Политеистические народы
многих культур постулировали существование божества грома, создателя или
олицетворения сил грома и молнии ; у бога молнии нет типичного изображения, и
его образ может меняться в зависимости от культуры. В индоевропейских культурах
бог грома часто изображается как мужчина и известен как глава или царь богов,
например: Индра в индуизме, Зевс в греческой мифологии, Зойз в албанской
мифологии и Перун в древней славянской религии. Нечто похожее встречается и у
народов африканского континента.
Ксевиосо (Xevioso, Xewioso, Heviosso, Hevioso) также известный в некоторых регионах как Согбо – бог грома, молнии, дождя и огня для народов фон и эве в Бенине, Того и Гане. В некоторых источниках он упоминается и как божество плодородия. Как и многие африканские боги грома, он тесно связан с правосудием и моральным порядком. Его часто описывают как проявление, а не как личность. Его присутствие отмечено молниями, раскатами грома и огненными бурями. Другой способ его проявления, одновременно являющийся одним из его символов, — это двойные топоры. Его знаковое животное — красный баран, символизирующий напор и огненную силу. Его цвета – красный и белый, символизирующие чистоту и силу. Другими словами, Ксевиосо понимается прежде всего как дух взрывных, неконтролируемых эмоций, таких как гнев, насилие и огромная сила. Это палка о двух концах: он может защитить тех, кто его почитает, но если кто-то его оскорбит, он, скорее всего, покарает их.
Сообщества призывают Ксевиосо наказать преступников, избежавших человеческого правосудия. Именно к этому божеству они с гневом обращаются, когда ищут высшей справедливости. Однако гнев обычно является признаком того, что что-то идет не так, как должно быть, или что произошло нарушение какого-либо соглашения или закона.
Считается, что Ксевиосо
является вторым по рождению от Маву-Лизы — божества-творца, воплощающего как мужскую,
так и женскую энергию. Таким образом, Ксевиосо играет важнейшую роль в
поддержании морального равновесия во вселенной. Его власть над силами природы и
роль карателя грешников делают его одновременно грозной и уважаемой фигурой
среди последователей вуду в Бенине и африканской диаспоре. В некоторых
традициях он также воплощает андрогинность, смешение мужского и женского начал,
отражая его космическое происхождение и духовное равновесие.
Справка. Богами-творцами в дагомейской религии являются Маву (женщина) и Лиза
(мужчина), иногда их объединяют как Маву-Лиза. Они женаты друг на друге и
являются близнецами верховного женского существа Наны Булуку. Они создали мир и
упорядочили его, создали растения, животных и людей. Весь процесс создания
занял четыре дня.
Ксевиосо принадлежит к
сложному божественному семейству, возглавляемому Маву-Лизой, богом, воплощающим
как лунные, так и солнечные аспекты. Среди его братьев и сестер есть такие
значимые божества, как Сакпата, бог земли и болезней, и Гун, бог железа и
войны. Истории, связанные с Ксевиосо и Сакпатой, особенно важны в мифологии
народа фон. В одном из мифов ожесточенный спор между ними приводит к тому, что
Ксевиосо удерживает дождь на территории Сакпаты, что приводит к сильной засухе,
неурожаям, а также вызывает бесплодие у женщин. Эти повествования подчеркивают
хрупкое равновесие природных сил и влияние божественных отношений на
благополучие человека. В некоторых источниках Ксевиосо и Гун даже описываются
как близнецы, что подразумевает духовную и функциональную связь между громом и
войной.
Ксевиосо известен под несколькими именами, отражающими региональные диалекты и культурные особенности. Под именем Согбо подчеркивается его царственный аспект в пантеоне богов-громовников. По мере распространения африканских религиозных практик в диаспоре благодаря трансатлантической работорговле, идентичность Ксевиосо продолжала развиваться. В карибских и латиноамериканских духовных системах он часто синкретизируется с католическими святыми, такими как святая Варвара или святой Иероним. Эти варианты имени и культурные связи подчеркивают неизменную адаптивность мифов Ксевиосо.
Силы и способности.
Ксевиосо обладает обширным контролем над стихийными и духовными силами. Его мастерство управления громом и молниями позволяет ему в равной степени владеть разрушением и трансформацией. Он способен вызывать бури, вызывать дождь, питающий землю, или обрушивать огонь и молнии в качестве возмездия на злодеев. Одна из его самых страшных способностей — божественное правосудие: считается, что Ксевиосо карает лжецов, воров и тех, кто нарушает этические нормы общины. Его правосудие быстрое и часто бесповоротное, что делает его ключевым блюстителем морального порядка в теологии вуду. Помимо наказания, Ксевиосо также играет защитную роль, оберегая невинных и поддерживая равновесие в космосе. Его прерывистый громовой голос часто интерпретируется как знак божественной связи или предупреждения.
По функциям Ксевиосо схож с
Шанго. Шанго начал свой путь как исторический правитель империи Ойо, прежде чем
стать обожествленным ориша (божеством) в религии йоруба. Он олицетворяет
мужскую силу, мужественность, огонь и справедливость. Его главный символ –
двусторонний топор, называемый Осэ, олицетворяющий быстрое и сбалансированное
правосудие. Последователи узнают его по ожерелью из бисера, составленному из
разнообразных узоров из красных и белых бусин, расположенных группами по четыре
или шесть, что является его священными числами. Его жрецы во время церемоний устраивают
зрелищные демонстрации пожирания огня, поскольку считалось, что он тоже может
поглощать огонь.
Согласно мифам йоруба, Шанго
случайно разрушил свой дворец молнией и повесился от стыда. Вместо того чтобы
умереть, он спустился под землю и стал ориша, вернувшись в виде грома и молнии.
Поклонение Шанго
распространилось по всей африканской диаспоре во время атлантической
работорговли. Он остается центральным персонажем таких религий, как сантерия
(где он смешался с культом святой Варвары) и кандомбле в Америке.
Инсценировка одержимости верующего Ксевиосо, богом
грома.
В мифологии Ксевиосо как и
Шанго входят в большую семью вуду и принадлежат к категории так называемых
небесных вуду ( ji-vodun ). Молния – их оружие. Смерть от молнии считается
наказанием в Западной Африке. Ксевиосо / Шанго справедлив, он карает без
жалости. Люди, убитые молнией, не могут иметь нормальное захоронение. Останки
человека, убитого молнией, ритуально сжигаются, кости сохраняются. В некоторых
регионах Бенина тело выставляют перед храмом, посвященным Ксевиосо. Событие, в котором человек выживает после
удара молнии, понимается совершенно иначе. Это отмечает его как духовно
избранного и считается прямым воплощением вуду Ксевиосо.
Если молния Ксевиосо ударит в
дом и он загорится, люди не должны тушить его, они должны позвать жреца культа
Ксевиосо, и здание не должно быть восстановлено до обряда искупления, иначе
гнев божества может распространиться на других людей в округе. Жрецы на месте
выясняют причины, используя систему гадания фа.
Шторм Ксевиосо, богатый
молниями, всегда приносит с собой какую-либо жертву; доказательством служат
черные камни сокпе, которые люди ищут после шторма. По словам верующих, они
падают во время ярости повелителя грома Ксевиосо. Камни сокпе содержат оккультную
силу, называемую азэ.
В Бенине, в связи с культом
Ксевиосо, можно увидеть ритуальные топоры с одним или несколькими лезвиями в
форме полумесяца, соединенными друг с другом. Форма этих лезвий также является
символом, используемым на предметах, относящихся к вуду Ксевиосо. Топор
приобретается посвященным членом культа и используется в церемониях и
религиозных праздниках.
Современное влияние.
Наследие Ксевиосо продолжает
процветать в современных практиках вуду, особенно в Бенине, Того и среди африканских
диаспор. Святилища и алтари, посвященные ему, регулярно посещаются верующими в
поисках дождя, защиты или воздаяния. Ритуальные предметы, такие как железные
топоры и красные ткани, используются в церемониях для призывания его энергии.
Его присутствие не ограничивается традиционной религией; Ксевиосо также имеет
культурное значение в музыке, танцах и устном предании, особенно во время
сезонных праздников, когда его мифы пересказываются посредством игры на
барабанах и выступлений.
В Америке Ксевиосо — под
видом шанго или согбо — играет видную роль в сантерии, кандомбле и гаитянском
вуду. Эти религии объединяют африканскую духовность с католицизмом колониальной
эпохи, что позволяет Ксевиосо выживать и процветать в новых религиозных
ландшафтах. Ксевиосо также привлекает внимание в международных дискуссиях о
духовности коренных народов, экологической справедливости и африканской
мифологии. Его качества — сила, равновесие и праведный гнев — перекликаются с
современными идеалами справедливости и экологической гармонии.
***