6.6.19

Радамант


“Sero molunt deorum molae, molunt autem tenuiter”



О блаженной жизни Радаманта на Елисейских полях:
Будешь ты послан богами в поля Елисейские, к самым
Крайним пределам земли, где живет Радамант русокудрый.
В этих местах человека легчайшая жизнь ожидает.
Нет ни дождя там, ни снега, ни бурь не бывает жестоких.
Вечно там Океан бодрящим дыханьем Зефира
Веет с дующим свистом, чтоб людям прохладу доставить.

- Гомер, Одиссея (IV, 563-567)


«Здесь находится зал суда Радаманта, который выносит на свет преступления, совершенные при жизни, которые преступник напрасно считал недоступно сокрытыми. Тисифона применяет свой скорпионий кнут и предает преступника своим сестрам-фуриям».

- Вергилий.

Так праведен суд Радаманта.
Он верный советник у Крона отца...
- Пиндар.


*


Радамант (др.-греч. Ῥαδάμανθυςбыл, согласно мифу, сыном Зевса или Астерия (нередко употребляется как эпитет того же Зевса). Но он имел и свою земную генеалогию, восходящую, как это типично для мифолого-исторических преданий, к эпониму страны (герою или героине). Так, Кинетон излагал родословную Радаманта в следующем виде: Радамант был сыном Гефеста, внуком Талоса, правнуком Креса. Однако, некоторые вообще считают, что Радамант был братом Гефеста.
Остановимся на первой, классической версии :
Kогда Зевс оставил на Крите Европу, родившую ему Миноса, Радаманта и Сарпедона, она вышла замуж за Астерия, который был тогда царем. Его отец Тектам, сын Дора, привел на остров смешанную колонию эолийцев и пеласгов, а потом женился на дочери эолийца Кретея .
У Астерия от брака с Европой детей не было, поэтому он усыновил Миноса, Радаманта и Сарпедона и сделал их своими наследниками.

Когда братья возмужали, они поссорились из-за любви к прекрасному мальчику по имени Милет, рожденному от Аполлона нимфой Ареей, которую одни называют Дионой, а другие Теей. Милета, который решил, что Сарпедон ему нравится больше, Минос увез с Крита, когда с большим флотом отправился в малоазийскую Карим, где основал город и царство Милет. Впоследствии Сарпедон был изгнан Миносом с Крита. Сарпедон бежал в малоазийскую Киликию, где вступил в союз с Киликом против милиян, покорил их и стал их царем. Зевс даровал ему жизнь в течение трех поколений. После его смерти Милиада стала называться Ликией по имени его преемника Лика, который нашел у него приют после того, как был изгнан из Афин Эгеем.
Есть и такие, кто говорит, что ссора между братьями возникла не из-за Милета, а из-за некоего Атимния, сына Зевса и Кассиопеи или сына Феникса. А был ли мальчик вообще ?

Радамант же был умнее, чем Сарпедон, и остался на Крите. Он жил в мире с Миносом и получил третью часть владений после смерти Астерия. Его уважали как справедливого и честного законодателя, неподкупного, когда дело касалось наказания виновных. Он придумывал законы как критянам, так и жителям островов в Малой Азии, многие из которых добровольно приняли свод его законов. Их примеру последовал и его брат Минос.
Он завещал землю на Крите своему сыну Гортину, именем которого назван критский город. Тегейцы, тем не менее, настаивают на том, что Гортин был аркадцем, сыном Тегеата.

Радамант, в конце концов, вынужден был бежать в Беотию из-за того, что убил соплеменника (по Цецу, он убил своего брата (?) и был изгнан….). В изгнании он жил в Окалеях, где женился на Алкмене, матери Геракла, когда Амфитриона (мужа Алкмены) уже не было в живых. В Галиарте показывают могилу его и Алкмены, расположенную рядом с посадками прочного тростника, завезенного с Крита. Этот тростник шел на изготовление копий и флейт. Некоторые говорят, что Алкмена вышла замуж за Радаманта на Островах Блаженных, уже после своей смерти. Ведь Зевс назначил Радаманта одним из трех судей мертвых.

По поводу происхождения Радаманта существуют различные расхождения во мнениях, но вот история его зрелости так сказать, не вызывает никаких сомнений :

После смерти Радамант, вместе со своим братом Миносом и сводным братом Эаком, стал членом судебного трибунала в загробном царстве. Праведников судьи посылают в Элизиум (на Елисейские поля), грешников отдают для наказания Эриниям, а те, кто не были ни добрыми, ни злыми (или: и добрыми, и злыми), были обречены скитаться по асфоделевым лугам в облике бестелесных теней.
По словам Платона, Эак судил европейцев, Радамант — азиатов (Радаманта всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса, судить и решать сомнительные случаи.

Судьи Мертвых – Радамант, Минос и Эак ; IV век до н.э.


Правитель Элизиума также варьируется от автора к автору: Пиндар и Гесиод называют Кроноса правителем, в то время как поэт Гомер в « Одиссеи» описывает светловолосого Радаманта, живущего там.

Это что касается мифологемы….НО ! Историк Эфор утверждал, что был еще древний Радамант, которому подражал живший позднее Минос. Это именно тот Радамант, который славился справедливостью, который дал критянам законы и имя которого связано с поземельными отношениями микенской эпохи.

«Радамант впервые, как думают, цивилизовал этот остров, установив законы, объединив города под властью одной метрополии и дав им государственные установления; причём он утверждал, что все обнародованные свои решения он получает от Зевса».
(Эллада. Страбон. География. Книга Х. Глава IV)
Т.е здесь все перемешано…и мифология и видимо реальность…

Регулярная повторяемость одних и тех же царских имен, по-видимому, была характерна для правящей семьи критских Миносидов, так же как и для многих других династий древности, средневековья и нового времени. Во всяком  случае, античная традиция говорит об одноименных владыках Крита — Миносах и Радамантах, живших и царствовавших в некоей последовательности. Кроме Радаманта и Миноса, среди правителей на острове Крит также упоминались: Перита (Эритр - Б.П.), Кенайо, Изаийо, Ниметийо, Иеретийо, Сукеро, Ануто и Азината.
Помимо небесного отца, владыка минойского Крита имел и второго отца — земного: Европа, мать Миноса, Радаманта и Сарпедона, одновременно — супруга и Зевса, и критского царя, власть которого наследуют ее сыновья.
Наследование царской власти обычно осуществлялось, судя по данным традиции, по мужской линии. В династических преданиях Крита, относящихся как к ахейскому, так и к доахейскому периоду истории острова, не удается отыскать ни одного примера перехода трона по наследству через дочь или сестру прежнего царя, которые столь часто встречаются в генеалогиях правителей различных областей материковой Греции II тыс. до н. э., известных нам главным образом благодаря Павсанию. Отмеченные конкретные моменты — переходящая по наследству царская власть и божественное происхождение земных владык — выглядят вполне закономерными в контексте минойской цивилизации, какой мы ее знаем по результатам археологических исследований.
Весьма типичным для древнего мира предстает в освещении античной мифолого-исторической традиции и сам характер власти минойского владыки. Властители Крита утверждали, что свою власть они получали по воле богов, и боги, как считалось, выполняли просьбы, с которыми к ним обращались критские цари (Apollod. III. 1. 3). Таким образом, царская власть носила ярко выраженный сакральный характер, причем существовала вера в сверхъестественные способности правителя, обеспечивавшего процветание своей стране: недаром Гомер (Il. XIII. 451) называет  например того же Миноса "охранителем Крита".
Согласно данным античной традиции, критский владыка выступал в роли жреца, лично осуществляя отправление культа в особо важных случаях. Важное значение в политической жизни минойского общества имели особые религиозные обряды, исполнявшиеся самим царем. Одним из таких обрядов было, по-видимому, "общение" с верховным божеством в горном пещерном святилище. Вероятно,  сразу после завершения очередного подобного ритуала, царь публично сообщал о результатах таинственной беседы со своим небесным господином (или госпожой) и отдавал своим подданным распоряжения, как бы внушенные ему свыше.
(Регулирование отношений между подданными критских владык осуществлялось, по утверждению греческой традиции, в результате применения введенного по царской воле, но внушенного свыше, мудрого законодательства. Кодификация основных законоположений минойского гражданского и уголовного права получила свое оформление в виде свода законов, зафиксированного в письменном виде и сделанного доступным для всеобщего ознакомления: по преданию, Миносовы законы были якобы начертаны на медных досках и обнародованы по всему Криту (Ps.-Plat. Minos. 320 С)).
Т.е по сути царь (Радамант/Минос) предстает здесь как посредник, наместник богов….

Традиция с полной определенностью говорит о сильной власти критских владык. По словам Страбона (X. 4. 8), ссылающегося на древних писателей, "Минос был самовластным владыкой, применял насилие и облагал народ данью". Образование общекритской державы воспринималось эллинскими историками как результат объединения всех существовавших ранее на острове отдельных городов-государств под властью одной династии. Точно таким же образом рисуется картина сложения единого Критского царства с центром в Кноссе в свете археологических исследований.
В системе административного управления Критской державы и на самом Крите, и в заморских владениях ответственные посты занимали, как видно из сообщений античной традиции, представители правившего в Кноссе царского рода. В такой практике, разумеется, нет ничего необычного. Напротив, она представляет собой самое ординарное явление для истории древнего мира. Младшему брату Миноса Радаманту традиция отводит роль сначала главного судьи и администратора царской столицы, а затем наместника всех подчиненных критянами областей на побережье Малой Азии и островов Эгейского моря. Другой брат царя Талос, трижды в год объезжая весь остров Крит, следил повсюду за неукоснительным соблюдением установленных Миносом законов .
Вообще, история Радаманта, его имя тесно перекликаются с Миносом уже в контексте историческом а не мифологическом Т.е они идут бок о бок. Возможно, что «персона» Радаманта все же по праву будет включать в себя оба образа.
Введение первых законов на Крите (в этом отношении греки безоговорочно признавали приоритет критян перед  жителями прочих островов Эгейского моря и материковой Греции) античные авторы почти единогласно связывают с именами Миноса и Радаманта, и лишь одна из версий мифа называет учредителем древнейших критских законов, наряду с Миносом, эпонима острова, культурного героя Креса — царя куретов. При этом Минос и Радамант в качестве критских царей-законодателей явно дублируют друг друга в двух параллельно существовавших мифологических версиях, из которых одна приписывает данную роль Миносу, а другая — Радаманту.
Согласно первой версии, именно Минос — создатель государственного строя на Крите, ибо он установил там первые законы. По мнению Аристотеля, Минос первым привел критское законодательство в определенную систему. По словам Аполлодора , он "написал законы для критян". Поэтому Минос пользовался у греков и римлян славой как непревзойденный образец правосудия. Причем эти качестве Миноса, мудрого правителя, представлялись эллинам следствием его божественного происхождения и восходящими к самому Зевсу.
Вторая версия утверждала, что законы критянам дал Радамант. По Страбону, ссылавшемуся на Эфора, он явился первым критским законодателем, а Минос лишь подражал ему. Сосикрат называл Радаманта самым справедливым из всех людей. Другие греческие писатели ставили ему в заслугу то, что он карал преступников и являл собой образец правосудия.
По третьей, компромиссной версии, оба интересующих нас персонажа действуют вместе. Иногда традиция рассматривает Миноса и Радаманта как соправителей. Как справедливейшие из земных владык они оба наряду с Эаком после своей  смерти стали якобы судьями в царстве Аида. Минос в качестве судьи в загробном мире вообще очень часто упоминается античными авторами, начиная с Гомера. На Крите же Минос — царь и законодатель, а судья Радамант блюдет его справедливые установления. Таким образом, древнейшие критские законы считались в конечном счете принадлежащими сразу двум братьям-царям — Миносу и Радаманту.
Поскольку из этих двух имен личным является, по-видимому, только 'Ραδάμαντυς, a Μίνως, скорее всего, должно оказаться минойским обозначением царского титула (от корня min), можно предположить, что реальным устроителем общекритского государства и его первым законодателем было историческое лицо — царь по имени Радамант (минойск. *Ra-da-ma-te). В пользу подобной гипотезы говорит и параллелизм связанных с именем братьев-двойников версий героических сказаний критян-минойцев в их позднейшей греческой передаче: Радамант известен как критский владыка, подчинивший себе многие острова Эгейского моря и большую часть побережья Малой Азии, и точно так же характеризует та же традиция Миноса.
Основные положения древнейшего критского законодательства были как будто бы известным тем греческим писателям, которые посвятили им свои труды, до нас, к сожалению, не дошедшие. О содержании некоторых якобы относящихся к нему законов мы узнаем и из сохранившихся сочинений античных авторов. Так, один из законов Радаманта, согласно Аполлодору , гласил: "Кто ответит ударом на несправедливый удар, не подлежит наказанию".

Восходящим к древнейшему критскому законодательству традиция считала так называемый "Радамантов способ разрешения тяжеб". Восхищавшийся им Платон  сообщает о нем следующее: "Радамант заметил, что тогдашние люди твердо верили в существование богов... Вот он и решил, что суд нельзя  поручить никому из людей, но только богам: поэтому судебные решения выносились у него просто и быстро. Судьям, сомневающимся в каком-нибудь деле, обвиняемый давал клятвенное заверение относительно вызывающего сомнение вопроса; этим дело и кончалось быстро и нерушимо". Следует отметить, что весьма архаичный способ вынесения приговора на основании клятвенных заверений характерен для знаменитых кодифицированных законов критского города Гортины VI — начала V в. до н. э., тексты которых были найдены археологами.

Конечно, трудно теперь определить истинное происхождение приведенных "законов": было ли оно минойским или греческим, лишь позднее освященным традиционным авторитетом легендарного "Законодательства Миноса-Радаманта". Эти характерные для обычного права простейшие законоположения, юридические и этические предписания, могли восходить к любому из двух указанных источников. Но нет оснований сомневаться в том, что некоторые или даже многие реликты древнего минойского права, закрепленного "Законодательством Миноса-Радаманта", могли сохраняться в практике юридических отношений критян до второй половины I тыс. до н. э., перейдя к ним прямо по наследству.

Сохранению в памяти потомков минойцев отдельных статей "Законодательства Миноса-Радаманта", после того как пресеклась минойская письменная традиция, должна была способствовать прежде всего, вероятно, их относительная простота и лаконичность в соединении со специальными приемами заучивания (вспомним, что и Ликурговы ретры в Спарте специально не записывались, а существовали только в устной форме). Сохранились сведения, что у древних критян было в обычае класть на музыку тексты законов для их лучшего запоминания и точности воспроизведения.

Следуя традиции, эллинские историки и философы единодушно признавали тот общеизвестный с их точки зрения факт, что достижения первых критских кодификаторов права повлияли впоследствии самым непосредственным образом на деятельность законодателей Греции первой половины I тыс. до н. э.. Власть минойских владык, естественно, опиралась на значительную военную силу, бывшую в их распоряжении. Военная мощь Критской державы надолго запечатлелась в памяти народов Эгеиды. Обороноспособность самого острова Крит при "талассократии Миноса" античная традиция оценивала очень высоко. По представлениям греков, ни один чужеземный корабль не мог свободно пристать к Криту. Приблизиться к острову незваным гостям мешал, по преданию, бдительный страж — медный гигант Талос, который трижды в день якобы успевал обежать вокруг него.

В общем, греческая традиция в целом весьма высоко оценивала государственные установления минойского Крита, и не случайно последние привлекали большое внимание историков и философов Эллады. Можно догадываться, что известное Диогену Лаэрцию  сочинение "О Миносе и Радаманте", которое приписывалось знаменитому критскому мудрецу Эпимениду из Кносса, содержало в себе данные о древнейшем критском государственном устройстве. Государственный строй, установленный для критян то ли Миносом, то ли Радамантом, описывался и в другом, не дошедшем до нас и приписывавшемся тому же Эпимениду античном сочинении (правда, уже в античное время научная критика указывала на ошибочность его столь ранней датировки) — его подложном письме к прославленному афинскому реформатору начала VI в. до н. э. Солону (Diog. Laert. I. 112), а также в одной из книг исторического сочинения Эфора, носившей название "Европа".

Изображение Радаманта в гробнице Суда, Лефкадия, ок. 300-250 до н.э.


По словам все того же Эфора, законодатель (Радамант/Минос), по-видимому, принял в основу положение, что свобода – высшее благо для государств. Ведь только одна свобода делает блага собственностью тех, кто приобрёл их, тогда как блага, приобретённые в рабстве, принадлежат правителям, а не управляемым. Те, кто обладает свободой, должны её защищать. Далее, согласие возникает только там, где устранены раздоры, проистекающие от своекорыстия и роскоши. Действительно, если граждане ведут умеренную и простую жизнь, то нет у них ни зависти, ни заносчивости, ни ненависти по отношению к равным себе. Поэтому законодатель предписал, чтобы юноши собирались в так называемые "отряды", а взрослые на общие трапезы [которые называются "андриями"] для того, чтобы более бедные, питавшиеся на общественный счёт, могли иметь равную долю с богатыми. Чтобы юноши стали мужественными, а не трусами, их с детства приучали к обращению с оружием и к тяжёлым трудам, чтобы они научились презирать жару и холод, каменистые и крутые дороги, удары в гимнасиях и в сраженьях в строю. У них были введены упражнения не только в стрельбе из лука, но также в военной пляске [которой научили куреты, а впоследствии её упорядочил тот человек, по имени которого пляска названа пиррихой], так что даже игры у них были не свободны от полезных для войны упражнений. Равным образом в песнях нужно было пользоваться мужественными критскими ритмами, изобретёнными Фалетом; последнему критяне приписывали сочинение пеанов и других местных песен, а также введение многих обычаев. Они обязаны были носить военное платье и обувь, а самым ценным даром у них считалось оружие...

  "Возникает впечатление, что минойская цивилизация была обществом равных, представляя собой – в зародышевой форме – модель позднейших демократических идеалов Греции, которые медленно развивались и формировались на Крите".
   (Алан Батлер. Компьютер Бронзового века. Расшифровка Фестского диска.)

"В той степени, в какой удалось расшифровать свидетельства о древнем критском культе, мы можем сделать заключение не только о превалирующем в нём духовном содержании, но также и о чём-то таком, что роднит его последователей с верой, которая в последние два тысячелетия распространялась среди приверженцев восточных религий, таких, как иранская, христианская и исламская...Если в самых общих чертах сравнить её с религией древних греков, то следует сказать, что в ней больше духовного содержания. С другой стороны, в ней больше личностного. На "кольце Нестора", где символы воскресения представлены в форме куколки и бабочки над головой богини, она (богиня) явно обладает властью давать верующим жизнь после смерти..."
   (Evans, Sir Arthur. The Earlier Religion of Greece in the Light of Cretan Discoverie. Стр.37)

Итак, справедливость Радаманта вошла в античности в пословицу; величайшим благодеянием, которое он оказал человечеству, считается введение присяги (клятвы). В отличие от многих других персонажей античной мифологии, куда менее добродетельных, а то и просто преступников, Радамант удостоился всего нескольких изображений (на вазах), и то, как правило, не в одиночку, а в составе загробного трибунала — вместе с Миносом и Сарпедоном.
Вотчина Радаманта славилась и другими «достижениями» :
Твердо установленными фактами социально-политического устройства минойского общества (царства Радаманта) эпохи его расцвета признаются в настоящее время: существование единой монархии с наследственной царской властью, опирающейся прежде всего на военную силу и поддержку знати; наличие сословного деления общества, на низшей ступени которого находились рабы; формирование вокруг царского дворца сложной системы административного управления и хозяйственного учета с многочисленным штатом чиновников и писцов. По некоторым мифолого-историческим данным, в целях обеспечения лояльности подвластных критянам местных правителей заморских территорий кносскими царями практиковалось взятие заложниками сыновей и дочерей этих правителей. Так, традиция сообщает об отправке государями подпавших под власть Крита Афин и Мегар их детей в Кносс. Причем в обоих случаях в качестве заложников выступают не кто-нибудь, а прямые наследники престола: будущий афинский царь Тесей, сын Эгея, и Перибея, дочь Алкатоя, ставшая впоследствии матерью Аякса Теламонида, к которому в результате и перешла власть над Мегарами. Возможно, отзвуком той же практики критских владык брать заложниками царских детей стало содержащееся в одной из версий известного мифа о Ганимеде утверждение о том, что юный троянский царевич был похищен Миносом (Athen. XIII. 601 F; Dictys. II. 26; Suid., s. v. Μίνως; Schol. Hom. Il. XX. 234).

Общепризнанным считается теперь в исторической науке тот факт, что критяне-минойцы к началу II тыс. до н. э. создали рабовладельческие государства — первые на территории Европы. К такому выводу привело ученых исследование тех многочисленных памятников материальной культуры, которые обнаружены при археологических раскопках. Традиция указывает и на наличие на Крите того времени достаточно большого кол-ва рабов, в частности, из числа чужеземцев — представителей покоренных критянами народов Эгеиды. Попавшие на Крит как военная добыча или в качестве дани пленники становились, вероятно, в большинстве своем собственностью царя — "царскими рабами". Однако и из сообщений античной традиции также следует, что на Крите при "талассократии Радаманта/Миноса" существовало сложившееся классовое общество со всеми присущими ему характерными чертами и атрибутами.

*

Наставления Радаманта излагались в поэме Гесиода «Великие труды». Он –  действующее лицо одноимённой трагедии Крития. Его имя стало нарицательным как строгого, но справедливого судьи.
В реконструкции театра памяти Джулио Камилло (по Йетсу) Радамант находится в пятом секторе и отвечает за уголовное право.

Короче говоря, достаточно трудно понять где заканчивается мифологический а начинается уже реально (?) существовавший Радамант (Радаманты), но его история тесно взаимосвязана с критской – «минойской», т.е по сути они взаимодополняют друг друга и в этом есть особая уникальность Радаманта и его роли.