Селькнам (сельк'нам, самоназвание) или о́на (на языке яганов), Selknam, Ona) – индейский народ, обитавший на крайнем юге Патагонии (Южная Америка, территория современных Аргентины и Чили), в основном на внутренних равнинах и нагорье крупнейшего острова архипелага Огненная Земля Исла-Гранде. Вместе с яганами и алакалуфами их относят к огнеземельцам.
Такое название острову дали европейские исследователи, наблюдавшие по всему побережью острова дым от селькнамских костров, на которых индейцы готовили пищу.
Селькнамы, предположительно, возникли как этническое сообщество на территории материковой части Южной Америки и лишь затем мигрировали на Огненную Землю.
Огненная Земля и когда-то зона расселения селькнамов (выделено красным)
Они охотились на степных млекопитающих с помощью луков и бола (метательного оружия, представлявшего собой каменные шары, скрепленные ремнями и предназначенные для спутывания конечностей).
Яганы и алакалуфы в морских промыслах использовали гарпуны и стрелы. Несмотря на низкую температуру воздуха и вообще суровые условия жизни, огнеземельцы носили примитивную одежду и строили только простейшие временные жилища.
Индейцы Огненной Земли жили на территории, бедной природными ресурсами и изолированной от остального мира. Их техническая оснащенность была крайне слабой. Индейцы некоторых районов Северной Америки, обитавшие в относительно сходных условиях, были гораздо лучше приспособлены к холодному климату, а их орудия, знания и навыки позволяли вести хозяйство эффективнее. Поэтому плотность населения на крайнем юге Южной Америки была низкой, а его численность, соответственно, невысокой.
При этом, мифологическое мировоззрение селькнамов было довольно сложным, замысловатым.
Мужчины были высокого роста, в среднем – около 1,80 м., мускулистые, полнотелые, широкоплечие и очень подвижные, что позволяло им добиваться успеха в охоте, женщины были ниже и более склонны к набору веса.
Традиционно селькнамы были кочевниками, лишь зимой собирались на побережье. До начала 20 века они охотились на гуанако, морских животных и птиц. В качестве оружия использовали лук и стрелы, реже копье, пращу и болеадорас – последние, как и собак, селькнамы переняли от народа теуэльче. Добыча еды было задачей исключительно мужчин, чье мастерство в использовании лука и стрел стало общеизвестным (нет ничего сложнее, чем охота на гуанако-ламу).
Жилища – два типа построек, называемых кави. Один полукруглый, а другой конусообразный из жердей и шкур гуанако. В качестве одежды использовались те же шкуры гуанако или лисицы, вывернутые мехом наружу. Мужчины носили меховые шапки, кожаную обувь типа мокасинов, на груди – кожаные треугольники.
В обществе селькнамов насчитывалось до 40 патрилинейных экзогамных групп численностью от 40 до 120 мужчин, имевших собственные охотничьи угодья. Они объединялись в 2 (или 4) фратрии, по числу сторон света.
Каждая из групп занимала определенную территорию, называемую haruwenh («наша земля», «наша родина»).
Семья небольшая, брак патрилокальный, изредка практиковалось многоженство (в частности, сорорат) и левират. Собираясь вместе зимой, селькнамы проводили священную церемонию Хайн.
«Шаманы» также называемые конами, помогали охотникам и лечили болезни. Считалось, что они получили свою силу от духов мертвых шаманов, которые явились им во сне. Мертвые хоронились поверхностно, семья покидала это место, имущество умершего сжигалось.
Типичные представители народа сельк'нам (нижнее фото – шаман)
Селькнамский язык относится к чонским языкам. Язык соседнего племени хауш, хотя и относился к той же семье, для селькнамов был непонятен. Селкнамы в основном населяли север и центр острова, в то время как хауш располагались на юго-востоке.
В настоящее время селькнамы-метисы говорят на испанском, а язык она (селькнамский) считается исчезнувшим, на нем в конце XX века говорили 1–3 человека.
*
Архипелаг Огненная Земля отрыл испанский мореплаватель Фернан Магеллан. Путешественник полагал, что достиг неизвестного материка, уходящего далеко на юг. То, что Магеллан открыл не новый континент, а прилегающий к Южной Америке архипелаг, стало понятно несколько десятилетий спустя, после плаваний британского флибустьера Фрэнсиса Дрейка и нескольких испанских экспедиций. Ещё в XVI веке Огненная Земля формально оказалась под властью испанской короны, но никакого интереса для испанцев не представляла. Ситуация изменилась после провозглашения Чили и Аргентиной независимости.
То есть, селькнамы были одними из последних коренных народов Южной Америки, до которых добралась европейская цивилизация – это произошло в середине ХІХ века, после чего их численность стала стремительно сокращаться.
В октябре 1884 года возле Огненной Земли потерпело крушение французское судно «Арктика». Члены прибывшей на помощь спасательной экспедиции высадились на острове и нашли в местных водоемах золото. О драгоценном металле на Огненной Земле заговорили в Сантьяго и Буэнос-Айресе. На практически неисследованный архипелаг потянулись золотоискатели из Аргентины, Чили и европейских стран. По сути, с 1890-х начинается геноцид селькнамов – одна из самых позорных (и малоизвестных!) страниц в истории человечества. Это целенаправленное истребление селькнамов и других индейских народов Огненной Земли, проводилось в конце XIX-начале XX века с фактического согласия аргентинского правительства европейскими наемниками под руководством некоего Джулиуса Поппера, которые в буквальном смысле слова охотились за индейцами, получая за это деньги.
Впрочем, запасы золота на Огненной Земле оказались относительно небольшими и быстро исчерпались. На смену старателям пришли скотоводы. Активная экспансия белых, выражавшаяся в первую очередь в появлении на острове овцеводческих ранчо, вызвала конфликты между коренным населением и аргентинскими, чилийскими и европейскими переселенцами. Цена жизни индейца в глазах белых скотоводов была куда меньше стоимости овцы, и они были готовы платить деньги тем, кто избавит их от селькнамов.
Крупные овцеводческие компании и аргентинское правительство платили фермерам и наемникам по одному фунту стерлингов за каждого мертвого селькнама, в качестве доказательства убийства нужно было принести две кисти руки, два уха или череп трупа.
За убитых женщин давали больше, так как они потенциально могли родить новых селькнамов. Кроме того, молодых девушек захватывали и насильно превращали в наложниц для сельхозрабочих. Некоторые охотники за головами нашли себе дополнительный заработок и поставляли черепа убитых индейцев в музеи, от которых получали значительно больше денег, чем от местных фермеров.
На индейцев продолжали охотиться даже в начале ХХ века (!).
Индейские народы чаще всего имели возможность выжить в двух случаях: либо если были достаточно воинственными и смогли долго продержаться в войне с белыми колонизаторами, либо если их земли не были нужны европейцам. В случае же с населением Огненной Земли совпало сразу несколько негативных факторов: золотая лихорадка, которая привлекла массу колонизаторов, благоприятный для разведения скота климат, из-за которого белые решили остаться, плюс отсутствие устойчивости к европейским болезням. То, что произошло с индейцами Огненной Земли, вписывалось в философию, господствующую в западном мире в конце XIX- начале XX века. Если ранее за индейцев вступались хотя бы миссионеры, то в это время духовные ценности полностью отошли на второй план. Имело значение только то, что приносило деньги.
Во время первых контактов с европейцами численность селькнамов составляла, предположительно, около 4 тыс. человек. В 1919 году их насчитывалось 279, а в 1945 году – только 25. Сегодня их чистокровных потомков не осталось. В Аргентине проживают несколько сот метисов с долей крови селькнамов, однако культуру своих индейских предков они полностью утратили.
Последний чистокровный селькнам умер в 1974 году. Это была женщина, Анхела Лой (Ángela Loij).
*
Одним из первых исследователей культуры народа сельк'нам стал Мартин Гусинде (Martín Gusinde, 1886-1969) – австрийский этнолог и священник. В 1912 году он был направлен в качестве профессора естественных наук в Сантьяго-де-Чили, чтобы преподавать в Liceo Alemán. В 1918 году он решил совершить свое первое путешествие на Огненную Землю. Там он находит примерно 250 представителей этого народа. Между 1921 и 1922 годами он совершил уже свою третью поездку на Огненную Землю. Целью этой поездки было усвоить жизнь и обычаи яман. Четвертое путешествие было совершено между 1922 и 1924 годами и стало последним.
Гусинде разработал осторожный подход к практике фотографирования, чтобы преодолеть глубоко укоренившееся табу у селькнамов, что любые изображения человека захватывают (забирают) душу людей. Именно благодаря Гусинде остальной мир впервые узнал о культуре селькнамов, в том числе и по фотографиям.
Культурой селькнамов плотно занималась и франко-американский антрополог Энн Маккей Чапмен (Anne MacKaye Chapman, 1922-2010). В 1964 году Чапмен встретилась с Лолой Киепья и Анхелой Лой, последними из живущих селькнамов с Огненной Земли. Чапмен встретилась с Лолой и записала на пленку, как та говорила и пела на своем родном языке, а также зафиксировала несколько ключевых легенд из мифотворчества селькнамов. Чапмен писала по многим важным антропологическим вопросам; её самая главная работа связана как раз с этим народом : «Драма и сила в охотничьем обществе: сельк'нам Огненной Земли» (1981). В 1976 году Чапмен сняла фильм о селькнамах под названием «Онас: жизнь и смерть на Огненной Земле».
Представление о мифологической составляющей народа сельк'нам возникает из компиляции различных фрагментов мифов, и сегодня
они известны главным образом благодаря как раз трудам Гусинде и Чапмен.
*
Духовная культура селькнамов изучена лучше по сравнению с соседними огнеземельцами. У них существовала развитая мифология (мифы о героях, демиургах), тотемные культы, культ предков (ховенх) и др.
Развитая устная традиция сыграла важную роль в передаче мифологических историй в обществе сельк'нам, которые рассказывали почти исключительно пожилые люди. Является важной частью шаманской традиции.
Религия селькнамов была довольно сложной системой верований.
В мифологии Селькнам и Хауш космос разделен на четыре соона (shó'on) или небеса бесконечности, которые представляют четыре кардинальных точки:
• Камук (Kamuk) : Северное небо.
• Кейкрук (Kéikruk) : Южное небо.
• Винтек или Уинтек (Wintek) : Восточное небо. Оно считается самым важным из четырех соонов, являясь местом проживания Темаукеля и источником всего, что существует.
• Кененик (Kenénik) : Западное небо.
Каждый из соонов был связан с одним из сезонов года. Камук символизировал весну и лето, Кейкрук – зиму, Кененик – осень, и, наконец, Винтек являлся универсальным принципом, и, возможно, символизировал время.
Согласно верованиям народа сельк'нам, доступ к Винтеку защищал горный массив Исла-де-лос-Эстадос.
Религия народа сельк'нам, как правило, описывается как многобожие, главным образом из-за существования различных персонажей, которых часто считают божествами. Тем не менее, необходимо уточнить, что согласно их верованиям только Темаукель признан богом, в то время как все другие персонажи определены как «мифологические предки». С другой стороны, следует также отметить, что характеристики, приписываемые этим мифологическим предкам, характерны для существ, которых мы могли бы назвать богами. Следовательно, можно считать, что религия народа сельк'нам имела скорее генеистический характер.
Темаукель (Temáukel) – в мифотворчестве сельк'нам – высшее существо, первобытный дух, нечто подобное Богу авраамических религий. Но в отличие от бога иудейско-христианской традиции, Темаукель является абстрактным понятием. Темаукель – источник всего, что существует, при этом он не является антропоморфным божеством и поэтому не связан с устремлениями, чувствами и другими человеческими аспектами.
Он источник заветов, знаний и по сути, – само представление Абсолюта. Он считается богом в себе. Это изначальный бог, который существовал всегда. Он живет в Поднебесной, в Винтеке, и является создателем первичной, примитивной Земли и беззвездного неба.
Благодаря строгому концептуальному разделению, люди народа селк'нам четко отделяли мифологических предков (неких «предков» вообще) от самих людей.
Первые предки (мифологические предки) у них назывались «ховенхами» или «хоувенами» (hówenh). Они несут ответственность за акт «второго этапа творения». По функциям схожи, например, с понятием гностического демиурга – творца материального мира, божеством низшего порядка.
Ховенхи представляют великие силы природы. Ховенх также представляет отдельно взятый регион (область) Огненной Земли, в этом своем качестве являясь как бы «гением места».
Чаще всего в рассказах ховенхи представляются как люди (из плоти и крови), но естественно наделенные исключительными сверхспособностями и властью.
Следующий по рангу после Темаукеля, – это Кенос (Kenós). Он – демиург, творец и «божество» ответственное за терраформирование ; послан на землю Темаукелем, являясь как бы его эманацией, – у него нет отца и матери.
В некоторых рассказах Кенос определяется как высший ховенх, а в некоторых как отдельно стоящее божество особого порядка, потому как он помимо всего прочего, собственно и является создателем всех остальных ховенхов.
Кенос.
По мифу, Кенос стоит в начале легендарного мира, в начале всего становления народа сельк'нам.
Кенос – хорошо профилированная личность и показывает черты некоего «Спасителя»; ибо он представляет собой переход и является посредником между богом Темаукелем и совокупностью всего остального, состоящего из мира предков и более позднего мира людей.
В мифотворчестве народа сельк'нам, Кенос : отец всех предков ; Кенос – первый из всех, кто был здесь.
Большинство легенд рассказывают, что Кенос появился на этих землях (землях сельк'нам) как первый из всех предков и людей.
Откуда взялся Кенос? - С небес. Небеса – мать Кеноса.
Слово «мать» имеет здесь особое значение: это не похоже на мать здесь, среди нас, которая кормит своего ребенка грудью ... Мать Кеноса – Соон (So’onh) не была простой женщиной, которая родила Кеноса. Небесный купол она распростерля над Кеносом также, как мать человеческая накидывает покрывало из шкуры над своим ребенком.
Юг или Воок (Wo’ok – означает «южный регион») – был его отцом. Эта концепция возникла из идеи, согласно которой Кенос «проявился» изначально в южной части Большого острова и обосновался там (Огненная Земля или Исла-Гранде).
Со слов шаманов сельк'нам : «Кенос был первым из всех предков, он жил здесь, где живет наша группа (в южном регионе), поэтому принадлежит к югу; Юг – изображает из себя «отца» Кеноса».
«Соон и Воок были родителями Кеноса, но не так, как здесь, между людьми, когда ребенок имеет своего отца и мать».
Никто не знает, как Кенос начал свое существование. Сказано только: «он был послан на эту землю Темаукелем». И он сразу же начал свои паломничества, организованную и интенсивную деятельность на Земле. Его существование происходит по прямой линии от Темаукеля как Высшего Существа ; его появление, как и его полностью развитая личность, – совершенно «внезапны». Так же, как у него нет «настоящих» родителей, так у него нет и предков в обычном понимании этого слова.
Кенос находится в необычной зависимости от Темаукеля: он является орудием исполнения намерений этого Высшего Существа в отношении земного мира и является транслятором его поручений и задач жителям Земли : «Темаукель поручил Кеносу организовать здесь всё, между нами, людьми, – всё «ощущаемое-сущее»». «Вон тот, наверху, – сказал Кеносу и дал задание рассказать и показать ТО, как должен жить народ сельк'нам».
Кенос был послом Темаукеля. В этом заключается суверенное и одновременно законодательное поведение Кеноса. При этом, он ни перед кем не отчитывается и не оправдывается. Позже, следуя собственным желаниям и личным приоритетам, – он снова покинул эту землю.
Космологическая структура
Мир, в который явился Кенос, когда пришел на эту землю, отличался от мира, который он покинул.
В то время земля была плоской и бесформенной. Горы – это ховенхи. Они пришли позже. Только в конце своей жизни они стали скалистыми склонами, холмами, обрывами. Коокс (Ko’ox), – широкое море, также не считается одним из первых предков. Многочисленные водные пути, лагуны и реки были созданы умелым Тайином (Taiyin) и его мощной прощой (гибкое, жесткое или комбинированное метательное военное или охотничье орудие, предназначенное для метания камней).
Земля же изначально была пустынной; Кенос мог свободно бродить во всех направлениях. Реки тогда не текли, это сейчас они могут спускаться с гор и исходят из снега.
Ветры со своими семьями пришли на землю позже. Здесь каждый из них выбрал для себя свой регион, в котором и обосновался.
Тогдашняя Земля располагалась под небесным куполом. Но этот купол был ниже и находился гораздо ближе к Земле, чем сейчас. Только позже к нему поднялись Солнце и Луна, Кванип (Kwanyip) и другие звезды, после того как там оказался сам Кенос. Свет был всегда одинаковым, не было закатов и рассветов.
Кенос и был помещен на эту бесформенную и неорганизованную землю Темакукелем. О постепенных преобразованиях, которые она претерпела, рассказывает древняя легенда, которая, таким образом, становится космогонией.
Как всё начиналось.
Таким образом, Темаукель велел Кеносу организовать всё на Земле в связи со своими заветами. Кенос занимает положение посредника между Высшим Существом и жителями Земли, поскольку Темаукель не вступает в личный контакт с предками или самими людьми, которые пришли позже, когда им были переданы и обнародованы действующие на то, настоящее для селькнамов время, законы жизни и прочие социально-моральные институты.
Кенос устанавливает сельк'нам своей родиной.
Люди говорят, что «сначала (в начале) пришел Кенос. Когда Кенос прибыл, первое, что он сделал, это обошел все уголки мира. Он наблюдал повсюду. Он знал, что прибудет много людей. Всем им предстояло занять свое место. Он долго размышлял. Он совершил паломничество по всей Земле. Затем он вернулся обратно на юг. Затем он начал расширение мира. И это началось здесь. Эта земля была передана будущему народу сельк'нам. В этом регионе он впервые ступил на землю.
Позже Кенос снова отправился в другие регионы мира. Каждому народу он распределил кусок земли в пользование и до конца веков. Наконец Кенос окончательно вернулся на землю сельк'нам…
Этот миф свидетельствует о древнем понимании существования разных народов с чуждыми селькнамам, языками. Точно так же он как бы «патентует» убежденность в праве владения Большим островом, как наследие, происходящее с незапамятных времен. Кенос, конечно же, не установил точных границ; поэтому коренные жители всегда говорят только о «своей Родине». Но эта территория, по крайней мере, была отделена от других земель и получила окончательную форму острова позже, через действия ховенха Тайина, Великого пращника.
Как родились предки.
Тогда Кенос был совершенно один. Никого, кроме него, не было на земле.
Для начала Он оглянулся: и пошел в сторону мокрого (болотистого) места. Здесь он добыл háruwenhhos (ком с корнями, травяной кустарник с прилипшей землей и глиной), из которого он сжал воду.
Из этого кома сформировался se'és (мужское начало). Он положил его на землю. Затем он извлек еще один ком; и из него тоже сжал воду. Таким образом сформировался аsken (женское начало) – и он положил этот ком рядом с se'és. Затем Кенос оставил их и покинул это место.
Ночью два кома объединились. Из этого союза возник sár’en – «рожденный», – первый предок человека.
Эти две земляные фигуры разошлись, но остались лежать рядом друг с другом.
Однако их первое порождение стало расти не по дням, но по часам….(вырос сразу с полностью развитой фигурой). Когда наступила следующая ночь, эти две фигуры снова объединились и породили еще одного предка. Тот также вырос мгновенно. И вновь две земляные фигуры разошлись, но остались лежать рядом друг с другом. И так происходило каждую ночь, очень долгое время: каждую ночь рождался новый предок ...Земли сельк'нам быстро заселялась. Через некоторое время женщин стало много. С тех пор мужчина и женщина смогли соединяться непосредственно друг с другом. Количество людей постоянно увеличивалось.
Эта история поразительным образом повторяет подобные же, – из других мифологий. Египтяне верили, что людей и их ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог-демиург Хнум, особо почитавшийся на острове Элефантина. По одному из аккадских мифов, бог Мардук с помощью бога Эа сделал человека из глины или земли, смешанной с кровью убитого им чудовища Кингу. Греки считали, что первых людей вылепил из глины Прометей, а Афина вдохнула в них душу. И так далее…
Кенос также сделал те две фигуры из земли и глины, из влажных (болотистых) комьев, которые были темными, как и вода (болотная), которую Кенос выжал из них. По этой причине, народ сельк'нам – темные. Но есть и Колиоты (Koliot) – они светлые. В свое время Кенос отправился на север, с целью совершить путешествие по всему остальному миру. Везде где он появлялся, – он лепил два комка из почвы. Иногда он использовал белую почву, которую находил на пляже. И так продолжалось, и каждую ночь появлялся новый человек. В итоге такой деятельности Кеноса, некоторые из первых людей оказались также белыми, как песок на пляже. Вот почему Колиоты белее народа сельк'нам. С тех пор людей там, на севере, становилось все больше ...
Далее по мифу, Кенос оглянулся: но почему то не чувствовал себя хорошо, но чувствовал себя одиноким !
Изначально Кенос был одинок в бесплодном мире, но затем, – с широким взглядом господствующего демиурга над обширным окружением, тем не менее, остался недовольным. Он был напуган, потому что он был один такой!
Положения, принятые Кеносом.
Этого объяснения достаточно для коренных жителей: «Кенос все устроил»; и не имеет значения, относится ли это к моральному или социальному порядку. Ибо «тот там наверху» доверил Кеносу всё устроить здесь! ». Помимо этой очень обобщенной формы выражения, есть несколько отдельных указов и частичных положений, исходящих от Кеноса.
Примечательно, что с самого начала он ввел языковое общение: «Кенос был один в то время. Когда появились первые предки, он начал говорить с ними. Он научил их говорить. Затем они начали разговаривать друг с другом ; они начали разговаривать со всеми ховенхами и с Кеносом в том числе....».
Кенос дает им «слово» и речь. Кенос учит древних предков использовать язык.
Точно так же ему приписывают основные регулирующие аксиомы общественной жизни.
Кенос сказал: мужчина не сожительствует с незнакомой женщиной, а замужняя женщина не посещает тайком другого мужчину. - Кенос распорядился, каковы буду обязанности мужчины, а каковы – женские (разделение труда по полу, в браке). - То, как ведут себя сегодня муж и жена (по семейному праву), было установлено Кеносом.
Об образовании детей: «поскольку существуют мужчина и женщина, поэтому существуют дети. Это установил Кенос. Когда муж и жена сожительствуют, рождаются дети. Отец и мать должны рассказать детям, что и для чего установил Кенос. Когда мальчик и девочка вырастают, они женятся; тогда и рождаются новые люди. Так было с самого начала, когда Кенос еще был здесь.»
Наконец, есть некоторые общие положения, касающиеся социального порядка: Кенос рассказал всем людям, что такое хорошо и что такое плохо и они должны действовать согласно этим заветам. Народ сельк'нам всегда организован так, как жили их предки. Каждый учит этому своих детей. Кенос учил этому ранних предков. В соответствии с этим (примером) должны быть организованы все члены общества сельк'нам. «Пусть каждый будет вести себя так, как велел Кенос, - тогда каждый будет хорошим человеком».
Шаманы и старшины народа сельк'нам говорили так : «Темаукель – наш "покровитель"; Кенос – наш "старшина"».
А как насчет возрождения ?
По легенде, Кенос долгое время жил здесь, на земле. Рядом с ним какое-то время были три ховенха (?), которые сопровождали его повсюду. Эти «Четыре» тогда были вместе. В один момент Кенос попытался заснуть очень долгим сном. Много раз он пытался сделать это. Наконец он преуспел в этом деле. Он лежал как мертвый. Другие ховенхи пытались сделать то же самое. Они лежали (на земле) и оставались неподвижными и на них ниспадал очень глубокий сон… Но все они не умерли, но вскоре встали. Они остались такими же, как прежде. Кенос вместе с этими тремя двинулся на север, далеко. Там он хотел попытаться умереть, ведь на юге никому из них это не удалось. Идя на север, эти четверо ползли так же неуклюже, как ползут очень старые люди. Разговаривали они тихо и с большой усталостью; ослабленные и уставшие, они вели себя как смертельно больные люди. Измученные, они все же достигли севера. Там они приказали другим ховенхам завернуть их в свои плащи и уложить их на землю. Теперь эти «четверо» лежали совершенно неподвижно, они были действительно похожи на мертвецов. Но через несколько дней они снова стали показывать признаки жизни и двинулись в путь…. Они двигались медленно, но все ускоряясь.... Сначала они начали шевелить губами. Они что-то шептали, сначала говорили тихо, потом громче и громче, пока, наконец, не выпрямились во весь рост…
Таким же образом, некоторое время вера в «воскрешение» в народе сельк'нам бытовала для любого, кто состарился – «укутался в плащ и растянулся на земле». Через метафору : «так было несколько дней, и «укутанный» был совершенно неподвижен, он не говорил, он не двигался ; через несколько дней он приходил в себя и начинал двигаться и начинал говорить ; и снова был молодым ; и направлялся к «хижине Кеноса» ; и уже не был таким утомленным, как ранее ; и молвил Кеносу: «Омой меня!», и Кенос омывал каждого ; и с этим исчезал «злой» запах.»
Это напоминает многие древние традиции «обмывания» перед погребением…
Затем «возродившийся» возвращался. Все радовались, когда кто-то снова проснулся от «сна» и помолодел.
Шаманы сельк'нам сравнивали это с трансформацией личинки бабочки : «Вы видите это маленькое животное? Оно имеет форму короткой палочки. Вот оно, завернутое в плащ (кокон), а летом оно появляется как бабочка. ... То же самое произошло с предками: каждый из них был как человек, завернутый в плащ, растянулся на земле и оставался неподвижным, позже он вышел из своего плаща-кокона и обратился птицей или морским животным или горой…».
Таким образом, в мифотворчестве селькнамов присутствовал совсем не банальный принцип «трансформации» после смерти физической на земле.
Когда Кенос был на севере, он сам умылся, а затем омыл трех своих товарищей. Все, кто был омыт Кеносом, продолжали жить. Само его состояние – было молодым и свежим. По легенде, над самим Кеносом преобладал возраст, и по этой причине он искал мечту о вечной жизни.
Но все же, он медленно, но становился старше. И снова слег на землю, чтобы заснуть глубоким сном. Только после этого он уже не хотел больше вставать. Другие ховенхи последовали его примеру : в итоге они оборачивались горой или птицей, ветром или китом, отвесной скалой или диким животным. Некоторые из них последовали за Кеносом, но сразу прямиком к небесному куполу. Они превратились в звезды или облака.
Тогда же (во времена предков) Кеносом была создана Кау (K’aux – сова), а также более мудрый Сита (Sita – филин), и Гахапель (Hahapel – альбатрос), и Ко (K’ax – орел), и Кокпомек (Kokpómec – дикий гусь) и многие другие. Все они стали птицами. Другие были ветрами и направлялись в свои регионы, каждый в свой. Были созданы еще и морские животные : Сойкатен (Soikáten – кальмар), Елянкайинк (Elankaiyink – кит) и многие другие, те, кто сегодня живет в воде. Некоторые другие стали горами, такими как Тешнол (Texnol), Эуван (Euwan), Сила ( Sila) и другие. Все они остались здесь, на земле сельк'нам, где они продолжают жить и по сей день. Кто был омыт, вновь вставал но в другой форме. Он как бы продолжал жить снова в своей юношеской свежести.
Но прежде чем подняться на небеса, Кенос поручил Ченуке (Cénuke) миссию. С тех пор Ченуке омывал людей. Никто из них не должен был иметь неприятного запаха. Ченуке знал, как омывать людей, потому что Кенос сказал ему. С тех пор люди обращались к Ченуке; они снова были молоды и продолжали жить. Все они снова поднимались после омовения Ченуке.
Но откуда появилась смерть?
Её придумал ховенх Кванип (Kwanyip) – он был виновен в том, что уже больше никто не смог возрождаться ото сна на Земле. С тех пор никто не возвращался из могилы. Кто бы ни лежал на земле, он действительно был мертв.
Таким образом Кванип декларирует на Земле «истинную смерть». Устанавливает её. И наступает конец эры ховенхов и начинается эпоха смертных. То есть – людей.
Мифологические предки, ховенхи, постепенно завершают свое существование и трансформируются : кто в горы, леса, поля, моря, реки, животных и т.д., а кто – в звезды. Все ховенхи отныне – это окружающий человека мир.
Но это изменение происходит только после ухода Кеноса на небеса, который превращается в звезду на ночном небе. Считается, что он воплощен в звезде Альдебаран.
Но прежде чем прекратить свое земное существование, он реализовал еще одну важную задачу : он расширил ойкумену во все стороны. Так как предки быстро размножались, и их становилось всё больше, Кенос решил раздвинуть мир и поднять купол небес еще выше, прежде чем отправится туда…
Таким образом, Кенос принес жизнь на землю, и через процесс омовения жизнь должна была бы продолжаться вечно но уже в другой форме. Но из-за вмешательства Кванипа, происходит «великий разрыв» с установленным порядком, и, отныне, «душа и тело разделяются». Всё становится смертным в физическом мире, Кенос уходит на небо…
Собственно человеческая душа теперь идет по пути, ведущему к Высшему Существу, то есть в направлении, по которому ранее шел сам Кенос. В качестве пояснения коренные жители используют фразу: «Кенос – путь к душе (то есть – в сферы Темаукеля) ;
Душа идет по пути, который поднимается в направлении Кеноса…»
В этом случае, главный завет Кеноса подразумевается как путь к бессмертию души.
Кенос как Спаситель.
Чрезвычайно легко отделить фигуру Кеноса как от Темаукеля, так и от Кванипа и вообще от остальных ховенхов. Кенос – воплощает в себе оригинальный архетип «Героя» исключительно гуманистической направленности, несмотря на несколько узнаваемых специфических черт. Действия его имеют фундаментальное значение, и его присутствие императивно.
Темаукель – как божество – управленец Кеноса, который устанавливает социальный и моральный порядок, подобно столь распространенной фигуре спасителя в других мифологиях. Этот установленный порядок частично реформирован и частично разрушен Кванипом.
Кенос получил свое особое положение потому, что был поставлен в этот мир непосредственно Темаукелем. Его личность и все его действия зависят только от выполнения возложенной на него исключительно важной миссии, в контексте формирования этого мира. Он не знает ни собственных интересов, ни каких-то других целей.
Его деятельность соответствует творческому знанию и самодостаточной силе, в такой степени, какой нельзя наблюдать ни у одного из других мифологических предков. Но при этом, он независим по сути, и неограничен в свободе действий.
И да, в мифах у Кеноса отсутствует условная «спутница» : никаких связей он не имеет в принципе. У него нет прямого потомства в виде детей.
В то время как он считается «соратником» народа сельк'нам, Кванип считается чужим. Последний представляет противоположное направление, «антагонизм», в то время как Кенос служит добру и истине. Завершив работу своей жизни, он поднимается на небесный свод, откуда он больше не оказывает никакого влияния на события этого нижнего мира. Обладая этими характеристиками, он, несомненно, показывает истинную фигуру Спасителя, – хорошо известную фигуру в мифах других первобытных народов.
Аналогией Кеноса считается демиург Kóoch из мифологии народа Теуэльче (исп. Tehuelche) – соседей селькнамов по региону.
Ченуке.
Ченуке – один из самых могущественных ховенхов. В мифах фигура Ченуке имеет двойственный характер. С одной стороны – он выполняет определенные поручения данные ему Кеносом, такие как омовение перед «переходом», в то время как с другой стороны – он нелюбим народом сельк'нам. Видимо по той причине, что его действия очень прозрачно намекают на смерть. Либо, с течением времени фигура Ченуке претерпевала некие кардинальные изменения.
Вот что рассказывает миф. В ту же эпоху, что и ранние предки, жил Ченуке. Он был очень опасным человеком, могущественным. Его отца звали Какрецен (Kakrecen), а мать Секутой (Secuta). Он был единственным ребенком своих родителей. Пока он жил здесь, на земле, его называли Хасапсом (Hasaps); позже он превратился в звезду и был назван Ченуке. В детстве он был грубым и недружелюбным, жестоко обращался с другими детьми.
С возрастом он становился все сильнее и могущественнее, но с этим и опаснее для людей. Его магическая сила имела широкий диапазон. Никто не мог конкурировать с Ченуке в этом деле.
Он пытался подчинить всех остальных своей власти и доминировать над ними. Но ему успешно сопротивлялись. Так что Ченуке не достиг того, к чему так стремился, хотя его семья была очень многочисленной. Ради простого удовольствия он убивал людей.
Ченуке часто преследовал Кванипа. Один раз он почти сбросил его с вершины скалистого обрыва, по ходу забрасывая камнями.
Кванип же ему мстил. Однажды Ченуке ловил уток и гусей в болоте на юге. Кванип, зная, что Ченуке идет в это место, чтобы ловить птиц, ждал его, а когда он прибыл туда ночью, Кванип обрушил на него снег и град – высокая ледяная стена, стала толкать Ченуке в болото. С огромным усилием ему удалось вырваться из воды и подняться в воздух.
После того, как Кенос покинул Землю, один за другим предки предстали перед Ченуке и сказали ему: «омой меня», и Ченуке омыл каждого из них. После этого каждый снова чувствовал себя молодым и полным жизни. Но когда случилось так, что Кванип установил на земле смерть, Ченуке пришел в ярость. По сути, он перестал быть нужным, ведь воскрешать он более не сможет. Он разразился страшными ругательствами против Кванипа и устремился к небосводу. Там он и до сих пор – это та звезда, что восходит позднее других.
Селькнамы видели его звездой Процион в созвездии Малого Пса.
Кванип.
Кванип также считается одним из самых влиятельных ховенхов. И также как и Ченуке, обладает двойственным характером.
В начале эры ховенхов день длился намного дольше, чем ночь, благодаря силе древнего ховенха Солнца. Из-за этого, темнело на очень короткое время, и люди не могли быть близки по-настоящему. Затем Кванип решил распределить день и ночь поровну, чтобы темнота длилась дольше. Из за этого женатые мужчины ценят его. Логично!
В эпоху ховенхов самой смерти не было; на самом деле, мифологические предки были бессмертны. Однако Аукменк, старший брат Кванипа, уставший от жизни, попросил его использовать свою силу, чтобы он больше никогда не мог проснуться. С этого момента никто не мог проснуться снова после смерти. Другая версия мифа связана с тем, что Аукменк вошел в состояние временной смерти, как и все остальные ховенхи. Через несколько дней Аукменк начал двигаться, однако Кванип сделал все возможное, чтобы не оживить своего брата.
Декларация смерти и то, что он не обеспечил тогдашних людей средствами к существованию, всегда является для него самым серьезным упреком со стороны народа сельк'нам.
Многие его родственники – другие ховенхи, все как один трансформировались в горы и скалы после смерти.
Хаис (Ha’is) – отец Кванипа. Важный ховенх. Поскольку он «прибыл» с севера, люди на юге не хотели ничего о нем знать. Когда они проходили перед хижиной Хаиса, они не останавливались рядом. Однажды Хаису удалось поймать девушку Сатэ (Sate) ; с тех пор Сатэ приходилось работать в хижине Хаиса ; позже, после смерти, она превратилась в ягодный куст (Ribes magellanicum). Хаис через время превратился в высокий и крутой утес, к северу от мыса Святого Павла. Женой Хаиса была Касмен (Kásmen). О ней люди ничего не рассказывают. Позже она также стала горой.
Акельквойн (Akelkwóin) была матерью Кванипа, и на самом деле она дочь и первый потомок Хаиса. Таким образом, Акельквойн одновременно является сестрой и матерью Кванипа. Акельквойн была высокого роста. Позже она стал высокой горой. Эта гора расположена к северо-западу от озера Фаньяно и возвышается намного выше своих соседей.
Аукменк (Aukménk) был старшим братом Кванипа. Сыновья его – два Сасана (Sasán). Кванип очень любил этих двух своих племянников. Старший Сасан также превратился в гору. Он расположен в непосредственной близости от своей сестры, Акельквойн.
У Хаиса был брат, Cила (Sila). Двух сыновей Силы зовут Тешнол (Téxnol) и Эуван (Euwan). Эти двое вместе со своим отцом затем превратились в отвесные скалы, которые находятся недалеко от мыса Сан-Диего.
По другим источникам, после установления физической смерти на земле, Кванип и его семья стали звездами и поднялись к небу, образуя созвездие Ориона ; Кванип – стал самой яркой звездой созвездия, Бетельгейзе.
Одной из самых любимых тем для повествований является история про кванипово стадо ручных гуанако; другая, о его борьбе с великаном Часкелом (Cáskels).
По мифу, Кванип привел на земли селькнамов стада диких гуанако.
При этом, Кванип был очень эгоистичен и жаден. То, чем он обладал, никогда не давал другим; он был очень скуп. Вообще, он мог догнать и поймать любое животное. Вокруг него всегда собиралось много гуанако, которые вели себя так, как будто находились у него в гостях. Кванип сделал их ручными и всегда таскал за собой это стадо. Только сам Кванип и его семья ели этих животных. Он ничего не уступал другим. Когда все его гуанако были съедены, он возвращался на север за новой порцией.
Часкел (или Часкелс) – великан, у которого был камень, который порождал искры (кремень), с помощью которых он быстро разажигал огонь и соответственно имел массу возможностей. Также он описывается как пожиратель мужчин и убийца женщин и
девушек. Он убивал беременных женщин, чтобы съесть их. Также младенцев. Часкел владел несколькими огромными собаками и специально натаскивал их для своей кровавой охоты. Собаки либо пожирали на месте свою жертву, либо тащили её в хижину Часкела. Показательно, что и в этом, и в других рассказах собака, начиная с самой отдаленной мифологической эпохи, уже с замечательным успехом помогает кому бы то ни было в охоте.
Говорят, что в некоторых местах можно найти множество разбросанных костей людей, которых съел этот гигант.
Самое ужасное что делал Часкел – это сшивал друг с другом куски кожи своих жертв и использовал это в качестве плаща. Тот, кто замечал его в таком виде, становился жертвой панического страха и ужаса.
По мифу Часкел крадет племянников Кванипа, за что Кванип его убивает. Кванип подставляет его, заманивает в ловушку на болоте и замораживает. При побеге Часкела, Кванип переламывает ему позвоночник.
Отдельного упоминания заслуживает миф о Кране (Kran) и Кра (Kra), Солнце и Луне соответственно, который объясняет происхождение церемонии Хайн (Hain) как имитации смены матриархата на патриархат.
Кран был сыном Кранахатая (Kranakhátaix), древнего ховенха солнца, который описывается как чрезвычайно сильный и яркий. Пока Кранахатай был на небесах, Кран проводил свое время на земле, где он слыл искусным охотником. Отличался умом, и поэтому все остальные прислушивались к его суждениям. Как только его отец перестал сиять, Кран заменяет его и становится новым ховенхом-Солнцем.
Кран была замужем за Кра – она Луна, у них была дочь, Тамтам (Tamtam).
Согласно мифу, во времена ховенхов женщины во главе с Kра -Луной доминировали над мужчинами, маскируя себя как духи подземного мира, чтобы терроризировать их и сохранять контроль над ними. Кра – властная личность, полная непримиримого гнева на мужчин ; чтобы обмануть их, она меняет свою внешность, что соответствует фазам луны. Это злой дух, который время от времени обычно окрашивается в красный цвет из-за накопленного гнева. Возможно, эта характеристика связана с затмениями луны, когда луна становится красноватой. По легендам, она способна насылать холеру.
Однажды три ховенха – Sit, Kehke и Chechu, раскрыли заговор женщин. Сит предупредил других, и Кран, разъяренный этим откровением, бросил свою лунную жену Кра в огонь, поэтому луна отныне имеет пятна. Кран приказал убить всех, кто знал тайну. Выжили только те, которые не были инициированы и не посвящены в таинства. Среди убитых оказалась и дочь Кра Тамтам
Кра-Луна сбежала на небо, где её до сих пор преследует Солнце. С тех пор мужчины проводят церемонию инициации Хайн , где под видом духов они «подчиняют женщин».
Церемония Хайн (H'ain) или обряд инициации (другое название – kloketen) проводилась с целью обучения молодых людей, подростков, «истинам жизни»; после определенного испытательного срока они допускались в мужской круг.
Для обрядов строилась большая хижина, обычно расположенная в полукилометре от лагеря, спиной к поселению, открытым дверным проемом на восток для защиты от сильных ветров, которые обычно дуют с запада в этом регионе.
Естественно, что женщины не допускались туда, но главный перформанс (о нем ниже) все же могли наблюдать издалека.
Сами вступительные ритуалы были довольно брутальны в своем исполнении. Начиналось всё с того, что мужчины устраивали бои между собой, шумели и производили надрезы на коже чтобы заставить тело кровоточить : таким образом инсценировалось нападение духов, которых они называли Xalpen и Tanu, атаки и силу которых в итоге мужчина должен нивелировать.
Xalpen – демон (особого рода божество, ховенх ?) подземного мира ; её роль одна из ключевых в рамках мужской церемонии посвящения Хайн. Описывается как существо, полное гнева. Xalpen – самая злая и отвратительная фигура из всех творений Хайна. Она описана как «хищная женщина-каннибал». Длинными и острыми когтями она разрывает юношу на части.
Имеет место и сексуальный подтекст : Xalpen забирает мужчин, чтобы на мгновение удовлетворить их сексуальные аппетиты и иногда оставляет их в подземном мире.
Xalpen сопровождают семь спутников-демонов, т.н. Shoorts : Sate, Yoisik, Wakus, Keyaisl, Talen, Pawus и Sanu.
Именно этому существу по легенде поклонялись женщины времен ховенхов во главе с Кра-Луной.
Другим сверхчеловеческим существом церемонии был Hachai или Halahachisa, человек с рогами.
В качестве первого этапа своего посвящения послушник должен был в одиночку или в паре совершить однодневную вылазку в лес. Перед этим, в нескольких километрах от лагеря, развешивалось мясо гуанако, которое и должен был принести в лагерь послушник. Некоторые из взрослых инициаторов маскировались под демонов, чтобы уже ночью, вполне себе реально пугать новичков. Таким образом, новички проверялись на мужество и смекалку.
Следующая часть посвящения заключалась в нападении «демонов», когда новичку приходилось отражать физические атаки со всех сторон, которые были весьма болезненные.
На протяжении всего посвящения, которое могло длиться до нескольких месяцев, посвященные мужского пола получали всевозможные учения о традициях своего народа и о том, как вести себя по отношению к другим.
Энн Чапмен в своей книге о селькнамах называет это «мужским колледжем сельк'нам».
Нельзя обойти стороной и внешнюю презентацию церемонии Хайн : это маски и раскраска мужчин. Подобному перформансу позавидовали бы многие современные альтернативщики от искусства.
Маски, которые носили те, кто имитировал демонов, делали из кожи гуанако и коры дерева, украшали их символическими рисунками; некоторые маски наполнялись травой и листьями, чтобы придать им больше объема. Основной тип маски – это конус Толон, высотой около 70 сантиметров с двумя прорезями для глаз. Но существовали и другие варианты.
Это фотографии с последней церемонии Хайн, сделанные Мартином Гусиндо.
Краски в основном были сделаны из глины, а цвета были черными, белыми, серыми, темно-красными и желтыми.
Они окрашивали тело в один, два и даже три цвета. Мотив рисунков варьировался. Красный цвет указывал на то, что дух принадлежит западному небу, белый – югу, черный – северу. Восточное небо ассоциировалось исключительно с Высшим Божеством и соответственно к церемонии Хайн не имело отношения. Эффект облаков производился путем нанесения порошка, похожего на мел, обозначал связь с западным небом. Маска и тело «демонов» были раскрашены одним или несколькими однородными мотивами.
Когда дизайн не состоял из линий, краска наносилась пальцами и ладонями и подправлялась ногтями. Женщины полностью окрашивали свое тело узорами (Тари).
Перформансы Хайн были расценены искусствоведами как подлинные примеры боди-арта.
Мартин Гусинде участвовал в одном из последних хайнов, проведенных по его предложению, и подтвердил, что духи-демоны церемонии создавались только как презентация верований женщин, тогда как мужчины были монотеистами, которые верили только в одно высшее существо – Темаукеля.
Лола Киепья была одной из последних женщин-селькнамов, знавших традиции своего народа, и спустя много лет после исчезновения ее народа она рассказала Энн Чапмен, что мужская игра в «демонов», действительно являлась проекцией их трепетного страх перед демонами Shoorts.
Возвращаясь к Луне…
Кра-Луна не щадила людей за то, что они спровоцировали её падение и уничтожили матриархат, над которым она царствовала как всемогущая Матрона. Даже в девятнадцатом веке, при лунных затмениях, селькнамы были насторожены, напуганы и даже полны тоски. Красноватый оттенок луны интерпретировался ими как кровь людей, которые должны были умереть и чьи смерти были неизбежной частью мести Кра-Луны.
Считалось, что шаманы знают посредством своих снов, когда произойдет такое затмение. Духи (wáiuwen) шаманов поднимались на небеса, чтобы посетить её и узнать, на кого падет их гнев. Шаманы-мужчины подвергались особой опасности быть «захваченными Луной», поскольку (как мужчины) считались причиной её несчастья.
Во время затмения люди собирались, чтобы успокоить гнев Луны. Если во время затмения в лагере не было ни одного шамана, люди тушили огонь в своих жилищах и просто сворачивались калачиком пока опасность не миновала их, молчали или разговаривая только шепотом. Когда присутствовал шаман, он рисовал краской красный круг на щеке каждого представителя общины, чтобы изобразить Луну. На нем был надет специальный головной убор из ястребиных перьев.
Женщины окрашивали свои тела в красный цвет и рисовали белую полосу на лицах от уха до уха, под носом. Они производили размашистые движения руками что бы отпугнуть затмение, а также пели песни, чтобы успокоить Луну.
Шаман также пел, чтобы подготовить свой дух к полету в святилище Луны, имитируя зов ястреба, летящего высоко в небе.
Другие мифологические персонажи :
Упомянутый выше Тайин – создатель рек, схлестнулся как кто с грозной великаншей по имени Таита : он вырывает из её рук лук и стрелы и дарит их людям – обучает их охоте.
Также Тайин занимается распределением земель среди людских семейств и групп. С помощью метания камней отделил Огненную Землю от материка. Является антагонистом авторитаризма – освобождает кланы народа сельк'нам от единовластия.
Kojh или Kó'ox или Kox – ховенх моря. Считается одним из самых главных ховенхов. У его жены было много дочерей – китов и пр. Kojh создал большие океаны, чтобы спасти своих дочерей от пожирания их врагами. Когда он создал великие воды, он взял на свои могучие руки всё свое потомство и освободил их на берегу, надеясь, что они будут жить в этом мире вечно. Согласно другой версии мифа, пролив Ле-Мер был лагуной и Kojh открыл его, чтобы его потомство могло бежать от преследовавшего их врага.
Не исключено, что данный миф может отражать древние наблюдения о формировании географии этого региона.
Хотя миф о великом наводнении в Огненной Земле не может быть наверняка отнесен к какой-либо конкретной сущности, представляется весьма вероятным, что это работа Kojh, как одного из самых могущественных. Миф рассказывает, что в отдаленную эпоху случилось большое наводнение, которое покрыло всю землю до такой степени, что под водой скрылись даже горы. Чтобы спасти себя, некоторые люди превратились в морских львов или птиц. Считается, что большое наводнение произошло потому, что ховенхи не следили за приближающейся водой. Впоследствии подобное наводнение должно было произойти еще раз, но тогда великие ховенхи вовремя заметили и, подсуетившись, сумели предотвратить новую катастрофу.
Shenrr или Shenu – ховенх ветра. Миф рассказывает, как Shenrr и Kojh сражались в проливе Ле-Мер. В результате этой борьбы произошел сильный шторм. В этом бою Shenrr победил Kojh. Чтобы отомстить, Kojh заставил в одном месте столкнуться две женские силы, идущие с Запада и Севера, под предводительством своих могущественных Ховенхов. Север одолел Запад, взорвав его. Согласно мифу, кровь Запада была пролита на землю, от пролива Ле-Мер и до реки Иригойен. Из-за этого вода рек и ручьев этой части Большого острова Огненной Земли приобрела свой характерный красноватый оттенок.
Akáinik – сводный брат Кра-Луны и представляется как ховенх радуги. Великолепный боец.
Foshа – ховенх воздуха и живет в лесах (очень оригинально).
Mehn – это тень всех мертвецов, которая бродит по земле.
Quemanta – ховенх живого дерева. Он безвреден.
Hashe – это ховенх сухого умирающего дерева. Для него характерен темно-красный цвет погибших растений. Его крик слышен издалека и объявляет о его приходе. Услышав его, мужчины и женщины покидают свои дома. Когда он прибывает, он разрушает. Возможно, подразумевается какое-то природное явление, например, – засуха.
Jalpen – ховенх облаков.
Oleming – целитель, ховенх небес. Он лечит все раны, не оставляя шрамов. Он окрашен красными и белыми пятнами.
Kokpómek – создатель шаманской песни (как жанра). Изготовитель оружия. Представлялся в виде дикого гуся.
Aleskspóot – существо неопределенного предназначения. Описывается как невероятной красоты мужчина, исключительно привлекательный для женщин. Мог вызвать вокруг своего тела сильный свет и тогда становился недоступен для других.
Oixála – искусный пращник и ловец китов. Он обладал многими способностями и был доброжелательным по отношению к своим современникам, которых защищал от монстра Часкела.
***
Материалы :
Martín Gusinde, «El mundo espiritual de los selk'nam» ;
Martín Gusinde, «Los indios de Tierra del Fuego . Tomo primero volumen II. Los Selk'nam»;
Anne M. Chapman.
Wiki.
Перевод : © D76 / 2020