Истолкование Термина (Терминуса) лежит на поверхности. Это бог межевого столба, границы между
владениями (Овидий, «Фасты» : separat indicio qui deus arua suo) или в
межгосударственном масштабе между ager Romanus и его соседями. Он, следовательно,
является гарантом счастливого мира, обеспечиваемого соблюдением внутренних и
внешних границ.
Terminus. Ганс Гольбейн (Младший)
Грань ты народам, и грань городам, и великим державам…
Граница окружает Государство.
Она описывает Государство. Она определяет Государство, являясь его пределом.
В магии также существует
важное понятие стража порога – особого существа, которое находится на
пересечении двух миров: потустороннего и посюстороннего, плотного и тонкого,
жизненного и посмертного, бодрственного и сновиденческого. Это – тот же древний
Terminus, лишь несколько видоизмененный.
В «Истории Рима от основания
города» есть интересный момент: когда царь Тарквиний Приск (Древний), решивший
заложить храм Юпитеру на Капитолии, попросил божеств покинуть холм. Все
божества согласились, и только Термин не сдвинулся с места. Решение этой
проблемы было достаточно оригинальным: святыню Термина – межевой камень –
оставили внутри храма Юпитера. Дионисий Галикарнасский называет это как Юпитер терминальный.
В чем же смысл этого
предания? Оно дает религиозное обоснование святости и нерушимости межевых
камней на границах участков и неприкосновенности частной собственности. О
святости границ нам говорит и тот факт, что римляне считали, будто тот, кто
выкопает пограничный камень или разрушит его, будет проклят.
Любопытно, что первоначально
предание работало на благо крупных землевладельцев. Именно они чаще всего
приносили Термину жертвы и почести. Однако со временем, к Термину стали чаще
обращаться мелкие землевладельцы, на земельные участки которых «покушались»
крупные латифундии.
Итак, Термин или Терминус (лат. Terminus) –
римский бог границ и межевых знаков. Межа считалась священной и находилась под
его особенным надзором. Кстати, межа, в классическом понимании – это середина колеи,
участок между углублениями, образованными колесами в грунте; узкая полоса
необработанной земли, граница земельных участков.
Введение и упорядочение
культа Термина приписывается преданием Титу Тацию, освятившему пограничный
камень на Капитолии, и Нуме, учредителю Терминалий, которые праздновались в
конце древнеримского года. В связи с этим Нуме приписывается разделение области
на участки (лат. pagi), состоявшие из совокупности поселков и дворов и
объединенные общим управлением и культом.
Нелегко управлять народом, не
научившимся различать свое от чужого, привыкшим к тем стародавним порядкам,
когда общим было все. Часто приходили к Нуме Помпилию с жалобами на захват
участков и кражу скота, когда же он призывал к себе похитителей, те все
бесстыдно отрицали. В глазах у своих подданных благочестивый сабинянин
улавливал волчий блеск, свидетельствовавший о прирожденной завистливости и
жадности. Он долго думал над тем, как его подавить, но, не найдя решения,
отправился за советом к своей Эгерии.
Вернувшись, Нума собрал народ
и объявил, что нимфа посоветовала ему отдать каждому совершеннолетнему
римлянину безвозмездно участок земли, поделив ту землю, которая была завоевана
Ромулом (основателем Рима) и передана для общего выпаса скота. Единственным
условием для получения участка было то, что его собственник вырывал на
указанной ему границе яму и укладывал в нее заранее подготовленный массивный
камень, а за неимением его дубовую колоду, и должен был утрамбовать вокруг
почву и обложить для прочности булыжниками. Кстати, это может указывать на хтоническую природу
этого божества. При этом было установлено, что тот, кто выкопает пограничный
камень, подлежал проклятию и мог быть казнен; впоследствии смертный приговор
был заменен штрафом. Формула этого установления сохранилась до нашего времени в
обломках найденной в мае 1899 года на форуме надписи (lapis niger),
принадлежащей к древнейшим остаткам латинского языка.
Когда все получившие землю
выполнили это предписание, Нума созвал их и обратился к ним с такой речью:
Я вижу, что вы недоумеваете, зачем я вас просил
выполнить труд, показавшийся вам бесполезным. Так вот, я хочу сказать, что вы
совершили обряд почитания бога священной межи Термина. Повелеваю каждый год 23
февраля умащать каждому своего Термина благовониями и увенчивать венками. Я
предвижу, что некоторым из вас может захотеться расширить свои владения,
выкопать свой Термин и перенести на новое место. Знайте, что этот человек
лишится всего, что имел.
Так Нума утвердил священное и
неприкосновенное право собственности на землю — основу государственности,
порядка и благосостояния. После этого было немало желающих вернуться к общей
собственности. Иногда им удавалось уговорить людей уничтожить термины и сообща
обрабатывать землю. Но из этого ничего хорошего не получалось. Во главе
государства становились люди, потакавшие таким же лентяям, как они сами. Да и
трудолюбивые люди, видя, что плодами их труда пользуются лежебоки и крикуны,
начинали работать хуже. Беднело все общество. И приходилось возвращаться к
порядкам Нумы.
Наряду с Капитолийским
Термином существовал еще исконный римский Термин, изображение которого
находилось на форуме.
Стоит подробнее описать
обряды при постановке пограничных камней – терминов:
Прежде всего, камни ставились
близ ям, в которые их предстояло опустить, натирались мазью и украшались
повязками и венками. Затем в ямах приносились и сжигались жертвы. Дно ям
орошалось кровью жертвенных животных и усыпалось курительными веществами и
полевыми плодами в соединении с медом и вином. Когда жертвенное животное обращалось
в пепел, камни ставились на горячие головни и остатки сгоревшей жертвы и с
величайшей аккуратностью устанавливались в ямы. При этом обряде должны были
присутствовать владельцы тех участков, которые размежевывались означенными
пограничными камнями.
Короче говоря, от этого
почитания межевых камней развилось совершенно конкретное поклонение богу
Термину в честь которого и проводились празднества Терминалий. О них
рассказывается, в частности, в эпической поэме Овидия «Фасты», где излагается
календарь римских празднеств и связанные с ними предания:
Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который
Обозначает своим знаком границы полей.
Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в
поле,
Обожествлен ты давно предками нашими был.
Владельцы прилегающих полей
собирались у общего пограничного знака, и каждый украшал гирляндами свою
сторону камня или столба. Как и при закладке терминов, приносились жертвы (чаще всего бескровные) и
возлияния - медом, вином, молоком, зерном, пирогами. Плутарх говорит, что, в
соответствии с характером Термина как гаранта мира,
его самое раннее вероисповедание не вовлекало жертвы крови. Праздник носил
веселый, мирный характер: жители соседних посёлков собирались для общего пира,
пели песни, посвящённые Термину, как установителю границ и примирителю вражды и
споров.
По два тебе пирога, по два приносят венка,
Ставят алтарь; и сюда огонь в черепке поселянка,
С теплого взяв очага, собственноручно несет.
Колет дрова старик, кладет их в поленницу ловко
И укрепляет с трудом ветками в твердой земле.
После сухою корой разжигает он первое пламя:
Мальчик стоит и в своих держит корзины руках.
После того как в огонь он бросит три горстки пшеницы,
Дочка-девчонка дает сотов медовых куски.
Прочие держат вино, выливают по чашке на пламя,
В белых одеждах они смотрят и чинно молчат.
Стоит напомнить, что кроме
большого числа терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его
камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость
границ Рима. Те же обряды совершались и там, на древней границе городской
территории и в роще Терминов на Лаврентинской дороге (в 9 верстах от Рима).
Если рассматривать Терминалии
в современном контексте, то празднуются они для того, чтобы освятить границы
как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, сослуживцами,
коллегами, соотечественниками, разнопартийцами, всеми, кто разделяется
границами – и соединяется ими. Граница – место со-разделения
жизненных условий и трудов. Удачно проведенная граница – залог добрососедства. Без терминов, освящающих межи, началась бы
междуусобица и война всех против всех. У нас нет ничего более общего, чем
границы, разделяющие нас. Вот как Овидий обращается к Термину:
Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
А без тебя бы везде спорными были поля.
Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен,
И по закону всегда сельские межи блюдешь....
Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой,
Ты возопи: "Вот твое поле, а это его!.."
Термины должны быть столь же
почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и
пенаты – божества домашней жизни, хранители очага. В сущности,
пенаты и термины вместе охраняют покой общества, одни освящая внутренность
дома, а другие – границу участка (двора, поля, надела).
Одно из правил этого
праздника: ни с чем не отождествляться, ничему не противостоять. И тождества, и
противоположности – это вырожденные различия. Будем
терминировать все отношения, как состоящие из различий и потому зовущие к
со-чувствию, со-мыслию, со-действию. На каждое "раз-" есть свое
"со-". Физиолог пусть почтит физика, а физик – метафизика. Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор – либерала. Пусть они совместно, с разных сторон,
подойдут к тем терминам, которые разделяют их, – как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились
к общему термину, чтобы почтить божество, одаряющее их миром. Праздник
Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без
разделения владений невозможно добрососедство, без разделения орудий невозможно
соратничество, без разделения труда невозможно никакое общее дело.
Границы проходят не только в
пространстве. Терминировать, т.е. праздновать Терминалии, действовать в духе
почитания терминов – это отграничивать свои отношения с
другими людьми, с представителями других возрастов, профессий, конфессий,
достатков, политических воззрений. Искусство терминации – быть может, самое трудное из всех искусств. Терминация не имеет ничего
общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным
подвижничеством, – это искусство проведения границ,
выделения формы из хаоса.
Терминировать – значит установить термины, в которых ведется разговор
и строятся все взаимодействия с другими людьми. Терминация – придание словам определенного смысла, артикуляция языковых значений,
поскольку, как заметил Ф. де Соссюр, "в языке нет ничего, кроме
различий". В английском языке есть вездесущее выражение "in terms
of", которое считается паразитом – и вместе
с тем редко удается его избежать, поскольку оно устанавливает, "в терминах
чего" ведется разговор, т.е. служит как бы средством артикуляции любой
темы. Человеку думает и говорит о чем-то, любит или ненавидит что-то,
добивается или избегает чего-то "в неких терминах". Вот такая
терминация и есть неосознанное почитание Термина как бога границ и рубежей.
Не случайно праздник меж и
границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех империй
древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов – это празднование самой имперской идеи как внутренней
неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций.
А без тебя бы везде спорными были поля.
Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен,
И по закону всегда сельские межи блюдешь.
Если бы некогда ты отграничил Фирейские земли,
Триста мужей не могли там бы убитыми лечь...
- Овидий, «Фасты».
Статуи Термина были широко распространены во времена римского
господства и часто назывались гермами, что позволяет нам говорить об
изображаемом божестве не иначе как о частичной экспансии Гермеса.
Герма, то есть изображение
бога Термина, представляла собой каменный столп, заканчивающийся
бюстом или головой (сначала бородатой, затем безбородой), у которой иногда было
два или три лица. Древний вариант гермы отличался едва обозначенными руками и
иногда эрегированным фаллосом. В последнем
случае мы, вероятно, сталкиваемся с влиянием культа малоазийского бога Приапа,
имевшего итифаллический облик и, разумеется, легко перетекавшего в образы
других богов.
Монеты с изображением Терминуса
Пир перед алтарем Термина. Джованни
Бенедетто Кастильоне
Интересна и соотнесенность
Термина с Кроном (Сатурном) – один
из принципов которого – ПРЕДЕЛЫ и собственно границы в том числе и человеческой
жизни (смерть физическая). Символически Сатурн – хранитель
границ, Сатурн всему определяет рамки и придает форму. Существует принцип, благодаря которому любая целостность
сохраняет определенность формы, поддерживает свои
границы, уникальность организации, стабильность и устойчивость – это связано с
Сатурном и его роли в оккультной практике.
«Erasmus in eim Ghüs», 1535 г. Ганс Гольбейн (Младший).
Эразм Роттердамский (1466
-1536 ) был известным гуманистом, ученым и богословом. Изображается в окружении
атрибутики архитектуры эпохи Возрождения, его правая рука покоится на голове
Термина, в качестве личного символа. Его присутствие на различных портретах Эразма
относится к темам смерти. По словам Эразма, символ Термина напоминает ему, что конец его жизни не так и далек.
*
Итак, имя бога Термина было латинским словом означавшим пограничный камень, и его вероисповедание как
зарегистрировано в последней республике и Империи, было сосредоточено на этом
камне, с которым мог быть опознан и сам бог.
«Юпитер терминальный» четко
коррелирует с концепцией экспансии: от племени к Империи.
Граница не количественный
показатель, но качественный. Чем больше ее объем, протяженность, тем
универсальнее и полноценнее понятие, которое она собой выражает. Поэтому по
мере расширения понятия (определения, обнесения пределом пространства) оно
охватывает собой все возрастающее количество частных аспектов. Иными словами,
все включенное в понятие схватывается разумом как часть, в то время как ранее
оно могло ошибочно восприниматься как нечто целое. Расширение границы вещей и
понятий есть динамический процесс развертывания единой сущности, наглядно
демонстрирующей то общее, что изначально присутствует в двух (или нескольких)
до определенного момента различных вещах. Так, понятие "зверя"
включает в себя тигров, зайцев, мышей, индюков, слонов и т.д.
"Звериность", "зверскость" обнажает свою универсальность
через охватывание всех видов и разновидностей животных существ, которые сами
при этом переходят от частного к общему.
Так же и в государстве. Племя
или род имеют свои территориальные, культурные, лингвистические и др. границы.
Эти границы расширяются, простираясь до понятий "народ",
"нация", "государство". И наконец, высшей формой
государства является Империя. Ее границы огромны, они включают в себя максимально
возможное число естественных человеческих образований – в ней есть место племенам, родам, культурам, религиям, нациям, этносам,
и даже, в некоторых случаях, подобиям самостоятельных государств (провинции,
доминионы и т.д.).
Империя в качестве государственного
устройства есть высшая категория, сравнимая с наиболее священными и
всеобъемлющими гносеологическими понятиями – такими, как "Бог", "Истина", "Благо" и
т.д. Поэтому столь устойчивым является понятие "Священной Империи".
Святость Империи проистекает из качества ее границ, которые должны заключать
в себе некоторую абсолютную, универсальную весть, некоторую глобальную миссию,
которая и составляет сущность имперского государства как исторической и
национальной общности. По этой причине границы Империи напрямую связаны с ее
основополагающей богословской ориентацией.
Римская Империя и ее границы
несли в себе один смысл; Империя Александра Великого – другой; арабский халифат – третий; Византия – четвертый; Русь – пятый и
т.д. От осевой миссии Империи зависело и качество границ – морские, речные, сухопутные,
горные, степные, пустынные... Высшая идея Империи как бы выплескивалась в
ландшафт и структуру границ.
Исследование перехода от
сухопутных границ к морским позволяет проследить динамику духовного и социального
развития общества, и даже подчас объяснить важнейшие религиозные, культурные и
экономические трансформации. Так, только после объединения всех земель в
унитарном государстве Англия осознала себя Островом, сменила религию, перешла к
морскому существованию и положила начало капитализму и индустриализации.
Движение от клана к Империи есть не политический, но духовный процесс, лишь
отраженный в земной реальности. По мере экспансии границ и включения в единое
геополитическое пространство различных ландшафтов, цивилизаций, религий и
этносов происходит обнаружение некой новой, более универсальной Идеи,
скрывавшейся ранее под калейдоскопическим многообразием множественности.
Падение Империи не просто
социально политическая катастрофа. Это катастрофа духовная. Вместе с
сокращением границ происходит распад органической идеи, оживлявшей государство.
Удар наносится по высшим философским сферам. Части теряют понимание
принадлежности к целому, отпадают от животворного центра, отмирают и
вырождаются. Падение границ – это падение
понятий, идей, умственное замутнение. Это кровь и смешение языков. Это
глубинная катастрофа той священной фигуры, которой является пограничник – Термин. Силы условного зла проникают внутрь нации; вор забирается в дом; раздор и отупение нападают на
народы. Бог Термин
теряет сознание, удаляется. Хаос духовной ночи нисходит на людей.
Но даже несмотря на это,
мертвый или живой, во сне или наяву на обрубках границы стоят ОНИ. Они
последние, кто думают за всех. Стражи Идеи. Часовые самых далеких постов –
«Термины».
Путти приносит жертву римскому богу Термину. Джованни
Давид
Постепенно Термин (бог) из
стража порога превратился в охранителя границы культуры. Гораздо позже terminus
попадает в философию для разделения природы одной вещи от другой. Так
постепенно слово термин стало означать то, что оно означает сейчас: слово или
словосочетание для точного обозначения понятия и его соотношений с другими
понятиями (в пределах одной сферы деятельности). Но не стоит думать, что сегодняшний
«термин» бесконечно далек от terminus. Дело в том, что термин в определенной
мере является областью, описанной своими границами (пределами), т. е. «самое
содержание границы» (П. А. Флоренский).
Терминисты – последователи
учения, что Бог дал человеку известный срок для исправления и вымаливания
прощения грехов для усовершенствования,
причем одни утверждали, что срок этот до конца жизни, а другие оспаривали.
Детерминизм (от лат.
Determinare – ограничивать, отделять чертой, определять границы, определять) – учение
о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов, доктрина о
всеобщей причинности. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая
ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой,
либо богами или Богом (учение о предопределении , теологический детерминизм),
либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей
(антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный
детерминизм).
На этой основе определяется
понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и,
соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места. В таком
виде детерминизм может быть определен как утверждение, согласно которому
имеется только одно, точно заданное возможное будущее. Детерминизм может
пониматься и как фатализм. Противоположностью детерминизма является
индетерминизм. Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он
постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение
и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все
события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо
демоном Лапласа.
Детерминизм как представление
о взаимосвязи всех явлений и процессов является важнейшей составной частью
научной методологии, нацеливающей исследователей на выявление причинности и
закономерностей в природе, обществе и мышлении. На принципе детерминизма
построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика
и молекулярная физика. Детерминизм не
подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не
обязательно придет в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что
траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.
Терминальные состояния. Жизнь
человеческого организма подчинена определенным ритмам, все процессы в ней
подчиняются определенным физиологическим законам. По этому неписанному кодексу
мы рождаемся, живем и умираем. Смерть, как любой физиологический процесс, имеет
свои определенные стадии той или иной степени обратимости. Но существует и
определенная "точка возврата", после которой движение становится
только односторонним. Терминальными (от лат. terminalis — конечный, последний)
называются пограничные состояния между жизнью и смертью, когда постепенно и
последовательно нарушаются и утрачиваются функции тех или иных органов и
систем. Это один из возможных исходов различных заболеваний, травм, ранений и
других патологических состояний.
К терминальным состояниям
относятся преагония, агония и клиническая смерть. Качественный переход от жизни
к смерти представляется последовательным закономерным нарушением функций и
систем организма, заканчивающихся их выключением. Именно это обстоятельство – последовательность
и постепенность выключения функций, дает время и возможность для вмешательства
с целью восстановления жизни.