16.6.19

Супруги–демиурги




Сила (Силла) или Силап Инуа – в эскимосской мифологии основная составляющая всего, что существует, подобно мане или эфиру; также это дыхание жизни, животворящая жизненная сила и способ любого передвижения или изменения. Это «дыхание мира» у инуитов. Сила управляет всем, что происходит в жизни.
Сила – божество неба, ветра и погоды. Он буквально вдыхает жизнь во всех живых существ. Свободных от душ существ рождают богини Нунам, Pukimna и Седна. Сила же наполняет их своей энергией.

Поскольку пение, звучание варгана и сказания передаваемые из уст в уста также связанны с дыханием, то Сила рассматривается и как божество любого творческого вдохновения ( ВДОХновение - выдох).
Кроме того, шаманы получают откровения через Силу. Интуитивные предупреждения, особенно со стороны детей считаются «нашептываниями Силы». Муки совести – это также работа Силы. Инуиты верят что Сила всегда был с ними, но всегда очень далеко (высоко, во всех направлениях). Хотя он имеет род, — мужской, — он практически никогда не изображается, потому что не имеет формы. Есть очень небольшое количество мифов, в которых участвует Сила, потому что у него почти нет индивидуальных характеристик. На редких изображениях это божество предстает как чисто выбритый мужчина с гладкими длинными волосами.

Среди сибирских юпиков он изображался как могучий охотник, ловящий дичь, вполне себе как и земные люди, но контролирующий, обращают ли люди внимание на обычаи и традиции.

Сила также является материей, из которой сделаны души. Вопреки христианским миссионерам, определившим как главное божество эскимосов Нанука, духа белых медведей, Сила гораздо ближе к этой роли. При этом Сила имеет и зловредную сторону : известно, что во время игры он может выманить ребенка в тундру, и его никогда больше не увидят.

Плохая погода как ветер, снежные бури, и т.д. приходят к человечеству от этого божества как наказания за нарушения табу. Это божество «награждает» болезнями любого, кто жестоко обращается с животным миром. Если кто-либо страдающий от болезни обращался к нему за помощью для излечения, то он должен был оставить все свое земное имущество и податься в отшельники. Только в одиночестве этот человек получал исцеляющий «вдох Силы».

В некоторых мифах Сила является создателем снега ( снежинки – стружка с клыков моржей) и рассказывается что именно он создал первых людей из мокрого песка и вдохнул в них жизнь.

Согласно интерпретации антропологов, Сила – одно из старейших эскимосских божеств, однако недавно (в последнее тысячелетие) он был вытеснен Седной и Матерью карибу, когда подчиненные этим богиням животные стали главной пищей эскимосов. Обоснованием вывода о древности веры в Силу является широкая распространенность этого божества.

Среди множества различных эскимосских культур встречаются схожие имена : silap inua / sila, hillap inua / hilla (среди инуитов), siḷam iñua (среди инупиатов), ellam yua / ella (среди юитов). Во многих случаях это относится к «космическому пространству», «интеллекту», «погоде», «небу», «вселенной»: может быть некоторое соответствие с античной концепцией «логоса».
У сиренских эскимосов (Чукотка) слово [siˈlʲa] означает «вселенная», «внешний мир», «пространство», «свободное пространство» или «погода».

По сути, Сила представляет концепцию, во многом похожую и на индуистскую идею Параматма или идею Эмерсона о великой Сверхдуше : Сила также считается «веществом» из которого состоят души – высшая духовная сущность, верховный дух, высшая душа или сверхдуша как первооснова всех вещей и феноменов. Он всепроникающий и всеприсутствующий, все существующее есть его проявление.
Таким же образом и INUA в инуитской мифологии – является духом или душой, которая существует во всех людей, животных, озерах, горах и растениях. Также рассматривается как «обладатель», «мастер». Концепция схожа с Маной (Мана) – в верованиях народов Меланезии и Полинезии – существующая в природе сверхъестественная сила, носителями которой могут быть отдельные люди, животные, различные предметы, а также «духи». Манипулирование маной применялось для достижения ближайших целей: хорошей погоды, обильного урожая, излечения от болезни, успеха в любви или победы в сражении. Аналогичные представления под разными названиями известны у многих племен и народов по всей нашей планете.

В мировоззрении арктических народов – человек и животные равны – всё в мире имеет одинаковую душу или «жизненную сущность» (inua). Это создает затруднительное положение, чтобы выжить – люди должны убивать других существ, подобных им же. Решение этой дилеммы лежит в принципах охотничьей традиции, основанной на уважении и взаимности. Охотник добьется успеха только в том случае, если животное решит подарить свою жизнь в обмен на этичное и уважительное поведение со стороны всего сообщества. Например, после того, как тюлень убит на охоте, в его пасть наливают свежую воду, чтобы его душа не испытывала жажды, и подобным образом выражается уважение как к «сородичу».

Среди юитов близ залива Кускоквим (Kuskokwim) на Аляске, слово «yua» (схожее – «yuk» или «человек; человекоподобный дух») имеет аналогичные коннотации с северным инуитским iñua или inua, что ближе всего к пониманию мира (одухотворенного, одушевленного мира), в котором каждый элемент имеет душу.

Отсюда, частое упоминание Силы, как Силап Инуа или Сила Инуа.


Нунам – богиня земли в эскимосском (инуиты) пантеоне. В некоторых мифах фигурирует как жена Силы (Силла). Часто изображается облаченной в одеяния до колен с подвешенными к низу миниатюрными изображениями всех известных инуитам наземных животных. Животные у инуитов считались свободными от «духа разума» сама же Нунам не наделена способностью руководить «душой» и вдыхать ее в существа, по этой причине она также являлась создателем неодушевленного природного ландшафта и всего что в нем существует : деревья, горы и т.д...

В одном из мифов рассказывается о том, что когда мир еще был молод, дети росли непосредственно из земли, как плодоносящие побеги, т.е из тела Нунам - земли. В те времена у женщин отсутствовали влагалища и они получали детей просто собирая те или иные спелые плоды. Позже, после того, как лунный бог Tatqim создал женские вагины и женщины вышли чтобы в очередной раз «собирать плоды», младенцы – плоды стали цепляться за их лодыжки и взбираясь по ногам стали проникать в их влагалища и пускать там корни – приживаться. С тех пор женщины вынашивают детей внутри себя.

По одной из версий, на заре времен Сила сошел с небес и имел сношения с Нунам в результате чего на свет появился мужчина по имени Каллак . Затем Нунам вместе с Каллак производят на свет дочь, которую Каллак позже берет себе в жены и от этой связи происходит народ инуитов.

Супруги Сила–Нунам являются родителями меньших богов. Например, восточный (Pauna), западный (Narssuk y) и южный (Kauna) ветра – их порождение. Брат (?) Силы , Kinak – это холодный северный ветер; хотя в других мифах – это богиня Aunra (сильные арктические ветры , приходящие с севера).

Дополнительный материал по мифологии инуитов ЗДЕСЬ

«Иннуитский спиритуализм», Mark W. Mc Ginnis 



Большая душа 

Основополагающий тезис учения Ральфа Уолфо Эмерсона – идея о «Сверхдуше» (Over-Soul), в которой «частное бытие всякого человека заключено и объединено с бытием всех других».
Философы издавна признают существование сверхсознания, Эмерсон называет его Сверхдушой. Эмерсон указывал на то, что вдохновение, гениальность, моральные качества исходят из сверхсознания. Сверхдуша связывает воедино все предметы и явления как материального, так и нематериального мира. Каждый отдельный человек – «канал» к этой великой общности. Именно этот отдельный человек, автономная мыслящая личность – в центре «мироздания, по Эмерсону». Этот индивидуум – «единственный и верховный деятель», он наделен частицей Сверхдуши и абсолютно не нуждается в общественных законах и правилах. Идеал Эмерсона в области общественных отношений – союз, основанный исключительно на добровольности сохраняющих свою независимость индивидуумов. Теория личности и государства Эмерсона – разновидность философского анархизма.
Вторая центральная тема творчества Эмерсона – «Человек и природа». Еще в первой своей книге он утверждает: природа – это основа, с которой человек должен установить прочную связь. Природа прежде всего – «символ духа». Существует таинственная связь между миром природы и миром человеческой души. Законы материи соответствуют законам этики. Все в природе находится в гармоническом единстве. Насколько общество губительно воздействует на человека, настолько общение с природой целительно для него.

...Один из типов божественного обучения — это воплощение духа в форму — в формы, подобные моей собственной. Я живу в обществе, с людьми, которые отвечают на мысли в моём уме или выражают определённое послушание инстинктам, по которым я живу. Я вижу присутствие этого в них. Я уверен в общей природе; и эти другие души, эти отдельные «я», тянут меня, как не может ничто иное. Они шевелят во мне новые эмоции, которые мы называем страстями — чувства любви, ненависти, страха, восхищения, жалости; оттуда идут беседы, соревнование, убеждение, города и войны. Личности — приложения к первичному учению души. В молодости мы помешаны на личностях. Детство и юность видят весь мир состоящим из личностей. Но больший опыт человека открывает одну и ту же природу, проявляющуюся через их всех. Сами личности знакомят нас с безличным. Во всяком разговоре между двумя личностями делается неявная ссылка, как на третью сторону, на общую природу. Эта третья сторона или общая природа не общественна; она безлична, она — Бог. И в группах, где дискуссии искренние, особенно по высоким вопросам, происходит так, что компания сознаёт, что во всех мысль поднимается на равный уровень, что все обладают духовной собственностью на сказанное, так же, как и сказавший. Они все становятся мудрее, чем были. Это как бы возводит над ними храм, единство в мыслях, в котором каждое сердце бьётся с более благородным пониманием способности и долга, и мыслит, и действует с необычайной торжественностью. Все сознают достижение более высокого владения собой. Это сияет для всех. Есть какая-то мудрость человечества, которая обща для величайших людей и для низших, и которую наше обычное образование часто обходит молчанием и препятствует ей. Ум един, и лучшие умы, любящие истину ради её самой, гораздо меньше думают о том, кто её собственник. Они благодарно принимают её отовсюду и не вешают на неё ярлыки с именем какого-либо человека, ибо она была их ещё задолго до того, извечно. Учёные и тщательно работающие над мыслью не имеют монополии на мудрость. Их насилие в управлении в некоторой степени делает их неспособными мыслить верно. Многими ценными наблюдениями мы обязаны людям, которые не очень остры или глубоки, а без особых усилий говорят такие вещи, в которых мы нуждались и за которыми долго и тщетно охотились. Действие души чаще бывает в том, что чувствуется и остаётся не сказанным, нежели в том, что сказано в любом разговоре. Это мыслится всяким обществом, и люди бессознательно ищут это друг в друге. Мы знаем лучше, чем делаем. Мы ещё не владеем собой, и в то же время знаем, что мы — что-то большее. Как часто в обычных разговорах со своими соседями я чувствую ту же истину, что нечто высшее в каждом из нас смотрит сверху на эту сценку, и что Юпитер приветствует Юпитера из-под личины каждого из нас...