21.6.19

Космогония Толкина



В 1954 году вышла первая книга трилогии «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина. Его предыстория – «Хоббит» – была выпущена на несколько лет раньше, но настоящий успех автору принес именно «Властелин колец». «Хоббит» рассказывает о том, как главный герой романа – хоббит Бильбо Бэггинс, отправился путешествовать с гномами и нашел Кольцо Всевластия, а «Властелин колец» является его логическим продолжением.
Сейчас «Властелин колец» – одно из самых известных произведений в жанре фэнтези (если не самое известное). Короче говоря, сегодня сложно представить фэнтези без «Властелина колец». Интересно, что поначалу роман не хотели пускать в печать. В 1950 году издательство Allen & Unwin отказалось от романа, но в 1952 году согласилось напечатать книгу. Изначально «Властелин колец» представлял собой одну большую книгу, но из-за внушительного объема, роман в итоге разделили на три части.
Критические отзывы были полярными, но в целом, роман приняли. В некотором роде роман срезонировал с той эпохой : в 1960-е процветали идеи равенства, мира и свободы. Культура хиппи была в «тренде» и «Властелин Колец» пришелся ко двору.
А сегодня – это уже культовое произведение.

Помимо «Властелина колец» и менее эпичного «Хоббита» Толкин также написал учебник истории Арды «Сильмариллион», охватывающий полную историю мира, где живут эльфы, хоббиты, орки и люди. С самого начала времен и до самого конца эпохи эльфов. Арда у Толкина – это название Земли в период мифической предыстории – мир, включающий в себя все места, упомянутые во «Властелине колец» и сопутствующих произведениях. В Арде находились несколько морей и океанов, континенты Средиземье и Аман, гигантский остров Нуменор, существовавший во Вторую эпоху, и прочие земли, упомянутые Толкином в черновиках.

Эта предыстория к «Властелину колец» – отчасти запутанный героический эпос и отчасти странные размышления о создании вселенной. Это произведение написано царственным стилем, его размах невероятен, а сюжет (а за центральным сюжетом непросто уследить) рассказывает о настоящей любви, предательствах, случайном инцесте, богах, демонах, судьбе всего мира и трех сияющих камнях, известных как Сильмариллы.
То есть, «Сильмариллион» – довольно сложное для восприятия произведение : тем не менее, часть поклонников творчества Толкина считают его во многом ключевым и не перестают разбирать и анализировать. Но есть и такие, которые скептически относятся ко всей этой космогонии, потому как запутанный, почти библейский рассказ о возникновении космоса/мира не является тем фантастическим действием, которое предстает в «Властелине Колец».
«Сильмариллион» – это космогонический миф для литературных миров Толкина, построенный по типу большинства древних мировых мифологий.

«Сильмариллион» сравнивают с учебником, и весьма справедливо: Толкин всегда был известен своим тщательным использованием языка и географии, и в результате некоторые части «Сильмариллиона» получились больше похожими на древний учебник по истории, хотя и со светящимися деревьями, оборотнями и гигантскими пауками. То есть, эта книга сильно отличается от «Хоббита» и «Властелина Колец». В отличие от них, «Сильмариллион» – это не приключенческая история. Она задумывалась как обширный атлас большой мифологии, созревавшей в голове Толкина всю его жизнь, и к сожалению, была также не окончена – у сына Толкина, Кристофера, ушли десятилетия, чтобы собрать все записи в нормальном порядке.

Толкин любил строить миры, и в самом начале он начинает детально описывать свой космический пантеон – там шаг за шагом прописывается божественная иерархия. У каждого из божеств – уникальный характер, и среди них также есть личности, которые указывают на глубочайшие убеждения Толкина.
Свои книги Толкин мыслил как произведения легендарно-исторические. В своих письмах он пишет: «Предполагается, что я построил воображаемое «время», но в том, что касается «места», мои ноги стоят на родной мне Земле. Мне представляется, что это время могло бы отстоять от нашего на 6000 лет... Если мне будет позволено, я скажу, что все это - "мифы", а не какая-либо разновидность новой религии и не видение. Насколько мне известно, это просто создание моего воображения, которое единственным доступным мне способом выражает кое-что из моего (весьма несовершенного) мироощущения».

Толкин начал работу над «Сильмариллионом» еще в 1914 году, когда лежал в госпитале, вернувшись с Первой мировой войны. Это должна была быть книга по мифологии, объясняющая происхождение английской культуры. Произведение включало в себя несколько легенд и называлось «Книгой утраченных сказаний». Многие из этих историй не попали в «Сильмариллион».
Книга рассказывала о мореходе Эриоле (в более поздних версиях его имя – Эльвин), который обнаружил остров Тол Эрессеа. На острове жили эльфы, которые поведали моряку свою историю.

В 1937 году Толкин, вдохновленный успехом «Хоббита», отправил «Сильмариллион» своему издателю, однако издательство отклонило эту работу, признав её невнятной и «слишком кельтской». Вместо публикации «Сильмариллиона» издатель попросил Толкина написать продолжение «Хоббита». Толкин начал было править «Сильмариллион», но вскоре действительно приступил к написанию продолжения, ставшего впоследствии «Властелином Колец». Он возобновил работу над «Сильмариллионом» лишь после завершения «Властелина Колец» и очень желал опубликовать оба произведения вместе. Но, когда стало ясно, что это не представляется возможным, Толкин полностью посвятил своё время подготовке «Властелина Колец» к публикации.

Книгу издали уже после смерти автора. Сын Толкина, Кристофер Толкин, пытался добиться непротиворечивости историй друг другу, и для этого ему пришлось изучить черновики и заметки отца. Это был громадный труд, поскольку Толкин-старший оставил после себя много материалов для изучения. У одной истории могло быть несколько вариантов, а имена и географические названия вообще все время менялись. Но Кристофер Толкин справился с задачей. Окончательный вариант «Сильмариллиона» был опубликован в 1977 году.

«Сильмариллион» в легендариуме Толкина выступает как переложение трехтомного труда «Переводы с эльфийского» хоббита Бильбо Бэггинса, написанного им во время его пребывания в Ривенделле. Ривенделл – в легендариуме Толкина скрытое убежище для защиты от злобного персонажа Саурона.

Титульный лист книги содержит надпись рунами Тенгвара (один из видов письменности в легендариуме Толкина). Значение надписи следующее:

Истории Первой Эпохи, когда Моргот обитал в Средиземье, а эльфы пошли на него войной за возвращение Сильмариллов, к которым прибавлены истории о падении Нуменора и о Кольцах Власти и Третьей Эпохе, в которую эти истории заканчиваются.

Для фанатов Толкина именно «Сильмариллион» является как бы библией толкинистов. В ней описывается ранняя история Средиземья. Вкратце :

Айнулиндалэ – музыка Айнур

Вначале был Эру Единый, которого на Арде называли Илуватаром. Он создал все сущее в мире. Илуватар творит мир так же, как творят свои произведения композиторы.

Эру создал Айнуров (бесплотные духи, умеющие принимать физический облик). Они обитали в Чертогах Безвременья и пели. Айнуры были первыми творениями Эру. Каждый из них мог понять лишь небольшую часть замысла создателя, но вместе они пели, и музыка их была прекрасна. Итак, после повеления Илуватара Айнуры начинают создание Великой Музыки – некоего остова мироздания. При этом : «...они всего лишь сотворенные духи - высокого ангельского чина, как нам следовало бы сказать, с подчиненными им низшими ангелами - и как следствие, почитаемые, но не удостаиваемые поклонения...»
«…Айнур приняли участие в создании (не путать с творением) мира как "со-творители": в разной степени, некоторым образом. Они поняли в соответствии со своими силами и завершили в деталях Замысел, предложенный им Единым…»

Jef Murray - Музыка Айнура

Айнуры пели по одиночке, но однажды Илуватар велел им петь вместе. Так родилась Первая тема, в которой была задумана Арда (мир). То был миг гармонии. Один из сильнейших и прекраснейших Айнуров – Мелькор – жаждал власти и знаний. Он много путешествовал в пустоте, в Ничто, чтобы стать таким же мудрым, как Илуватар. Но все же он был простым Айнуром, вписанным в четкую иерархию мироздания Эру, и не мог выйти за рамки своей программы. Айнуры пели без фальши, но в душу Мелькора запало желание привнести в музыку свою собственную мелодию, и он начал осуществлять эти горделивые помыслы.

Так появился хаос, и в Арду было вписано зло.

Эру поднял руку и начал Вторую тему, где исправил отклонения Мелькора, но мятежный Айнур вновь запел по-своему. Во Второй теме были созданы очертания мира, и вновь их первозданный вид был нарушен Мелькором. Эру разгневался и велел им молчать.

…И тогда восстал Илуватар, и узрели айнур, что он улыбается; и«…Но тема развивалась, и вот пришло на ум Мелькору вплести в нее задуманное им самим, хотя его замыслы противоречили теме Илуватара; ибо Мелькор искал усилить мощь и величие назначенной ему части. <...>И ныне вплел он часть этих мыслей в свою музыку, и тотчас вокруг него возник разлад, и многие из тех, что пели рядом с ним, растерялись, мысли их смешались и голоса умолкли; иные же принялись подстраивать свою музыку под музыку Мелькора, вместо того чтобы следовать своему первоначальному замыслу. И вот разлад Мелькора начал шириться, и напевы, что слышались поначалу, захлебнулись в море беспорядочных звуков. <...>
…воздел он левую руку свою, и посреди бури началась новая тема, похожая на прежнюю, и все же иная, и набрала она мощь, и была в ней иная красота. Но разлад Мелькора также вознесся, сражаясь с нею, и вновь началась битва звуков, еще более яростная, чем прежде, и вот уже многие из айнур смутились и умолкли, и Мелькор взял верх. И вновь восстал Илуватар, и узрели айнур, что лик его суров; и воздел он правую руку, и се, среди смятения родилась третья тема, непохожая на прежние...»


Началась Третья тема. В ней не участвовали Айнуры, пел один только Эру Илуватар. Именно в Третьей теме были задуманы Дети Илуватара – эльфы и люди. Перворожденные и Пришедшие следом.


Итак, Мелькор вплетает свои помыслы в пение Айнуров, и наступает разлад. Впервые в мир приходит дисгармония; воля Мелькора вступает в противоречие с волей Илуватара; это первое проявление зла. Трижды Мелькор пытается бороться с темой Илуватара. Два раза он вносит разлад в пение Айнуров; в третий раз Айнуры молчат; музыка исходит только от Илуватара, а тема Мелькора оказывается подчиненной и вплетенной в его песнь.
Защитники Мелькора говорят, что он был прав, когда начал петь по-своему. Но факт в том, что Мелькор знал только «три-четыре ноты», и получалось у него так себе.
Мелькора сравнивают с мятежным ангелом Люцифером. Оба были сильны и прекрасны, но оба не подчинились замыслам высших сил. Есть в нем что то и от греческого Прометея и даже от Иксиона. Короче говоря – намекает на богоборчество.

Пока играла музыка, и Айнуры пели, перед ними возникло Видение Эа – нового мира, который воплотился в ней. Из звука родился свет. Каждый из Айнуров выполнял свою роль в хоре Илуватара, а вместе получалась гармония, из которой рождался мир – Эа.
То есть, Илуватар возгласив «Узрите свою музыку!», являет им видение нового мира – шара в пустоте; мир этот начинает вдруг раскрывать им свою историю. Айнуры не могли даже догадываться о возможности появления Мира. И вот теперь выясняется, что все то, что они развили в мелодии, должно явиться уже в тварной реальности – во времени и в пространстве. Сами того не подозревая, они готовили дом для Детей Илуватара – для эльфов и людей.

Видение исчезло, но Илуватар вложил искру Негасимого Пламени в Ничто, и стала она Сердцем мира. Так появился Эа (Мир Сущий) и Арда (планета и небесные тела вокруг нее). Некоторые Айнуры так полюбили этот мир, что спустились из чертогов Илуватара, чтобы отныне жить там.

Их стали называть Валар – Стихиями Мира. Их имена : Манвэ Сулимо, Улмо, Аулэ, Оромэ, Намо, Ирмо, Тулкас, Варда, Йаванна, Ниэнна, Эсте, Вайрэ, Вана, Несса.

«…Так в этом мифе "придумано", что Он дал особую власть "со-творчества" некоторым Своим самым высоким творениям; это - гарантия того, что задуманному и созданному ими будет дана реальность Творения. Разумеется, ограниченно и, конечно же, с определенными наказами и запретами…»

Впрочем, были у Толкина упомянуты люди, считавшие валар богами. Но это были варвары, понятия не имевшие об истинном положении дел. О прочих же сказано:
«Эльдар и нуменорцы верили в Единого, истинного Бога, и почитали поклонение любому другому мерзостью».

Мелькору тоже понравился только что созданный мир, и мятежный Айнур захотел править Ардой. Но его брат Манве призвал в Арду множество духов, которые должны были защищать мир от посягательств. По замыслу Эру, мир должен был принадлежать всем в равной степени.
Отныне Валары создавали, а Мелькор разрушал. Они приняли зримые формы, но облик Мелькора оказался «мрачен и ужасен». Он обрушился на Арду, и началась Первая битва между Валарами и Мелькором. Из-за Мелькора ни одному замыслу Валаров не удалось воплотиться так, как было в Видении.

Толкин пишет, что именно в водах до сих пор живет эхо музыки Айнуров, и потому-то люди и эльфы способны без конца вслушиваться в шум моря, не ведая при этом, чему они внимают на самом деле. 


Валары 

Эльфы называли Валаров Стихиями Арды, а люди называли их Богами. Семь владык и семь владычиц было в мире. Мелькор был сильнейшим из них, но не назывался Валаром, и имя его было запрещено произносить в мире. Отныне он – Черный Враг Мира Следует напомнить, что Мелькор не является «злым началом» – в том смысле, что он изначально не был злым. Но он пал еще до сотворения мира, как, кстати, и Сатана, бывший некогда светлейшим из ангелов, Денницей.
«Мелькор – верховный дух Гордыни и Мятежа, а не просто главный вала Земли, который обратился ко злу». 


Мелькор, наиболее одаренный и самый могучий из айнур, восстал, одержимый гордыней, против Замысла Эру, во зло использовав дарованную ему свободу воли и став родоначальником зла. В своем падении он увлекает за собой – подобно Люциферу – многих других айнур. Диссонансу Мелькора – противостоит Манвэ.

Манвэ, брат Мелькора, стал Верховным Владыкой Арды. Ему покорялись ветры и быстрокрылые птицы. В переводе с квенийского он «добрый». Он также – «благословенный». И снисходительный, настолько, что даже однажды освободил плененного Мелькора. Однако и карает : после падения Моргота, он бросил его в пустоту.

…Самым могучим из тех айнуров, что пришли в Мир, был изначально Мелькор; но Манвэ был ближе Илуватару и яснее понимал его. Ему было предначертано стать первым из всех владык: Владыкой Арды и правителем всего, что живет там. В Арде ему милее всего ветра, облака и все токи воздуха — от высот до глубин, от верхних границ Покрывала Арды до ветерков, шуршащих в траве. За это он прозван Сулимо — Веятель, Владыка Дыхания Арды. Он любит всех быстрокрылых птиц, и они покорны его воле.

Орлы, которые спасли Бильбо с компанией от орков в «Хоббите» и Фродо с Сэмом в третьей части «Властелина колец», были орлами Манвэ. Орел Торондор – главный помощник Манвэ. В «Сильмариллионе» назван «могущественнейшим из когда-либо существовавших птиц», имел размах крыльев в тридцать фатомов (54,9 м или 180 футов) и золотой клюв. Возглавлял орлов во время большинства их появлений в «Сильмариллионе», а также играл весьма значительную самостоятельную роль.

Манвэ был главным инструментом второй темы, которую Илуватар поднял против несозвучия Мелькора.
«…И в этих трудах главная часть была предпринята Манвэ, Ауле и Ульмо, однако Мелькор тоже был повсюду первым, и он вмешивался во все, что было сделано, обращая все по мере сил к своим желаниям и целям, и он зажег огромные огни. Когда поэтому Земля была еще юна и полна пламени, Мелькор домогался его, и он сказал другим валар: "Это будем мое царство, и я назову его своим!"
...и Манвэ призвал к себе множество духов великих и малых, и они сошли в просторы Арды и поддержали Манвэ, чтобы Мелькор не воспрепятствовал навеки исполнению их трудов, и Земля не увяла прежде, чем расцветет…»

Некоторые сравнивают Манвэ с библейским Архангелом Михаилом убивающим змея (как противостояние темному Мелькору).

Но Манвэ скорее предстает как мудрец : «…Да и как могло быть иначе? Должны ли были Манвэ и валар ответить на скрытность – уверткой, на предательство – вероломством, на ложь – еще большей ложью? Если Мелькор попирает их права, должны ли они нарушать его права? Можно ли ненависть одолеть ненавистью? О нет, Манвэ был мудрее, или, будучи всегда открыт для Эру, он исполнял Его волю, которая суть более, чем мудрость…».

«….Высоко над миром стоит трон Манвэ на вершине Таниквэтил. Духи из его свиты в облике ястребов и орлов приносят вести в покои владыки. Ничто не укроется от их зорких глаз ни в глубинах морей, ни у подножия гор, ни в лесных чащобах. Только вокруг Мелькора, объятого черной думой, лежит такой непроглядный мрак, сквозь который не проникнуть самым зорким глазам.
Манвэ правит миром не ради собственной славы и не из жажды власти. Ваниаров, полюбившихся ему, научил он стихам и песням, потому что поэзия – Любовь Манвэ, а песни – его Музыка. Голубые одежды на нем, голубыми глазами смотрит он на мир, в руках Манвэ – сапфировый скипетр, сработанный Нолдорами. Он – Манвэ, он правит именем Илуватара, он – Король Мира для Валаров, Эльфов и Людей и главный его защитник от злобы Мелькора. Рядом с Манвэ – Варда, Прекраснейшая. Элберет зовут ее Синдары. Она – Королева Валаров, Зажигающая Звезды. Вокруг владык великое множество благих духов....»


Рядом с Манвэ всегда находится Варда, которой эльфы посвящают многие стихи и песни. Варда – создательница и Владычица Звезд. Красота ее величественна и внушает благоговейный страх и почтение. 


Имя Варда означает «высочайшая». Также она – «королева звезд», «зажигающая», «серебряная искра». Обращение, подобающее Варде – «Айрэ Тари», «айрэ» – эпитет, наиболее приближенный к понятию «святой, священный».

Супруга Манвэ — Варда, Владычица Звезд, которая знает все уголки Эа. Красота ее слишком велика, дабы говорить о том словами эльфов или людей; ибо свет Илуватара сияет в ее лице. Ее сила и радость — в свете. 


Эльфы обожают Варду, называя ее Элберет и Гилтониэль, и именно ее имя кричит Фродо во «Властелине колец», чтобы оттеснить назгулов на горе Амон Сул. Если Мелькор наполнен темнотой и ненавистью, то Варда – его прямая противоположность: сплошное сияние и свет, существо, создавшее звезды и принесшее в мир свет. Один из сюжетов в «Сильмариллионе» описывает, как задолго до рождения мира Варда распознала темноту в сердце Мелькора и "отвергла его, и он возненавидел ее и боялся ее больше, чем других творений Эру". Толкин не поясняет, было ли это отвержение просто осуждением или же истинно романтическим отвержением, однако так или иначе, многие фанаты «Сильмариллиона» считают Варду – крутой Владычей звезд из чистого света, которая буквально отвергла Сатану (который теперь ее жутко боится).

«…и взывают к ней из сумрака Средиземья, и прославляют ее имя в песнях в час, когда на небе зажигаются звезды».

...Манвэ и Варда разлучаются редко и всегда живут в Валиноре. Чертоги их над Вечными Снегами, на Ойолоссэ, вершине Таниквэтиль, высочайшей горы Земли. Когда Манвэ восходит на трон и озирает Мир, то, если Варда подле него, он видит дальше всех — сквозь туманы, и тьму, и лиги морей. И если Манвэ с Вардой, она слышит яснее всех — голоса, что звучат на востоке и на западе, в долинах и холмах, и в темных теснинах, что сотворил на Земле Мелькор...

То есть, они оба очень качественно дополняют друг друга.
Варда очень мало участвовала в «музыкальном творении», но очень внимательно слушала и запомнила больше всех.
Варда описывается как стоящая на высокой скале и вглядывающаяся в сторону Средиземья: взор ее пронзает сумрак, и прислушивается она к эльфам и людям, взывающим о помощи в час нужды и горя. Интересен употребленный по отношению к ней эпитет «Фануилос» (вечно-снежно-белая): Толкин поясняет, что корень fan- означает белизну облаков под солнцем, а los(s) - белизну снега, и соотносится с названием пика Ойолоссэ. Таким образом, «эльф, произнося или слыша имя Фануилос... представлял себе не только величественную фигуру, облаченную в белое, стоящую на вершине и глядящую на восток, в сторону смертных земель, но в то же время воображал еще и головокружительную, увенчанную снегом скалу, коронованную слепящим или сверкающим белым облаком».

«Супруга его, Варда, как и он, влюблена в небо... Радость ее – в свете, и не заблудится во тьме странник, взывающий к ней».

В тексте «Преображенные мифы» упоминается Купол Варды – "имитация" настоящего неба, ограждающий от духов и соглядатаев Мелькора, на котором она воспроизвела рисунок "подлинных" созвездий, только крупнее и ярче. В другом месте говорится, что с появлением Солнца Купол был снят.
Варда также призывалась в свидетельницы на свадьбе матерью невесты.

Ульмо – это Владыка Вод и он редко посещает других Валаров. Он не любит принимать зримый облик и путешествует по всему миру. 

Jenna Kass - Ульмо

…По могуществу он уступает лишь Манвэ и до сотворения Валинора был его ближайшим другом; но после редко появлялся на советах валаров — только если обсуждались вещи великой важности. Ибо он думает обо всей Арде и не нуждается в месте для отдыха. Кроме того, он не любит ходить по Земле и редко облекается плотью, как то делают иные духи. Если Дети Эру видят Ульмо — они исполняются великого страха; ибо явление Морского Царя ужасно, он подобен огромной волне, что шагает на сушу в темном пенногребном шлеме и кольчуге, мерцающей серебром и мглистой зеленью. Громки трубы Манвэ, но голос Ульмо глубок, как глубины океана, которые доступны лишь ему. Тем не менее, Ульмо любит эльфов и людей, и никогда не отворачивался от них — даже когда над ними тяготел гнев валаров. По временам он невидимо приходит к берегам Средиземья или углубляется далеко в пределы земли по заливам моря, и играет там на своих больших рогах — Улумури, сделанных из белых раковин; и у тех, кто слышал эту музыку, она всегда звучит в душе, и тоска по морю не покидает их. Но чаще Ульмо говорит с теми, кто живет в Средиземье, голосами, звучащими песней вод. Ибо все моря, озера, реки, ручьи и родники подвластны ему; так что эльфы говорят, что дух Ульмо течет во всех жилах Земли. Так к Ульмо приходят вести — даже в самые глубины — обо всех нуждах и печалях Арды, которые иначе были бы сокрыты от Манвэ.

Дух Ульмо течет во всех жилах мира, вода приносит ему вести.

Аулэ владеет телом Земли. Он любил создавать, но никогда не противоречил замыслам Эру. Кроме одного-единственного раза.

...Аулэ по могуществу немного уступает Ульмо. Он владеет всеми веществами, из которых сотворена Арда. В начале начал он сделал многое в содружестве с Манвэ и Ульмо; и облик всех земель — творение его рук. Он кузнец и знаток всех ремесел, и искусен во всем — как малом, так и великом. Все драгоценные камни созданы им, и дивное золото, и величественные стены гор, и глубокие чащи морей. Нолдоры учились у него и переняли многое; он всегда был им другом. Мелькор завидовал ему, и между ними была долгая борьба, когда Мелькор портил и разрушал все, что создавал Аулэ, и Аулэ устал восстанавливать и исправлять беспорядок Мелькора. Оба они желали создавать вещи новые и никем не предвиденные, и любили восхваление своего мастерства. Но Аулэ оставался верным Эру и подчинял все свои труды его воле; и не завидовал другим, но искал и давал советы, — а Мелькор истощал свой дух в ненависти и злобе, и не смог создать ничего, кроме подражания замыслам других, а их творения он разрушал, если мог.

Йаванна, спутница Аулэ, Мать Изобилия. Она владеет лесами и всем, что растет на Земле. Эльфы зовут ее Кементари, Королевой Земли. Среди владычиц валаров лишь Варду почитают больше Йаванны.

Намо, которого чаще называют Мандосом, живет на западе Валинора. Он – хранитель Царства мертвых. В его чертоги приходят души погибших эльфов. Мандос предвидит будущее. Он – Глашатай Судеб Валаров; но объявляет свои пророчества и приговоры лишь по велению Манвэ.

Вайрэ, подруга Мандоса, прядет Полотно Мира. Все, что происходило в Мире на протяжении веков и тысячелетий, запечатлено на гобеленах в Чертогах Мандоса.

Ирмо, младший брат Мандоса, хозяин видений и снов. Его называют Лориеном в честь того места, где он живет и это самые прекрасные места в мире, и там обретается множество духов.
Эстэ, его спутница, исцеляет, дарит покой и здоровье. «Милосердная».

Сестра Мандоса и Лориена, Ниэнна, живет одна. Ее называют Скорбящей. Ее песнь обратилась плачем еще в то время, когда играла Музыка Айнур. Как пишет Толкин, «она знакома с горем, и оплакивает каждую рану, которую Арда (Земля) потерпела от порчи Мелькора». Однако для Толкина примирение с печалью в жизни на самом деле дает силу: «все те, кто ждет в Мандосе, взывают к ней, потому что она дает силу духу и превращает страдания в мудрость».

Тулкас, самый сильный и веселый из всех Валаров. Он любит бороться и мериться силой. В Арду он прибыл для того, чтобы помочь остальным Валарам в борьбе с Мелькором. Он никогда не устает и почти все время смеется.
Его подруга, быстроногая Нэсса, беззаботно бродит по полям и лесам Арды в окружении оленей. Была выдающейся танцовщицей и считалась покровительницей танца у Детей Илуватара.

Оромэ, брат Нэссы, лучший во всей Арде охотник. Он ездит на гигантском коне по имени Нахар, и их боятся чудища и твари, порожденные Мелькором. Он очень любит Средиземье.
Его подругу зовут Вана, Вечноюная. Она младшая сестра Йаванны. По ее следам вырастают цветы, а птицы приветствуют ее своими песнями.

Валар – это один из аспектов, который придает «Сильмариллиону» его эпический размах. Они немного похожи на греческих богов, сидящих на Олимпе, однако Валар себя лучше ведут и реже попадают в неприятности из-за секса с людьми и животными, с которыми им быть нельзя.


Майар 

Майар пришли в Эа вместе в Валарами. Они тоже Айнуры, но не такие сильные. Их было очень много в Чертогах Эру и много пришло в Арду. Большинство из них забыто. Но есть и те, о которых помнят.
Эонвэ был знаменосцем и глашатаем Манвэ, лучшим воином Арды и сильнейшим из Майа.
Ильмарэ была ближайшей помощницей Варды. Одна из самых могущественных Майар (о них ниже), упоминаемая в Валаквенте, как их предводительница.
Оссэ и Уинен помогали Ульмо в управлении морями. Говорят, что в самом начале Арды Мелькор переманил Оссэ на свою сторону, но Уинен образумила его и призвала обратно. Оссэ был прощен и с тех пор верно служил Валарам.
Майар Мелиан помогала Ване и Эсте. Она долго жила в Валиноре, но потом ушла в Средиземье, где и осталась. Она вышла замуж за эльфа, и у них родилась прекрасная Лютиэн. Но это было намного-намного позже.
Митрандир, он же Гэндальф – один из главных героев в легендариуме Толкина – тоже Майа.

Еще раз к Мелькору и его команде…

Мелькор, которого эльфы называли Морготом, стоит последним в ряду Айнур. Он обернул свою силу и знания во зло. Он жаждал Света, но понял, что не может управлять им единолично. Тогда он обратился к Тьме и призвал на свою сторону многих из Майа. Они стали Балрогами, огненными демонами.
Но самым сильным из союзников Мелькора, был Майар по имени Саурон. Когда-то он служил Аулэ, но не устоял перед величием Моргота и перешел на Темную сторону. В «Сильмариллионе» несколько раз обращается внимание, что правой рукой Мелькора был Саурон, который после пленения Мелькора сам становится предводителем сил Тьмы. Именно он в конце Второй эпохи выковал двадцать Колец.


ПРЕДНАЧАЛЬНАЯ ЭПОХА

Начало летоисчисления пошло с создания Вардой первых звезд. Именно тогда Валары завершили формирование лика Арды. Именно тогда пришел Мелькор, и началась Первая война.
Через тысячу пятьсот лет в Эа прибыл Тулкас и прогнал Мелькора. Мелькор покинул Арду, и долгие годы о нем ничего не было слышно. После этой войны Арда изменилась, и Валарам пришлось создавать ее лик заново.

Светильники

В 1900 году от сотворения первых звезд были созданы Великие Светильники (Светочи) – Иллуин на севере и Ормал на юге. Создал их мастер и кузнец Аулэ. А освятила их Варда. Горы, на которых были Светочи, назывались Столпами Света. Ныне нет во всем мире более высоких гор. Настал вечный день. Валары непрестанно трудились, творя новый лик Арды. Тогда они жили на острове в центре Средиземья. Это было первое их жилище в Арде.
В 3400 году Мелькор вернулся в Арду и начал тайное строительство крепости Утумно. В мире появилась злоба, отравляя растения и животных.
Валары разыскивали Утумно, но безуспешно. Спустя пятьдесят лет Мелькор набрался сил и смог сбросить Светочи в море. Но, когда пали Столпы Света, а Светильники были разбиты, моря вышли из берегов, и весь облик Арды изменился. Тогда из вод поднялся Одинокий остров – Тол Эрессеа. Равновесие земель и вод было нарушено и с тех пор уже никогда не было первоначальной гармонии, которая звучала в Музыке Айнуров.

Тогда Валары ушли из Средиземья на запад, в Аман, на край мира. Чтобы защититься от Мелькора, они воздвигли Пелоры, величайшие горы в мире.
Манвэ и Варда поселились в Ойолоссэ, на вершине самой высокой горы во всей Арде. Название горы было Таникветил. Мелькор скрылся и вновь затаился в своей тайной крепости Утумно. Под защитой высоких гор Пелоров было воздвигнуто новое жилище Валаров. Название ему было Валинор. Вскоре под бережным покровительством Валаров Валинор стал еще прекраснее, чем Средиземье в дни Весны Арды. Ничто не увядало и не старилось в Благословенном краю.

Валары почти забыли о Средиземье, а Мелькор тем временем копил свои силы и отравлял те земли своей злобой, порождая страшных чудищ. Только охотник Оромэ и Йаванна выражали обеспокоенность по поводу действий Мелькора в Средиземье.

Древа Валинора

Внутри кольца гор Пелоров был создан город Валмар. Йаванна Вечнозеленая благословила его и пела там свою песнь, а вечноскорбящая Ниэнна плакала, слушая ее. Все Валары собрались вокруг. И тогда на вершине кургана пробились из земли два ростка. Йаванна пела, а ростки поднимались все выше. Вскоре они превратились в деревья и зацвели. Листья одного из Древ были темно-зелеными сверху, а снизу сияли серебром. Его нарекли Телперионом. Листья другого были темно-зелеными, но каждый был обрамлен золотой каймой. Оно называлось Лаурелин.
Два Древа долгие годы цвели на радость Валарам.
Свет Древ был ненавистен Мелькору, так как он исцелял весь вред, принесённый им Арде во время ее Искажения, и с помощью Унголианты он погубил Древа.

Солнце и Луна были созданы Валар, чтобы освещать Арду.
Валиэр Ниэнна и Йаванна не смогли исцелить Два Древа, однако, прежде, чем погибнуть окончательно, Телперион дал единственный серебряный цветок, а Лаурелин – единственный же золотой плод, которые впоследствии и стали соответственно Луной и Солнцем. Аулэ изготовил для них ладьи-сосуды, которыми стали править Тилион и Ариэн из рода майар. По замыслам Варды обе ладьи должны были ежечасно находиться в Ильмене, но порознь друг от друга. Одна должна была отплывать от Валинора, а затем возвращаться на восток; другая в то же время должна была отбыть с востока и устремиться на запад.
Позже (не в последнюю очередь по милости Тилиона) по просьбе супругов-Валар Лориэна и Эстэ Варда изменила свое решение: теперь Солнце должно было после прихода в Валинор находиться какое-то время над Внешним Морем, после чего подданные Ульмо уносили его вглубь и переносили незримо на восток, где оно и всходило вновь. Луна же должна была делать то же самое, но всходить лишь после заката Солнца.
С первым восходом Солнца началась Первая Эпоха Средиземья, а время стало исчисляться Годами Солнца вместо прежних Валианских лет.

Создание гномов

Близилось уже время прихода Детей Илуватара – эльфов (Квенди) и людей (Атани). Кузнец Аулэ не мог дождаться прихода людей и в своем подгорном чертоге создал он гномов. И тогда явился Илуватар, потому что это противоречило его замыслу. Аулэ не хотел навлекать на себя гнев Эру и был готов уничтожить свои творения.
Увидев это, Эру сжалился и остановил Аулэ. Однако гномы должны были спать до того момента, как проснутся первые Дети Эру.
Аулэ знал, что гномам для их нужд потребуется дерево, и рассказал об этом Йаванне. На это она попросила у Эру создать хранителей деревьев, которые могли бы защищать леса. Так были созданы энты – ходячие и мыслящие деревья.

Звезды

Звездное небо Арды напоминает небо, видимое с Земли, многие звёзды и созвездия имеют аналоги в реальном мире.
Незадолго до наступления Первой Эпохи Варда начала собирать свет с Двух Древ. Из этого света она создала звезды, которые должны были освещать мир для Детей Илуватара. Варда поместила Валакирку (аналог Малой Медведицы) на севере, над второй крепостью Мелькора – Ангбандом, чтобы изгнанный Валар не забывал о силе своих собратьев.
Анаррима — «Пламенный венец» (Северная Корона)
Вильварин — «Бабочка», соответствует созвездию Кассиопея
Менельмакар — «Небесный меченосец» на квенья, также известно как Менельвагор (на синдарине) или Телумехтар, соответствует нашему созвездию Орион
Реммират — «Звёздная сеть», соответствует звёздному скоплению, известному как Плеяды
Соронумэ — «Орёл» (созвездие Орёл)
Телумендил — «Любимец небес», соответствует созвездию Телец
Боргиль — «Раскалённая звезда», возможно — Альдебаран или Бетельгейзе
Морвинион — «Проблеск в ночи», соответствует звезде Арктур
Хэллуин — «Ледяная», соответствует звезде Сириус

Планеты

Элеммире — «Звездный камень», соответствует планете Меркурий
Эарендил — «Взыскующий моря», соответствует планете Венера
Карнил — «Алая», соответствует планете Марс
Алькаринквэ (англ. Alquarinque) — в переводе с квэнья «славная» или «чудесная», соответствует планете Юпитер
Лумбар — «Приют теней», соответствует планете Сатурн
Ненар — «Водная», возможно — Нептун
Луйниль — «Небесно-голубая», возможно — Уран


На этом Предначальная эпоха Средиземья заканчиваются, и начинается Первая, когда появляются на свет эльфы и люди.


Большая часть «Сильмариллиона» рассказывает о судьбе трех Сильмариллов, трех совершенных камней, сияющих чистым, лучистым светом. Три Сильмарилла были созданы очень гордым и благородным эльфом по имени Феанор, и они немедленно стали для эльфов большим сокровищем. До тех пор, пока Мелькор не украл их, не убил отца Феанора, и не убежал в Средиземье. Феанор естественно разозлился, однако вместо того, чтобы послушать Валар и образумиться, он и семь его сыновей поклялись нерушимой клятвой вернуть Сильмариллы любой ценой. Если кто-то, будь то друг или враг, вставал между ними и Сильмариллом, они не давали пощады. Клятва Феанора является двигателем всей остальной книги, стравливая эльфов (людей и Моргота, а также практически всех остальных, кто попадается на пути).

Многие из его персонажей и историй (хотя и не все) в «Сильмариллионе» являются древними предшественниками более знакомых лиц из «Властелина Колец». Берен и Лютиэнь – это предки Арагорна и Арвен, темный дух Унголиант – это прототип паука-монстра Шелоб, а Моргот – темный владыка Саурона.
Хотя по сравнению с Морготом, Саурон выглядит мелким диснеевским злодеем. Если Саурон хочет доминирования, контроля и власти, то Моргот существует просто для того, чтобы уничтожать. Именно это, по сути, и делает «Сильмариллион» таким захватывающим. Он касается больших и тяжелых тем (например, рассуждает о корне всего вселенского зла).

Некоторые считают что «Сильмариллион» – та книга Толкина, которая больше всего похожа на знаменитый цикл романов «Песнь Льда и Огня» Джорджа Р. Р. Мартина («Игра престолов» на ТВ), вернее 
«Песнь Льда и Огня» похож на «Сильмариллион». Видимо, они разделяют похожий взгляд на зло. Тогда как «Властелин Колец» является примером одного из самых однозначных конфликтов добра и зла в литературе, «Сильмариллион» более запутан. Да, Моргот является оплотом вселенского зла, однако не он один творит злодеяния в книге. Например, Фэанор, чья гордыня и надменность приводят к стольким разрушениям и смерти. Даже сами Валар можно сказать совершают зло, оставляя эльфов и людей одних веками сражаться против Моргота. 
Короче говоря, почти все главные герои «высшего эшелона» не так однозначны, как может показаться на первый взгляд. И это их делает живыми, а не искусственными.

*

Некоторые сравнивают космогонию Толкина то с гностической традицией, то с привычной христианской…
При этом, Толкин не ставил себе целью пересказать Библию:
«Я не считаю себя обязанным подгонять мою историю под формализованную христианскую теологию, хотя у меня действительно было намерение сделать ее созвучной христианским размышлениям и вере...»

Кроме того, непосредственно по отношению к «Властелину Колец» и «Сильмариллиону» Толкином сказано следующее:
«Теологически (если это слово не слишком грандиозно) эта картина представляется мне менее несозвучной тому, что во что некоторые (я в том числе) верят как в истину. Но поскольку я намеренно написал историю, которая хоть и построена на определенных "религиозных" идеях (или из оных идей), однако не является аллегорией (ни на эти идеи, ни на что другое). Она не раскрывает эти идеи в явной форме и уж тем более не проповедует их, и я не собираюсь отходить от этого принципа и пускаться в формальные теологические изыскания, на которые неспособен.»

Эти утверждения Толкина делают бессмысленным поиск буквальных соответствий или несоответствий между его произведениями и Библией. Но что-то общее в любом случае есть…

Если мы заглянем в какой-нибудь энциклопедический словарь и найдем статью о Джоне Толкине, то, скорее всего, мы прочитаем следующее: «профессор филологии Оксфордского университета, специализировавшийся в области германской филологии; занимался исследованием древнегерманских языков (древнескандинавского, староанглийского и т.д.), а также эпосов, созданных на этих языках». Как мы видим, Толкин был специалистом по северным мифологиям, более того, этот интерес появился у него ещё в детстве и сопровождал его до самой смерти. Он не был сухим исследователем древних преданий, как многие его современники, которые больше интересовались источниками мифов и их классификациями, чем мифом в его цельности.

То есть, космогония Толкина по большей части, видимо – в сторону северогерманской/Скандинавской мифологий.

Также будучи специалистом в области древнеанглийского языка, Толкин, конечно же, не мог пройти мимо наиболее известного литературного памятника этой эпохи. Много лет он работал над комментариями к «Беовульфу» – самому раннему и известному эпосу, дошедшему до нас от англов и саксов. Рассказ о герое, жившем около VI в., сохранился в одном экземпляре, датируемом концом X в. Толкин сам признавал, что эта поэма является для него «одним из самых ценных источников. Параллели между ней и творчеством Толкина очевидны: начиная от самых мелких деталей и кончая общим настроем.
Например, из «Беовульфа» им позаимствовано название орков: источниками для него стали два древнеанглийских слова – orcneas «чудовища» и ogre «демон».
Очень заметно, например, сходство толкиновских эльфов с бессмертным народом Туата Де Дананн ирландских преданий. Они в незапамятные времена сошли с небес на землю и прибыли в Ирландию до того, как туда ступила нога человека, принеся с собой многие умения и искусства. Это величайшие чародеи Волшебной страны, вечно молодые и прекрасные, их называют Племенем Богини Дану. Точно так же, как эльфы Средиземья направляются в Бессмертные Земли, Туата Де Дананн покидают Ирландию, когда в ней поселяются люди. Их потомки, известные под именем Сидхе (Сиды), были благородными созданиями, напоминающими эльфов Толкина. Оба этих кельтских народа, как и скандинавские эльфы, были гораздо одареннее людей, но все-таки не богами.
Также не случайно, что Бессмертные Земли, где обитают Валары (сформировавшие мир ангельские духи) и избранные эльфы, у Толкина находятся в океане на западной окраине мира. У многих народов существовало представление о том, что путь к этому краю указывает закат солнца. Хотя в некоторых мифологических традициях души попадают туда только после смерти, в кельтских легендах люди отправляются в те места перед смертью (обычно на лодке). Уже упоминавшиеся легендарные кельтские народы Туата Де Дананн и Сидхе оставляют Ирландию и отправляются на Тир-нан-Ог, напоминающий Бессмертные Земли Толкина волшебный остров на западе.

Можно провести некоторые параллели между Валарами и кельтским пантеоном богов. В обоих случаях Валары (или божества) имеют в своём владении определённые стихии или эмоции. В некоторых же случаях поразительное сходство имеют и имена. Оромэ Охотника, например, на Синдарине зовут Арау, что практически совпадает с именем кельтского бога охоты Арауна. Имя Создателя Всего, Эру, близко по происхождению имени ирландского бога Эйру (Эри, Эйрэ).
Самым явным заимствованием Толкина из древнескандинавской мифологии является, несомненно, мифологема кольца, являющаяся одновременно главным символом мифопоэтического эпоса «Властелин колец». Следует отметить, что хотя многие исследователи находили сходство между Единым Кольцом и Кольцом Нибелунгов у Вагнера, Толкина всегда раздражало это сравнение. «Оба кольца были круглыми, и на этом сходство заканчивается», - писал он в издательство «Аллен и Анвин» в 1961 г.. Т. А. Шиппи отмечает, однако, что это не совсем соответствует истине: «Мотив состязания в загадках, очистительный огонь, сломанное оружие, переходящее по наследству, - всё это встречается и у Вагнера, и у Толкина, не говоря уже о сквозной теме «Властелина Кольца и Слуги Кольца» (эта фраза является прямой цитатой из Вагнера)». Думается, недовольство Толкина этим сравнением происходило от того, что Вагнер работал с материалом, полученным «из вторых рук», в то время как он знал его в подлиннике. В результате этого, полагал Толкин, Вагнер серьезно исказил древние традиции Севера.
Другой пример двойственности в использовании Толкином древнескандинавских мифологем мы можем найти в том, как он использует образ верховного божества Одина. Во «Властелине колец» черты его можно найти в двух абсолютно несхожих героях – Гэндальфе и Сауроне.
У Одина и Гэндальфа можно найти довольно много схожих черт. Один часто изображается (как и Гэндальф) длиннобородым старцем с посохом. Подобно Гэндальфу он наделён способностью понимать древние руны, более того именно он передает это знание человечеству. Сходство можно найти и между их конями: Скадуфаксом, самом быстрым конем в Средиземье, и восьминогим Слейпниром – лучшим скакуном в скандинавской мифологии.
Тем не менее, хотя Толкин и называл Гэндальфа «странником в духе Одина», он, тем самым, признавал их подобие, а не тождество. Дело в том, что некоторыми чертами этого бога наделён в Средиземье и Тёмный Властелин Саурон, обычно изображающийся в виде Великого Ока. Из множества легенд об Одине одной из наиболее известных является та, в которой рассказывается о пожертвовании Одином своего глаза в обмен на мудрость, приобретённую из источника Мимира. К тому же мы знаем, что Одину приносили в жертву людей: этот мотив откликается в «Сильмариллионе», в частности, в истории о том, как Саурон направил разум многих людей Нуменора приносить человеческие жертвы первому Темному Властелину, Мелькору: “…