Луций Сенека писал: «Главная причина надежды и страха - наше неуменье приноравливаться к настоящему и привычка засылать наши помыслы далеко вперед. Так предвидение, величайшее из данных человеку благ, оборачивается во зло. Звери бегут только при виде опасностей, а, убежав от них, больше не испытывают страха. Нас же мучает и будущее, и прошедшее. Из наших благ многие нам вредят: так память возвращает нас к пережитым мукам страха, а предвиденье предвосхищает муки будущие».
Сенека пишет, что зачастую мы начинаем бояться будущих несчастий задолго до того, как они действительно нас настигают, и этими страхами портим себе жизнь.
Сенека пишет, что зачастую мы начинаем бояться будущих несчастий задолго до того, как они действительно нас настигают, и этими страхами портим себе жизнь.
Он пишет Луцилию: « Вероятно, что случится беда. Но не сей же миг! И как часто нежданное случается! Как часто ожидаемое не сбывается! Даже если нам предстоит страданье, что пользы бежать ему навстречу? Когда оно придет, ты сразу начнешь страдать, а покуда рассчитывай на лучшее. Что ты на этом выгадаешь? Время! Ведь порой среди пожара открывается дорога к бегству, рухнувший дом мягко опускал некоторых на землю, рука, поднесшая к затылку меч, порой отводила его, и жертве удавалось пережить палача. Ведь и злая судьба непостоянна. Может быть, беда случится, а может и не случится; пока же ее нет, и ты рассчитывай на лучшее.»
*
В нашей жизни мы часто используем различные фразеологизмы и красочные идиомы, иногда даже, просто не задумываясь над происхождением этих устойчивых выражений. «Дамоклов меч» - одно из таких. Это довольно распространенное понятие. Всем нам известное выражение, пришедшее в наш обиход из древнегреческих мифов - «Дамоклов меч» - пользуется большой популярностью в современной культуре и политике. Один из наиболее известных случаев его употребления - в 1961 году, во время холодной войны, когда американский президент Джон Ф. Кеннеди выступил с речью перед Организацией Объединенных Наций. Он сказал: «Каждый мужчина, женщина или ребенок живет под ядерным дамокловым мечом, способным упасть в любое время из-за случайности, просчета или безумия».
Дамоклов меч
Трудно сказать насколько много тут мифологии а насколько правды, но в любом случае, Дамокл – это личность реально существовавшая. Дамокл (Δαμοκλης) — придворный любимец и угодник сиракузского тирана Дионисия Старшего (405—367 г. до Р. X.)(по другим источникам – Дионисия II), страдавшего под старость крайнею подозрительностью к людям и страхом покушений на его жизнь. В древнегреческой терминологии понятие «тиран» означало любого правителя, пришедшего к власти в результате переворота. Воцарившиеся на острие копья мало чем отличались от обычных правителей и даже покровительствовали искусству. Однако страх, что историю «подправит» другой и свергнет уже тебя, не давал им покоя.
История возникновения выражения «Дамоклов меч» берет свое начало в «Тускуланских беседах» Цицерона (книга V «О самодовлеющей добродетели») :
Тридцать восемь лет Дионисий был тираном Сиракуз, придя к власти в двадцать пять лет. Какой прекрасный и какой богатейший город поверг он под иго рабства! Хорошие историки пишут, что хоть он и был человеком умеренной жизни и больших государственных способностей, нравом он был неправосуден и жесток. Из этого понятно всякому, кто умеет видеть суть: он не мог не быть несчастнейшим человеком. То, чего он больше всего желал, ускользало у него из рук тем скорее, чем большей властью он обладал. Хоть был он из хорошего знатного рода (об этом, впрочем, историки пишут по-разному), обладал в изобилии дружескими и родственными связями, а с некоторыми юношами находился, по греческому обычаю, в любовной связи, — но не доверял он из них никому, а доверял только рабам из богатых домов, им самим отпущенным на волю, а также некоторым пришельцам и диким варварам, которых только и допускал себя охранять. Так ради низкой жажды власти он словно самого себя заключил в темницу. Даже стричь себя он научил родных дочерей, не доверяя цирюльнику: и вот царские дочери, как рабыни, ремесленнически подстригали волосы и бороду отца. Но даже им доверял он не вполне, и когда они подросли, он отобрал у них бритвы и велел опалять себе бороду и волосы раскаленными ореховыми скорлупками. К двум своим женам — сиракузянке Аристомахе и взятой из Локров Дориде — он приходил по ночам так, чтобы заранее все осмотреть и разузнать. Спальный покой его был окружен широким рвом, через который был переброшен лишь деревянный мостик, и он всякий раз сам за собою его поднимал, запираясь в опочивальне. Выступая в народном собрании, он уже не решался стоять прямо перед народом, а говорил свои речи с высокой башни. Он любил играть в мяч и часто этим развлекался; однажды, раздевшись перед игрой, говорят, он отдал вместе с мечом одежду любимому мальчику; один из друзей в шутку сказал: «Вот кому все-таки доверяешь ты свою жизнь!» И мальчик улыбнулся. Дионисий за это приказал казнить обоих — одного за то, что тот подал мысль об убийстве, другого за то, что он своей улыбкой ее одобрил. При этом он горевал, как никогда в жизни, — ведь он убил мальчика, которого очень любил. Так души бессильных раздираются противоположными страстями: последовав одной, идешь против другой.
Впрочем, тиран и сам понимал, что это за блаженство. Один из его льстецов, Дамокл, разглагольствовал о царском богатстве, могуществе, величии, изобилии, роскоши дворцов и утверждал, что блаженнее Дионисия никого нет на свете. «Хочешь, Дамокл, — спросил тот, — если тебе нравится такая жизнь, изведать ее самому и испытать, как я живу?» Тот согласился; Дионисий уложил его на золотое ложе, застланное роскошным и богато расшитым ковром, под штучным потолком, украшенным золотом и серебром; потом велел мальчикам отборной красоты стать вокруг стола и угодливо прислуживать ему по первому знаку. Вокруг были благовония, цветочные венки, курились ароматы, стол был полон изысканных яств, — Дамоклу казалось, что он на верху блаженства. Среди всей этой пышности тиран приказал подвесить к потолку на конском волосе блестящий меч, чтобы он пришелся над самой головой блаженствующего. Увидев это, Дамокл не стал смотреть ни на красавцев-прислужников, ни на серебряную чеканную посуду, не притронулся к пище, венки сами соскользнули у него с головы, и он стал умолять Дионисия отпустить его: больше уж блаженства ему не надо. Разве не достаточно ясно показал этим Дионисий, что нет блаженства для того, над кем вечно нависает страх. И при всем этом Дионисий не исцелился душой, не воротился к правой жизни, не воротил гражданам свободу и полноправие: он запутался в сетях заблуждений еще в безрассудном возрасте и наделал столько бед, что, даже взявшись за ум, уже не мог исцелиться.
Как он мечтал о настоящей дружбе, в которой можно не бояться неверности, показывает известный случай с двумя пифагорейцами, из которых один остался заложником смерти другого, а второй пришел к сроку казни, чтобы освободить друга:«О, если бы я мог быть третьим в вашей дружбе!» Как несчастен был он без дружеских уз, без товарища в жизни, без откровенной речи, — он, смолоду ученый и искушенный в благородных науках! Ведь он был искусен в музыке, был сам поэтом-трагиком (хорошим или нет — другой вопрос: в этом деле почему-то каждый сам себе хорош; из всех поэтов, которых я знал, — а я водился даже с Аквинием!— каждый считал себя лучше всех, — что делать, тебе мило твое, мне мое!). И вот такой-то человек был вовсе лишен человеческого общества и обращения, а жил среди беглых, среди преступников, среди варваров и не верил, что кто-нибудь достойный свободы или хоть чающий свободы может быть ему другом.
Упоминается также и у Горация (Оды, Книга III):
Толпой клиентов будет мной сильней, -
Но без пристрастья жребьем решает Смерть
Судьбу и знатных и ничтожных:
Выкинет урна любое имя.
Над чьей безбожной шеей повиснул меч
Изъят из ножен, вкус усладить тому
Не сможет пир и сицилийский:
Сна не вернут ему птичек песни
В общем суть того что значит «Дамоклов меч» должна быть ясна - это понимание того насколько призрачно любое благополучие и что человека в принципе может подстерегать любая опасность, готовая обрушиться на него в любое время.
Сюжет этот был популярен, его часто изображали мастера-живописцы.
Сюжет этот был популярен, его часто изображали мастера-живописцы.
Felix Auvray "Меч Дамокла"
Richard Westall "Меч Дамокла"
Wenceslas Hollar "Меч Дамокла"
Комплекс Дамокла
Интересно, что история Дамокла как сценарий жизни часто используется в психологии и определение здесь простое до невозможности, а именно - Дамоклов комплекс, или «После того, как…»
«Сегодня я могу радоваться, но ЗАВТРА мне ПРИДЕТСЯ за это ЗАПЛАТИТЬ», – уверены люди, живущие по сценарию Дамокла.
Сценарий «Дамоклов меч» (по Берну).
«Ты благополучен лишь тогда, когда радуешь других», «Я надеюсь, что радую других, но боюсь, что в любой момент все закончится и меня накажут». «Мне сейчас так хорошо, но что будет завтра? Мое благополучие зависит от вашего настроения»….- все это сценарии Дамокла.
Дамоклу на один день было позволено блаженствовать в роли царя. Во время пира он увидел обнаженный меч, висящий на конском волосе над его головой, и понял призрачность своего благополучия. Девиз этого сценария: «Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья». Ключ этого жизненного сценария — это зависший меч над головой. Это программа на выполнение какой-то задачи (но задачи не своей, а родительской, причем негативной). «Вот выйдешь замуж, наплачешься» (в итоге: или неудачное замужество, или нежелание выходить замуж, или сложности в создании семьи и одиночество). «Когда вырастишь ребенка, тогда ты почувствуешь себя на моем месте!» (в итоге: или повторение неудачной программы своей матери после того, как вырастет ребенок, или нежелание иметь ребенка, или вынужденная бездетность). «Гуляй, пока молодой, потом наработаешься» (в итоге: или нежелание работать и тунеядство, или с возрастом — тяжелый труд). Этот сценарий поведения называют «После…» Человек, выполняющий сценарий «После» помнит, что за любой радостью последует расплата. «Отличная вечеринка! Но завтра будет болеть голова». Всегда помнит. И не очень-то радуется, честно говоря. Предпочитает думать и о грядущей расплате и ждать ее.
Как правило, люди с этим сценарием живут одним днем в постоянном ожидании несчастий в будущем.
«Сегодня я могу радоваться, но ЗАВТРА мне ПРИДЕТСЯ за это ЗАПЛАТИТЬ», – уверены люди, живущие по сценарию Дамокла.
Меч Дамокла - символ неизбежной судьбы, быстротечности счастья и благополучия. Это перманентное нахождение в стресс–состоянии, тревоги за будущее.
Паттерн «После» представляет собой обратную сторону процесса в сценарии «Пока не». Это некий перевертыш - установка «Пока не»… Только тут человек ожидает некой расплаты за то что ему сейчас хорошо. Такой тип людей вечно ожидает двойной расплаты за радости и удачи которые к нему приходят.
Такие люди также часто легко поддаются влиянию извне в контексте «пугалок» страшным судом, адом, чертями и т.п, что будут варить их в котле. Это удобная манипуляция и запугивание, которое создает дешевый вариант морали. Просто бойся и лучше ничего не делай, ничего не желай и не проявляй инициативы.
А вот психолог из Центра технологических исследований в Штутгарте Ортвин Ренн выделяет четыре основных образа риска различных по степени реальной угрозы и первый из них – «Дамоклов меч», а проще говоря «пан или пропал». Риск обретает силу рока, последствия которого непредсказуемы. А времени чтобы справится с опасностью уже нет.
Такие люди также часто легко поддаются влиянию извне в контексте «пугалок» страшным судом, адом, чертями и т.п, что будут варить их в котле. Это удобная манипуляция и запугивание, которое создает дешевый вариант морали. Просто бойся и лучше ничего не делай, ничего не желай и не проявляй инициативы.
А вот психолог из Центра технологических исследований в Штутгарте Ортвин Ренн выделяет четыре основных образа риска различных по степени реальной угрозы и первый из них – «Дамоклов меч», а проще говоря «пан или пропал». Риск обретает силу рока, последствия которого непредсказуемы. А времени чтобы справится с опасностью уже нет.
Кому в такой ситуации не повезет : как ни парадоксально, чрезмерно нерешительным людям, поскольку упреждающие меры не были приняты (побоялись с кем-то объясниться или обратиться к врачу) и ситуация вышла из-под контроля.
*
Американский
профессор медицины Джеральд П. Кучер (Gerald P. Koocher) придумал обозначение «дамоклов синдром»,
когда он заметил , что молодые люди больные раком и которым удалось
"победить" эту болезнь или перейти в стадию ремиссии, испытывали
сильный, но особой природы стресс
в течение многих лет , когда они старалась принять свою болезнь (осознать
ее ментально). Это было похоже
на меч, который постоянно висит над их головами, и они никогда не знают,
когда он сорвется и упадет на них. Его термин «дамоклов синдром», получил
широкое признание в медицинском сообществе после публикации книги на эту тему.
***
Использованная литература :
Марк Туллий Цицерон "Тускуланские беседы"
Щербатых Ю.В. "Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих"
Энциклопедия символики и геральдики.