8.7.20

Зулусы и их мифотворчество




Зулусы – один из многих народов, живущих на территории Южной Африки. В основном их регион – провинция Квазулу Натал (КваЗулу-Наталь). Их немало, почти 10 миллионов, что составляет около 23% всего населения страны. Одни из них приспособились и ассимилировались среди «белой» культуры, другие, которых гораздо меньше, живут так же, как жили их предки, сохраняя самобытные обычаи и культуру. С тем отличием, что перестали воевать с соседними племенами и сменили охоту на земледелие и скотоводство. 



Зулусы относятся к народам банту и к группе нгуни. Еще задолго до нашей эры народы банту стали распространяться на юг африканского континента. Эта территория климатически является субтропиками, с запада она ограничена кряжем Драконовых гор, а с востока омывается водами Индийского океана. Считается что на территории нынешней Южной Африки они обосновались около VI в. н.э. Племена банту заимствовали множество слов из языка автохтонного населения Южной Африки – койсанских народов. Также койсанские языки значительно повлияли на фонетику зулусского языка, хотя это влияние было меньшим, чем у западных соседей предков зулусов – племен коса.
Восточные нгуни были крайне воинственным народом. Помимо военных набегов они жили за счет ремесел и разведения крупного рогатого скота, благодаря чему некоторые исследователи об этих племенах часто говорили как о скотоводческих номадах. Вся работа, связанная со скотом, находилась в руках мужчин. Лишь мужская половина общества имела отношение к уходу за скотом. Обычно поселения зулу располагались по склонам гор и холмов. У племен зулу вход в ограде ориентировался по склону, т. е. находился в нижней части селения. Хижина вождя находилась в противоположной стороне, т. е. в верхней части.
До XVIII века восточные нгуни жили обособленными кланами, формально признавая власть верховного вождя. Если какой-либо член племени шел к вождю, то он был обязан принести ему что-либо в подарок. Вождь получал шкуры львов, пантер и шкуры других убитых животных. Шкуры некоторых животных просто по закону обычного права обязательно нужно было отдавать вождю. От заколотого быка при разделе туши вождь получал лучшие куски. Кроме того, вождь получал определенные дары в пиве, зерне и т.д. От первой коровы, которая попадала в собственность молодого мужчины, вождь иногда получал первого теленка.
Один европейский миссионер в одной фразе охарактеризовал заключение брака у банту: «чем больше кто-либо имеет жен, тем больше он может возделывать злаков и, следовательно, этим путем может повышать свое благосостояние». Брак совершался путем выкупа, который у зулу носил название лобола. Женщина не только трудясь на полях или дома увеличивала благосостояние своего мужа, но увеличивала его и тем, что рожала ему девочек, за которых он получал в дальнейшем выкуп скотом. Мужчина приобретал права на своих детей лишь в том случае, если им целиком была выплачена покупная цена жены. Дети являлись всегда собственностью мужчины, давшего выкуп за жену. Бывали случаи, что вождь одарял своими женами приближенных, но дети, рожденные от этого нового союза, оставались принадлежностью вождя.
Глава семьи имел право еще при жизни распределить свое наследство внутри семьи. Если соответствующего завещания не было сделано главой семьи – патриархом, то права наследства переходили к старшему сыну.

Само слово «зулусы» (Zulu, amaZulu) произошло от имени вождя одного из кланов нгуни, Зулу каМаланделы, жившего в конце XVII – начале XVIII веков. На языке восточных нгуни «зулу» означает «небо». После его смерти в 1709 году члены его клана стали себя называть – дети Зулу. К началу XVIII века рост населения, совершенствование сельскохозяйственного производства и торговая конкуренция с европейцами привели к необходимости централизации и расширения власти вождей.
В первой половине XIX века было образовано королевство КваЗулу, первым лидером которого был знаменитый правитель Чака (или Шака, 1787-1828 гг). Он прославился талантами хитрого военачальника и особой жестокостью. Но благодаря его действиям разрозненные племена примитивных туземцев были объединены в мощную народность «альма зулу» – «дети Неба», армия которой захватила огромные территории. Чака призывал на военную службу мужчин в возрасте от 20 до 40 лет и не разрешал им жениться, т. к. древние обычаи зулусов запрещали женатым мужчинам воевать.
Армия зулусов была известна храбростью и железной дисциплиной. Чака первым из африканских вождей вооружил своих бойцов новым наступательным оружием – короткими колющими копьями с длинным и широким наконечником, которыми убивали противников. Кроме того, именно Чака, похоже, был первым из военачальников, придумавшим особое построение воинских отрядов – «Рога быка». Самые быстрые воины окружали врагов с флангов и атаковали, в то время как самые опытные и сильные наступали по центру. Мало того, были еще отряды «львов», которые преследовали отступающих и добивали. Можно совершенно определенно говорить, что война являлась своего рода отраслью хозяйства для господствующей верхушки племени. Межплеменные вооруженные столкновения на данном этапе не вызывались недостатком земли, следовательно, не преследовали цель захвата у соседнего племени пахотных или пастбищных земель, а велись с целью захвата в первую очередь скота – этого основного мерила ценности, основной единицы системы натурального обмена. Вооруженный захват скота – вот основной момент столкновений племен. Такие военные столкновения и между племенами банту, а не только между племенами бушменов и банту, даны на целом ряде скальных рисунков.
Кроме захвата скота, вместо физического уничтожения активно производился захват и увод пленных. Большей частью это, правда, касалось женщин, которые в дополнение к имеющимся рабочим рукам – купленным женам – увеличивали число рабочих рук в отдельной семье, в качестве рабынь-наложниц. Это явление наблюдалось у племен банту между собою в целом ряде случаев, например, рабыни из племен суто в семьях зулу или большей частью из племен бушменов.

Зулусы не верили в естественную смерть человека. По их мнению, её причиной могло стать только колдовство, действия вредоносных сил. Поэтому месть и поиск виновных стали смыслом жизни того же Чаки. Например, каждый человек, кто был заподозрен в неискренности своих чувств во время оплакивания его умершей матери Нанди, подлежал немедленной смерти: после её смерти Чака установил по всей стране траур, который должен был продолжаться целый год. Его подозрительность усилилась, смертная казнь вводилась даже за самые незначительные проступки. Важной частью нгунийской религиозной жизни было и т.н. «вынюхивание» – поиск жрецами в народе злых колдунов. Те, кого жрецы объявляли колдунами, предавались казни.
Совершенно неадекватный и деспотический способ правления Чаки служил причиной скрытого недовольства: в итоге он был убит тремя заговорщиками, которые застали его врасплох.

В1860-х королевство зулусов стало более открыто иностранным веяниям. Активно начали действовать миссионеры, была составлена первая зулусская грамматика, на зулусский язык была переведена Библия. Однако с 1870-х противоречия между Британским Наталем и зулусами постепенно нарастали. Британцы ощущали угрозу со стороны зулусов, в итоге, в 1879 году началась Англо-зулусская война. Зулусы проиграли, очередной их король был лишен власти, зулусами под британским протекторатом стало управлять 13 вождей.
В 1887 году было создано новое административно-территориальное образование – округ Зулуленд, который был включен в состав в провинции Натал.
В 1948 году в Южной Африке победила Национальная партия, и был установлен режим апартеида – раздельного проживания и развития рас. Расовая сегрегация углублялась и расширялась. Одни зулусы боролись против этого режима, более консервативные выступали, прежде всего, за улучшение положения самих зулусов. В 1994 году апартеид пал.  Сейчас зулусы – самая крупная этническая группа ЮАР.

Собственный язык зулусов – зулу, или isiZulu, язык семьи банту, принадлежащий к группе нгуни и близкий языкам коса и свати. Зулу – самый распространенный язык в ЮАР. При этом многие зулусы также говорят на английском, португальском, сесото и других языках ЮАР. Язык зулу использует латиницу без дополнительных знаков. Тем не менее, распространены диграфы (реже – триграфы); в частности, они используются для передачи придыхательных и щелкающих звуков.
Традиционная одежда зулусов – набедренные кожаные повязки, фартуки, а на предплечьях и икрах – хвосты животных. Заслуженные воины носили особые прически с кольцом на голове из трав и воска. Сейчас традиционная одежда полностью заменена европейской и сохраняется исключительно в фольклорных ансамблях.
Как и в других африканских обществах, у зулусов музыка играет важную роль как средство выразить эмоции, недоступные словам. Для зулусской музыки важны не только ритм и мелодия, но и гармония, известная как isigubudu.
Другие популярные жанры зулусской музыкимасканда и мбаканга.
Зулусская музыка хорошо известна и за пределами ЮАР; свою роль в этом сыграли и белые музыканты, игравшие вместе с зулусами или исполнявшие песни зулусских композиторов.
Барабаны являются неотъемлемой частью празднований зулу, и они всегда сопровождаются танцами и пением. Барабан Ингунгу сделан из козьей кожи, очищенной от меха, и черного глиняного горшка. Например, на Ингунгу играют, чтобы отпраздновать начало первого менструального цикла у молодой женщины.
В зулусской культуре есть несколько танцев, которые прославляют разные сферы жизни. Охотничий танец символизирует храбрость, необходимую для охоты. Танец исполняется во время церемоний перед тем, как воины отправляются на охоту. Танец маленького щита – это ритмичный танец, который поощряет военное единство, и он обычно исполняется в особых случаях.



Среди зулусов есть христиане (в основном протестанты и католики); многие, даже христиане, сохраняют приверженность традиционным верованиям. Большинство христианских общин (церквей) носят синкретический характер.

*

Некоторые придания, мифы и сказки в свое время были записаны вождями зулусов со слов целого ряда представителей различных родов племени зулу: Umangali kandhlovu, Umpengula Mbanda, Ufusi Mbele, Ulutuli Dhladhla, Unyaose Kciya, Umpondo Kambule, Umkasetemba, Umairjanje Mbanda, Uskebe Ngu-bane, Umamadunjini, Ukofana Dhladhla, Umatshotsha, Umka-pengula, Unoko Masila, Umankofana Mbele, Uluhoho Madonda.

По одной из версий начало МИРА зулусов было таким:

Когда образовалась земля, она была покрыта густым плотным туманом, таким, что первым людям не было видно ни солнца, ни луны, не было ни штормов, ни ветра. Люди говорили друг с другом посредством мыслей, потому что не было слов. Если захотел человек немного мяса, то стоило ему только подумать, и животное, которое было старым или раненым было послано ему; стоило только подумать о плодах и дерево роняло их на землю. Но однажды ужасная раса богов под названием «болтливые» прибыли на землю – у каждого из них было по три желтых глаза и кожа ящерицы. Они придумали языки и способность говорить, и они изобрели их так много, что человечество неминуемо разделилось на множество групп – и навсегда после этого стали жить они в конфликте друг с другом, а вовсе не в гармонии.
По другой версии мифа, тростник породил первых людей: демиурга, культурного героя Ункулункулу и его жену. В некоторых вариантах Ункулункулу сам вызывает первых людей из тростника. Ункулункулу – основной персонаж космогонических мифов зулусов.

Основным содержанием религиозных воззрений зулусов являлось поклонение духам предков (амалодзи). Имилози (свистун)духи-предки, которые свистят, когда разговаривают с человеком.
Умершие предкиво всех поколениях и на разных уровнях родстварассматриваются как полноправные члены рода, общины. Тем самым подчеркивается непрерывность семейно-родовых уз. Духи предков выступают посредниками между людьми и более важными духами, как Ункулункулу например. Ункулункулу – это высший Бог и творец человечества, ("величайший") был создан в Умхланге. Согласно мифу, Ункулункулу «вышел из-под земли», появившись «из тростника» одновременно с солнцем и луной и породил первых людей черной и белой расы.
Ункулункулу научил людей добывать огонь, пользоваться орудиями, возделывать поля. Он показал людям скот и сказал, что можно есть его мясо и пить молоко. Ункулункулу установил обрезание и научил людей, как обращать молитвы к духам, определил занятия мужчин и женщин. Он дал названия всему сущему. Когда молния поражает крупное животное из стада, зулу говорят, что Ункулункулу забил себе еду.
Один из мифов связывает с Ункулункулу появление смерти. Ункулункулу отправил к людям хамелеона с вестью о том, что они не будут умирать, но тот шел очень медленно, да еще и остановился, чтобы поесть. Тогда Ункулункулу пустил вслед за ним ящерицу с противоположным сообщением. Ящерица бежала очень быстро и пришла первой, поэтому люди и всё живое стали смертными.
Зулусы считали, что Ункулункулу является предком Чаки, и почитали его как предка всех зулусов. То есть, наименование «ункулункулу» применимо также к предкам вообще. У зулусов существовала определенная градация духов умерших соответственно времени их смерти. Наибольшее почитание было принято оказывать недавно умершим как наиболее тесно связанным с живыми членами группы, к ним и обращали непосредственно просьбы, молитвы и жертвоприношения, которые, как полагали, передавались затем по цепочке более отдаленным предкам вплоть до «самого древнего» — Ункулункулу. Непосредственно самому Ункулункулу никаких молитв и жертвоприношений не посвящалось. Каждая семья, род имели своего ункулункулунаиболее отдаленного предка, известного данной семье, роду. С объединением родов и близкородственных племен ведущее положение в культе предков начинает приобретать предок главенствующего вождя.
То есть, в обычной жизни зулусы к Ункулункулу практически не обращались, считалось что он перестал оказывать влияние на жизнь людей, ныне распоряжаясь лишь природными стихиями. Он дал им все что требовалось и удалился.
Ункулункулу иногда отождествляют с богом неба Умвелинканги (что означает «тот, кто был в самом начале»), богом грома, землетрясения, чье другое имя Унсондо, и является он (по версии) сыном Ункулункулу, отца, и Номхубулване, матери. Другое имя, данное Верховному существу Ункулункулу, – усомандла, высший источник всего сущего.
По словам Ирвина Хексэма (1981), нет никаких свидетельств веры в небесное божество или небесного бога в зулусской религии до появления европейцев. Однако многие другие исследователи не согласны с анализом Хексема. Они утверждают, что «владыка небес» или зулусский Небесный Бог всегда существовал в традиционной зулусской системе верований, божество, которое, по их мнению, нечто большее, чем архетипический предок и создатель, Ункулункулу.
Таким образом, есть еще и Умвелинканги, который считается источником всего, что было, есть и будет всегда. Умвелинканги, вопреки широко распространенному мнению, не персонифицируется и наиболее точно описывается как внутренний свет творения.
Некоторые считают, что слово unkulunkulu – это производное от umkhuluwomkhulu и использовалось первыми европейскими поселенцами, чтобы попытаться объяснить (ассоциировать с их местным) христианского Бога людям Зулуленда.
Ункулункулу есть также и в традиционных верованиях коса, но у них он (как это часто свойственно заимствованным божествам) играет подчиненную роль по отношению к исконному божеству-творцу Утиксо. Коса считают Ункулункулу только первым человеком, которого создал Утиксо, но Ункулункулу скрыл своего создателя от людей. Здесь прослеживается прямая связь с Умвелинканги.

Мбаба Мвана Вареса (Мбабамванавареса) – другая важная фигура из мифотворчества зулусов. Наверное, даже самая любимая. Часто её называют зулусской Деметрой. Богиня плодородия. Она управляет радугой (или является её персонификацией), сельским хозяйством, урожаем, дождем и имеет власть над водой и землей. Она научила людей сеять и жать, а также научила их искусству приготовления пива. Именно этот дар сделал её одной из самых почитаемых богинь зулусского народа.
Мбаба Мвана Вареса живет в облаках, в круглой хижине из радужных арок. Она приносит влагу и плодородные дожди. Заслышав далекие раскаты грома, зулусы говорили, что богиня начинает бить в свой барабан. Онадочь бога неба Умвелинканги и непоседлива по своей природе.
Мбаба Мвана Вареса в некоторых мифах ассоциируется с упомянутой выше Номхубулване. Слово номхубулване означает того, кто принимает любую форму животного. Таким образом, иногда главная «небесная пара» это – Мбаба Мвана Вареса – Ункулункулу.
По другому представлению, легенде, она не смогла найти подходящего мужа на небесах, поэтому рыскала по землям Южной Африки в поисках смертного мужа, и тем самым бросила вызов всем другим богам: однажды услышав песнь пастуха Тандиве о плодородной почве и антилопе, пьющей из лужицы, поняла, что влюбилась. Чтобы убедиться в том, что и он любит её, она испытала его, послав вместо себя красивую невесту, а сама же обернулась уродливой ведьмой. Её земной возлюбленный не обманулся и сразу узнал её. Они поженились и стали жить в её Радужном доме на небе. Но, выйдя замуж за смертного, эта богиня разозлила некоторых других богов, поскольку они смотрели на людей свысока. Но Мбаба Мвана Вареса исправила этот конфликт тем, что изобрела пиво (хмель), так как все конфликты должны быть решены с помощью пива. Этот напиток, как говорили, приближал смертных к богам, и благодаря этому связь между ними восстанавливалась. Чтобы убедиться, что связь не будет разорвана снова, богиня поделилась своими навыками пивоварения с людьми и сделала их самодостаточными.



До сих пор пиво играет важную роль в зулусской культуре. Традиционный сорт под названием умкомботи изготавливается всегда женщинами. Все в доброй традиции первой женщины-пивовара Мбаба Мвана Вареса, конечно.
Существует также специальная процедура, прежде чем все смогут начать выпивать. Сначала женщина, которая варила пиво, снимает пену и сливает её на землю в качестве подношения предкам и духам. После этого хозяйка выпивает первой, чтобы показать своим гостям, что пиво годно. Затем хозяин пьет, чтобы убедиться, что качество достаточно хорошее и для его гостей, – если он доволен варевом своей жены, его подают в порядке их статуса. Все пьют из одного и того же глиняного горшка или тыквы. Все должны пить сидя или сидя на корточках, а мужчины должны снимать головные уборы из уважения к дару Мбаба Мвана Варесы человечеству.
Зулусы обращаются к ней и тогда, когда им нужно руководство, чтобы принять важное решение.


Еще другие божества: уНгунгибожество кузнецов; иНьянга, лунная богиня, связанная с целителями, которых называют изиНьянгаьянга – зулусское слово для обозначения  Луны); Сонцвафи, божество исцеления; Мамламбо«богиня рек», описанная как большое змееподобное существоамламбо может нападать на людей и питаться их лицами и мозгами и по этой причине Мамламбо часто называют «присоской для мозга»).
Гунгкукубантуанаматерь всех зверей, ибо была их вождем; тело ее, с одной стороны, была пашня, с другой стороны, большие реки и леса; она была названа Гунгку, ибо ее слышно было издалека, когда она шла, ибо когда она шла, поднимался страшный шум. Этот шум некоторые зулу объясняли тем, что Гунгкукубантуана проглатывала всевозможные вещи, которые и издавали при движении шум.

Традиционная религия Зулу содержит и множество божеств, обычно связанных с животными или общими классами природных явлений, также они верили в магию и бесчисленное количество духов. Например, Номабунге – «мать жуков». Гаулиминга – «рубящая акацию». Нхлату – «человек-змея», рождение которого было предсказано голубями.
Абатва – крошечные, мирные, человекоподобные существа. Абатва описываются как живущие в муравейниках или блуждающие в горах, иногда используя муравейники для укрытия. Некоторые рассказывают об Абатва, которые живут в жилищах с виду как муравейники, а коридоры и комнаты внутри украшены настенными росписями и мозаикой из цветных семян.
Эти существа настолько малы, что могут прятаться под травинками и ездить верхом на муравьях. Возможно, из-за своих небольших размеров Абатва стесняются людей. Только малые дети, волшебники и беременные женщины могут видеть Абатву. Если беременная женщина видит мужчину-Абатву, это означает, что она носит мальчика; соотв. женщина-Абатва предсказывает рождение девочки. Говорят, что Абатва любят помогать людям, часто давая им дельные советы. Но если Абатва оскорблены глупым человеком или если кто-то достаточно неуклюж, чтобы наступить на одного из них, они стреляют крошечными, но очень ядовитыми стрелами в обидчика.

Токолоше (Тиколоше) – также карликовые создания, но злобные. Они могут стать невидимыми, проглотив камешек. Знания о Токолоше варьируются в зависимости от региона, но большинство из них довольно последовательны – чаще всего эти существа описываются как помесь зомби, водяного и полтергейста. Токолоши создаются шаманами из мертвых тел...если шамана кто-то обидел. Согласно легендам, эти существа размером с маленьких детей и могут причинить страшные разрушения.
Гого – мифические животные, по представлению некоторых зулу – одичавшие люди. Гого ходят на четвереньках, хвостаты, питаются человеческим мясом, пожирают мертвецов.
Усиккумадеву или Исиккумадеву – ненасытное чудовище, которое пожирает все живое, что попадается ей на пути. Говорят, что у нее был муж с таким же именем. Согласно легенде, однажды она наткнулась на детей вождя. Поскольку они были беззащитны, она быстро проглотила их. Вождь понял, что произошло, и немедленно отправился на поиски чудовища. Вскоре он нашел её и убил, ударив ножом в горб; его дети вышли невредимыми из её рта.

Хлаканьян – персонаж-триктер, имя его может быть переведено, как «маленький хитрец», «ловкач». Сами зулу следующим образом характеризуют его-её:
«Хлаканьяна очень ловкий человек, очень маленький, с ласку. Этот человек всегда презирался теми людьми, которые бывали обмануты, от которых он произошел; ибо они думали, что не могут быть обмануты ребенком; а будут обмануты человеком с них самих. И поэтому не понимая, что он не вырос, придавленный умом и хитростью, и сделался низкорослым, сделался презренным карликом, они всегда презирали его. Но он обманывал человека не ведомый, что он действительно способен обмануть. Его тоже называли Кцаижана-Богцононо, Махлабиндодаисэми. Это имя Кцаижана значит маленький красный зверек, с хвостом черным на конце. Но этот зверек на много хитрее прочих, ибо его ум велик. Если ловят дикую кошку, он тотчас приходит к ловушке, хватает мышь, положенную для дикой кошки и вытаскивает ее первый; когда приходит дикая кошка, мышь уже съедена лаской.
Опять она тревожит людей; ибо если она не хочет сойти с тропы, видя идущего человека, она отходит немного с тропы, рычит как дикий зверь и пугает человека; и верно человек обходит то место, думая, что дорога загорожена зверем. Однако это ласка. И если, отойдя и идя дальше, он посмотрит, то увидит, что бежит ласка; человек ослабеет, потеряет силы, говоря: о, меня заставил бросить тропу этот уродыш. II возвращается на тропу.
Опять, она в большой вражде со змеями; ибо она их ест. Если она увидит место где мамба (боа) обитает, она сторожит, пока он не выйдет кормиться; она залезает в его нору первая, чтобы, когда он придет, быть впереди, увидеть его приходящим, приготовиться, сидеть в норе, смотря за головой, чтобы когда мамба войдет, весь войдет в свою нору, ни о чем не зная, схватить его за голову и выйти с ним; тогда она рычит и убивает его; играет» забавляется им, ибо она убила его. Под конец она попрыгает над ним и съедает его.»

*

Зулусы верят, что жизнь не заканчивается смертью, а продолжается в духовном мире. Смерть видится как более глубокая связь человека с первоначальным творением. Каждый человек, который умирает в племени зулу, должен быть похоронен традиционным способом. Считается что при несоблюдении традиции, усопший может стать странствующим духом. Личные вещи покойного кладут в могилу вместе с ним. Согласно традиции зулу, когда люди умирают, их дух отправляется прямиком на небо, чтобы продолжать жить уже там. Говорят, что звезды – это глаза мертвых, наблюдающие за миром людей.

***