3.4.24

ТИАМАТ

 

Тиамат — это  женское олицетворение первобытного океана-хаоса соленых вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии. Тиамат смешала свои воды с Абзу (пресные воды), тем самым дав начало миру. Тиамат была «сияющим» олицетворением моря, ревущего и сокрушающего хаос первоначального творения. Она и Абзу наполнили космическую бездну первобытными водами. Она – создавшая все сущее».

Гарриет Кроуфорд считает, что это «смешение вод» является естественной особенностью средней части Персидского залива, где пресные воды Арабского аквифера смешиваются с солеными водами моря. Эта характеристика особенно характерна для региона Бахрейн, название которого в переводе с арабского означает «два моря», и который считается местом Дильмуна, исходного места шумерских верований о сотворении мира. Разница в плотности соленой и пресной воды приводит к заметному разделению. Что, видимо, и отразилось в мифе.

История Тиамат излагается в шумеро-аккадском космогоническом эпосе «Энума элиш». Тиамат предположительно изображалась в виде дракона или гидры с семью головами, в тексте «Энума элиш» упоминается как женщина (в различные моменты эпоса она имеет как антропоморфные, так и териоморфные черты, включая грудь и хвост.)

Так как при написании слова «Тиамат» в «Энума элиш» отсутствует детерминатив DINGIR, означающий «божество», Тиамат логично считать скорее природным элементом/стихией, чем богиней.

Некоторые исследователи считают, что имя Тиамат может происходить от аккадского слова «тамту» (tâmtu) — море, ранняя форма которого «тиамтум» (ti’amtum). Или же в этом имени объединились два шумерских слова: «ти» (ti)- жизнь и «ама» (ama) — мать. Отмечают и связь этого слова-имени с именем греческой богини Тефидой (Tethys) и поздней её формой thalatth, схожей с греческим θάλασσα — «море». Тиамат также связывают с западно-семитским tehom (תהום) (глубина, бездна) в 1-й Книге Бытия.


В Месопотамии считалось, что женские божества были старше мужских, и Тиамат была частью культа, обожествляющего созидающую силу воды.


*


Эпос “Энума элиш” рассказывает о череде событий, простирающихся от изначального выделения порядка из хаоса до творения специфического космоса, известного древним вавилонянам. Поэма эта частично сохранилась на семи глиняных табличках, найденных в библиотеке Ашшурбанипала, царя Ассирии. Датируется второй половиной II тысячелетия до н. э. Один из самых старых письменных источников древности, дошедших до наших дней.


История Тиамат.


Из смешения вод первородителей, Апсу и Тиамат, в бесформенных недрах водной стихии стали зарождаться семена жизни и принимать облик богов. Так появились боги Лахму и Лахаму, Аншар и Кишар, Ану, Энлиль и Эа (Энки). Первые боги пытались отделить влагу от тверди и воздух от огня и указать путь бесформенным стихиям, и эта их неугомонность раздражает Апсу. Вопреки желанию Тиамат он замышляет убить их, но мудрый Эа (Энки) узнает о его замысле и сам убивает Апсу. Теперь разгневана уже Тиамат…, увидев, как хаос во вселенной сменяется порядком и стихии начинают отделяться друг от друга. И решает погубить всех богов и вновь смешать воедино твердь и влагу, воздух и огонь. И создает одиннадцать свирепых чудовищ. Тела этих чудовищ были налиты ядом вместо крови, и во главе их Тиамат поставила самого  неумолимого из своих слуг Кингу. Таблицы Судеб (символ господства над вселенной) она возложила ему на грудь, провозгласив его своим супругом, и дела всей вселенной отдала в его руки.


Боги в ужасе. Никто из молодых богов не рискнул противиться Тиамат. Только один Мардук (в ранних версиях мифа – Ану, а затем Энлиль), сын Эа, решился на сражение, но при этом заявил своим братьям и сестрам:


«Если я стану вашим отомстителем

И спасу ваши жизни, победив Тиамат,

Вы, собравшись вместе, меня возвеличьте.

И тогда я стану вершителем судеб,

Неизменными будут мои решения

И священными будут законы из моих уст».


Собрались боги на пир, опьянели от вина и объявили Мардука не только своим предводителем, но и законодателем:

«Мардук, ты самый славный из всех великих богов,

Твой жребий несравним ни с чем, твое слово свято».


Дали Мардуку скипетр, трон и непобедимое оружие, с которым вышел он против Тиамат и ее страшной свиты.

Легенда описывает, как Мардук готовился к кровавой битве:

Он сделал лук, натянул тетиву. Он создал булаву, схватил ее десницей; Лук и колчан перекинул через плечо. Перед собой восстановил молнию, Тело свое наполнил пышущим пламенем. Затем сделал сеть, чтобы опутать ею Тиамат. Отрядил четыре ветра, от которых нельзя укрыться, Южный ветер, Северный ветер, Восточный ветер, Западный ветер. Крепко прижал к себе сеть, дар отца, Ану. Он произвел на свет Имхуллу, “Злой ветер”, Вихрь, Шквал, Смерч, Неодолимый ветер; Затем выслал семь из созданных им ветров, Чтобы тревожить нутро Тиамат, они восстали позади него. Затем владыка воздвиг бурю-наводнение, свое могучее оружие. Он взошел на колесницу бури – неодолимую и вселяющую трепет. Впряг в нее четверку коней. Остры были их зубы, сочащиеся ядом. Были они научены опустошению, умелы в уничтожении.


Бой бога Мардука с Тиамат


Оттиск печати новоассирийского времени, предположительно изображающий сцену убийства Тиамат


Битва была недолгой: ветры надули тело Тиамат, точно воздушный шар, а стрела Мардука попадает в ее раскрытый рот и пронзает сердце. Мардук вырезал мечом сердце Тиамат, а огромное туловище разрубил пополам. Одной половиной тела он перекрыл верхние воды и отделил их от нижних вод. Создав сплошную стену, отделяющую небесный мир, он проделал в ней ворота, устроил запоры и поставил стражей, запретив им без своего разрешения выпускать дождевые воды, снег и град на землю. В этих небесных чертогах поселился бог Ану.

Из другой половины тела Тиамат Мардук создал землю, имеющую вид полукруглой чаши, и опрокинул ее в нижние воды, заполнявшие царство премудрого Эа. По воле этого бога из недр земли били ключи, а соленая влага, омывавшая земное полушарие, прорывалась местами вперед и образовывала заливы и лагуны. Между небесным сводом и поверхностью земли в бесконечном пространстве, освобожденном от первобытных вод, бушевали по воле Мардука могучие ветры, те самые, что помогли ему разделить на две части тело Тиамат. Небесный свод украсил Мардук двенадцатью великими созвездиями зодиака, определив для каждого из них две тысячи лет. Плачущие глаза Тиамат становятся истоками Тигра и Евфрата, а хвост – Млечным Путем.

Упорядочив небо, он просит Эа помочь ему создать черноголовых людей Месопотамии из крови Кингу, начальника демонического войска Тиамат.

Оставшаяся часть эпоса – это пространный гимн Мардуку. Он завершается перечислением его пятидесяти имен, атрибутов, отражающих его могущество и подвиги.

 

***