Пеан Арифрона к богине
здоровья (ок. 400 г., PMG 813).
«Гигиея (здоровье), наиболее почитаемая среди
благословенных и среди смертных,....
......благословенная Гигиея процветает и сияет в обращении харитов (милостей),
и без вас никто не будет счастлив».
Гигиея, также Гигея, или Гигия (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία), – в греческой
мифологии богиня здоровья, дочь Асклепия и Эпионы либо Афины.
По орфикам, Гигиея – супруга Асклепия. Они различают две Гигиеи, причем
старшая – дочь Эрота и Пейфо.
Культ Гигиеи существовал по всей Элладе.
Поклонение в Греции.
Павсаний, «Описание Эллады».
Недалеко от Диитрефа – я не хочу описывать картины
малоизвестные и неясные – стоят статуи богов, Гигиеи (Здоровья), о которой
говорят, что она дочь Асклепия и Афины, которую тоже именовали Гигиеей.
Так и у жителей Оропа есть храм Амфиарая и его статуя
из белого мрамора. Его жертвенник разделен на отдельные
части...
.... четвертая часть жертвенника посвящена
Афродите и Панакии (Всеисцеляющей), кроме того Иасо (Лечению), Гигиее
(Здоровью) и Афине Пэонии (Целительнице).
Статую же Асклепия (в Мегаре) как его самого, так и
Гигиеи (Здоровья) создал Бриаксис. Тут же так называемый Мегарон (Чертог)
Деметры; они говорили, что построен он в царствование Кара.
О статуе Асклепия работы
Бриаксиса упоминает и Плиний (XXXIV, 73). На мегарских монетах есть
изображения и Асклепия и Гигиеи, по-видимому, воспроизводящие эти
статуи Бриаксиса; равным образом на них есть изображение и храма
Деметры.
Коринфика. Коринф.
Недалеко от театра находятся старый гимнасий и
источник, называемый Лерна; он окружен колоннадой и в ней устроены
сидения для тех, кто приходит сюда отдохнуть в летнее время. У этого гимнасия
есть храмы богов; один – Зевса, другой – Асклепия; статуи же Асклепия и
Гигиеи (Здоровья) – из белого мрамора, а изображение Зевса – медное.
На горе Титана.
Если вернуться опять на дорогу, вновь перейти
Асоп и подняться на вершину горы, то тут будет то место, где, по сказанию
местных жителей, впервые поселился Титан; он был братом Гелиоса и от него
это место стало называться Титаной. Впоследствии прибыл в Сикионию
Алексанор, сын Махаона, внук Асклепия; он построил в Титане храм Асклепия. Вокруг этого храма живут наряду с другими лицами главным
образом служители бога; внутри священной ограды находятся старинные
кипарисовые деревья, что же касается статуи, то невозможно узнать у них – из какого дерева или металла она сделана, не знают
они и кто ее изваял, если только не считать, что некоторые приписывают
ее Алексанору. От этой статуи видны только лицо и конечности рук и ног:
на ней надет белый шерстяной хитон и гиматий. Здесь есть и изображение
Гигиеи (Здоровья); ее статую не так-то легко увидать, настолько вся она
покрыта женскими волосами, которые женщины отрезают в честь богини, а
также разорванными на ленты кусками вавилонских одежд. Если кто хочет умилостивить
одно из этих божеств, то ему предлагается поклоняться также и этому, которое
все они называют Гигиеей.
Аргос.
Самой замечательной статуей из всех статуй Асклепия,
которые сохранились в Аргосе до нашего времени, является статуя бога
в сидячей позе из белого мрамора, а рядом с ним стоит богиня Гигиея; тут
же сидят и создатели этих статуй, Ксенофил и Стратон. Первоначально
этот храм основал Сфир, сын Махаона, брат Алексанора, которому у сикионцев
воздается почесть в Титане.
Эпидавр.
Здания, которые в наше время соорудил сенатор Антонин,
почтенный человек, следующие: купальня Асклепия и храм богов, которых
называют Эпидотами (Благодатными). Он выстроил и храм Гигиее (Здоровью),
Асклепию и Аполлону, называемому Египетским.
Элида. Олимпия.
В храме Геры есть и другие посвящения: ……
С обеих сторон стоят: с одной – Асклепий и одна из дочерей Асклепия, Гигиея (Здоровье).
Ахайя.
Недалеко от храма Илитии находится священный
участок Асклепия со статуями Гигиеи (Здоровья) и Асклепия. Надпись,
написанная ямбами на пьедестале, называет творцом этих статуй того же
мессенца Дамофонта. В этом храме Асклепия со мной вступил в спор
некий человек из Сидона, который утверждал, что финикийцы имеют более
правильную точку зрения, чем эллины, относительно богов и проявления
их силы. <В частности, он указал на финикийское предание, которое
гласит>, что отцом Асклепия они именуют Аполлона, и говорят, что никакая
смертная женщина не была его матерью. «Асклепий, — говорил
он, — это воздух, и поэтому он так необходим для здоровья людям и в равной
мере всем животным; а Аполлон — это солнце, и его очень правильно называть
отцом Асклепия, так как солнце, согласуя движение с временами года, сообщает
здоровье и воздуху». Тут я подхватил его слова и сказал: «Это толкование
ничуть не больше финикийское, чем эллинское, так как в городе Сикионской
области Титане одна и та же статуя называется Гигиеей <и
Асклепием>, а затем всякому мальчику ясно, что бег солнца над землею
дает человеку здоровье».
Аркадия.
Ко второй, западной стороне галереи прилегает
ограда храма Великих богинь. Эти Великие богини – Деметра и
Кора, как я уже выяснил в рассказе о Мессении, но только Кору аркадяне
называют Сотерой (Спасительницей). Перед входом имеются два рельефных
изображения: одно – Артемиды,
другое – Асклепия и Гигиеи (Здоровья).
Если идти от истоков реки, то первым попадается
навстречу местечко Марафа, а за ним Гортина; при мне это была деревня, а
в более ранние времена – город. Здесь
есть храм Асклепия из пентеликонского мрамора; сам бог представлен еще
безбородым. Есть тут и статуя Гигиеи (Здоровья). Эти статуи – творение Скопаса. Местные жители еще рассказывают,
будто Александр, сын Филиппа, посвятил Асклепию панцирь и копье. И в мое
время тут были еще панцирь и наконечник копья.
Гигиее посвящен LXVIII орфический
гимн :
О, Гигиея, Исток изобилья, Всеобщая Матерь,
Ты управляешь, даруя веселье и сея достаток,
Ибо умеешь изгнать поразившие смертных болезни.
Всякий же дом, где тебя почитают, - как полная чаша:
В нем воцарился покой, процветают искусства любые.
Космос, твою красоту лицезрея, томится желаньем;
Лишь погубитель Аид ненавидит тебя, о Царица.
Светлое имя твое превозносят, согласно обету.
Вечноцветущая, ты - утешенье благое для смертных.
Ибо из всех ты одна безотказно приходишь на помощь.
Всякий, покорный тебе, обретает богатство и радость.
А непокорного ждет нищета и убогая старость.
Ибо над всеми царишь ты одна, о Заступница смертных.
Внемли, Богиня, приди, ограждая Своих посвященных
От злополучных скорбей, от болезней, сводящих в
могилу!
ГИМН КАЛЛИМАХА. LXVIII ГИГИЕЕ
(фимиам, манна)
Внемли, желанная, милая, в полном цвету, всецарицаГ
О Гигиея, о матерь всего, о дарящая счастье!
Все от тебя погибают болезни у смертного люда,
Радостно дом процветает любой твоею заботой,
Пышно ремесла цветут — весь мир тебя любит, царица,
Только Аид-душегубец к тебе отвращенье питает.
Полная жара, о званная всеми, отрада для смертных,
Если же нету тебя, то все для людей бесполезно:
Плутос — Богатство, кующее счастье, — нисколько не
сладок,
Муж без тебя превращается в старца, недужного тяжко,
Ибо одна ты владычишь над всем и над всеми, царица!
Ныне же к мистам гряди, о богиня, помощницей вечной,
Прочь отгоняя тяжелых болезней злосчастные муки!
*
В древней Греции не
существовало больниц в нашем понимании, а были асклепийоны – лечебницы при
храмах, названные по имени бога медицины Асклепия.
Храмы Асклепия в Греции
обычно располагались в местности с хорошим климатом. Лечение осуществлялось с
помощью музыки, молитв, правильного режима дня и питания, водных процедур,
массажа и сна в храме. Здесь же делались хирургические операции, о чем
свидетельствуют найденные при раскопках соответствующие инструменты.
Мифы донесли до нас рассказы
о великом врачевателе и его детях. Среди сыновей Асклепия мы видим Телесфора – гения выздоровления. Сыновьями Асклепия были «Подалир
и Махаон». Оба считались военными врачами и внесли немалый вклад в развитие
культа врачевания.
Среди дочерей великого врачевателя выделялась Панацея. Она считалась
персонификацией «исцеления». В отличие от своей примерной сестры Гигиеи,
Панацея желала найти лекарство от всех болезней, чего ей сделать так и не
удалось. Возможно, именно из-за своей гордыни поклонение этой богини было
распространено не так явно, как культ Гигиеи. Однако Панацея не отошла от дела
отца и также помогала ему в исцелении больных. Об этом мы узнаем от Аристофана,
из его комедии «Плутос»: «Панакея же ему закрыла покрывалом пурпурным и голову
и все лицо».
В числе наименее известных, можно выделить Иасо и Эглу. Первая олицетворяла
собой «лечение». Ей была посвящена часть жертвенника в святилище Амфиарая в
Оропе. Эгла (Огла) упоминается крайне редко, например, у Плиния.
И, наконец, Гигиея – самая почитаемая из детей Асклепия. Кроме того, что
она упоминается во многих источниках как помощница отца, у нее, по мнению
современных ученых, был свой отдельный, четко устоявшийся культ.
Главная легенда и Гигиее такова.
Жил на греческом острове Кос смертный Бог Асклепий – отверженный сын
Аполона и нимфы Корониды. Мудрый кентавр Хирон, будучи его опекуном и наставником,
обучил его искусству врачевания. Асклепий был усердным и талантливым учеником,
отчего быстро превзошел своего учителя. Много доброго делал он людям: лечил от
болезней и исцелял от недугов, учил местных жителей врачеванию.
Однажды пришел к Асклепию больной человек. Был он очень грязным, неряшливым
и плохо пах.
— Мудрый Асклепий, — молвил человек, — много я слышал о твоей доброте.
Излечи меня от моей болезни: у меня все время чешется кожа на теле, а живот мой
заполнили змеи и едят меня изнутри, так что болит он, не стихая, день и ночь.
Асклепий любил помогать людям, поэтому покрыл кожу человека маслами и
мазями. Заставил пить каждый день горькую полынь, чтобы извести всех червей из
его желудка. И, когда человек поправился, отправил того восвояси.
Через некоторое время пришел тот же человек к нему снова с болезнью такой
же. Но состояние человека было более серьезное, чем раньше. Излечить его было
труднее, но Асклепий три дня трудился не покладая рук и поднял больного на
ноги. Тот поблагодарил благодетеля и ушел жить как раньше жил.
Однако, спустя месяц, постучался в дом к Асклепию неряшливый человек и в
третий раз. Тот уж и не хотел браться за лечение. Мол, чем тут уже поможешь.
Аид приготовил для него место в его сонном царстве. Но, на счастье человека в
доме была младшая дочь и ученица врачевателя и богини Эпионы («облегчающая
боли») — Гигиея. Она часто помогала отцу: мыла и убирала в доме, следила за
порядком и чистотой.
Посмотрела Гигиея на грязного человека, возмутилась его неряшливости, и
быстро поняла, в чем причина его болезни.
— Отец, — воскликнула она, — змея болезни до тех пор будет жалить этого
человека, пока он не начнет мыть руки и есть хорошую пищу. Будучи таким грязным
нельзя быть здоровым.
Прислушавшись к дочери, Асклепий вылечил человека в третий раз и строго
наказал ему каждый день ходить в бани и мыть руки перед едой. Послушался
человек Асклепия и Гигиею и больше не обращался за помощью. С тех пор люди
стали почитать девушку, как Богиню чистоты и здоровья. В честь нее построили
храмы, посвятили ей гимны и назвали раздел превентивной медицины — Гигиена. Так
возникла легенда о гигиене.
*
Гигиея нередко рассматривается как вспомогательная богиня здоровья, главная «помощница» своего отца Асклепия,
родившего ее уже в своем посмертном божественном состоянии, как бог врачевания.
Сама Гигиея стала богиней
здоровья, или превентивной медицины. Вечно сопровождала своего отца, заботилась
о его змеях и фактически выступала его женской ипостасью вместе со своими
сестрами-братьями.
В роли «заместителя Асклепия»
выступает на небе, заменяя своего отца в
созвездии Змееносец.
Атрибуты Гигиеи определяются
ее мифологической функциональностью и аналогичны родительским: чаша и
обвивающая её змея, ставшие символом медицины, который так и называется – «сосуд Гигиеи». Гигиею
чаще всего изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из
чаши.
Змея. Почти во всех традициях
змея – символ тех богов, которые обладают ясновидением и
мудростью. В Греции змея является священным животным богини мудрости Афины.
Есть изображения Афины в образе Гигиеи, и наоборот, на некоторых монетах
найдены изображения Гигиеи с атрибутами Афины. В асклепийоне афинского Акрополя
была найдена статуя Афины-Гигиеи. Она олицетворяет принцип справедливой войны
за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинает
действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживает порядок-закон,
который царит первоначально.
Змея символизирует также и очищение.
В ряде эпосов змея
изображается с травой или цветком, приносящим бессмертие. Так, например, в
вавилонском эпосе «Поэма о Гильгамеше» змея похищает у Гильгамеша цветок
бессмертия.
Яд змеи может быть
лекарством, а может нести смерть. С этим связан один из основных принципов
медицины – мера.
Чаша. Чаша представляет сосуд
с исцеляющими средствами природы в широком смысле этого слова.
В античной мифологии боги
пили из чаши напиток бессмертия. Чаша с небесным напитком встречается и в
других мифах, в которых она иногда принимает форму рога, символа изобилия. В
скандинавской мифологии этот же рог служит символом здоровья, передавая людям
божественную силу. По-видимому, такое же значение небесного напитка,
сообщающего здоровье, имеет чаша и рог Асклепия и Гигиеи.
Греческая чаша без ножки,
фиал, использовалась в различных ритуалах. Именно с ней обычно изображалась
Гигиея. Она изготавливалась из дорогих металлов и украшалась изнутри
изображением лепестков лотоса, символа жизни.
Особый вид чаши для измерения
уровня воды в Ниле изображается на голове у бога Сераписа. Это символ гармонии,
ведь, чтобы Нил давал жизнь, воды в нем должно быть не много и не мало, а
столько, сколько нужно. Так же и на всех планах человека должна быть соблюдена
мера: не больше и не меньше.
Говоря о символике змеи и чаши, подразумевается принцип гармонии – согласия,
созвучия, соразмерности. И принцип очищения, благодаря которому утраченную
гармонию возможно восстановить. По преданию, змея, поедающая (или пьющая)
что-либо, служит счастливым предзнаменованием.
Таким образом, богиня Гигиея – божество, которое символизирует принцип здоровья как
гармонии на всех планах. Несоблюдение этих законов, разлад
между человеком и Природой – главная причина
всех болезней. Поэтому основным принципом, свойством Гигиеи была чистота.
Только благодаря чистоте на всех планах: физическом, энергетическом,
эмоциональном и мыслительном – человек может оставаться здоровым и выполнять
свою жизненную задачу.
Именно Гигиея дала название
медицинской дисциплине гигиене. Это всем знакомое слово
«гигиена» обозначает раздел медицины, посвященный предупреждению заболеваний,
укреплению здоровья и продлению жизни. Собственно и происходит
от греческого «hygieia» — «здоровье».
Как истинно цветущее здоровье
(hygeia) противопоставлялась болезни (nosos).
Пифагор утверждал, что
пентаграмма, или, как он её называл, гигиея (ύγιεια) (именно в честь богини здоровья Гигиеи) представляет собой
математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ =
(1+√5)/2 = 1,618…). Если разделить длину любого сегмента пентакла на длину
самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое
сечение, которое в свою очередь пересекает параллельно направленную нить (φ).
*
Культ Гигиеи сформировался,
вероятно, независимо от асклепиевского, на Пелопоннесе, с предположительным
центром в Титанисе близ Сикиона, и лишь в последствии их культы слились.
По некоторым данным, почитание культа Гигиеи началось около V в. до н. э..
Богиня здоровья Гигиея, единственная из божественных дочерей Асклепия,
наряду с ним и Аполлоном имела собственные жертвенные алтари. В дар ей
приносили золотые и серебряные волосы.
В Афинах она олицетворяла
чистый воздух и целебные источники. Культ богини Гигиеи пришел из Греции в Рим
вместе с культом Асклепия (уже в Риме – Эскулап).
До этого в Риме существовала своя богиня здоровья, символизировавшая здоровье и
хорошее самочувствие; сначала ее называли Валетуда, а к концу периода Римской республики
стали называть Салюс (Здоровье).
Её изображение встречается на
монетах императорского Рима. Была тождественна сабинской богине Стрении в честь
которой преподносились новогодние подарки.
Как богиня, олицетворявшая
здоровье римского народа (Salus publica populi Romani), она имела храм на
Квиринале.
Во времена Империи богиня
Салюс почиталась как охранительница императорской фамилии или императора. Ей
часто возносились молитвы жрецами и магистратами, особенно в начале года, во
времена эпидемии, в дни рождения императоров. При Нероне были учреждены
повторявшиеся через четыре года на пятый игры, посвященные благополучию и
здоровью (Saluti) императора. В императорскую эпоху был обычай клясться per
Salutem императоров, причем такая клятва
соблюдалась даже христианами, которых не связывала клятва гением или фортуной
императора.
*
Гигиея упоминается в Клятве Гиппократа :
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и
Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно,
соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное
обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими
родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему
в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они
захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора;
наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям,
сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по
закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с
моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и
несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не
покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине
абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё
искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной
болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни
вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного,
неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами,
свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни
увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует
когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне,
нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и
слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву
да будет обратное этому».
Возникновение клятвы значительно
древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым
потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в
род. Клятва была впервые записана Гиппократом в эллинистической Александрии при
Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с
III века до н. э.
Древнеримская статуя Гигиеи
Богиня Гигиея стоит рядом со
своим отцом богом Асклепием. Она держит в руке змея, а у него, - посох, обвитый
змеями. Римская копия эпохи Адриана с
позднеэллинистического оригинала.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия-Климента
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия-Климента
Гигиея. Мрамор. Римская
копия греческого образца первой трети I в. до н. э. Вена, Музей истории
искусств.
Гигиея, Рубенс, ок.1625
Гигиея, Фердинанд Георг
Вальдмюллер, 1826, одна из четырех заставок, посвященных медицине
Густав Климт, 1900 - 1907, деталь
полотна «Медицина»