1.1.19

Андромеда


Андромеда – классическое осеннее созвездие северной полусферы неба.
Ἀνδρομέδη Арата и Ἀνδρομέδα Эратосфена, Гиппарха и Птолемея, представленная на небесной сфере прекрасная дочь Кассиопеи и Кефея, эфиопского царя, правителя Ионны. Андромеда едва не стала жертвой морского чудовища-дракона, предположительно по имени Кит (на небе он видимо запечатлен в созвездии Кита), но была спасена героем Персеем.
По мифу, Андромеда была наделена от природы необыкновенной красотой. Видимо, как и её мать. Когда мать Андромеды, гордясь своей красивой внешностью, заявила, что она прекраснее морских божеств нереид, те пожаловались богу морей Посейдону. Бог отомстил за оскорбление, наслав на их земли потоп и то самое страшное морское чудовище, пожиравшее людей.
По предсказанию оракула, чтобы избежать гибели царства, следовало принести искупительную жертву: отдать Андромеду на съедение чудищу. Девушку приковали к скале на берегу моря. Там ее увидел Персей, пролетавший мимо с головой горгоны Медузы в руках. Он влюбился в Андромеду и получил согласие девушки и ее отца на брак в случае победы над чудовищем. Одержать победу над драконом Персею помогла отрубленная им голова Медузы, взгляд которой превращал все живое в камень.
В память о подвигах Персея Афина поместила прекрасную Андромеду на небосводе недалеко от созвездия Пегаса; имена Кефей (Цефей) и Кассиопея также увековечены в названиях созвездий.

Скорее всего, созвездие Андромеда вместе с соседом Пегасом зафиксировались на небе одним из первых еще в глубокой древности. Далее пошло формирование сюжетной группы созвездий Персеиды, куда входят Кассиопея, Андромеда, Цефей и Персей, окончательно завершившейся позже.

Астрономы Междуречья не выделяли звезды Андромеды в отдельное созвездие.

Арат Солийский пишет о Андромеде:

Об Андромеде, за грех материнский невинно страдавшей.
БлизАндромеда, и ты ее различишь очертанья
Даже пока темнота в ночи не сгустиласьтак ярко
Лик блистает ее и пламя сияет такое
Плеч вокруг и плаща, где огненный пояс сверкает.
Но и поныне хранит ее облик приметы страданья:
Руки раскинуты так, будто к камню прикованы цепью.

Созвездие входит в состав каталога Птолемея. Птолемей насчитывает в созвездии 23 звезды.

Как созвездие, эта группа звезд всегда носила такое наименование, часто с добавлением Mulier Catenata, Прикованная Дева, и многие латинские классики упоминают о нем как о хорошо известном и пользующимся популярностью. Цезарь Германик называет ее Virgo Devota; древние комментаторы Persea, поскольку она была невестой Персея; Манилий, а вслед за ним снова Германик, Cepheis, по имени ее отца. В некоторых изданиях таблиц Альфонсо и Альмагеста она называется Alamac, по имени входящей в него звезды γ – Аламак ; а Андромеда, под именем Mulier qui non vidit maritum (Женщина, которая не знала мужа), видимо, из аль-Бируни, вновь появляется у Байера как Carens Omnino viro (Не имевшая мужа).
Ali Aben Reduan (Haly) (Али ибн Редуан), латинский переводчик арабских комментариев Тетрабиблоса, именует ее Asnade, которое в Berlin Codex (Берлинском Кодексе) читается как Ansnade и означает est mulier quae non habet vivum maritum (женщина, которая не имела спутника жизни); эти названия представляют собой многочисленные транскрипции Alarmalah, Вдова, как арабы называют Андромеду; но филолог Буттман производит его из Anroneda, другой формы этого слова. Antamarda индусов есть видоизмененное ими классическое название.

Арабским астрономам эти звезды были известны как Al Mar᾽ah al Musalsalah, их эквивалент классического названия, - Almara Almasulsala Чилмеда, - для западных мифологических имен в их науке места не нашлось, хотя они, безусловно, были знакомы с этими названиями. Они представляли эти звезды как Морской Теленок, или Тюлень, Vitulus marinus catenatus (Прикованный морской теленок), если следовать латинскому переводу Байера, с цепью на шее, который прикован к рыбе; их религиозные представления удерживали их от ассоциации созвездий с человеческими фигурами. Такие изображения запрещались Кораном, а устная традиция приписывала Пророку такие слова: Горе тем, кто изобразит подобие живущего: ибо в Судный день изображенные им восстанут из могил и потребуют ответа за свои души. Тогда, воистину, не могши дать жизнь изображенному руками, их ожидают муки в вечном пламени.

Цезиус производит ее от библейской Абигайль из Книги Самуила; а Юлиус Шиллер, в 1627, делает из ее звезд Гробницу Христа, "новую гробницу, которая навсегда останется пустой".


На первой небесной карте на русском языке Копиевского от 1699 года Андромеда прокомментирована: «Зло страдающая связанная».


Созвездие Андромеда из Атласа «Urania’s Mirror» (London, 1825)