В глубоком сне ум поглощен,
но не уничтожен, и это поглощенное появляется вновь, что может случиться даже в
медитации. Но разрушенный ум снова появиться не может. Цель йогина должна
заключаться в том, чтобы его уничтожить и не допустить погружения в лайю [трансоподобное состояние, в котором ум
временно отставлен]. В покое медитации
иногда возникает состояние лайя, но этого недостаточно. Для уничтожения ума она
должна дополняться другими практиками. Некоторые уходят в йогическое самадхи с
пустяковой мысли и пробуждаются от лайи через длительный срок, по–прежнему
волоча ту же мысль. Между тем в мире сменилось не одно поколение, а такой йогин
всё еще не уничтожил свой ум. Истинное разрушение ума состоит в том, чтобы не
признавать его существующим отдельно от Атмана. Познайте, что даже сейчас ума
нет. Как же это сделать, если не в ежедневных активностях, которые продолжаются
автоматически? Познайте, что ум, содействующий им, не реален, он только
призрак, исходящий из Атмана. Так и уничтожается ум.
… Только
самадхи и может открыть Истину. Мысли набрасывают покрывало на Реальность, и
поэтому Она не осознается как таковая в состояниях иных, нежели самадхи. В
самадхи существует только чувство «Я ЕСМЬ», а мыслей нет Переживание «Я ЕСМЬ»
означает БЫТЬ СПОКОЙНЫМ.
Спокойная ясность, лишенная
суматохи ума, одна есть самадхи – прочное основание Освобождения. Искренним
старанием уничтожить обманчивые умственные шумы самадхи переживается как мирное
сознание, внутренний свет.
- Шри
Рамана Махарши.
Самадхи (от санскр. समाधि, samādhi IAST – «умственная, или внутренняя, собранность») –термин из индуистской и буддийской медитативных практик. В йоге термин самадхи относится к нескольким
видам транса, и существуют различные виды самадхи.
Слово
самадхи широко употребляется в духовной литературе Востока для обозначения такой
продвинутой
стадии медитации, в которой имеется сознательное переживание Атмана
(неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий свое собственное
существование)
или интенсивная ненарушаемая погруженность в объект медитации. Описано
множество степеней и подразделений самадхи, причем каждая из различных духовных
школ и религий стремится дать свою собственную классификацию и терминологию.
Обычно это состояние описывается как непрерывное переживание
Бытия–Сознания и достигается спокойным умом. Этот неподвижный ум,
достигший безграничного высочайшего Я, один есть реальность Бога
; то состояние, достигаемое медитацией,
которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним
и внешним мирами (субъектом и объектом).
В буддизме самадхи – последняя
ступень восьмеричного пути (благородный восьмеричный путь), подводящая человека
вплотную к нирване.
Индийский философ, лингвист и
писатель, который
считается автором ряда религиозных и
философских трактатов на санскрите – Патанджали (его реальное
существование оспаривается частью историков)
описывал это состояние разума как «однонаправленное», в котором «все умственные
отвлекающие факторы пропадают».
Некоторые считают, что самадхи
и просветление – синонимы, в то время как
другая группа убеждена, что самадхи делает ум «пустым».
Но чаще всего, самадхи рассматривается как
состояние, при котором исчезает сама идея
индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности,
объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование
самой концепции разделенности.
Известная степень
собранности, однонаправленности ума необходима для любого вида
сложнокоординированной психической деятельности. Способность фокусировать
внимание, произвольно выделяя из общего фона актуальные элементы, – одно из
базовых свойств психики.
Термин самадхи в контексте
практики буддийской медитации подразумевает установление и удержание ума на
одном объекте. О чем так же свидетельствует этимология этого слова – «сам»
(собранный, вместе) «а» (по направлению) «дха» (держать). В традиции буддизма
йогическое сосредоточение определяется также как однонаправленность ума – читтасса-экаггата,
где читта означает ум, сознание, экаггата — однонаправленность (Маджхима Никая
сутта).
Но чем тогда отличается
йогическое сосредоточение от сосредоточения на любимой работе, при хождении по
канату, исполнении сложной партии на музыкальном инструменте, решении
математических уравнений или игре в шахматы?
В обычной жизни любой человек
способен сосредоточиться на том, что вызывает интерес и пробуждает в уме
энтузиазм – особый вид энергичности, позволяющей разуму совершать усилия в поле
сознания.
Спонтанное сосредоточение
возникает на основе желания –«жажды», это жажда экспансии, разворачивания
сознания во внешний мир. Это «разворачивание» (сантана) всегда окрашено тем или
иным внутренним отношением ума к объектам восприятия и к самому процессу.
Внутреннее отношение – это неосознаваемые установки ума, скрытые от его
сознательной части интенции. Наше отношение к объекту часто определяет способность
ума удерживать на нем фокус внимания: ум разделяет
объекты на «интересные – скучные – нейтральные», «полезные –вредные – бесполезные»,
«плохие – хорошие – никакие». Если мы фокусируем внимание на основе влечения к
«интересному» или стараясь избежать «скучного», очень скоро наступает момент,
когда внимание «само» непроизвольно смещается на другой равнопривлекательный
объект – таково одно из состояний ума – блуждание (викшипта). Этим и отличается
любая творческая активность, в процессе которой могут возникать глубокие
трансовые состояния, где также присутствует элемент концентрации, от
йогического сосредоточения.
Если человек хотя бы отчасти осознает свое отношение к объекту, то
сосредоточение становится более сознательным, намеренным и управляемым, ближе к
тому, что в йоге называется состоянием экаграта – однонаправленность.
Техническим пределом йогической однонаправленности является состояние ниродха – буквально «прекращение», «ограничение». В контексте
самадхи это ограничение ума в рамках означенной психической деятельности.
Прекращаются в данном случае именно те психические процессы (вритти), которые
вызывают в уме состояние беспокойства, неудовлетворенности, страдания,
несчастья –дукху.
Таким образом йогин, прорабатывая свою способность к концентрации,
постепенно развивает особые внутренние компетенции – умелые качества ума, позволяющие сознательно управлять
внутренним состоянием, управлять независимо от внешних факторов, отслеживая и
отпуская непроизвольные реакции ума на внешнее. И, уже опираясь на это особое
«счастье спокойствия», произвольно менять свое мышление, речь, поведение – в разных аспектах жизни проявляя способность к
самоконтролю и управлению.
Считается, что в целом ни одно из
состояний самадхи не может быть полноценно передано посредством выстраивания
цепочки вербального логического дискурса.
*
Упоминание о самадхи можно найти уже в древних текстах Упанишад, которые относятся к
философии веданты, но не в первых десяти Упанишадах, а в Maitrayani Upanishad,
и позже термин «самадхи» уже вошел в Упанишады,
добавленные йогической традицией. Таким образом, самадхи даже больше связано со
школой йоги и Патанджали, нежели с древними ведическими знаниями.
В традиции дзен также известно
это понятие, но там считается, что самадхи, также как и ниродхи – состояние, схожее с самадхи, когда метаболизм
физического тела замедляется настолько, что понижается температура, пропадает
всякое восприятие времени, – не ведет к высшему знанию. В ниродхи организм функционирует
за счет накопленной до наступления этого состояния энергии.
Прежде её бы хватило на пару часов жизни, а при пребывании в ниродхи она
распределяется, и её становится достаточно на поддержание физической
жизнедеятельности организма в течение нескольких дней без какого-либо внешнего
источника возобновления энергии.
Однако в дзен самадхи совсем
не высшая форма просветления. Последователи дзен не считают, что искоренение
фальши, ложного знания возможно с помощью достижения самадхи, поэтому для них
«смерть Эго» остается высшей целью, и самадхи
выступает как один из возможных этапов на пути к этой цели.
Это мнение одной направленности, но в других традициях считается, что достижение состояния самадхи возможно с помощью
практик дхьяны (медитации), и для того, чтобы подойти к этой стадии, нужно
пройти весь восьмеричный путь традиции раджа-йоги, начиная с практик ямы,
ниямы, переходя к занятиям асанами и пранаямой, и который в конце концов приведет к более высоким уровням раджа-йоги – практикам дхьяны (медитации) и самадхи.
Уровни самадхи. Виды самадхи.
Существуют несколько видов
самадхи. Как
уже говорилось, Просветление связывают с
состоянием самадхи. Это и верно, и неверно в одно и то же время. Самадхи как
высшая ступень раджа йоги, главная цель всех практикующих воспринимается как
нечто трудно достижимое, и поэтому редко кто серьезно посвящает себя изучению, пусть и теоретическому, этого аспекта
йоги.
Считается, что самадхи слишком отдален, высоко расположен, недоступен. Именно трудности его
достижения, связанные с переходом от одного ментального и духовного уровня к
другому, практикой регулярной медитации и с соблюдением целибата, делают
достижение состояния самадхи по мнению йогов таким
желанным и вместе с тем трудно осуществимым на деле. Бытует мнение, что проходят годы, прежде чем практикующий (йог) впервые соприкоснется с этим состоянием хотя бы на краткий миг, но после этого он уже
никогда не забудет удивительного опыта и будет стремиться к его повторению.
Считается, что то, с чем соприкоснулся практикующий, заглянув по ту
сторону, было только первой стадией самадхи. Внутри состояния самадхи их
насчитывают несколько:
савикальпа самадхи,
нирвикальпа самадхи,
сахаджа самадхи.
Kevala nirvikalpa samadhi
(кевала нирвикальпа самадхи) – стадия
временная, в то время как sahajanirvikalpa samadhi (сахаджа нирвикальпа
самадхи) будет продолжаться всю жизнь. Предшествующий им этап савикальпа
самадхи – это только подход к настоящему просветлению и
разотождествлению с самосознанием и эго. Такое состояние может продолжаться от
нескольких минут до нескольких дней, в нем еще сознание не растворено, оно не стало единым с
Абсолютом, но уже прикоснулось и увидело его.
Нирвикальпа самадхи – это следующий уровень просветления, когда практикующий
полностью слился с Абсолютом, его сознание перестало быть отдельным от Высшего.
Абсолют и йог стали одним. Это поистине то состояние, когда человек открыл в
себе Атман. Он не только понял это, но и осознал и проявил Атман, все еще пребывая в
физическом теле.
Сам Патанджали использовал
такие названия, как Samprajana Samadhi (upacara samadhi) для того понятия,
которое известно как савикальпа, и Asamprajata Samadhi (apana samadhi) для
нирвикальпа. Савикальпа определяется познанием через присутствие сознания, а
нирвикальпа характеризуется полным разотождествлением с так называемым
собственным сознанием и постижением знания напрямую, интуитивно, с выходом в
трансцендентальность, полным поглощением и растворением в Абсолюте.
Нирвикальпа самадхи и
савикальпа самадхи – это состояния просветления низшего
уровня.
Состояния «савикальпа» и
«нирвикальпа» включают в себя «викальпа» (vikalpa) – в обоих словах можно заметить эту составляющую.
Изучение и понимание этимологии слов помогает в конечном итоге постичь суть
явления, пусть и умозрительно. Vikalpа – это один
из видов мыслей, или, иначе, вритти. Викальпой называют движения ума, которые
связаны с воображением и фантазией, но также её можно понимать как в общем
отвлекающие мысли.
Остальные 4 вида – это:
Pramana – прямое знание, эмпирическое, полученное из опыта;
Viparyaya – неправильное, ошибочное знание;
Nidra – движения ума, которые можно охарактеризовать как «сон без снов» (ум все еще присутствует, он не ушел в nirodhah, но в нем пустота, инертность, остальные 4 вида мыслей или
движений ума в это время отсутствуют);
Smriti – это движения ума, которые можно назвать памятью и воспоминаниями
прошлого, с ясным осознанием целей внешней жизни и духовного пути.
Если говорить о нирвикальпе (nirvikalpа), то из самого слова можно
понять, что происходит прекращение движения мыслей. Вместо викальпы приходит
нирвикальпа, которая характеризуется полным отсутствием мыслей, божественным
Ничто, полным единением с Абсолютом, когда внутренние и внешние мысли
остановлены. Это состояние восторга, которое в индуизме называют Ананда, но оно
не тождественно тому восторгу, который известен практикующему в земной жизни. Это абсолютно новый тип духовного
экстаза, который невыразим словами.
Это такие состояния, которые
могут быть поняты и осознаны только в процессе непосредственного проживания,
через опыт пребывания в самадхи.
Тот,
кто приучил себя к естественной медитации и наслаждается ее блаженством, не
выйдет из состояния самадхи, какую бы внешнюю работу он ни выполнял, какие бы
мысли к нему ни приходили. Такова сахаджа нирвикальпа.
Савикальпа самадхи – это самадхи такого типа, когда в процессе концентрации
на каком-то объекте, т. е. медитации на объект или образ, происходит открытие
человеку Абсолюта, но лишь на некоторый период времени, с непременным возвращением
в обычное состояние духа. Савикальпу можно переживать несколько и даже много
раз в течение практики медитации. При достижении савикальпа самадхи еще присутствует усилие. Только тогда, когда наступает
окончание усилий, возможен выход в состояние нирвикальпа самадхи.
Говоря о савикальпа самадхи, часто добавляют, что
достижение этого состояния не связано исключительно с типом медитации на
объект. Это может быть медитация более высокого порядка, когда практикующий уже
не использует свое внимание, сосредоточение внимания на внешних объектах для
вхождения в состояние медитации. Ему бывает достаточно сосредоточиться на
внутреннем состоянии – это может быть сам ум, осознавание
«Я есмь», энергетические каналы нади и т. д.
Между двумя вышеописанными
состояниями самадхи и сахаджа самадхи как высшим состоянием самадхи существует
принципиальная разница. Она состоит в том, что то состояние единения с Высшим,
которое было достигнуто в нирвикальпа самадхи, не утрачивается, и человек,
находясь в грубой физической действительности, сохраняет состояние высочайшего
просветления, растворения в бытии. Оно уже не может быть утрачено. В этом виде
самадхи адепт не утрачивает состояние озарения даже во время выполнения самых
что ни на есть мирских дел. «Его тело стало инструментом души,» — как объясняют
некоторые гуру. Он един с Абсолютом, а душа стала Атманом, он вышел из круга
самсары. Пусть он до сих пор и находится в этом мире, но для того его душа и
послана сюда, чтобы выполнять какую-то только ей присущую миссию.
Сахаджа самадхи, в отличие от
савикальпа и нирвикальпа самадхи, больше не нужно ни достигать, ни входить в
него – человек в нем пребывает
постоянно. Йоги
считают, что редкие духовные учителя
смогли этого достичь. По их мнению, даже нирвикальпа – это уже состояние, к которому идут, может быть, в
течение нескольких жизней, и только в этом земном воплощении после 12 лет
непрерывной практики медитации потенциально возможно достижение нирвикальпа
самадхи с последующим достижением сахаджа самадхи.
Самадхи и просветление.
Нужно заметить, что в
философской концепции буддизма существует просветление Будды, именуемое
Аннутара Самьяк Самбодхи, сходное понятию «самадхи». Оно в большей мере
соответствует именно сахаджасамадхи в
традиции йоги и индуизма. Только достигнув сахаджа самадхи, движение мыслей
полностью остановлено.
Во время медитации умелый
практик останавливает поток мысленной активности, но лишь на какое-то время, а
именно, на время медитации. Затем, когда он возвращается к своим повседневным
занятиям, мысли приходят вновь как неизбежность. Если практикующий в состоянии контролировать их, и особенно тот
процесс, когда происходит эмоциональный отклик на некоторые мыслительные
движения, то это уже считается большим достижением. Здесь по мнению, проявляется истинная мудрость
человека. Если он по-настоящему достиг определенной степени осознанности в своей жизни, он лучше управляет своими
эмоциональными реакциями и направляет работу ума.
Однако при всем этом человек не достигает просветления или самадхи.
Состояние самадхи, сахаджасамадхи
характеризуется тем, что больше не осталось кармических привязок, вследствие
чего неосознанному потоку мыслей неоткуда появиться. Только при условии
тотальной остановки бессознательного, неконтролируемого течения мыслей возможно
говорить о состоянии высшего просветления – сахаджа
самадхи.
Индийский философ Шри Рамана Махарши (1879-1950) предлагает следующее
трехуровневое деление различных видов самадхи:
1.
Сахаджа нирвикальпа самадхи. Это состояние джняни, окончательно и бесповоротно
уничтожившего свое эго. Сахаджа означает «естественное», а нирвикальпа – «без
различий». Джняни (уже просветленный) в этом состоянии способен
естественно функционировать в мире, как это делает самый обыкновенный человек.
Зная, что он является Атманом, сахаджа джняни не видит различий между собой и
другими, между собой и миром. Для такого человека все есть проявление неделимого
Я.
2.
Кевала нирвикальпа самадхи. Данная стадия ниже Само–реализации. В этом
состоянии Само–сознавание временное, но без усилий, а эго окончательно не
уничтожается. Сознание тела отсутствует, и хотя имеется временное сознавание
Атмана, человек не способен воспринимать чувственную информацию или действовать
в мире. Когда сознание тела возвращается, эго появляется вновь.
3.
Савикальпа самадхи. В этом состоянии Само–сознавание поддерживается постоянным
усилием. Продолжительность самадхи полностью зависит от усилия, приложенного
для его поддержания. Когда внимание к Атману нарушается, Само–сознавание
тускнеет.
Следующие
краткие определения, сформулированные Шри Раманой, достаточны, чтобы провести
непосвященного через терминологические джунгли самадхи:
1.
Удержание Реальности есть самадхи.
2.
Удержание Реальности с усилием есть савикальпа самадхи.
3.
Погружение в Реальность и утрата сознавания мира есть нирвикальпа самадхи.
4.
Погружение в неведение и утрата сознавания мира есть глубокий сон.
5.
Пребывание в первичном, чистом, естественном состоянии без усилий есть сахаджа
нирвикальпа самадхи.
Бытовая рационализация.
Практикующие медитаторы,
художники и спортсмены знают это «пустое состояние» как одно из непосредственного и легкого внимания к
выполняемой задаче/вещи.
***
Материалы:
М. Баранов, «Практика медитации: самадхи-бхавана» ;
М. Рамана,
«Будь
тем, кто ты есть!»;
OUM.RU;
WIKI