9.6.20

Astrolabium Planum



Для начала об эмблемах…В 1419 году на острове Андрос итальянским купцом была найдена «Иероглифика», сочинение, которое датируется IV веком нашей эры и авторство которого предположительно принадлежит Гораполлону (Хор Аполлон,  Ὡραπόλλων), который в византийском словаре Суда назван одним из последних представителей египетского жречества, сообщается, что он преподавал в школе в Менутисе близ  Александрии в правление императора Зенона.
Сочинение «Иероглифика» посвящено толкованию египетских иероглифов. Изначально было написано на коптском языке, но дошло в переводе. Гораполлон, судя по содержанию книги, иероглифической письменностью не владел, в своем методе истолкования он следует общей эллинистической традиции.
Еще до ее опубликования в 1505 году издателем Альдом Мануцием «Иероглифика» стала основным источником эмблематических изображений. Гораполлон пытался извлечь смысл, обойдясь без расшифровки египетского языка: он рассматривал иероглифы как ключ к сакральным знаниям, доступным лишь посвященным. Сама подобная мысль, при всей ее потенциальной ошибочности, соответствовала мировоззрению Ренессанса. Однако в оригинальном греческом манускрипте не было рисунков, поясняющих текст. Они появляются в многочисленных переводах и переизданиях трактата, многократно усиливая его символическую значимость. Изначальная ошибочность сочинения Гораполлона не только не смущала его читателей, но напротив, давала толчок к развитию сознательного символотворчества.

Структурно эмблема состояла из трех частей: изображение (pictura), девиз или надпись (inscriptio, motto) и эпиграмматическая подпись (subscriptio). Открывает эмблему inscriptio (titulus, motto, lemma) –  короткая фраза, обычно латинская, которую принято называть «надписью», например: «Semper idem» / «Всегда тот же (всегда постоянный)». Под ней следует рисунок – pictura (icon, imago). Еще ниже – subscriptio (declaratio, epigramma), развернутый текст, поясняющий рисунок и его связь с надписью. Изображение на эмблематическом рисунке, в соответствии с традицией, включало в себя от одного до трех предметов (три – число духовного синтеза), композиционно объединенных между собою. Это могли быть элементы флоры и фауны, орудия ремесла и науки, утварь, музыкальные инструменты, книги, ноты, символические изображения стихий и прочее.

Эмблема из «Emblemata Politica», Georg RemusPeter IselbergNurembergæ1617


По сути, «эмблема» – это порождение эпохи Ренессанса (несмотря на то, что эмблемысимволизирующие отдельные идеикачества и прочееизвестны с глубокой древности) как некая трансформация символической системы видения мира. Фома Аквинский писал: «Всякая истина может быть явлена двумя путями: вещами или словами. Слова означают вещи, и одна вещь может означать другую. Творец вещей не только может обозначать что-либо словом, но может и заставить одну вещь означать другую». Далеко не последнюю роль в этих преобразованиях сыграла астрология и астрологическая символика. Именно трактат Йоханнеса Энгеля (Johannes Engel, 1453  - 29 сентября 1512, также известный как Йоханнес Ангелус) , «Astrolabium planum», интересен не только с точки зрения астрологии (как культорологического феномена и не более того), но и представляет собою любопытный образец символически ориентированного мышления эпохи Ренессанса.
Энгель был врачом, астрономом и астрологом из городка Aichach, недалеко от Аугсбурга. Он практиковал медицину в Вене и издавал многочисленные  альманахи  и календари. Энгель изучал труды классиков астрологии,  выпустил в свет исправленный перевод восьмитомного труда персидского математика и астролога Альбумасара «О великих соединениях» и выступил редактором фундаментального астрологического свода в десяти трактатах, написанного знаменитым Гвидо Бонатти.  Его «Astrolabium planum» издал в 1488 г. печатник Эрхард Ратдольт (1447–1528).
Здесь стоит уточнить, что «Astrolabium planum» Энгеля базируется на работе знаменитого итальянского астролога, врача и философа Пьетро д'Абано (Петра Абанского; 1250, Абано-Терме – 1316, Падуя), одного из основателей Падуанской философской школы.


В своём трактате «De imagenibus»(«Astrolabium») Пьетро д'Абано дает символические краткие описания каждому из 360 градусов Зодиака в контексте соответствия между внешним видом людей и положением Асцендента (восходящего в восточной точке горизонта знака Зодиака в момент рождения человека) в каждом из градусов. Существует версия, что Пьетро д'Абано заимствовал описания  у Альбумасара. Как бы там ни было, но концепция д'Абано получила развитие спустя два века, когда Энгель снабдил описания градусов, сделанные его итальянским коллегой, соответствующими иллюстрациями, сформировал их в эмблемы и опубликовал в «Astrolabium planum».  Именно эта его работа обрела наибольшую популярность. Книга открывается коротким вступлением:
Начинается «Понятная астролябия в таблицах», которая содержит в каждом часу и минуте распределения небесных домов, задержку зародыша в материнской утробе с полезным и красивым толкованием рождений, а также неравное время суток для каждого региона мира.
и заканчивается колофоном (который содержит «выходные сведения» и в инкунабулах выполнял роль титульного листа):
Благополучно закончилось новое сочинение «Понятная астролябия в таблицах», написанное Иоганном Ангелом, магистром свободных искусств, [изданное] до ноябрьских календ 1488-го года благодаря выдающемуся усердию искусного мужа Эрхарда Ратдольта из Аугсбурга, а также его удивительной технике печати, которой, как всем известно, он прежде в Венеции, а теперь в Аугсбурге отличается.
Слава Богу.

Текст, изначально написанный на латыни, был переведен на несколько языков, в том числе на немецкий и английский.
Существуют различные версии оформления текста и изображений, – черно-белые и раскрашенные. Книгоиздатели всегда стремились создавать экземпляры если не уникальные в прямом смысле, то имеющие неповторимые особенности, выделяющие их из всего тиража. Такие книги чаще всего предназначались для подарков высокопоставленным особам и оформлялись особым образом, чтобы «подносной» экземпляр стал неповторимым. Например, в отделе редких книг Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранится такой «особый» экземпляр  «Astrolabium planum» Энгеля, напечатанный в 1488 году. В отличие от основного тиража книги, напечатанного на бумаге с гравированными иллюстрациями, эта «Астролябия» напечатана на пергамене, а иллюстрации имеют прекрасную ручную раскраску. Экслибрис и владельческая печать свидетельствуют, что в 19 веке книга принадлежала известному петербургскому библиофилу, генералу Петру Корнильевичу Сухтелену.

Страница из этого экземпляра с изображением Сатурна:


Цветной зодиакальный круг из немецкого (на немецком) издания «Astrolabium Planum» 1491, Heidelburg


Второе издание «Astrolabium planum» на латинском было напечатано  Иоганном Эмерихом для Люкантонио Джунти в Венеции в 1494 г., и впоследствии переиздано в 1502 году в Вене. Однако все переиздания имеют несколько отличий от первого. Различаются как оформление, так и изображения в различных изданиях.

Деканаты Тельца из «Astrolabium Planum» 1491-Heidelburg (сверху) и из оригинального издания 1488 года (снизу)


Смотреть полную версию 1488 года ЗДЕСЬ

Скорее всего, такая популярность «Astrolabium planum» в немалой степени была вызвана тем оригинальным способом, который придумал автор для представления каждого зодиакального градуса: после описания символики градуса и краткой характеристики человека, у которого этот градус восходит в гороскопе, представлен не просто рисунок-эмблема, но целая астрологическая карта с уже размеченными куспидами домов. Таким образом, получились 360 гороскопов с куспидами домов, рассчитанными для 45 градусов северной широты. 

Страница с градусами (3-6 гр.) знака Водолей


Хотя Энгель цитирует в качестве эксклюзивного источника Пьетро д'Абано, помимо изображений он часто модифицирует формулировки образов данных д'Абано, добавляет некоторые интерпретации, которые отсутствуют у д'Абано. Короче говоря, фантазирует по полной.
«Astrolabium planum» Энгеля также содержит описание 36 деканатов Зодиака. Каждый деканат объединяет 10 градусов, а три деканата составляют зодиакальный знак. Каждый деканат представлен у Энгеля человеческой фигурой и потому обозначен термином «facies» («лик, лицо», отсюда современное «фасы»). В трактате описываются достоинства и значения каждой из планет, описываются 12 знаков Зодиака. Есть описания более скрытого и заумного влияния Меркурия в соединении с другими планетами и т.д…Но всё таки, главная фишка – это градусология.

В XVII в. трактовки градусов Энгеля были переведены на английский язык и опубликованы (но без соответствующих рисунков для каждого градуса) в книге: Astrologicall Opticks: wherein are represented the Faces of every Signe, with the Images of each Degree in the Zodiack; thereby describing the Nature and Quality of every Person, etc. Compiled at Venice, by those famous Mathematicians, Johann Regiomontanus and Johannes Angelus. Translated by RTurner.

Стоит отметить, что градусология, довольно популярная у современных астрологов, в основном опирается на оккультную и около, традиции (практически все эти трактовки имеют очень недавнюю историю и обязаны своим появлением оккультистам XIX-XX вв. ). А вот исключение составляют лишь две системы интерпретации градусов, уходящие корнями в астрологию античности и средних веков : это и есть «Astrolabium planum» Энгеля и еще более ранний (совсем уж древний с разницей почти в тысячу лет) «Матесис» («Matheseos», восьмая книга) Фирмика Матерна. Основное различие между этими двумя авторами и современными оккультистами в количестве «воды» : трактовки у Фирмика и Энгеля лаконичные, конкретные, в них (естественно) отсутствуют глубокие психологические описания, избегающие категоричной однозначности. 

Возвращаясь к эмблематике. По сути, трактат Энгеля можно назвать эмблематически структурированным – рисунок, карта градусов, рассматриваемая как надпись, и собственно подпись, все подытоживающая. Впоследствии подавляющее большинство изображений вошло в специальные эмблематические сборники, такие как «Эмблемата» Андреа Альчиати (1531), «Иконология» Чезаре Рипы (1593) и многие другие.

Считается, что некоторые текстовые описания образов (деканы, градусы) от Пьетро д'Абано были использованы в оформлении палаццо делла Раджионе (Palazzo della Ragionе) в Падуе. Подробнее ЗДЕСЬ 
Расписал стены Джотто. Росписи, разделенные на 12 зон, олицетворяют месяца года. Росписи объединялись в один сюжет, центральное место в котором занимает ночное небо с семью тысячами звезд. Астрологические картинки обрамлены изображениями святых и сценками бытовой жизни горожан.



Таким образом «Astrolabium planum» можно рассматривать как непосредственное выражение ренессансной картины мира, где также соответствие человеческих поступков с судьбой, пишущейся в небесах, имеет принципиальное значение. Тогда искусство исчислять воздействие «vultus caeli» («лика небес») на подлунный мир стало способом всегда, когда необходимо, схватывать глубокую внутреннюю связь не только человека с космосом, но и главным образом того, что проявляется вовне, в явлениях природы, с тем, что происходит внутри, в психологическом и нравственном опыте.

Несколько примеров описания деканов из «Astrolabium planum»:

Овен 

Деканаты Овна управляются Марсом, Солнцем и Венерой. 
Марс дает знаку Овна – смелость (дерзость), силу и величие.
Солнце приносит знатность рождения, представительную внешность, царское достоинство и большую власть (большие владения).
От Венеры Овны имеют ловкость в делах (принимают остроумные решения), но также проявляют мягкость (милость к другим); любят приятное веселье и развлечения.


Близнецы 

Деканаты Близнецов  управляются Юпитером, Марсом и Солнцем. 
Под влиянием Юпитера Близнецам свойственно письмовождение (делопроизводство), хлопоты и знания, в которых нет нужды. 
От Марса им достаются: труд и тяготы, ежели имеются достижения – то нелегкие, с трудом или с усилием, непристойная живость.
Солнце способствует проявлениям у Близнецов забывчивости, пренебрежения, балагурства и фиглярства, а также выслушиванию ненужного.


Лев 

Деканаты Льва управляются Сатурном, Юпитером и Марсом. 
Под влиянием Сатурна рожденные в знаке Льва решают свои дела жестокостью, насилием и беспощадно. От Сатурна же они наделены отвагой, стремлением поступать как им угодно (согласно собственной воле) и сладострастием.
Под влиянием Юпитера – лишены таланта вести конфликт (ссору), и за счет этого неумения неизбежно одерживают лишь скромные победы. Суждены им как большие войны, так и мелкие стычки.
От Марса люди, рожденные в знаке Льва – влюбчивы. Они не избегают союза, но не уклоняются от ссоры, отчего расстаются (отсылают от себя, разводятся).


Скорпион 

Деканаты Скорпиона управляются Марсом, Солнцем и Венерой.
Деканат Марса в Скорпионе обещает ссоры, печали, обманы, лишения (кражи), интриги и опасность гибели.
Деканат Солнца в Скорпионе поддерживает компромисность, откровенность, умение успокоить ссоры между людьми, сдержать злые поступки, не давать конфликтам развиваться.
Деканат Венеры в Скорпионе приносит красоту, пьянство, а также необузданность, вместе с развратом, который агрессивен и безмерен.


Стрелец

Деканаты Стрельца управляются Меркурием, Луной и Сатурном.
От Меркурия у Стрельца неустрашимый (отважный) характер, свободолюбие, наклонность к воинской службе.
От Луны ему дается боязнь (страх) и оплакивание печалей, чрезмерный страх за свое тело (за здоровье).
Под влиянием Сатурна он следует своим желаниям, и от них не отстраняется. Спорит, уступает, имеет способность к дурному, ссорам (дракам), отвратительным поступкам.


Козерог

Деканаты Козерога управляются Юпитером, Марсом и Венерой. 
Под влиянием деканата Юпитера в Козероге – размах, радость, получение прибылей (подарков, выигрышей), но при этом и угроза потерь и упадка от дряхлости (слабости) и низменных побуждений.
Под влиянием деканата Марса в Козероге – стремление узнать то, что понять невозможно (получить ответы на вопросы, которые не имеют ответа), а также желание сделать то, что невозможно довести до конца.
Под влиянием деканата Солнца в Козероге – страстное желание править (управлять), при этом часто они и собой владеть не в силах, и себя понять.



Градусы из «Astrolabium planum».

Скорее всего, формулировки градусов служили для целей ректификации, то есть для выяснения настоящего градуса Асцендента. Ведь в те стародавние времена астролог практически никогда не мог вычислить точный градус Асцендента - особенно в дневное время суток. Ни водяные, ни солнечные часы, ни высота Солнца не давали требуемой для этого точности фиксации времени. Вообще, сложность измерения времени и немногочисленность часов, которые к тому же служили в очень большой степени общественно-эстетическим задачам, приводили к тому, что на практике точного отсчета времени не было. Только с XIV века время начинают усиленно считать и только в XV веке, вводится и новое понятие – минута.
Поэтому неверно предполагать, что астролог тех времен, знавший лишь примерный час рождения, мог черпать информацию о «клиенте» из формулировок Фирмика или д'Абано или дополненных от Энгеля. Видимо, сначала уточнялся восходящий знак, потом деканат и уже после, градус. Так, если астролог видит, что его «клиент» недалекого ума человек (глупец) и что в его гороскопе восходит первая декада знака Рака, он может предположить, что Асцендент его клиента находится в 6-м градусе Рака, дурака и описывающего. Лаконично, безапелляционно, сурово…
Так они и развлекались. ☺

***