2.2.21

Антиопа

 

Антиопа или Антиопа из Беотии (др.-греч. Ἀντιόπη) – персонаж древнегреческой мифологии, относящийся к беотийскому циклу. Возлюбленная Зевса, мать Зефа и Амфиона. Стала героиней одноименной трагедии Еврипида и картин ряда художников Нового времени. Ее имя происходт от αντι „anti – против, по сравнению с...” и οψ ops „голос” или означает „противостояние”.

Афинские трагики и большинство авторов последующих эпох называют Антиопу дочерью фиванца Никтея (сына одного из спартов, либо потомка Посейдона и плеяды Алкионы, либо сына Посейдона и Келено) и Поликсо. Автор Киприй считал Антиопу дочерью Лика, брата Никтея. Наконец, Павсаний пишет, что Антиопа была дочерью Никтея, но молва называла Асопа ее отцом. Согласно одной из поздних вариаций мифа, Никтей был царем Фив.


Распространенная версия мифа об Антиопе выглядит так.

Дворец Кадма (легендарный основатель Фив в Беотии) опустел после ухода его и его семьи. Правда, в одном его отделении продолжал жить Лабдак, увечный телом и немощный духом; он даже, как царевич, нашел себе жену и имел от нее сына, позднейшего царя Лаия (отца Эдипа). Но управлять страной он не мог. Этим воспользовались два смелых выходца из соседнего острова Евбеи, два брата, Лик и Никтей: перебравшись с вооруженной ратью в Беотию, они завладели ею; Лик основался в Кадмее, а брату предоставил землю у подножья горы Киферон, орошаемую рекой Асопом (бог реки – Асоп).

В один прекрасный день раздался восторженный клич бога Диониса; поляны и рощи Киферона запестрели от ликующей свиты бога – сатиров, вакханок. В этих местах было много молодых красавиц, но не было прекраснее Антиопы, стройной дочери Никтея. Сам Зевс пленился ее красотой; уподобившись сатиру, он предстал перед ней в одну из шумных ночей дионисического праздника (вакханалии) и, увел ее в уединенную пастушью хижину святой горы. И соблазнил соотвественно. Стоит отметить, что этот сюжет приобрел чисто дионисийскую окраску, где Антиопа предстает как менада-вакханка, а Зевс как сатир. Собственно они и предаются этой дикой страсти. Это единственный мифический эпизод, в котором Зевс превращается в сатира. Антиковеды полагают, что эта деталь была неизвестна Гомеру, но появилась в мифе до Еврипида (Еврипид написал трагедию о судьбе Антиопы, и его вариант этого сюжета стал в дальнейшем наиболее распространенным, хотя текст сохранился только фрагментарно).

 

Зевс в образе сатира и Антиопа. Bartholomeus Spranger, 1596

Зевс в образе сатира и Антиопа. Anthony van Dyck, первая половина XVII в.

Зевс в образе сатира и Антиопа. Rembrandt van Rijn, 1659

Сатир и Антиопа. Римская мозайка


Как бы там ни было, но по мифу, Антиопа уже беременная сыном от Зевса, в страхе перед гневом отца (все же праздники Диониса многими осуждались) бежала из Фив в Сикион, где царь Эпопей взял ее в жены. (По другой версии Эпопей похитил Антиопу и сделал своей женой. Фиванцы начали из-за этого войну; Никтей в сражении погиб, но и Эпопей был смертельно ранен, а его преемник Ламедон выдал Антиопу, уже беременную, на родину).

Охваченный тоской по дочери, Никтей покончил с собой, но перед смертью завещал своему брату Лику вернуть Антиопу на родину. Тот начал войну, убил Эпопея, а племянницу повез в Фивы. В пути, у подножия Киферона, Антиопа разрешилась от бремени двумя сыновьями-близнецами. Разные авторы называют их сыновьями Зевса либо сыновьями Эпопея; согласно самому популярному варианту, один мальчик был сыном бога, а другой – сыном смертного.

 

Далее разворачивается трагедия… По приказу Лика сразу же после своего рождения младенцы были отнесены на гору и брошены на произвол судьбы, но через какое-то время их подобрал пастух. Антиопа же становится заложницей Лика, вынужденная терпеть его постоянные притеснения. Причем жестоко над ней измывалась и жена Лика по имени Дирка.

По другой версии мифа, отчаяние овладело Антиопой; она сама бросает своих детей и возвращается к отцу, Никтею, – но застает его уже на смертном одре. Он проклинает свою беглянку-дочь и поручает брату Лику совершить кару над ней. Лик увозит Антиопу к себе и отдает ее на рабскую службу своей жене, Дирке, тогдашней царице, унаследовавшей вместе с престолом Агавы ее роковое золотое ожерелье. Дирка, пораженная красотой своей рабы, стала бояться, как бы ее муж, прельстившись этой красотой, не сделал бы ее своей царицей вместо нее, и становится к ней вдвойне жестока: Дирка держала Антиопу взаперти, принуждала к тяжелой работе, словом, всячески старалась извести ее ненавистную ей красоту. Так пришлось Антиопе долгим страданием искупить свою связь с Зевсом в образе сатира.

Как бы там ни было, но Антиопа бежит…в Эльюферы (город в Ликии), и там находит убежище, сама того не ведая, в доме, где двое ее уже возмужавших сыновей под именами Амфион и Зеф живут с пастухом который их подобрал много лет назад. Она просит у них убежища, рассказывает про свои несчастья; один как будто тронут, но другой непреклонен: «Все это выдумки, – говорит он ей строго, – а беглых рабынь мы принимать не вольны: с нас же взыщут». Вдруг врывается толпа вакханок, впереди всех царица Дирка. Дирка решает казнить Антиопу – привязать ее к рогам дикого быка и затем пустить в бег. При этом, она приказывает сделать это Амфиону и Зефу.

Одна из нимф по имени Фива уговаривает Дирку не делать этого, но одержимая безумием царица-вакханка остается глуха к ее увещаниям. Фива бросается искать помощи. Видит – навстречу ей старый пастух; рассказывает ему обо всем. Старик дивится, соображаети вдруг вздрагивает, точно пораженный новой, страшной мыслью. Они бегут вместе на верхний склон Киферона, видят: стоит жестокая Дирка, дикий бык уже приведен, и оба юноши привязывают к его рогам несчастную Антиопу. «Амфион, Зеф! – кричит им старик. – Что вы делаете? Вы собираетесь замучить вашу родную мать!». Старик рассказал им все: как он их нашел покинутыми, как он уже раньше по молве людей подозревал, что они царской породы, а теперь после рассказа Фивы окончательно догадался обо всем. Радость наполнила сердца юношей, но вместе с тем и ужас: ведь они едва не стали матереубийцами! А ужас перешел в ярость: не помня себя, они бросились к Дирке и ее саму привязали к рогам быка. Исполинский зверь понесся вниз по валунам и бурелому и скоро исчез: все слабее становились крики его жертвы и наконец умолкли совсем. По понятиям тех древнейших времен такая кара считалась справедливой: каково преступленье, таково и наказание, по строгому закону возмездия.

По другой версии мифа, Амфион и Зеф, оба, вначале отказались приютить Антиопу, приняв за сбежавшую рабыню, и не помешали Дирке, примчавшейся вслед за Антиопой, схватить ее и силой вернуть назад. Когда воспитавший их пастух объяснил братьям, что они отказались защитить собственную мать, за что им не избежать преследования эриний, близнецы не медля пустились в погоню, спасли Антиопу, а Дирку привязали за волосы к рогам дикого быка, который ее тут же и прикончил. Либо они побили ее камнями (по Николаю Дамасскому).


Смерть Дирки, римская фреска


После этого Амфион и Зеф изгнали Лика и воцарились в Фивах. Они хотели его убить, но это им запрещает появившийся на сцене Гермес (по воле Гермеса Лик уступил царство Амфиону). Амфион славился как музыкант: научился у лидийцев музыке и к 4 струнам лиры добавил три. Согласно поэме о Европе (Евмела), Амфиона научил пользоваться лирой Гермес, он привлекал пением камни и зверей. Согласно поэтессе Миро, воздвиг жертвенник Гермесу и получил лиру. Пел пеаны на Аракинфе, в гимнах называл Эфир Зевсом. Зеф – противоположность своему брату, изображается простым, грубым пастухом и охотником. Говорят, что Амфион и Зеф построили укрепления в Фивах. Для греков классической эпохи контраст между образами жизни этих двух персонажей стал наиболее заметным элементом повествования; в «Антиопе» Еврипида лучше всего вспоминается сцена, где два брата в споре противопоставляли свою активную и созерцательную жизнь. Вместе они построили и укрепили Фивы, огромные каменные блоки, образующие стены сами двигались под звуки лиры Амфиона.  Зефу и Амфиону была воздвигнута общая могила в Фивах. Камни, составляющие ее основание – те самые, что двигались под звуком его песен.

Следуя предсказанию Бакида, жители Тифореи пытаются похитить земли с могилы и положить ее на могилу Антиопы, когда солнце проходит через созвездие Тельца, чтобы поля принесли им урожай.

Другими близнецами с аналогичным двойным происхождением являются греческие Диоскуры, которые часто появляются как змеи, защищая храмы.


Зеф и Амфион,  Julius Troschel (1806–1863)

*

Существует также версия, согласно которой отцом Антиопы был речной бог Асоп. (это согласно Гомеру, + эту же версию поддержал Аполлоний Родосский). Однажды ночью царь Сикиона овладел ею, выдав себя за ее мужа Лика. За это Лик прогнал Антиопу и женился на Дирке, предоставив Зевсу ухаживать за одинокой Антиопой, от которого та и забеременела. Дирка, подозревая в этом проделки Лика, заключила Антиопу в мрачную темницу, из которой ее освободил Зевс, чтобы она в положенное время смогла родить на горе Киферон близнецовАмфиона и Зета. Братья росли среди пастухов, которые предоставили Антиопе убежище, а когда они выросли и поняли, как жестоко поступили с их матерью, она без труда убедила их отомстить за нее. Братья встретили Дирку, когда та, охваченная вакхическим экстазом, носилась по склонам горы Киферон, и привязали ее за волосы к рогам дикого быка. Дионис не оставил смерть поклонявшейся ему Дирки неотмщеннойон отнял разум у Антиопы, и та стала бродить по всей Греции до тех пор, пока Фок, внук Сизифа, не излечил ее и взял в жены. Гора Парнас место, где оба были похоронены в одной могиле.

Эта версия мифа похожа на миф об Ио (соблазненной Зевсом, аналогично Антиопе), жрице богини Геры, которая по воле же Геры была ужалена оводом и в безумии бродила по Египту. Ее сыновья Кадм и Данаос вернулись в Грецию, где они стали царями Фив и Аргоса.


*


В загробном мире, согласно Гомеру, душу Антиопы встретил Одиссей.

В Сикионе Антиопа почиталась, для нее был создан культовый образ из хризелефантины и установлен в храме Афродиты. Об этом говорит Павсаний. Только одной жрице, пожилой женщине, было разрешено войти в целлу храма с молодой девушкой, избранной каждый год, чтобы служить Лутрофором. Хризелефантиновая скульптура – это скульптура, сделанная из золота и слоновой кости. В Древней Греции культовые статуи хризелефантинов пользовались высоким статусом.

Изображение Зевса, обнимающего Антиопу, сохранилось на мозаике в Палермо и на этрусском зеркале; на хранящемся в Вене скифосе запечатлена сцена исцеления Антиопы Фоком.

Содержание пьесы Евпирида «Антиопа» пересказывает Гигин. Марк Пакувий переложил эту пьесу Еврипида на латинский язык («Антиопу» Пакувия упоминает Марк Туллий Цицерон в трактате «О пределах блага и зла»). Перу Эвбула принадлежит комедия с тем же названием.

К теме мифа об Антио­пе обра­ща­лись худож­ни­ки и скульпто­ры сред­не­ве­ко­вья и ново­го вре­ме­ни («Антиопа» и «Фар­нез­ский бык» А. Сузи­ни, «Юпи­тер и Антио­па» Тици­а­на, А. Корреджо, К. Ван­лоо, А. Ват­то и многие др.).


***