Светлая и более поздняя
ипостась Луны – это Артемида, древнегреческая богиня (Диана в Риме). Она всегда
юная, она богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия,
покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при
родах . У Гомера – образ девичьей стройности, покровительница охоты. Вместе со
своим братом Аполлоном, богом Солнца, они носятся по небу, иногда вместе а иногда сменяя друг друга (сутки : день - ночь).
Первый день месяца
(новолуние) посвящался Гекате.
Темная и ранняя ипостась Луны
– это Геката. Также как и Артемида, Геката является подательницей материнского
благополучия, помогает рождению и воспитанию детей, дает путникам легкую
дорогу, помогает покинутым возлюбленным, но основная ее черта – она
символизирует мрак, покров ночи ночные видения и страхи. Чаще всего она
предстает колдуньей, как доброй так и злой.
Геката. III в. н.э.
С 5 века до нашей эры её
почитали уже как исключительно богиню мрака, ночных призраков, кошмаров,
волшебства, повелительницу теней. Её священное животное – собака. Её временем была ночная пора, пустынные земли, кладбища.
Если где-то она проходила, то собаки, всегда чувствовавшие приход потусторонних
сил, лаяли или выли. Так люди понимали, что где-то рядом Геката. Темная
ипостась Луны (как Гекаты) символизировала также смерть.
В Риме Гекату сопоставляли с
Тривией – «богиней трех дорог».
Итак, Геката (Έκάτη) – у
греков божество лунного света, преисподней, всего таинственного, магии и
колдовства. Культ Гекаты видимо
существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам.
Происхождение богини Гекаты
довольно трудно установить (в отличие от других богов, культы которых
распространились по всей территории Греции и её заморских колоний).
Нильссон в «Греческой
народной религии» утверждает, что культ Гекаты происходит из Карий; «...это
подтверждается тем, что личные имена, в которые входит ее имя, часто
встречаются именно в этой области, в то время как в других местах они редки или
вообще не известны».
Есть мнение, что Геката –
дочь титана, соответственно, она существовала на Олимпе задолго до прихода туда
Зевса и всей его большой греческой семьи. Согласно Гесиоду, она получила свою
долю власти ещё от титанов, Зевс оставил ей её. Ее родители – титан Перс (или
разрушитель) и Астерия (богиня снов и пророчеств, очень почитаемая оракулами).
Ее дедом был бог Солнца – Гелиос. Вся эта информация из «Теогонии» Гесиода.
Благоименную также она родила Астерию,
Ввел ее некогда Перс во дворец свой, назвавши
супругой.
Эта, зачавши, родила Гекату, — ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает, —
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет, — в народном собранье любого меж всех
возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит — получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн
промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее — и отнимет.
Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит
скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров
круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж — малым.
Так-то, — хотя и единая дочерь у матери, — все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини.
(Гесиод, «Теогония». Перевод В. Вересаева)
Гомер не упоминает о Гекате.
Возможно, это связано с тем, что ее культ был скорее «женским, народным»,
нежели «дворцовым». Скорее, её славили простые
(и не только простонародные) женки, собираясь на свои праздники или иные
сборища. Впрочем, Геката упоминается в Гомеровых гимнах (как известно,
относящихся к эпохе Гомера, а вовсе им не составленных). Там она близка Деметре
и Персефоне, но исключительной роли не играет. Впоследствии культ Гекаты стал
особенно популярен у орфиков-мистиков. Её сближали и
с богинями, так или иначе связанными с мистериями (Рея, Кибела, Персефона,
Деметра).
Другие называют ее дочерью
Зевса и Деметры или Зевса и Геры. У Диодора она отравила своего отца Перса и
стала царицей Тавриды. Вышла замуж за Ээта и родила Кирку, Медею и Эгиалея.
По одной из версий, Гекатой
стала похищенная Ифигения. Либо, Ифигения, дочь Агамемнона, ставшая
служительницей «местной» Артемиды в Тавриде, на самом деле оказалась жрицей
Гекаты. Её собирались принести в жертву, но богиня заменила
девушку животным.
Ферекид называл Гекату
дочерью Аристея.
Культовыми местами Гекаты
считались пещеры. Её древние алтари были круговыми, с
разными надписями на них. Орфей установил таинства Гекаты на Эгине, где её чтили больше всего. Таинства богини в проводились в Зеринфе,
где была ее пещера, в которой приносили в жертву собак. Всегреческий фестиваль
Гекаты проводился 13-14 августа. А фестиваль в Стратониках в Карии назывался
Гекатесии. Храмы Гекаты обнаружены в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах,
изваяния найдены по всей Греции.
Гекате в числе других божеств
приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории, а также на военных
играх, предварявших элевсинские мистерии.
У Пиндара Геката именуется
«обутою в красное».
По одной из версий, Геката
родила Гермесу трех дочерей.
В некоторых источниках
Кратейя (или Кратеида) как мать Скиллы (Сциллы) либо именуется дочерью Гекаты,
либо отождествляется с нею. В этом случае Геката – мать Скиллы. Кратейя – это имя Ночной Гекаты; либо имя Луны. У Алексида была
комедия «Кратейя, или Торговка снадобьями».
Геката также считалась
матерью Эмпузы – чудовища, принимающего по ночам облик чудной девы, увлекающей
путников, или страшного призрака. Лицо Эмпузы пылает жаром, а одна нога –
медная.
Геката дарует мудрость в
народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как
богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки
представляли ее себе порхающей с душами умерших на перекрестках, где и
совершался иногда поэтому её культ. Греки считали, что Геката блуждает в
глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами, собаками и
змеями, освещая себе путь чадящими факелами.
Она помогает волшебницам,
которые, как, например Цирцея и Медея, научаются у нее своему искусству.
По Диодору Сицилийскому Цирцея является дочерью темной богини Гекаты и сестрой другой
волшебницы-колдуньи Медеи. По Гигину, Медея – племянница Цирцеи.
Древние греки иногда
отождествляли Гекату с богиней Луны Селеной. Гекату смешивали иногда с другими
божествами – уже упомянутой Артемидой, Персефоной, Астартой и т. д. Их всех
роднят и азиатские, доэллинские корни культа. Гекату можно считать ночным
коррелятом Артемиды; она – тоже охотница, которую сопровождает свора собак, но
её охота – часто
мрачная, ночная охота среди мертвецов,
могил и призраков преисподней. Деметре и Персефоне Геката близка по связи с
землей и подземным миром. В мистериях Деметры и Персефоны она являлась
спутницей обеих богинь.
Геката была спутницей
(проводницей) Персефоны – Царицы Подземного царства. Возможно, в этой роли
Геката была представлена в элевсинских мистериях. В «Энеиде» (6-я книга).
Геката вообще нередко
подразумевается как помощница Деметры и Персефоны в темных делах, связанных со
мраком ночи.
Самый известный сюжет: Геката
помогает Деметре отыскать ее похищенную дочь – Персефону. Одна-единственная,
она приходит на помощь несчастной богине.
В гомеровом гимне «К Деметре»
Геката заключает Персефону в объятия и далее именуется буквально её «предшественницей» (πρόπολος) и «последовательницей»
(ὀπάων). Это не столько описание функций Гекаты, сколько указание на её положение: при нисхождении Персефоны в подземное
царство Геката шествует перед ней, а при возвращении на землю – позади нее,
чтобы уберечь её от любых опасностей. Несмотря на то,
что на третью часть года Персефона принимает на себя функции хтонической царицы
мертвых, на протяжении остальных двух третей она вновь становится кроткой и
благодатной богиней, шествующей по земле. Поэтому в своих путешествиях в
подземный мир и обратно она нуждается в Гекате как провожатой и защитнице.
Деметра была тесно связана с
Гекатой не только в Элевсинских мистериях: известны другие храмы Деметры, в
которых имелось святилище для Гекаты, выступавшей как стражница таинств, —
храмы в Селинунте (Сицилия) и на острове Самофракия.
Персефона, Гермес, Геката и Деметера. Краснофигурный
кратер. V в. до н.э
Можно предположить, что жрицы
Гекаты провожали соискателей через лабиринт подземных пещер и переходов,
освещая им путь двумя факелами. Климент Александрийский сообщает, что далее
разыгрывалась некая мистическая драма; из его описания можно сделать вывод, что
перед соискателями ритуальным образом воспроизводился миф о похищении Персефоны
как тот изложен в гомеровом гимне «К Деметре».
Другой христианский автор, африканец
Лактанций, обращенный язычник, подтверждает предположение о важной обрядовой
роли жриц-факелоносиц. В своем трактате «Божественные установления» (IV в.), он
пишет, подразумевая ту же мистическую драму, что и Климент:
«Прозерпину [Персефону] ищут с горящими факелами и
когда, наконец, находят, в завершение обряда все возносят благодарения и машут
факелами».
С функциями Дадофоры
(Δαδοφορα, «факелоносица»), освещающей путь, связаны и такие эпитеты Гекаты,
как Фосфора (Φωσφόρα, «светоносная») и Пирфора (Πυρφόρα, «огненосная»).
Указание на эту же роль встречается в одной недатированной схолии, где о Гекате
и Аполлоне говорится, что они «озаряют дороги светом: он — днем, она же —
ночью». Впоследствии огонь ее факелов превратился в пламя звездных сфер и «умный»
огонь «Халдейских оракулов».
Вообще, связь Гекаты, Аполлона и Артемиды – очевидна. Известно, что и у
Аполлона, и у Артемиды были эпитеты "Гекат" и "Геката".
Имя Гекаты происходит от ἑκατόν –
сотня (сто).
Ещё у Гомера Аполлон
(Артемида носит те же эпитеты, только в женской их форме) это Гекатиболус (ἑκατηβόλος, ἑκηβόλος, дор. ἑκαβόλος – дальноразящий или разящий далеко в традиционных переводах гомеровского эпоса на
русский язык). Слово ἑκας (гека) в таком случае переводится как издалека (или как древнее). А ἑκατον (гекатон) обычно воспринимается в эпитетах (кроме Гекатиболуса) как "сто". Слово Гекатибол-Гекатибола сближается с
жертвами-гекатомбами: Артемида и Аполлон это те, кто принимает сотенные жертвы – гекатомбы. Возможно – в виде умирающих от их воздействия людей (в Илиаде Аполлон насылает мор
и язву; Аполлон и Артемида избивают детей Ниобы, оскорбившей их мать, богиню
Лето), или в виде загоняемых на охоте животных. Также известен гомеровский
эпитет Аполлона ἑκάεργος (работающий
издалека, также понимаемый зачастую в смысле
"дальновержца") и соответствующий ему гомеровский
же эпитет Артемиды – ἑκάεργε.
Гекатомба (др.-греч.
ἑκατόμβη, от ἑκᾰτόν βόες «сто быков») в Древней Греции – торжественное жертвоприношение из ста быков. В поэмах Гомера (например,
в «Илиаде»)
– от 12 до 100 голов скота. Этим словом
обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если оно не доходило до
ста.
«Мы, окружая родник, на святых алтарях приносили
Вечным богам гекатомбы отборные возле платана,
Из-под которого светлой струёю вода вытекала.»
«Ныне черный корабль
на священное море ниспустим,
Сильных гребцов изберем, на корабль
гекатомбу поставим.»
Впоследствии – любое большое торжественное жертвоприношение.
Гекаэрга (Ἑκαέργη) – также имя одной из дочерей бога Борея.
Еще был известен гипербореец (опять связь с Аполлоном: он любит страну
гиперборейцев, или это эпитет самого Аполлона) – Гекаэрг (Ἑκάεργος). Иная, не менее вероятная
интерпретация корня этого слова (Ἑκα(τος)), производит его от ἑκων – действующий
по своему желанию. При такой
интерпретации Гекатибол и Гекабол будут означать "самовольно
стреляющий", Гекаэрг – "самовольно
действующий", а Гекат "самовольный".
А Геката отождествлялась с
сестрой-близнецом Аполлона – Артемидой (у
римлян – Дианой) : это прямая связь Гекаты как богини лунного света еще со времен архаики.
Таким образом, возможна связь Гекаты и с «жертвами» : разящая издалека,
разящая далеко, убивающая сотнями, обретающая и уничтожающая во
множестве и
т.п…
*
Полагают иногда, что Геката обладала тремя обличьями: кобылы, собаки и льва. А
также правила триадой человеческого существования: рождением, жизнью и смертью.
Диана-Геката Тривия. Античная
печать (рельеф). Бронза. II - I вв. до н. э.
Геката является
покровительницей и «учительницей» Сибиллы Кумской, даруя ей власть блуждать по
дорогам Тартара ( самый дальний загробный мир).
Была богиней ведьм, ядовитых
растений и многих других колдовских атрибутов.
Геката часто ассоциируется с
флорой, так или иначе связанной со смертью, практической магией, – нередко ядовитыми
травами и растениями, символически использовавшимися в погребальных обрядах. По
мифам, – её служительницы, сестры Медея
и Цирцея (по другой версии Цирцея – тетка Медеи), были особенно сведущи в
фармакее – магии трав, зелий и ядов. Но, несмотря на длинные перечни,
встречающиеся во многих книгах по современному язычеству, исторических
древнегреческих или римских свидетельств о связях Гекаты с какими-либо
конкретными растениями (как и составов зелья), кроме тех,
которые перечислены в «Орфической Аргонавтике» например, практически не сохранилось :
IV. ПОХИЩЕНИЕ ЗОЛОТОГО РУНА
После того, как Медея, покинув палаты Аэта,
Тайно пришла на корабль и здесь меж нами укрылась,
Стали раздумывать мы, что нам делать и как поскорее
С дуба священного снять и похитить руно золотое.
Многое мы замышляли, хотя и не знали в ту пору,
Сколь безнадежен успех и какие труды и печали
Нас ожидают. Пред нами разверзлась бедствий пучина.
Возле плотины речной, от царских палат недалеко,
Высилась грозно стена, во много локтей вышиною,
Башни стояли на ней; семикратным кольцом обвивали
Скрепы стальные ее; а в стене тройные ворота
Медью сверкали грозящей; тянулась стена между ними,
И украшали ее повсюду зубцы золотые.
Возле порога ворот кумир возвышался богини,
Видящей все и горящей огнем; средь колхов зовется
Грозной она Артемидой, хранящей входы в ворота.
Вид ее людям ужасен, еще страшней ее голос
Всякому, кто непричастен к обрядам святых очищений.
Ведомы были их тайны одной лишь Медее; свершала
Их чародейка сама и с нею кутейские девы .
Внутрь за ограду войти из смертных никто не решался;
Ни уроженец Колхиды, ни гость на порог не вступали,
Всем преграждало пути запрещенье жестокой богини,
Ярость вдыхала она в собак, охранявших ворота.
Там, за стеной недоступной, в глубоком и темном
укрытье,
Роща густая была; в тени деревьев высоких
Лавры росли там, кизил созревал, и широкой листвою
Их осеняли платаны; трава меж корнями стелилась,
Рос асфодел, завивались душистые "женские
кудри",
Мята росла, и камыш, и чабрец, и цветы анемонов,
С ними божественный цвел кикламен, распускалась
лаванда,
Ирис и дикий пион, - и раскинула пышные листья,
Их осенив, мандрагора и стебли сплелися диктамна.
Свой аромат источал кардамон и шафран; но взрастали
Там и другие растенья: вьюнка колючая заросль,
Черные маки, волчец, аконит, ядовитые клубни,
Множество гибельных злаков, землей порождаемых в
недрах.
И, возвышаясь над чащей, раскинулся дуб необъятный,
Мощные сучья свои вздымая над рощей густою,
Нес он на ветви высокой руно золотое; сверкая,
Свесилось с дуба оно; и руна хранителем грозным
Змей был ужасный, для смертных людей несказанное диво.
Весь чешуей золотою покрыт; вкруг ствола обвивались
Кольца огромного тела; охраною был неустанной
Он золотого руна и святыни подземного Зевса
Страж, пораженья не знавший; не ведая сна и дремоты,
Все озирал он вокруг лазурно-сверкающим взглядом.
Только лишь мы услыхали про все эти страшные тайны
И о Гекате Мунихской, о змее, руно стерегущем
(Все это нам рассказала Медея, мудрейшая дева),
Стали раздумывать мы, как Осилить нам труд этот
тяжкий,
Как нам, снискав благосклонность богини-охотницы, в
рощу
К страшному змею проникнуть, похитить руно золотое
И возвратиться с руном домой в родимую землю.
Дал, поразмыслив немало, совет всем прочим героям
Мопс - он дар
прорицанья имел и грядущее видел, -
Чтобы ко мне обратились с мольбами они и просили,
Чарами змея смирить и гнев Артемиды утишить.
Так неотступно молили они, что я согласился;
Я повелел Эсониду избрать на подвиг опасный
Юношей лучших двоих - конеборного Кастора с братом,
Славным кулачным бойцом Полидевком - и Мопса-провидца
Вместе со мной лишь Медея пошла, от других
отдалившись.
Скоро приблизились мы к обнесенной стеною святыне;
Там я на ровной лужайке тройную выкопал яму,
Взял можжевельника ветви и сучья засохшего кедра,
Терна колючего стебли, плакучего тополя листья,
Все возле ямы сложил я, костер воздвигая высокий.
Злаков волшебных немало Медея, искусная в чарах,
Мне помогая, дала, раскрыв свой ларец благовонный.
Я под плетеным покровом скатал ячменное тесто,
Кинул в зажженный костер и в жертву богиням подземным
Трех щенков я принес, без единой отметины, черных;
С кровью смешал купорос и сок айвы и кизила,
Дикий добавил шафран, подорожников лист безобразный,
Корни различных цветов, что содержат алую краску;
Этой смесью набил я желудок щенков и на угли
Их положил, а кишки водою обмыл и, вкруг ямы
На землю бросив, ударил в зловещую медную чашу;
Черный накинувши плащ, заклинанья запел; и немедля
Зов мой услышали те, кто живет в пустынной угрюмой
Бездне: их три - Тисифона, Алекто, Мегера богиня.
Факелов пламя в руках их сверкало блеском кровавым.
В яме вспыхнул огонь, затрещало страшное пламя,
Хворост сжигая, и дым, чернея, окутал окрестность.
Вот из Аида возникли, разбужены пламенем ярым,
Грозные призраки вдруг, беспощадные, страшные видом:
Первый - с ликом железным; дают ему смертные люди
Имя Пандоры; потом перед нами второй, многоликий
Призрак трехглавый предстал, наводящий неслыханный
ужас,
Тартара чадо, Геката; на левом плече она носит
Конскую голову с гривой; на правом - свирепая видом
Злобная сука; меж ними - змея свивается в кольца;
В каждой руке она держит тяжелый меч заостренный.
Призраки стали кружиться над ямой то вправо, то влево…
Еще одно довольно подробное описание сбора трав содержится в «Аргонавтике»
Аполлония, в сцене, где идет речь о растении, выросшем из крови Прометея. Из
этого растения Медея приготовила зелье, которое должно помочь Ясону выдержать
опасное испытание:
Вырос впервые тот цвет, когда проливалась по капле
Там на Кавказских торах орлом-кровопийцей на землю
Кровь Прометея-страдальца, бессмертная красная влага.
В локоть длиной произрос цветок из влаги из этой,
На корикийский шафран вполне своим цветом похожий,
Стеблем двойным вознесен. Глубоко в земле притаился
Корень, подобный куску кровавого мяса и полный
Сока (похож он на сок темноцветный горного дуба).
Сок собирала для чар в ракушку каспийскую дева,
Семь раз омывши себя водой, неустанно текущей,
Семь раз призвавши Бримо, что юношей бодрых питает,
Мертвых царицу, Бримо подземную, ночью что бродит,
Мрачною ночью призвав, одетая в темное платье.
Рев прокатился под черной землей, содрогнувшейся в
муках,
В миг, когда корень титана был срезан, и стоном
ответил
Сам Япета сын, от боли душою слабея…
*
Стоит отметить, что сначала в
древнегреческой мифологии Геката не являлась отрицательным персонажем. Позже, с
развитием культа Афродиты, Афины, Дианы и других богинь, Геката отходит на
задний план, опускается все ниже во владения Аида, превращаясь уже в одну из
хтонических богов его царства и воплощая собой ужас ночи, бледную женщину с
черными волосами, которая выходит по ночам на охоту.
Она таким образом несла ответственность за постигающее людей безумие,
помешательство или одержимость какой-либо идеей. В то же время она могла
защитить от злых демонов и колдовства. Чаще всего Гекату славил (и боялся)
именно простой люд.
Геката как классическая мать колдовства, в этой своей эипостаси дошла до наших дней. Шекспир упоминал ее как
вдохновительницу всех ведьм в «Макбете». Современные неоведьмы воспринимают её тоже большей частью как покровительницу темного
колдовства (не черной магии, но всяких ночных действ).
Эпитеты.
Геката-Энодия («Дорожная»).
Это основная роль Гекаты в воззрениях мистиков.
Геката-Пропилея – это
защитница молодых и беспомощных, столь известная в древние времена, позже стала
поверенной обиженных девушек и женщин, стремящихся вернуть свое женское счастье
и для того прибегающих к чарам. В «Энеиде» (4-я книга) к Гекате, перед тем как
заколоть себя кинжалом, обращается брошенная Энеем возлюбленная, призывая месть
богини на всех троянцев.
Хтония («земная»),
Дадофора («факелоносица»),
Клидофора («ключница»),
Куротрофа («кормилица
детей»),
Фосфора («светоносная»),
Пропола («спутница»),
Сотейра («спасительница»),
Триформис («трехтелая»),
Триодитис (богиня «трех
дорог»).
Большой храм Гекаты
располагался в городе Лагина в Карии (на территории современной Турции), где
ежегодно проводилась церемония под названием «Шествие с ключом» (κλειδοσαγωγή).
Сара Айлс Джонстон, автор книги «Геката Сотера», предполагает, что эта
процессия была связана именно с Гекатой в ее роли Пропилеи – хранительницы врат. Кроме того,
само название церемонии ассоциируется с эпитетом «Клидофора» (κλειδοφόρος),
который эта богиня носила как хранительница ключей от подземного мира,
выносящая решение о том, кто из усопших заслужил блаженное посмертие на
Елисейских полях. В данном контексте она выступает как проводница души умершего
на последнем этапе загробного странствия. А в посвященном ей орфическом гимне
Геката именуется, ни много ни мало, «Ключницей Вселенной» :
Я придорожную славлю Гекату пустых перекрестков,
Сущую в море, на суше и в небе, в шафранном наряде,
Ту, примогильную, славлю, что буйствует с душами
мертвых,
Ту нелюдимку Персею, что ланьей гордится упряжкой,
Буйную славлю царицу ночную со свитой собачьей.
Не опоясана, с рыком звериным, на вид неподступна,
О Тавропола, о ты, что ключами от целого мира
Мощно владеешь, кормилица юношей, нимфа-вождиня,
Горных жилица высот, безбрачная — я умоляю,
Вняв моленью, гряди на таинства чистые наши
С лаской к тому волопасу, что вечно душою приветен!
К V веку до н.э. святилище
Гекаты появилось при вратах города Милет, в пятидесяти милях к северу от
Лагины, где культ этой богини установился примерно столетием раньше. В том же V
веке до н.э. Гекате стали поклоняться в городе Афродисий, также располагавшемся
неподалеку от Лагины. Роль хранительницы врат, прочно закрепившуюся за этой
богиней, подтверждает греко-римский историк Плутарх, записавший в I веке н.э.
историю о том, как один полководец поставил у ворот Коринфа военный трофей, а
другой со смехом заметил, что это не подношение Аресу, а столб Гекате, — «ибо
столбы Гекате ставились перед любыми воротами в том месте, откуда расходились
дороги».
Во Фракии культ Гекаты набрал
силу к V веку до н.э. Одно из самых ранних свидетельств поклонения этой богине
во Фракии обнаруживается во фрагменте пеана древнегреческого поэта Пиндара,
посвященного жителям города Абдеры и датируемого приблизительно серединой V
века до н.э.:
«В месяце первый день,
Он был назван обутою в красное благосклонной Гекатой,
Чтобы так тому и быть».
Поскольку из многочисленных
литературных источников известно, что в том же V веке до н.э. Гекате
поклонялись и в Афинах, весьма вероятно, что культ ее очень быстро
распространился по всему Эгейскому региону в конце VI – начале V столетий. Отдельные
упоминания о ней встречаются в литературе и раньше – в «Теогонии» Гесиода (VIII в. до н.э.) и в гомеровом гимне «К Деметре»
(VII в. до н.э.), но только в V столетии они становятся достаточно частыми и
дают право утверждать, что теперь эта богиня приобрела в греческой культуре
весьма значительную роль.
Считается, что именно Геката
могла быть покровительницей обиженных, униженных и оскорбленных женщин
патриархального греческого общества. Это Ужасная и всемогущая Мать, которая
накажет обидчиков, нашлет на них безумие и несчастья. Достаточно лишь провести
некий колдовской обряд.
По мифам, Геката помогает волшебнице Медее добиться любви Ясона. Жрицей Гекаты считалась уже упомянутая выше чародейка Цирцея (Кирка). Она превращала попавших на её остров мужчин в разных животных. Одиссей с помощью
Гермеса сумел противостоять её чарам, став её возлюбленным.
В поздних мифах Геката
оказывается дочерью Зевса и Геры, вызвавшей ярость матери за помощь Европе,
одной из возлюбленных Зевса. Геката скрывается поначалу на земле у постели
роженицы, а затем отправляется в Аид и обитает там.
В одном мифе Геката
превращается в медведя или дикого кабана и убивает своего собственного сына,
затем оживляет его. Обладая тайной силой, она носит ожерелье из яичек, её волосы – извивающиеся
змеи, которые превращают в камень, как взгляд Медузы Горгоны.
Богиня Электра из Самофракии,
посвятившая аргонавтов в свои таинства, считалось, была ни кем иным, как
Гекатой (Аполлоний, Аргонавтика, I, 915-917).
Геката напрямую связывается с
теургией – это своего рода элитарная магия античного мира.
Синкретическая форма
магического искусства, сложившаяся к I в. н.э., разительно отличается от
классической. Это сложная профессиональная дисциплина, требующая особой
подготовки, специальной литературы, опирающаяся на древние (отчасти реальные,
отчасти вымышленные) традиции. В рамках этой формы магии существует иерархия
процедур, на высшей ступени которой находятся магические сеансы контактов с
богами.
Неоплатоники, занимавшиеся
теургией, часто получали знамения от статуй, в том числе и от изваяний Гекаты.
Максиму, ученику Ямвлиха, виделось, что Геката смеется, а факелы в её руках зажигаются. Полагают, впрочем, что одушевление
статуй Гекаты было обычным в классической греческой магии. Прокл, живший в V
веке нашей эры, будучи глубоким и немощным старцем, «видел воочию светоносные
призраки Гекаты». Его этому научила дочь его учителя Плутарха – Асклепигения, происходившая по материнской линии из древнего
элевсинского жреческого рода (это отсылает нас к связи культа Гекаты с
элевсинскими мистериями).
В приватные таинства Гекаты
был посвящен римский император Юлиан Солнцепоклонник. Его посвятил еще в
девятнадцати-двадцатилетнем возрасте философ Максим Эфесский.
В древнегреческих Афинах ей
посвящались первый и последний дни месяца.
Известен гимн Прокла Диадоха
Гекате и Янусу:
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым
потомством!
Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой!
Радуйся, сам Иан прародитель, Зевес негубимый!
Радуйся, вышний Зевес! О, даруйте мне полную блага
Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
Ум пробуждающим действом
от страстных земных искушений!
О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне
Свет драгоценный, рождений же черного зла да
избегнуть!
О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым
потомством!
Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой!
Радуйся, сам Иан прародитель, о Зевс высочайший!
(Перевод О.В. Смыки)
Ранние изображения Гекаты
дают возможность узнать, как менялся её облик со временем. Первоначально её
изображали в женском обличье с одним лицом, с двумя факелами в руках. Затем
богиня немного видоизменилась – можно встретить изображения с тремя и даже
четырьмя лицами. Чаще всего в виде трех связанных спинами фигур. Изображения
Гекаты в каждом регионе и эпохе разнились – где-то она изображалась со змеями
на голове, способными все обращать в камень (как Медуза Горгона). Затем были
изображения с рогами на голове и факелом.
Три лица богини греки
объясняли так – Геката могла видеть все три временных отрезка – прошлое,
настоящее и будущее. Некоторые считают, что три тела Гекаты символизируют три её ипостаси как богини плодородия и изобилия, богини
Луны и богини чародейства и мрака.
Скульптор Алкамен впервые
создал Гекату в виде трех соединенных статуй в Афинах.
Более вероятно, что её тройственная природа была прежде всего связана с
тремя состояниями Луны: растущей Луной, полнолунием и Луной убывающей. Ей
приписывают в наше время «три кнута власти», которыми она управляет
человечеством. Однако на изображениях у нее всегда два кнута (иногда замененные
змеями) в двух руках. Остальные руки трехтелой богини держат другие предметы.
Статуи Гекаты, выставленные
на перекрестках, смотрели сразу в трех направлениях и в полнолуние проводились
тайные ритуалы в честь Темной богини. Ее скульптуры с факелами и мечами
ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе.
В древние времена люди
старались умилостивить богиню, оставляя сердца кур и медовые лепешки перед
порогом. В последний день месяца на перекрестки приносили дары – мед, лук, рыбу
и яйца, ягнят-самочек. Колдуны поздней античности собирались на перекрестках,
чтобы засвидетельствовать почтение Гекате и её слугам. Представления о
демоническом существе бродящем ночью в сопровождении свиты из нечисти, о
приношении ему жертв на перекрестках и о вознаграждении которое оно дарует
такому дарителю, пережили античность и органично влились в уже средневековые
темные культы.
В излюбленных местах Гекаты,
на распутьях, а также перед домами и в домах ставились колонны (Εκαταία) и
столбы, чтобы предохранить дом от несчастья.
Геката была божеством
порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкается «то и это»,
«наше и иное», «посюстороннее и потустороннее». По этой причине, эта богиня во многих древних таинствах считалась
охранительницей порогов-врат-переходов.
***
Материалы :
Э.Р. Доддс, «Греки и иррациональное» ;
Д. Лауэнштайн, «Элевсинские мистерии» ;
А.Ш. ЛаВей, «Сатанинская ведьма» ;
Г. Бедненко, «Богиня Геката» ;
WIKI