17.6.19

Гностики и их миф о Сотворении / Логос и Зои




В начале был Логос.
И Логос был с Богом.
И Богом был Логос.
Он был в начале с Богом.
Все благодаря Ему появилось.
И кроме того, что благодаря Ему появилось,
Не появилось.
В нем Жизнь была,
И Жизнь была
Свет человеков.
И свет в темноте светит,
И тьма не затмевает его



Логос (Logos; греч.) – первоначально, термин из древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение» , «высказывание» , «речь» ) и «смысл» (или «понятие» , «суждение» , «основание») , а также – причина, повод. У Гераклита и стоиков, Логос – это мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной, с судьбой (греч. heimarmene). Иногда, уже у стоиков, логос понимается как личность, как бог. У Филона, неоплатоников и гностиков греческая идея логоса сливается с представлением о Боге в Ветхом Завете; отныне логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово и вечная мысль Бога, которая в качестве логоса создала мир и которая пронизывает его и связывает; он является как перворожденный сын Бога, как другой Бог, посредник между Богом и человеком (мистика логоса).
В христианстве (уже у Иоанна, но по-настоящему отчетливо только у отцов церкви) логос становится обретшим плоть словом Бога, сыном Бога, который пришел на землю как фигура из их мифотворчества – Иисус Христос.

В гностической традиции Логос -
греч. Λόγος (Смысл) и Зои - греч. Ζωή (Жизнь) являются парным воплощением божества как частью глобального процесса сотворения всего.

Понятие о Божественном Логосе восходят к древнегреческим философам школы Платона. 
В большинстве китайских переводов Библии для «Логос» используется понятие Дао.


Гностицизм



В чем суть гностицизма? Можно выделить несколько моментов, общих для большинства гностических учений.
Гностики рассматривают наш мир как результат ошибки, аварии, случившейся в процессе творения.

Бог-Отец начал создавать плерому (полноту) совершенных эонов, и поначалу всё шло нормально. Но в какой-то момент один из эонов проявил излишнее своеволие, и всё пошло по совершенно незапланированному пути. Как одно из последствий "аварии", возник этот несовершенный материальный мир, который изначально никто и не собирался создавать. Творцом этого мира гностики считают больного, несовершенного Демиурга, который в свою очередь является порождением эона-нарушителя.
Это, конечно, очень упрощенное описание, однако оно дает некоторое представление о духе гностических учений.

Греческое слово «гнозис» переводится как «знание». В культуре Нового времени под знанием обычно понимается то, что можно проверить, доказать. В более ранние времена оно передавалось по традиции (так, Маймонид требовал «знать» о существовании Бога). Гнозис как духовный опыт, похоже, не является ни тем, ни другим.
От гнозиса как духовного опыта следует отличать гностицизм как явление религиозное и культурное. И здесь нужно, в свою очередь, различать гностицизм классический, гностические тенденции в современной культуре и попытки возрождения гностицизма как такового (гностической религии). Вообще говоря, в современном мире гностицизм вызывает большой интерес. С одной стороны, существует мода на гностицизм, гностический шик, как его называют отдельные авторы, с другой – форменная «гнозофобия». Последняя характерна прежде всего для представителей классических монотеистических религий и смыкается с общей «сектофобией». Секты, то есть небольшие религиозные движения, не подчиненные тому или иному истэблишменту, объявляются корнем всех зол, и противопоставляются им благодетельные «культообразующие» религии – иудаизм, христианство, ислам. Доля истины в этом, конечно же, есть – иные секты и вправду ужасны. Тем не менее, далеко не все, а «культообразующие» религии подчас немногим лучше.

Едва ли не больше других от «сектофобов» достается гностицизму. Гностицизм отождествляли с сатанизмом и «примордиальной традицией» фашистского толка, связывали с крайними формами антисемитизма... Кое-кто видит гностические мотивы даже в исламском терроре самоубийц.
Если вдуматься, корни ненависти к гностицизму понятны – «сектофобия» продолжает традиции церковной борьбы с ересями, а первыми, «архетипическими» еретиками были именно гностики.
Можно сказать больше – гностиков придумали именно те, кто с ними боролся. Именно в трудах отцов церкви появилось это собирательное название для целого ряда религиозных групп рубежа новой эры – христианских и языческих, эллинских и варварских.

В гностической мифологии, как в любой другой, есть и положительный полюс. Высший Бог, не имеющий, слава Ему, отношения к грустному материальному миру, по недосмотру Демиурга и компании оставил в нем частицу Себя, и частица эта находится в человеке. Иначе откуда бы мы знали, что мир плох, с чего бы чувствовали себя в нем неуютно? Поэтому высший Бог старается спасти нас, посылает к нам своих эмиссаров, как какая-нибудь западная организация в Советский Союз. Первым таким эмиссаром был Змий в райском саду, рассказавший людям правду об их положении, после чего последовали репрессии. Для гностиков-христиан другой такой посланник – Христос, фигура, надо сказать, и что важно, более бледная и одномерная, чем в классическом монотеистическом христианстве.
В Библии высший Бог был отделен от сил природы и других элементов сотворенного мира, обожествляемых язычниками. Библейский Бог – это «принципиально иное», он творит мир, но не является его частью. Гностики отказывают в высшем божественном статусе и силам, творящим мир.

Общепризнано, что гностические мотивы сильны в культуре последнего столетия, для которой рационализм восемнадцатого - девятнадцатого веков и классический монотеизм – «оба хуже». Безусловно, гностичен экзистенциализм с его центральным мотивом «заброшенности» человека в абсурдный мир.
При этом, как бы ни были сильны гностические влияния в культуре новейшего времени, их не следует преувеличивать. Не любая враждебность к монотеизму есть гностицизм. Так, большевизм, который иногда объявляют гностическим, основан на материализме и культе масс (гностицизм элитарен и ничто так не презирает, как материю). Нацизм, со своей стороны, прославляет расу, «кровь и почву», то есть опять-таки материальное начало, связанное с обстоятельствами земного рождения человека. Сатанизм, который тоже иногда отождествляют с гностицизмом, основан (по меньшей мере, в его современном варианте) на культе жизненных сил. Трудно представить себе мироощущение, более чуждое гностическому. И совсем уже странно выглядит поиск гностических корней в исламском терроризме «шахидов» – явлении, в основе которого лежит химически чистый, беспримесный монотеизм : один бог-творец, одна абсолютная истина, одна избранная община верующих и одна избранная святая земля.
Строго говоря, гностицизм не религия – так же, как буддизм. Скорее, речь идет о некотором общем религиозно-философском умонастроении. Что обнадеживает…

Гностицизм привлекателен, это правда.

Прежде всего, в нем не возникает проблема теодицеи. Теодицея (theodicea «богооправдание») – совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире: так называемой проблемы зла. Сама эта проблема (если в мире существует зло, то Бог не может быть одновременно всесилен и благ) присуща только монотеистическим религиям. Буддизм обходится без идеи Бога, а язычники никогда и не мыслили своих богов совершенными. Гностики не приписывают Высшему Богу всемогущества, а с Демиургом и так все ясно.

Далее, гностицизм не требует ни веры в положения, противоречащие интуиции, ни соблюдения непонятных заповедей. Человеку сообщаются вещи, о которых он и так знал, но боялся сформулировать. Цель религиозной общины, если таковая возникает – не сообщить что-то новое, а поддержать в уже известном. Задача адаптации к новым условиям, стоящая в любой религиозной традиции, разрешается в гностицизме особенно легко – сам материал допускает это без труда. Не возникает и противоречия между религией и наукой. Слепого Демиурга без труда можно заменить слепой эволюцией, и основы учения не пострадают. Гностики-христиане считают Христа величайшим учителем гнозиса, но можно быть гностиком, и не нуждаясь в этой фигуре («обычное» христианство без Христа немыслимо).

Гностики обычно отрицали человеческую природу Христа. Они трактовали Его в качестве предсуществующего Спасителя, «небесного Адама», воплотившегося в Иисусе или вошедшего в Него. Смерть Иисуса гностики понимали как победу над силами зла, но, так как Христос — извечный разум — не может, по мнению гностиков, быть распятым, существовало несколько толкований распятия: одни полагали, что процесс распятия Иисуса был лишь кажущимся явлением, другие — что вместо Христа был распят Симон Киринеянин, который нес крест для Иисуса на Голгофу.
Отрицание родства между Иисусом и Творцом мира связано у большинства гностических течений с представлением о «неизреченном» высшем Божестве, которое не могло произвести «злую» материю и несовершенный мир. Поэтому эти течения создали целый ряд промежуточных ступеней — 8, 30, даже 365 — между верховным Богом (не Творцом мира) и материей. Мироздание гностикам представлялось в виде многоступенчатой пирамиды, на вершине которой находился Бог-Первоотец, а на спускающихся ступенях - различные силы, власти, ангелы, архонты а внизу же господствует зло.

Одним из наиболее известных гностиков был Валентин (Οὐαλεντῖνος) (? – ок. 160), родившийся в Египте и начавший свою деятельность в Александрии. Римская христианская община, в которой Валентин проповедовал в 30-х – 50-х гг. II века, не приняла его учения, но в Египте и Малой Азии у него было множество сторонников.
По Василиду, Бог невыразим, не имеет имени. Из Бога исходит ум, из ума — логос, из логоса — мысль, из мысли — мудрость и сила, из мудрости и силы — справедливость и мир. Все это — силы первого неба, которые создают по образу своему силы второго неба; силы второго неба создают силы третьего неба и т. д., вплоть до сил 365-го неба. Глава ангелов этого последнего неба и есть Яхве, Творец мира сего.

Гностики, допуская идею о бессмертии души, отрицали возможность телесного воскресения и, не будучи в состоянии отвергнуть ясное учение Писания о воскресении, на вопрос: что же собственно воскреснет при «кончине века»? — прибегали к иносказательному разъяснению слова воскресение и разумели под ним исход души из тела и переход ее к высшему ведению.

Гностики образовывали тайные союзы, попасть куда, в отличие от обычных христианских общин, было нелегко: вступающие должны были пройти ряд обрядовых испытаний и дать особую клятву. Именно в тайных организациях гностиков и появились тайные писания — в собственном значении слова ἀπόκρυφος (тайный). Они были предназначены для избранных, для тех, кому доступно «высшее познание». Некоторые группы христиан-гностиков селились в уединенных местах, вдали от городов (по образу ессеев). Наследием этих групп в ортодоксальном христианстве явилось монашество, по духу чуждое ранним христианским экклесиям.



*

Характерным в отношении понятия гностической доктрины о Логосе является так называемое Евангелие Истины, упоминание о котором мы встречаем у Иринея , с возмущением сообщающего, что валентиане «дошли до такой степени дерзости, что свое недавнее сочинение назвали Евангелием Истины (veritatis Evangelium)».
С самых первых строк этого произведения мы сталкиваемся с типичной терминологией гностиков: «Евангелие Истины есть радость для тех, кто получил от Отца истины милость познать Его через могущество Логоса, пришедшего из плеромы...»

Характерно, что имя Иисуса в Евангелии Истины употребляется всего несколько раз; в основном там говорится о Логосе (Слове), который те, к кому Он был обращен, называют Спасителем, «ибо таково название дела, которое Он призван выполнить для спасения тех, которые не знали Отца». О земной жизни Иисуса сказано, что Он пришел «в подобие тела. Свет говорил Его устами». Дело Иисуса — дать свет тем, кто пребывает в темноте. «Он дал им свет. Он дал им путь. Этот путь — истина, которой Он учил». Аналогичное понятие содержится и в четвертом Евангелии: в Логосе «была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» .

Иисусу-Логосу (Слову) в Евангелии Истины противопоставлено Заблуждение — столь же абстрактное понятие, как и Логос . Заблуждение возненавидело Иисуса за то, что Тот дал свет людям, и стало преследовать Его.

Учение о Логосе было воспринято многими философскими школами, и в том числе александрийской школой иудей­ских философов, из которых наиболее известен Филон (около 30 г. до н. э.—около 40 г. н. э.). Философия его представляет со­бой странное смешение платонизма, пифагорейства, стоицизма и иудаизма. По Филону, бог не имеет никаких качеств и никакой материальной субстанции, кроме чистого бытия (в этом он сходен с богом гностиков); однако в его распоряжении есть божествен­ные творческие силы, в том числе ангелы и т. п., но прежде всего Мировой Разум — Логос, включающий в себя и платоновские «идеи».
Всё учение Филона направлено на философское обосно­вание веры в ветхозаветного единого бога Яхве; Логос понадо­бился Филону для того, чтобы согласовать понятие о боге как чи­стом бытии с понятием бога как творческого начала (так, в начале ветхозаветной «Книги Бытия» бог творит небо, землю и людей словом: «Да будет...»). Именно у Филона впервые появляется (правда, пока лишь в виде метафоры) обозначение Логоса как «первородного сына» божества. Все это чрезвычайно пригодилось для интенсивной пропаганды поздних христианских идей среди образованной и мысля­щей части населения Римской империи. 


Гностицизм представлял серьезную угрозу для раннего христианского движения, особенно изнутри и в итоге был уничтожен (куда же без этого). Некоторые из ранних христиан считали себя христианскими гностиками. Борьба с гностицизмом привела к формированию доктрин и канонов христианской церкви, принимаемых как истинные, и учреждению в ней иерархической власти.
Ересиологи обвиняли гностиков в занятиях магией. И не только они. Философ Плотин писал в своём трактате «Против гностиков»:
«Есть еще один пункт в их учениях, который уже попросту вызывает отвращение. В якобы священных формулах, которые ими же и сочинены, они вещают о самых божественных, трансцендентных сущностях просто произнося заклинания, заговоры и напоминания о предшествующих событиях. Они уверяют, что высшие силы, послушавшись призыва и ведомые словом станут служить нуждам любого из тех, кто обучен ими подобным трюкам: каким-то мелодиям, звукам, особым образом направляемым вздохам, шипящим плачам, взвываниям и т. п., чему приписывается магическая власть над истинно-сущим. Хотелось бы знать, как, по их мнению, подобные вещи могут воздействовать на бестелесные субстанции. Неужто им не очевидно, что сила, которую они приписывают собственным словам, так бесконечно далека от величия Божия?»

Цельс в своём полемическом сочинении «Правдивое слово» также неодобрительно отзывается о магических практиках ранних христиан:
«Сила христиан заключается в знании имен некоторых демонов и в применении заклинаний. Чудеса, которые якобы проявил Иисус, он сумел совершить при помощи колдовства.»
«Если бы сын божий был у вас действительно словом, мы бы вас похвалили. Но ваш Иисус только хвастун и колдун.» (здесь Цельс передает мнение иудеев).
…Особенно удивительно у них следующее: они толкуют про какие-то надписи между небесными верхними кругами, особенно же какие-то - "большую и меньшую", "сына и отца"; они обещают какое-то магическое волшебство, и это для них верх мудрости. Они пользуются магией и волшебством, называя какие-то варварские имена демонов; ... Стоит ли мне перечислять всех тех, которые заповедали очистительные обряды, гимны, искупления, заговоры, биение себя в грудь, ряжение в демонов, разнообразные амулеты в виде одеяний, чисел, камней, растений, корней и вообще самых разнообразных предметов? У некоторых христианских пресвитеров я видел варварские книги, содержащие имена демонов и волшебные средства.» (критика с позиции философии).

Конечно, если следовать ветхозаветным нормам, то занятия магией (волхвование) – это тяжкое преступление. Оно наказывается смертью:
«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них. (Левит 20:27)»
Православная церковь волхвование также не приветствует. В четвёртом правиле "Номоканона" сказано, что маг, осознанно прибегающий к помощи демонов, отлучается на 20 лет, как убийца. В кодексе Юстиниана для магов предусмотрены жестокие наказания.
Однако с гностической точки зрения занятия магией вполне оправданны. Гностики не почитали несовершенного Демиурга и его закон, и часто поступали вопреки ветхозаветным установлениям.




Гностический МИФ 



Существует несколько вариантов гностического МИФА о ТВОРЕНИИ (Гнозиса). В сущности, – они рассказывают об одном и том же, отличаются – детали.
Ниже, пример Гнозиса от Валентина – античного философа, представителя раннехристианского гностицизма, который основал свою школу в Риме.

По Валентину, Абсолют эманирует божественные силы, которые являются его ипостасями. Эти эманации проецируются парами (сизигиями) в иерархически убывающих множествах, которые есть эоны.

В начале было Безмолвие, вечный Эон, источник всех Эонов, невидимое Безмолвие, безымянное, невыразимое, бездна; вульгарный язык называет его Богом.

Принцип и причина, бесконечные, замкнутые на самих себя, бездействующие. Но в ненарушимом безмолвии было два «производителя», мужской принцип и женский принцип, один, мужской, освещающий с Высей, другой, женский, освещающий Снизу. Эти два принципа содержали корень, источник Бытия или, скорее, сами были корнем и источником.

Бездна (Батор), замкнутая в себе, созерцала себя при помощи своей вечной супруги Мысли (Эннойя). Безмолвная, подобно Ему, Эннойя получила в этом невыразимом объятии плодотворный, божественный зародыш Эманаций. Это посредством Эннойи бездна производит. Потому что это была любовь, любовь к росту. И нет такой любви, которая не жаждет предмета любви.

Бездна, таким образом, желала расширяться и Мыслью она эманировала Разум, эон Нус, перворожденного (Моноген), единственно способного понять пределы ее Мечтаний. Это первый из Эонов, и он мужской, и именно посредством его был явлен Бог. Действие, которое эманировало его, в то же время эманировало его спутника, его наставника, абсолютную Истину (Алетейю), женский Эон, следующий за мужским Эоном, субъективность вслед за объективностью. Так устроена первая Тетрада.

1-2. Сиге – Эннойя (Безмолвие и Мысль)
3-4. Нус – Алетейя (Разум и Истина).

Эта первая тетрада – внутренняя манифестация абсолюта.

Эоны, изошедшие от Бога, в свою очередь, эманировали, как и Бог. Нус и Алетейя породили Смысл (Слово) и Жизнь (Логос и Зои). Логос и Зои эманировали Человеческую Сущность (Антропоса) и Собрание (Экклезия). Следует знать, что Антропос – это Человек, отдаленной копией которого является человечество, а Экклезиа есть весь Космос. Антропос, мужской и Экклезия, женская – это два архетипа мира разума и материи. Это вторая тетрада.

5-6. Логос – Зои.
7-8. Антропос – Экклезия

Вторая тетрада с первой составляют Огдоаду, которая содержит невыразимую красоту Единого, Абсолюта.

Как и их Отец, Эоны эманируют, всегда в сизигии, парами, мужскими и женскими принципами. Таким образом, Логос и Зои эманировали и проецировали:

1-2. Битиос и Миксис.
3-4. Агератор и Кенозис.
5-6. Аутофий и Гедона
7-8. Акинетос и Синкразис.
9-10. Меноген и Макана.

Эти десять эонов составляют Декаду.

Антропос и Экклезия эманировали

1-2. Параклет и Пистис.
3-4. Патрик и Элпис.
5-6. Метрик и Агапе.
7-8. Эйну и Сунезис
9-10. Экклезиастик и Макариды.
11-12. Телетос и София.

Эти двенадцать эонов составляют Додекад.

Единство Огдоады, Декады и Додекады, проявляющееся в последовательной степени и нисходящее из Абсолюта, составляет Полноту или, языком Валентина, Плерому.

Каждый из Эонов есть ипостась жизни Божественной Бездны, нечто, что воспроизводит ее, загадочное звено, поднимающее на ее уровень. Огдоада на высшем уровне, а Додекада на низшем. Валентин соглашался с Павлом (Кол. 1:19): «в нем живет Плерома божественности» ( «в нем обитала всякая полнота»).

Ни один Эон, эманированный из бездны, не знал ее сущности, ее природы. Только Нус (разум) знал ее, будучи мужским принципом, исходящим прямо от нее и от Эннойи. «Никто», – говорят Матфей и Лука, – «не знает Отца, кроме Сына» (Мф. 11:27 и Лк. 10:22).

Эта совершенная наука была целью всех Эонов. Они изошли от Бога, они жаждали Его, они любили Его, они были одержимы невыразимым желанием знать Его. Нус сообщил бы им эту совершенную науку, если бы вечное Безмолвие позволило. Но это не было разрешено.

В последующих эманациях, по мере того, как Эоны удалялись от источника, от места Бесконечного, их незнание этой невыразимой тайны росло и их отдаленность увеличивалась. Их ненасытное желание стало настоящим страданием. София ощущала это страдание в невероятной степени. Она была последним Эоном Додекады, удаленнейшим от Отца и по этой же причине наиболее невежественной относительно тайны своей Природы. Она не могла поддерживать свой мужской принцип, Телетос (Волю), хотя и была соединена с ним. Она жаждала Бездны, желала быть единой с Ней. Она любила источник всех эманаций, отца Эонов, первый Эон. Она стремилась к невозможному. И в ярости и жестокости этой борьбы она бы потерялась в пустоте, если бы Предел, Эон Хорос, не был бы послан Сиге (Отцом). Хорос вернул Софию в рамки ее природы. Изошедший, чтобы восстановить гармонию Плеромы, которой угрожало бессилие Софии, Хорос чувствовал, что не может исполнить свою миссию, потому что в своей несказанной любви София уже поднялась к высочайшим звеньям Полноты.

Хоросу нужно было помочь. Потому Нус эманировал новую пару: Христа и Пневму (Дух). Эти два эона должны были восстановить порядок в божественном мире Плеромы.

Христос, появившись пред Эонами, объяснил им расширение абсолюта, его законы, его правила, его требования, его нормы. Благодаря ему Эоны поняли, что абсолютное, непостижимое само по себе, может быть обнаружено и понято только в его манифестациях, его эманациях, его последовательном становлении и что эта непередаваемая сущность пребывала в вечном Сиге (Безмолвии).

Вслед за Христом Плерома учила Эоны о святом смирении и святом мире и согласии.

Однако бессилие Софии не было преодолено. Без помощи своего супруга Воли она родила сама в своей неудовлетворенной страсти. Женский Эон изошел от ее желания объединиться с Бездной.

Этот Эон, Ахамот, или Земная София, после рождения был исключен из Плеромы, изгнан в хаос, странствуя вне пределов божественного Мира, который безжалостно отделил ее от Хороса.

Падая из Плеромы, Ахамот имела краткое видение невыразимого Света, которое возрадовало ее. Это чувство падения, мучительная мысль об отделенности преследовала ее в изгнании.

Много раз это несчастное творение бросалось в пределы Полноты, и каждый раз Хорос преграждал ей путь, как архангел с пламенеющим мечом в Библии преграждал Адаму и Еве дорогу в сверкающие двери Рая.

Затем Ахамот, корчась в пустоте, рыдала:

Ограниченный природой, свободный в желаниях,
Человек вспоминает Небеса, как бог, павший на землю.


Из ее священных слез родился влажный элемент. Материя вышла из этой высочайшей печали.

Тогда эон Хорос смилостивился над Ахамот. Он эманировал эон Иисус, чтобы успокоить ее, так что она стала его спутником, а он принес ей отражение сияния Плеромы.
Так искупленная и восстановленная Ахамот эманировала три элемента, Пневматический, Психический и Гилетический. Из этих трех элементов она создала Демиурга, бессознательного творца нижележащих миров.

Демиург, содержавший отражение Плеромы и природный элемент, отделил гилетический принцип от психического, ранее они были смешаны в хаосе, и создал шесть миров, управляемых шестью Эонами. Эти шесть миров – небесные сферы, шестислойное пространство Небесного Свода.
При помощи гилетического принципа Демиург организовал материальный мир: «Этот мир существует в Боге», – сказал Валентин, – «как пятно на белой тунике». Эон этого материального мира – Сатана, также называемый св. Павлом Архонтом этого мира. Сатана рожден из материи, так же как и окружающие его извращенные духи.
Вскоре Демиург захотел сразиться с враждебностью Сатаны. Он противопоставил ему противника, Человека.

Душа Человека создана из луча психического принципа, его тело из гилетической части материи. Затем Ахамот посадила в человека пневматическое семя. Отсюда тройственная человеческая природа.

Демиург позавидовал собственному созданию, когда увидел, что Человек удостоился пневматического семени, искры Плеромы. Чтобы отомстить, он наложил на Человека обязательство воздерживаться от сладкого плода древа познания Добра и Зла.
Человек нарушил этот закон, восстал против Демиурга и был изгнан из рая. Тройная гилетическая оболочка отравила его душу. Демиург обрек его на жажду чувственного и дал ему пристрастие к наслаждениям, чтобы задушить в нем семя света, пневматическую чистоту, которая была дана ему Ахамот.

Ахамот, милосердная и мягкая, жалостливая и материнская Ахамот, «соль земли» и «свет мира», дала Человеку Благодать, невидимую поддержку, которая позволяет защититься от основных сексуальных желаний.

Люди разделены на три класса:

– Пневматики или Гностики, высшие духи и инициированные, следующие свету Ахамот;
– Психики, плавающие между светом и тьмой, между Ахамот и Демиургом;
– Гилики, принадлежащие Сатане, чья душа материальна и будет уничтожена. 

Рассказ об искуплении по Валентину :

Наш, человеческий мир был искуплен эоном Иисусом. Он пришел через чистый канал Эона, который мы называем Марией. Эон Иисус не материален. Он создан из психического принципа, недоступного Демиургу, и астрального тела. Иисус оживлен Христом, который покинул Плерому, сошел на него и сообщил ему абсолютную власть над миром Сатаны.
Его учение освобождало и все еще освобождает Пневматиков. Во время Страстей Христос, непреодолимый Эон, поддерживал и укреплял его. Крест (Ставрос), который стал линией, отделяющей Пневматиков от остальных людей – священных символ Гнозиса.




*

Ниже этот же МИФ в пересказе (с дополнениями) от Ипполита Римского (около 170 – около 235 годы).

I. ИСТОРИЯ ПЛЕРОМЫ

Невыразимое начало

Они положили в основание всего Монаду, нерожденную, нерушимую, непостижимую, родителя и причину всего сущего. Они называют эту вышеупомянутую Монаду Отцом. Однако здесь они расходятся во мнениях. Некоторые из них, стремясь превратить доктрину Валентина в чистый пифагореизм, считают, что Отец этот не содержит в себе ничего женского, не связан никакими узами (брака) и (абсолютно) один (άθηλυν και άζυγον και μόνον). Другие же, полагая, что мужское начало не в силах самостоятельно произвести что-либо, прибавляют (συναριθμοΰσι) к нему Тишину, как его супругу, для того чтобы он смог стать Отцом. Что касается этой Тишины, супруга она ему или нет, пусть они сами разбираются, нас же в настоящий момент интересует это пифагорейское начало, которое пребывает одно, не связанное никакими узами и не женское, и с него мы начнем изложение той доктрины, которой они придерживаются.

(Было время, когда) не существовало ничего из того, что впоследствии возникло ( τε όλως γεννητόν ουδέν). Существовал только один Отец, нерожденный, вне времени и пространства, который не имел (в себе) ни советчика, ни какой иной сущности, о которой можно каким-либо образом помыслить (ου σμβουλον, оύк αλλην τινά. κατ' ουδένα των τρό πων νοηθήναι δυναμένην ουσ'ιαν). Он был абсолютно один, в пустоте (ήρεμων), покоящийся в полном одиночестве.

Ум и Истина

Но поскольку он был продуктивен (γόνιμος), он решил родить и дать (самостоятельное) начало всему наиболее прекрасному и совершенному, что он имел в себе. Он не любил одиночества (φιλέρημος γαρ ουκ ην). Напротив, он был полон любви, а любовь, как они говорят, пуста, если некого любить. Так Отец, совершенно один, произвел Ум и Истину, то есть Двоицу, которая является госпожой, началом и матерью всего многообразия Эонов, которые существуют в Плероме.

Логос, Жизнь, Человек, Церковь. Огдоада

Ум и Истина, которые произошли от Отца – продуктивные, как и он (από γονίμου γόνιμος), – дали начало Логосу (Слово) и Зои (Жизнь), подражая в этом своему Отцу. А эти последние произвели Человека и Церковь.

Десять Эонов

Далее, Ум и Истина, увидев, что их порождения, Логос и Зои, также оказались продуктивны (γόνιμα γεγενημένα), решили отблагодарить Отца всего и произвели для него совершенное число, десять Эонов. Ибо, как он [Валентин?] говорит, нет более совершенного числа, чем это, а значит, Ум и Истина не смогли бы придумать для своего Отца лучшего дара. Десять – это самое совершенное число, поскольку является самым первым и наименьшим из совершенных чисел. Но Отец – еще совершеннее, поскольку он, сам не имея начала, один, посредством первой и единственной пары (сизигии) – Ума и Истины – смог породить корни всех вещей (τέλειο τερος δε ό Πατήρ, ότι άγέννητος ων μόνος δια πρώτης της μιας συζυγίας του Νου καί της Αληθείας πάσας τάς των γενομένων προ βάλει ν εύπόρησε ρίζας).

Двенадцать Эонов

Логос и Зои, видя, что Ум и Истина проявили почтение к своему Отцу, подарив ему совершенное число, решили последовать их примеру и выразить благодарность своим отцу и матери, Уму и Истине. Но поскольку Ум и Истина сами были рождены и более не обладали совершенством их нерожденного Отца, Логос и Зои не могли преподнести своим родителям совершенное число, но только несовершенное. Так Логос и Зои породили двенадцать Эонов для Ума и Истины. Итак, согласно Валентину, корнями всего являются следующие Эоны: Ум и Истина, Логос и Зои-Жизнь, Человек и Церковь. Далее, десять происходят от Ума и Истины, а еще двенадцать от Логоса и Жизни. Итого: двадцать восемь.

Попытка Софии уподобиться Отцу

(Последний) двенадцатый из Двенадцати Эонов, самый молодой из всех двадцати восьми и женской природы, – София, изучив (κατενόησε) количество и силы порождающих Эонов, устремилась в бездну Отца и осознала, что все остальные Эоны порождают парами, один только Отец породил один, без помощи партнера (μόνος αζυγος).

Тогда то она и замыслила уподобиться Отцу и породить [плод] самостоятельно и без помощи своего супруга, чтобы и ее труд был не менее значительным, нежели труд Отца. Однако она не знала того, что нерожденный, содержащий в себе начало и корень всего, Глубина и Бездна (υπάρχων αρχή των όλων και ρίζα και βάθος και βυθός), способен породить один, а она, София, будучи сама рожденной, к тому же самой последней, уже не в силах совершить это.

Плод Софии

Для нерожденного, как он говорит, все едино (πάντα όμοΰ), те же, кто сами созданы, производят парами, причем женское начало дает начало самой сущности, а форму тому, что она произвела, придает мужское начало.

Поэтому София произвела только то, на что она была способна, – некую аморфную и неоформленную сущность. Это именно то, о чем Моисей сказал: «Земля была безвидна и неоформлена» ...

Так в Плерому проникло неразумие Софии и бесформенность ее творения. И всю Плерому наполнил страх, поскольку остальные Эоны испугались, что и их творения будут столь же бесформенны и несовершенны и разрушение в скором времени настигнет и их самих. Тогда они все вместе обратились к Отцу с просьбой, чтобы он утешил Софию в ее печали. Ведь она продолжала рыдать и плакать над произведенным ею ублюдком (именно так они его называли).

Внешний предел

Желая полностью скрыть бесформенный выкидыш от остальных Эонов, Отец произвел еще один Эон, Крест, такой же великий, как сам необъятный и совершенный Отец, призванный охранять и защищать остальные Эоны. Он является Пределом полноты, поскольку отделяет ее от внешней неполноты (υστέρημα). Однако он же зовется Причастным (Μετοχυές), поскольку причастен (μετέχει) и неполноте, и Крестом, поскольку закреплен прочно и неподвижно, чтобы никакая неполнота не смогла приблизиться к Эонам внутри Полноты.

Христос и Святой Дух

Отец сжалился над Софией и внял мольбам Эонов и приказал произвести (еще одну сущность). Он не сам ее породил (как он говорит), но по его указанию Ум и Истина произвели Христа (одного из) и Святого Духа, задача которых заключалась в том, чтобы оформить и отделить этот выкидыш, а также утешить и успокоить Софию. Так образовались все тридцать Эонов, включая эти последние, Христос и Святой Дух. (Некоторые их исчисляют именно так, некоторые же добавляют к ним Тишину вместе с Праотцом.)

Христос и Святой Дух, произведенные Умом и Истиной, немедленно отделили выкидыш Софии (бесформенный, поскольку он порожден одной ею без своего мужского партнера) от полноты Эонов, чтобы вид его, а скорее, безвидность, не беспокоили остальные совершенные Эоны.

"Общий плод" Плеромы

В Плероме установился общий мир и покой. Все Эоны решили прославить Сына (?) не только коллективным совокуплением, но и преподнести Отцу общий плод, достойный его величия. Так все тридцать Эонов решили породить один Эон, совокупный плод всей Плеромы, (залог) их единства, согласия и мира. Этот Эон, произведенный ими всеми вместе во славу Отца, был назван "общим и совершенным плодом всей Плеромы".

II. ИСТОРИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЛЕРОМЫ

Оформление Софии

За Пределом, Крестом и Причастным находится Огдоада, как они ее называют, которая является Софией за пределами Плеромы, которую Христос (произошедший от Ума и Истины) оформил и превратил в совершенный Эон, ничем не хуже тех, которые в Плероме. Но оформив Софию, Христос и Святой Дух больше не могли оставаться за пределами Плеромы, и они вернулись назад к Уму и Истине, для того чтобы принять участие в празднестве во славу Отца (...)

София, оставшаяся за пределами Плеромы, начала искать Христа и Святой Дух, ее оформившие, и впала в великий страх, поскольку она потеряла того, кто дал ей форму и поддержку. Она впала в великую печаль, пытаясь понять, кто есть тот, кто оформил ее, кто таков Святой Дух, куда они ушли, что помешало им остаться с нею и кто завидовал этому прекрасному и благому зрелищу? И она начала рыдать и призывать к себе того, кто покинул ее. Христос внутри Плеромы и другие Эоны сжалились над нею и отправили "общий плод Плеромы" в качестве жениха для внешней Софии, чтобы он утешил ее и избавил от страданий, которые она пережила, пока искала Христа...

Страсти Софии и создание материального мира

Выйдя из Плеромы, "коллективный плод" нашел Софию погруженной в четыре основные страсти. Именно, она испытывала страх, печаль, сомнение и огорчение (δεήσει). Отделив от нее эти страсти и исправив ее, он решил, что просто уничтожить их будет несправедливо, поскольку они вечной природы и порождения самой Софии. Но с другой стороны, он не желал, чтобы София страдала, испытывая страх, печаль, сожаление (ικετεία) и сомнение. Будучи величайшим Эоном и порождением всей Плеромы, он был в силах отделить эти страсти от Софии и создать из них первоначала (ипостаси) всего сущего. Из страха он создал душевную природу, из печали – материальную, из сомнения – демоническую, а из "обращения", огорчения и сожаления он создал ту природу, (...) которую называют "правой".

III. ТРИ ПРИРОДЫ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОСМОСА

Демиург

Демиург был создан из страха... Ибо это начало страданий Софии, ведь она сначала испугалась, затем опечалилась, после этого усомнилась и, наконец, огорчилась и начала сожалеть. Душевная природа огненная. Она называется также Пределом или Гебдомадой (Семеркой) и "Древностью дней" . Поэтому он огненный на вид, как говорит Моисей .

Неразумие Демиурга

Демиург не понимал ничего из того, что он делал, поскольку он был неразумен и глуп (μωρός) и не имел ни малейшего представления о том, что ему предстояло совершить. Через него, не понимающего, что происходит, действовала сама София, лично положив начало космосу. Он же повторял только: «Я – Бог, и нет другого, кроме Меня» .

Среднее место

Природа огня двояка. Огонь всепоглощающ и неистребим [лакуна]... духовная природа смертна и находится посредине, называясь Семеркой (Гебдомадой) и "Покоем". Ибо она ниже Восьмой (Огдоады), куда вознеслась София, после того как была оформлена "совокупным плодом Плеромы", но выше материи, где находится Демиург. Поэтому душа, уподобившись Огдоаде, может подняться вверх, в "Небесный Иерусалим", или напротив, уподобившись материи, то есть (подчинившись) материальным страстям, она опустится в мир разрушения и погибнет там.

Первая и величайшая сила душевной природы – (это образ Отца); сила материальной природы – это Дьявол, архонт этого мира; демоническая же природа, произошедшая от сомнений Софии, – это Веелзевул. (...) Сама находясь в Огдоаде, София распространяет свое влияние до Гебдомады. Итак, согласно Валентину, Четверица – это «источник, в котором укоренена вечная природа (πηγή της αέναου φύσεως ριζώματα έχουσα)», и София – тот (источник), откуда происходит душевная и материальная природа, как она существует ныне, София называется духовной, Демиург – душевным, Дьявол – архонт этого мира, а Веелзевул – [архонт] демонов. Таково их учение.

Демоны и души

Души – творение Демиурга, да и сам он душевной природы. Они говорят, что он является "Авраамом", а души, соответственно, "дети Авраама". Из материальной и демонической природ Демиург сотворил тела душ (τοις ψυχαΐς τα σώματα).

Сотворение человека

"Бог создал человека, взяв праха земного и вдохнув в его лицо дыхание жизни. И стал человек душой живою". Это сказано, как они полагают, о внутреннем, душевном человеке, который обитает в теле – то есть в материальном человеке. Этот человек материален, смертен и состоит из одной только дьявольской природы...

Внутренний человек

...Этот материальный человек, по их представлениям, – это постоялый двор или жилище, где живет либо одна только душа, либо душа и демоны, либо, наконец, душа и логосы, посеянные в нее свыше "общим плодом Плеромы" или Софией, и которые живут в материальной душе, если только не выживаются оттуда демонами...

"Поэтому я преклоняю колени перед Богом и Отцом и Господом господ, Иисусом Христом, чтобы Бог послал Христа и он поселился во внутреннем человеке" – то есть в душевном, не телесном, – "чтобы вы смогли постичь, что есть Глубина", – то есть Отец всего, – "что есть широта", то есть Крест, предел Плеромы, – "и что есть долгота", – то есть полнота Эонов . "Поэтому душевный человек не воспринимает то, что принадлежит Духу Бога, считая это глупостью" . Глупость – это сила Демиурга, ведь он был глуп и неразумен, думая, что это он сам творит мир, в то время как София, его мать, Огдоада, совершила все через него. Демиург говорит устами пророков и закона, таких же глупцов, не понимающих ничего. Поэтому (как они считают) Спаситель сказал: "Все, кто говорили до Меня, – воры и разбойники" . И апостол вторит ему: "Таинства, неведомые предыдущим поколениям" . Никто из пророков ничего не говорил об этом и не знал, ибо выражал только одного Демиурга...

Пришествие Спасителя

После того как оформление мира завершилось, настало наконец время "откровения Сына Божьего", то есть Демиурга, который был сокрыт и в котором был спрятан душевный человек и "покрывало было на его сердце" . Когда настало время удалить покрывало, Иисус был рожден через Деву Марию, как об этом сказано: "Святой Дух снизойдет на тебя", – то есть Дух Софии, – "и сила Всевышнего осенит тебя", – то есть [сила] Демиурга, – "поэтому порождение твое будет называться святым". Он рожден не только от Всевышнего (Демиурга), в отличие от тех, которые были созданы по подобию Адама одним только Демиургом. Иисус – это "новый человек" , рожденный от Святого Духа и Всевышнего, то есть от Софии и Демиурга. Демиург сформировал его тело, Святой же Дух – его сущность. Небесный Логос спустился из Огдоады и прошел через Марию.


Разногласия внутри школы Валентина

О значении всего этого среди валентиниан большие разногласия. Как следствие, школа их раскололась на восточную и италийскую. Представители италийской школы – Гераклеон и Птолемей принадлежат к ней – считают, что тело Христа было душевной природы, и поэтому во время крещения Дух, то есть Логос его небесной матери Софии, спустился на него в образе голубя. Именно таким образом дух вошел в его душевное тело, и он же воскресил его из мертвых. Таково значение следующих слов: "Тот, кто воскресил Христа из мертвых, оживит и ваши мертвые тела", – то есть душевные тела. Прах же обречен: "Из земли вы вышли, в нее же и вернетесь" .

Восточное крыло – Аксионик и Ардесиан принадлежат к нему – утверждают, что тело Спасителя было изначально духовной природы. Святой Дух, то есть София, и сила Всевышнего, то есть искусство Демиурга, снизошли на Марию для того, чтобы оформить тот духовный дар, который она получила...

Миссия Христа

После того как высший мир был приведен в порядок, возникла необходимость привести в порядок и низший. Поэтому Иисус Спаситель был рожден через Марию. Задача его заключалась в том, чтобы привести в порядок все в этом мире, подобно тому как Христос, рожденный от Ума и Истины, оформил страсти Софии, выброшенной за пределы Плеромы, то есть то, что называется выкидышем.

Таким образом, они говорят о трех Христах. Первый из них, при содействии Святого Духа рожденный Умом и Истиной, второй – Общий плод Плеромы и супруг внешней Софии, который также называется Святым Духом, но ниже первого, и наконец, третий – рожденный через Марию во имя спасения сотворенного мира.




*** 



Использованная литература :


Д. Сливняк, «Знание в изгнании»
Жюль Дуанель, «Валентинианский гнозис»
Р. Смородинов, «Сын Человеческий»
Е. В. Афонасин «Гносис. Фрагменты и свидетельства».