1.10.19

Ultima Thule



Туле, Фула (греч. Θούλη, лат. Thule) – легендарный мифический остров (остров-призрак) на севере Европы. Тайна острова Туле или Ultima Thule, волновала людей ещё в IV веке до нашей эры. Легенды об этом месте бередили умы европейских интеллектуалов начала XX века, а также вдохновляли идеологов немецкого национал-социализма.

О существовании мифического острова Туле стало известно благодаря древнегреческому купцу и путешественнику Пифею из Массалии, который жил в IV веке до н.э. Он совершил путешествие по северу Европы и написал об этом книгу «Об океане». В этой книге упоминался загадочный остров Туле. Зимой на Туле не было дня, а летом – ночи. Типичные северные широты...
Плиний Старший (ок. 23-79 гг. н. э.), цитируя Пифея, что «Туле находится в шести днях морем на север от Британии», рассказывая о островах вокруг Британии, пишет: «Самым дальним островом, о котором нам известно, является Туле, где вообще нет ночей в середине лета, а именно когда Солнце проходит через созвездие Рака, и наоборот, вообще нет дней в середине зимы – оба эти периода, как полагают, длятся по шесть месяцев».

Греки, как и шумеры, утверждали, что они пришли из земли, которую они назвали Гипербореей («крайний север», «земля за северным ветром»), но римлянами она также называлась Ultima Thule («далёкая Туле»). Так что Гиперборея, далёкая Туле и Атлантида – это названия каких то северных земель, и якобы все европейские племена вышли из этой земли, когда-то в античности или позже.

Были ли Туле? Тем более, что сама книга до наших дней не дошла. Сохранился единственный отрывок, приведенный в труде греческого астронома Гемина (I век до н.э.): «Варвары показали нам то место, где солнце отправляется на покой. Ибо случилось как раз, что ночь в этих областях была очень короткой и продолжалась в некоторых местах два, в других – три часа, так что через очень короткое время после захода солнце снова поднималось».
Сами древние греки считали Пифея вралем и выдумщиком, так как написанное им не соответствовало привычным представлениям о мире.
Советский историк Дитмар писал о Пифее так: «Было время, когда его считали лжецом и обманщиком, – настолько велики и необычны для той эпохи были его исследования». Частенько Пифея и упоминали лишь для того, чтобы опровергнуть его новыми данными. Например, древнегреческий историк Полибий во II веке до н.э. указывает, что в местах, указанных Пифеем «не существует суши, моря и воздуха, а только некая смесь этих элементов, консистенция которой сравнима с желе и в которой нельзя ни идти, ни плыть». Сомневался в правдивости Пифея географ Страбон, живший на рубеже эр. В I веке н.э. в первый раз появляется название страны «Дальняя Туле» (Ultima Thule) , которое использует поэт Публий Вергилий Марон в поэме «Энеида». Жившие позже Плиний и Тацит уже говорят об острове Туле (Фуле) как об известном географическом объекте, существование которого доказывать не надо. А историк и христианский теолог V века Орозий считал, что остров Туле находится к северо-западу от Британии. Во II веке н.э римский ученый Клавдий Птолемей на карте рисует не просто остров, а обширные земли, похожие на отдельный континент. Но к средним векам ученые уже сомневались в существовании острова и считали, что землей Туле Пифей называл Исландию, Скандинавию, какие-нибудь острова северной Атлантики, вроде Гебридских или Оркнейских или даже Гренландию.

Фрагмент карты мира из «Географии» Птолемея (XIV-XV век). В верхней части выдающийся за пределы остров – Туле, Ultima Thule – предел ойкумены, наиболее дальний участок суши, известный в то время.


Судить об этом мы можем только по данным, которые содержались в труде Пифея и на которые ссылаются более поздние ученые. Страбон писал о том, что племена, населяющие Туле, едят просо и злаки, плоды и коренья, готовят напиток из хлеба и меда. Он же отмечает, что на острове мало солнечных дней, много дождей, постоянные туманы, из-за чего зерно приходится молотить в огромных амбарах, а не на улице. Якобы от местных жителей Пифей узнал, что севернее Туле есть мертвое море, за которым находится край Земли, и смысла ехать дальше нет.

Этимология слова «Туле» (Thule) до конца не выяснена. Скорее всего, оно означало нечто, находящееся в отдалении. Нельзя не отметить, что похожие названия встречаются на обоих берегах Атлантики. Например, столица древнего государства толетеков в Центральной Америке называлось Тула, более раннее название города Толле. Во Франции есть города Тулон и Тулуза, В Румынии Тульча. Встречается оно и в России, и даже в Индии, где Тулу – самоназвание одного из дравидских народов.

Люди, склонные к мистицизму, считают, что такое повсеместное распространение слова указывает на то, что Пифей побывал в мифической Гиперборее, и населяют ее чуть ли не древними славянами. Они указывают на то, что в мифологии некоторых народов есть упоминания о северной прародине человечества. У скандинавов это «Страна блаженных» в Ледовитом океане, у финнов «Сайрас» («Северный дом»). В начале XX века немецкие мистики начали считать Туле «прародиной германской расы». Некоторые исследователи пришли к выводу, что под «Туле» следует понимать не менее сказочный материк – Арктиду.
Среди скандинавских неоязыческих сообществ ходит теория что Ультима Туле – это исключительно их регион и в первую очередь – территория нынешней Норвегии. В этом контексте они считают что «Туле» происходит от германского слова þuliz (праскандинавского þuliR, древненорвежского þulr), которым в древности именовали посвящённых или «верховных жрецов» Одина. Сам Один был известен в эпоху викингов как Fimbulþul (великий þulr); он использовал это имя, когда его аватар спускался на землю и пребывал среди смертных. Слово þuliz/þuliR/þulr переводится как «оратор», «говорящий», «вознесённый (к богам)» и «бремя (жертвенного дерева)». Греческая версия этого слова, Туле (Thul-ē), в таком случае переводится как «земля þuliz». Иными словами, Туле – это «земля посвящённых».
Якобы Пифей посещал ту часть Норвегии, которая является Хологаланном (Hålogaland) в северной Норвегии. В этой связи весьма любопытным является тот факт, что название «Хологаланн» переводится как «земля посвящённых» и «священная земля», от родительного падежа древненорвежского слова hálugr, которое переводится как «священный» и «посвящённый» или «посвящать». Хотя hálugr переводится как «священный», первоначально это слово означало «верховный огонь». Это было имя Солнца – ока Одина, которое в конечном счёте стало синонимом слов «святой», «посвящённый» и «просвещённый».

Последние исследования геологов и океанологов показали, что дно бассейна северных вод Атлантики имеет материковую кору, а не океаническую. Это значит, что между Скандинавским полуостровом и Гренландией могла существовать суша, которая потом ушла под воду. В пользу ее существования говорит схожесть пресноводных рыб, которые обитают на побережьях севера и юга Европы, а также явное родство рыб, обитающих в Европе и на восточном побережье Северной Америки. В донных отложениях Северного моря рыбаки часто находят изделия людей каменного века и уже сейчас мало у кого возникают сомнения, что Британские острова в свое время соединялись с материком. На дне Северного моря океанологи обнаружили русло, по которому когда-то тек Рейн. Навстречу ему с побережья Америки тек древний Гудзон. Водораздел этих рек проходил в районе Исландии.
Ученые сделали вывод, что шесть миллионов лет назад в начале плиоцена Евразия и Северная Америка были соединены друг с другом Тулеанской сушей. Существует предположение, что земля Туле существовала, но разломилась на блоки. Одни из них затонули задолго до появления homo sapiens. Другие ушли под воду всего несколько тысячелетий тому назад. Возможно, одним из них и был тот самый остров Туле, о котором писал любопытный путешественник и купец Пифей.
Как бы там ни было, но Ultima Thule стал неотъемлемой частью мирового мифотворчества.

Фрагмент карты Carta Marina (XVI век). Туле обозначен как Tile


В античности, кроме реалистической традиции об Ultima Thule, рассматривавшей ее как существующий в действительности далекий северный остров, открытый Пифеем, существовала также идеализирующая традиция, создававшая сказочный, романтический образ далекого острова. Античные литературные тексты, составляющие эту традицию, делятся на три группы. В первую группу входят тексты, подчеркивающие крайнюю удаленность Туле и представляющие ее символической границей мира. Во второй группе текстов этой традиции Туле становится родиной богов-героев или местом необыкновенных приключений.

Наконец, в последнюю, третью группу античных текстов идеализирующей традиции входят такие, в которых Туле играет роль священного, инициирующего центра. Эту традицию представляет текст Плутарха, который в трактате "О видимом лике Луны" изображает отдаленный остров Огигию, на котором Сатурна держат в плену. Бог живет в золоченой тюрьме посреди идиллической природы. Роскошный характер острова и присутствие Сатурна представляют черты, восходящие к мифу о "Золотом веке", о Елисейских полях и "островах Блаженных", нашедшему с течением времени воплощение в греко-римских социальных утопиях периода кризиса античного полиса. Другие же детали текста Плутарха, бесспорно, относятся к острову Туле, как они были описаны Пифеем.
Таким образом, Плутарху была известна традиция, идущая от Пифея, которая содержала, помимо личных наблюдений Пифея, сведения, полученные им от информаторов-кельтов. Сам Плутарх знал о кельтских источниках Пифея, судя по его замечанию, что на Огигии "согласно легендарным рассказам варваров, Юпитер держит в плену Сатурна" (Piut. De facie in orbe Lunae, 26).
Следовательно, в тексте Плутарха под флером греческих мифов должны содержаться кельтские легенды. В самом деле Туле-Огигия райским видом места, чудесами и наслаждениями, которые она дарует, напоминает описание Сида, ирландского Иного мира, который в саге о Бриане тоже изображен как далекий-далекий остров среди сверкающих волн моря, представляющие Равнину Блаженства и заморскую страну Юности. Спящий Сатурн напоминает великого кельтского бога потустороннего мира Дагда, который приостанавливает течение времени.

Текст Плутарха представляет только одно из целой группы античных свидетельств, основанных на кельтских легендах и посвященных Гиперборейским регионам (как известно, под гиперборейцами в греческой литературной традиции подразумевались именно кельты). Туле же является одним из "островов на Севере мира", которые расположены и не расположены в нашем земном пространстве, принадлежат и Нашему, и Иному, сакральному миру. "Острова на Севере мира" –  условное обозначение, под которым в реальной географии имелись в виду: северные побережья Галлии, Британские острова и северное островное окружение Британии и возможно Скандинавия. В то же время куда-то в эти места устремлялись, по кельтским верованиям, души умерших (Claud. In Buff., I, 123 - 128). Сакральные "острова на Севере мира", принадлежащие магической географии, являются местопребыванием мудрецов и философов, передающих свои знания посвященным. Учителя так же, как и боги, обитающие на этих островах, наделяются мистическими и мифическими чертами.

С ирландским регионом действительно много общего.
В контексте ирландского мифотворчества, в некую начальную эпоху Ирландия была пуста и не имела формы, а затем последовательно заселялась племенами, которые придавали ей облик, постепенно создавая тот космос, в котором со временем будут жить гойделы и их потомки. Этот миф можно сравнить с космогоническими мифами других народов: миф о племенах рассказывает о возникновении мира, о первохолме, поднявшемся из вод хаоса, об этапах сотворения космоса, о принципах, которые работают в целостном, великом мире. В этом мире есть видимая и невидимая части, и реалии земного мира лишь малая толика той целостности, которая называется «космос».
Предания рассказывают и о последовательных волнах переселений на остров, которые называют расами. Сначала сюда приплывает племя Кессар, единственное допотопное племя, затем – раса Партолона, которая создает семь озер и расчищает четыре долины. После этого появляется раса Немеда («Священного»), она зажигает первый огонь, который не потухнет уже никогда; при ней появляется первый король и произносится первая клятва. Затем приходят люди Фир Болг (люди-молнии), которые первыми разделили остров на пять провинций – четыре и одну центральную, и с тех пор это сакральное устроение мира поддерживали все последующие поколения.
Но самыми знаменитыми были племена богини Дану. Они прибыли в Ирландию не на кораблях, а по воздуху, окутанные туманом. Как говорят легенды, это были самые светлые люди, самые мужественные воины, самые тонкие мудрецы, самые великие маги и волшебники. Они пришли с загадочного острова, Великого Острова, который находится где-то далеко на севере. Там они получили познания, обучились магии, волшебству и ремеслу у величайших и таинственных друидов, магов, бардов, живших на этом острове. Эта раса сражалась с фоморами – враждебными силами пограничного мира, которые постоянно нападают на Ирландию.

Когда на землю Ирландии пришли гойделы, то после битвы они поделили остров с племенами богини Дану: гойделам досталась земля, а племена ушли в холмы, под озера и за море. «Сиды (божественные существа, обитавшие под землей в холмах, пещерах, расщелинах скал), потребовали от Манананна (в ирландской мифологии владыка моря, живущий в Стране Вечной Юности), чтобы он нашел для них безопасные убежища. И он нашел для них в Ирландии прекрасные долины и поставил кругом невидимые стены, которые были недоступны для простого смертного, а для сидов были словно открытые двери».
Эту невидимую сторону мира кельты и называли Иной мир. Благодаря сидам люди получили возможность общаться с Иным миром, в котором находится Источник Мудрости; там можно увидеть истинный смысл происходящих на земле событий. Благодаря общению с этим миром люди знали, что они бессмертны, что уйдут после смерти в Обетованную страну, где будут проходить обучение у Древнего народа, Дивного народа, как они называли сидов. Там можно было встретиться с тайной тайн этого мира –  великим островом, который мы и знаем как  Ultima Thule. Скорее всего, имеется в виду то, что уже значительно позже, с Раннего Средневековья называли  Хай-Бризейл, Хай-Брезеил или просто Бразил. Здесь находятся равнина Блаженства и страна Юности. Бразил – остров блаженных в ирландской мифологии.

На средневековых картах Бразил изображали к западу от Ирландии



Предания гласят, что все друиды и короли обучались на Туле и именно оттуда принесли свое таинственное искусство. Там находится котел Возрождения, который утоляет любую жажду и дает бессмертие. Легенды кельтов о Туле и ее поиске стали источником легенд о поиске Грааля – чаше света, благодаря которой землю не может поглотить тьма. Найти Туле означает не только найти мудрость, познание, возродиться – это и есть Грааль, – но прикоснуться к тайне тайн, которая является основой всего человеческого существования.
Якобы попасть на священный Остров непросто, его надо заслужить, совершая Великое плавание. Для того чтобы понять суть этого плавания, священного пути к Острову, надо знать, что в кельтском Ином мире нет времени, или, говоря иначе, течет оно совершенно по-другому. Множество мифов и легенд рассказывает, что люди, попав в мир Иной, думают, что провели там несколько дней или месяцев, а вернувшись, обнаруживают, что прошли века. День там равен столетию, а вечность – это миг. Но миг этот наполнен величайшими подвигами, испытаниями, чудесами и осознаниями. Просто надо найти корабль и совершить плавание, которое будет длиться миг – или всего лишь вечность.
У Острова есть Хранители, ибо силы хаоса, тьмы, разрушения не дремлют и всегда готовы поглотить мир. Некоторые из тех, кто добрался до Острова, остаются хранить его там, а некоторые возвращаются обратно, в наш мир, чтобы защищать его здесь. Друиды и короли – это те, кто вернулся, чтобы принести с собой Туле на землю. Островом света, справедливости, чести, мудрости были для кельтов друиды, барды и короли, фении и великие герои, благодаря которым люди могли жить в истинном мире, освещенном светом Туле.
Легенды говорят, что попасть на Остров может только тот, кто услышал его Зов. Зов этот звучит всегда, и в особые моменты человек способен услышать его. Вопрос лишь в том, сможет ли он на него откликнуться.

Из этих кельтских легенд о сакральных островах на "Севере мира", тесно связанных с Иным миром кельтов, греки взяли всю фантастику, приняв ее за чистую монету, тем более, что она напоминала мифологическую тему об островах "Блаженных" из собственно греческой легенды.
Острова блаженных, или Блаженные острова (греч. Νήσοι των Μακάρων, Μακάρων Νῆσοι) – мифическая область, сакральная заморская страна, расположенная посреди океана, где-то на краю света или даже в ином мире. Один из символов рая в мифологии различных народов. Из мифов этот образ проник в литературу и философию, оказав большое влияние на развитие европейской утопической мысли. Миф о блаженных островах на краю земли – один из примеров утопического представления об «окраинных» народах, которое характерно для многих культур древности. Несмотря на явную легендарность этого образа, как уже стало понятным, с ним пытались ассоциировать вполне реальные географические объекты Средиземного моря и Атлантического океана.

В самом деле, бог, который живет на этих неведомых островах в мировоззрении древних греков, – это Хронос (Сатурн – в латинской интерпретации). Однако, одновременно это галльский Диспатер и ирландский Дагда, бог мертвых, отец всех живых. Даже спящий он является опасным персонажем. В Ирландии Дагда назывался Eochaid Ollathur ("Могущественный отец"): его палица убивает одним концом и оживляет другим. Еще он назывался Pruadh Profhessa ("Красное Совершенной науки"). Это бог-друид и бог друидов.

Вполне естественно поэтому, чтобы друиды Нашего мира ходили к нему на Туле-Огигию усовершенствовать свои знания о сакральном. Цезарь, удержав только центральную идею – факт передачи знаний, в отличие от греков, до предела упростил и рационализировал миф, связав его с современными ему друидами. Однако друиды размещались в реальной географии. Поэтому Цезарь вместо легендарного острова Туле греческих текстов в качестве сакрального инициирующего места называет Британию. По словам цезаря считается, что друидизм зародился в Британии, и оттуда был перенесен в Галлию. Те, кто хотят тщательно изучить его принципы, отправляются в Британию (Caes. B. G. VI, 12). Эта точная географическая отсылка не меняет существа дела, потому что Британия – это остров, и символически, как всякий остров, является инициирующим центром. К тому же она является самым большим островом на "Севере мира".
Таким образом, анализ третьей группы античных текстов идеализирующей традиции о Туле показал, что в основе этих текстов под наслоением греческих мифов и философских теорий лежат кельтские легенды об Ином мире кельтов. В результате этого синкретического творчества Туле оказывается одним из островов, расположенных на "Севере мира", которые, являясь сакральными, инициирующими центрами, укрывают богов кельтских мифов и принимают друидов, желающих приобрести или пополнить свои знания. Такой кельтский «остров блаженных».

Стоит напомнить, что Гесиод в своей поэме "Труды и дни" говорит о Земле счастливых и ее обитателях, которых характеризует как жителей "золотого века", следующее:

"Жили те люди, как боги,
С спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
И печальная старость
К ним приближаться не смела.
В пирах они жизнь проводили …
Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли…".

Весьма любопытным представляется продолжение этого отрывка:

"После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они подземельных
Волей великого Зевса: людей на Земле охраняют,
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю Землю,
Давая людям богатство".

Здесь явно прослеживается очевидная аналогия с уходом бывших обитателей Островов бессмертных у кельтов – фоморов (самые древние жители Ирландии) и народа богини Дану в подземные жилища – сиды и их превращением в «невидимых». «Тьма туманная» также может быть сопоставлена с постоянно окутывающими Землю Обетованную туманами.

Здесь же стоит еще раз упомянуть и Гиперборею – в древнегреческой мифологии и наследующей её традиции это легендарная супердальняя северная страна, место обитания народа гипербореев.
В страну гипербореев время от времени отправляется сам Аполлон на колеснице, запряжённой лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы, об этом упоминает Алкей в гимне Аполлону. Гипербореи наряду с эфиопами, феаками, лотофагами относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же, как их покровитель Аполлон, гипербореи художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Аполлона. Геракл принес оливу от гипербореев у истоков Истра в Олимпию.
Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море.

Собственно, в исторической науке миф о Гиперборее и гипербореях считается частным случаем характерных для самых разных культур утопических представлений об окраинных землях и народах их населявших, правда лишенным конкретной исторической подосновы, в отличии от Ultima Thule.


***