В мифологии Западной Европы гоблинами называют вид существ-карликов, живущих под землей, в пещерах, не переносящих солнечного света, ведущих активную ночную жизнь. Согласно Оксфордскому словарю английского языка, в низшей мифологии Западной Европы термин «Goblins» обозначает озорных уродливых демонов и ведет свое происхождение от слова Gobelinus , зафиксированного еще в XII веке и именовавшего духа, который обитал в окрестностях Эвре.
В немецком языке гоблин – kobold, французский вариант – goubelin.
Гоблины, как и многие другие духи Земли, внешне похожи на людей, но имеют лишь отдаленное родство с гномами, пикси, гремлинами, эльфами, лепреконами и феями. Другие элементали Земли не принимают гоблинов в свое общество из-за склонности последних к злобным проказам и хитростям.
Их вредоносные способности проявляются главным образом в области навлечения неудачи и ночных кошмаров.
На Хэллоуин они, как правило, принимают обличье уродливых животных и пугают людей.
Они могут оборачиваться в животных, но не в самих животных, а просто быть похожими на них. Сказано, что они подражают человеческим поступкам, но пародийным способом, выкручивая человеческие ритуалы и культуру, показывая все самое плохое и неприглядное.
Гоблины главным образом невидимы для людей, но их ощущают домашние животные. Они могут наслать кошмары сотканные из паутинки, вставив их в ухо спящего человека.
Гоблины – большие шутники, и известны тем, что могут перестроить что то в доме, переставить мебель, запутать гриву у лошадей, ударять по горшкам и кастрюлям, наводя шум, прятать одежду спящих людей, стучать в двери и стены, и даже вскапывая могилы, чтобы рассеять кости. Гоблинам нравится заимствовать лошадей и кататься на них всю ночь. Если лошадь на утро усталая это говорит о том, что гоблин скакал на ней всю ночь.
Женщины гоблины крадут человеческих младенцев, заменяя их своими уродливыми младенцами (подмененные дети – подменыши). Подмененные дети иногда известны как «чурбаны».
Гоблины, как и гномы, иногда занимаются горным делом. Их шахты ведут глубоко под землю, где они стучат своими кирками и молотками. Некоторые шахтеры слышат эти звуки и примечают это как признак удачи, полагая, что эти звуки указывают на присутствие богатых месторождений руды. Другие полагают, что это кобольды или стуканцы, которые подражают шахтерам, чтобы одурачить их. Иногда их шутки становились смертельными, чтобы избежать этого, шахтеры частенько оставляли еду для гоблинов.
Гоблины в представлении Ф. Гойи
Демон-гоблин с картины Джона Анстера Фицджеральда
Гоблины (Goblins) – это общее название злых духов. Однако если к этому названию прибавляется «хоб», то оно уже обозначает полезных, дружелюбно настроенных к человеку существ, хотя и довольно озорных. Пуритане отрицали это, и потому отождествляли хобгоблина с «врагом рода человеческого». Гоблины из горной Шотландии, английские гоблины и французские гобелины относятся к духам одной и той же породы.
Согласно народному преданию, гоблины пришли во Францию через Пиренейские горы. Позже они распространились по всей Европе. Незаметно проникнув на корабли викингов, они попали в Британию, где их назвали робинами гоблинами. Шотландцы зовут его браг.
Народные предания утверждают, что от улыбки гоблина кровь стынет в жилах, а от его смеха сворачивается молоко, и фрукты падают с деревьев. Даже маги не позволяют гоблину находиться поблизости, потому что он причиняет много беспокойства.
В Шотландии злобного и сварливого близкого родственника гоблина называют боггартом. В северных районах Англии это отвратительное существо зовут пэдфут или хобгоблин. Это низкорослое уродливое существо с искаженными чертами лица живет уединенно. В дом он входит, только чтобы причинить неприятность или что-нибудь сломать. Боггарт наиболее активно ведет себя по ночам. Он любит мучить и пугать детей, но не останавливается и перед тем, чтобы сыграть свою излюбленную шутку со взрослыми: он обматывает простыни вокруг головы спящего и громко хохочет, когда человек просыпается от удушья. Если их изгнали из дома, они поселяются вдоль дороги и пугают прохожих.
Психологические характеристики: злобный человек, с удовольствием пугающий и/или терроризирующий других.
В Нормандии матери до сих пор пугают непослушных детей, говоря: «le goubelin vous empotera» — гоблин вас заберет. Гоблины, кобольды и другие не менее отвратные подземные и враждебные людям существа, порождены известными в нордической мифологии Черными Эльфами (Dockalfar, Svartalfar).
Сообщая об альвах (Alfar ), то есть эльфах, «Snorra Edda» (младшая Эдда), поучает, что кроме Liosalfar, альвов светозарных, духов света, обитающих в Альфгейме (Alfheim), существуют еще Dockalfar или Svartalfar, альвы темные, либо черные, обитающие под землей и враждебные людям. Liosalfar, говорит Эдда, ярче солнца, Dockalfar же чернее смолы.
Эти злые черные альвы явно дали германским народам повод для заполнения мифологии и демонологии самыми различнейшими зловредными и вредоносными созданиями тьмы, обитающими под землей, ненавидящими свет и род человеческий – отсюда пошли кобольды, гоблины, тролли и им подобные переделки последующей антитезы светозарных ангелов в высотах и черных дьяволов в подземном аду.
Мифологии, в которых альвы играли значащую роль, с незапамятных времен делили их на злых, доброжелательных и враждебных, на круг Сили и круг Ансили.
Наличествует мрачный (или черный) альв, носящий имя draw (драу) – чернокожий и беловолосый, обитающий в подземных сообществах и отличающийся хаотическим поведением. Некогда черные альвы были обычными эльфами, но в конфликте Сил выбрали Хаос и Зло. Драу ушли в подземелье, солнечного света не переносят, а светолюбивых существ ненавидят и пакостят им при каждой возможности.
Драу – существо мифологическое, бытующее в народных демонологиях, Термином драу (draw) английские словари называют подземное существо из шотландской демонологии, a trow или drow – подобное брауни существо с Шотландских островов.
Драу больше других отличаются от остальных эльфийских народов. Были вынуждены покинуть поверхность и поселиться в самых отдаленных участках подземного царства, и в сравнении с другими эльфийскими племенами, не очень-то жалуют гостей. Привычны ко тьме, но не смотря на обитание под землей, случается, что выходят и на поверхность. В добыче руд могут на равных тягаться с гномами. Также считаются отличными воинами, излюбленное их оружие – кинжалы (что, по-видимому, связано с затруднением фехтования длинным оружием в замкнутом пространстве подземных коридоров).
В английской народной демонологии гоблин играет однозначно несимпатичную роль. Даже для чародеек общество гоблинов неприятно и обременительно, а для людей гоблин – просто проклятие, кара Господня. Он обожает насылать мучительные ночные кошмары, нервировать учиняемым шумом, переворачивать крынки с молоком, разбивать куриные яйца в курятниках, выдувать сажу из печи в только что прибранную избу, в самые неподходящие моменты задувать свечи. Его излюбленные проделки – науськивание на людей и имущество мух, комаров, ос и шершней.
Также гоблины – неотъемлемые персонажи многих произведений Дж.Р.Р.Толкина, выполнявшие в них весьма различные функции.
В творчестве Толкина термин «гоблины» впервые появился в стихотворении «Шаги гоблинов» (Goblin Feet, 1915). В нем описаны миниатюрные сказочные существа, спешащие куда-то по своим волшебным делам по ночной дорожке. Существа, настолько симпатичные и загадочные, что поэт всей душой стремится им вослед. В стихотворении использовано несколько различных наименований этих существ: гоблины (goblins ), гномы (gnomes ) и лепреконы (leprechauns ). Можно было бы предположить, что разговор в каждом случае идет о разных существах, входящих в одну компанию, однако, древне-английский заголовок данного стихотворения (Cumaþ þá Nihtielfas ) дословно переводится как «Шаги ночных эльфов», что свидетельствует о том, что по крайней мере эти два термина в рамках данного стихотворения являются синонимами. По-видимому, в начале своей творческой деятельности Дж.Р.Р.Толкин не проводил особых разграничений между различными представителями этого волшебного народа и, подобно многим писателям-сказочникам Западной Европы, представлял их в виде маленьких насекомоподобных крохотулек. Однако вскоре точка зрения Толкина на гоблинов , как и на миниатюрность волшебного народа, начала претерпевать радикальные изменения, и в конце жизненного пути в 1971 году он говорит о своем раннем поэтическом опыте едва ли не с досадой: «Хотелось бы мне на веки вечные похоронить злосчастный стишок, воплощающий все то, что я (очень скоро) пламенно возненавидел».
Уже в первых из сохранившихся текстах «Книги утраченных сказаний» гоблины представлены в качестве злых существ, иначе называемых орками.
Работая над «Хоббитом» (около 1930 года), Толкин ввел гоблинов и в это произведение. «Точкой кристаллизации» для создания образа гоблинов, по всей видимости, послужили сказки англо-шотландского детского писателя Джорджа Макдональда (1824-1905) «Принцесса и гоблин» (1872) и «Принцесса и Курди» (1883), которые Толкин хорошо знал и очень любил в детстве. Макдональд подробно описал удивительный народ, живущий в горных пещерах. Люди именовали их гоблинами , но некоторые называли их гномами (gnomes ), а кое-кто – кобольдами.
Рисунок из книги «Принцесса и гоблин», (издание1920 г.)
О происхождении этого народа Макдональд сообщает следующее. Некогда они жили на поверхности земли и были очень похожи на других людей. Но король, владыка тех земель, по какой-то причине стал обходиться с ними с излишней суровостью. То ли он обложил их слишком тяжкими, по их мнению, налогами, то ли потребовал от них выполнения ритуалов, которые им не нравились, как бы то ни было, все они однажды исчезли. Однако, вместо того чтобы уйти в какую-нибудь другую страну они нашли убежище в подземных пещерах, откуда выходили лишь по ночам, чтобы не попадатья на глаза людям.
Живя вдали от солнца, в холодных, сырых и темных пещерах в течение нескольких поколений, гоблины Макдональда значительно изменились. Хотя они оставались вполне антропоморфными, внешность их стала причудливой и даже гротескной. Они невысоки и непропорционально сложены, самый рослый и статный из них имеет рост в четыре фута (122 см), а в ширину 3,5 фута (около 107 см). Пальцы рук у них короткие и толстые, без ногтей. На ногах же у большинства из них вовсе нет пальцев. Те же из них, что имеют пальцы на ногах, стыдятся этого и всячески стараются скрывать этот факт. Ступни у них очень мягкие, нежные и уязвимые, но несмотря на это они не носят обуви, считая это немодным. Лишь королева в знак своего достоинства ходит в тяжелых гранитных башмаках, по форме напоминающих французские сабо (на самом деле они нужны ей для того, чтобы скрыть свое уродство – у нее на ногах растет по шесть пальцев). Лица гоблинов Макдональда так же уродливы, как и их тела. Об этом можно судить по описанию внешности королевы: утолщенный на конце нос, глаза расположены ассимитрично, рот маленький, но когда она улыбается, растягивается от уха до уха, а уши расположены возле щек.
Приспособившись к жизни под землей, представители этого народа стали весьма выносливыми существами. Они могли обходиться без пищи целую неделю и при этом не теряли сил. Они также сумели значительно развить свои знания и умения, стали хитрыми и изобретательными и научились создавать такие вещи, которые ни один смертный не имел возможности сделать.
Они умели пользоваться огнем, жгли костры и освещали пещеры с помощью факелов, занимались горными работами, рыли и бурили тоннели, а также добывали камни и металлы, хотя и никогда не торговали ими. Работали они всегда только по ночам, чтобы как-нибудь ненароком не столкнуться с людьми. Днем же они спали. В своих пещерах гоблины Макдональда содержали разнообразных животных, предками которых были некоторые домашние животные, а также лисы, волки и маленькие медведи. Со временем эти животные неузнаваемо изменились внешне, а некоторые из них даже стали в чем-то походить на человека. Люди, мельком видевшие в горах странных уродливых животных, частенько принимали их за гоблинов , и по-видимому, в основном именно такими случаями можно объяснить рассказы о чрезвычайной уродливости гоблинов Макдональда, которые все-таки не настолько сильно отличались от людей, насколько говорится в некоторых описаниях. Своих овец гоблины выводили по ночам пастись на открытом воздухе, но только в наименее посещаемых и самых труднодоступных участках гор. Питались гоблины , по-видимому, в основном мясом, но иногда им удавалось добывать на близлежащих людских фермах сливки и сыр, которые считались у них деликатесами.
Гоблины Макдональда жили моногамными семьями в отдельных пещерах с несколькими помещениями. Их общественное устройство, насколько это можно понять из текста книги, было достаточно простым. Основу общества составляли, по-видимому, лично свободные гоблины, во всяком случае, понятия «рабство» у них не отмечено. Во главе государства стоял король, власть которого передавалась по наследству. В решении государственных вопросов ему помогал канцлер и другие члены правительства. В обсуждении же государственных вопросов принимали участие и простые гоблины.
Гоблины Макдональда не были абсолютно злыми существами, у них осталось достаточно привязанности друг к другу, чтобы не проявлять жестокость ко всем, кто им попадется, ради самой жестокости. Тем не менее, они постоянно лелеяли старинную наследственную неприязнь к тем, кто занял их прежние владения и особенно к потомкам того короля, который стал причиной их изгнания. Поэтому гоблины пользовались любым удобным случаем чтобы досадить людям и действовали при этом весьма изощренными, хитрыми и коварными методами, какие только могли выдумать. К людям они относились не только неприязненно, но даже презрительно, считали их слабыми и недостаточно выносливыми. Внешность людей они считали ущербной, особым насмешкам с их стороны подвергалась такая отличительная особенность людей, как пальцы на ногах. Однако, следует отметить существование брачных союзов между гоблинами и людьми. Так, первой женой короля гоблинов была женщина из людей, которую король любил и почитал. После рождения сына женщина умерла, оставив в наследство принцу три пальца на ногах (один на одной ноге и два на другой), а последующим королевам – традицию носить обувь. Хотя гоблины и считали эту женитьбу самым глупым поступком короля, наследный принц тоже пожелал себе в жены девушку из людей – ни много ни мало, как принцессу.
После неудачи с похищением принцессы много гоблинов погибло во время наводнения пещер. Большая часть спасшихся вскоре покинули страну. Те же, кто остался, со временем приобрели более мягкий характер и стали очень похожи на шотландских брауни. Их черепа стали мягче, как и их сердца, а ступни ног стали тверже, и постепенно они стали более дружественны к жителям гор и даже к рудокопам.
Из приведенного описания видно, что гоблины из «Хоббита» и гоблины Макдональда в самом деле имеют много общих черт.
Однако развитие «Хоббита» постепенно вело к его срастанию с легендариумом Арды, гоблины обретали все новые пугающие черты и из вредного, но довольно забавного, народца превращались в армию злобных и яростных солдат Врага, иначе называемых орками.
Гоблины присутствуют и в некоторых из так называемых «малых» произведений Толкина. Так в сказке «Роверандом» песик, превращенный злым волшебником в игрушку, встречает в своих странствиях множество причудливых созданий, и, в частности, крохотных морских гоблинов, которые катаются верхом на морских коньках, охотятся на рыб, дерутся и постоянно враждуют с морскими фэери, а во время бури любят выплывать на берег и резвиться в прибое.
В «Письмах Рождественского Деда» гоблины обитают в пещерах на Северном Полюсе. Эти каверзные создания воюют с Дедом Морозом и воруют у него подарки. Они ездят на летучих мышах и на драсилях (карликовых лошадях, похожих на таксу). Стены их пещер украшены множеством рисунков, изображающих, в основном, их самих, и надписей, имеющих отношение к черной магии.
Goblin, John D. Batten («English Fairy Tales»)
Гоблинов иногда определяют к такому классу мифических существ как «фейри» (эльфы). Согласно одной теории, фейри – падшие ангелы; по другой – это вовсе не ангелы, а самые настоящие бесы. Существует также гипотеза, что это вставшие из могил мертвецы. Представляется, что большинство фейри относится к заложным покойникам и лишь некоторые – скажем, Туата Де Дананн или сиды – имеют божественное происхождение. Некоторые полагают, что фейри на самом деле – духи умерших.
Всех без исключения фейри отличает нечеловеческая, неземная красота, омраченная, однако, каким-нибудь уродством. Скажем, женщины-элле – писаные красавицы, но если зайти со спины, выяснится, что затылки у них – полые. Шотландские глейстиги носят длинные одежды, чтобы скрыть свои козлиные копыта. Шетландские хромушки хромы. Иными словами, фейри всегда можно отличить от человека по какому-либо телесному недостатку. У некоторых всего одна ноздря или один глаз, у других вообще нет носа, у третьих из ртов торчат клыки, у четвертых ноги и руки с перепонками, у пятых такие длинные груди, что их приходится закидывать за спину.
Наметанный глаз заметит и другие особенности: перепончатые лапы или вывернутые задом наперед ступни, носы без ноздрей, раскосые глаза или торчащий из-под одежды хвост.
Гоблины как правило ассоциируются со злыми фейри: они никогда не упустят случая обмануть человека. Именно злые фейри похищают человеческий скот и крадут детей, вместо которых оставляют подменышей. Иногда они велят людям убивать себе подобных; но их можно провести, вместо человека убив корову или лошадь. Зачастую добрые и злые фейри ходят вместе, и стоит обидеть одних, как другие тут же принимаются за них мстить.
Чаще всего их месть заключается в том, что они насылают болезни.Самая известная болезнь такого рода – паралич или, как его именуют в народе, удар. Фейри наводят паралич на свою жертву, а потом похищают человека, оставляя взамен подменыша либо деревянную колоду, заколдованную таким образом, чтобы ее приняли за труп.
Среди прочих хворей, насылаемых фейри, можно упомянуть ревматизм, защемление позвонков и все прочие болезни, уродующие плоть. Этими болезнями страдают те, кто сильно обидел фейри. За меньшие провинности людей «награждают» мурашками, сыпью или синяками по всему телу. Считается, что туберкулез – тоже дело рук фейри, что они причастны к переутомлению, рвоте, поносу. Если у женщины бесплодие или если у человека завелись вши, и тут наверняка не обошлось без фейри (или, на худой конец, без ведьмы, действующей по их наущению).
От фейри достается не только людям, но и домашнему скоту. Падеж в стаде начинается оттого, что фейри похищают животных, убивают их и съедают – причем чаще всего они пожирают не плоть, но суть домашней скотины, а люди о том и не подозревают, ибо в хлеву остаются телесные оболочки – так называемые «фойсон».
В некоторых сказаниях правителем фейри, их защитником и покровителем называется некий Гвинн ап Нудд. Он же правил всеми гоблинами. Его имя часто встречается в древних валлийских сказаниях. Бард четырнадцатого столетия, который, следуя за фейри, оказался темной ночью на торфяном болоте, называл его «рыбным прудом Гвинна ап Нудда, дворцом гоблинов и их соплеменников». Что касается королевы гоблинов, то филологи производят имя Моргана от Мор Гвин, Белой дамы; и в связи с этим нельзя не упомянуть о встречающемся в Уэльсе женском имени Морганна. Легенда о святом Коллене, в которой фигурирует Гвинн ап Нудд, рисует последнего королем не только фейри, но и Аннона (ада или страны теней).
Основные виды гоблинов.
Браг (Brag). Это проказливый гоблин-оборотень. Как ирландский пука, он часто является в виде лошади. Родом он из северных графств, густо населенных хобгоблинами. Пиктри-браг постоянно меняет обличье. Иногда он является в виде теленка с белым платком вокруг шеи, иногда в виде осла.
Хедли Кау – в английском фольклоре разновидность Боги, зловредный гоблин, склонный к оборотничеству. Ведет себя точно так же Браг.
Жуть (Grim). Довольно распространенное имя среди гоблинов. Имена норвежского Фоссгрима (Fossegrim), шведского Кёркегримма (Kirkegrimm) и английской жути-с-церковного-двора (Church Grim) образованы от одной и той же основы. Когда-то это было прозвище Одина, а позднее дьявола.
Жуть-с-церковного-двора (Church Grim). Согласно одному широко распространенному поверью, кладбища от ведьм и от нечистого охраняет именно этот дух, который является в обличье черной собаки. Те, кому случается его видеть, обычно принимают его за предвестника смерти. Именно он указывает на связь между духом – хранителем кладбища и животным, принесенным в жертву при его основании, и указывает на то, что шведский Кёркегримм появляется в виде ягненка потому, что в Швеции в дни раннего христианства было принято зарывать под алтарным камнем ягненка, тогда как в Дании жертвенным животным обычно служила так называемая кладбищенская свинья. В Йоркшире жуть-с-церковного-двора можно видеть неподалеку от церкви не только ночью, но и днем в дурную погоду. Иногда в полночь жуть звонит в колокол, и это всегда предвещает близкую смерть, а во время похорон священник, если приглядится, может увидеть, как дух выглядывает с колокольни, и по его виду судить, попадет ли покойный в ад или в рай.
Существовало поверье, согласно которому первый покойник, похороненный на новом кладбище, и должен был охранять его от дьявола. Чтобы спасти человеческую душу от такой участи, в северной части кладбища хоронили черного пса без единой отметины, на которого и возлагалась эта обязанность.
Аналогичное верование было распространено и в Северной Шотландии. Только шотландцы верили, что, наоборот, последний покойник, похороненный на кладбище, должен охранять его до следующих похорон.
Жуть-с-церковного-двора обычно появляется в виде черной собаки, также Волшебная жуть из «Жизнеописания Робина Доброго Малого» иногда принимает это обличье:
Я брожу в темноте и многих заставляю громко кричать от ужаса. Я пугаю простой люд, и меня называют Черным псом из Ньюгейта. Когда встречаются юноши и девушки, я подкрадываюсь к ним в каком-либо страшном обличье, забираю их радость и пожираю ее вместе с моими приятелями. И еще я, словно сова, кричу у окон больных и вызываю такой страх, что они готовы расстаться с жизнью. Много способов знаю я, чтобы пугать простаков, но против мудрого я бессилен, ведь ему известно, что я не могу причинить никакого вреда.
Красный колпак (Redcap). Один из самых злобных гоблинов. Красный колпак живет в древних башнях и замках, в которых совершались преступления, и любит подкрашивать свой колпак в человеческой крови. Описывается как низкорослый, коренастый старик, с длинными, выступающими вперед зубами, костлявыми пальцами, с загнутыми, как у орла, когтями, большими, налитыми кровью глазами, с седыми волосами, ниспадающими на плечи, в железных башмаках, с копьем в левой руке и красным колпаком на голове.
Человек не в силах совладать с ним, но его можно победить с помощью Писания или креста.
Если ему показать то или другое, он отчаянно взвоет и исчезнет, оставив один из своих длинных зубов. Людей, которые водят с ним дружбу может делать неуязвимыми для оружия.
Дантеры (Dunters). Как и более злобные красные колпаки, обитают в старинных квадратных башнях и укреплениях. Они постоянно поднимают шум, словно треплют лен или мелют ячмень в каменных жерновах. Говорят, если шум усиливается, это предвещает смерть или несчастье. Существует предположение, что перед закладкой башен, возможно построенных пиктами, приносились кровавые жертвы. А дантеры и красные колпаки – это духи жертвенных животных и людей.
Поки-хоки (Pokey- Hokey). Один из пугающих духов Восточной Англии, подобный Ноки-бох и Мампокеру. Английское слово «хоки-поки» (hokey-pokey), означающее жульничество, возможно, произошло от имени этого гоблина.
Скрайкер (Skfiker). Гоблин из Йоркшира и Ланкашира, которого еще называют трэш, из-за шлепанья, издаваемого им при ходьбе. Он считался предвестником смерти. Иногда невидимкой бродил по лесам, издавая ужасающие вопли. Иногда, как и пэдфут, принимал облик огромной собаки, с большими лапами и глазами с блюдце. Отступая от своей жертвы, он неумолимо увлекает ее за собой.
Боглы (Bogles). В общем и целом, они относятся к злобным гоблинам, однако боглы, обитающие на границах Шотландии, хотя и страшные, но все же справедливые существа. Они наказывают только виновных: убийц, лжесвидетелей, тех, кто обижает вдов и сирот.
В линкольнширских сказках боглы – абсолютно злые создания. Однако остается небольшое сомнение, действительно ли это слово употреблялось в Линкольншире или было ею позаимствовано.
Бугган – в фольклоре острова Мэн особо зловредный тип гоблина, славящийся оборотничеством.
Быкодав – локальная нежить с юга Англии, гоняющаяся по ночам за путниками в графствах Сомерсет и Суррей.
Дуллахан – в ирландском фольклоре всадник или управляющий повозкой, голова которого находится у него в правой руке.
Клурикон – особенно склонная к воровству разновидность лепрекона. Клуриконы могут украсть или позаимствовать практически все, что угодно, по ночам клуриконы обчищают кладовые и винные погреба, запрягают овец, коз, собак и даже домашнюю птицу и катаются по округе. Особенно клурикон обожает подвалы, в которых хранится спиртное.
Коблинау – валлийская разновидность гоблина-стуканца, обитающего исключительно в шахтах и рудниках. Говорят, что коблинау ростом в пол-ярда и очень уродливы на вид, зато часто добродушны и дружелюбны к горнякам. Наряд их напоминает одежду шахтера, и они носят с собой маленькую кирку, молоток и фонарик. Они усердно трудятся, нагружая руду в ведра, бегают по трекам, крутят крошечные лебедки и стучат как сумасшедшие, но толку от их работы нет. Если горняк болтает о них попусту, они со злости швыряют в него камни. Однако горняки стараются не раздражать коблинау, потому что их появление приносит удачу.
В Германии это «вихтляйн», маленькие длиннобородые человечки ростом меньше локтя, обитающие в копях южных земель страны. Богемцы называют их «хаусшмидтляйн», маленькие домашние кузнецы, потому что они порой стучат своими молоточками, словно молотом по наковальне. Правда, они не пользуются таким уважением, как в Уэльсе, потому что, как считается, встреча с ними предвещает смерть или несчастье. Смерть шахтера предсказывают три отчетливых удара, а в предчувствии других бед эти существа поднимают такой шум и стук, словно заняты работой.
Кобольд – досаждает горнякам, устраивает всяческие каверзы и сводит на нет всю работу. Группами они бывают весьма опасны, особенно когда ими пренебрегают или оскорбят чем-либо, но порой проявляют и доброжелательность к рабочим, которые им по нраву. Когда кто-то из рабочих натыкается на особенно богатую жилу, его товарищи говорят, что дух копей навел его на богатство.
Тантерабогус – ими пугают непослушных детей в Сомерсете.
Трасго – в фольклоре Северной Испании, Астурии, Кантабрии, Басконии и Португалии домашние духи, крохотные человечки в красных одеждах.
Эллилдан – разновидность то ли эльфов то ли гоблинов в точности соответствующая «блуждающим огонькам», скандинавским «ликтгубе» или бретонским «санд йан и тад». Валлийское слово «дан» означает огонь, а может обозначать и приманку. Образовавшееся сложное слово обозначает манящий огонек эльфа. Бретонские «Санд йан и тад» – манящие огненные фейри, которые носят на кончиках пальцев пять огоньков, вращающихся, как колесики прялки. Негры в южных областях Америки наделили блуждающие огоньки ужасными чертами собственного изобретения. Они называют огоньки «Джек-с-фонариком» и представляют их уродливыми человечками пяти футов ростом, пучеглазыми, с огромным ртом и телом, покрытым длинными волосами. Передвигаются они будто бы скачками, как огромный кузнечик. Эти ужасные духи сильнее самого сильного человека и быстрее самой быстрой лошади. Они заводят жертв в болото и топят в трясине.
Как все родственные им гоблины, эллилдан, разумеется, показываются в болотистых местах. Они пляской заманивают запоздалого путника в трясину.
Нечто похожее из восточных культур :
Аканамэ – в японском фольклоре обитатель грязных бань и туалетов, название которого буквально переводится с японского как «слизывающий грязь».
Сикомэ – в японском фольклоре воинственная раса существ, похожих на западных гоблинов.
Нуно-са-пунсо – обидчивые духи филиппинского фольклора, живущие в так называемых «таинственных холмах», разбросанных по лесу.
Гоблины и прочие «эльфы» напрямую связаны с Хеллоуином. Хэллоуин – один из древнейших языческих праздников, отмечался он повсюду, где обитали кельтские племена, и носил название Самайн (или Савайн).
В календаре друидов было четыре важнейших праздника – Имболк (1 февраля), Белтайн (1 мая), Лугназад (1 августа) и Самайн (1 ноября). В Самайн кельты праздновали наступление Нового года и приход зимы, а еще поминали умерших и приносили жертвы им и владыке загробного мира (у ирландцев это Дагда, у галлов Суцелл). Празднество длилось три дня подряд, с 31 октября по 2 ноября; считалось, что в эти дни духи всех умерших в минувшем году возвращаются в мир живых, чтобы найти себе новые тела. Кроме того, в эти дни исчезала граница между мирами, повседневный и потусторонний миры на недолгий срок сливались в единое целое, нарушая все законы времени и пространства, и обитатели обоих миров оказывались в непосредственной близости друг от друга, что называется, сталкивались нос к носу. Чтобы обезопасить себя от встреч с гоблинами и злыми фейри, люди разводили костры из дуба и принимали иные меры предосторожности: носили амулеты, переодевались в мужское (женщины) и женское (мужчины) платье, мазали лица сажей, дабы остаться неузнанными, и так далее.
С распространением христианства языческие праздники и обряды были объявлены бесовскими игрищами, однако, несмотря на все старания священников новой веры, проповедовавших словом, огнем и мечом, некоторые празднества упорно не желали «потесниться». И тогда церковь приняла мудрое решение: эти дни стали считаться христианскими праздниками. Так произошло и с Самайном: Папа Римский распорядился считать этот день Днем Всех Святых (англ. Halloween – от «Hallow», что означает «святой»). Надо сказать, что Самайн-Хэллоуин в отличие от многих других языческих праздников оказался «на редкость живучим» и сохранился до наших дней, пусть и в «упрощенной форме».
Ночь на Хеллоуин зовется Ночью Озорства: собственно в эту ночь участники праздника имеют право вести себя как настоящие «гоблины» : конкретно детям разрешается проказничать сколько и над кем им вздумается – достается и соседям, и знакомым, а больше всего родителям.
На Хэллоуин приходят не только души покойных. Начинает давать о себе знать «тот свет» (мир, недоступный нашему восприятию). Его обитатели выходят наружу из своих подземных обиталищ (сидов или бругов). Горе человеку, встретившемуся на их пути: ему грозит быть унесенным в загробный мир злобными слуа – летучими фейри, ноги которых никогда не касаются земли.
В ночь Хэллоуина также совершается великий «шабаш» или тайное собрание ведьм. Рассказывают, что по наступлению темноты можно увидеть мчащихся к месту сборища ведьм и колдунов.
***
Использованная литература:
К. Бриггс. «Энциклопедия: Волшебные существа».
Wright T. Popular Superstitions and History of England in the Middle Ages.
R. Tongue. County Folklore . Vol. VIII: Somerset Folklore.
Bowker J. Goblin Tales of Lancashire .