15.1.19

Гигиея




Пеан Арифрона к богине здоровья (ок. 400 г., PMG 813).

«Гигиея (здоровье), наиболее почитаемая среди благословенных и среди смертных,....
......благословенная Гигиея  процветает и сияет в обращении харитов (милостей), и без вас никто не будет счастлив».


Гигиея, также Гигея, или Гигия (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία), – в греческой мифологии богиня здоровья, дочь Асклепия и Эпионы либо Афины.
По орфикам, Гигиея – супруга Асклепия. Они различают две Гигиеи, причем старшая – дочь Эрота и Пейфо.

Культ Гигиеи существовал по всей Элладе.
Поклонение в Греции. Павсаний, «Описание Эллады».

Неда­ле­ко от Диит­ре­фа – я не хочу опи­сы­вать кар­ти­ны малоизвест­ные и неяс­ные – сто­ят ста­туи богов, Гиги­еи (Здо­ро­вья), о кото­рой гово­рят, что она дочь Аскле­пия и Афи­ны, кото­рую тоже име­но­ва­ли Гиги­е­ей. 

Так и у жите­лей Оро­па есть храм Амфи­а­рая и его ста­туя из бело­го мра­мо­ра. Его жерт­вен­ник разде­лен на отдель­ные части...
.... чет­вер­тая часть жерт­вен­ни­ка посвя­ще­на Афро­ди­те и Пана­кии (Все­ис­це­ля­ю­щей), кро­ме того Иасо (Лече­нию), Гигиее (Здо­ро­вью) и Афине Пэо­нии (Цели­тель­ни­це). 

Ста­тую же Аскле­пия (в Мегаре) как его само­го, так и Гиги­еи (Здоро­вья) создал Бри­а­к­сис. Тут же так назы­вае­мый Мега­рон (Чертог) Демет­ры; они гово­ри­ли, что постро­ен он в цар­ст­во­ва­ние Кара.
О ста­туе Аскле­пия работы Бри­а­к­си­са упо­ми­на­ет и Пли­ний (XXXIV, 73). На мегар­ских моне­тах есть изо­бра­же­ния и Аскле­пия и Гиги­еи, по-види­мо­му, вос­про­из­во­дя­щие эти ста­туи Бри­а­к­си­са; рав­ным образом на них есть изо­бра­же­ние и хра­ма Демет­ры.

Коринфика. Коринф.

Неда­ле­ко от теат­ра нахо­дят­ся ста­рый гим­на­сий и источ­ник, назы­вае­мый Лер­на; он окру­жен колон­на­дой и в ней устро­е­ны сидения для тех, кто при­хо­дит сюда отдох­нуть в лет­нее вре­мя. У это­го гим­на­сия есть хра­мы богов; один – Зев­са, дру­гой – Аскле­пия; статуи же Аскле­пия и Гиги­еи (Здо­ро­вья) – из бело­го мра­мо­ра, а изобра­же­ние Зев­са – мед­ное.

На горе Титана.

Если вер­нуть­ся опять на доро­гу, вновь пере­й­ти Асоп и под­нять­ся на вер­ши­ну горы, то тут будет то место, где, по ска­за­нию мест­ных жите­лей, впер­вые посе­лил­ся Титан; он был бра­том Гелиоса и от него это место ста­ло назы­вать­ся Тита­ной. Впо­след­ст­вии при­был в Сикио­нию Алек­са­нор, сын Маха­о­на, внук Аскле­пия; он постро­ил в Титане храм Аскле­пия. Вокруг это­го хра­ма живут наряду с дру­ги­ми лица­ми глав­ным обра­зом слу­жи­те­ли бога; внут­ри свя­щен­ной ограды находят­ся ста­рин­ные кипа­ри­со­вые дере­вья, что же касается статуи, то невоз­мож­но узнать у нихиз како­го дере­ва или металла она сде­ла­на, не зна­ют они и кто ее изва­ял, если толь­ко не счи­тать, что неко­то­рые при­пи­сы­ва­ют ее Алек­са­но­ру. От этой ста­туи вид­ны толь­ко лицо и конеч­но­сти рук и ног: на ней надет белый шер­стя­ной хитон и гима­тий. Здесь есть и изо­бра­же­ние Гиги­еи (Здо­ро­вья); ее ста­тую не так-то лег­ко увидать, настоль­ко вся она покры­та женски­ми воло­са­ми, кото­рые жен­щи­ны отрезают в честь боги­ни, а так­же разо­рван­ны­ми на лен­ты кусками вави­лон­ских одежд. Если кто хочет уми­ло­сти­вить одно из этих божеств, то ему пред­ла­га­ет­ся покло­нять­ся так­же и это­му, кото­рое все они назы­ва­ют Гигие­ей. 

Аргос.

Самой заме­ча­тель­ной ста­ту­ей из всех ста­туй Аскле­пия, кото­рые сохра­ни­лись в Арго­се до наше­го вре­ме­ни, явля­ет­ся ста­туя бога в сидя­чей позе из бело­го мра­мо­ра, а рядом с ним сто­ит боги­ня Гигиея; тут же сидят и созда­те­ли этих ста­туй, Ксе­но­фил и Стратон. Пер­во­на­чаль­но этот храм осно­вал Сфир, сын Маха­о­на, брат Алекса­но­ра, кото­ро­му у сики­он­цев возда­ет­ся почесть в Титане.

Эпидавр.

Зда­ния, кото­рые в наше вре­мя соорудил сена­тор Анто­нин, почтенный чело­век, сле­дую­щие: купаль­ня Аскле­пия и храм богов, кото­рых назы­ва­ют Эпидота­ми (Бла­го­дат­ны­ми). Он выстро­ил и храм Гигиее (Здо­ро­вью), Аскле­пию и Апол­ло­ну, назы­вае­мо­му Египетским.

Элида. Олимпия.

В хра­ме Геры есть и дру­гие посвя­ще­ния: ……
С обе­их сто­рон сто­ят: с однойАскле­пий и одна из доче­рей Асклепия, Гиги­ея (Здо­ро­вье).

Ахайя.

Неда­ле­ко от хра­ма Или­тии нахо­дит­ся свя­щен­ный уча­сток Аскле­пия со ста­ту­я­ми Гиги­еи (Здо­ро­вья) и Аскле­пия. Над­пись, напи­сан­ная ямба­ми на пьеде­ста­ле, назы­ва­ет твор­цом этих ста­туй того же мес­сен­ца Дамо­фон­та. В этом хра­ме Аскле­пия со мной всту­пил в спор некий чело­век из Сидо­на, кото­рый утвер­ждал, что фини­кий­цы име­ют более пра­виль­ную точ­ку зре­ния, чем элли­ны, отно­си­тель­но богов и про­яв­ле­ния их силы. <В част­но­сти, он ука­зал на финикийское пре­да­ние, кото­рое гла­сит>, что отцом Аскле­пия они име­ну­ют Апол­ло­на, и гово­рят, что ника­кая смерт­ная жен­щи­на не была его мате­рью.  «Аскле­пий, — гово­рил он, — это воздух, и поэто­му он так необ­хо­дим для здо­ро­вья людям и в рав­ной мере всем животным; а Апол­лон — это солн­це, и его очень пра­виль­но называть отцом Аскле­пия, так как солн­це, согла­суя дви­же­ние с време­на­ми года, сооб­ща­ет здо­ро­вье и возду­ху». Тут я под­хва­тил его сло­ва и ска­зал: «Это тол­ко­ва­ние ничуть не боль­ше фини­кий­ское, чем эллинское, так как в горо­де Сики­он­ской обла­сти Титане одна и та же ста­туя назы­ва­ет­ся Гиги­е­ей <и Аскле­пи­ем>, а затем всякому маль­чи­ку ясно, что бег солн­ца над зем­лею дает чело­ве­ку здо­ро­вье».

Аркадия.

Ко вто­рой, запад­ной сто­роне гале­реи при­ле­га­ет огра­да хра­ма Великих богинь. Эти Вели­кие боги­ни Демет­ра и Кора, как я уже выяснил в рас­ска­зе о Мес­се­нии, но толь­ко Кору арка­дяне назы­ва­ют Соте­рой (Спа­си­тель­ни­цей). Перед вхо­дом име­ют­ся два рельеф­ных изо­бра­же­ния: одноАрте­ми­ды, дру­гое Аскле­пия и Гиги­еи (Здоровья).

Если идти от исто­ков реки, то пер­вым попа­да­ет­ся навстре­чу местеч­ко Мара­фа, а за ним Гор­ти­на; при мне это была дерев­ня, а в более ран­ние вре­ме­нагород. Здесь есть храм Аскле­пия из пентеликон­ско­го мра­мо­ра; сам бог пред­став­лен еще без­бо­ро­дым. Есть тут и ста­туя Гиги­еи (Здо­ро­вья). Эти ста­туитво­ре­ние Ско­па­са. Мест­ные жите­ли еще рас­ска­зы­ва­ют, буд­то Алек­сандр, сын Филип­па, посвя­тил Аскле­пию пан­цирь и копье. И в мое вре­мя тут были еще пан­цирь и нако­неч­ник копья.


Гигиее посвящен LXVIII орфический гимн :

О, Гигиея, Исток изобилья, Всеобщая Матерь,
Ты управляешь, даруя веселье и сея достаток,
Ибо умеешь изгнать поразившие смертных болезни.
Всякий же дом, где тебя почитают, - как полная чаша:
В нем воцарился покой, процветают искусства любые.
Космос, твою красоту лицезрея, томится желаньем;
Лишь погубитель Аид ненавидит тебя, о Царица.
Светлое имя твое превозносят, согласно обету.
Вечноцветущая, ты - утешенье благое для смертных.
Ибо из всех ты одна безотказно приходишь на помощь.
Всякий, покорный тебе, обретает богатство и радость.
А непокорного ждет нищета и убогая старость.
Ибо над всеми царишь ты одна, о Заступница смертных.
Внемли, Богиня, приди, ограждая Своих посвященных
От злополучных скорбей, от болезней, сводящих в могилу!


ГИМН КАЛЛИМАХА. LXVIII ГИГИЕЕ (фимиам, манна)

Внемли, желанная, милая, в полном цвету, всецарицаГ
О Гигиея, о матерь всего, о дарящая счастье!
Все от тебя погибают болезни у смертного люда,
Радостно дом процветает любой твоею заботой,

Пышно ремесла цветут — весь мир тебя любит, царица,
Только Аид-душегубец к тебе отвращенье питает.
Полная жара, о званная всеми, отрада для смертных,
Если же нету тебя, то все для людей бесполезно:
Плутос — Богатство, кующее счастье, — нисколько не сладок,

Муж без тебя превращается в старца, недужного тяжко,
Ибо одна ты владычишь над всем и над всеми, царица!
Ныне же к мистам гряди, о богиня, помощницей вечной,
Прочь отгоняя тяжелых болезней злосчастные муки!

*


В древней Греции не существовало больниц в нашем понимании, а были асклепийоны лечебницы при храмах, названные по имени бога медицины Асклепия.
Храмы Асклепия в Греции обычно располагались в местности с хорошим климатом. Лечение осуществлялось с помощью музыки, молитв, правильного режима дня и питания, водных процедур, массажа и сна в храме. Здесь же делались хирургические операции, о чем свидетельствуют найденные при раскопках соответствующие инструменты.

Мифы донесли до нас рассказы о великом врачевателе и его детях. Среди сыновей Асклепия мы видим Телесфорагения выздоровления. Сыновьями Асклепия были «Подалир и Махаон». Оба считались военными врачами и внесли немалый вклад в развитие культа врачевания.
Среди дочерей великого врачевателя выделялась Панацея. Она считалась персонификацией «исцеления». В отличие от своей примерной сестры Гигиеи, Панацея желала найти лекарство от всех болезней, чего ей сделать так и не удалось. Возможно, именно из-за своей гордыни поклонение этой богини было распространено не так явно, как культ Гигиеи. Однако Панацея не отошла от дела отца и также помогала ему в исцелении больных. Об этом мы узнаем от Аристофана, из его комедии «Плутос»: «Панакея же ему закрыла покрывалом пурпурным и голову и все лицо».
В числе наименее известных, можно выделить Иасо и Эглу. Первая олицетворяла собой «лечение». Ей была посвящена часть жертвенника в святилище Амфиарая в Оропе. Эгла (Огла) упоминается крайне редко, например, у Плиния.
И, наконец, Гигиея – самая почитаемая из детей Асклепия. Кроме того, что она упоминается во многих источниках как помощница отца, у нее, по мнению современных ученых, был свой отдельный, четко устоявшийся культ.

Главная легенда и Гигиее такова.

Жил на греческом острове Кос смертный Бог Асклепий – отверженный сын Аполона и нимфы Корониды. Мудрый кентавр Хирон, будучи его опекуном и наставником, обучил его искусству врачевания. Асклепий был усердным и талантливым учеником, отчего быстро превзошел своего учителя. Много доброго делал он людям: лечил от болезней и исцелял от недугов, учил местных жителей врачеванию.

Однажды пришел к Асклепию больной человек. Был он очень грязным, неряшливым и плохо пах.

— Мудрый Асклепий, — молвил человек, — много я слышал о твоей доброте. Излечи меня от моей болезни: у меня все время чешется кожа на теле, а живот мой заполнили змеи и едят меня изнутри, так что болит он, не стихая, день и ночь.

Асклепий любил помогать людям, поэтому покрыл кожу человека маслами и мазями. Заставил пить каждый день горькую полынь, чтобы извести всех червей из его желудка. И, когда человек поправился, отправил того восвояси.

Через некоторое время пришел тот же человек к нему снова с болезнью такой же. Но состояние человека было более серьезное, чем раньше. Излечить его было труднее, но Асклепий три дня трудился не покладая рук и поднял больного на ноги. Тот поблагодарил благодетеля и ушел жить как раньше жил.

Однако, спустя месяц, постучался в дом к Асклепию неряшливый человек и в третий раз. Тот уж и не хотел браться за лечение. Мол, чем тут уже поможешь. Аид приготовил для него место в его сонном царстве. Но, на счастье человека в доме была младшая дочь и ученица врачевателя и богини Эпионы («облегчающая боли») — Гигиея. Она часто помогала отцу: мыла и убирала в доме, следила за порядком и чистотой.

Посмотрела Гигиея на грязного человека, возмутилась его неряшливости, и быстро поняла, в чем причина его болезни.

— Отец, — воскликнула она, — змея болезни до тех пор будет жалить этого человека, пока он не начнет мыть руки и есть хорошую пищу. Будучи таким грязным нельзя быть здоровым.

Прислушавшись к дочери, Асклепий вылечил человека в третий раз и строго наказал ему каждый день ходить в бани и мыть руки перед едой. Послушался человек Асклепия и Гигиею и больше не обращался за помощью. С тех пор люди стали почитать девушку, как Богиню чистоты и здоровья. В честь нее построили храмы, посвятили ей гимны и назвали раздел превентивной медицины — Гигиена. Так возникла легенда о гигиене.

*

Гигиея нередко рассматривается как вспомогательная богиня здоровья, главная «помощница» своего отца Асклепия, родившего ее уже в своем посмертном божественном состоянии, как бог врачевания.
Сама Гигиея стала богиней здоровья, или превентивной медицины. Вечно сопровождала своего отца, заботилась о его змеях и фактически выступала его женской ипостасью вместе со своими сестрами-братьями.
В роли «заместителя Асклепия» выступает на небе, заменяя своего отца в созвездии Змееносец.

Атрибуты Гигиеи определяются ее мифологической функциональностью и аналогичны родительским: чаша и обвивающая её змея, ставшие символом медицины, который так и называется«сосуд Гигиеи». Гигиею чаще всего изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

Змея. Почти во всех традициях змеясимвол тех богов, которые обладают ясновидением и мудростью. В Греции змея является священным животным богини мудрости Афины. Есть изображения Афины в образе Гигиеи, и наоборот, на некоторых монетах найдены изображения Гигиеи с атрибутами Афины. В асклепийоне афинского Акрополя была найдена статуя Афины-Гигиеи. Она олицетворяет принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинает действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживает порядок-закон, который царит первоначально.
Змея символизирует также и очищение.
В ряде эпосов змея изображается с травой или цветком, приносящим бессмертие. Так, например, в вавилонском эпосе «Поэма о Гильгамеше» змея похищает у Гильгамеша цветок бессмертия.
Яд змеи может быть лекарством, а может нести смерть. С этим связан один из основных принципов медицинымера.

Чаша. Чаша представляет сосуд с исцеляющими средствами природы в широком смысле этого слова.
В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Чаша с небесным напитком встречается и в других мифах, в которых она иногда принимает форму рога, символа изобилия. В скандинавской мифологии этот же рог служит символом здоровья, передавая людям божественную силу. По-видимому, такое же значение небесного напитка, сообщающего здоровье, имеет чаша и рог Асклепия и Гигиеи.
Греческая чаша без ножки, фиал, использовалась в различных ритуалах. Именно с ней обычно изображалась Гигиея. Она изготавливалась из дорогих металлов и украшалась изнутри изображением лепестков лотоса, символа жизни.
Особый вид чаши для измерения уровня воды в Ниле изображается на голове у бога Сераписа. Это символ гармонии, ведь, чтобы Нил давал жизнь, воды в нем должно быть не много и не мало, а столько, сколько нужно. Так же и на всех планах человека должна быть соблюдена мера: не больше и не меньше.

Говоря о символике змеи и чаши, подразумевается принцип гармонии – согласия, созвучия, соразмерности. И принцип очищения, благодаря которому утраченную гармонию возможно восстановить. По преданию, змея, поедающая (или пьющая) что-либо, служит счастливым предзнаменованием.
Таким образом, богиня Гигиеябожество, которое символизирует принцип здоровья как гармонии на всех планах. Несоблюдение этих законов, разлад между человеком и Природойглавная причина всех болезней. Поэтому основным принципом, свойством Гигиеи была чистота. Только благодаря чистоте на всех планах: физическом, энергетическом, эмоциональном и мыслительном человек может оставаться здоровым и выполнять свою жизненную задачу.
Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене. Это всем знакомое слово «гигиена» обозначает раздел медицины, посвященный предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и продлению жизни. Собственно и происходит от греческого «hygieia» — «здоровье».
Как истинно цветущее здоровье (hygeia) противопоставлялась болезни (nosos).

Пифагор утверждал, что пентаграмма, или, как он её называл, гигиея (ύγιεια) (именно в честь богини здоровья Гигиеи) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ = (1+√5)/2 = 1,618…). Если разделить длину любого сегмента пентакла на длину самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое сечение, которое в свою очередь пересекает параллельно направленную нить (φ).

*

Культ Гигиеи сформировался, вероятно, независимо от асклепиевского, на Пелопоннесе, с предположительным центром в Титанисе близ Сикиона, и лишь в последствии их культы слились.
По некоторым данным, почитание культа Гигиеи началось около V в. до н. э..
Богиня здоровья Гигиея, единственная из божественных дочерей Асклепия, наряду с ним и Аполлоном имела собственные жертвенные алтари. В дар ей приносили золотые и серебряные волосы. 
В Афинах она олицетворяла чистый воздух и целебные источники. Культ богини Гигиеи пришел из Греции в Рим вместе с культом Асклепия (уже в Риме – Эскулап). До этого в Риме существовала своя богиня здоровья, символизировавшая здоровье и хорошее самочувствие; сначала ее называли Валетуда, а к концу периода Римской республики стали называть Салюс (Здоровье).
Её изображение встречается на монетах императорского Рима. Была тождественна сабинской богине Стрении в честь которой преподносились новогодние подарки.
Как богиня, олицетворявшая здоровье римского народа (Salus publica populi Romani), она имела храм на Квиринале.
Во времена Империи богиня Салюс почиталась как охранительница императорской фамилии или императора. Ей часто возносились молитвы жрецами и магистратами, особенно в начале года, во времена эпидемии, в дни рождения императоров. При Нероне были учреждены повторявшиеся через четыре года на пятый игры, посвященные благополучию и здоровью (Saluti) императора. В императорскую эпоху был обычай клясться per Salutem императоров, причем такая клятва соблюдалась даже христианами, которых не связывала клятва гением или фортуной императора.

*

Гигиея упоминается в Клятве Гиппократа :

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род. Клятва была впервые записана Гиппократом в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н. э.


Древнеримская статуя Гигиеи


Богиня Гигиея стоит рядом со своим отцом богом Асклепием. Она держит в руке змея, а у него, - посох, обвитый змеями. Римская копия эпохи Адриана с позднеэллинистического оригинала.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия-Климента



Гигиея. Мрамор. Римская копия греческого образца первой трети I в. до н. э. Вена, Музей истории искусств.


Гигиея, Рубенс, ок.1625


Гигиея, Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1826, одна из четырех заставок, посвященных медицине


Густав Климт, 1900 - 1907, деталь полотна «Медицина»