкование данных, и убедился, что система общепринятых представлений, поддерживаемая всеми политическими, религиозными и научными авторитетами, тоже может оказаться не просто ошибочной, а до ужаса неправильной.
Я наткнулся на книгу «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы», написанную Чарльзом Маккеем в 1841 г. и все еще не вышедшую из обращения. В этой книге рассказывается об экономических бумах и крахах, в том числе о «мыльных пузырях» Миссисипи и Южных морей; о «пирамиде» голландских тюльпанов, о мошенниках, обчищавших карманы знати и богачей; о легионах алхимиков, в том числе о мистере Келли и докторе Дии о том, как восьмилетний сын Ди, Артур, под влиянием близкого к отчаянию отца начал общаться с потусторонним миром, глядя в магический кристалл. Эта книга полна грустных историй о несбывшихся пророчествах, гаданиях и предсказаниях судьбы; об охотах на ведьм; о домах с привидениями; о «распространенном культе великих злодеев». В ней много еще всего. Замечательный портрет графа Сен-Жермена: утверждая, что он живет уже сотни лет, а то и вовсе бессмертен, граф обеспечивал себе приглашение к обеду, а если сотрапезники выражали сомнение по поводу его бесед с Ричардом Львиное Сердце, граф обращался за подтверждением к слуге, и тот почтительно отвечал: «Не могу знать, ведь я состою у вас на службе всего пятьсот лет». «И правда, — подхватывал Сен-Жермен, — то было еще до тебя».
Потрясающая глава о крестовых походах открывалась рассуждением: «Каждому веку присуще свое особое заблуждение — некий план, мечта или фантазия, за которой все гонятся, побуждаемые либо страстью к наживе, либо потребностью в чуде или же просто из подражания. А если нет мечты, то появится то или иное безумие во имя религиозных или политическихцелей или же их совокупности».
Издание, попавшее мне в руки, украшало высказывание финансиста и советника президентов Бернарда Баруха: чтение этой книги помогло ему избежать миллионных потерь.
Лечение магнетизмом также имеет давнюю, хоть и сомнительную историю. Парацельс пытался магнитом вытянуть из тела человека недуг и отвести злую силу в землю. Но главный герой этого сюжета — Франц Месмер. Пока я не прочел эту книгу, я смутно отождествлял «месмеризм» с гипнозом, но впервые по-настоящему познакомился с Месмером благодаря Чарльзу Маккею. Венский целитель полагал, что на состояние нашего здоровья влияет положение планет. Он также был увлечен только что открытыми чудесами электричества и магнетизма. Паству Месмера — дело было перед Революцией (имеется в виду Великая французская революция 1789–1794 гг. — Прим. ред.) — составляли обреченные французские аристократы. Они собирались в затемненном помещении. Являлся Месмер, одетый в златотканое шелковое платье, и рассаживал гостей вокруг сосуда с разбавленной серной кислотой. Магнетизер и его юные помощники потирали свои тела, пристально вглядывались в глаза «пациентов». Они держались за металлические штыри, опущенные в раствор, или хватали друг друга за руки. Безумие заразительно — аристократы (в особенности молодые дамы) как мухи выздоравливали.
Месмер сделался главной сенсации предреволюционной Франции. Свой метод он именовал «животным магнетизмом». Более консервативные врачи стали опасаться за свое дело и обратились к королю Людовику XVI с просьбой положить конец шарлатанству. Месмер, утверждали они, представляет собой угрозу общественному здоровью. Французская академия назначила комиссию, в которую вошли знаменитый химик Антуан Лавуазье и американский дипломат, он же исследователь электричества, Бенджамин Франклин. Комиссия, как и следовало, провела контрольный эксперимент и убедилась, что исцеление не наступает, если на пациента воздействуют магнетизмом втайне от него самого. Значит, если исцеление и происходило, то лишь в чьей-то податливой фантазии. Месмера и его последователей подобный вывод не смутил. Один из них впоследствии объяснял, какое состояние духа требуется для получения наилучших результатов: «Отложите на время все свои научные знания... Удалите из разума любые возражения... На шесть недель откажитесь от логики... Станьте очень доверчивым и очень упорным, отбросьте свой прошлый опыт и не прислушивайтесь к разуму».
Ах да, еще один совет: «Никогда не занимайтесь магнетизмом перед скептиками».
Еще одна книга, открывшая мне глаза: «Причуды и придури от науки» Мартина Гарднера (Fads and Fallacies in the Blame of Science). Антигероями этой книги стали Вильгельм Райх, искавший ключ к строению Вселенной в энергетике оргазма; Эндрю Кросс, создававший миниатюрных насекомых из соли силой тока; Ганс Хёрбигер, который, изучая астрономию под покровительством нацистов, пришел к выводу, что Млечный путь состоит не из звезд, а из снежков; Чарльз Пиацци Смит, разгадавший в пропорциях пирамид Гизы всемирную хронологию от Творения до Второго Пришествия; Рон Хаббард, автор рукописи, способной свести любого читателя с ума (интересно, а это как проверяли?). Описан и случай Брайди Мерфи, когда миллионы поверили в «доказанную» реинкарнацию, и парапсихологические опыты Джозефа Райна; и оригинальные способы лечения — холодные клизмы от аппендицита, медные цилиндры от инфекционных заболеваний, зеленый свет — от гонореи. И посреди этих историй шарлатанства и самообмана к моему удивлению оказалась и глава об НЛО.
Разумеется, Маккей и Гарднер, авторы каталогов заблуждений, выглядели несколько высокомерными и придирчивыми. Неужели эти люди ничего не принимают на веру? И все же казалось поразительным, сколько «знаний», столь страстно отстаиваемых первооткрывателями и приверженцами, сводилось к сущей ерунде. Постепенно я стал понимать, как велика вероятность человеческой ошибки, а значит, и для летающих тарелок могло найтись не столь интересное объяснение.
С раннего детства, задолго до того, как услышал о летающих тарелках, я интересовался возможностью инопланетной жизни, и это увлечение сохранялось и после того, как первоначальная вера в НЛО поблекла. Я стал понимать неумолимые требования беспощадного надзирателя — научного метода: всему требуется доказательства, а в таком важном вопросе доказательства должны быть сверхнадежны. Чем сильнее хочется поверить, тем большая требуется осторожность. Никакие слухи и свидетельства не годятся: человеку свойственно ошибаться. Люди устраивают розыгрыши, искажают правду ради выгоды, ради славы, просто чтобы прилечь к себе внимание. Иногда люди неверно истолковывают увиденное, а порой даже видят то, чего нет.
Все истории с НЛО держались только на показаниях свидетелей — разрозненных и противоречивых. Кто-то утверждал, будто объект стремительно перемещался, у другого он завис над головой. НЛО имели форму диска, сигары, шара; они гудели или двигались бесшумно, с мощным выхлопом или вовсе без выхлопа, у них ярко светились фары или весь инопланетный корабль мягко мерцал серебристым светом. Эти разно- гласия указывали на неоднородность наблюдаемых явлений; помещая же их все в рубрику «НЛО» или «летающие тарелки», охотники за сенсациями запутывали дело: тем самым несвязанные друг с другом события рассматривались как единая категория.
Происхождение словосочетания «летающая тарелка» тоже довольно выразительно. Пока я пишу эту главу, рядом лежит расшифровка интервью, которое знаменитый ведущий CBS Эдуард Мюрроу взял 7 апреля 1950 г. у Кеннета Арнольда, пилота гражданской авиации, заметившего некий странный объект поблизости от горы Райнир в штате Висконсин. Арнольд считается автором этого выражения, но он утверждает: «Газеты переврали... Когда я давал интервью, меня неправильно поняли, а потом все пришли в возбуждение, одна газета за другой писала об этом, и все так запутались, что никто уже толком не знал, о чем речь... Эти штуки вроде как двигались, качались, ну, я бы сказал, как лодки на сильных волнах... И когда я пытался объяснить, как они двигались, я сказал: будто взяли блюдце и бросили его в воду, как бросают плоские камешки. Почти все газеты неправильно поняли, исказили эти слова. Написали, будто я сказал, будто они похожи на блюдца, а я говорил, что они летели, как блюдца».
Арнольд видел или думал, будто видит, цепочку из девяти объектов, один из которых испускал «жуткое синее свечение». Пилот счел их каким-то сверхсовременным пополнением воздушного флота. Мюрроу подводит итоги: «Ошибка цитирования имела историческое значение. Объяснения мистера Арнольда были забыты, “летающие тарелки” теперь у всех на слуху». Летающие тарелки Кеннета Арнольда выглядели и вели себя совсем не так, как спустя несколько лет будет представлять себе широкая публика. Это вовсе не были огромные и маневренные фрисби.
Большинство сообщений об НЛО были вполне честными, просто на самом деле люди наблюдали естественные, пусть и не совсем обычные явления. Некоторые НЛО оказались необычными летательными аппаратами или даже вполне обычными, но с экзотической подсветкой. Роль НЛО исполняли высотные воздушные шары, светящиеся насекомые, планеты, увиденные в особых атмосферных условиях; это могли быть оптические иллюзии, миражи, преломление света в линзообразных тучах, шаровые молнии, ложные солнца, метеоры, в том числе болиды, искусственные спутники, ракеты-носители, выходящие на орбиту, или носовые обтекатели кораблей, триумфально возвращающихся на Землю (сейчас вокруг Земли вращается столько искусственных спутников, что в каком-нибудь регионе мира непременно увидят что-нибудь странное. Два-три спутника ежедневно возвращаются в атмосферу Земли, их пылающие останки можно зачастую наблюдать невооруженным глазом. — Прим. автора). Вполне вероятно, что попадались и небольшие кометы, распадавшиеся в верхних слоях атмосферы. Появление таких объектов на радаре, видимо, объясняется аномальным распространением волн: из-за разницы в температурных слоях атмосферы радиоволны искривляются. Шутливое прозвище «радарные ангелы» как раз и подразумевает кажущееся, но не существующее на самом деле явление. Порой и глаза, и радар свидетельствует: тут что-то есть, а на самом деле ничего нет.
Стоит человеку заметить странное небесное явление, и он, разволновавшись, становится плохим, ненадежным свидетелем. Вдобавок эта сфера привлекает к себе мошенников и шарлатанов. Многие снимки НЛО оказались откровенной подделкой: крошечные модели висят на тонких ниточках или снимок сделан с наложением, двойной экспозицией. Тысячи болельщиков наблюдали во время футбольного матча НЛО, созданное озорниками-студентами: кусок картона, свечи, тонкий пластиковый пакет из химчистки — словом, примитивный воздушный шар.
Та история о потерпевшей аварию «тарелке» (инопланетяне-невелички с идеальными зубами) разоблачена как заведомая подделка. Фрэнк Скалли, журналист из Variety, опубликовал рассказ своего друга-нефтяника, а затем включил его как основной сюжет в свой бестселлер 1950 г. «Тайна летающих тарелок» (Behind the Flying Saucers). Шестнадцать погибших венерианцев, росточком меньше метра каждый, найдены в одном из трех потерпевших крушение блюдец-кораблей. Отыскались книжечки с инопланетными пиктограммами. Военные все скрывают. Последствия трудно пока даже охватить.
Сочинили этот обман Сайлас Ньютон, искавший с помощью радиоволн скрытые в земле золото и нефть, и загадочный «доктор Ги» — позднее выяснилось, что звать его мистер Гебауэр. Ньютон сконструировал инопланетное оборудование НЛО и сделал несколько снимков, но осматривать свою «находку» не позволял. Ловкий скептик подменил оборудование и отправил «иноземный аппарат» на химический анализ. Выяснилось, что он изготовлен из обычного алюминия, из какого делается кухонная утварь.
Поддельная «тарелка» — лишь незначительный эпизод в двадцатилетней цепи мошенничеств, спланированных Ньютоном и Гебауэром (летающие тарелки Ньютона и Гебауэра — афера 1948 г., направленная на привлечение инвестиций в строящийся аппарат, предназначенный для поисков нефти по технологии пришельцев. — Прим. ред.). Главным образом они торговали бесперспективными нефтяными скважинами и снаряжением для добычи нефти. В 1952 г. их обоих арестовало ФБР. В следующем году оба были признаны виновными в злоупотреблении доверием. Забавы этой парочки, описанные историком Кертисом Пиблзом , могли бы пробудить у энтузиастов НЛО недоверие к слухам о тарелках, разбившихся где-то на американском юго-западе около 1950 г. Но нет же!
4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли — «Спутник 1». Из 1178 сообщений об НЛО, задокументированных в США в том году, на квартал с октября по декабрь приходится не 25%, как подсказывает теория вероятности, а 701 случай, т. е. 60%. Напрашивается объяснение: огромный интерес к спутнику и вызвал избыток «видений» НЛО. Люди стали чаще поднимать глаза к небу и наблюдать непонятные, хотя и вполне естественные явления. Или же, подняв взор, люди разглядели инопланетные корабли, которых раньше попросту не замечали?
У летающих тарелок имеются столь же сомнительные предшественники: в частности, вполне сознательная мистификация «Я помню Лемурию!», созданная Ричардом Шейвером и опубликованная в марте 1945 г. в журнале дешевого чтива Amazing Stories. Такие истории я в детстве жадно проглатывал — десятками, сотнями. Ушедшие под воду континенты были населены пришельцами 150 000 лет тому назад, читал я, а затем от пришельцев произошел род подземных демонов, вечно терзающий людей и ответственный за все зло мира. Издатель этого журнала, Рэй Палмер, ростом не намного превосходивший тех подземных существ, задолго до Арнольда уверовал и пытался всех уверить, что Землю то и дело навещают дискообразные инопланетные корабли, а правительство скрывает информацию от народа. Яркие обложки подобных журналов приучили миллионы американцев к идее летающих тарелок еще до того, как появилось само это выражение.
В общем, доказательства в пользу существования «тарелок» оказались довольно слабыми. По большей части эти свидетельства порождались легковерием и обманом, галлюцинациями, незнанием законов физики, страхами и надеждами, которые спешили воплотиться, жаждой внимания, славы, денег. «Обидно», — думал я подростком.
С тех пор я участвовал в интереснейшей работе: мы снаряжали космические корабли к другим планетам на поиски следов жизни, мы слушали радио, надеясь уловить сигналы иных цивилизаций с соседних планет или далеких звезд. Порой нас манила надежда, но, если пойманный нами сигнал не проходил проверку у каждого придирчивого скептика, мы не вправе были принимать его за признак внеземной жизни, как бы нам того ни хотелось.
Приходится ждать, пока не накопится больше данных. Сейчас мы не располагаем убедительными свидетельствами существования жизни вне нашей планеты. Правда, поиски еще только начинаются. Хоть завтра может появиться неожиданная, более ценная информация.
Мне бы не меньше любого из читателей хотелось, чтобы визиты пришельцев оказались правдой. Это сэкономило бы мне и моим коллегам столько сил: мы бы смогли изучать внеземную жизнь непосредственно, вблизи, а не искать ее в дальних закоулках Вселенной сложными окольными методами. Пусть бы даже инопланетяне оказались низкорослыми, угрюмыми, сексуально озабоченными — если они уже тут, я должен об этом знать.
*
Как мало мы требуем от «пришельцев» и как невысоки требования к «свидетельствам», очевидно из истории с кругами в полях. Эта легенда происходит из Великобритании и распространилась по всему миру, хотя трудно представить себе что-то более нелепое.
Фермеры или случайные прохожие замечали в полях пшеницы, ржи, овса и рапса круги, а позднее и гораздо более сложные узоры. Сперва, в середине 1970-х гг. появились простые круги, постепенно этот феномен распространялся, и к 1990-м гг. сельская местность (особенно в Южной Англии) уже вся пестрела огромными — подчас размером с футбольное поле — геометрическими фигурами, появлявшимися на зерновых перед жатвой. Это были соприкасающиеся или концентрические круги, уходящие вдаль параллельные линии, насекомообразные фигуры. Иногда вокруг центрального круга симметрично размещались четыре меньших — очевидно, такие отпечатки оставляли летающие тарелки и их шасси.
Подделка? «Не может быть», — твердили все в один голос. Таких случаев насчитывались уже сотни. Иной раз узоры появлялись за ночь, и такие огромные. Нигде рядом с пиктограммами не обнаруживалось человеческих следов, которые выдали бы проказников. Да и какие причины побудили бы к такому розыгрышу?
Предлагались и не столь прозаические объяснения. Люди с научной подготовкой осматривали эти места и придумывали гипотезы, спорили, издавались даже специальные журналы по этому вопросу. Может быть, круги возникли под действием необычных ураганов — колоннообразных вихрей или еще более редких кольцевых? Как насчет шаровой молнии? Японские исследователи попробовали воспроизвести в лаборатории, в малом масштабе, действие физики плазмы — именно ее они считали ответственной за события в Уилтшире.
Но чем сложнее становились фигуры в полях, тем натянутее объяснения их как природных метеорологических или электрических явлений. Если же круги оставлены НЛО, то, похоже, инопланетяне беседуют с нами на языке геометрии. Или же эти узоры рисует сам дьявол? Или многострадальная Земля в такой форме изливает жалобы на действия человека? Адепты нью-эйдж роем слетались на эти «места силы». Энтузиасты, вооруженные магнитофонами и инфракрасными приборами ночного видения, дежурили ночи напролет. Печатные и электронные издания всего мира следили за подвигами бестрепетных цереалогов. Бестселлеры о пришельцах, оставивших следы в полях, мгновенно расхватывались восторженными читателями. Правда, тарелки пока не удавалось застигнуть в момент приземления, как не удавалось заснять процесс возникновения этих геометрических узоров. Но экстрасенсы подтверждали инопланетное происхождение кругов, а медиумы установили контакт с их создателями. Внутри кругов обнаружилась «оргонная энергия».
Вопросы задавались уже и в парламенте. Королева поручила расследование лорду Солли Цукерману, бывшему главному научному консультанту министерства обороны. Тем временем появились новые подозреваемые: призраки, мальтийские рыцари-храмовники, члены других тайных обществ, сатанисты. Министерство обороны, как многие считали, пыталось скрыть правду. Иногда попадались неаккуратные круги — это военные чертят, чтобы ввести общественность в заблуждение. Таблоиды разгулялись. Daily Mirror наняла фермеров и поручила им сделать несколько кругов, чтобы поймать на эту наживку конкурента, Daily Express, а затем разоблачить обман. Но Express — по крайней мере на этот раз — проявила бдительность.
Росли и разбивались на секты организации цереалогов. Соперничающие группировки бранились и запугивали друг друга. Звучали обвинения в некомпетентности, а то и похуже. Число кругов измерялось уже тысячами. Таинственное явление перекинулось в США, Канаду, Болгарию, Венгрию, Японию, Нидерланды. Сложные пиктограммы уже несомненно считались знаками инопланетного посещения. Прослеживались связи между этими знаками и «лицом» на Марсе. Один мой знакомый, ученый, писал мне, что в этих фигурах скрыта изощреннейшая математика, что их могли начертить лишь представители высокоразвитой цивилизации. В этом единственном вопросе сходились почти все цереалоги: более поздние рисунки в полях сделались настолько сложными и элегантными, что их никак нельзя приписать человеческому вмешательству и уж тем более счесть каким-то безответственным розыгрышем. Тут уж с первого взгляда очевидно — инопланетный разум.
В 1991 г. два уроженца Саутгемптона, Дуг Боуэр и Дейв Чорли, признались, что вот уже 15 лет рисуют эти фигуры в полях. Они задумали это однажды вечером за кружкой пива в любимом пабе «Песри Хоббс». Парней заинтересовали истории об НЛО, и они решили — забавно будет поиздеваться над верующими в НЛО. Сначала они приминали пшеницу тяжелым металлическим брусом, который служил Боуэру засовом в его мастерской по изготовлению рам для картин. Потом пустили в ход доски и веревки. Первые круги они создали за считаные минуты. Но Боуэр и Чорли оказались мастерами розыгрыша, прямо-таки настоящими художниками: они выдумывали все более сложные узоры.
Сперва никто ничего не замечал. Пресса не реагировала. Племя уфологов не обращало внимания на эти произведения искусства. Парни подумывали уже оставить свою затею или придумать розыгрыш поинтереснее.
Но вдруг о кругах в полях заговорили. Уфологи заглотили наживку с крючком и удилищем. Боуэр и Чорли торжествовали — особенно внимая рассуждениям ученых, что, мол, человеческому разуму такое не под силу.
Заговорщики тщательно планировали каждую ночную экспедицию. Они заранее рисовали акварельными красками сложные схемы новых узоров. Когда местные метеорологи попытались списать круги на вихрь, указывая, что колосья полегли по часовой стрелке, парни тут же озадачили ученых, направив в очередном круге колосья против часовой стрелки.
Вскоре круги начали распространяться по всей южной Англии, а там и за ее пределами: у Боуэра и Чорли появились подражатели. Боуэр и Чорли вырезали в поле сообщение: МЫЗДЕСЬНЕОДНИ, и даже это кое-кто принимал за послание от инопланетян (хотя с точки зрения инопланетян грамотнее было бы написать ВЫЗДЕСЬНЕОДНИ). Дуг и Дейв стали подписывать свои творения двойным инициалом D, но и это сочли делом инопланетных рук, проявлением какого-то неведомого людям замысла. Жену Боуэра Айлин всерьез обеспокоили ночные отлучки мужа. Пришлось парням взять ее с собой на вылазку, а на следующее утро они все вместе смеялись над легковерными. Только тогда Айлин убедилась, что ее супруг не посещает ночами другую женщину.
Наконец, Боуэру и Чорли приелся затянувшийся розыгрыш. Им обоим было за 60, и, хотя они сохранили прекрасную физическую форму, ночные операции на чужих полях становились уже несколько утомительными. К тому же художников задевала сложившая нелепая ситуация: богатство и слава доставались тем, кто попросту фотографировал плоды их творчества, выдавая их за работу инопланетян. Боуэр и Чорли также бес- покоились, что если еще более затянуть обман, разоблачению потом никто не поверит.
Итак, они во всем сознались. Они показали репортерам, как рисовали самые сложные фигуры, смахивавшие на насекомых. Казалось бы, после этого никто больше не решится утверждать, будто затянувшийся на многие годы розыгрыш заведомо невероятен, и нам не придется впредь слышать этот довод: никто, мол, не станет нарочно вводить легковерных людей в заблуждение, изображая присутствие инопланетян. Но нет, мировую прессу это не остановило. Цереалоги сумели удержать свои позиции — зачем же лишать людей права воображать себе всякие чудеса.
С тех пор многие ради забавы оставляли узоры в полях, но эти рисунки были, как правило, уже не столь вдохновенными и явно попахивали издевательством. Признание авторов розыгрыша всегда доходит до гораздо меньшего количества людей, чем первоначальная сенсация. Едва ли не все знают о пиктограммах в полях и об их предположительно инопланетном происхождении, но имена Боуэра и Чорли малоизвестны, сам факт розыгрыша забыт. В настоящее время существует книга журналиста Джима Шнабеля «Вокруг кругов» (Round in Circles; Penguin Books, 1994), у которого я позаимствовал большую часть информации. Шнабель на раннем этапе присоединился к цереалогам, а потом и сам стал рисовать пиктограммы — он предпочитал пользоваться газонокосилкой, а не досками, а позднее убедился, что достаточно просто протоптать круг среди колосьев ногами. Один рецензент отозвался о работе Шнабеля как о «самой забавной книге десятилетия», но даже это не обеспечило ей успех. Читатели хорошо платят, чтобы почитать о демонах; разоблачения скучны и никого не привлекают.
*
Чтобы усвоить принципы скептицизма, необязательно заканчивать аспирантуру: ухитряется же большинство людей вполне удачно приобрести подержанный автомобиль. Сама идея скептицизма как основы демократии предполагает, что каждый должен овладеть инструментами, которые позволят ему разумно и конструктивно оценивать любые теории и непроверенные факты. Наука требует от нас одного: разбирать теории и факты столь же придирчиво, как посулы продавца старых машин и рекламу пива или анальгетика.
Однако большинству наших сограждан инструментарий скептицизма ныне стал недоступен. Этим принципам не учат в школе, даже на естествознании, хотя сама повседневная жизнь с ее разочарованиями, казалось бы, должна отбить склонность к легковерию. Наша политика, экономика, реклама, религии (традиционные и новомодные) — все коренится в этой излишней доверчивости. Настоящий скептик уже догадывается: тем, кто что-то продает, кто пытается влиять на общественное мнение или держится за свою власть, только на руку повальное отсутствие скептицизма.
© Carl Sagan, 1996
Карл Эдвард Саган (Сэйгэн; англ. Carl Edward Sagan 1934 – 1996)
– американский астроном,астрофизик и выдающийся популяризатор науки.
Саган был пионером в области экзобиологии и дал толчок
развитию проекта по поиску внеземного разума SETI. Получил мировую известность
за свои научно-популярные книги и телевизионный мини-сериал «Космос:
персональное путешествие». Он также является автором научно-фантастического
романа «Контакт», на основе которого в 1997 году был снят одноимённый фильм.
Саган был одним из первых, кто выдвинул гипотезу о том, что
спутник Сатурна Титан и спутник Юпитера Европа могут обладать океанами
(предполагалось, что на Европе океан находится под ледяной поверхностью) или
озерами. Он предполагал, что водный океан Европы может быть пригодным для
жизни. Подтверждение существования подлёдного океана на Европе было косвенно
получено при помощи Галилео.
Саган также внес значимый вклад в изучение атмосферы Венеры,
сезонных изменений на Марсе и спутнике Сатурна Титане. Он также подметил, что
глобальное потепление является искусственной опасностью, созданной человеком, и
провел параллель между этим явлением и естественными превращением Венеры в
жаркую, непригодную для жизни планету посредством парниковых газов. Он выдвинул
гипотезу, что сезонные изменения на Марсе происходят в итоге пылевых бурь, а не
явлений, связанных с наличием растительности, как предполагалось ранее.
Карл Саган предложил идею поиска внеземной жизни, призывал
научное сообщество к поиску сигналов от разумных внеземных форм жизни при
помощи больших радиотелескопов и отправке зондов к другим планетам.
Являлся главным редактором журнала «Икар», посвященного
планетарным исследованиям на протяжении 12 лет. Он был одним из основателей
«Планетарного сообщества» и членом Совета опекунов Института SETI.
Карл Саган известен как соавтор научной работы, которая
предсказывала, что в итоге ядерной войны наступит ядерная зима; наряду с
советским математиком Н. Н. Моисеевым он считается творцом модели ядерной зимы.
Саган также предсказывал, что дым от горящей нефти в Кувейте (подожженной
армией Саддама Хуссейна в первую войну в заливе) вызовет экологическую
катастрофу в виде черных облаков. Ушедший на пенсию атмосферный физик, Фред
Сингер, отверг предсказание Сагана как нелепое, предсказывая, что дым рассеется
в течение нескольких дней. В своей книге «Мир, полный демонов. Наука – как
свеча во тьме» (англ. The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark)
Карл Саган дал список ошибок, которые он допустил (включая своё предсказание
эффекта кувейтских пожаров) как пример того, что в науке всякое утверждение
требует веских доказательств и множества экспериментов.
С другой стороны, Саган участвовал в качестве исследователя
в Проекте А119, секретной операции ВВС США, целью которой был сброс атомной
бомбы на Луну.
Способность Сагана выражать свои идеи в общедоступной форме
позволила многим людям лучше понять космос. В 1977 – 1978 годах он выступил с
рождественской лекцией в Королевском обществе. Саган был автором (совместно со
своей третьей женой Энн Друян) известного 13-серийного телевизионного сериала
«Космос: персональное путешествие», в котором он снялся в качестве рассказчика.
Идею для своего сериала Саган почерпнул из сериала Джейкоба Броновски
«Восхождение человека» (англ. The Ascent of Man). В качестве звукового сопровождения
в сериале звучит музыка Баха, Вивальди, Моцарта,
Стравинского, Шостаковича, Хованесса и других композиторов.
Карл Саган также писал книги, популяризировавшие науку.
Одной из таких работ была изданная в 1980 году книга «Космос» (англ. Cosmos),
которая отражает и углубляет некоторые вопросы, поднятые в сериале «Космос:
персональное путешествие». Другие сочинения Сагана включают несколько книг об
эволюции жизни и разума – «Мозг Брока:
Рассуждения о романсах науки» (англ. Broca’s Brain: Reflections on the Romance
of Science), «Тени забытых предков: Поиск того, кем мы являемся» (англ. Shadows
of Forgotten Ancestors: A Search for Who We Are, в соавторстве с Энн Друян) и
«Драконы Эдема: Рассуждения об эволюции человеческого мозга» (англ. Dragons of
Eden: Speculations on the Evolution of Human Intelligence), получившую
Пулитцеровскую премию.
Карл Саган организовал перевод и дополнил собственным
текстом книгу советского астрофизика Иосифа Шкловского «Вселенная, жизнь,
разум», в 1966 году изданную на английском под названием «Жизнь во Вселенной» в
их соавторстве. Переписка двух учёных началась в 1962 году, когда Саган,
заинтересовавшись гипотезой Шкловского о вымирании динозавров в результате
вспышек сверхновых, отправил препринт своей статьи о межзвёздной связи.
Помимо научно-популярных книг, Саган написал известный
научно-фантастический роман «Контакт» (англ. Contact), но не дожил до его
экранизации, которая состоялась в 1997 году, а в 1998 году фильм получил Премию
Хьюго.
Карл Саган выдвинул предположение о происхождении символа
свастики в своей книге «Комета» (англ. Comet). Он выдвинул гипотезу, что комета
приблизилась к Земле в древности на такое расстояние, что исходящие из нее
струи газа, изогнутые под воздействием вращения, были видны невооружённым
глазом. В книге «Комета» Саган приводит копию древнего китайского манускрипта,
который показывает разнообразие хвостов комет, в основном простые хвосты, но на
последнем изображении ядро кометы нарисовано с четырьмя исходящими из нее
загнутыми лучами, изображая свастику.
Саган был согласен с Уравнением Дрейка, допускающим
существование большого числа внеземных цивилизаций. Отсутствие доказательств
существования таких цивилизаций (Парадокс Ферми) может говорить о том, что
технологические цивилизации самоуничтожаются очень быстро. Это заключение
побудило его к изучению и публикации способов, какими человечество может
уничтожить себя, надеясь на то, что человек избежит этой участи и сможет
превратиться в существо, покорившее космические просторы. Он также критиковал
«углеродный шовинизм», равно как и антропоцентризм в отношении других живых
существ, населяющих Землю (в частности, выступал за гуманное обращение с
животными и предоставление высшим приматам прав неприкосновенности личности).
Политическая активность Сагана возросла после его женитьбы
на знакомой ученой Энн Друян. Он участвовал в акциях гражданского неповиновения
на объектах, связанных с разработкой ядерного оружия во времена обсуждения
договора о свёртывании программы по разработке ядерного оружия. Когда
рейгановская администрация отказалась последовать примеру советского руководства
во главе с Михаилом Горбачевым, объявившего с 6 августа 1985 года односторонний
мораторий на испытания ядерного оружия, Саган был в числе антивоенных
активистов, протестовавших в Неваде на протяжении 1986-1987 годов за
прекращение "холодной войны", и даже был дважды арестован. Он открыто
выступал против Стратегической оборонной инициативы президента США Рональда
Рейгана, также известной под именем «Звездные войны», считая эту программу
слишком дорогой, технически невозможной и малоэффективной, а также
дестабилизирующей процесс разоружения. По этой причине он трижды ответил
отказом на приглашение на президентский ужин в Белый дом.
Хотя политические (борьба за мир и социальный прогресс) и
идейно-философские (борьба с суевериями и религиозными предрассудками) позиции
Сагана были близки к официальным советским, он критиковал не только США, но и
СССР, регулярно отправляя туда экземпляры книги Льва Троцкого «История русской
революции».
Карл Саган был заядлым курильщиком марихуаны, хотя никогда
публично не признавал это. В 1971 году в книге «Марихуана: взгляд под другим
углом» (англ. Marihuana Reconsidered) под псевдонимом «Mr. X» он написал
статью, посвящённую курению конопли. Редактором этой книги был Лестер Гринспун.
В статье Саган писал о том, что марихуана помогала ему в некоторых его работах
и улучшала восприятие. После смерти Сагана Гринспун открыл эту информацию
биографу Сагана. Когда его биография под названием «Карл Саган: Жизненный путь»
(англ. Carl Sagan: A Life) была опубликована в 1999 году, факты, касающиеся
марихуаны, вызвали большой общественный резонанс.
Саган был выдающейся личностью. Сторонники Сагана оценили
важность его усилий по популяризации естественных наук, его выступлений как
против ограничений на научные исследования, так и против реакционного
использования плодов науки, защиты демократии, противодействие
националистическим идеям, защите гуманизма, за отрицание гео- и антропоцентрических
взглядов.
Место посадки беспилотного аппарата, первого марсохода «Марс
Патфайндер» было переименовано в «Мемориальную станцию Карла Сагана» в честь
доктора Сагана 5 июля 1997 года. Астероид 2709 Саган был также назван в его
честь.
Фильм «Контакт», основанный на романе Сагана и законченный
после его смерти, заканчивается строкой «Посвящено Карлу» (англ. For Carl).
Астрофизик Нил Тайсон считает Карла Сагана своим учителем.
В одной из серий фильма «Звездный путь» показано место
посадки «Марс Патфайндера» и историческая надпись, цитирующая Сагана на месте
«Мемориальной станции Карла Сагана», которая гласит:
«Какова бы ни была
причина того, что вы находитесь на Марсе, я рад, что вы здесь и желал бы быть с
вами».
***